"Синий всадник": пять портретов. Описание картины синий всадник кандинского


Василий Кандинский Синий всадник: Описание произведения

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа – одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути. В конце концов, именно это полотно дало название творческому объединению, созданному в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Просуществовав всего три года, группа «Синий всадник» сумела поставить с ног на голову немецкие живописные традиции и дать развитие принципиально новым формам искусства.

Василий Кандинский никогда не делал заявлений о том, что объединение было названо в честь его картины. Художник лишь однажды признался в том, что название было данью уважения обоим основателям: «Мы оба любили синий цвет. Я – всадников, а Марк – лошадей». Всадники в самом деле становятся героями его картин (1, 2, 3, 4) так же часто, как Франц Марк изображает синих лошадей (1, 2, 3). Ради этих героев Кандинский даже после ухода в абстракционизм периодически возвращается к фигуративной живописи, например, в 1915 году изображает Георгия Победоносца на коне.

Картина «Синий всадник» стала первой живописной работой художника, изображающей человека на лошади. И хотя она была написана задолго до отказа Кандинского от предметной живописи, некоторые искусствоведы уже в ней видят предпосылки будущего стиля художника. Одетый в синее всадник, который скачет через зеленый луг, изображен будто бы небрежно, его размытая фигура и лицо не позволяют угадать ни пол, ни возраст. Нечеткость очертаний человека вместе со «смазанным» фоном создают ощущение быстрого, стремительного движения, не оставляя сомнений в том, что всадник несется к своей невидимой цели во весь опор. Некоторые исследователи выдвигают версию о том, что на руках человека лежит младенец. Следуя этой теории, можно вообразить целую захватывающую историю, романтическую или трагическую, скрывающуюся за полотном.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

"Синий всадник": пять портретов: vakin

Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 — 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающие кистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционный альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.

Франц Марк, «Святой Жюльен», 1913, акварель, гуашь, бронзовая пудра, бумага, Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-ЙоркеВасилий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха)

Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает. Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен, художественную Мекку начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить. Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставки оказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» все они выглядели бы совсем по-разному.

Василий Кандинский

Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена» Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи. Ему было больше 30 лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.

До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в нескольких грандиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил 74 года — уникальная везучесть для художников его поколения. И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих поисках затеей, но далеко не единственной.

Вспоминая эти три года перед Первой мировой, Кандинский говорил: «Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я». Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром и живописью, Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном журнале. Мечтали, что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве. С названием тоже все оказалось просто: «Мы оба любили синий цвет. Я — всадников, а Марк — лошадей».

Василий Кандинский. Синий всадник 1903, 55×65 см. Масло, Картон

Идеей великого синтеза и «чистого» эмоционального искусства бредил именно Кандинский — это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке «Нового мюнхенского объединения художников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнау и с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе «философического искусства» Мюнхене.

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель

Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами

Франц Марк

Франц Марк был тем единственным человеком в Баварии, который принял и понял выставку «Нового объединения художников» в 1910 году. Каждый вечер после закрытия галереи ее владелец очищал полотна от плевков, а юный художник Марк из тихой деревушки написал письмо Кандинскому, в котором восхищался смелостью и силой представленных на выставке работ.

Франц Марк.

Тогда они не познакомились, это случится только год спустя. За это время с 1910 по 1911 Марк вполне уже нашел свой путь, успешно провел первую персональную выставку и обзавелся коллекционером-покровителем, который выплачивает художнику ежемесячное пособие в обмен на право первым покупать понравившиеся картины.

Франц и Мария Марк, Бернхард Келер, Генрих Кампедонк, Томас фон Гартман и Василий Кандинский

Вдохновленный идеями Кандинского о «синтетической книге», Марк становится вторым главным редактором будущего альманаха и пишет три небольших эссе, которые открывают журнал.

Франц Марк. Волки (Балканская война)1913, 139.7×70.8 см

Живопись Марка уникальна, не поддается никакой классификации и не вмещается в узкие термины. Художник, всю жизнь писавший животных как символ чистоты и гармонии, он не был в чистом виде ни анималистом, ни экспрессионистом. Он не смотрит на животных со стороны, а смотрит на мир их глазами, он не ищет надлома и напряжения в сюжетах, а тоскует по утерянной человеком гармонии и ищет «внутреннюю правду вещей».

Франц Марк. Судьбы животных1913, 226×162 см

Франц Марк. Башня синих лошадей1913, 130×200 см

«"Синий всадник» — это были мы двое: Франц Марк и я. Мой друг погиб, и мне одному не хотелось бы предпринимать что-либо", — сказал Кандинский в ответ на предложение одного из немецких издателей выпускать альманах уже в послевоенные годы. «Синий всадник» погиб вместе с Марком в страшном сражении под Верденом.

Пауль Клее

Пауль Клее до «Синего всадника» как художник был совсем одинок и никем не признан, в том числе самим собой. Даже когда он окончил Мюнхенскую академию художеств, прочитал сотни книг о живописи и начал писать сам, Клее продолжал жить в тихой Швейцарии и работать в муниципальном оркестре. Живопись остается для него робкой мечтой и увлекательным экспериментом.

Клее на протяжении всей жизни оказывался внутри очень мощных течений и идей, но всегда оставался уникальным художником, не подвергался никаким влияниям. Так было и в недолгую эпоху «Синего всадника» — переехав из Берна в Мюнхен, художник наконец-то попадает в окружение единомышленников. Здесь, в Мюнхене (а уже давно не в Париже), в эти годы бушует самая насыщенная художественная жизнь. Именно в Баварской столице лавина нового «чистого» искусства сносит рамки академической косности и стирает границы между временами и странами.

Пауль Клее и Василий Кандинский были однокурсниками еще в Мюнхенской академии художеств, потом участниками объединения «Синий всадник», а несколько лет спустя — преподавателями знаменитого Баухауза. Между занимательными беседами о судьбе современного искусства они любили музицировать вместе: Кандинский — на фортепиано, Клее — на скрипке.

Пауль Клее. Цвета и формы

Пауль Клее. Воспоминание о саде

Август Маке

У Августа Маке не оказалось времени для многочисленных проектов и художественных течений, он прожил всего 27 лет и погиб во время Первой мировой войны. И всю его недолгую творческую биографию можно смело разделить на «до Синего всадника» и «Синий всадник». «После Синего всадника» происходило уже без него.

В ранней юности он много путешествовал и делал зарисовки акварелью, карандашом, пастелью — как будто готовился долго и сладостно к будущему большому делу. Если бы Маке удалось прожить чуть больше и отвоевать у истории немного времени, он мог бы смело говорить о самостоятельном жанре — альбоме с зарисовками. За время «до Синего всадника» Маке создал их целых 78.

Август Маке. Променад

Август Маке. Женщина в зеленой куртке

Все музейно ценное и продаваемое за миллионы на современных аукционах Маке написал именно в эпоху «Синего всадника».

Август Маке. Красный дом в парке

Август Маке. Цветные фигуры

Для «Синего всадника» самым ценным были даже не путешествия, эскизы и картины Маке, а его дружба с Францем Марком. Они были совсем разными — эмоциональный и вспыльчивый Маке и задумчивый и молчаливый Марк. Но работая вместе, переписываясь с нетерпением расставшихся влюбленных, они вдохновляли друг друга и находили в спорах собственное место в искусстве. Блестящие цитаты Франца Марка о цвете, форме и живописи — все они изъяты из переписки с Маке. Фреску «Рай» в доме Макке они писали вместе, вероятно, переживая состояние близкое к райскому от совместного творчества.

Август Маке. Фреску «Рай»

«С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить. …С его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим. Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо» — Франц Марк написал некролог, посвященный другу. И через несколько лет погиб сам на той же войне.

Марианна Веревкина и другие

Возможно, не было бы никакого «Синего всадника», если бы не Марианна Веревкина. Ученица Репина, русская богатая наследница, художница, обладающая не только талантом, но и острым аналитическим и искусствоведческим умом и даром оратора. Это она приехала в немецкий городок Мурнау с ясным представлением о «чистом» эмоциональном искусстве, со своим безошибочно смелым и еще несвоевременным взглядом на творчество Ван Гога, Гогена, Мунка — и дни напролет обсуждала с Кандинским пути развития искусства, толковала самые новые и смелые картины новых художников. В своем «Розовом салоне» она принимала директоров немецких галерей и авангардных художников, русских танцоров и немецких композиторов. Веревкина стала самым убедительным проповедником нового искусства для немецких художников.

Марианна Владимировна Веревкина. Осень1907, 55×74 см

Марианна Веревкина и ее возлюбленный Алексей Явленский были коллегами Кандинского еще в «Новом объединении» и присоединились к «Синему всаднику» сразу же, когда началась работа над альманахом. При этом Веревкина так верила в исключительный дар Явленского, что на десяток лет оставила живопись и растила в нем гения.

Алексей Георгиевич Явленский. Дом на горе1912

Если бы пришлось писать групповой портрет участников художественного объединения «Синий всадник», там оказалось бы гораздо больше персонажей, чем эти пятеро. В выставках и в подготовке материалов в альманах участвовали еще Габриэль Мюнтер и Альфред Кубин, Генрих Кампендонк и Лионель Фейнингер. Но их фигуры пока не так тщательно прорисованы и ждут, когда у истории и коллекционеров появится для них немного вдохновения.

Автор Наталья КандауроваИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Описание картины Василия Кандинского «Желто-красно-синий»

Описание картины Василия Кандинского «Желто красно синий»

Василий Васильевич Кандинский – русский график, художник-революционер. Ворвался в отечественное искусство с самыми смелыми идеями, которые воплощал в своих картинах. Живописец и основоположник знаменитого направления в искусстве – абстракционизма, которому следовал почти всю свою сознательную творческую жизнь.

Кандинский прославился не только своими произведениями, шокирующими публику и академическое сообщество начала 20-го века, но и теоретическими трудами на тему искусства и живописи. Василий Васильевич также основал «Синий всадник», группу художников-экспрессионистов и долгое время работал преподавателем во многих странах мира.

Удивительно, но необычность Кандинского заключается и в его биографии. Василий Васильевич решил стать художником только в 30 лет, и с энтузиазмом посвятил этой мечте свою жизнь. Этому способствовало неизгладимое впечатление, произведенное на Кандинского выставкой импрессионистов в Москве, на которой он впервые увидел картину Клода Моне «Стог сена».

Глядя сейчас на произведения Кандинского, такие, как «Желто-красно-синий», трудно поверить, что художник начинал свое увлечение искусством с легких и воздушных картин импрессионистов. Шедевры абстракционизма, вышедшие из-под кисти Кандинского, отличаются резкой линией, обилием деталей и очень ярким, бросающимся в глаза, цветовым пятном.

Название картины «Желто-красно-синий» говорит, пожалуй, само за себя. На холсте действительно изображены указанные цвета – порой смешанные, перекрытые, усиленные оттенками или, наоборот, замаскированные деталями.

Во всех картинах Кандинский отображает душевный порыв, вкладывает частичку своего видения мира. Далеко не каждый зритель поймет данное произведение, но его художественная ценность неоспорима и по сей день.

opisanie-kartin.com

Синий всадник /Der Blaue Reiter

от /нем./ - Der Blaue Reiter (1911-1914)

Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Объединение "Синий всадник" было основано в декабре 1911 года, в Мюнхене, Василием Кандинским и Францем Марком. Наименование "Синий всадник" повторяло название картины Кандинского (1903г.), и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Выбор названия заявлял некую претензию на духовность: небесного цвета рыцарь - традиционная фигура христианских приданий. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха "Синий всадник" (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства - ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России, искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Право художника на субъективное восприятие реальности, в случае Кандинского вылившееся в полный отказ от фигуративности и переход к абстракции, устанавливало особые соотношения между эмоциональным переживанием, формой и цветом. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Франц Марк (Franz Marc), Пауль Клее (Paul Klee), Август Макке (August Macke), Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky), Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin), Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin), Габриель Мюнтер (Gabriele Münter).

Выставки: 1911, Мюнхен, Галерея Тангейзер; 1912, Берлин, Галерея дер Штурм, "Немецкие экспрессионисты".

Тексты: Альманах "Синий всадник", 1912; В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

См. также статьи: Баухауз, Экспрессионизм, Абстрактное искусство.

Описание некоторых произведений:

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910. Картон, масло. Частная коллекция. В эскизе ясно виден процесс угасания натурализма и появление живописи, построенной на вибрирующих массах цвета. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Художник размещает фигуры в пейзаже. Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Переплетаясь друг с другом, они напрвляют наш взгляд к центру. Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Цвет насыщенный и плотный.

Василий Кандинский "Композиция II. Этюд", 1910.

Франц Марк "Большие синие лошади", 1911. Холст, масло. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера. "Как все воспринимают лошадь? Сравнивают с орлом или собакой?" - спрашивал Марк. Глубокая эмоциональная связь с миром природы, лежит в основе поисков, цель которых, как писал сам художник, "пантеистическое воссоединение с током крови, пульсирующим в живой природе, деревьях, животных и самой атмосфере". Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой - цвет духовный, суровый и мужской; красный - торжественный и тяжелый; желтый - чувственный и женский.

artuzel.com

Описание картины Василия Кандинского «Желто-красно-синий» Картины художников

Описание картины Василия Кандинского «Желто-красно-синий»

Василий Васильевич Кандинский – русский график, художник-революционер. Ворвался в отечественное искусство с самыми смелыми идеями, которые воплощал в своих картинах. Живописец и основоположник знаменитого направления в искусстве – абстракционизма, которому следовал почти всю свою сознательную творческую жизнь.

Кандинский прославился не только своими произведениями, шокирующими публику и академическое сообщество начала 20-го века, но и теоретическими трудами на тему искусства и живописи. Василий Васильевич также основал «Синий всадник», группу художников-экспрессионистов и долгое время работал преподавателем во многих странах мира.

Удивительно, но необычность Кандинского заключается и в его биографии. Василий Васильевич решил стать художником только в 30 лет, и с энтузиазмом посвятил этой

мечте свою жизнь. Этому способствовало неизгладимое впечатление, произведенное на Кандинского выставкой импрессионистов в Москве, на которой он впервые увидел картину Клода Моне «Стог сена».

Глядя сейчас на произведения Кандинского, такие, как «Желто-красно-синий», трудно поверить, что художник начинал свое увлечение искусством с легких и воздушных картин импрессионистов. Шедевры абстракционизма, вышедшие из-под кисти Кандинского, отличаются резкой линией, обилием деталей и очень ярким, бросающимся в глаза, цветовым пятном.

Название картины «Желто-красно-синий» говорит, пожалуй, само за себя. На холсте действительно изображены указанные цвета – порой смешанные, перекрытые, усиленные оттенками или, наоборот, замаскированные деталями.

Во всех картинах Кандинский отображает душевный порыв, вкладывает частичку своего видения мира. Далеко не каждый зритель поймет данное произведение, но его художественная ценность неоспорима и по сей день.

Прислал: Кузьмина Юлия . 2017-10-08 22:21:01

opisanie-kartin.iusite.ru

«Синий всадник» - Вспомнить, подумать...

От Василия Кандинского

Василий Кандинский День Всех Святых І 1911

Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных,дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года(1911 — 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всехискусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, осамодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающиекистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционныйальманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.

Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха).

Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает.Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен,художественную Мекку начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить.Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставкиоказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» всеони выглядели бы совсем по-разному.

Клода Моне «Стога сена» Серия из 15 картин с изображениями стогов пользовалась большим успехом

Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена»Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи. Ему было больше 30 лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.

До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в несколькихграндиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил 74 года — уникальная везучесть для художников его поколения. И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих поисках затеей, но далеко не единственной.

Вспоминая эти три года перед Первой мировой,Кандинский говорил: «Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я». Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром иживописью,Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном.Мечтали,что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве. С названием тоже все оказалось просто: «Мы оба любили синий цвет. Я —всадников, а Марк — лошадей».

Василий Кандинский Все Святые І 1911

Идеей великого синтеза и «чистого» эмоционального искусства бредил именно Кандинский — это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке«Нового мюнхенского объединенияхудожников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнауи с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе «философического искусства» Мюнхене.

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель

Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами

Василий Кандинский Москва. Красная площадь 1916

Василий Кандинский Композиция VII 1913

Василий Кандинский Композиция 5 1911,

Василий Кандинский Дама в Москве 1912

Василий Кандинский Святой Георгий и дракон 1915

Василий Кандинский Лирическое 1911

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com

Кандинский и «Синий всадник» | Фамильные ценности

В ГМИИ им. Пушкина проходит уникальная выставка «Кандинский и  «Синий всадник»».   Место постоянного жительства этой выставки — городская галерея Ленбаххауз, в Мюнхене, но сейчас она находится на реконструкции, в связи с чем, имеет возможность путешествовать.

В Мюнхене  Галерея обжила бывший дом-мастерскую живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1942 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар виллу и произведения искусства из наследия супруга.  В1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар богатейшее собрание произведений Василия Кандинского.  Кто эта женщина?  Она и ученица Кандинского, и его муза, и вечная спутница, и жена. Она обручилась с Кандинским в 1903году, в то время он ещё был женат. Большая часть наследия Кандинского была Мюнтер отвоевана после его смерти, она считала себя единственной, законной супругой. Много лет художница безраздельно владела раритетами, и, вдруг, в один день, день своего восьмидесятилетия,  подарила все картины галерее Ленбаххауз. По этому поводу она  часто шутила: «Картины вывозили на двух грузовиках, а мне по этому поводу устроили  очень, очень скромный ужин...».  

В Москву  выставку «Кандинский и Синий всадник» привез и лично представил директор галереи Ленбаххауз -  Хекльмут Фридель.

Дина Радбель  

Хекльмут Фридель

Гость «ФЦ» — Хекльмут Фридель:

-  Для меня выставка Кандинского в Пушкинском музее – чрезвычайно ответственное и волнующее событие. По дороге в музей, я проезжал Зубовскую площадь, где Кандинский жил в 1915-1921годах и храм Христа Спасителя. Мне кажется, что это ключ к двум главным мотивам в творчестве художника. Кандинский трепетно любил Москву. Когда Кандинский жил в Мюнхене, он жил воспоминаниями об этом городе. Это видно по его работам (все она названы по-русски), представленным на нашей выставке. Кроме этого, можно найти и другие черты, которые важны для искусства Кандинского. В частности, это народные мотивы, которыми пропитана Москва.  Есть и другой важный источник – работы Гончарова и Ларионова, с которыми Кандинский познакомился в Москве, и возникла тема игр, детских игр, отраженная в его работах. На выставке представлены ранние работы Кандинского, в том числе абстрактные.  Когда Кандинский решил стать художником, он  выбрал Мюнхен. И это необычный выбор, потому что в то время мировой столицей живописи и искусства был Париж, однако Кандинский  отправился именно в Мюнхен, потому что этот город лучше всего отвечал его идеям в искусстве. Другая причина – он хорошо знал немецкий язык. Бабушка  в детстве рассказывала Васе сказки на немецком языке, так что он с ранних лет «вошел в речь».  Неудивительно, что все рукописи, когда он только приехал в Мюнхен, были написаны Кандинским на немецком языке. Он здесь чувствовал себя как дома, но при этом всегда думал о Москве.

В Мюнхене Кандинский встретился с большим количеством других русских художников, в их числе были Альтман, Явленский. Когда Кандинский начинал свою карьеру, для него очень важны были два события. Первое – это выставка Клода Моне в Москве; второе – опера Вагнера «Лоэнгрин», которую он также посетил в Москве. Таким образом, вы видите два источника, очень важных для его вдохновения. Кандинский писал о выставке Моне, что когда он находился на самой выставке, он ничего не видел, ничего не понимал. И только дома прочитав каталог, смог структурировать свои впечатления и понять, что это такое, что это – гениально. И таким образом становилось ясно, что искусство, живопись смогли бы  показать что-то, что невидимо для обычного посетителя.

И я бы хотел немножко поговорить о том, что написал Кандинский в период с 1895 по 1905 год. Мария Кюри описала те элементы, те явления, которые мы не можем почувствовать, как бы физически, чувствами, и затем Эйнштейн описал пространство и космос -  как последовательность энергий. И таким образом, сам термин «реальность» стал очень хрупким термином. Так что же на самом деле реально?  

С этим багажом, с этим новым  мировоззрением Кандинский приехал в Мюнхен. Ему было — 24 года, в физической  сфере он уже не был студентом и достаточно хорошо понимал, что он хочет. В июне 1911 года Кандинский предложил своему другу и соратнику Францу Марку создать независимый художественный альманах, на страницах которого они могли бы выступать от имени европейских художников-авангардистов. Само название «Синий всадник» появилось осенью 1911 года в акварельных набросках Кандинского к обложке альманаха. Кандинский пишет свое произведение преимущественно в синей гамме. Кода  художника спрашивали, почему «Синий всадник», он отвечал: «Я люблю всадников, Марк – лошадей, и оба – голубой цвет». Всадник в творчестве Кандинского символизировал движение вперед. Как известно, еще со времен немецкого романтизма синий цвет считается символом духовных устремлений человека, духа в целом. Авторы альманаха провозглашали идею о грядущей «эпохе Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры.  Кандинский написал,  что будущее искусства находится между высшим реализмом и высшей абстракцией. От Руссо с его примитивизмом к абстракциям самого Кандинского. Это искусство включает также рисунки детей, рисунки душевнобольных людей, рисунки художников-примитивистов. Также включает работы композиторов, музыкантов и вообще все произведения, которые не входят в поле  чисто академического искусства.

Важность группы «Синий Всадник» для немецкого искусства и для искусства  XX века в целом заключается  в том, что они не призывали следовать какому-то одному стилю,  и  были открыты всем направлениям искусства. Особенность Кандинского – в особом видении, он, по его собственным словам, пытался показать духовную реальность, то есть ту духовную реальность, которую нельзя увидеть глазами, которая превосходит видимую реальность.

07 октября 2011 г.

family-values.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта