Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре пейзаж (5 класс). Урок сочинение по картине шишкина корабельная роща 5 класс
Урок в 5 классе Сочинение по картине И.И.Шишкина Корабельная роща
Урок в 5 классеУрок по ТРКМ.Цель: подготовка материала для написания сочинения по картинеЗадачи:1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.Планируемые результаты:Предметные: научиться конструировать текст сочиненияКоммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.Тип урока урок развития речиОборудование презентация, раздаточный материалХод урока
ЭтапДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Мотивация к деятельностиЦель этапа: включение учащихсяв деятельность.3 минПроверка готовности к уроку. Психологический настрой.Приём "Мозговой штурм".Прослушивание музыки (звуков леса).- Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)- А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные результатыСамоопределение (Л)Метапредметные результатыПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знанийЦель этапа: подготовка мышления учащихся
4 мин Вспомни определениеТекстТема текстаОсновная мысльАбзац Типы речиПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕСамуил МаршакКорабельные сосны
Собираясь на север, домой,Сколько раз наяву и во снеВспоминал я о статной, прямойКрасноперой карельской сосне.
Величав ее сказочный рост.Да она и растет на горе.По ночам она шарит меж звездИ пылает огнем на заре.
Вспоминал я, как в зимнем бору,Без ветвей от верхушек до пят,Чуть качаясь в снегу на ветру,Корабельные сосны скрипят.Дают определение понятиям
Метапредметные результатыПланирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)Предметные результатыАнализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).2 минКакова тема урока? Цели? ЦП - для чего?Сочинение по картине И. И. Шишкина "Корабельная роща".Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Запишем на доске (В корзине), озвучим.Постановка учебной цели Физкультминутка.
Анализируют и делают выводы
Определяют тему и цель и задачи урокаМетапредметные результатыЦелеполагание (Р)Постановка вопросов (К)Предметные результватыСамостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)Формулирование проблемы (П – лог.
Построение проекта выхода из затрудненияЦель этапа: составить план достижения целей
univerfiles.com
«Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – УчМет
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:
«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»
(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией
М.М. Разумовской, П.А. Леканта).
Разработала и провела
Федорова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОБУ «Якутский городской лицей»
Якутск 2013 г.
Цели урока:
1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Оборудование:
1) портрет И.И.Шишкина;
2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;
3) карточки для орфографической работы;
4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».
-
Слово о художнике .
Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.
И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.
II. Работа по картине.
- Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
- Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).
- Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-
либо местности (сельский, городской пейзаж).
- Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).
- Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).
- Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).
- О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).
- Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).
- Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна - темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).
- Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).
- В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).
III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
Вопросы и комментарии | План сочинения |
В своем сочинении я хочу рассказать о … 1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами? Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»? | I. Вступление |
Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей. | II. Основная часть Композиция (построение) картины. а) общая тема; |
На переднем плане мы видим ручей. Подбор эпитетов: Ручей весёлый,… Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса. Внимание на изображение ограды. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли | б) на переднем плане; на дальнем плане; |
Цветовой центр картины : изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.) | в) колорит (цвета) картины; г) основная мысль, замысел художника |
Личные впечатления о картине. | Заключение. |
IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.
V. Словарно-стилистическая работа .
- Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
- Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.
VI. Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.
Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м..льберт, мачты парусных к..р..блей, л…нивое дв..жение ручейка, выру..ка, в..схищение кр..сотой леса.
VII. Написание черновика
Д / з: чистовик сочинения.
Список использованной литературы.
-
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.
-
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
-
А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.
-
Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.
-
Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.
-
Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.
-
О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.
-
Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.
www.uchmet.ru
Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре пейзаж (5 класс).
I. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ребята, вы любите лето?
Вам нравится гулять, по залитому солнцем летнему лесу и любоваться переливами света на стволах деревьев? Давайте сейчас закроем глаза и послушаем музыку Иоганна Штрауса «Сказки венского леса». Слушая музыку, подумайте о жарком летнем дне, представьте себе, что вы в солнечном лесу.
Звучит музыка
Какую музыку вы услышали: весёлые, звонкие нотки леса лиственного или царственные аккорды, передающие мощь, красоту и величие леса хвойного? Какая картина возникает у вас перед глазами?
Слушаю ответы, подытоживаю:
Действительно, воображение рисует осанистые, по-королевски величественные хвойные деревья, как на картине Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Давайте теперь посмотрим на экран: перед нами репродукция этой картины.
Как вы думаете, ребята, чему мы научимся сегодня на уроке?
(Писать сочинение по картине.)
Каким типом речи мы будем пользоваться?
(описание)
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
(Подготовка к сочинению-описанию по картине
И.И.Шишкина «Корабельная роща».)
Ребята, сочинение-описание картины мы не писали ещё ни разу. Однако мы знаем, что может помочь нам при написании любого сочинения. Без чего нельзя обойтись при написании сочинения?
(нам поможет план)
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.
(составить план написания сочинения-описания по картине и научиться его применять)
Промежуточный итог: сегодня мы пишем новый для нас тип сочинения – описание картины. Предлагаю вам поработать в парах и выбрать из группы предложенных слов те особенные слова или словосочетания, которые нам потребуются при написании сочинения по картине. Кроме того вам предстоит выполнить словарную работу в том случае, если значение каких-либо слов вам не понятны.
(из предложенных слов учащиеся выбирают лишь подходящие:
краски, палитра, колорит, оттенки, цветовая гамма, книга, диван, стекло, ваза)
Словарная работа:
Палитра (фр. palette — пластинка) — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Колорит (от лат. color — краска, цвет) — взаимосвязь оттенков цвета.
Цветовая гамма — термин в живописи - ряд цветов, преобладающих на картине.
Самопроверка по слайду и последующая словарная работа. РАЗДАТЬ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ
Напоминаю вам, ребята, что сегодня на уроке действительны знакомые вам критерии оценки вашей работы. Поэтому вы уже можете поставить себе балл за участие в парной работе и работе со словарём.
Критерии оценки работы на уроке:
Наличие индивидуальных ответов.
Работа со словарём.
Активное участие в работе группы.
Активное участие в парной работе.
Конспект материала урока на рабочем листе.
II. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Итак, ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о том, как писать сочинение.
Скажите, какие типы речи вы знаете?
(повествование, описание, рассуждение)
Из каких частей состоит сочинение любого типа речи? На каких трёх китах оно держится?
( вступление, основная часть, заключение)
Групповая работа (Подбор материалов к написанию вступления).
Хорошо, ребята, молодцы! Предлагаю вам поработать в группах и подобрать материал для написания одной из частей нашего сочинения.
Организация групп.
Помните и о правилах работы в группе. Назовите мне самые важные, на ваш взгляд, пункты. Вспомните о том, что работу готовит вся группа, а представляет её…
(один человек)
РАЗДАТЬ ЛИСТЫ ЗАДАНИЙ
Задание:
перед вами листы заданий. У всех трёх групп они абсолютно одинаковы. Но перед каждой группой стоит своя задача: найти нужную для вас информацию. Первая группа, какую информацию в тексте будете искать вы? Вторая группа? Третья?
У вас 5 минут, чтобы найти эту информацию и записать в рабочие листы опорные слова и словосочетания. Не забудьте определить человека, который донесёт выделенную вами информацию остальным ученикам класса. Приступайте к работе!
1 группа: Биография И.И. Шишкина.
2 группа: Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.
3 группа: История создания картины «Корабельная роща».
Представление работы групп. Задача учащихся по мере выступления групп заполнить рабочие листы ключевыми словами и словосочетаниями.
Опросить представителей разных групп, какие опорные словосочетания были ими записаны.
Промежуточный итог: как вы думаете, ребята, при написании какой части сочинения можно использовать эти сведения? Какова ваша основная задача при написании этой части?
(вступление; задача – донести сведения об авторе и истории создания картины)
ДОПОЛНИТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ
(Этот материал нам пригодится для написания первой части – вступления)
Оцените свой личный вклад в работу всей группы. Зафиксируйте результат в листе самооценки. Молодцы, ребята!
Фронтальная работа. Подбор материалов к написанию основной части.
И.И.Шишкин – величайший певец русской природы, его произведения полны любви к родному краю, к прелести русских лесов. Обратимся к картине:
Что выделено в центре? (стволы сосен)
Опишите их. Обратитесь к своим рабочим листам.
Самопроверка: (В центре картины освещённые солнцем мощные стволы сосен. Густые кроны бросают на них свои тени)
Куда устремлены верхушки деревьев? (в небо)
Какое оно? Подберите слова (имена прилагательные) для описания неба.
(безоблачное, чистое, ясное, голубое, светлое, лазурное)
Что ещё мы видим на картине? (ручей)
О чем говорит переброшенная через него изгородь? Посмотрите внимательно: над ручейком вспорхнули две бабочки. Какое ощущение привносит эта деталь?
Опишите ручей в нескольких предложениях.
(Прозрачный неглубокий ручей бежит по камням и песку. Прибрежная трава и кусты отражается в его водах. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Над ручейком вспорхнули две бабочки. Эта деталь привносит ощущение радости, но в то же время это не нарушает общего впечатления разлитого в природе покоя).
Обратим внимание на опушку бора и рассмотрим фрагмент репродукции.
Опишите траву.
(изумрудно – зеленая трава сочетается с травой выгоревшей на жарком солнце)
Что ещё мы видим в этом фрагменте? (поваленную берёзку)
Сегодня мы часто употребляем слова «светло – зелёные, ярко – зелёные, изумрудно – зелёные» и т.п. Какие это части речи? Что они обозначают? Как вы думаете, как следует писать такие сложные прилагательные?
Итак, опишите опушку бора в нескольких предложениях:
(На опушке бора изумрудно – зеленая трава сочетается с травой, выгоревшей на жарком солнце. В сосновом бору нет места лиственным деревьям. Об этом говорит поваленная засохшая берёза, которая не прижилась здесь, и молодые сосенки, пробивающие себе дорогу)
Мы уже внимательно рассмотрели репродукцию, и её фрагменты. Скажите, почему Шишкин назвал картину «Корабельная роща»?
(из таких высоких и крепких деревьев делали мачты парусных кораблей)
Каков жанр этой картины? (пейзаж)
Какое слово с непроизносимой согласной спряталось на экране? (местность)
Составление плана. Групповая работа.
Промежуточный итог: как вы думаете, ребята, при написании какой части сочинения можно использовать эти сведения? Какова ваша основная задача при написании этой части?
(основная часть; задача: описать фрагменты картины.)
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА
Итак, ребята, мы подобрали материалы для написания введения и основной части. Разделившись на группы, ребята воспроизводят части алгоритма (можно предоставить им разрезанный на части готовый алгоритм, а они должны выбрать только свои части).
1 группа – вступление.
2 группа – основная часть.
3 группа – алгоритм целиком.
Промежуточный итог:
1 группа:
(Введение.) О художнике и его картине:
1). Биография И. Шишкина.
2). Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.
3). История создания картины «Корабельная роща».
2 группа:
(Основная часть.) Описание фрагментов картины «Корабельная роща»:
Стволы сосен.
Небо.
Ручей.
Опушка.
ВЫВЕШИВАЮТ 1 и 2 ГРУППЫ.
К ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ ВОПРОС: ВЕРНО ЛИ СОСТАВЛЕН АЛГОРИТМ?
? Какой части нам не хватает для того, чтобы наш план был завершён? (заключения)
? Что составит его содержание?
(наши впечатления)
А впечатления поистине неизгладимые, ведь недаром это полотно считается образцом жанра пейзажной живописи. Помните, что заключение – это новый (последний) абзац.
В итоге на доске алгоритм:
I. О художнике и его картине:
1). Биография И. Шишкина.
2). Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.
3). История создания картины «Корабельная роща».
II. Описание фрагментов картины «Корабельная роща»:
Стволы сосен.
Небо.
Ручей.
Опушка.
III. «Корабельная роща» - величайший образец пейзажной живописи.
Работа с эпиграфом:
Словно глядя на эту картину, поэт 19 века Ф.И. Тютчев написал одно из своих стихотворений:
Сияет солнце, воды блещут,На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.
Обратите внимание, что одну и ту же картину мы можем увидеть при помощи различных средств: в музыке – посредством звука, в литературе – посредством слова. Тютчев передаёт эту картину в стихотворном жанре, а мы напишем сочинение в прозе.
Слушая стихотворения, какие звуки слышали чаще всего?
Такой приём, когда поэты повторяют сходные звуки, называется звукопись. Если повторяются гласные – это ассонанс, согласные – аллитерация.
Поэты используют звукопись, чтобы усилить слуховое впечатление. Слыша шипящие С, Щ, Ж и Ц, какое слуховое впечатление усиливается?
(Словно слышишь шум деревьев. Появляется ощущение счастья.)
Как вы понимаете выражения:
- «деревья радостно трепещут»?
(шевелятся, словно радуясь солнцу)
Хорошо, молодцы, ребята!
Как вы думаете, при написании сочинения нам пригодятся эти строки из стихотворения Тютчева? (да, они нам подойдут для эпиграфа)
5) Применение алгоритма
Итак, ребята, давайте подведём итоги. Что было предметом нашего изучения?
(картина И.И. Шишкина «Корабельная роща»)
А что помогло вам правильно описать эту картину?
(План)
А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?
(Да, потому что мы:
- Составили алгоритм написания сочинения-описания по картине и научились его применять)
СПРАВИЛИСЬ ЧАСТИЧНО, Т.К. СОСТАВИЛИ АЛГОРИТМ К ОПИСАНИЮ КАРТИНЫ «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА», А НЕ ОПИСАНИЮ КАРТИНЫ В ЖАНРЕ ПЕЙЗАЖ ВООБЩЕ
Выводим универсальный алгоритм для описания картины в жанре пейзаж:
Можем ли мы, опираясь на знания, полученные сегодня на уроке, написать сочинение - описание по любой картине? Попробуем составить такой алгоритм?
III. ИТОГ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ
? Готовы ли мы к написанию сочинения?
? Какой из этих двух алгоритмов пригодится нам сегодня для написания сочинения?
(оба подойдут, но больше первый, т.к. был создан применительно к картине «Корабельная роща»)
? Какой из элементов алгоритма вызывает у вас затруднение?
? А где ещё мы могли бы применить умение пользоваться этим алгоритмом?
? Что показалось самым интересным на уроке?
? Какой тип речи будет использован вами при написании сочинения?
Обратить внимание на то, что в рабочем листе содержатся полезные советы.
Молодцы, ребята! Спасибо вам за такую продуктивную работу. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по знакомым вам критериям. Сложите баллы, оцените свою работу. не забудьте учесть индивидуальные ответы и конспект урока на рабочем листе.
Наличие индивидуальных ответов
Работа со словарём
Активное участие в работе группы
Активное участие в парной работе
Конспект материала урока на рабочем листе
Оценка
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Используя материалы рабочего листа, написать сочинение – описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».
infourok.ru