Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем". Сочинение 5 класс по картине шишкина сосны освещенные солнцем
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» - 5-й класс - Сочинения
На самом деле это полотно было выбрано из множества этюдов знаменитого художника на эту тему. Его отнесли к законченной картине по ряду причин. Мастер кисти отдал весь свой талант, чтобы преподнести зрителю настоящий русский лес. При этом он использовал массу разного света, подчеркивающего красоту природы. На этой работе мы видим мощные деревья, которые нежатся под лучами солнца.
Естественности и глубину изображения придают перспектива и удаляющиеся от зрителя тени от стволов. Для создания большего величия художник не стал изображать деревья целиком, тем самым преподнося их очень высокими, уходящими далеко в небо. Для изображения таких гигантов потребовалось бы очень длинное полотно, что не принято в кругах художников. Пришлось их подрезать. Результатом всех этих задумок стала поистине уникальная картина, где подкупает искренность и убедительность, по-настоящему изображен лес.
Когда зритель останавливается перед этим произведением Шишкина, то его охватывает волшебное чувство нахождения в лесу. Вдруг сейчас послышится песнь птицы? А может из соседнего дупла выскочит рыжая белка? Я сразу же ощущаю смолистый запах сосны и ее нежных иголочек. Стоит только протянуть руку и она сразу нащупает шероховатую поверхность стволов. Кора прописана так явственно, что ожидаешь появления из под нее какого нибудь жучка или мушки. Именно такие произведения великих художников пробуждают в человеческом сердце покой, сострадание и небывалую легкость в отсутствии суеты. Не зря перед этой картиной простаивают с интересом множество людей. Они получают заряд энергии и бодрости от чарующего пейзажа.
Мне особенно нравится, с какой тщательностью Шишкин выписал все мелкие детали не заметные людскому глазу. Поразили меня его хвоя разных оттенков, скрупулезно показанная кора деревьев, разнотравье и почва. Такую сложную работу мог проделать только преданный своей природе человек, знающий все ее тонкости бытия. Когда мне начинают говорить о Шишкине, то в мозгу сразу возникают ассоциации с лесными массивами и отдельными его составляющими - деревьями. Этот этюд знаменитого художника можно признать выдающимся из-за проникновения в душу русского человека и поэтичность.
xn--e1afbsbcu3c9d.xn--p1acf
Сочинение по картине И. И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем"
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в семье небогатого купца Ивана Васильевича Шишкина. Отец будущего художника живо интересовался археологией и краеведением, даже написал историю родного города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком, поддержавшим его стремление сделаться живописцем.
Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, противоречила всем склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Уже в те годы его наставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы.
И. И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских пейзажистов. Он же, несомненно, является и одним из наиболее известных русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины раскрашенным рисунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к деталям, показывают единый, целостный образ.
Картины Шишкина нередко становились своего рода символами России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних сил природы: его называли «лесным богатырём-художником», «стариком-лесовиком» и даже «царём леса».
«Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шишкиным в 1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько законченный и мастерски исполненный, что его с полным основанием можно называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета и светотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны, освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.
В центре картины — две больших сосны. Отбрасываемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там, то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на картине.
Тщательно выписаны мельчайшие детали — кора деревьев, островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно дерево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой. Толстые стволы свидетельствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и размеры впечатляют.
Художник использовал не так много красок: зелёный, коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно, чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, кажется, совсем рядом. . . Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем.. .
Не случайно картину «Сосны, освещённые солнцем» нередко называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В. В.Верещагин так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
Урок развития речи Сочинение по картине "Сосны, освещенные солнцем"
Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»
Класс 5
Тип урока: Урок применения метапредметных и предметных знаний
Форма урока. Урок-сочинение
ФИО учителя: Бакшаева Ирина Валерьевна
Цель: подготовка к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем».
Задачи:
Обучающие
Обучать созданию текстов-описаний с опорой на зрительные образы.
пополнять запас лексики и грамматических средств для свободного выражения мыслей.
Развивающие
Воспитательные
Формирование УУД
Познавательные:
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (стихотворение, репродукция картины, научный текст).
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять текст).
Регулятивные:
Целеполагание, осуществление познавательной и личностной рефлексии,
коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование навыка создания текста- описания по картине.
Метапредметные: совершенствование умений по составлению плана, алгоритма действий, умения работать с информацией, извлекая нужную, формулировать мысли, работать в коллективе.
Личностные: развитие умения слушать, уважать мнение окружающих, согласовывать свои действия с действиями товарищей, бережно относиться к природе, понимать красоту окружающего мира.
План урока
ОРГ.МОМЕНТ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
СЛАЙД 1
Методика «Настроение».
- Здравствуй, день! Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Здравствуйте, уважаемые гости!
- -Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Желаю всем нам успехов! Садитесь, ребята.
-Закройте глаза, и через минуту расскажите, где вы побывали. Только слушайте очень внимательно!
Музыка (Шум соснового леса)
Что же вы услышали, где побывали? (-2-3 ответа)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
Отгадайте загадки.
1.Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
2.У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (Сосна)
Итак, вы уже догадались, что сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие в сосновый лес! Только он будет не совсем обычный!
Давайте, чтобы оживить наш хмурый денёк, перед началом путешествия поиграем!
1)Сегодня сосновый лес шумит для того, кто знает, что такое живопись (живопись – вид искусства…)
СЛАЙД
2)..для того кто знает как связана живопись с уроками русского языка
СЛАЙД картина
Итак, какова тема нашего урока? Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны , освещенные солнцем»
СЛАЙД
Давайте сформулируем цель: создать рабочие материалы, опираясь на которые, мы напишем сочинение.
ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Отправляемся в путешествие! Давайте заглянем перед походом в лес в Третьяковскую галерею в Москве! Именно здесь хранится знаменитая картина И.И.Шишкина
СЛАЙД В гостях у И.И.Шишкина
Рассматриваем картину. СЛАЙД «Сосны освещенные солнцем»
Первые впечатления:
Как зовут художника? Как называется картина?
Что изображено на картине?
Какое время года? Как вы это узнали?
Какие цвета художник использовал?
Какое настроение передал?
Можно ли увидеть картину? Услышать? Почувствовать?
Как называется вид искусства, к которому относится картина? (живопись)
А как еще можно изобразить красоту природы? (словом)
- чтение стихотворения- С.Я.Маршака «Сосновый бор» (учебник 2 часть, стр. 34 упр. 395)
О чём стихотворение (о лесе, о сосновом лесе)
Как относится поэт к лесу?
Как описывает он сосны? (высокие, прямые стволы; хвойный кров, смола, даль, глушь, сто ворот). Можем ли мы использовать эти слова в своих работах?
Какое настроение у лирического героя? Как он относится к бору? ( Сосновый бор очень дорог лирическому герою. С ним связаны светлые воспоминания детства. Читатель наблюдает за жизнью соснового бора глазами лирического героя. Картины природы передают состояние счастья лирического героя. Человек – часть природы. Если общение человека с ней полноценно, то он чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Общение с природой дарует человеку гармонию и душевное равновесие.)
СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОВ . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Что мы должны сделать, ребята, чтобы написать сочинение? (составить план, приготовить рабочие материалы)
Давайте попробуем составить план вместе.
Какие части мы могли бы выделить в наших сочинениях? Что самое важное в этой картине?
План сочинения:
I.Вступление. О художнике. О его картинах.
II.Основная часть. Описание картины
Сосны.
Небо и солнце.
Колорит картины. Запахи, звуки.
III. Заключение. Манера художника. Что хотел донести до нас художник?
СЛАЙД
Теперь мы должны наполнить рабочие материалы опорными словами.
Для этого мы с вами объединились в группы по 5 человек. Цель: создать рабочие материалы.
СЛАЙД
Задание. Итак, вы вначале молча, не совещаясь рассматриваете всю картину, соображая, что можно было бы сказать по каждому пункту. Затем, опираясь на план и вопросы, каждый разрабатывает только одну часть текста, записывая опорные слова или предложения.-5 мин..
Переход, работа экспертов.-5 мин
Возвращение, обмен информацией. обсуждение, записи.-10
Выступление групп с устным сочинением- описанием картины.10
Заключительное слово учителя. Взаимооценка. Оценка групп учителем 3мин
СЛАЙД
Домашнее задание: написать сочинение-описание или рассказ по картине И.И.Шишкина , используя подготовленные материалы.- 2 мин
РЕФЛЕКСИЯ-2 мин
СЛАЙД
Я смогу написать сочинение, потому что
Я не смогу написать сочинение, потому что…
Я смогу написать сочинение, но мне нужна будет помощь в.. (в чём?)
Всем спасибо за урок! СЛАЙД
infourok.ru
Развитие речи.Сочинение по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем".
ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить с творчеством русского пейзажиста И. И. Шишкина;
- учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее;
- учить чувствовать выразительность слова;
- развивать творческое воображение;
- развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картины.
ОЧЕНЬ КРАСИВО. НАМ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ ЭТОЙ КРАСОТЫ, ВДОХНУТЬ СОСНОВЫЙ АРОМАТ, УСЛЫШАТЬ ШЕПОТ ВЕТОК , ОТДОХНУТЬ И ПОМЕЧТАТЬ !
ДЕРЕВЬЯ ОГРОМНЫЕ И КРАСИВЫЕ. ПОД КРОНАМИ СОСЕН, ЧУВСТВУЕТСЯ ПРОХЛАДА, ЛЕГКОЕ ДУНАВЕНИЕ ВЕТЕРКА!
И. И. Шишкин очень любил природу, почти все картины о ней.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ». И. И. ШИШКИН.
Чаща густая и непроходимая. Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются неугомонные, шаловливые медвежата. Мать охраняет своих малышей. Сосны и медвежата как живые. Очень захотелось подышать свежим лесным воздухом и даже поиграть с медвежатами.
На картине «Сосны, освещенные солнцем» он так передал теплоту деревьев и их красоту, что очень хочется вступить в этот лес, узнать его тайны, магию и волшебство. Картина вызывает радостное и доброе настроение.
И.И.Шишкин. Корабельная роща
И.И.Шишкин.Рожь.
1878 г.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
На уроке литературы дети знакомятся со стихами – «Детство» И. А. Бунина, «На севере диком….» М. Ю. Лермонтова.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк…..
Прильну к сосне корявой -
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета,
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
И. А. Бунин
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М. Ю. Лермонтов
Дети читают первое стихотворение.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какими вы представляете себе эти сосны?
- Выберите из стихотворения эпитеты и сравнения, которые помогли вам представить картину леса. ( «Смолистый аромат» , «солнечные поляны» , «песок – как шелк» , «ствол – гигант, тяжелый , величавый». )
- Представь себе эти солнечные сосны, залитые светом.
- Какие краски вы выбрали бы, чтобы изобразить их на своей картине?
- Какие краски преобладали бы на вашей картине?
- Как вы показали бы блеск и свет вокруг? ( Желтые, золотистые, оранжевые, светло-коричневые блики на стволах и кронах деревьев).
Дети читают второе стихотворение.
- Какое настроение навевает стихотворение? ( Грустное, печальное, лирическое. )
- Какими словами автор подчеркивает это настроение? ( «На севере диком» , «стоит одиноко на голой вершине» .)
- Попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать словесную картину. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. )
- Попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к одному из стихотворений.
- Эти поэтические строки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком».
- Попробуем сравнить сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной Лермонтовым. ( Бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Эти сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с детством. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом,тоской, одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег укрыл ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы грустно и одиноко рядом. )
- Каждый поэт по-своему показывает нам сосны, образцы этих деревьев создают разные настроения. Мы убедились, как действует на нас поэтическое слово.
2 этап. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ РУССКОГО ПЕЙЗАЖИСТА И. И. ШИШКИНА.
Ранее на уроках изобразительного искусства идет знакомство с творчеством художника.
Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению русской природы. Основным его жанром ста пейзаж. Одним из наиболее поэтических пейзажей Шишкина – «Сосна, освещенная солнцем».
Из всех своих поездок по живописным местам России художник привозил огромное количество этюдов и зарисовок деревьев, трав, цветов. Шишкин одним из первых стал придавать значение работе с натуры. Немало дорог пришлось исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе то , что отвечает его замыслу.
Один из этюдов Шишкина стал самостоятельной картиной. Это «Сосны, освещенные солнцем », одно из самых лирических полотен художников. Этот пейзаж весь пронизан светом, от него веет солнечным теплом, свежестью русского леса.
Всю жизнь художник изучал русский северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую жизнь. Современники писали о нем, что лес – это его царство, «и тут он не имеет себе соперников, он единственный».
3 этап. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ.
Детям дается задание: внимательно изучать картину. Репродукция картины весит в классе. (несколько дней )
4 этап. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ.
- Летний день. Горячее солнце, сверкающее на золотисто-оранжевой коре сосен, пробивается сквозь зелень деревьев. С особой силой художник показывает мощную, величавую красоту леса.
- Как бы вы назвали картину? («Гордые сосны» , «Под лучами солнца» , «Величавый русский лес» ).
- Запишите слова, передающие ваше настроение. ( Радость, восхищение, восторг, удивление.)
- Как думаете, почему художник выбрал для своей картины сосны? ( она символ северного леса ).
- Как показал он эти деревья? (На переднем плане могучие сосны поднимаются до самого неба, широко раскинули свои ветви. )
- Ветви деревьев сплелись. Это могучие и крепкие деревья. Что можно сказать, глядя на эти сосны? (Образ сосны – образ русского человека. )
5 этап. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.
- Из карточки №1 выберите наиболее понравившиеся слова для образа сосны:
торжественные необъятные
величавые ветвистые
могучие прекрасные
лучезарные изумительные
просветлевшие широкие
- А сейчас включите эти слова в художественное описание. Помните, что важнейшим средством создания образа является метафора, основанная на сравнении и переносном значении слов. Используйте карточку №2:
сосны царицы красуются
красавицы подняли к небу свои ветки \\
хозяйки охраняют покой
Дети составляют предложения:
Сосны, как царицы, торжественно замерли под лучами солнца.
Крепко обнявшись, гордые, величавые красавицы распластали свои кроны. Как прекрасные, гостеприимные хозяйки, раскрыв свои объятия, сосны приглашают всех заглянуть в их владения. Охраняя покой леса, статные деревья воцарились на поляне.
- Какое стихотворение поможет нам словами передать красоту сосен в летний жаркий день? ( Учащиеся называют стихотворение «Детство» И. Бунина, читают наизусть, выбирают строки, подходящие к этой картине.
- Какую роль играют цвет свет на картине «Сосны, освещенные солнцем» ? Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают в этом живописном произведении. ( Золотистый, светло-зеленый, голубоватый, бархатный, травяной, зеленовато-желтый, коричневый, голубовато-зеленый.
- Очень богата гамма зеленых тонов в картине. Художник, оживляя зеленый цвет, вызвал к жизни все богатство его тонов. А как художник изобразил солнечный свет? ( Мы видим блики солнечных лучей на стволах сосен, длинные тени. Художник показывает только небольшой кусочек неба, но все говорит о присутствии света на картине: освещенные лужайки, ветви, стволы деревьев. Свет как бы заполнил всю картину. Создается впечатление, что Бунин видел эту картину и сказал: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк». )
6 этап. «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»
- Представьте, что вы оказались в этом лесу. Что вы чувствуете, видите и слышите? ( «Чувствуем сосновый запах, аромат, дуновение ветерка, свежесть леса. Видим взгляд белки из густых веток, трудягу дятла на дереве. Слышим радостные трели птиц, голос одинокой кукушки, шепот сосновых веток».)
- Сделаем небольшие словесные зарисовки. Вы слышите шепот сосновых веток? Попробуйте рассказать о чем они шепчутся. («Мы напоили воздух ароматом. Придите, вдохните запах соснового леса. Мы впитали в себя теплые солнечные лучи, чтобы потом отдать это тепло другим. Нам так хорошо под теплыми лучами, но мы укроем всех от летнего зноя. Мы крепки и сильны, ничто не может нас сломать».)
7 этап. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.
1. Яркий солнечный день на картине.
2. Сосны – царицы леса.
3. Краски и освещение. Цветовая гамма картины.
4. Мое отношение к картине.
8 этап. Работа по написанию сочинения.
Для большего эмоционального воздействия еще раз обратить внимание учащихся на картину. Очень важно, чтобы чувства, которые переживал художник, глядя на эти сосны, смогли пережить и дети.
kopilkaurokov.ru
Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещённые солнцем".
ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить с творчеством русского пейзажиста И. И. Шишкина;
- учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения;
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее;
- учить чувствовать выразительность слова;
- развивать творческое воображение;
- развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картины.
ОЧЕНЬ КРАСИВО. НАМ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ ЭТОЙ КРАСОТЫ, ВДОХНУТЬ СОСНОВЫЙ АРОМАТ, УСЛЫШАТЬ ШЕПОТ ВЕТОК , ОТДОХНУТЬ И ПОМЕЧТАТЬ !
ДЕРЕВЬЯ ОГРОМНЫЕ И КРАСИВЫЕ. ПОД КРОНАМИ СОСЕН, ЧУВСТВУЕТСЯ ПРОХЛАДА, ЛЕГКОЕ ДУНАВЕНИЕ ВЕТЕРКА!
И. И. Шишкин очень любил природу, почти все картины о ней.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ». И. И. ШИШКИН.
Чаща густая и непроходимая. Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются неугомонные, шаловливые медвежата. Мать охраняет своих малышей. Сосны и медвежата как живые. Очень захотелось подышать свежим лесным воздухом и даже поиграть с медвежатами.
На картине «Сосны, освещенные солнцем» он так передал теплоту деревьев и их красоту, что очень хочется вступить в этот лес, узнать его тайны, магию и волшебство. Картина вызывает радостное и доброе настроение.
И.И.Шишкин. Корабельная роща
И.И.Шишкин.Рожь.
1878 г.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
На уроке литературы дети знакомятся со стихами – «Детство» И. А. Бунина, «На севере диком….» М. Ю. Лермонтова.
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк…..
Прильну к сосне корявой -
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета,
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
И. А. Бунин
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М. Ю. Лермонтов
Дети читают первое стихотворение.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какими вы представляете себе эти сосны?
- Выберите из стихотворения эпитеты и сравнения, которые помогли вам представить картину леса. ( «Смолистый аромат» , «солнечные поляны» , «песок – как шелк» , «ствол – гигант, тяжелый , величавый». )
- Представь себе эти солнечные сосны, залитые светом.
- Какие краски вы выбрали бы, чтобы изобразить их на своей картине?
- Какие краски преобладали бы на вашей картине?
- Как вы показали бы блеск и свет вокруг? ( Желтые, золотистые, оранжевые, светло-коричневые блики на стволах и кронах деревьев).
Дети читают второе стихотворение.
- Какое настроение навевает стихотворение? ( Грустное, печальное, лирическое. )
- Какими словами автор подчеркивает это настроение? ( «На севере диком» , «стоит одиноко на голой вершине» .)
- Попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать словесную картину. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. )
- Попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к одному из стихотворений.
- Эти поэтические строки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком».
- Попробуем сравнить сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной Лермонтовым. ( Бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Эти сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с детством. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом,тоской, одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег укрыл ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы грустно и одиноко рядом. )
- Каждый поэт по-своему показывает нам сосны, образцы этих деревьев создают разные настроения. Мы убедились, как действует на нас поэтическое слово.
2 этап. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ РУССКОГО ПЕЙЗАЖИСТА И. И. ШИШКИНА.
Ранее на уроках изобразительного искусства идет знакомство с творчеством художника.
Всю свою творческую жизнь он посвятил изображению русской природы. Основным его жанром ста пейзаж. Одним из наиболее поэтических пейзажей Шишкина – «Сосна, освещенная солнцем».
Из всех своих поездок по живописным местам России художник привозил огромное количество этюдов и зарисовок деревьев, трав, цветов. Шишкин одним из первых стал придавать значение работе с натуры. Немало дорог пришлось исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе то , что отвечает его замыслу.
Один из этюдов Шишкина стал самостоятельной картиной. Это «Сосны, освещенные солнцем », одно из самых лирических полотен художников. Этот пейзаж весь пронизан светом, от него веет солнечным теплом, свежестью русского леса.
Всю жизнь художник изучал русский северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую жизнь. Современники писали о нем, что лес – это его царство, «и тут он не имеет себе соперников, он единственный».
3 этап. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ.
Детям дается задание: внимательно изучать картину. Репродукция картины весит в классе. (несколько дней )
4 этап. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ.
- Летний день. Горячее солнце, сверкающее на золотисто-оранжевой коре сосен, пробивается сквозь зелень деревьев. С особой силой художник показывает мощную, величавую красоту леса.
- Как бы вы назвали картину? («Гордые сосны» , «Под лучами солнца» , «Величавый русский лес» ).
- Запишите слова, передающие ваше настроение. ( Радость, восхищение, восторг, удивление.)
- Как думаете, почему художник выбрал для своей картины сосны? ( она символ северного леса ).
- Как показал он эти деревья? (На переднем плане могучие сосны поднимаются до самого неба, широко раскинули свои ветви. )
- Ветви деревьев сплелись. Это могучие и крепкие деревья. Что можно сказать, глядя на эти сосны? (Образ сосны – образ русского человека. )
5 этап. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.
- Из карточки №1 выберите наиболее понравившиеся слова для образа сосны:
торжественные необъятные
величавые ветвистые
могучие прекрасные
лучезарные изумительные
просветлевшие широкие
- А сейчас включите эти слова в художественное описание. Помните, что важнейшим средством создания образа является метафора, основанная на сравнении и переносном значении слов. Используйте карточку №2:
сосны царицы красуются
красавицы подняли к небу свои ветки \\
хозяйки охраняют покой
Дети составляют предложения:
Сосны, как царицы, торжественно замерли под лучами солнца.
Крепко обнявшись, гордые, величавые красавицы распластали свои кроны. Как прекрасные, гостеприимные хозяйки, раскрыв свои объятия, сосны приглашают всех заглянуть в их владения. Охраняя покой леса, статные деревья воцарились на поляне.
- Какое стихотворение поможет нам словами передать красоту сосен в летний жаркий день? ( Учащиеся называют стихотворение «Детство» И. Бунина, читают наизусть, выбирают строки, подходящие к этой картине.
- Какую роль играют цвет свет на картине «Сосны, освещенные солнцем» ? Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают в этом живописном произведении. ( Золотистый, светло-зеленый, голубоватый, бархатный, травяной, зеленовато-желтый, коричневый, голубовато-зеленый.
- Очень богата гамма зеленых тонов в картине. Художник, оживляя зеленый цвет, вызвал к жизни все богатство его тонов. А как художник изобразил солнечный свет? ( Мы видим блики солнечных лучей на стволах сосен, длинные тени. Художник показывает только небольшой кусочек неба, но все говорит о присутствии света на картине: освещенные лужайки, ветви, стволы деревьев. Свет как бы заполнил всю картину. Создается впечатление, что Бунин видел эту картину и сказал: «Повсюду блеск, повсюду яркий свет, песок – как шелк». )
6 этап. «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»
- Представьте, что вы оказались в этом лесу. Что вы чувствуете, видите и слышите? ( «Чувствуем сосновый запах, аромат, дуновение ветерка, свежесть леса. Видим взгляд белки из густых веток, трудягу дятла на дереве. Слышим радостные трели птиц, голос одинокой кукушки, шепот сосновых веток».)
- Сделаем небольшие словесные зарисовки. Вы слышите шепот сосновых веток? Попробуйте рассказать о чем они шепчутся. («Мы напоили воздух ароматом. Придите, вдохните запах соснового леса. Мы впитали в себя теплые солнечные лучи, чтобы потом отдать это тепло другим. Нам так хорошо под теплыми лучами, но мы укроем всех от летнего зноя. Мы крепки и сильны, ничто не может нас сломать».)
7 этап. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.
1. Яркий солнечный день на картине.
2. Сосны – царицы леса.
3. Краски и освещение. Цветовая гамма картины.
4. Мое отношение к картине.
8 этап. Работа по написанию сочинения.
Для большего эмоционального воздействия еще раз обратить внимание учащихся на картину. Очень важно, чтобы чувства, которые переживал художник, глядя на эти сосны, смогли пережить и дети.
kopilkaurokov.ru
Сочинение по картине И. И. Шишкина Сосны, освещённые солнцем - 8 класс - РУССКИЙ ЯЗЫК - ВСЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНАМ ИЗ УЧЕБНИКОВ 5-9 КЛАССОВ - под редакцией С. И. Львовой
8 класс
Сочинение по картине И. И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в семье небогатого купца Ивана Васильевича Шишкина. Отец будущего художника живо интересовался археологией и краеведением, даже написал историю родного города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком, поддержавшим его стремление сделаться живописцем.
Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, противоречила всем склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Уже в те годы его наставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы.
И. И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских пейзажистов. Он же, несомненно, является и одним из наиболее известных русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины раскрашенным рисунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к деталям, показывают единый, целостный образ.
Картины Шишкина нередко становились своего рода символами России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних сил природы: его называли «лесным богатырём-художником», «стариком-лесовиком» и даже «царём леса».
«Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шишкиным в 1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько законченный и мастерски исполненный, что его с полным основанием можно называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета и светотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны, освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.
В центре картины — две больших сосны. Отбрасываемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там, то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на картине.
Тщательно выписаны мельчайшие детали — кора деревьев, островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно дерево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой. Толстые стволы свидетельствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и размеры впечатляют.
Художник использовал не так много красок: зелёный, коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно, чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, кажется, совсем рядом... Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем...
Не случайно картину «Сосны, освещённые солнцем» нередко называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В. В. Верещагин так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
www.compendium.su