Картина Синий всадник Василия Кандинского. Описание картины кандинского синий всадник


Современное искусство по кусочку. Орфизм/Кандинский/Синий всадник | Блогер Bbridgitt на сайте SPLETNIK.RU 25 сентября 2016

Современное искусство по кусочку. Орфизм/Кандинский/Синий всадник

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др. 

ОРФИЗМ/КАНДИНСКИЙ/СИНИЙ ВСАДНИК

Примерно, начиная с импрессионистов, художники шли по пути отказа от визуальной схожести в попытке передать момент ( как импрессионисты) или цвет ( фовисты) или формы ( кубисты).  В любом случае, дальнейший исход был понятен - искусство неуклонно двигалось к полной абстракции. Освобожденные фотографами от необходимости запечатлевать реальный мир, художники оказались с развязанными руками и устремились на поиски своих способов выражения действительности.

Рассекая плоскости, выворачиваю формы наизнанку и забавляясь с контурами, к 1910 году художники приходят к полной абстракции. Одним из первых, кто начал эксперименты в этой области был Франтишек Купка (1871-1957) - чешский художник, участник движения, названного Гийомом Аполлинером орфизмом.

Франтишек Купка, Первый шаг, 1910

Купка может и не задавался целью полную абстракцию. Но у него получилось очень к тому близко. Что это? По сути, не более чем разномастные круги на темном фоне. Но за этим можно увидеть, например, образ взаимосвязи планет в космосе ( так считает тот же Уилл Гомперц). 

Робер Делоне, художник - кубист, а позже - основоположник орфизма - продолжил тему круга. Но прежде чем говорить о творчестве Делоне, хочу остановиться на самом термине орфизм.

Франц фон Штук, Орфей, 1891

Изначально, так называлась мистическое учение в Древней Греции еще в 6 веке до н.э. Интересно, что оно одно из первых было монотеистическим и пропагандировало культ Единого Бога. Основной смысл этого верования в том, что в человеке, по мнению орфистов, изначально заключено божественное начало - душа, которое оказалось в плену тела по причине первородного греха. И теперь обречено на цепь реинкарнаций до тех пор, пока этот первородный грех не будет искуплен. Путь орфиста - это путь определенного самовоспитания и воздержания, результатом которого и должно стать это очищение. Задача -победить в себе начала титанические, низменные, а возродить светлые и божественные. Я думаю многим эта концепция покажется смутно знакомой-) Орфей был древним поэтом, который якобы записал священные тексты, содержащие эту информацию, в форме песен. 

Знал ли об этом Аполлинер, который окрестил так группу художников, работавших в определенной манере, непонятно. Скорее, он связывал этот термин с именем Орфея - певца, музыканта, а не культового персонажа. Таким образом, критик отдавал дань ярким произведением Делоне и его жены Сони ( в девичестве Терк - украинка), которые он уподоблял музыке. Термин "орфизм" был введен Аполлинером в 1912 году, в его публичной лекции о современном искусстве. Однако, это понятие всё же очень расплывчато, так как под него попадают совершенно разные по манере и темпераменту художники.

Например, сам Робер Делоне этот термин не оценил и предпочитал употреблять термин "чистая живопись" или симультанная ( одновременная). Эта живопись не основана ни на каких пространственно-временных конструкциях ( то есть он не думал как разделить предметы на плоскости или добиться близкого к реальности восприятия - не занимался никакими вопросами конструкций). Это прежде всего свет и цвет. 

Робер Делоне, Синхронный диск, 1912

Здесь уже нет никаких космических аллюзий. Название картины дает отсылку на работы французского ученого Мишеля Эжена Шевреля - " Закон синхронности контраста цветов". В ней Шеврель исследует как цвета, соседствующие на цветовом круге, влияют друг на друга.  Делоне, согласно законам физики, изложенным в трактате, раскладывает каждый предмет на цветовые пятна. Эти пятна должны вместе создавать гармоничную симфонию цвета. Слово симфония, как нельзя кстати, ведь своей высшей задачей орфизм и ставил уподобление изобразительного искусства музыке. Поэтому, собственно, Аполлинер и назвал это направление в честь древнегреческого музыканта.

То есть никто и не собирался выдавать цветные круги за шедевр мировой живописи. Скорее, это было переосмысление самого понятия живописи, попытка изображать только цветом безотносительно формы. Ведь музыка без слов - это и есть воплощение абстракции. 

Робер Делоне

Соня Делоне 

И здесь, конечно, орфисты не были первопроходцами. Еще в 19 веке композитор Рихард Вагнер мечтал о "синтезе искусств" ( Gesamkunstwerk), то есть соединение нескольких видов искусств в единое целое. По его мнению, искусства можно было разделить на 2 группы. В первую входили музыка, поэзия и танец - как то, что создается исключительно творческими усилиями самого человека. Ко второй, соответственно, относились, живопись, скульптура и архитектура, так как в этом случае индивид преобразовывал нечто уже существующее, придавая ему иной вид.                                                                                                                                                  В органичном взаимодействии этих двух групп Вагнер и видел возможность создания некой идеальной сущности. 

Неслучайно, музыка Вагнера стала главным источником вдохновения для художника-любителя Василия Кандинского (1866-1944). Кандинский испытал творческое озарение, когда слушал оперу "Лоэнгрин". Именно тогда, по его собственным воспоминаниям, перед глазами стали сами всплывать различные образы, линии и пятна. После этого Кандинский ставит себе целью написать собственную оперу на холсте, используя цвет и формы. 

Габриэль Мюнтер, Портрет Василия Кандинского, 1906

Однако, в первую очередь, Василий Кандинский был юристом. И, отчасти, через свою первую профессию он пришел ко второй. В 1889 году,  он был приглашен к участию в императорской экспедиции, цель которой было определить как крестьяне в разных уголках страны относятся к закону ( туманная цель). Будучи в Вологде, Кандинский зашел в крестьянскую избу, все стены которой покрывали росписи. Это впечатление было настолько сильным, что в тот момент он решил всецело отдаться своему хобби и стать художником. 

Но было и еще одно событие, подтолкнувшее Кандинского к окончательному разрыву с юриспруденцией - выставка импрессионистов 1896 года, проходившая в Москве, где он увидел картину Моне "Стог сена". 

Клод Моне, Стог сена, 1891 ( Я, честно говоря, не знаю, какую именно из серии картин Моне Стога сена видел Кандинский - пусть будет эта, для общего понимания)

По воспоминаниям художника, картина была настолько расплывчата, близка к беспредметной ( особенно в сравнении с процветавшей тогда реалистической живописью), что без таблички с названием, трудно было догадаться, что там изображено. Именно этим она и поразила Кандинского.  Уже через несколько месяцев он, покинув Россию, поступил на курсы живописи в Мюнхене, а спустя несколько лет стал одним из наиболее значимых художников - авангардистов. У Кандинского была очень развита чуйка, если так можно выразиться, на цвет. Дело оставалось за техникой рисунка. 

Манера письма Кандинского на пути от предмета к абстракции в разные периоды приближалась к разным школам:  импрессионизму, экспрессионизму и фовизму.

Очень интересны его опыты с росписью на стекле. Эта техника позволяет художнику увидеть обратную сторону рисунка, соприкосновение краски с поверхностью. 

Василий Кандинский, Маленькие радости (картина на стекле), 1910

Однако, он не забыл свою идею об опере на холсте. И это подверждается сокращением количества реалистичных черт от полотна к полотну. Ведь для того, чтобы действительно почувствовать картину, как считал художник, необходимо максимально дистанцироваться от внешнего, не ища совпадений, сосредотачиваясь лишь на собственных ощущениях. В серии "Импровизации", Кандинский последовательно разрабатывает эту идею. 

Кандинский, Импровизация 3, 1909

Кандинский, Импровизация 4 ,1909

Кандинский, Импровизация 7, 1910

Музыка была для Кандинского путеводной нитью в его поисках. Посетив концерт Арнольда Шенберга, художник, буквально за пару дней, создает произведение "Концерт".

Василий Кандинский, Импрессия III, 1911

Здесь даже вполне угадываются рояль и зрители) Но это, если знать историю ( или второе название). Кроме вдохновения, музыка подарила Кандинскому знакомство с Шенбергом, переросшее в дружбу. Выяснилось, что идеи художника об искусстве, которое было бы подобно музыке по силе своего воздействия, очень близки и композитору. Между ними завязывается переписка, в ходе которой, они приходят к выводу:  путь к синтезу неизбежно лежит через преодоление любой узнаваемости, а инструментами должны служить цвет и абстрактные формы.

Василий Кандинский, Картина с кругом, 1911

Конечно, основной упор Кандинский делал на цвет. Он считал это основным инструментом воздействия на душу человека. Именно поэтому в названии группы, которую создает Кандинский, присутствует цвет. 

Франц Марк, Синяя лошадь I, 1911

"Синий всадник" был основан художником в 1911 году как своеобразный ответ мюнхенским коллегам, усомнившимся в разумности творческих устремлений Кандинского к абстракции. В группу также входили Робер Делоне, Арнольд Шенберг и немецкие художники Август Маке (1887-1914), Франц Марк (1880-1916), а также русские - Алексей Явленский (1864-1941), Марианна Верёвкина (1860-1938). И Габриэль Мюнтер (1877-1968) талантливейшая художница, жена Кандинского

Габриэль Мюнтер, Кандинский и Эрма Босси за столом, 1912

Август Маке, Святой Георгий, 1912

Франц Марк, Стога в снегу, 1911

Алексей Явленский, Садовник, 1912

Марианна Верёвкина, Красный город, 1909

Синий - цвет духовности, а всадник символизирует смелого и отважного первопроходца. Этакий духовный воин. Возможно, таковыми себя отчасти считали сами участники, предлагая новые способы живописного выражения. Кроме того, Кандинский был символист. Он любил Блока, Белого, был знаком с работами Ницше и Шопенгауэра. Кандинский видел искусство как путь к божественному, а не просто декорацию. Его работы это не изыскания ученого в области цвета и формы. Это скорее духовный поиск связи цвета и музыки, музыки и души, цвета и эмоции, души и космоса. Он очень часто упоминает Елену Блаватскую и ее теософские концепции. Кстати, теософия была очень популярна среди художников разных стран. Примерно, в одно время с Кандинским, к полной абстракции приходит голландец Пит Мондриан, в чьих работах, ни много ни мало, а попытка изобразить устройство Вселенной. Ну, об этом немного позже. 

Пит Мондриан, 1914

Переосмысление идей Вагнера и выражение их особенно ярко происходит в седьмой композиции 1913 года. Кстати, благодаря предусмотрительности Габриэль Мюнтер, которая запечатлела процесс работы на фотопленку, есть свидетельства рождения первой абстрактной картины Кандинского. Роды, надо сказать, были стремительными - один из шедевров живописи 20 века был создан за считанные дни.

Василий Кандинский, Композиция VII, 1913

 Это полотно не нуждается в расшифровке. Упорное желание увидеть что-то знакомое не увенчается успехом и не даст почувствовать картину. Важно просто рассматривать линии, пятна, зиг-заги. У них есть определенный ритм, настроение.  В какой-то момент, цвет и правда начинает звучать, будь-то режущий слух скрип или приятная мелодия. В чем-то это, наверное, и есть тот эффект, которого ждал Кандинский. 

Еще один участник "Синего всадника",швейцарец по происхождению - Пауль Клее (1879-1940) - очень долго искал свой стиль. Изначально, он пробовал себя в разных манерах, больше всего склоняясь к графике: рисункам и гравюре. 

Пауль Клее, В коробке, 1908

Но, то ли причиной стало участие в группе "Синий всадник", то ли его путешествие в Северную Африку, однако, уже с 1914 года, Клее распробовал цвет. 

Пауль Клее, Вид на Хаммамет, 1914

Все-таки тяга к графике заметна в работах художника. Он соединяет разные направления: здесь и кубизм с его изрезанными плоскостями, и сочетания, характерные для орфизма, и насыщенная палитра Кандинского. Но Клее любил линию больше, чем пятно. "Ни дня без линии!" - его девиз. 

Пауль Клее, Город церквей, 1918

Часто он начинал вести линию, сам не зная куда она его приведет. Уже в процессе рождался сюжет или образ, который художник затем дополнял цветом.

Итак, каждый из художников дошел до вожделенной беспредметности. Вот она - долгожданная абстракция. Казалось бы, а что должно быть дальше? 

P.S. Продолжение следует)

www.spletnik.ru

Василий Кандинский

kandinskij27

Желтый, красный, голубой. 1925.

(Начало здесь) Василий Кандинский - дважды рожденный: биологически - в 1866 году, как художник - в 1896. В тридцать лет ему, начинающему ученому с блестящей перспективой, предлагают кафедру и профессорство в Дерптском университете. Неожиданно для всех Василий Кандинский отказывается от предложения и круто меняет свою жизнь – едет в Мюнхен, учиться на художника.

Мюнхен стал местом, в котором он не только проживет почти двадцать лет, но и выработает  стиль, известный сегодня во всем мире как беспредметное искусство или абстракционизм. К тридцати годам ему хватило сил, чтобы отказаться от карьеры преподавателя и выбрать путь художника, осуществив давнюю мечту детства.

Родился будущий художник в Москве, в очень обеспеченной семье. Корни главы семейства Василия Сильвестровича Кандинского уходят в Сибирь, куда были сосланы на поселение его предки. Сам же он происходил из забайкальского рода Кандинских. Через пять лет после рождения сына семья переехала из Москвы в Одессу, где мальчик окончил гимназию и получил художественное и музыкальное образование.

kandinskij23

Двое на лошади. 1906

В девятнадцать лет, по желанию родителей, Василий Кандинский становится студентом юрфака Московского университета. Учился он долго - восемь лет, вынужденный прерывать учебу из-за болезни.

Во время учебы он участвует в этнографической экспедиции на север Вологодской губернии, которую будет вспоминать всю жизнь. Она определит его интерес к народному фольклору, примитивизму, народным картинкам, цвету, старинным языческим обрядам и шаманизму, отразившимся на его творчестве.

«Помню, как я впервые вошёл в крестьянский дом, остановился на пороге как вкопанный. Стол, лавки, печь — всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах — народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон. Когда, наконец, я прошёл внутрь избы, сам оказался в Картине».

kandinskij25

Город-крепость в осеннем пейзаже 1902

Путь художника структурируется довольно просто: первый период, мюнхенский, или ранний (1896-1913) длился восемнадцать лет. Это были самые значимые годы в его формировании как художника и как теоретика искусства, выработки понимания места и миссии художника.

Второй период, русский (1914-1921). В это время художник вынужденно возвращается в Москву в связи с началом Первой мировой войны: как  гражданин России, он не мог оставаться в Германии, с которой Россия вступила в войну. В Москве он знакомится с русскими художниками-авангардистами (Татлиным,  Малевичем, Ларионовым, Родченко и другими), позволившими ему скорректировать и уточнить свои позиции в живописи.

kandinskij28

Вершины на дуге. 1927

В 1921 году начался массовый исход из советской России старой интеллигенции, не согласной с политикой новой власти. В их числе оказался и Василий Кандинский, окончательно разочаровавшийся в революции. Ехали в основном в Германию, в Берлин. Кандинский ехал в Германию по официальному приглашению – преподавать в академии Баухауз, в Веймаре. Начался третий, самый спокойный, плодотворный и лирический период, период зрелости и уверенности в себе (1922-1933).

Но с приходом к власти Гитлера академию закрыли, объявив ее гнездом большевизма, картины Кандинского попадают в категорию дегенеративного искусства, и художник эмигрирует во Францию. Французский период (1934-1944) - своего рода послесловие к бурной жизни художника, на которую пришлись две русских революции, две мировые войны, слом всех старых форм мышления, в том числе в искусстве и живописи.

kandinskij12

Синий всадник

Умер художник в семьдесят семь лет. Прах его покоится на кладбище французского города Нёйи-сюр-Сен, в котором Василий Васильевич прожил последние годы. Все четыре периода были очень разными, и не только по жизненным перипетиям, но и по стилю, который менялся очень динамично. Проследим эту динамику по ключевым картинам Василия Кандинского.

Синий всадник (1903). Прорывная работа, только на первый взгляд кажущаяся простой: одинокий всадник скачет через поле. Но с точки зрения развития стиля Кандинского, работа очень значимая. Здесь видно влияние на художника импрессионистов, в частности, Клода Моне, чья картина «Стог сена» когда-то поразила его на Московской выставке.

Те же контрасты света и тени, яркого солнца и пятнистого склона холма. Цвета лошади и всадника почти сливаются, предвещая интерес художника к абстракции в поздних работах. Тема всадника станет на многие годы ведущей в его работах. Скачущий всадник – это символ преодоления традиционных подходов к живописи и прорыва к духовности посредством искусства.

kandinskij13

Композиция II

«Пестрая жизнь» (1907). С этой картиной он связывает свои поиски той картины, которую когда-то увидел в тифозном бреду, но тут же рассыпавшейся, как только он выздоровел. Попытка восстановить увиденное длилась несколько лет. Сначала появилась картина «Песня Волги» (1906), потом «Пестрая жизнь» (1907) и только через три года - та композиция, которую он искал – «Композиция II» (1910).

Эту историю Кандинский описал в своей автобиографической книге «Ступени» (1913). В первых двух картинах (Песня Волги и Пестрая жизнь)  изображена толпа, стоящая перед древнерусским городом, высящимся на горе, третья самая точная –  апокалиптическое видение, воплощенное в художественном мифе. Эта картина относится к так называемому пред-абстрактному периоду.

kandinskij14

Синяя гора

«Синяя гора» (1908). Здесь четко видно влияние на цветовую гамму Василия Кандинского фовистов. Их картины он увидел, когда жил в Севре, небольшом городке, что около Парижа. Здесь художник остановился, когда путешествовал по городам Европы вместе со своей ученицей и женой Г.Мюнтер. В этой картине он почти полностью отходит от предметности, представив в центре ярко-синюю гору, обрамленную с обеих сторон деревьями: красным и желтым. На переднем плане – опять всадник, символ преодоления преград.

В это время «Апокалипсис» Иоанна Богослова стал его настольной книгой. Палитра и выразительные мазки дают надежду на положительный исход апокалиптической борьбы, а яркие цвета –  отзвуки любви Кандинского к русскому фольклору и народному искусству. Здесь художник еще ближе подошел к чистой живописи. Формы стали почти схемами, уступив место ярким насыщенным цветам.

kandinskij15

Композиция IV

«Композиция IV» или «Казаки» (1911). Как и большинство картин конца нулевых и начала десятых годов, эта картина изображает апокалиптическую войну, Прообразом послужили казаки, которых художник видел в Москве в 1905 году. Слева на картине - два казаки, дерущихся на саблях. Внизу, в центре картины, тоже два казака, но только с копьями. Вдалеке - город, стоящий на горе (Град Небесный), к которому ведет горбатый мост, пройдя через который можно попасть в царство Вечной Духовности.

Картина – символический образ апокалиптического сражения, заканчивающегося победой добра над злом, ведущей в царство Духа и Вечного мира. Казаки с саблями и копьями  символизируют борьбу с силами тьмы, а плавные формы справа – олицетворяют спасенный и искупленный мир. Отсутствие конкретных фигур и предметов, позволяет художнику выразить апокалиптическое сражение в универсальных образах.

Для понимания своих беспредметных картин Василий Кандинский пишет самый значительный свой труд О духовном в искусстве (1912), где объявляет о наступлении эпохи Великого Духовного, в которой сольются в едином синтезе звук, цвет и слово. Многое из того, что появилось в этой картине, будет уточняться в следующих.

kandinskij16

Москва. Красная площадь

В Москву Василий Кандинский приехал уже вполне сложившимся художником со своим стилем и своими идеями. «Русский период» в его творчестве - самый короткий: всего семь лет, но он отмечен несколькими шедеврами, к числу которых, безусловно, относятся картины Москвы.

Москва. (1916). Вынужденный переезд в Москву в 1914 году и расставание с Мюнтер сопровождались сильной депрессией. Художник перестал рисовать и писать. Когда же через два года взял в руки кисть, то первое возникшее желание - написать портрет Москвы, любимого города. Кандинский хочет собрать  на одном холсте всё, все элементы: слабые и сильные, маленькие и большие, разных цветов и форм, смешать их все в едином калейдоскопе, создав Духовный образ Москвы.

«Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство — лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь,

kandinskij17

Москва II

— бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или alegretto голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир алиллуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого.

И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее — золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов, Солнце Москвы» (В.Кандинский).

И все это кружится вокруг двух фигур, стоящих в национальных костюмах в центре Красной площади: дома, храмы, Кремль, колокольня Ивана Великого, маковки церквей, люди, улицы и сама площадь. Здесь все слились в единый образ цвето-звуко-духа. Такой же предстает и картина «Москва II», в которой цвета слиты еще больше, но в центре – те же две маленькие фигурки, вслушивающиеся в величественную симфонию Москвы.

kandinskij18

Композиция VIII

«Композиция VIII» (1923). Написана картина в третий период, в Баухаузе. Здесь уже нет того хаоса и динамического вихря, какой присутствует в «Композиции VII» и в картинах Москва I и Москва II. «Композиция VIII» - полная их противоположность. Здесь царствует геометрический, рациональный порядок. Василий Кандинский уехал из Москвы обогащенный супрематизмом Малевича и конструктивизмом Татлина и Родченко.

Он объединил свой абстракционизм с их идеями, привнеся в картины четкую структурированность, уравновесив разные геометрические фигуры. В картине впервые появляются формы, которые станут основой всех его последующих работ: треугольник, линия и круг.

kandinskij19

Несколько кругов

«Несколько кругов» (1926). Картина написана, когда художнику исполнилось ровно шестьдесят. Картина отражает завершение поисков идеального выражения духовности в искусстве. Это выражение он искал всю жизнь. Круг для Василия Кандинского явился идеальной формой синтеза и равновесия внутреннего и внешнего, разрешения их величайшего противостояние.

Круг – это прорыв в четвертое измерение, где царствует эмоциональная и духовная гармония. Разные размеры и цвета кругов, и их динамика, показывают, что круг – это универсальная форма, в которой можно описать всё: от звезды до капли росы. Круг – неотъемлемая часть любой жизни.

kandinskij20

Композиция X

«Композиция X» (1939). Картина заканчивает серию с названием «Композиция». Она написана во Франции, за пять лет до смерти. Всё подходит к концу, в том числе и жизнь: художнику уже за семьдесят. В этот период в картинах мастера появляется множество биоформ в стиле сюрреализма. Картина написана на черном фоне, усиливающий воздействие ярких волнообразных форм на переднем плане.

Черное пространство напоминает также Космос и темноту, ожидающую человека после жизни. Картина является кульминацией поисков и исследований Василия Кандинского в области чистой формы и выражения духовности через искусство.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

«Кандинский и «Синий всадник» - Мировые новости искусства

09.10.2011 22:00

Автор: HalloArt.ru

Василий Кандинский, (1866-1944). Железная дорога (Поезд) в Мурнау. 1909. Картон, масло, карандаш. 36 x 49 cmВпервые в России выставка, представленная в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, знакомит российского зрителя с творчеством художественного объединения «Синий всадник», созданного в конце 1911 года в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка.

Василий Кандинский (1866-1944) – одна из ключевых фигур европейской культуры XX века. Его революционное стремление к абстрактной живописи и созданные труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства. В.В. Кандинский, родившийся в Москве в 1866 году, первоначально посвятил себя изучению политической экономии и юриспруденции. Однако по окончании юридического факультета Московского университета предпочёл преподавательской и научной деятельности искусство и в 1896 году переехал в Мюнхен, для того, чтобы научиться искусству живописца. Прибыв в конце 1896 года в Мюнхен, он посещал известную в то время художественную школу Антона Ашбе, словенца по происхождению, собравшего вокруг себя большое количество студентов, в первую очередь из России и стран Восточной Европы. В том же году в Мюнхен для изучения живописи приезжают из России Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Начиная с 1900 года, художники проявляют большую заинтересованность в «лаборатории» технологии цвета, которую Явленский организовал в своей мастерской в Швабинге. Однако их по-настоящему тесная совместная работа началась лишь после того, как Кандинский и его спутница Габриэла Мюнтер вернулись в Мюнхен после долгих странствий, продолжавшихся с 1904 по 1908 год.

 

Дата «Мурнау 1908» стала символом художественного прорыва, приведшего к формированию нового, экспрессивного стиля и тем самым положила начало истории объединения «Синий всадник». Спонтанный, характерный скорее для набросков художественный почерк отныне стал доминировать в творчестве Кандинского и его коллег. Виды окрестностей и пейзажи, созданные ими в то время, по композиции стали отличаться большими плоскостями ярких, насыщенных цветов. Аналогично до тех пор развивалось лишь творчество французских фовистов, в первую очередь Анри Матисса и Андре Дерена, и художников образованной в Берлине и Дрездене группы «Мост», в первую очередь Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля и Карла Шмидт-Роттлуффа. Именно Явленский, неоднократно бывавший во Франции, во время совместной работы в Мурнау сумел передать своим товарищам новейшие достижения французского авангарда и его вызывающих, неестественных красок.

Василий Кандинский, (1866-1944). Гора. 1909. Картон, масляная темпера. 109,5x109,7 cm

Василий Кандинский, (1866-1944). Гора. 1909. Картон, масляная темпера. 109,5x109,7 cm

После первого сезона, проведенного вместе в Мурнау, друзья в начале 1909 года основывают в баварской столице «Новое объединение художников Мюнхена» (сокр. НОХМ). Его основателями, помимо Кандинского, Мюнтер, Явленского и Веревкиной, выступили в том числе Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин и танцор Александр Сахаров. В 1910 году выставку объединения посетил немецкий художник Франц Марк, сразу же после этого примкнувший к группе. Уже очень скоро Кандинский и Марк стали близкими друзьями. В то же время это происходило на фоне усугубления конфликта между прогрессивно настроенными и более консервативными членами объединения. В июне 1911 года Кандинский впервые предложил своему новому соратнику идею создания художественного альманаха, которая была встречена Марком с большим воодушевлением. Название «Синий всадник» появилось в акварельных набросках Кандинского осенью 1911 года. Существовало несколько вариаций изображения всадника. Но на последнем акварельном листе вооруженный всадник изображен в соответствии с иконографией святого Георгия, побеждающего дракона, который в христианской традиции считается воином, побеждающим зло. В этой окончательной версии Кандинский придерживается канонических правил изображения св. Георгия, о чем свидетельствуют и аналогичные произведения в технике подстекольной живописи, созданные им в это время. Он вводит в изображение религиозный подтекст, создающий вокруг всадника ореол святости. Однако при этом он стилизует свое произведение и пишет преимущественно в синей гамме. Как известно, еще со времен романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека и духа в целом, а Кандинский считал его «характерно небесным цветом». Таким образом, образ всадника в интерпретации Кандинского становится носителем универсального смысла. Авторы альманаха «Синий всадник» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великого Духовного», которая вобрала бы в себя все виды искусств и все будущие проявления культуры. На это в преддверии первой мировой войны с энтузиазмом надеялись Василий Кандинский и Франц Марк.

Марк Франц (1880-1916). Тигр. 1912. Холст, масло. 115x101,5 cm

Марк Франц (1880-1916). Тигр. 1912. Холст, масло. 115x101,5 cm

Альманах «Синий всадник» был выпущен в мае 1912 года после того, как публике было представлено две одноименных экспозиции: знаменитая первая выставка «Синего всадника», прошедшая зимой 1911-1912 годов в мюнхенской галерее Танхаузера, на которой была представлена живопись, в том числе некоторые работы подстекольной живописи; и вторая - под названием «Синий всадник. Черно-белое», прошедшая весной 1912 года в салоне Гольтца, также в столице Баварии, в состав которой вошли исключительно графические работы.

Круг художников группы «Синий всадник», сложившийся в Мюнхене и Мурнау около 1911года, наряду с основанной в Берлине и Дрездене в 1905 года группой «Мост» образует ядро движения за обновление искусства, сформировавшегося в Германии в начале XX века. В отличие от группы «Мост», которая представляла единый стиль фигуративного экспрессионизма, художникам объединения «Синий всадник» был свойственен абстрактный язык формы и цвета. «Синий всадник» стал плодом совместной работы разных творческих личностей. Помимо духовного начала, их объединяло стремление развивать новые формы искусства, независимые от какого бы то ни было канона, быть вне рамок «ориентированной на внешнее модернистской программы современного искусства». В первой выставке «Синего всадника», как писал Кандинский в каталоге, также не должна пропагандироваться «особая, конкретная форма»: художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества». В поиске формы, которая выразила бы «возникшее из необходимости» (это еще одно центральное понятие в теории изобразительного искусства Кандинского) заложено стремление, которое впоследствии приведет его, а вместе с ним и других художников, к абстрактной живописи.

Явленский А.Г. (1864-1941) . Зрелость. Ок. 1912. Картон, масло. 53,5x49,5 cm

Явленский А.Г. (1864-1941) . Зрелость. Ок. 1912. Картон, масло. 53,5x49,5 cm

На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлено 62 произведения, среди которых символистские полотна Франца Штука, Франца Ленбаха; 30 произведений 1902-1911 годов Василия Кандинского, среди которых знаменитый «Концерт», 1911 года, посвященный Арнольду Шёнбергу, а также произведения Франца Марка, Августа Макке, Габриэлы Мюнтер, Пауля Клее, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Работы, представленные на выставке, являются частью собрания Городской галереи Ленбаххаус, которая распложена в Мюнхене в бывшем доме-мастерской живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1924 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар Мюнхену виллу и большое количество произведений искусства из наследия своего супруга. В 1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар музею значительное количество произведений Василия Кандинского.

Интернациональное сообщество художников, объединенных под названием альманаха «Синий всадник», впервые представлено в России в одном выставочном пространстве. И, несомненно, станет значительным событием в художественной жизни российской столицы.

Выставка работает с 5 октября 2011 по 15 января 2012 года

← Сенсация: швейцарцы нашли похищенные картины Пикассо! FINE ART ASIA 2011 →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Репродукция картины "Синий всадник" Василия Кандинского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Кандинского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин этого автора на натуральном холсте.  

Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. В 1871 году семья переехала в Одессу, где его отец-коммерсант управлял чайной фабрикой. Василий получил классическое образование в гимназии, учился играть на фортепиано и виолончели, занимался рисованием с частным преподавателем.

В 1886 году поступил на юридический факультет Московского университета, после окончания которого остался преподавать, получив звание доцента. В 1896 году получил приглашение на место профессора юриспруденции в знаменитый Дерптский университет в Тарту, но тридцатилетний Кандинский под впечатлением от посещения выставки французских импрессионистов в Москве решает посвятить себя живописи и отправляется в Мюнхен (на тот момент центр европейского искусства).

Первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой он получил в престижной частной школе югославского художника Антона Ажбе. В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс «первого немецкого рисовальщика» Штука.

С 1903 года вместе с художницей Габриэль Мюнтер, которая впоследствии стала его второй женой, в течение пяти лет путешествуют по Европе, пишут картины, участвуют в выставках. Работы этих лет представляют собой пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Образы реальной действительности постепенно вытесняет игра цветовых пятен и линий.

По возвращении в Баварию они поселились в городке Мурнау у подножия Альп.

Кандинского всегда отличало организующее начало, В Мюнхене им было основано художественное объединение «Фаланга», при нем- школа, где он преподавал. В 1909 благодаря ему появилось «Новое объединение художников».

Кандинский также занимался и литературной деятельностью. В 1912 году вышла его книга «О духовном искусстве». Эта книга явилась первым теоретическим обоснованием абстракционизма, перевернув представление об искусстве вообще.

В 1914 году с началом мировой войны Кандинский как гражданин России был вынужден покинуть Германию. Он с женой переехал в Швейцарию. В конце того же года, расставшись с Габриэль, он возвратился в Россию.

 

В кризисные годы революции он помимо абстрактных картин под влиянием авнгардистско-художественной атмосферы Москвы пишет импрессионистические пейзажи и романтические фантазии.

В 1917 году женится в третий раз на дочери русского генерала Нине Андреевской.

В России Кандинский сотрудничал с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы.

Большое влияние на развитие искусства он оказал как профессор московского Свомаса (Свободные мастерские), реализуя составленный им учебный план на основе анализа цвета и формы, развивая идеи своей книги «О духовном искусстве»

Также участвовал в организации и управлении московским Институтом художественной культуры. Однако здесь мнения с коллегией института расходились, и из-за постоянных нападок коллег, считавших его работы «изуродованным спиритизмом», он принимает решение в конце 1921 года уехать из Москвы.

Под давлением социалистической идеологии на искусство, которое впоследствии привело к появлению соцреализма, после 1922 года картины Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев.

Свои идеи Кадинский продолжает развивать в Веймаре в Германии. Приняв приглашение основателя знаменитого Баухауса Вальтера Гропиуса, там он возглавил мастерскую настенной живописи.

В 1925 году вследствие нападков правых партий Баухаус в Веймаре закрывается. Второй период Баухауса в Дессау начинается в весьма благоприятных условиях: Кандинский и другие художники получают несколько свободных классов живописи, где они, помимо преподавания, могут заниматься собственным творчеством.

 

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах.

Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому - ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями.

Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". Но и здесь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством".

 

Если вы заинтересуетесь творчеством Василия Кандинского и захотите пополнить свою коллекцию его работами, интернет-магазин BigArtShop будет рад предоставить вам свои услуги.

 

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют репродукциям картин Василия Кандинского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта