Василий Кандинский – Основоположник абстракционизма. Абстракционизм кандинский картины


Константин Рылёв: Василий Кандинский. Царь абстракционизма

Vassily-Kandinsky4 декабря (22 ноября по старому стилю и 16 декабря по Википедии – демократично оставляем выбор за вами) родился художник Василий Кандинский, который изобрел абстрактную живопись

Василий Кандинский (1866-1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину. Когда он приблизился к ней, оказалось, что это его собственная работа, случайно (случайно?) повешенная вверх ногами. Было совершенно непонятно, что за предмет изображен на картине, и это поразило художника. На следующий день он захотел испытать те же ощущения, но особого восторга не почувствовал. Да и предмет на полотне теперь можно было узнать даже вверх тормашками. Художник решил: долой предмет и саму «предметность»!

Вряд ли, правда, мастер был трезв в тот судьбоносный вечер (это объясняет и почему утром он был несколько разочарован), но так или иначе – открытие было сделано. Хотя вообще-то Василия Васильевича отличает, я бы сказал, рафинированная трезвость. Достаточно посмотреть его карандашные эскизы, поражающие филигранностью. Поэтому забавно сейчас читать, как некоторые современные исследователи его творчества упирают на знание Кандинским шаманских практик Сибири (откуда был родом его отец). И различают на его холстах «галлюциногенные грибы, инкрустированные узорами». Так сказать, нажравшегося поганок Василия Васильевича (ни дать не взять – пелевинский герой), регулярно глючило, а как отпустит – сразу за кисть! Ведь разве нормальный человек способен узреть такое?

А вот представьте себе!

Кандинский напечатал десятки статей, рефератов, эссе и автобиографическую повесть. Где довольно подробно изложил свой художественный метод и мировоззрение. Конечно, «специалисты» презрительно хмыкнут: так он и опишет запретное. Но Берроуза или Хаксли такие резоны не останавливали. Художника вообще мало что может остановить, ежели ему «песня крылья расправит».

Кандинский, в частности, говорил, что избавиться «от внешнего» ему помогали болезни. Еще в детстве, из-за большой температуры, он наблюдал парочку видений. И позднее случались рецидивы (в рамках здоровой психики). А при развитом воображении он добивался точного воспроизведения виденных «духовных пейзажей».

kandinsky.yellow-red-blue

Кандинский, как художник, эволюционировал постепенно, меняя стили и техники. «Долгие годы я себе казался обезьяной, запутавшейся в сети, – откровенничал он. – И только после больших усилий мне удалось опрокинуть эту «стену на пути к искусству». Развитие искусства, подобно развитию нематериального знания, не состоит из новых открытий, вычеркивающих старые истины и провозглашающих их заблуждениями. Его развитие состоит во внезапных вспышках, подобно молнии, из взрывов, подобно «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звезды…»

Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич. Когда в 2007-м году организаторы самой крупной премии (40 тыс. евро) в области российского contemporary art решали, чьим именем её назвать, выбирали исключительно между этими двумя авангардистами. В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он «гражданин мира» (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет – она была продана в 1990 году на аукционе Sotheby’s за $19 млн.

Однако уже в 2008 «Супрематическая композиция» Малевича была продана за $60 млн. «Логика денег» в искусстве – вещь хоть и влиятельная, но сомнительная. Как сказал другой российско-французский классик, художник-эмигрант Оскар Рабин: «Если мои картины в 60-е стоили на порядок меньше, они что были хуже? Или когда цена поднялась на мои работы – они «улучшились»?»

95

Но вернемся к основателю абстракционизма.

Кандинский пришел к своему призванию только в тридцать лет. Он был доцентом на юридическом факультете МГУ. В 1895 Кандинский отказывается от должности профессора Дерптского университета в Тарту и решает стать художником-профи. И отправляется в «царство модерна» – в Мюнхен.

Этому решению предшествовали несколько событий.

Во-первых, этнографическая экспедиция в Вологодскую область в 1889 году. «Помню, как я впервые вошел в крестьянский дом, – вспоминал экс-юрист, – остановился на пороге, как вкопанный. Стол, лавки, печь – всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах – народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон. Когда наконец я прошел внутрь избы, сам оказался в Картине».

Узоры в народном творчестве несут символическое и магическое значение. Под влиянием этой экспедиции Кандинский обратится к фольклору, былинам. Героями его полотен временно станут богатыри, драконы и красавицы в кокошниках. Но выполнять эти работы Кандинский будет в «мозаичном» стиле Климта.

Во-вторых, Кандинского потряс пейзаж Моне «Стог сена» на выставке импрессионистов в Москве. В.В. (как в случае с перевернутой картиной) понял, что там изображено, только прочитав название.

Клод Моне "Стог сена"

Позднее он переосмыслил новую французскую живопись, отражающую распад цельной картины мира: от точек пуантилиста Сера до широких мазков Моне и геометризированных холстов Сезанна. На картинах самого прогрессивного тогда австрийского модерниста Густава Климта мир напоминал мозаику. Как сказали бы сейчас: Кандинский узрел Точку Сборки. Дополнительное впечатление на В.В. произвело открытие деления атома. Материальный мир стремительно терял прочность! Оказывается, его можно было «разобрать». Но что там дальше?

В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права вдруг возникла феерическая панорама московского закатного вечера. Он так описал ее: «Солнце растворяется над Москвой пятном, заставляющим вибрировать струны души. Розовые, желтые, голубые, фисташково-зеленые, пылающие красным дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное кольцо кремлевских стен, а наверху, подобно хоралу, возвышается длинная, изящная стрела колокольни Ивана Великого. Я полагаю, что написать эту симфонию было бы величайшим счастьем для любого художника».

Кандинскому удастся изобразить эту «симфонию», спустя полтора десятка лет, на полотне «Москва. Красная площадь» (1916). Оно, возможно, будет не таким брызжуще ярким, как видение, но приобретет дивную завершенность, многоуровневую глубину и космический размах. Сам феномен, когда человек способен видеть цвет звуков или ощущать вкус букв называется синестезией (от греч. syn?isthesis — совместное чувство, одновременное ощущение).

По схожему с Кандинским пути двигался голландец Пит Мондриан. Так же, как Кандинский, он был увлечен французскими живописными новациями и модными мистическими учениями: теософией и антропософией. Но в отличие от пластичного, восприимчивого к музыке Кандинского, Пит был холодным философом. Под его «распадающимися» пейзажами обнаружилась структура мира, его «скелет»: в виде крестов и квадратов. Холсты Мондриана похожи на конструктор LEGO. Этот мир созерцательно-статичен.

Пит Мондриан

Кандинского же увлекала динамика: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, – путем катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».

То есть при помощи красок художник моделирует космические процессы, которые сравнимы с симфониями. И наоборот. На пересечении живописи и музыки Кандинский-теоретик сделал важный вывод: для художника отпала обязательная необходимость рисовать с натуры. Он может творить, повинуясь внутренним импульсам: «Произведение возникает целиком «из художника», что известно в музыке в течение нескольких столетий. В этом смысле живопись догнала музыку».

"Первая Мировая Война" Кандинский

Продолжая линию «звучащих» картин Кандинский свои работы называет «Композициями», «Импровизациями» и «Фугами». К концу десятых годов XX века он начинает выдавать подлинные шедевры.

Из полуабстрактных – это «Деталь композиции IV» или «Казаки» (1910). Художник утверждал, что её сюжет навеян казаками, спускающимися по улице в 1905-м году.

В верхнем левом углу картины двое казаков дерутся на саблях. Справа внизу – стоят с пиками. Вдалеке синий холм с дворцом. От зрителя к замку ведет мост в виде радуги. Этот мотив, близок будущей поэме Блока «Двенадцать»: пройдя горнило революции, наши граждане поднимутся по радуге-мосту в духовные чертоги…

kazaki

В это время Кандинский опубликовал труд «О духовном в искусстве» (1912) и составил (вместе со своим другом, немецким художником Францем Марком) альманах «Синий всадник» (1912). Была торжественно объявлена эпоха Великого Духовного, когда произойдет синтез искусств, потому как при внешних различиях налицо «внутренняя тождественность звука, цвета, слова». (В русле этих идей – цветомузыкальные симфонические поэмы Александра Скрябина).

Уже сложившимся мастером Кандинский в 1914 возвращается на Родину.

Франц Марк убит на Первой Мировой осколком снаряда.

Уже поменьше «радужных» красок в программной картине Кандинского «Москва. Красная площадь» (1916). По существу на полотне – теософская планета Москвы (вроде планет-миров в сказке Экзюпери «Маленький Принц»).

В центре холста мужчина и женщина, вокруг них несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого – готова проклюнуться луна. За пологом желто-голубого неба – открывается звёздная бездна. Это лирико-мистическое полотно, словно иллюстрация к ещё не написанному Булгаковым роману «Мастер и Маргарита».

О любимом городе Кандинский напишет: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва – мой живописный камертон».

Москва

Октябрьскую революцию Кандинский воспринял без восторгов, свойственным авангардистам, но приветствовал желание большевиков поддерживать левые течения в искусстве. Да и как ему было сильно радоваться, если у него экспроприировали многоэтажный дом с башней-мастерской, построенный на деньги из отцовского наследства. «Швондеры» оставили художнику только одну из квартир.

Социальные катаклизмы вдохновили художника на создание ярких апокалипсических холстов, на которых, кажется, борьба идёт на разных планах реальности («Смутное», 1917, «Импрессия», 1917, «В сумерках», 1919).

Кандинский попытался сотрудничать с советской властью (работал в Наркомате просвещения, организовал Институт художественной культуры, открыл 22 новых галереи), но вскоре понял, что ему, потомку дворян и космополиту, не по пути с диктатурой пролетариата. Чувственно-экспрессивное творчество В.В. все меньше вписывалось в идеологические установки. В 1921 он отправляется обратно в Германию.

За границей он продолжает развивать принципы беспредметной живописи: его картины спокойны, медитативны и сбалансированы. Он преподает в Веймаре в академии Баухауз. В 1933 Баухауз был объявлен «опасным гнездом большевизма» и закрыт нацистами.

Кандинский эмигрирует в Париж.

В 1937 пятьдесят работ Кандинского попадут на выставку в Мюнхене «Дегенеративное искусство». Во Франции же ему респект: в гости часто наведываются знаменитости, но у публики к В.В. интерес сдержанный. Перед войной он получил французское гражданство.

Его картины конца тридцатых становятся холодны и безжизненны. С 1940 года он «населяет» полотна существами, смахивающими на планктон. Возможно, в этих простейших организмах Кандинский видел наиболее точное воплощение законов космической гармонии (как, к примеру, в раковине моллюска).

Умер художник в своем доме в западном предместье Парижа Нейи-Сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Бум абстрактного искусства начнётся в 50-е, но уже в США.

Представители американского абстрактного экспрессионизма (Арчил Горки, Марк Ротко, Виллем де Куниг) назовут Кандинского своим учителем.

"Причудливое", 1930 г. Кандинский

Напоследок, хотелось бы процитировать некоторые высказывания Мастера. Уж больно хороши!

Принципы ответственности художника за свои творения, сформулированные Кандинским в книге «О духовном в искусстве» не потеряли актуальности. А показанная им ситуация в арт-среде, будто списана с наших современников.

«Конкуренция» растет. Дикая погоня за успехом делает искания всё более внешними. Маленькие группы, которые случайно пробились из этого хаоса художников и картин, окапываются на завоеванных местах. Оставшаяся публика смотрит, не понимая, теряет интерес к такому искусству и спокойно поворачивается к нему спиной».

«Иногда художник пользуется своей силой для потворства низменным потребностям: в якобы художественной форме он изображает нечистое содержание, он привлекает к себе слабые элементы, постоянно смешивает их с дурными, обманывает людей и помогает им обманывать себя, убеждая себя и других, что они жаждут духовно и удовлетворяют эту жажду из чистого источника. Такого рода произведения не помогают движению ввысь, они тормозят, оттесняют назад стремящихся вперёд и распространяют вокруг себя заразу».

«Художник – служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки – пустым и бессмысленным подобием руки».

«Художник несёт троякую ответственность, по сравнению с не-художником: 1) он должен продуктивно использовать данный ему талант, 2) поступки, мысли и чувства его, как и любого другого человека, образуют духовную атмосферу, очищая или заражая окружающую среду, и 3) поступки, мысли и чувства являются материалом для его творений, которые, в свою очередь, воздействуют на духовную атмосферу. Художник – «царь».

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ Мурнау. Двор замка. 1908

Текст подготовлен для «Частного Корреспондента».

www.peremeny.ru

Без названия — Василий кандинский картины. 5 знаковых картин...

Василий Кандинский - одна из ключевых фигур мира живописи. Стоявший у истоков не только российского, но и мирового абстракционизма, своими картинами он изменил мир. Кандинский был не только художником-практиком, он теоретизировал изобразительное искусство, изменил отношение к скульптуре Микеланджело и написал несколько книг об искусстве.

Кандинский родился в Москве, в обеспеченной семье. Через несколько лет семья перебралась в Одессу, где Василий получил начальное музыкальное и художественное образование. С детства мальчик удивлял своих наставников по живописи смелыми, неожиданными цветовыми решениями, объясняя это тем, что каждый цвет имеет свой характер.

Правда, родители надеялись, что сын станет юристом, поэтому молодой Кандинский отучился в Московском государственном университете на кафедре юриспруденции. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне. Он - уже доцент юридического факультета с правом преподавания. Но тут что-то меняется в его жизни, и состоявшийся тридцатилетний Кандинский бросает карьеру и едет в Мюнхен, столицу европейской творческой жизни, чтобы стать художником. После он вспоминал, что два события повлияли на это решение: выставка импрессионистов в Москве и впечатление от оперы Вагнера “Лоэнгрин”.

В Мюнхене Василий попал в школу югослава Антона Ажбе, считавшуюся весьма престижной. Тут ему пришлось вспомнить навыки, полученные в детстве - композиция, работа с линией и формой. Спустя некоторое время Кандинский решил, что школа Ажбе дала ему все, что могла и со второй попытки он поступает в Мюнхенскую академию художеств. На дворе - 1900 год, пограничное время между девятнадцатым и двадцатым веком. Кандинскому исполняется 34.

Не раз Кандинский слышал от учителей упреки в слишком вольной композиции и чересчур ярких цветах. Словно решив, что новому веку нужно новое искусство, в 1901 году он организует творческое объединение “Фаланга” с художественной школой, в которой сам становится учителем.

Знакомый с научным подходом, в отличие от большинства других художников, Кандинский подходит к живописи и с теоретической точки зрения. Организуя новые кружки и движения, он черпает вдохновение в процессе. Ему тесно в классической живописи, чтобы описать мир, рожденный в его голове. В поисках своего уникального стиля художник отталкивается от образов и форм для того, чтобы родить нечто новое.

Его юридическое образование не пропало втуне - будучи прекрасным оратором, Кандинский увлекал за собой даже тех, кто поначалу относился к его экспериментам скептически. Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту. Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. В те годы он считал, что “если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком” можно так же легко, как “абстрактным академиком”. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом".

В 1903 году он разводится со своей женой, потому что встретил родственную душу - художницу Гарбриэль. С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Несмотря на всеобщую любовь к модернизму, Василий Кандинский продолжает продвигать абстракционизм в массы. Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. Кандинский не скрывал, что его вдохновляли Сезанн и Матисс, но его полотна наполнены собственными художественными находками. В 1912 году он пишет несколько искусствоведческих книг, расширяя горизонты для своих учеников.

С началом Мировой войны Кандинский возвращаются в Россию. Годы, проведенные вдали от дома, не погасили любви художника к русскому народу. Стремление запечатлеть настоящий русский быт побуждает Василия принять участие в нескольких этнографических экспедициях. После революции он возвращается в Берлин, где организует Первую выставку российского искусства. Тогда же он начинает преподавать теорию и практику живописи в школе “Баухаус”. Умирает Кандинский 13 декабря в пригороде Парижа.

В память о художнике-новаторе российский культурный фонд “АртХроника” ежегодно вручает премию Кандинского тем художникам, чье творчество так или иначе влияет на современное искусство. “Вечерняя Москва” выбрала пятёрку знаковых работ Василия Кандинского.

“Синий всадник”, 1903

Наведите курсор на изображение

Автор: www.wassilykandinsky.ru

image

Написанная в пограничном состоянии, картина наглядно показывает переход от реализма к новому художественному направлению и открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Впервые художник не рисовал, а “думал” с помощью холста и красок.

“Дома в Мурнау на Обермаркт”, 1908

Наведите курсор на изображение

Автор: www.wassilykandinsky.ru

image

В городке Мурнау, у подножия баварских Альп неподалеку от Мюнхена Кандинский открыл для себя мир чистых форм и мерцающего света. Это сугубо личное открытие становится началом новой художественной эпохи. Стены перетекают в крону деревьев, в камнях мостовой отражается небо, насыщенный цвет рождает в сознании новые образы. Новая живопись схематично обозначает мир, но уже отдаляется от реальности. “Происходит своего рода торжественное прощание с материальным миром и открытие нового духовного мира”.

“Казаки”, 1910

Наведите курсор на изображение

Автор: www.wassilykandinsky.ru

image

Одна из лучших работ художника. Очертания хмурых холмов и почти неразличимые силуэты конных всадников с шашками. Динамичная и яркая картина, полная абстрактных форм, прерывистых линий и ярких цветов.

“Первая абстрактная акварель”, 1910

Наведите курсор на изображение

Автор: www.wassilykandinsky.ru

image

Кандинский создал картину, на которой хаотично размещались пятна краски и нечеткие геометрические фигуры. Они ничего не изображали и не обозначали. Так художник покончил с предметностью, которая мешала его творчеству. Можно сказать, именно с этой акварели в искусстве двадцатого века развивается новое направление живописи “абстрактное” или “чистое” искусство ради искусства. Не представляя смысловой нагрузки оно обращалось прямо к чувственному восприятию мира.

“Смутное”, 1917

Наведите курсор на изображение

Автор: www.wassilykandinsky.ru

image

Назревающая революция и гражданская война, голод, продолжающаяся Мировая война - все это побудило Кандинского создать абстрактный пейзаж “Смутное”. Темные, клубящиеся линии, мрачные цвета, смешавшиеся то ли лица, то ли фигуры во всей красе описывают это время.

thavienner.tumblr.com

Василий Кандинский – Основоположник абстракционизма | Журнал Neue Zeiten

Автор: Илья Дубинский

В номере: 09 (123) сентябрь 2011

Как вы уже, наверное, заметили, дорогие читатели, в последнее время   основная тема моих статей — связь культур России с Германией.

Вот ещё незаурядная личность – Василий Васильевич Кандинский, крупнейший художник, один из основателей абстракционизма. В Германии он провёл 30 лет. Здесь сформировался как художник, творил, экспериментировал. В конце жизни принял немецкое гражданство.  В одной из статей мне встретилась даже такая  характеристика: «немецкий художник русского происхождения». Пусть это определение останется на совести автора: всё-таки 62 года Кандинский оставался российским подданным. Но, что верно, то верно: в Советском Союзе картины его хранились в запасниках, мы практически ничего не знали ни о нём, ни о его искусстве.

Озарение

Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Отец —  коммерсант Василий Сильвестрович Кандинский, из старинного рода сибирских купцов (по семейному преданию, одна из его прабабок была мансийской княжной). Мать вела происхождение от прибалтийских немцев. Когда мальчику было три года, семья переехала в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой. Детство Василия прошло в этом приморском городе, где он окончил классическую гимназию. В 1885 году юноша поступает в Московский университет на юридический факультет.

Казалось бы, всё шло своим чередом, жизненный путь намечался успешным.

После окончания университета будущий юрист готовит диссертацию, получает приглашение на должность профессора в Дерптском университете. Женится на своей кузине Анне Чемякиной. Но внезапно всё перевернулось.

В 1896 году в Москве состоялась Французская индустриальная и художественная выставка. Представленная на ней экспозиция импрессионистов глубоко потрясла будущего художника. В  воспоминаниях он пишет, что, увидев картину Клода Моне «Стог сена, освещённый солнцем», испытал озарение, понял, что в живописи, в  развитии идей импрессионистов его призвание. Отказавшись от предложенного места, юрист  внезапно, оставив жену, уезжает в Мюнхен учиться живописи. Из Германии он выслал супруге бумаги на развод и дарственную на усадьбу в Коломенском. С прошлым было покончено.

В Мюнхене

Василий сначала обучался в знаменитой частной школе Антона Ашбе, затем в Мюнхенской академии художеств. Обладая незаурядным организаторским талантом, Кандинский, ещё будучи студентом, основал общество символистов «Фаланга». Затем последовали в разное время: «Новое художественное общество Мюнхена», «Общество Кандинского», «Синяя четвёрка». Особое значение имело создание «Синего всадника», в который вошли помимо основателей Василия Кандинского и Франца Марка ещё Август Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский. Все эти имена теперь в учебниках.

В 1901 году В. Кандинский организовал собственные художественные курсы. Уже тогда его увлекал эксперимент, поиск новых форм синтеза искусств. Так, однажды он  принёс на занятия виолончель и предложил ученикам изобразить на холсте музыку. Из выполненных работ отметил лишь одну – этюд Габриель Мюнтер, который назвал «образцом абстрактного мышления». Вскоре Кандинский предложил этой  талантливой ученице вступить с ним в брак, но получил отказ. Тем не менее, они остались вместе.

В 1903-1907 годах Кандинский с Габриелой много путешествуют, занимаясь живописью и участвуя в российских и европейских  выставках: в Московском товариществе художников, парижском Осеннем салоне, Салоне независимых.

В творчестве раннего Кандинского (1901-1907 гг.) преобладает декоративность, орнаментализм, плоскостность. Основные темы работ – персонажи фольклора, сюжеты русских сказок, купола красочных церквушек некого «града Китежа».

Период Мурнау

В 1908 году Кандинский и его спутница поселились в Мурнау недалеко от Мюнхена. Будучи в Баварии, мы специально посетили этот  живописный посёлок на берегу поэтического озера Штафельзее. Узкая улочка ведёт вверх к дому художника — «Русскому дому», как его называли тогда, да и теперь.

Рай для художников. Интерьер Кандинский оформил в народном стиле, расписал мебель орнаментами цветов. Идёшь по улочке и представляешь, что здесь же проходили ставшие ныне знаменитостями гости. Чаще других бывали русские художники Явленский и Верёвкина.

Работы «периода Мурнау» — это, прежде всего, пейзажи окрестностей. В них прослеживается постепенный отход от строгой реальности: от картины к картине ландшафты приобретают всё более размытые очертания, усиливается интенсивность и контрастность цвета.

Абстракционизм

В 1910 году появилась первая абстрактная картина Василия Кандинского. Этот год принято считать началом абстрактной живописи, а  автора – её основоположником. Правда, к этому времени и другие художники пришли к беспредметной живописи, но русский живописец был первым, кто обосновал её принципы. В 1911 году им опубликован трактат «О духовном в искусстве», в котором разработана теория нового направления, согласно которой любой цвет, линия, геометрическая фигура, их сочетания могут вызвать самые разные ассоциации: зрительные, звуковые, вкусовые и прочие. «Цвет — это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник — есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — говорил Кандинский.

В автобиографической книге «Ступени» художник так описывает происшедший поворот в его сознании, приведший к абстракционизму: «Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоящая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Создавая абстрактные композиции, Кандинский  изменил повествовательную природу живописи, приблизив её к музыке, которая  не изображает, а выражает душевные состояния. Об этом периоде Нина Кандинская пишет: «Время с 1910 по 1913 годы – самый активный период в его творчестве. Он музицирует, пишет теоретические статьи, делает проекты театральных постановок. В 1911 году, уже исходя из идей, изложенных в трактате «О духовном в искусстве», он вместе с Францем Марком основывает в Мюнхене общество «Синий всадник». И хотя его деятельность ограничилась только двумя выставками и выпуском одного альманаха, общество завоевало репутацию самого значительного в Германии форума современного искусства. Рисунок Кандинского, изображающий всадника на синем коне, украсил обложку альманаха и стал эмблемой нового движения. И автор уже чётко отдавал себе отчёт, куда был устремлён его всадник – он мчался по дороге к неизобразительности». Искусствоведы разделяют её точку зрения, считая этот период самым экспериментальным и самым интенсивным. За период 1909-1914 гг. Кандинским создано более двухсот живописных работ. Творческая энергия его неиссякаема, интересы многогранны. Помимо живописи и графики он занимался музыкой, поэзией, оформлением интерьеров, проектированием моделей одежды, создавал эскизы росписей по фарфору.

В 1914 году с началом Первой мировой войны Кандинский, как русский подданный, должен был покинуть Германию. Страну, которую он любил, где созрел как художник.  В письме к Габриеле Мюнтер он пишет:

«Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и всё немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев». Но не все его немецкие знакомые так думали. Вот мнение друга и соратника Франца Марка: «В значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца». Вот так. Злободневный сейчас вопрос интеграции и в те времена решался непросто, даже в отношении лиц, в совершенстве знавших немецкий язык и культуру, десятилетиями живших и творивших в Германии.

Снова в Москве

Кандинский пробыл  здесь до 1921 года. Личная жизнь его за это время резко изменилась. В 1916 году в Дании произошла последняя встреча и мучительное расставание с Габриелой Мюнтер. На следующий год он женился на Нине Андриевской. Кандинскому было тогда 50 лет, супруге — 20.

После революции художник со свойственной ему активностью включился в творческую и общественную жизнь России. Работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в Свободных Государственных художественных мастерских, во ВХУТЕМАСе, был избран вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХМ), создал и возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК). Однако вскоре его понимание духовного и традиционного вошло в противоречие с революционной идеологией, отрицавшей «буржуазную» культуру. Позиция Кандинского иная: «Беспредметная живопись не есть вычёркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которого образование кроны зелёного дерева было бы немыслимо… Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них только ясно внутренне логический, внешне органически неизбежный дальнейший рост искусства».

В 1921 году Кандинский был смещён с должности директора Института художественной культуры. Что могло последовать за этим? Будущее становилось неопределённым. И он уехал  в Берлин.

Холодный период

В Германии Кандинский получил предложение преподавать в знаменитом «Баухаузе» — Высшей архитектурной и художественной школе, находившейся в Веймаре, затем переведенной в Дессау. В 1926 году он опубликовал известный труд «Точка и линия на плоскости».

В работах теперь преобладают геометрические элементы, холодная цветовая гамма. В отличие от «романтического» мюнхенского этот период  называют «холодным» или «классическим».

В 1928 году Кандинские приняли немецкое гражданство. Но с приходом к власти нацистов школа в Дессау была закрыта. Нина Кандинская пишет: «…после знаменитой речи Гитлера, где тот сказал, что современное искусство — это искусство либо сумасшедших, либо преступников, Кандинский решил покинуть Германию. Для него это было невероятно больно, ведь вся его жизнь в искусстве была связана с Германией».

Супруги оставили Германию. Последние 11 лет жизни художника они провели в Нёйли-сюр-Сен во Франции. Там в 1944 году от кровоизлияния в мозг он скончался в возрасте 78 лет.

Память

Кандинский считал, что получит истинное признание лишь лет через сто. Но ошибся. Уже сегодня его знают и ценят во всём мире, чтят его имя.

В России в 2007 году учреждена ежегодная премия Кандинского за вклад в современное российское искусство.

В Одессе дом, в котором провёл детские годы художник, украшает теперь его бюст (ул. Дерибасовская, 17).

В Москве на доме, принадлежавшем Кандинскому, установлена мемориальная доска (ул. Бурденко, 8/1). На Плющихе восстановлена его  мастерская.

В Дессау возле «Баухауза» поддерживаются в сохранности его дом и мастерская.

В Мурнау в доме, где жили Кандинский и Мюнтер, открыт музей, носящий название «Русский дом».

Кандинский востребован, является сейчас одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.

Его выставки пользуются неизменным успехом. В 2008-2010 годах в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке была показана представительная  ретроспектива, включавшая 95 произведений, написанных с 1907 по 1942 годы и отражающих все основные периоды творчества художника. Экспозиция собрана из немецких, французских и американских галерей, обладающих наиболее крупными собраниями его работ. Прежде всего — это мюнхенская галерея Lenbachhaus, основу коллекции которой  составляют работы, переданные в дар Габриелой Мюнтер. Центр Помпиду в Париже обладает крупным собранием произведений последнего периода жизни художника, подаренных вдовой художника Ниной Кандинской. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин.

Нам посчастливилось побывать на выставке в Мюнхене. Больше часа вместе с остальными ценителями искусств мы мёрзли в очереди на декабрьском морозе; в залах — столпотворение, как на самых экстраординарных экспозициях пушкинского музея. Проследили весь творческий путь художника от ранних лубочных работ до творений «холодного периода». Впечатление захватывающее. Недаром показ этой выставки в Нью-Йорке «Таймс» отнесла к десяти наиболее выдающимся событиям года.

neuezeiten.rusverlag.de

Исследовательская работа по искусству «Абстракционизм Василия Кандинского»

МБОУ КСОШ №4 Научно – исследовательская работа по искусству «Абстракционизм

Василия Кандинского»

Работу выполнила ученица 9 класса

Гриченко Анастасия

Руководитель – учитель Искусства

Кудинкина Валентина Владимировна

с.Кулунда

2014г.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------с.3

Абстракционизм в искусстве--------------------------------------------------с.4-6

Художники В.Кандинский и его теория цвета-----------------------------с.7-9

Заключение-------------------------------------------------------------------------с.10

Приложения------------------------------------------------------------------------с.11

Введение Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сцены из жизни в рисунках, картинах. Со временем  картины наиболее талантливых людей превратились в произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве: импрессионизм, модернизм, абстракционизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения.

Меня заинтересовала эта тема потому что абстракционизм один из самых сложных и спорных направлений в современном искусстве. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. И поэтому очень мало людей знают об этом направлении.

Объект моего исследования является абстракционизм в живописи.

Его предмет абстракционизмом в России.

Цель познакомиться с творчеством Василия Кандинского.

Задачи:

- узнать историю возникновения нового направления;

- выяснить основные направления абстракционизма;

- познакомиться с теорией цвета Кандинского;

- применить эту теорию на практике. Методологией данный работы являются книги: Горкин А.П. « Современная иллюстрированная энциклопедия. Искусство», Базыма Б.А«Психология цвета: Теория и практика». Глава I Абстракционизм в искусстве

Живопись - едва ли не древнейшее из искусств, известных человечеству. До наших дней дошли изображения животных и людей сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, живопись обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Она повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающих человека предметный мир посредством зрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими поколениями художников. В отличие от писателя художник не может показать цепь событий, происходящих в разных местах, в разное время. Воплощая сюжет, живописец ограничен пределами одного момента и неизменной обстановки. Поэтому он стремится отыскать и рельефно изобразить такую ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются характеры действующих лиц, их взаимоотношения и весь смысл запечатленного события жизни.1

Так что же такое абстракционизм? Абстракционизм (от лат. - отвлеченный) - направление в искусстве ХX века. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее — людей, предметы, пейзажи, события, хотя для её создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. В их соединении художники иной раз добиваются декоративных эффектов. 2

Но абстракционисты не считают свои картины эскизами для ковров - в большинстве случаев они пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру и философские позиции. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное уже в эпоху Возрождения — что по-разному проведённые линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определённые настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, тёплыми, а другие — холодными, что называем одни радостными, другие — мрачными, одни — нежными, другие — грубыми и т.д.

Модернистские течения XX века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении “Филеб” тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных “неправильных” форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

«Отцом абстракционизма» считают русского художника Василия Кандинского (1866—1944). В 1910 г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов. Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил ее к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.3

Для молодых советских художников, воспитанных в традициях застывшей академической системы с незыблемыми правилами и приоритетами повествовательной содержательности и единствен­но верного материалистического виде­ния мира, открытие абстракции означало возможность воспроизведения лич­ного субъективного переживания. Американские исследователи характеризо­вали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности поли­тической, эстетической, моральной». Подобные чувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальное искусство и од­новременно строившие собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распро­страненным.

Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах   внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Основные направления в абстракционизме:

Лучизм (Rayonismus, от франц. rayon луч) - направление в русском изо-искусстве 1910-х гг., связанное в первую очередь с именем М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания.4

Кубизм (фр. Cubisme) — кубисты Сводили к минимуму, а зачастую и вовсе отказываясь от изобразительно-познавательной функции искусства, стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированном тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.5

Супрематизм (от лат. Supremus-наивысший)- создан в середине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Супрематизм воплощался в лишённых изобразительного начала сочетаниях простейших разноцветных и разновеликих геометрических фигур (прямоугольников, треугольников, полос и т. п.), образующих пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции.6

Орфизм(французское orphisme, от Orphee - Орфей) - течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., близкое к кубизму и футуризму. "Орфисты" (Р.Делоне, Ф. Купка) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей, окрашенных в яркие чистые тона.7

Неопластицизм(гол. neoplasticism)- одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 нидерландским живописцем П. Мондрианом и рядом других художников, входивших в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, чётко разделённых перпендикулярными линиями чёрного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов).8

Ташизм (фр. Tashisme, от Tache — пятно) — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана. 9

Итак, как мы видим, существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями; общее название «абстракционизм» расплывчато, условно и не выражает действительной сущности этого явления. Поэтому нередко употребляется название «беспредметное искусство».

Глава II Художники В.Кандинский и его теория цвета

В русской живописи XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич.10

Василий Кандинский - один из крупнейших художников XX века, он создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов. Также у Кандинского была своя теория цвета. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и ... психическое воздействие». Под первым Кандинский понимал известные феномены физиологии цветового зрения, например, индукции, контраста и т.д. Психическое воздействие, по Кандинскому, рождает «вибрацию души». Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, Кандинский советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске. Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате рождаются четыре возможных «звука» красок.

Первый фактор связан с отношением желтый — синий. Оба этих цвета, в терминологии Кандинского, связаны с «горизонтальным движением»: желтый «движется» навстречу зрителю, а синий — от него. Второй фактор — это отношение белого и черного. Здесь Кандинский также говорит о движении, но о «статической» его форме. Кроме «горизонтального движения», у желтого с синим есть еще «центробежное» (желтый) и «центростремительное» (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки. Однако, если желтый сделать «холоднее» (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих «движениях». Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Его (желтый) можно сравнить со звуком трубы. Через «охлаждение» желтый становится болезненным и является красочным выражением (символом) безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия, слепого бешенства. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, «земная краска» т.к. его нельзя углубить. Синий — «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем «движение» от человека и к центру. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный (еще один термин Кандинского) до черного — печаль. Светлое синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты, темно-синий — виолончель, а наиболее углубленный орган. Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты, парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, — ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить. Главное значение абсолютно зеленого — пассивность. В духе политической символики, Как главный тон лета, зеленый — символ природы, погруженной в самодовольный покой. При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении белого) или утемнении (черного) зеленый «сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя». Белый усиливает аспект «равнодушия», а черный — «покоя». Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом. Белый для Кандинского — символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый — это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как «ничто», предшествующее началу и рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа нового рождения). В отличие от белого, черный — «ничто» без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный — окончание, погасший костер, самая беззвучная краска. Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные — величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе. Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь — равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, «пылает» внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности. Охлажденный красный — фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.  Соединение красного с желтым (оранжевый) сохраняет серьезность красного. Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым — синим и белым с черным.11

Таким образом, Василий Кандинский отличался не стандартным восприятием, т.е. ощущал "звучание" цвета, его фактуру, вес, температуру, движение, Свои цветомузыкальные ассоциации он изложил в своих трудах. Литературное наследие Кандинского составило значительный вклад в науку о цвете для художников.

Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году.  Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она все же сохраняется. Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства».

 «Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и напряженно, имеют свою живописно-пластическую драматургию. Художник исполнил много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции» как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер».  «Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего рода взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации. Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает характер всеобщности. Трагедия, которая разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий.

 «Хор красок», состоящий из множества голосов — разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с окружающим нас миром. Но в этой новой реальности ощутим весь сложный, исполненный великих потрясений духовный мир человека начала XX века12.

Практическое применение цвета в рисунках. По теории Кандинского рисунок можно разобрать как музыку, например в рисунке преимущественно больше синего цвета, так светло синий цвет символизирует звук флейты, темно-синий — виолончель, а наиболее углубленный-орган. Черный цвет это что бездвижное, как труп, молчание тела после смерти. То есть если прочувствовать рисунок то можно сказать то что эта музыка на похоронах, когда смерть уносит душу в бесконечное движение и хаос.

Заключение

Рассмотрев абстракционизм как новое течение в живописи, я пришла к выводам: абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать. Искусство не терпит прямо говорения, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.

Узнав историю возникновения нового направления можно сказать что абстракционизм сделал революцию в искусстве порывая с традиционными формами, провозглашая свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. 

Благодаря абстракционизму появилось много различных направлений в современном искусстве, хотя разделение искусства на направления в достаточной степени относительно.

Произведения Кандинского – это чистый абстракционизм. Смотря на его картины, приходится домысливать изображенное. Что хотел отобразить в своих картинах Кандинский для многих остается загадкой до сих пор. Хотя сейчас идея создания подобных картин не нова. Однако в те времена он был первым рьяным абстракционистом, который использовал в своих произведениях подобное сочетания разнообразных форм и цветов.

Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное.

Но постепенно отвлеченные формы превратились в геометрические.

Эти картины уже рисовали при помощи циркуля и линейки В.Кандинский

«В черном квадрате» Список используемой литературы:

  1. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика;Изд:Речь 2005
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
  4. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  5. Современная энциклопедия. 2000.
Интернет ресурсы:
  1. http://www.krugosvet.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://dic.academic.ru
  4. http://www.ur911.narod.ru
  5. http://www.websib.ru/fio/class1/napris/abstraktcionism.htm
  6. 100picture.info›86.html

Приложение

Кандинский великий художник современности! Он создал революцию в живописи. Опередив время, использовал приемы компьютерной графики. И работая над своим проектом, я убедилась, что с помощью компьютера художники могут создавать произведения в разных жанрах живописи.

www.dereksiz.org

это... Направления абстракционизма :: SYL.ru

Красота окружающего мира, переживания и значимые события в жизни с древности побуждали человека передавать зрительные образы с помощью красок. Живопись прошла долгий путь от наскальных рисунков и античных фресок до уникальных, поражающих реализмом, произведений искусства.

К концу XIX века некоторые художники стали искать новые способы выражения, стараясь привнести в свои произведения нетрадиционный взгляд, новую философию. С этого времени владеть в совершенстве техникой исполнения было уже недостаточно.

Так, на рубеже веков появилось направление под названием "модернизм" с присущим ему пересмотром классического искусства, вызовом устоявшимся эстетическим канонам. В его рамках развилось совершенно особое течение – абстракционизм.

Определение понятия

Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.

Другими словами, абстракционизм – это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.

абстракционизм это

Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами.

По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.

Исторические вехи

Родоначальником абстракционизма принято считать Василия Кандинского. В 1910 г. он написал в Германии свою первую картину в новой на тот момент технике. Более того, в 1911 г. в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном искусстве».

В ней он изложил свою эстетическую философию, сложившуюся под влиянием трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской. Книга имела огромный успех, а новое течении в живописи получило название "абстракционизм". Это стало отправной точкой: теперь беспредметный подход в творчестве приобрел популярность в различных видах изобразительного искусства.

абстракционизм картины

Несмотря на то что у истоков абстракционизма стояли русские художники, такие как Кандинский В. и Малевич К., в Советском Союзе 30-х годов новое направление было предано остракизму. В годы Второй мировой войны центром абстрактного искусства становится Америка, куда из Европы иммигрировали многие его представители. Здесь еще в 1937 г. был открыт Музей беспредметной живописи.

Послевоенный абстракционизм прошел несколько стадий развития, включая возрождение нефигуративного искусства в России с началом перестройки. Художники наконец получили возможность создавать живописные полотна в разных направлениях. Личные субъективные переживания переносились ими на полотна с помощью цвета, особенно белого, который стал одним из главных слагаемых современного беспредметного искусства.

Направления абстракционизма

С первых лет появления нового вида изобразительного творчества в его рамках стали развиваться два основных направления: геометрическое и лирическое. Первое нашло свое отражение в творчестве Казимира Малевича, Питера Мондриана, Робера Делоне и др. Лирическое же направление разрабатывал Кандинский Василий, Джексон Поллок, Ханс Хартунг и пр.

Геометрический абстракционизм использует упорядоченные фигуры, плоскости и линии, а лирический, напротив, оперирует хаотично разбросанными цветовыми пятнами. В свою очередь, на основе этих двух направлений сформировались другие течения, связанные с абстракционизмом единой эстетической концепцией: систематизм, конструктивизм, супрематизм, орфизм, ташизм, неопластицизм, лучизм.

Лучизм и лирика

Открытия в области физики начала XX века послужили толчком к появлению внутри геометрического направления такого течения, как лучизм. У его истоков стояли русские художники М. Ларионов и Н. Гончарова. Согласно их представлению, любой предмет – это сумма лучей, которые передаются на полотне косыми цветными линиями. Задача художника – в соответствии с собственным эстетическим видением создать из них форму.

абстракционизм в живописи

А 50-е годы прошлого века геометрическая абстракция, включая лучизм, на время уступила место лирическому направлению. Для него характерна импровизационность исполнения, а также обращение к эмоциональному состоянию художника. Другими словами, лирический абстракционизм – это своего рода моментальный снимок душевных переживаний человека, выполненный без изображения предметов и форм.

Геометрический лиризм Кандинского

Как уже отмечалось, стиль абстракционизм обязан своим появлением В. Кандинскому. Готовившийся к карьере юриста, он впоследствии увлекся живописью и, пройдя стадии увлечения различными направлениями модернизма, создал собственный, неповторимый тип абстрактной живописи.

стиль абстракционизм

Провозгласив отход от природы к сущностям явлений, Кандинский занимался проблемами сближения цвета и музыки. Кроме того, в его творчестве отчетливо прослеживается влияние символизма в отношении цветовой интерпретации.

В разные периоды жизни художник увлекался то геометрическим, то лирическим направлением. В результате абстракционизм в живописи Кандинского, особенно позднего периода, совмещает принципы обоих течений.

Неопластицизм Питера Мондриана

Голландец П. Мондриан, наряду с Кандинским В., считается одним из родоначальников абстрактного искусства. Вместе со своими последователями художник основал в 1917 г. общество «Стиль», выпускавшее одноименный журнал.

Эстетические взгляды Мондриана легли в основу нового направления – неопластицизма. Его характерная черта – использование крупных прямоугольных плоскостей, раскрашенных в основные цвета спектра. Это, безусловно, можно классифицировать как геометрический абстракционизм.

абстракционизм художники

Картины Мондриана П., одержимого равновесием горизонталей и вертикалей, представляют собой полотна, состоящие из прямоугольников разной величины и разного цвета, разделенных черными жирными линиями.

Неопластицизм оказал заметное влияние на архитектуру, дизайн мебели, интерьеров, а также на типографское искусство.

Супрематизм Малевича

Абстракционизм в искусстве Казимира Малевича характеризуется определенным приемом наложения двух красочных слоев для получения цветового пятна особого рода. С именем художника связано появление супрематизма – направления, в котором сочетаются самые простые геометрические фигуры разного цвета.

абстракционизм в искусстве

Малевич создал свою уникальную систему абстрактного изобразительного искусства. Его знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне, до сих пор является одной из самых обсуждаемых картин художников-абстракционистов.

В конце жизни Малевич от беспредметной вернулся к фигуративной живописи. Правда, в некоторых полотнах художник все-таки пытался соединить приемы реализма и супрематизма, как это можно наблюдать в картине «Девушка с древком».

Неоспоримый вклад

Отношение к беспредметной живописи самое разное: от категорического неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее нельзя отрицать влияние, которое оказал на современное искусство жанр абстракционизм. Художники создавали новые направления, откуда черпали свежие идеи архитекторы, скульпторы, дизайнеры.

И эта тенденция продолжается. Например, в современной беспредметной живописи развивается сюжетное направление, для которого характерно построение изображения, вызывающего определенные ассоциации.

направления абстракционизма

Порой мы даже не замечаем, сколько предметов, выполненных в этой технике, нас окружает: мебель и ее обивка, ювелирные украшения, обои для рабочего стола и т. д. В фотошопе и компьютерной графике тоже широко используются абстрактные приемы.

Таким образом, абстракционизм – это художественное явление в искусстве, которое, независимо от нашего отношения к нему, занимает важное место в современном обществе.

www.syl.ru

Кандинский Василий Васильевич - русский живописец, основоположник абстракционизма.

Кандинский Василий Васильевич — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. Василий получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году.

Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне.

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

В 1896 г. Кандинский уезжает в Мюнхен, где особенной популярностью пользовалась художественная школа А. Ашбе. Именно здесь Кандинский получил прочные навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Помимо занятий в школе, он прослушал курс анатомии, ежедневно писал натурные этюды.

В 1901 г. Васиий Кандинский основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев.

С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 года они с Габриэль переезжают в Швейцарию, где Кандинский приступает к работе над книгой о «точке и линии».

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

В 1921 г. Кандинский был делегирован в Германию как представитель Академии художественных наук «для установления связи и постоянных сношений с учреждениями и лицами художественного значения». С 1922 г. приглашен на преподавательскую работу в Баухауз (высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии). Годы работы в Баухаузе насыщены теоретическими поисками, экспериментами как в живописи, так и в области создания «синтетического» искусства, которые были реализованы в постановке фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» (1928).

В 1920-30-х гг. имя Кандинского становится всемирно известным. Его провозглашают теоретиком нового, абстрактного искусства. Выставки художника проходят почти ежегодно в Европе и Америке, теоретическая работа «Точка и линия на плоскости», опубликованная в 1926 г. в Мюнхене, переведена и издана на многих языках мира.

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

После закрытия фашистами Баухауза в 1933 г. Кандинский переезжает во Францию и поселяется в местечке Нёйи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Здесь он думал найти временное убежище, но обрел постоянный дом, который оказался для него и последним.

Живя обособленно и от французского художественного круга, и от русской эмиграции, Кандинский между тем не оставался в стороне от интернациональной творческой жизни, его мастерскую посещали многие художники и критики, приезжавшие в Париж. В 1936 г. он участвовал в выставках «Абстрактное и конкретное» (Лондон), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк). После выставки «Дегенеративное искусство», устроенной фашистами в Германии как показательное судилище над авангардизмом, многие работы художника были уничтожены.

Поздние работы (а за одиннадцать лет, проведенных во Франции, художник создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей) отличаются строгими формами и более механистичными композициями. Произведениями открывателя абстрактного искусства гордятся лучшие музеи мира.

Источник:  www.artonline.ru

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич

Описание картины Кандинского — Казаки

Похожие записи

design-kmv.ru

5 знаковых картин Василия Кандинского

Василий Кандинский - одна из ключевых фигур мира живописи. Стоявший у истоков не только российского, но и мирового абстракционизма, своими картинами он изменил мир. Кандинский был не только художником-практиком, он теоретизировал изобразительное искусство, изменил отношение к скульптуре Микеланджело и написал несколько книг об искусстве.

Кандинский родился в Москве, в обеспеченной семье. Через несколько лет семья перебралась в Одессу, где Василий получил начальное музыкальное и художественное образование. С детства мальчик удивлял своих наставников по живописи смелыми, неожиданными цветовыми решениями, объясняя это тем, что каждый цвет имеет свой характер.

Правда, родители надеялись, что сын станет юристом, поэтому молодой Кандинский отучился в Московском государственном университете на кафедре юриспруденции. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне. Он - уже доцент юридического факультета с правом преподавания. Но тут что-то меняется в его жизни, и состоявшийся тридцатилетний Кандинский бросает карьеру и едет в Мюнхен, столицу европейской творческой жизни, чтобы стать художником. После он вспоминал, что два события повлияли на это решение: выставка импрессионистов в Москве и впечатление от оперы Вагнера "Лоэнгрин".

В Мюнхене Василий попал в школу югослава Антона Ажбе, считавшуюся весьма престижной. Тут ему пришлось вспомнить навыки, полученные в детстве - композиция, работа с линией и формой. Спустя некоторое время Кандинский решил, что школа Ажбе дала ему все, что могла и со второй попытки он поступает в Мюнхенскую академию художеств. На дворе - 1900 год, пограничное время между девятнадцатым и двадцатым веком. Кандинскому исполняется 34.

Не раз Кандинский слышал от учителей упреки в слишком вольной композиции и чересчур ярких цветах. Словно решив, что новому веку нужно новое искусство, в 1901 году он организует творческое объединение "Фаланга" с художественной школой, в которой сам становится учителем.

Знакомый с научным подходом, в отличие от большинства других художников, Кандинский подходит к живописи и с теоретической точки зрения. Организуя новые кружки и движения, он черпает вдохновение в процессе. Ему тесно в классической живописи, чтобы описать мир, рожденный в его голове. В поисках своего уникального стиля художник отталкивается от образов и форм для того, чтобы родить нечто новое.

Его юридическое образование не пропало втуне - будучи прекрасным оратором, Кандинский увлекал за собой даже тех, кто поначалу относился к его экспериментам скептически. Вокруг него всегда были люди, способные к эксперименту. Кандинский не верил, что живописи можно просто научиться. В те годы он считал, что "если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как "абстрактным академиком". Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом".

В 1903 году он разводится со своей женой, потому что встретил родственную душу - художницу Гарбриэль. С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Несмотря на всеобщую любовь к модернизму, Василий Кандинский продолжает продвигать абстракционизм в массы. Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов. Кандинский не скрывал, что его вдохновляли Сезанн и Матисс, но его полотна наполнены собственными художественными находками. В 1912 году он пишет несколько искусствоведческих книг, расширяя горизонты для своих учеников.

С началом Мировой войны Кандинский возвращаются в Россию. Годы, проведенные вдали от дома, не погасили любви художника к русскому народу. Стремление запечатлеть настоящий русский быт побуждает Василия принять участие в нескольких этнографических экспедициях. После революции он возвращается в Берлин, где организует Первую выставку российского искусства. Тогда же он начинает преподавать теорию и практику живописи в школе "Баухаус". Умирает Кандинский 13 декабря в пригороде Парижа.

В память о художнике-новаторе российский культурный фонд "АртХроника" ежегодно вручает премию Кандинского тем художникам, чье творчество так или иначе влияет на современное искусство. "Вечерняя Москва" выбрала пятёрку знаковых работ Василия Кандинского.

"Синий всадник", 1903

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Написанная в пограничном состоянии, картина наглядно показывает переход от реализма к новому художественному направлению и открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Впервые художник не рисовал, а "думал" с помощью холста и красок.

"Дома в Мурнау на Обермаркт", 1908

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

В городке Мурнау, у подножия баварских Альп неподалеку от Мюнхена Кандинский открыл для себя мир чистых форм и мерцающего света. Это сугубо личное открытие становится началом новой художественной эпохи. Стены перетекают в крону деревьев, в камнях мостовой отражается небо, насыщенный цвет рождает в сознании новые образы. Новая живопись схематично обозначает мир, но уже отдаляется от реальности. "Происходит своего рода торжественное прощание с материальным миром и открытие нового духовного мира".

"Казаки", 1910

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Одна из лучших работ художника. Очертания хмурых холмов и почти неразличимые силуэты конных всадников с шашками. Динамичная и яркая картина, полная абстрактных форм, прерывистых линий и ярких цветов.

"Первая абстрактная акварель", 1910

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Кандинский создал картину, на которой хаотично размещались пятна краски и нечеткие геометрические фигуры. Они ничего не изображали и не обозначали. Так художник покончил с предметностью, которая мешала его творчеству. Можно сказать, именно с этой акварели в искусстве двадцатого века развивается новое направление живописи "абстрактное" или "чистое" искусство ради искусства. Не представляя смысловой нагрузки оно обращалось прямо к чувственному восприятию мира.

"Смутное", 1917

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Назревающая революция и гражданская война, голод, продолжающаяся Мировая война - все это побудило Кандинского создать абстрактный пейзаж "Смутное". Темные, клубящиеся линии, мрачные цвета, смешавшиеся то ли лица, то ли фигуры во всей красе описывают это время.

vm.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта