В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В 80 годы 19 века шишкин создает много картин
В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.
20. Какие из высказываний не соответствуютсодержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Берг не понимал значения слова «родина» до того, как провёл почти месяц на озере в муромских лесах.
2) Берг отправился в муромские леса к своему другу Ярцеву, чтобы заняться рисованием пейзажей.
3) Первый пейзаж Берга был написан акварелью.
4) Ваня Зотов, сын художника, привозил Бергу продукты и почту, пока тот был на озере.
5) Поездка Берга на озеро в муромские леса состоялась в начале осени.
(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.
- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!
(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.
(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.
(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:
- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.
(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.
(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.
...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».
(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.
- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.
(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(по К. Г. Паустовскому*) *
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено описание.
2) Предложение 11 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 12-13 содержится описание.
4) Предложение 21 подтверждает то, о чём говорится в предложении 20.
5) В предложениях 27-28 содержится повествование.
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
22. Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».
23. Среди предложений 22—27 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В рассказе "Акварельные краски" К. Г. Паустовский, рассказывая историю художника Берга, в очередной раз убеждает читателя в простых истинах. Чтобы раскрыть тему, автор использует целый ряд средств художественной выразительности. В синтаксисе текста следует отметить (A)_______ (предложения 4, 6, 8) и активное использование (Б)_______ (например, в предложениях 17, 25).
В свою очередь, использование лексических средств, в частности (B)_______ (трепотня в предложении 4, кажись в предложении 15), и такого тропа, как (Г)_______ (тихая синева, сухая жизнь, глупая обида), оживляют повествование, украшают текст».
Список терминов:
1) эпитет
2) антитеза
3) парцелляция
4) просторечные слова
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) сравнение
8) литота
9) метонимия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
studlib.info
Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, начертите схемы. 1. Дочь Фамусова
Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, начертите схемы. 1. Дочь Фамусова Софья влюблена в Молчалина все достоинства которого сводятся к «умеренности и аккуратности». 2. «Барство дикое» несовместимо со свободой гимн которой прозвучал уже в ранних стихах Пушкина. 3Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к осёдлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились. 4. Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию для разрешения которой нет готового рецепта. 5. В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей6. В Греции классической эпохи для социального строя которой типична форма города-государства возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. 7. Выяснилось что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что пока не будет проведена дополнительная работа сдавать её в типографию нельзя. 8. Валовой внутренний продукт является тем показателем на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. 9. Пора было уезжать и когда за нами пришли из города автобусы мы поняли как жаль расставаться с озером. 10. Вопросы юного помощника снова напомнили ему тот случай вспоминать о котором он не любил. 11Через несколько часов Иван обессилел и когда понял что с бумагами ему не совладать тихо и горько заплакал. 12Психологический портрет героя литературного произведения примером которого является описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. 13. Весной того года я окончил лицей и когда приехал из Москвы просто поражён был как изменился наш угрюмый дом.
uhschool.ru
Пейзаж в русской живописи второй половины 19 века. От классицизма к романтизму и реализму. Творчество И. И. Шишкина (анализ 2 произведений).
Девятнадцатый век был временем значительного подъёма русской культуры, этот период по праву считается золотым веком русской литературы, философской мысли и, конечно же, живописи. Полотна русских живописцев XIX века, разнообразные по жанру и стилю, являются сегодня жемчужинами крупных российских и европейских музеев и частных коллекций.
Выдающийся вклад в развитие русской живописи этого периода внесли пейзажисты. Пейзажная живопись во все периоды её существования была воплощением внутреннего состояния художника и идеалов его современников, образы природы отражают в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которым художник был взращен. Передовые художники XIX века, решая художественные задачи, наполняли образ природы гуманистическим философским содержанием, размышлениями о судьбах своей родины, глубокой любовью к народу, всегда уделяя особое внимание национальной русской природе, изображению родного края.
Природа всегда вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, художнику-пейзажисту не нужно украшать природу, добавлять к ней что-то, в ней и без того содержится бесконечный, таинственный смысл бытия. Но самая сложная задача для живописца – передать его, прочувствовать его суть, оживить свое полотно, избавившись от всего лишнего. Блестящих успехов и художественных открытий в этом добились многие русские живописцы XIX века, богатого на удивительные, самобытные таланты.
Начало XIX века в русском искусстве было ознаменовано появлением романтизма. Это явление, не имея четко очерченных границ и провозглашая свободу творческой личности, открыло для художников невиданный дотоле простор. Художники смогли увидеть эстетические ценности в совершенно новых сюжетах, которые не признавала господствующая прежде классическая эстетика. Взаимосвязь явлений, свобода художественной интуиции, желание вступить в диалог с действительность, так важные для художников этого периода, наиболее полно раскрылись именно в пейзажном жанре. При этом художники ориентировались на национальные формы искусства, включая в сферу своего внимания отечественную историю, народное искусство и обычаи, и главное, их интересовал уже не идеализированный образ природы, а близкий их сердцу родной край, иногда печальный и суровый, но всегда наполненный глубоким духовным содержанием.
Говоря о русской пейзажной живописи, конечно, нельзя не вспомнить о творчестве художников, входивших в Товарищество передвижников. Со второй половины XIX века искусство, обращенное к жизни, к человеку, думающему о современных проблемах, все больше развивалось и набирало силу. Нарастающие реалистические тенденции позволили художникам обратиться к более глубокому и разностороннему постижению образа природы. Часто пейзаж соединялся с портретным или бытовым жанром, представляя целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. Жизненная правдивость и глубина философской мысли сочетается в полотнах передвижников с высочайшими живописными достижениями в передаче воздушной среды, пространства, света и необычайно тонкими и красивыми колористическими решениями.
Творческие достижения и наследие живописцев XIX века имели значение и влияние на все последующее русское искусство, и сегодня считаются одним из ярчайших явлений не только отечественной, но и мировой культуры.
Творчество И. В. Шишкина:
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. С помощью отца - любителя-археолога и краеведа - юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы; он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. Картин в Елабуге он не видал - их не было, он знал о них по рассказам, из книг. В 1852 году он уехал учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния, и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А.Н. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А.Г. Венецианова. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к убеждению, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей. Крамской писал: «Шишкин знает приоду ученым образом». Шишкин участвовал в движении передвижников. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Утро в сосновом лесу».
Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.
Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.
Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.
Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.
Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы. Ссылка: http://mykartinka.ru/_ph/5/643070489.jpg
Рожь».
Иван Иванович Шишкин создал лучшие пейзажи русской природы. На эскизе одной своей работы он сделал такую надпись: «Раздолье, простор, угодье, рожь, Божья благодать, русское богатство». Трудно описать картину «Рожь» точнее.
На ней мы видим поле, созревающей ржи во всей его красе: налитые тяжелые колосья уже клонятся к земле, сосны-великаны замерли в полуденной дреме, дорога пустынна, незаметно даже движение воздуха – покоем и умиротворением дышит эта картина. И даже ласточки, торопливой стайкой перечеркивающие неяркое небо, не нарушают величественную гармонию этого пейзажа.
Использование линейной перспективы позволило художнику воссоздать на картине широкое пространство поля, а выстроенные на среднем плане сосны создают своего рода границу, которую не стоит пересекать взгляду – нужно сосредоточить все свое внимание на открывшемся виде.
В то же время могучие сосны, так любимые Шишкиным (вспомните «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Сосновый бор»), рассказывают о судьбе местности: деревья-великаны, вероятно, когда-то были частью леса, но человек освоил и покорил землю, подчинил ее своей воле, но она от этого не стала менее прекрасной.
Только виртуозное мастерство настоящего художника могло создать картину, вызывающую столько ассоциаций и мыслей. Недаром Крамской в одном из писем Репину написал: "Рожь" - одна из удачнейших вещей Шишкина вообще". Сейчас «Рожь», написанная Шишкиным в 1878 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Ссылка: http://img.nnov.org/data/myupload/1/432/1432329/rozh.jpg
cyberpedia.su
расставьте знаки препинания,выделите грамматические основы, начертите схемы.
Ответ:
1.Дочь Фамусова ,Софья, влюблена в Молчалина, все достоинства которого сводятся к «умеренности и аккуратности».2.«Барство дикое» несовместимо со свободой, гимн которой прозвучал уже в ранних стихах Пушкина.3Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к осёдлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.4.Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.5.В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей6.В Греции ,классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.7.Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована, и что ,пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.8.Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся.9.Пора было уезжать, и когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как жаль расставаться с озером.10.Вопросы юного помощника снова напомнили ему тот случай, вспоминать о котором он не любил.11Через несколько часов Иван обессилел и когда понял, что с бумагами ему не совладать, тихо и горько заплакал.12Психологический портрет героя литературного произведения ,примером которого является описание Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.13.Весной того года я окончил лицей и ,когда приехал из Москвы, просто поражён был, как изменился наш угрюмый дом.
Курсив и подчёркивание - сказуемое
подчёркивание-подлежащее
globuss24.ru
Статья о И. Шишкине, страница 25 :: Артпоиск
Статья о И. Шишкине.
Наряду с Куинджи в конце семидесятых годов выступает В. Д. Поленов — автор замечательных пленэрных жанрово-пейзажных картин “Московский дворик” и “Бабушкин сад”. В 1879 году, после трехлетнего перерыва, в предпоследний раз экспонирует два пейзажа Саврасов, в творчестве которого намечаются черты, предвещающие близящийся упадок. А на московской ученической выставке 1879—1880 года появляется тонкая по живописи лирическая картина занимавшегося в классе Саврасова молодого И. И. Левитана “Осенний день. Сокольники”.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Каждое из них вызывало интерес зрителей. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться и А.К.Саврасов, а М.К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней.
“В 1878—1881 годах в России сложилась новая революционная ситуация, кульминационным моментом которой явилось убийство народовольцами Александра П. Наступившая вслед затем жесточайшая правительственная реакция не смогла, однако, вырвать с корнем “крамолу”. Во время правительственного террора передвижные выставки становятся настоящими трибунами, с которых прогрессивные художники выступают в защиту демократических принципов. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Эта глубокая убежденность и бодрая надежда на возможность осуществления высоких идеалов вызвали к жизни новые положительные образы. Становится все больше заметна тяга художников к воспеванию лучших качеств народа — мужества, стойкости, удали. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как “Запорожцы” (1880—1891) И.Е.Репина, “Взятие снежного городка” (1891) В.И.Сурикова, “Крючник” (1883) К. А. Савицкого, “Косцы” (1887) Г. Г. Мясоедова. Как раз в восьмидесятые годы создают свои самые значительные полотна Репин, Суриков, Поленов, В.М. Васнецов. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Казалось бы, написав картину “Рожь”, он достиг уже зенита славы, но впереди его ожидали новые свершения. Два последних десятилетия XIX века стали временем наивысшего расцвета таланта пейзажиста, самым важным, самым плодотворным периодом его творчества.
Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как “Ручей в лесу (На косогоре)” (1880), “Заповедник. Сосновый бор” (1881), “Сосновый лес” (1885), “В сосновом лесу” (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
artpoisk.info