Знаменитые картины Василия Кандинского. Первая мировая война картина кандинский
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ. 100 великих художников
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ
(1866–1944)
В искусстве и природе Кандинский увидел не противоположности, но существующие рядом равноценные области: «Оба "царства" создают свои произведения сходным или одинаковым способом, и принимать их следует такими, какие они есть: так же непосредственно, как они расцветают, и так же независимо друг от друга, как они живут».
Художник говорил: «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама».
Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели.
В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета.
Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. В том же году принимает на себя художественное руководство типографией.
В 1896 году Кандинский решается оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребности. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре».
В 1900 году после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму». Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности завершить картину».
Вскоре Кандинский уже сам становится учителем: с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания.
С той поры Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство.
1904 год – и время появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Его первая большая картина – «Пестрая жизнь» датирована 1907 годом.
С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. Окончательно он привязался к Баварии, открыв для себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими лугами, к тому времени относится начало его дружбы с художником Явленским и Марианной Веревкиной. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом.
1911 год стал для Кандинского годом расставаний: он развелся с Анной Чимякиной, покинул группу МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и рискованное предприятие – объединение «Синий всадник». Обе организованные ими выставки – 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене – стали историческими событиями. В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм.
В то время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве» (1912 год) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе – «Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.
«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – считает М.К. Лакост. – Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904–1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как "Мурнау-Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII" (1-й эскиз, 1913), несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение».
«Сражение» – таков был подзаголовок одной из картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода, который завершился с началом Первой мировой войны. Кандинский окружным путем добирался до России с августа до конца 1914 года 22 декабря он оказался, наконец, в Москве.
Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции. Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции.
В феврале 1917 года Кандинский женится на Нине Андриевской, которая была верна ему в трудные времена, а после его смерти неустанно заботилась о его наследии.
В 1917 году Кандинский создает три программных произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Красная площадь». «Красная площадь» – это символ города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая цветовая перекличка – все это создает ощущение торжественности и праздничности, высшего накала чувств.
Все произведения, созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работах этого времени играют линейный и цветовой ритм.
С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это было вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени. В июне 1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации 22 провинциальных музеев. В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук» (РАХН). И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время.
Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю.
В июне 1922 года Кандинский перебрался в Веймар и приступил к преподаванию в знаменитом Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели совместным трудом преобразовать окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам.
Было основано «Общество Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США. Так понемногу он стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе.
После закрытия Баухауза в конце 1924 года в Веймаре, он переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал руководить мастерской свободной живописи.
В 1927 году Илья Эренбург, побывав в Баухаузе, написал статью, в которой дал блестящий портрет Кандинского: «Это – не юный варвар, не тупоумный пророк воображаемой "Америки", нет, это римлянин третьего столетия, усталый эклектик, человек, который любит различные эпохи и не сотворил себе кумира ни из ведра, ни из всего нашего времени. В его доме можно встретить индийскую скульптуру и новгородские иконы, трогательные пейзажи Руссо и стихи старых романтиков. Он достаточно проницателен, чтобы увидеть жизненность, а значит и красоту стеклянных углов Баухауза, но та же проницательность не позволяет ему променять рай бедного таможенника на рай вращающихся дисков. Впрочем, возможно, что это даже не проницательность, а неисправимость человеческой натуры, ее исконное пристрастие к лирическому самозабвению, ко всему бесцельному и алогичному; ее благотворная ересь».
М.К. Лакост пишет:
«В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода. Постепенно менялся и стиль, что особенно явно видно на примере треугольника, важной для того периода фигуры. В "Мягкое жестко" он еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит впечатление легкости.
В "Посвящается Громанну" (1926) и "Вспышке" (1927) Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом…
Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине "Несколько кругов" (1926), которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине "Раскачивание" (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие – напротив, растекаются или окружены тусклым свечением».
Можно еще назвать такие полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал № 1, 1925) и «Без названия» (Овал № 2, 1925).
Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так: «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга».
Картины Кандинского все чаще выставляются: каждый год между 1927-м и 1932-м в разных странах открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его произведениями. В 1930 году состоялась первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в «Галери де Франс».
С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство. Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал возрожденный реализм, из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам приходилось нелегко.
«Каждый за себя» – такое многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них – акварель – была названа не менее характерно: «Старт». День художника по-прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены.
Парижское время – самый спорный период в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившего наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга» (обе – 1940), «Разнообразные действия» (1941).
Как отмечает М.К. Лакост: «Графически-строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами барочной полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь со структурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим.
…Всплыли своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде не виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали: союз точности и воображения!»
Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
«Композиция VII» Кандинского — Блоги — Эхо Москвы, 13.05.2016
— Я нарисую это за 10 минут. — А я — за пять. Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Последний раз подобное происходило в 1989 году.
Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Почему картины Кандинского — шедевры, которые вам не удастся повторить, рассказывает Снежана Петрова.
«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)
Сюжет
Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьезная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад.
Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже все описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.
Кандинский считается отцом абстракционизма«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.
Седьмая композиция — логичное продолжение шестой.
«Композиция VI» Василия Кандинского (1913)
Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.
В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»).
«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».
Кандинский был синестетиком: слышал цвета, видел звукиКстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».
Контекст
Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м.
Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.
Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.
В Союзе абстрактное искусство было объявлено антинароднымВ 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это все), постепенно обретало структуру.
Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провел за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции. Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.
Судьба художника
Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.
По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.
Клод Моне «Стог сена. Конец лета. Утро», 1891 год
Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты.
В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.
Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.
Нацисты публично сожгли тысячи картин абстракционистовЭнергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишенным права на существование.
Оригинал
Читайте также:
История преступника, ставшего прототипом жуткого клоуна из романа Стивена Кинга
Пройди тест и узнай, кем из российских министров XIX века ты мог бы быть
Является ли Ватикан независимым государством и государством в принципе? Узнай мнение экспертов
Как бывший аэродром Сильверстоун в Англии превратился в гоночную трассу Формулы-1
echo.msk.ru
Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) биография
Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 4 декабря 1866 года в обеспеченной культурной семье. Его родители с ранних лет поддерживали интерес сына к искусству, но в будущем видели его юристом. Василий согласился с их волей и блестяще окончил юридический факультет Московского университета, где и остался преподавать. В 1895 году он посетил московскую выставку французских импрессионистов и был ошеломлен «Стогами» Моне. Спустя некоторое время Кандинский оставил университет и уехал в Мюнхен обучаться живописи. Мюнхен он выбрал сознательно. Столица Баварии считалась тогда одним из центров европейского искусства. В 1892 году, за четыре года до приезда Кандинского, здесь возник Сецессион - модернистское объединение художников, отвергших академические доктрины (среди участников были, в частности, Франц фон Штук и Арнольд Бёклин). В Мюнхене Кандинский проучился два года в престижной частной школе югославского художника Антона Ашбе, не слишком усердствуя в занятиях, а большей частью занимаясь творчеством. Уже в первых импрессионистских пейзажах Кандинского цвет играет гораздо более существенную роль, нежели форма. Потом он стал учеником знаменитого Франца фон Штука. Мастер был доволен своим учеником, но считал его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год писал исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую». От четырех лет, проведенных им в Мюнхене, не осталось никаких следов - ни картин, ни рисунков, ни даже набросков. Были ли они утеряны или преднамеренно уничтожены Кандинским, остается загадкой до сих пор. Закончив учебу, тридцатипятилетний художник основал ассоциацию художников-авангардистов, названную им «Фалангой». На первой выставке этой группы, состоявшейся в 1901 году в Берлине, были представлены как исповедники немецкого «югендстиля», так и художники-импрессионисты. Все это сделало Кандинского одним из лидеров мюнхенского братства художников. В это же время Кандинский познакомился с молодой художницей Габриэлой Мюнтер. В 1903 году он расстался со своей женой и уехал из Мюнхена вместе с Габриэлой. Следующие пять лет они путешествовали по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. В 1908 году Кандинский и Габриэла вернулись в Мюнхен. Любопытно, что поселились они буквально в двух шагах от студии Пауля Клее. По иронии судьбы, оба художника едва раскланивались при встрече, не подозревая о том, что спустя десять лет станут ближайшими единомышленниками и будут вместе работать в «Баухаузе». Следующие шесть лет, проведенных в Мюнхене и Мурнау (городок у подножия Баварских Альп, где Габриэла купила дом), оказались самым продуктивным периодом в жизни Кандинского. Он работал запоем, постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций. В 1910 году художник создал первую серию картин, последовательно проводящих принципы абстракционизма, и написал легендарный теоретический труд «О духовном в искусстве», где сформулировал свои идеи, касающиеся неконкретной живописи, психологической силы чистого цвета и связи между живописью и музыкой. В следующем, 1911 году, Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовал группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера». Вышла, действительно, гремучая смесь. Группа успела провести всего две выставки, но и этого оказалось достаточно, чтобы круги по воде расходились еще очень долго. В 1912 году в Берлине у Кандинского состоялась первая персональная выставка. Публика не приняла работы художника, чем повергла его в глубокое уныние. С первыми залпами мировой войны он был вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 года они с Габриэлой переехали в Швейцарию, где Кандинский приступил к работе над книгой о «точке и линии». К ноябрю, когда стало ясно, что совместная жизнь начинает тяготить их, Кандинский и Габриэла решили расстаться. Габриэла вернулась в Мюнхен, а Кандинский поехал в Москву. Насколько труден был этот период для художника, говорит то, что два года он почти не писал (за исключением нескольких рисунков, этюдов и гравюр на дереве). Осенью 1916 года Кандинский увлекся Ниной Андреевской, дочерью русского генерала. Они женился на ней в феврале следующего года. В 1917 году политика вновь вмешалась в жизнь Кандинского, круто изменив ее. После смерти отца он получил солидное наследство и мог не думать о деньгах, но большевики, пришедшие к власти, конфисковали все имущество, и Кандинский впервые в жизни остался без куска хлеба. Художник был близок к отчаянию. Нина сумела зажечь мужа своим энтузиазмом. Весной 1918 года он стал работать в Наркомате просвещения, возглавив секцию театра и кино. В следующем году его пригласили на профессорскую должность в Московский университет. Тогда же Кандинский организовал Институт художественной культуры. За три последующих года он добился открытия двадцати двух новых художественных галерей в России. При этом он еще умудрялся писать - впрочем, временами его заставляла это делать элементарная нужда. Кандинский искренне пытался ужиться с марксистким государством, но к 1921 году бесплодность этих попыток стала очевидна. Абстрактное искусство объявили упадочническим, а сам художник получил ярлык «приспешника буржуазии». Впору было опустить руки, но как раз в это время Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать в новой школе искусств «Баухауз», открытой в Веймаре. Предложение было немедленно принято. Василий и Нина Кандинские прибыли в Веймар в 1922 году. Здесь художника никто не стеснял в выборе программы; он, с головой окунувшись в работу, приступил к чтению курса по «изучению художественных возможностей формы». У «Баухауза» была трудная судьба. Еще до прибытия Кандинских в Веймар, школа стала мишенью для нападок ультраконсервативных сил, видевших в ней рассадник революционных идей. В 1924 году, после победы правых на местных выборах, школу пришлось закрыть. Гропиуса это не смутило, и он перевез школу в Дессау. В 1926 году у школы появилось новое здание. Кандинский преподавал в «Баухаузе», не забывая о творчестве. Между 1926 и 1933 годами он написал 259 картин маслом, 300 акварелей и ряд работ, исполненных в другой технике. Но, как водится,всему хорошему рано или поздно приходит конец. В 1932 году под давлением местных нацистов «Баухаузу» вновь пришлось переезжать - на этот раз в окрестности Берлина. Берлинский период был самым кратковременным - в апреле 1933 года школа была окончательно закрыта. После прихода Гитлера к власти Кандинский почувствовал себя в Германии крайне неуютно. Нацисты, подобно большевикам, объявили абстракционизм «упадочническим» искусством. Из соображений личной безопасности художник с женой перебрались во Францию, поселившись в пригороде Парижа. Здесь Кандинский неустанно писал, надеясь на то, что его картины будут пользоваться спросом. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться. Ни одна картинная галерея не проявляла интереса к его произведениям. Выжить художнику помогали лишь крохи, оставшиеся от его российского наследства. Несмотря на нищету, непонимание со стороны критики и пошатнувшееся здоровье, Кандинский сохранял творческую активность до своего последнего дня. Этим днем стало 13 декабря 1944 года.
