Цена искусства: самые дорогие картины столичных галерей. Пикассо в москве картины
ПИКАССО И РОССИЯ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Виталий Мишин
Номер журнала:
#4 2015 (49)Среди всех выставок Пикассо, проходивших в России за последние 50 с лишним лет, выставка 2010 года - самая масштабная и представительная. «Русский акцент» придают этому событию и другие моменты: в московскую экспозицию были включены некоторые картины из собрания ГМИИ; кроме того, она содержала раздел, посвященный «Русскому балету Дягилева», а также архивные документы, рассказывающие о дружбе Пикассо с Ильей Эренбургом. В краткой заметке можно лишь пунктирно наметить различные аспекты необъятной темы «Пикассо и Россия».
Многочисленные и исключительные по качеству произведения Пикассо в ГМИИ и Эрмитаже происходят из коллекций Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Считается, что Щукин познакомился с Пикассо при посредничестве Матисса в сентябре 1908 года. Одним из первых (наряду с Гертрудой Стайн, Амбруазом Волларом, Даниэлем-Анри Канвейлером) Щукин разглядел в молодом испанце художника, которому суждено было совершить революцию в современном искусстве. Но даже Щукину, более многих критиков и коллекционеров открытому новым веяниям, потребовалось время и внутреннее усилие, чтобы адаптироваться к резкому повороту, происшедшему в искусстве Пикассо в 1907 году (когда была написана картина «Авиньонские девицы»). Однако собиратель доверял художнику: «Наверное, прав он, а не я», - говорил Щукин, и интуиция его не обманула. В конце концов Щукин, преодолев сомнения и поддавшись магии Пикассо, стал обладателем выдающейся коллекции кубистических работ мастера, в том числе таких ключевых произведений, как «Дружба» и «Три женщины» (обе - 1908). Купил Щукин и работы, относящиеся к предшествующим периодам - «голубому» и «розовому». В 1914 году, когда война прервала все закупки, в особняке Щукина в Большом Знаменском переулке находилась 51 работа Пикассо: эта коллекция была тогда лучшей в мире. Что касается Морозова, он не стремился к такой полноте представления творчества Пикассо, но все купленные им картины относятся к числу безусловных шедевров - «Странствующие гимнасты» (1901), «Девочка на шаре» (1905) и «Портрет Воллара» (1910).
Творчество Пикассо возбуждало споры о путях современного искусства и тем самым служило неким «бродильным ферментом» в процессе становления русского авангарда. С одной стороны, русских художников привлекали работы протокубистического и раннекубистического периода 1907-1908 годов, в которых обнаруживается тяготение к примитивизму, к упрощению и огрублению форм. У Пикассо это было связано с освоением архаической иберийской и негритянской скульптуры, а у русских (Михаил Ларионов, Наталия Гончарова) примитивизм опирался на собственные национальные традиции (лубок, уличные вывески, иконы). С другой стороны, русские художники восприняли сезанновскую «закваску», и не только непосредственно в полотнах Сезанна, но и опосредованно, через картины Пикассо 1909 года (так называемый «сезанновский кубизм»), а начиная с 1913 года многие из них развивались в русле аналитического и синтетического кубизма, принципы которого также были заложены Пикассо1 (совместно с Жоржем Браком), Дальнейшее развитие в этом направлении, доведенное до логического предела, привело к возникновению таких радикальных явлений в искусстве XX века, как супрематизм и конструктивизм, связанных с именами соответственно Казимира Малевича и Владимира Татлина, Конечно, нельзя забывать о «футуристической» составляющей русского авангарда, но «кубистический», аналитико-синтетический метод Пикассо неизменно оставался одним из «ингредиентов» русского кубофутуризма2.
Русские религиозные философы (Сергей Булгаков, Николай Бердяев) интерпретировали творчество Пикассо в свете собственных идей, Булгаков противопоставляет «эстетическое мировосприятие» Матисса и «в глубочайшей степени мистическое искусство» Пикассо, «Когда,,, вы входите в комнату [в доме Щукина, - В.М.], где собраны творения Пабло Пикассо,,, - пишет философ, - вас охватывает атмосфера мистической жути, доходящей до ужаса», «Это есть если не религиозная, то уж во всяком случае мистериальная живопись», - замечает он, Все творчество Пикассо, говорит философ, «есть вопль ужаса пред миром», Правда, не все современники Пикассо готовы были признать, как бы сказал Булгаков, «мистическую подлинность» его произведений, Так, Яков Тугендхольд скорее видел в них «чисто формальные искания», В 1914 году, рассуждая о Пикассо, он кратко и емко формулирует принцип, лежащий в основе эстетики кубизма: «Он [Пикассо] хочет изображать предметы не такими, какими они кажутся глазу, но такими, каковы они суть в нашем представлении», Иван Аксенов, автор первой монографии о Пикассо3, полемизируя с Бердяевым, упрекает его в том, что тот не столько анализирует картины художника, сколько описывает собственные «эсхатологические переживания по поводу живописи П, Пикассо», Сам Аксенов был сторонником формально-аналитического метода4.
По инициативе Жана Кокто в конце весны 1916 года Пикассо приехал в Рим, чтобы участвовать в постановке балета «Парад» на музыку Эрика Сати силами труппы «Русский балет Дягилева»5, Гийом Аполлинер писал, что вместе с Мясиным Пикассо «впервые осуществил этот союз живописи и танца, пластики и мимики, который свидетельствует о явлении какого-то более совершенного искусства», В «Параде» Аполлинер увидел «род сюрреализма, отправную точку ряда проявлений того нового духа, которому предстояло до основания преобразовать искусство и нравы».
Особенно близкие отношения сложились у Пикассо с Игорем Стравинским, Они познакомились в 1917 году в Риме и вскоре стали неразлучными друзьями, Стравинский часто подолгу засиживался в мастерской Пикассо, они вместе бродили по Риму и Неаполю, впоследствии встречались и в Париже.
Общение было прервано отъездом композитора в США в 1939 году, Стравинский, по его собственному признанию, «интуитивно чувствовал, что искусство Пикассо ему дорого и близко», Художник исполнил ряд выразительных графических портретов своего друга.
Сотрудничество Пикассо с русской труппой обогащало обе стороны, Его роль не ограничивалась созданием декораций и костюмов; в случае с «Парадом» (как впоследствии и с «Меркурием») он вторгался в разработку либретто и в какой-то мере определял эстетику сценической постановки в целом. По свидетельству Тамары Карсавиной и Игоря Стравинского, Пикассо прекрасно чувствовал дух театра и понимал требования сцены, Посещая репетиции и спектакли и наблюдая человеческое тело в движении, он делал многочисленные зарисовки, пополняя тем самым свой «пластический репертуар». Выполненные в минуты досуга и веселья портретные шаржи (на Дягилева, Бакста, Мясина, Кокто) передают атмосферу дружеского общения, царившую в театре.
Встреча Пикассо с артистами дягилевской антрепризы имела важные последствия и для личной жизни художника: он познакомился с танцовщицей Ольгой Хохловой. После парижской премьеры «Парада» Пикассо последовал за труппой в Испанию. В Барселоне он представил Ольгу своей матери. Бракосочетание состоялось в Париже 12 июля 1918 года.
Ольга склоняла Пикассо вести более «нормальную» жизнь и стремилась вырвать мужа из привычной для него богемной среды. Этому способствовал и переезд в респектабельный район Парижа на улицу Ла-Боэси. В салоне, предназначенном для приема гостей и званых обедов, безраздельно распоряжалась Ольга. Пикассо устроил себе мастерскую на втором этаже. Это был его мир, где царил творческий хаос. Ради любви к жене Пикассо готов был мириться со светскими условностями, но внутреннее отчуждение супругов постепенно усугублялось. В счастливые моменты создавались портреты Ольги, исполненные классической гармонии. Пикассо было дано испытать радости отцовства. Маленький Пауло, родившийся в феврале 1921 года, появляется в произведениях Пикассо один и с матерью. Изображения Ольги исчезают из творчества художника после 1923 года. Дальнейшие события составляют хронику семейной драмы, но остаются за рамками истории искусства.
В 1918 году коллекции Щукина и Морозова были национализированы и составили основу Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1920-е и 1930-е годы произведения Пикассо оставались доступны публике, но все чаще интерпретировались в духе вульгарной социологии, позднее - с позиций «реализма»6. После возвращения фондов ГМНЗИ из эвакуации в 1944 году экспозицию музея не восстанавливали. В 1948-м он был ликвидирован «как рассадник формалистических взглядов», собрание разделили между ГМИИ и Эрмитажем. Разделенной и надолго скрытой от глаз зрителей оказалась и коллекция картин Пикассо.
Еще одна грань рассматриваемой темы - отношение Пикассо к коммунизму и к Сталину. В 1944 году художник вступил во Французскую коммунистическую партию и в полном согласии со своими антифашистскими, антивоенными и антибуржуазными убеждениями оставался ее членом до конца жизни. В марте 1953 года в связи со смертью Сталина Луи Арагон обратился к Пикассо с просьбой сделать какой-нибудь рисунок для руководимой им газеты «Les Lettres Franсaises». Пикассо изобразил Сталина молодым (по фотографии). Это вызвало скандал: руководство ФКП осудило рисунок как не соответствующий сложившемуся образу «отца народов». Впоследствии разоблачения преступлений сталинского режима в докладе Хрущева на XX съезде КПСС, события в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) стали серьезным испытанием для симпатий Пикассо к коммунизму.
В этот период роль посредника между Пикассо и советской Россией играл Илья Эренбург, который был знаком с художником с 1914 года. Особенно тесными их отношения стали после 1945 года. Эренбург руководил пропагандой Движения сторонников мира; не без его влияния в это движение Был вовлечен и Пикассо, создавший в 1949 году свою знаменитую «Голубку» - символ мира. Эренбург выступал кем-то вроде адвоката коммунизма перед лицом западной интеллигенции и вместе с тем терпеливо, настойчиво способствовал знакомству советских людей с достижениями современного западного искусства. Он выполнял эту мучительно-двойственную миссию с Большим достоинством и дипломатическим тактом.
Именно Эренбургу, который с 1955 года был председателем советского «Общества друзей науки и культуры Франции», принадлежит основная заслуга в организации первой выставки произведений Пикассо в России, открывшейся 26 октября 1956 года в ГМИИ. По прошествии трех недель выставка была перевезена в Ленинград и показана в Эрмитаже. Ее ядро составили 29 картин, предоставленных самим мастером, экспонировались также произведения из собраний ГМИИ и Эрмитажа, из частных коллекций Эренбурга и Сергея Юткевича. Это событие вызвало Большой общественный резонанс. Многие, особенно представители молодого поколения, восприняли выставку как еще один знак «оттепели». Но из лагеря приверженцев социалистического реализма доносился довольно громкий ропот протеста. В 1962 году Пикассо была присуждена Ленинская премия мира (за 1961 год), и Эренбург, который немало этому содействовал, впоследствии самолично вручал медаль художнику, жившему тогда в Мужене. Приехать ради этого в Москву Пикассо отказался.
Статус «борца за мир» и лауреата Ленинской премии хотя бы отчасти ограждал Пикассо от обвинений в «формализме» и облегчал организацию выставок его произведений при советском режиме. Если говорить только о ГМИИ, такие выставки - как на основе собственного собрания, так и с участием зарубежных коллекций (из Барселоны, Парижа, Нью-Йорка и других городов) - музей проводил в 1966, 1971, 1982, 1988, 1990, 1991, 1993, 1997, 2004 годах. Особенно масштабной стала выставка 1982 года, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера и устроенная совместно ГМИИ и Эрмитажем. При этом редкая монографическая выставка Пикассо, где бы она ни проходила, может обойтись без произведений художника из музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
Отечественное искусствознание за последние полвека заметно продвинулось в изучении творчества Пикассо в целом и его произведений в российских музеях, в частности7. Освоение наследия художника в России - трудный, но плодотворный процесс. Мы продолжаем осмыслять неисчерпаемый «феномен Пикассо», глядя на него из XXI века.
- На Владимира Татлина, побывавшего в мастерской Пикассо в начале 1914 года, особенно сильное впечатление произвели его ассамбляжи, конструкции из раскрашенного дерева и жести.
- В контексте этой проблематики можно рассматривать и творчество других авангардистов - Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Ивана Пуни, Владимира Баранова-Россине, Ивана Клюна.
- Аксенов И.А. Пикассо и окрестности. М., 1917
- Из авторов, писавших о Пикассо в период между серединой 1910-х и началом 1920-х годов, можно назвать также Георгия Чулкова, Петра Перцова, Николая Пунина.
- Пикассо оформлял и другие дягилевские балеты: «Треуголка» (1919), «Пульчинелла» (1920), «Cuadro Flamenco» (1921), «Голубой экспресс» (1924). В рамках «Парижских вечеров» графа де Бомона Пикассо и Леонид Мясин поставили также балет «Меркурий» (1924).
- В 1933 году вышел очерк о Пикассо Нины Яворской, сотрудницы ГМНЗИ.
- Первой публикацией российских авторов о художнике, появившейся после долгого молчания, стала книга Игоря Голомштока и Андрея Синявского, изданная в 1960 году с предисловием Ильи Оренбурга. С тех пор о Пикассо писали Михаил Алпатов, Нина Дмитриева, Мария Зубова, Альберт Костеневич, Анатолий Подоксик, Марина Бессонова, Валерий Турчин, Михаил Бусев, Александр Бабин, Борис Зингерман, Светлана Батракова, Валентина Крючкова, Александр Якимович и другие. Фигура Пикассо, разумеется, привлекала внимание и исследователей русского авангарда: Дмитрия Сарабьянова, Глеба Поспелова, Анатолия Стригалева.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru
три выставки в Москве, посвященные испанскому гению
"СТРАСТЬ. КРОВЬ. ВИНО. ЖЕНЩИНЫ"
"Страсть. Кровь. Вино. Женщины". Так называется выставка Пабло Пикассо в столичной Altmans Gallery. Выставка работает меньше месяца, с 28 сентября до 22 октября. А между тем увидеть ее надо всем ценителям творчества испанского гения. И даже тем, кто видел главные шедевры Пикассо в музеях Испании и Франции. Да что там - всем, кому в принципе интересно современное искусство! Мало кто из художников 20 века может сравниться с Пикассо по своему новаторству и влиянию.
Пабло Пикассо. "Женщина в мантилье Кармен". Предоставлено Altmans Gallery.
На выставке в Москве представлены работы испанского гения из частных собраний и из коллекции галереи. Прежде они были недоступны широкой публике в России. Все они связаны темой страсти. И в первую очередь - со страстью к женщине (будь то Кармен или жена художника Ольга Хохлова) и страстью к корриде.
Выставка проходит при поддержке Института Сервантеса в Москве.
Адрес московского филиала Altmans Gallery: Новинский бульвар, 31, ТДЦ «Новинский».
Билет стоит 300 рублей.
"ГЕРНИКА: ИСПАНИЯ, 1937 - МОСКВА, 2017"
Институт Сервантеса в Москве отметил 80-летие создания «Герники» Пабло Пикассо проектом «Гернúка: Испания 1937 – Москва 2017». На этой выставке нет работ самого Пикассо - есть живописные полотна, рисунки, скульптуры, инсталляции сорока российских, испанских и латиноамериканских художников, вдохновленных одним из главных шедевров 20 века.
Лиза Ольшанская ... вышила на белом полотне рисунок Пикассо к "Гернике". Это одна из работ, представленных на выставке в Институте Сервантеса.Фото: Юлия СМИРНОВА
Герника - это город в испанской Стране Басков, разрушенный немецкой авиацией 26 апреля 1937 года, во время гражданской войны в Испании. «Гернúка» Пикассо не только считается одним из величайших художественных произведений, но и стала символом ужасов войны.
- Правительство испанской республики заказало Пикассо картину для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже 1937 года. В стране шла гражданская война. И привлечь самого известного на то момент в мире испанского художника было не менее важно, чем выиграть крупное сражение, - рассказывает об истории создания шедевра Татьяна Пигарева, куратор выставки, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве. - Чуть раньше Пикассо был назначен республиканцами директором музея Прадо в Мадриде. Руководил он им на расстоянии, из Парижа, но очень этим гордился этой должностью.
На картине, которая кажется черно-белой, как и после любой трагедии, все же появляются яркие краски... "Герника. Цвет. Герника в цвету" Татьяны Пигаревой.Фото: Юлия СМИРНОВА
Но когда Пикассо закончил "Гернику", правительство республики было шокировано работой Пикассо. Представители Страны Басков предложили убрать её из испанского павильона и заменить "нормальной" картиной. Ле Корбюзье написал, что работа видела в основном спины посетителей. И лишь Долорес Ибаррури сказала - нет, это победа на фронте республики.
Вадим Мартин и Лия Позднякова. "Казалось, страшнее быть не может/нет/может!...". Это тоже о "Гернике".
После парижской выставки работа Пикассо отправляется по миру. "Герника" увидела 45 горов, перед тем оказаться в Музее современного искусства в Нью-Йорке. По завещанию Пикассо, она должна была оказаться в Испании, когда там будет восстановлена демократия. В 1981 году в результате очень долгих переговоров испанское правительство привозит "Гернику" из Нью-Йорка в Мадрид. По словам Долорес Ибаррури, это был последний беженец, вернувшийся в Испанию после Гражданской войны.
Адрес Института Сервантеса в Москве: Новинский бульвар, 20А. Выставка работает до 2 октября.
Вход свободный.
Художники из России, Испании, Кубы создали свои вариации на тему "Герники". Возможно, они вдохновят кого-то из зрителей поехать в Мадрид и увидеть сам шедевр Пикассо в Музее королевы Софии.Фото: Юлия СМИРНОВА
"ПИКАССО МЕЧТАЛ ПИСАТЬ КАК ДЕТИ, А ДЕТИ ПИШУТ КАК ПИКАССО"
«Я потратил целую жизнь, чтобы научиться писать, как ребенок», – признавался Пабло Пикассо. А еще он говорил, что «все дети рождаются художниками - проблема в том, чтобы остаться художником к тому моменту, как ты станешь взрослым».
Российским и испанским юным художникам пока не надо стараться писать "как дети" - им самим от 4 до 16 лет. Они смотрят на шедевры Пикассо, пишут свои картины маслом, акварелью, акрилом "по мотивам" его работ и учатся творчеству, "ловят" свое видение мира и его отражение в искусстве. Получается очень ярко и талантливо - на выставке точно получите удовольствие.
Адрес Института Сервантеса в Москве: Новинский бульвар, 20А. Выставка работает до 29 октября.
Вход свободный.
А что, Пикассо вовсе не зря мечтал писать как дети! Это лишь несколько работ с выставки в Институте Сервантеса.Фото: Юлия СМИРНОВА
www.kp.ru
Выставка Пикассо в Москве - Юс Малый
Картина не должна быть обманкой для зрения, она должна быть обманкой для ума…Пабло Пикассо
В пятницу (26 февраля) ходили на выставку «Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Пожалуй, самая разрекламированная и самая ожидаемая в Москве выставка за последнее время.
1. 2.2. Автопортрет. 1906
Не могу сказать, что я являюсь большой поклонницей творчества Пикассо, но пропустить такое событие просто нельзя. Решили пойти в первый же день, как только выставка открылась для всех смертных, в надежде, что еще всё-таки не все знают про выставку, а потому очередь будет не бесконечной. По опыту знаю, что в первые дни очереди на подобные мероприятия меньше, чем в середине и особенно в конце. Хотя накануне анонс, выставки, по-моему, прошел по всем каналам. Нам повезло и очередь, действительно, была не столь длинная, видали и больше. В результате простояли час сорок, причем 40 минут не было вообще никакого движения. За это время очередь увеличилась вдвое, всё-таки вовремя мы пришли…
Вообще в этот день у меня было какое-то особо острое отношение к наглости и бесцеремонности. И если в общественном транспорте это уже не удивляет, то при входе на выставку это воспринималось как какой-то нонсенс. Когда люди в наглую лезут без очереди на выставку, а другие стоят в ожидании часами, это поражает, раздражает и больше всего огорчает… Вот они истинные ценители искусства!..
Хотя… в музее обо всем сразу же забывается. Никакой толкотни и суеты нет, а ведь за дверями столько желающих приобщиться к великому… Выставка очень масштабная, поражает количество экспонатов: более 240. Тут и картины, и скульптуры, и рисунки, и фотографии… Эта выставка стала возможна в Москве во многом благодаря тому, что Национальный музей Пикассо в Париже временно закрыт на реконструкцию.На выставке представлены все периоды творческого развития Пикассо, начиная с его ранних опытов и кончая творениями последних лет жизни. Конечно, тут есть и уже знакомые картины из собрания ГМИИ голубого и розового периодов, дополненные парижскими полотнами.
3. 4.3. Селестина (Женщина с бельмом). 1904.4. Девочка на шаре. 1905.
И почему-то именно знакомые работы больше всего и привлекают внимание.
Не оставляют равнодушными и первые шаги мастера навстречу кубизму. С каждой картиной нарастает драматизм, обостряется новое видение мира.
5. 6.5. Дерево. 1907.6. Три фигуры под деревом. 1907-1908.
И вот уже перед нами первоклассные образцы «аналитического» и «синтетического» кубизма.
7. 8. 9.7. Мужчина с мандолиной. 1911.8. Мужчина с гитарой. 1911.9. Мужчина с усами. 1914
Мимо этих работ невозможно пройти, не остановившись: они притягивают взгляд, а вслед за ним и мысль. И тут уже начинаются догадки, обсуждения. Все хотят разобраться, понять, объяснить другим… Пожалуй, работы именно этого периода мне более всего интересны.
Наряду с кубистическими работами в тоже время Пикассо обращается и к реалистическому языку.
10. 11.10. Портрет Ольги в кресле. 1918.11. Деревенский танец. 1922
Особое внимание на выставке уделено сотрудничеству Пикассо с дягилевскими Русскими балетами. Здесь можно увидеть фотографии и портреты Дягилева и танцовщиц, в том числе и Ольги Хохловой, жены Пикассо, эскизы декораций, занавесов и костюмов к знаменитым постановкам.
12. 13.12. Студия Уайта. Ольга с группой танцовщиц в балете "Сильфиды". Иллюстрация программы. 1916.13. Семь тацовщиц, на переднем плане Ольга Хохлова (по фотографии Уайта). 1919
Особенно широко на выставке представлены работы периода сближения Пикассо с сюрреализмом. Лично для меня это самые сложные для восприятия и осмысления картины. Нет, я их не отвергаю, но и не могу сходу и безоговорочно приять. Возможно сложность осмысления вызвана тем, что эти работы новые для моего восприятия, подобных им нет в собрании ГМИИ, и почва для них недостаточна подготовлена. Чтобы их понять нужно время…
14. 15.14. Купальщица с мячом. 1929.15. Женщина сидящая в красном кресле. 1932
В работах следующего периода остро сквозит тема войны и смерти.
16. 17. 16. Умоляющая. 1937.17. Череп. 1943
Поздние же картины Пикассо – это своеобразные параллели с картинами мастеров прошлого.
18.18. Завтрак на траве, по Мане. 1960
Так переходя из зала в зал, перед нами раскрывается перспектива развития творчества Пикассо, открываются новые грани его таланта и осмысляются уже знакомые.
В каждом зале на стенах представлены основные даты биографии и творчества Пикассо. Однако минус в представлении этой информации все-таки есть: читать черный текст на сером фоне достаточно сложно. Для восприятия же картин серый фон нейтрален и даже благоприятен. Однако, на мой взгляд, освещение на выставки всё-таки недостаточное.
Интересно было посмотреть документальный фильм, в котором запечатлен творческий процесс. До чего же отточено мастерство Пикассо: нет ни одного лишнего движения, каждый штрих рождает и подчеркивает создаваемый образ. Эта точность просто завораживает. За движениями мастера можно следить бесконечно…
На выставке кроме живописи и графики представлены скульптуры, яркие и оригинальные.
19. 20.19. Женская голова (Фернанда). 1909.20. Метаморфоза I. 1928
Особого внимания заслуживает зал, где представлены многочисленные фотографии, сделанные самим Пикассо, и на которых запечатлен великий мастер. Ведь именно фотография, которой был увлечен Пикассо, позволила ему взглянуть на предметы с разных точек зрения, столь характерных для кубизма.
Данная выставка, безусловно, заслуживает внимания и последующего осмысления, поскольку позволяет проследить творческий путь Пикассо. Ведь не так часто в рамках одной выставочной площадки можно увидеть все этапы творческого развития одного мастера.
neringa-iris.livejournal.com
Пабло Пикассо. Художник и книга
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1)
Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет масштабную выставку работ печатной графики выдающегося художника ХХ века Пабло Пикассо, созданной им в жанре livre d'artiste («книга художника»). Российскому зрителю будут представлены работы Пабло Пикассо, созданные в период с 1919 по 1969 год. Столь обширный показ работ Пикассо в жанре livre d'artiste осуществляется в российском музее впервые.
Основу экспозиции выставки составляют издания livre d'artiste из собраний российских коллекционеров Георгия Генса и Бориса Фридмана. В экспозиции также представлены работы оригинальной печатной графики Пикассо из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. В качестве куратора выставки приглашен Борис Фридман, имеющий большой опыт организации и проведения показов работ ведущих мастеров ХХ века в жанре livre d'artiste. Борис Фридман – создатель и руководитель компании «Микроинформ», одного из ведущих в России учебных центров по компьютерным технологиям. Более двадцати лет он коллекционирует издания livre d'artiste.
Пабло Пикассо впервые обратился к жанру livre d’artiste в 1905 году, а последняя работа в этом жанре была создана им в 1972 году, за четыре месяца до кончины. В полном каталоге livre d’artiste Пикассо 1983 года, подготовленном Патриком Кремером, подробно описаны 156 изданий с оригинальной печатной графикой художника, включающие около 800 офортов, литографий, ксилографий и линогравюр мастера. Экспозиция выставки составлена таким образом, чтобы из множества произведений Пикассо в жанре livre d’artiste показать наиболее характерные для художника графические работы. Зрители смогут увидеть тринадцать изданий, представляющие офорты, литографии и ксилографии художника. Произведения печатной графики Пикассо 1950–1960-х годов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина наглядно демонстрируют стилистическое единство графических циклов в изданиях livre d’artiste со станковой графикой художника.
В первом разделе выставки представлены работы художника, выполненные до начала 1950-х годов. Это и классические изображения героев античной комедии Аристофана «Лисистрата», работы в стилистике сюрреализма в издании «Возраст Солнца» Роберта Годе, необычные изображения флоры и фауны, иллюстрирующие поэму Тристана Тцара «Человеческая память». Особого внимания заслуживает серия офортов, выполненная Пикассо к «Шести фантастическим сказкам» Мориса Тоски, созданная художником в период оккупации Франции во время Второй мировой войны. На двух офортах этой серии художник изобразил красивый профиль Доры Маар, его близкой спутницы в этот период жизни.
Следующий раздел выставки посвящен совместной работе Пабло Пикассо и Жана Кокто, дружба которых продолжалась многие годы. Издание текстов Кокто разного периода о творчестве Пикассо, художник сопроводил серией литографий, выполненных в стилистике Кокто.
В этом же разделе представлены три важнейшие работы Пикассо в изданиях livre d’artiste. Это полная иронии и игры серия офортов с акватинтой к пьесе Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец», опубликованной в 1921 году, и уже в следующем году поставленной Всеволодом Мейерхольдом в Москве на сцене Театра Актера с Игорем Ильинским и Марией Бабановой в главных ролях. Также полностью представлена серия акватинт Пикассо к поэме его друга поэта Пьера Реверди «Плывун». Это одна из немногих иллюстративных серий, выполненных Пикассо в технике акватинты.
Сопровождающие эту серию четыре гравюры на металле из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, также выполненные в технике акватинты, лишний раз подтверждают то обстоятельство, что, иллюстрируя издания livre d'artiste, Пикассо зачастую использовал имеющуюся у него на тот момент печатную графику.
Техника акватинты позволяет граверу работать широкими пятнами, напоминающими акварель, передавать бесконечное тональное разнообразие одного цвета. Так, на листе из собрания ГМИИ «Художник за работой», так же, как и в аналогичном изображении в иллюстративной серии издания «Плывун», изображение фигуры живописца намечено несколькими темными пятнами, выступающими на светлом фоне листа. Эта графическая манера Пикассо напоминает работу широкой кистью. На других гравюрах силуэты фигур даны светлыми пятнами или прочерчены светлыми линиями на темно-сером фоне.
Особого внимания заслуживает представленная в этом же разделе работа Пикассо «Погребение графа Оргаса». В середине 1950-х годов художника часто навещали его испанские друзья, что послужило толчком для написания воспоминаний об Испании. В период с 6 января 1957 по 20 августа 1959‑го Пикассо пишет мемуары, дотошно фиксируя дату каждой записи. Перед ним проходят картины его андалузского детства. В качестве заглавия к своим воспоминаниям художник выбирает название картины Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Тринадцать интереснейших офортов иллюстративной серии Пикассо сопровождает рукописным текстом, выполненным цветными карандашами, который в литографски отпечатанном виде входит в состав издания.
Такая же стилистика изображений узнается и в представленных на выставке литографиях из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Семья комедианта» и «Две модели». Пикассо создает наполненные воздухом и светом листы, в которых образы бродячих комедиантов соседствуют с античными персонажами.
Большая часть литографий и гравюр Пикассо поступила в ГМИИ из собрания писателя и общественного деятеля И.Г. Эренбурга, получившего их в дар от самого Пикассо, о чем свидетельствуют дарственные надписи на оттисках. Несколько листов происходят из коллекции Даниэль-Анри Канвайлера, торговца произведениями искусства, издателя и одного из создателей жанра livre d’artiste.
Еще одно издание под названием «Памяти Роже Лякурьера», представленное в экспозиции, является яркой демонстрацией многолетней дружбы и творческого союза Пикассо с выходцем из Грузии Ильей Зданевичем – Ильяздом, ставшим во Франции одним из лучших издателей и типографов ХХ века, и лучшим печатником офортов того же времени Роже Лякурьером. Это издание, осуществленное Ильяздом в 1968 году, наряду с работами других художников, включает офорт Пабло Пикассо и его статью, посвященную великому печатнику.
Один из разделов выставки посвящен созданию Пабло Пикассо в 1919 году серии эскизов костюмов и декораций к балету «Треуголка», поставленного в рамках Дягилевских сезонов в Европе. В экспозиции представлен изданный в 1920 году портфолио с тридцатью двумя работами Пикассо к балету «Треуголка», выполненными в технике пошуара.
Отдельное экспозиционное пространство выставки занимает обширная серия цветных литографий 1948 года к поэме Пьера Реверди «Песни мертвых» – одно из самых ярких произведений Пикассо. Для этой поэмы художник создал 125 литографий ярко-красного цвета, напоминающих восточную каллиграфию. Пикассо использовал рукописный текст поэта, дополнив его своими изображениями. Печальная интонация «песен» Реверди контрастирует с драматическими, а порой и радостно-танцевальными абстракциями Пикассо. Как заметил издатель Териад, это напоминает диалог поэта и художника. Найденное Пикассо решение создает совершенно необычное, завораживающее ощущение у зрителя, рассматривающего эту великолепную совместную работу художника, поэта и издателя.
Следует отметить, что большинство экспонатов представлено на выставке впервые в России. Столь разнообразный спектр произведений Пикассо позволит нашему зрителю ближе и полнее познакомиться с творчеством гениального художника прошлого века. Пояснительные тексты к каждому изданию, представленные в экспозиции, введут зрителя в интереснейший мир создания произведений livre d’artiste.
К открытию выставки подготовлен каталог с подробными описаниями и изображениями всех работ Пикассо, представленных в экспозиции, и текстами статей, знакомящих читателя с многолетней работой Пикассо в изданиях livre d’artiste.
В составе выставочного проекта предусматривается образовательная программа, в рамках которой состоятся посвященные творчеству Пикассо лекции, а также встречи с ведущими специалистами, сотрудниками музеев, художниками, издателями. Планируется организация круглых столов, просмотр фильмов о творчестве Пикассо и о художественной жизни прошлого века, встречи на экспозиции с куратором выставки, художниками, искусствоведами, которые поделятся со зрителями своим восприятием произведений Пикассо, созданных в жанре livre d’artiste.
Василий Кузнецов, генеральный директор МВК «Новый Иерусалим»:
«Для нас большая честь открыть первую в нашем музейном пространстве выставку работ крупнейшего художника прошлого века Пабло Пикассо совместно с ведущим российским музеем. Нам удалось выстроить экспозицию, наглядно демонстрирующую работу Пабло Пикассо в столь малоизвестном у нас в стране жанре, как создание иллюстративных циклов оригинальной печатной графики, являющихся своего рода комментарием художника к текстам современных ему поэтов, писателей и искусствоведов».
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
«Выставка посвящена изданиям livre d’artiste («книга художника») выдающегося мастера ХХ века Пабло Пикассо. За последние годы это седьмой проект нашего музея, знакомящий зрителей с лучшими работами ведущих художников мира, работавших в этом жанре. ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит выставку совместно с Музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим» на его экспозиционных пространствах. Таким образом, мы реализуем нашу обширную программу сотрудничества с музеями разных городов страны.
Великолепный рисовальщик, Пикассо создал значительное количество интереснейших графических серий для livre d’artiste. Основная часть работ художника впервые демонстрируется в России».
Борис Фридман, коллекционер, куратор выставки:
«В книге художника соединилось многое из того, что меня привлекало: в этих изданиях принимали участие гениальные художники ХХ века, за ними стоят интересные истории. Каждое издание – это результат совместного творчества художника, автора текста, печатника, дизайнера, издателя».
Борис Фридман, коллекционер, куратор выставок «Ильязд. XX век Ильи Зданевича. Из частных и музейных собраний России и Франции», «Капричос». Гойя и Дали», «Сюрреализм и livre d’artiste», «Книга художника/Livre d’Artiste. Испанская коллекция. Пикассо, Дали, Миро, Грис, Тапьес, Клаве. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана»
Юлия Меренкова, научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина
Руководитель проекта: Дарья Милованова, заместитель генерального директора музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»
www.arts-museum.ru
самые дорогие картины столичных галерей – Москва 24, 03.06.2015
Пабло Пикассо. Дама с веером. Фото: www.arts-museum.ru
11 мая на аукционных торгах за рекордную сумму в 179 миллионов долларов была продана картина Пабло Пикассо. Она ушла в частную коллекцию. Корреспондент М24.ru решила разобраться, какие дорогостоящие шедевры сегодня могут увидеть москвичи и гости столицы в постоянных или временных экспозициях музеев.В Москве не так много действительно дорогостоящих произведений искусства, а 2015 год не богат выставками с громкими именами в названиях. Но при этом есть работы, мимо которых совершенно невозможно пройти . Причем не только в рамках временных выставок, но и в постоянных коллекциях музеев Москвы. Если вы начинающий коллекционер и думаете о том, с шедевра какого автора начать свою коллекцию, или просто следите за тенденциями в мире современного искусства, то посещение этих музеев и выставок стоит внести в свои планы.
Великие модернисты: Пабло Пикассо
За последние 10-15 лет сложился определенный круг художников, чьи имена неизменно появляются в списках рекордных продаж. Среди них всегда встречается имя Пабло Пикассо.
Каждая картина этого мастера, попав на аукционные торги, становится настоящей сенсацией и гарантировано будет продана более чем за 100 миллионов долларов.
На майских торгах аукциона Christie’s был установлен очередной ценовой рекорд. В центре внимания оказался очередной шедевр мастера: на этот раз работа "Алжирские женщины (Версия "О")" была продана за 179,365 миллионов долларов. За последние 11 лет это уже четвертая картина испанского гения, установившая рекорд на аукционных торгах. В первую очередь, тенденция связана с тем, что Пикассо стал признанным классиком еще при жизни.
В Москве его шедевры можно увидеть в ГМИИ им. Пушкина. В Галерее Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ можно посмотреть такие работы Пикассо, как "Портрет Амбруаза Воллара", "Даму с веером" и, конечно же, знаменитую "Девочку на шаре" – шедевр, ознаменовавший начало розового периода в творчестве художника.
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. Фото: www.arts-museum.ru
Поль ГогенПомимо открытых аукционных продаж, рекорды также устанавливаются при частных сделках. И, по слухам, сегодня лидером таких продаж является Поль Гоген, цены на картины которого достигают сумм в 350 миллионов долларов. В коллекции все той же Галереи Искусств Стран Европы и Америки ГМИИ есть несколько работ Гогена. При этом среди них есть произведения, занимающие важное место в истории современного искусства. Так, например, работа "Кафе в Арле" скрывает за собой историю дружбы художника с Винсентом Ван Гогом. Художники, поспорив, написали парные работы. (Картина Ван Гога "Ночное кафе" находится в Художественной галерее Йельского университета).
Возможность увидеть подлинные шедевры этих мастеров в коллекции ГМИИ – уже большая удача. А учитывая, что организаторы выставок время от времени делает интересные проекты, сопоставляя и сравнивая их работы по стилистическим или хронологическим принципам, то, возможно, вам повезет увидеть их в каких-либо кураторских или мультимедийных проектах.
Поль Гоген. Кафе в Арле. Фото: arts-museum.ru
Русский авангард: Казимир МалевичЕсли же вам ближе искусство отечественных художников, то стоит отправиться в здание Третьяковской галереи на Крымском валу. Тут среди множества русских авангардистов вы сможете увидеть работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, за которые, попади они на аукцион, будут сражаться множество коллекционеров.
Периодически в продаже оказываются версии "Черного Квадрата" Казимира Малевича, оригинальная версия которого находится именно в Третьяковке. Количество трактовок и интерпретаций, часто не имеющих под собой никаких серьезных оснований, сотворили этой картине славу манифеста супрематизма, русского авангарда и всего современного искусства в целом. При этом, у художника существует еще масса интереснейших работ, как с точки зрения искусствоведа, так и с точки зрения простого зрителя.
Например, в одну серию с "Черным квадратом" входят картины "Черный крест" (Центр Помпиду, Париж) и "Черный круг" из Русского Музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Казимир Малевич входит в десятку самых дорогих и самых подделываемых русских художников. Познакомиться с его работами можно в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Казимир Малевич. Черный квадрат. Фото:www.tretyakovgallery.ru
Василий КандинскийВообще русский авангард пользуется почетов по всему миру, и в большей степени потому, что весь мир знает его по великим эмигрантам первой половины XX века и русским сезонам Дягилева: в нью-йоркской Neue Galerie сегодня проходит выставка работ русского авангарда из коллекции Петра Авена. Но цены на него за всю историю аукционных торгов не поднимались выше 60 млн. долларов. Рекорд был установлен "Супрематической композицией" Василия Кандинского в 2008 году на аукционе Sotheby’s, ушедшей в частную коллекцию. Интерес к работе подогрела скандальная история с отчуждением произведения искусства наследниками у голландского музея Stedelijk по решению суда.
Василий Кандинский. Композиция VII. Фото: www.tretyakovgallery.ru
Ссылки по теме
Шедевры временных экспозиций: от русского авангарда до московского концептуализмаКоллекции ГМИИ и Третьяковской галереи в большей степени, конечно, заслуга меценатов и коллекционеров прошлого века. Сегодня в галереях и музеях, выставляющих современное искусство, очень редко происходят столь значимые события мирового масштаба. Выставка работ Марка Ротко в ЦСИ Гараж в 2010, выставки, посвященные Сальвадору Дали и Пабло Пикассо в ГМИИ - достаточно редкое явление, особенно в кризис. Но и в 2015 году надо отметить несколько значимых событий в московской культурной жизни.
Несколько дней назад в Еврейском музее и центре толерантности завершилась выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде 1910–1980". На выставки были представлены работы 35 художников из крупных музейных и частных собраний, в том числе произведения Роберта Фалька, Марка Шагала и Ильи Кабакова – мастеров, получивших мировое признание и высоко оцененных критиками, коллекционерами и аукционистами, чьи работы можно при желании отыскать среди шедевров постоянной экспозиции Третьяковки.
Фаберже из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния
Музей Фаберже в конце года представит выставку шедевров фирмы Фаберже – знаменитую коллекцию Лилиан Томас Пратта из собрания Музея изящных искусств штата Виргиния. Жена американского бизнесмена Джона Ли Пратта, скончавшаяся в 1947 году, завещала музею свою коллекцию из более чем 400 объектов, среди которых 5 пасхальных императорских яиц. Это одно одно из крупнейших собраний Фаберже в мире.
Императорское пасхальное яйцо Фаберже. Фото: vmfa.museum
Александр Колдер, Фрэнсис Бэкон и "Художники-путешественники" в ГМИИ
Совсем скоро в главном здании ГМИИ откроется выставка работ художника-изобретателя Александра Колдера. Сегодня его мобили – кинетические скульптуры из легких металлических пластин и стержней, приводимые в движение ветром или с помощью электрического мотора, становятся громкими продажами аукционных торгов. В 2012 году висячая конструкция "Летучая рыба", созданная в 1957 году, была продана почти за 26 млн долларов на аукционе Christie’s.
Александр Колдер. Лев и Геркулес. Фото: arts-museum.ru
Также летом в Москве можно будет увидеть работы одного из самых дорогих художников во всем мире Фрэнсиса Бэкона. В 2013 году его триптих "Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" был продан на аукционе Christie’s за рекордную на тот момент сумму в 142,4 миллиона долларов, которую смогла перебить только сумма, заплаченная за картину Пикассо 11 мая 2015 года. Проведенная Эрмитажем выставка "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого" частично приедет в ГМИИ им. Пушкина. Здесь покажут только картины и вещи мастерской Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, без эрмитажной части коллекции.А завершит год ГМИИ проектом "Путешествие в экзотические страны…Художники-путешественники", посвященный русским и европейским художникам-путешественникам: Полю Гогену, Анри Матиссу, немецким экспрессионистам. В нем картины одних из самых дорогих художников в мире окажутся вписанными в новый контекста.
Кончено, говорить о ценах на искусство достаточно сложно. Те работы, что путешествуют по частным коллекциям и продаются на аукционах, очень редко можно увидеть в свободном доступе, на выставках частных собраний или при передаче в коллекцию музея. А то, что уже находится в музеях – бесценно.
Екатерина Кинякина
www.m24.ru
Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо
{"groupProductName":"Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо","groupProductExternalName":"Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо","groupProductExternalId":"3eb3b950-3f27-4ff1-904f-ee63567851af","groupProductId":"2e43f180-9ba3-43ce-970a-d76bc842a180","groupProductCategoryNames":[],"groupProductCategoryExternalNames":[],"groupProductCategoryExternalIds":[],"productDateTime":null,"productExternalName":null,"productExternalId":null,"productBrand":null}
Выставка
Оставить заявку на билеты
16+
Купить билеты на выставку "Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо" можно на сайте redkassa.ru. "Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо" - выставка в Москве, в ТРЦ "Ривьера", с 7 марта по 15 апреля 2018 года. Забронировать и купить билеты на выставку "Рапсодия страсти. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.
СОБЫТИЕ СЕЗОНА! МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ» Уникальный выставочный проект «Шедевры мировой живописи» впервые в Москве представляет малоизвестные работы великих мастеров: Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Франсиско Гойи, Гюстава Доре и других, собранные из частных коллекций США, Франции, Германии, Канады и Австрии.Проект стартует 7 марта уникальной выставкой «Рапсодия страсти», которая впервые представит российскому зрителю малоизвестные работы графического творчества величайших художников XX столетия Пабло Пикассо и Сальвадора Дали из частных коллекций Франции и США. Объединение в рамках одной выставки пяти полных серий офортов, литографий и рисунков двух гениев позволяет открыть не только новые грани их творчества, но и смещение акцентов в сторону личностного восприятия художниками проиллюстрированных ими литературных произведений.
Выставка «Рапсодия страсти» ярко показывает мастерство и разнообразие графического творчества Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Художники напоминают нам, что великий театр жизни состоит из сцен страстей и чувств. Сильных или слабых, добрых или злых, но в итоге сливающихся в единую рапсодию. Без этих страстей и эмоций жизнь бесцветна, как холст без рисунка. В ней нет звуков музыки и переживаний. В ней нет глубокого смысла, а значит, это и не жизнь, а лишь глухое существование во тьме.
Проект обретает свою уникальную форму участием в нем Московского художественного театра им. С. Параджанова, который представит в рамках проекта эксклюзивный театральный перфоманс «DALI#PICASSO».
Выставка работает ежедневно с 10.00 до 22.00 по адресу: ул. Автозаводская, д. 18, ТРЦ «Ривьера», 2-й этаж, Выставочный центр «ART-КОРОБКА».
Другие мероприятия
redkassa.ru