Автор: Журнал Художественная галерея 29/2005
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru
/ 13 марта 2009 года / Живопись / Яна Полянская Когда разговор заходит об искусстве ХХ века, имена Марка Шагала и Казимира Малевича редко упоминаются без третьего — Василия Кандинского. Их картины стали символами нового мировосприятия, которое несколько позже Жан-Поль Сартр назовет философией экзистенционализма. «Величайшая свобода, являющаяся вольным и необходимым дыханием искусства, не может быть абсолютной. Каждой эпохе дана своя мера свободы. И даже наигениальнейшая сила не способна перескочить через границы этой свободы. Но эта мера во всяком случае должна быть исчерпана, и в каждом случае и исчерпывается…»1 Кто хоть однажды видел картины Кандинского, — яркие, шокирующие, непонятные — скажет, что художник, написавший эти, по сути, правильные слова, сам дерзнул перескочить через границы свободы. Это поняли его современники, в начале прошлого века увидевшие акварели неизвестного тогда художника. Картины казались ничем иным, как хаотичным размещением красочных пятен и линий, ничего не изображавших и не обозначающих, но в то же время притягивающих взгляд, рождающих образы — необыкновенные, загадочные. Это поняли и потомки, которые спустя годы назвали Василия Кандинского великим творцом, одним из основоположников современного абстракционизма. Критики изобразительного искусства на протяжении многих лет будут пытаться разгадать феномен художника, понять, что натолкнуло его на такие странные образы и их воплощение. И придут, в конце концов, к выводу: понять Кандинского сложно. Это то же, что, слушая музыку — либо представлять себе что-то волнующее, прекрасное, либо слышать просто беспорядочный набор звуков. Живи Василий Кандинский ныне, его бы, вероятно, назвали гражданином мира. В свое время он был просто талантливым изгоем, которого не принимали страны и режимы, который всюду умудрялся слыть инакомыслящим. Художник родился в Москве 4-го декабря 1886-го года в состоятельной семье. Родственники по материнской линии происходили из прибалтийских немцев, отец появился на свет в Восточной Сибири, к югу от озера Байкал. Однако предки отца Кандинского не были аборигенами Забайкалья, они были высланы с севера России и принадлежали, видимо, к народу манси. Такие различия в происхождении родителей сказались и на образовании Василия — он органично воспринимал и европейские и азиатские культурные традиции. Его родители очень любили путешествовать — материальное положение позволяло — поэтому еще в детстве он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, на Кавказе, в Крыму. Мальчик получил блестящее музыкальное образование: играл на фортепиано и виолончели. Со временем стал увлекаться рисованием, причем уже в первых его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью. В двадцать лет, как и надлежало юноше такого общественного положения, Кандинский поступил в Московский университет, где изучал экономику и право. Однако это мало его интересовало, хотя он и получил докторскую степень в области юриспруденции. Когда же ему предложили место профессора в университете эстонского города Тарту, Кандинский решил для себя: сейчас или никогда, отказался от заманчивого предложения и уехал в Германию, где собирался учиться рисованию, чтобы стать настоящим художником. Поступок неразумный, почти мальчишеский. А ведь мужчине, совершавшему его, было уже тридцать лет. В студенческой биографии юриста Кандинского есть одна история, которой теперь исследователи жизни и творчества художника Кандинского приписывают судьбоносную, решающую роль. Будучи на четвертом курсе, он отправился без всякого официального повода в самую глушь России — Вологодскую губернию. Там жил древний народ зыряне, сохранивший остатки собственной языческой религии. Изучению их традиций и обрядов Кандинский и посвятил свою поездку. Конечно, вологодскую экспедицию можно было бы рассматривать как незначительный эпизод юности будущего художника, впоследствии занимавшегося совершенно другой культурной проблематикой. Можно было бы, если бы не точка зрения самого художника, вспоминавшего об этом «эпизоде» всю жизнь. Он писал, что поездка в губернию явилась одним из самых сильных впечатлений его молодости и сравнима с эффектом, который произвели на него впервые увиденные полотна Рембрандта и Моне. Интересно и то, что студенческий экспедиционный дневник художник постоянно хранил при себе. Образы и идеи, навеянные впечатлениями вологодской поездки, встречаются в его работах всех периодов. Все это позволяет предполагать, что во время путешествия в земли зырян случилось нечто, чрезвычайно важное в духовном смысле и радикально повлиявшее на весь дальнейший путь Кандинского. Итак, высокий респектабельный тридцатилетний мужчина, одетый с иголочки, слегка свысока смотрящий на мир, приезжает в Мюнхен и становится простым студентом частной художественной школы. Столица Баварии стала для него Афинами и Римом, художественной Меккой. В музыке Вагнера и в росписи католических церквей художник почерпнул энергетику для своего искусства и своих теоретических трудов. Многие годы Кандинский жил в Мурнау, маленьком городке в предгорьях Альп, и темы этой местности из сияющих пейзажей переходят на его картинах в абстрактные образы, а русские мотивы из лубочной «Русской красавицы» и иконы «Святого Владимира» — в абстрактные полотна со святым Георгием и праздником Всех святых. В 1911-ом году, уже будучи автором знаменитой безымянной акварели, положившей начало искусству абстракционизма, Кандинский образует сообщество художников «Синий всадник», куда входили Франц Маер, Аугуст Маке, Арнольд Шенберг. С последним, совершившим в начале прошлого века переворот в музыке так же, как и Кандинский в живописи, художника долгое время связывали дружеские отношения. Их знакомство началось с того, что Кандинский посетил концерт Шенберга и направил ему восторженное письмо. Композитор в лице художника встретил горячего единомышленника в период всеобщего непризнания. Кандинский, для которого музыка всегда имела особое значение, увидел в сочинениях Арнольда Шенберга именно то, к чему стремился в своей живописи. Они друг друга дополняли и поддерживали. Композитор писал: «Мы оба ведем поиск на одном, почти том же самом пути». Дружба двух талантливых людей закончилась так же нелепо, как удачно началась. Еврей Шенберг истолковал какое-то высказывание Кандинского как антисемитское и резко в запальчивости прервал отношения. Однако эта ссора произойдет через двенадцать лет, а пока Кандинский, поддерживаемый друзьями и единомышленниками, в самом расцвете творчества. В период с 1909-го по 1914-й годы художник написал около двухсот картин. Он объединял их в циклы: «импровизации», «композиции» и «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Пятна, цвета, то крупные, то мелкие, парящие в неведомом пространстве, словно сливаются и разбегаются. Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Зритель словно погружается в атмосферу тайны, пятна как бы обживают, стремясь заманить его в бездонные пространства, где они обитают. Так виделось самому Кандинскому, о чем он рассказал в своих книгах. Художник часто брался за перо, чтоб пояснить свои замыслы. Философия его, конечно, по-своему наивна, как только может быть у поэта. А Кандинский и был поэтом, не только потому, что писал стихи, а потому, что поэтически воспринимал действительность. Первая мировая война перечеркнула поэтическое представление об окружающем мире. Художник вынужден вернуться в Россию. Его друзья-единомышленники Маке и Марк погибают на фронте. «Синего всадника» больше нет. Василий, женившись на русской барышне, принимает решение погрузиться в жизнь Российской империи. Революцию 1917-го года он воспринял воодушевленно, да и она его встретила приветливо — большевики были лояльны к абстракционизму. В 1918-м году художник стал профессором Московской академии изобразительных искусств, была даже издана его биография. Через год Кандинский создал Институт художественной культуры и приложил немало усилий, чтобы открыть музеи по всей стране. Еще через год он уже был профессором Московского университета, тогда же прошла его личная выставка. Однако вскоре Кандинский с его абстракцией стал никому не нужен. В 1921-ом, в год «великого исхода» интеллигенции из России, художник уезжает в Германию, ставшую второй родиной — через семь лет он получил немецкое гражданство, читал там лекции по теории свободного искусства. Однако в 1933-ем к власти пришли нацисты, школа Кандинского была закрыта в рамках кампании против «выродившегося искусства», а его полотна конфискованы как пример «дегенеративной живописи», не имеющей права на существование. Сам художник вынужден был эмигрировать во Францию. Эта страна стала его третьей родиной — через несколько лет он получил французское гражданство. Третьей и последней — 13-го декабря 1944-го года в предместье Нюлли-сюр-Сен великий художник умер. Сейчас его картины стоят миллионы, на выставки выстраиваются очереди. А тайна Кандинского так и не разгадана: как в музыке за звучанием люди пытаются услышать что-то неведомое, так в его картинах в сочетании красок и форм они пытаются увидеть это. Но главная тайна в том, что увидеть-то на самом деле удается. Как художник заставляет нас делать это — вот в чем загадка. И только друг и единомышленник Кандинского, великий Арнольд Шенберг, кажется, смог ее разгадать, написав однажды: «Красота существует постольку, поскольку обыватель испытывает в ней потребность… художник же в этом не нуждается. Ему вполне достаточно правды»2. Источники:
Рекомендуемая литература:
Всего фотоматериалов: 27, управление клавишами клавиатуры ← и →. Есть что сказать? Выразите своё мнение к статье! Читайте также:
|
www.habit.ru
Кандинский, Марк и «Синий всадник» на выставке в Базеле :: Впечатления :: РБК.Стиль
Кандинский, Марк и «Синий всадник» на выставке в Базеле
Франц Марк. «Большие синие лошади», 1911. Фрагмент
© fondationbeyeler.ch
Автор Дарья Горшкова
14 сентября 2016
До 22 января 2017 года в Швейцарии идет выставка-блокбастер, посвященная арт-объединению «Синий всадник». Как вступившие в него художники разожгли огонь экспрессионизма в Германии начала XX века, в Фонде Бейлер рассказывают на примере 90 их работ.
Одну из ярчайших довоенных арт-групп — «Синий всадник» — вместе с Францем Марком создал перебравшийся из России в Германию Василий Кандинский. Это случилось после того, как его абстрактное полотно, отправленное на третью выставку «Нового художественного общества Мюнхена» (с 1909 года оба автора входили туда наряду с Габриэле Мюнтер, Алексеем Явленским, Марианной Веревкиной и другими художниками), не взяли — картину Кандинского сочли слишком крупной. В знак протеста участники только что появившегося «Синего всадника» устроили свою первую выставку в мюнхенской галерее Танхаузер, показав более 40 произведений немецких, французских и русских художников. А на второй выставке, названной «черно-белой», «Синий всадник» выступил с графикой — всего около 300 работ.
Открывать возможности цвета, освобождать плоскости от предметов и жестких художественных рамок в «Синем всаднике» решили все: от Пауля Клее и Августа Маке до перешедших к Кандинскому и Марку участников предыдущего сообщества, — Явленского и Веревкиной в частности. Взрывная арт-группа, благодаря которой появились новые жанры живописи, а Кандинский, в частности, перешел к абстракционизму, просуществовала до Первой мировой войны — после 1914 года «Синий всадник», участники которого оказались разбросанными по миру, перестает существовать.
Алексей Явленский. «Пейзаж в Мурнау. Оранжевое облако», 1909
Пять лет назад «Синего всадника» основательно исследовали в ГМИИ имени Пушкина: первая в России крупная выставка группы прошла там в сотрудничестве с мюнхенской Городской галереей Ленбаххаус, в коллекции которой сегодня находится больше всего (около тысячи) работ участников объединения. Многие из них музею преподнесла бывшая возлюбленная Кандинского Габриэле Мюнтер, которой удалось спасти от нацистов и работы ушедшего от нее после десяти с лишним лет отношений художника, и произведения его коллег по «Синему всаднику».
Всем, кто в ближайшие месяцы окажется в Базеле, предстоит увидеть более 90 работ участников объединения — в том числе очень редко экспонируемые, из российских и американских собраний. Отдельный зал Фонд Бейлер посвятил альманаху «Синий всадник», который объединение выпускало с 1912 года. «Орган подлинных идей» — так формулировали его смысл создатели, желая собрать в альманахе все новое и достойное, касающееся музыки, изобразительного и сценического искусств. На обложке первого номера изображен важный герой для Кандинского — Святой Георгий — в синем цвете, который, как считалось еще со времен романтизма, символизирует силу человеческого духа.
Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник»
© fondationbeyeler.ch
Что касается второго основателя «Синего всадника» Франца Марка, его зрелая живопись была часто посвящена животным, представлявшимся ему высшего рода существами. «Я никогда не имел желания изображать животных такими, какими их вижу, — писал Франц Марк, прославившийся своими картинами с синими конями, своей жене Марии. — Я хотел писать их такими, какими они являются (такими, какими они сами видят мир и ощущают свое бытие)». Глубину синего Франц Марк подчеркивал сияюще-желтым, красноту горизонта перебивал ярким оттенком зеленого, а передний и задний планы объединял воедино, превращая фигуры лошадей в мягкий, почти абстрактный рисунок и повторяя их изгибы в линиях холмов. Несколько его картин по этой теме в Фонде Бейлер можно изучить наряду с ключевыми работами Кандинского, а также их творческих союзников.
Василий Кандинский. «Мурнау – Обермаркт с горами», 1908. Из частной коллекции© fondationbeyeler.ch
Василий Кандинский. «Импровизация 10», 1910© fondationbeyeler.ch
Франц Марк. «Большие синие лошади», 1911© fondationbeyeler.ch
Франц Марк. «Конюшни», 1913© fondationbeyeler.ch
Франц Марк. «Волки (Балканская война)», 1913© fondationbeyeler.ch
Август Маке. Great Promenade: People in the Garden, 1914© fondationbeyeler.ch
Выставка «Кандинский, Марк и "Синий всадник"» в Фонде Бейлер (Базель, Швейцария) открыта с 4 сентября до 22 января 2017 года.
style.rbc.ru
Первая мировая война модернистов | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
"Когда говорят пушки, музы молчат",- эта крылатая фраза широко известна. Но соответствует ли она действительности? "Ни в коем случае! - убеждена Ангелика Франке (Angelica Franke). - Очень многие художники как раз в это время особенно продуктивны". Она знает, о чем говорит. Почти три года искусствовед Федерального выставочного зала в Бонне работала вместе со своими коллегами над организацией выставки, которую они назвали "Авангард в бою".
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме. 1915 год
Удачное название, удачная концепция. Идея была проста, объясняет куратор выставки Увы Шнееде (Uwe Schneede). Достаточно посмотреть биографии художников в энциклопедиях и справочниках - и увидишь, что в них есть лакуны: такой-то творческий период заканчивается 1914 годом, а следующий начинается в 1918-м.
Конец золотой эпохи
На самом деле многие художники продолжали работать, даже будучи в действующей армии, на фронте, в примитивнейших условиях.
Фернан Леже, например, у которого не было холста для занятий живописью, вырезал кругляши из дерева и писал маслом на них. Другие рисовали на обрывках бумаги акварелью, карандашом, углем. "Это очень богатое интернациональное творческое наследие", - подчеркивает Уве Шнееде.
При этом надо учесть, что начало ХХ века было золотой эпохой в истории модернистского искусства, вершиной художественного авангарда. Не считаясь с государственными границами, невзирая на разные языки, разные социальные условия и непохожесть стилей, художники вместе искали новые пути - в то время как европейская политическая элита держала курс на конфронтацию.
Казимир Малевич. Лубок. 1914 год
Последствия этого политического курса известны: 10 миллионов убитых, десятки миллионов тех, кто пережил Первую мировую войну, но познал физические и нравственные страдания, оставившие неизгладимый след в судьбе и душе. Среди жертв войны - и представители классического модернизма. Символическим примером разрушительной мощи войны может быть, по мнению организаторов выставки в Бонне, творческое объединение "Синий всадник", главенствовавшее в экспрессионизме начала ХХ века. В него входили несколько российских художников.
Трое - Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Веревкина - задавали тон. Они жили в Мюнхене, тесно сотрудничали с немецкими коллегами Францем Марком (Franz Marc), Августом Маке (August Macke) и Габриеле Мюнтер (Gabriele Münter). Но когда началась война, российским художникам пришлось покинуть Мюнхен, как подданным вражеской страны. Группа распалась. А потом на фронте погибли Август Маке и Франц Марк.
Цена очищения
Война разделила прежних друзей. Франц Марк восторженно встретил войну - но не из патриотических побуждений, а потому, что считал буржуазный мир Европы гибельным для культуры. Он надеялся, что война будет провозвестником нового, очистительной силой. Когда Марк написал об этом Кандинскому, тот ответил: "Не слишком ли страшную цену придется заплатить за очищение?" Но Франц Марк был не один. Войну приветствовали итальянские футуристы, работы которых также представлены в экспозиции, Казимир Малевич и Владимир Маяковский...
Но очень скоро фронтовая реальность и апокалипсический ужас пришли на смену милитаристским восторгам. Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), говоривший в 1914 году о "сладком вкусе пороха" и записавшийся добровольцем, в 1915-м был демобилизован по состоянию здоровья и написал автопортрет, изобразив себя в солдатской форме и без правой руки - очень символичный для художника образ. Ловис Коринт (Lovis Corinth), изобразивший себя в 1914 году в виде рыцаря в блестящих доспехах, в 1918-м оставил в новой картине лишь груду доспехов на полу своей мастерской. Человека уже нет. Макс Бекман (Max Beckmann), ставший очевидцем немецкой газовой атаки у бельгийского города Ипра, пережил нервный срыв. Жорж Брак и Михаил Ларионов были тяжело ранены.
Первая мировая война повлияла на творческое развитие многих художников-модернистов. Фернан Леже говорил, что дни, проведенные им у 75-миллиметрового артиллерийского орудия в Вердене сделали больше для его прогресса как живописца, чем все посещения музеев. Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka) и Эгон Шиле (Egon Schiele) выработали свой знаменитый скептический взгляд, прежде всего, как следствие пережитого на войне. Многие радикально порвали с прошлым - и с искусством, которое носило следы реальности. Война еще шла, а Малевич уже писал свой знаменитый "Черный квадрат", в Цюрихе зародилось движение дадаистов... В конечном итоге, и сюрреализм возник как художественная реакция на войну.
Выставка "1914. Авангард в бою" в Федеральном выставочном зале Бонна продлится до 23 февраля.
www.dw.com
Знаменитые картины Василия Кандинского
15.03.2016Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.
Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.
Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами. Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» - «Der Blaue Reiter». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.
Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве». В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом - Паулем Клее. Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.
После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни. Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.
Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.
Живопись Василия Кандинского:
1. «Последовательность», 1935 год
Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.
2. «Синий всадник», 1903 год
Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.
3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год
Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.
4. «Осень в Мурнау», 1908 год
Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.
5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год
Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.
6. «Гора», 1909 год
Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.
7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год
Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.
8. «Импровизация 10», 1910 год
Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.
9. «Лирическое», 1911 год
В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».
10. «Композиция IV», 1911 год
Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.
11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год
Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.
12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год
Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.
13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год
Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.
14. «Композиция VI», 1913 год
После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.
15. «Москва», 1916 год
Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.
16. «Синий», 1922 год
Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.
17. «Черный и фиолетовый», 1923 год
Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.
18. «На белом II», 1923 год
Визуальное представление на двух основных нюансах - черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.
19. «Желтый, красный, синий», 1925 год
Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.
20. «Композиция X», 1939 год
Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.
Источник: http://cameralabs.org/
8-poster.ru