О чем картина Пикассо «Девочка на шаре»: мнение детей. Девочка на шаре пикассо картина


о чем говорит мне эта картина?

Хрупкая девочка и мощный атлет, неустойчивый шар и прочный куб – как они связаны между собой? В чем смысл этих контрастов? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Мария Ревякина: Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Андрей Россохин: Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Мария Ревякина: Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

2. Девочка на шаре

Андрей Россохин: Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

3. Атлет

Андрей Россохин: Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

4. Гиря

Андрей Россохин: Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

Мария Ревякина: На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Андрей Россохин: Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

Шар и куб

Мария Ревякина: Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

Цветовая композиция

Мария Ревякина: В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?

Андрей Россохин: Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Белая лошадь

Андрей Россохин: В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Андрей Россохин

Андрей Россохин – психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

Мария Ревякина

Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Читайте также

«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане

Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают, что они увидели.

Путь лакота: 5 уроков индейской мудрости

В детстве писатель и историк Джозеф Маршалл III слушал легенды, которые рассказывали его бабушка и дедушка из племени лакота. «Они – наш дар миру. Это не тайны, а ориентиры на жизненном пути». Гибкость лука, изящество стрелы, терпение лучника… Эти качества, которые делают нашу жизнь достойной, предлагает нам развивать писатель.

www.psychologies.ru

История одного шедевра: «Девочка на шаре» Пикассо

Что производит сильнейшее впечатление при взгляде на эту картину, так это контраст тяжести и легкости. Полотно стало сагой о равновесии, о взаимодействии человеческих темпераментов. «Девочка на шаре» - это размышления Пабло Пикассо о судьбе искусства и художника в целом.

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

фото 1.jpg

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.

фото 2 Семья акробатов 1905.jpgСемья акробатов, 1905

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.

фото 3.jpg«Мальчик, балансирующий на шаре» Йоханнеса Гётца

Судьба автора

Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники. Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.

В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства. Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.

фото 5 Герника.jpg«Герника». 1937 год

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.

фото 4 Алжирские женщины версия О .jpg«Алжирские женщины», версия О. 1955 год

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

«1904 Девочка на шаре» картина

Пабло Пикассо признан одним из лучших художников последних двух веков. Его картины наполнены некоторой экстравагантностью, неизвестностью, подчас бывают пугающими, но никого не оставляют равнодушными. Картина «Девочка на шаре» стала шедевром живописи 20 века. Хранится она в Музее имени Пушкина города Москвы. Ее приобрел в начале 20 века коллекционер из России, но в ходе революции она была отобрана большевиками. Так она стала доступной для всеобщего созерцания в зале Музея искусств. «Девочка на шаре» была написана в период раннего творчества Пикассо, только через год после того, как он переехал в Париж.

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое. Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее. Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины. Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно. Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах. Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений. Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре. В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия. Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему. Место расположения акробатов – на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь. Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого. В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо.

gallerix.ru

О чем картина Пикассо «Девочка на шаре»: мнение детей

10:33 02/06/2018

Хрупкая, практически невесомая девочка и мощный, громоздкий атлет... Картина «Девочка на шаре» – одна из самых известных работ Пабло Пикассо. Она относится к так называемому «розовому периоду» его творчества.  О чем думают герои, какое настроение передает картина – телеканалу «МИР» рассказали дети. И нарисовали свою «Девочку на шаре». Удалось ли им разгадать все тайны Пикассо, смотрите в рубрике «Экспертиза».

- Скажи, что ты видишь на этой картине? Опиши ее. Женщину и мужчину. Какая она?

«Ну это, наверное, все-таки не женщина, это девочка, молоденькая. Она очень красивая, молодая, умная, наверное, гибкая, уверенная в себе, по лицу видно», – считает ученица изостудии Анастасия Француз.

- Какая эта девочка-гимнастка? Сколько ей лет?

«Ну, наверное, если она закончила институт, ее возраст – 19 лет», – отметила ученица изостудии Виктория Дорофеева.

- Ты сказал, что это женщина. Как ты думаешь, сколько ей лет?

«Ну 21, может, или 22», – полагает ученик изостудии Илья Андрейчиков.

- Девочка – она какая, как бы ты ее описала?

«Она гибкая, много тренируется, очень хорошо все делает, и у нее хорошая разминка», – сказала ученица изостудии Вероника Груздева.

- А почему волосы красные? Или это повязка такая на голове?

Нет, волосы красные.

- Расскажи, что ты видишь на этой картине?

«Какого-то странного мужчину и девочку», – указала ученица изостудии Соня Сергеева.

- А почему мужчина странный?

Я не знаю, он в трусах. 

- Про мужчину еще расскажи. Как ты думаешь, почему он такой серьезный?

«Он серьезно относится к своей работе, и они должны выступить правильно», – считает ученица изостудии Василиса Гаврилова.

«Он, наверное, какой-то силач, он дружит с этой гимнасткой и смотрит, чтобы она не упала с шара, чтобы удержалась на нем», – полагает ученица изостудии Александра Сенина.

- Ты смогла бы стать гимнасткой?

«Да», – уверена Василиса Гаврилова.

- А вот так встать на шар? 

Нет.

- А если бы потренировалась? 

Тогда да.

- А сколько нужно тренироваться?

Года два.

- Ты бы хотела гимнастикой заниматься?

«А я ей уже занимаюсь», – рассказала ученица изостудии Дарья Матросова.

- Здорово. То есть ты умеешь так на шаре стоять?

На шаре не умею, я больше акробатикой.

- Тогда ты, наверное, знаешь, сколько нужно тренироваться, чтобы так стоять на шаре?

Очень долго.

- А ты могла бы встать в такую позу, как девочка?

 «Да», – ответила Александра Сенина.

- Давай попробуем. Удобно?

Не очень.

- А как ты думаешь, девочке удобно?

Нет.

- А как ты думаешь, зачем она это делает, если неудобно?

Ну ей нравится этим заниматься.

- Как ты думаешь, где все это происходит, в какой стране?

«Ну мне что-то напоминает Кавказ, горы там...» – считает Илья Андрейчиков.

- Какое настроение у этой картины?

Радостное, я думаю, хотя небо какое-то хмурое, как будто дождь будет скоро. У Пикассо очень яркие картины, и я решил тоже яркую сделать.

Читайте также:

mir24.tv

#история_одной_картины Пикассо «Девочка на шаре»

В Пушкинском музее города Москвы есть много замечательных картин, поражающих воображение истинных ценителей искусства и простых экскурсантов. Художники Моне, Ренуар, Ван Гог, Шагал – эти имена навек вошли в сокровищницу мировой живописи. И «Девочка на шаре» (картина Пикассо) — одно из тех гениальных произведений, перед которыми можно завороженно простаивать часами, наслаждаясь волшебной игрой цвета и света, поразительным мастерством великого художника. Эта картина, как сказка, в которую хочется верить, несмотря ни на какие глобальные сложности человеческого бытия.

605281

Пабло Пикассо

«Розовый» период Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала – так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений – в живопись художника в тот период. Главные персонажи, герои картин – странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес.

605283

«Девочка на шаре»

В ту пору (1905 год) художник зачастую склонен избирать самые обыденные сюжеты для своих произведений. Герои данной картины – бродячие акробаты – захватывают воображение Пабло Пикассо: девочка на шаре, хрупкая и нежная, атлет, олицетворяющий собой мужественность и надежность. Но автор не просто копирует жизнь. Он воссоздает ее своим искусством, мастерством. И произведение «Девочка на шаре» (картина Пикассо «розового» периода) — яркий тому пример! Мы словно бы видим грезы, любовь, преданность и нежность, силу и мужество. Необходимость друг другу, так как работа бродячих циркачей опасна и нелегка, а получают они за нее гроши.

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет

На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки. Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.

605282

Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.

Известно, что Пабло Пикассо в 1906 г. был доволен, когда коллекционер Воллар купил у него аж 30 картин всего за две тысячи франков. После этого полотно побывало и в коллекции знаменитой Гертруды Стайн, и в собрании Канвейлера. Промышленник-коллекционер и благотворитель Морозов купил его в 1913 году уже за 16 тысяч. Так «Девочка на шаре», картина Пикассо, оказалась в России, где до сих пор и находится в музее имени Пушкина.

Источник: http://fb.ru/article/165353/devochka-na-share-kartina-pikasso-istoriya-sozdaniya-i-syujet

lukasgallery.ru

Пикассо, " Девочка на шаре " 1905 г. Анализ картины

 

 

 

 

Одна из самых известных картин Пикассо.

В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.

Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.

Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко

подействовало на молодого Пикассо.

При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .

Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах.

Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» 1905 г. .В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,

пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .

Картина "Девочка на шаре" не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).

Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.

В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.

Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.

Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.

Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.

Двое артистов резко контрастируют друг с другом.

С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на

кубе.

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.

Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью

нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого

картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.

Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.

В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.

Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.

А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.

Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?

 

 

Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения .Первое, на что можно обратить внимание — противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.

Таким образом есть контраст и конфликт — не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно — это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.Все это достаточно очевидно и общеизвестно.

Посмотрим еще внимательнее.Девочка нарисована в холодных тонах, атлет — в теплых.Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период — разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила — формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.

В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.

Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки — не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета — солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета — сила и готовность к быстрым, ловким движениям.

Направление девочки — вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины — детство, юношество, зрелость.Теперь проведем несколько экспериментов.

Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый… 

а еще — уберем людей…

…и лошадь с заднего плана.

С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки — картина «высохнет» окончательно.

После этого стоит еще раз оценить решения художника — внешне несложные — которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.

автор автор: Саид Абишев

источник

А вот ещё одно мнение... 

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.

Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.

Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.

Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.

Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.

Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.

Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.

В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.

Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем.  Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.

Место расположения акробатов - на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.

Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.

В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо."

СЕВЕРОВ А,С,

В 1913г приобретена И.А.Морозовым в Париже, в настоящее время находится собрании Государственного Музея Изобразительных Искусств им.Пушкина в Москве.

 источники : Здесьещё ТУТ

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Пикассо. Девочка на шаре

«Если бы я пошел в армию, я бы стал генералом. Но я пошел в художники – и стал Пикассо»

Такие разные художественные направления и течения прошедших столетий и современности не появились бы сами по себе, напротив, это был следующий шаг в развитии того или иного события или эпохи. Искусство – это всегда необходимость, ответная реакция и вызов происходящему вокруг, это следствие того, что оказало неизгладимое влияние на человека, на ход и развитие истории. Искусство – это дань, благодарность и неутомимое желание остаться в памяти. Когда все слова уже сказаны, и все-таки так многое осталось недосказанным, когда чувства переполняют, но остаются без ответа, когда невозможно молчать от боли или хочется кричать от счастья – наверно тогда начинается искусство… И сегодня мы будем говорить с вами об одном из тех, кто бросил свой вызов времени и сумел остаться в истории. Это Пикассо и его знаменитая картина «Девочка на шаре».

История картины

Pablo_Picasso,_1905,_Acrobate_à_la_Boule_(Acrobat_on_a_Ball),_oil_on_canvas,_147_x_95_cm,_The_Pushkin_Museum,_Moscow

Название – «Девочка на шаре», 1905 г. (холст, масло, 147×95 см)

Художник – Пабло Пикассо

Музей – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Эта картина, на первый взгляд, довольно-таки заурядна, и всё же это одна из самых знаменитых работ Пикассо. «Девочка на шаре» ознаменовала начало «розового» периода в его творчестве, так как именно после нее полотна художника становятся более жизнеутверждающими, а негативные краски и мотивы остаются позади. В основе сюжета этой картины лежит цирковое искусство и люди, посвятившие себя этому нелегкому делу. В то далекое от нас время цирк и театр были излюбленным сюжетом многих художников, так как олицетворяли свободу и жажду странствий. Здесь изображена бродячая цирковая труппа, которая, видимо, остановилась, чтобы немного размяться, прежде чем продолжит свой путь из одного города и городишка в другие – всё для того, чтобы подарить праздник и внести немного веселья в повседневную жизнь, полную тягот и невзгод. Пикассо хотел обратить наше внимание на то, что жизнь – как бродячий цирк и, несмотря на всё веселье и нотки детства, сопутствующие ему, это еще и нелегкий путь, на котором многое предстоит увидеть, пережить и прочувствовать.

Действие разворачивается на фоне песчаной равнины, и где-то вдалеке мы видим женщину с ребенком, собаку и белую лошадь, они словно случайно попали в кадр. В центре же –  силач и хрупкая юная гимнастка, которая репетирует эквилибристический трюк. Грациозная и юная, не познавшая еще всех трудностей выбранного ею пути, начинающая гимнастка с помощью рук старается найти равновесие, и, похоже, она довольна тем, как у нее получается, – это видно по ее улыбке, полной надежд и ожиданий. А силач, чуть опершись на руку, кажется, присел отдохнуть, после того как изрядно потрудился: его лицо выражает усталость, даже не столько от отработанного номера, – скорее, это усталость, которая накапливалась долгие годы и превратила некогда любимое дело в повседневный тяжкий труд. Картина построена на основе контрастов. Такие разные, но объединенные одной целью, они существуют так близко друг к другу – его сила и ее хрупкость – как две противоположности, которые сошлись в одной точке. И это несмотря на его угасшие надежды и ее самые смелые ожидания будущего. Если мы вспомним, что Пикассо является основоположником кубизма (который отличается подчеркнутостью геометрических форм), то сразу же обратим внимание на еще один контраст – это шар и куб. Всего лишь цирковые реквизиты, но говорящие о многом. Шар символизирует движение, возобновление, а вместе с тем и молодость, тогда как куб выступает символом неподвижности и постоянства, говорит о степенности, которая приходит с годами. Картину сопровождает «немногословная» цветовая гамма, которая нагнетает унылость и скуку, тем самым готовя зрителя к восприятию драмы. Однако Пикассо внес немного позитива, добавив оттенки розового и, конечно же, свой любимый «голубой» цвет в одежду атлета, гимнастки и женщины, что стоит вдалеке. Эта картина стала ареной жизни, где встретились и соприкоснулись два разных мира. И мне думается, что теперь мы сможем разглядеть в ней гораздо больше смысла и понять, насколько глубока была мысль художника.

Несколько строк о художнике

931_0

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испания. А фамилия, под которой он прославился, ему досталась от матери и имеет итальянское происхождение. Пикассо удалось стать не только художником, но и скульптором, театральным декоратором, графиком, керамистом и даже дизайнером. Он не только оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства, но и внес свою лепту в наше видение вещей, изменил привычное мышление, поэтому многие художники потянулись за направлением, основоположником которого он стал, – кубизмом. Но это было после, а вначале маленький Пикассо брал уроки художественного мастерства у своего отца и уже в возрасте восьми лет написал свою первую серьезную работу «Пикадор», с которой не расставался на протяжении всей жизни. Увлечение постепенно переросло в ремесло. В 1891 году отец Пикассо получает должность учителя рисования. А в 1895-м Пабло поступает в школу изящных искусств. Несмотря на свой юный возраст (тогда ему исполнилось 14 лет), он по настоянию отца был допущен к сдаче экзаменов и, с блеском сдав их, незамедлительно принят в школу. Двумя годами позже Пикассо переезжает в Мадрид, где поступает в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Однако большую часть времени проводит в музее Прадо, где изучает коллекции знаменитых художников, их стили и различные направления в искусстве. Вернувшись в 1898 году в Барселону, он вступает в художественное общество, и уже через два года проходят две его персональные выставки. Отец сыграл самую важную роль в его творческом будущем, и долгое время Пабло Пикассо подписывал свои работы именем отца – Руис Бласко.

Творчество Пикассо принято разделять на два периода – «голубой» и «розовый». И это неспроста – ведь оба этапа связаны с жизненными обстоятельствами, которые оказали наибольшее влияние на художника. Так, самоубийство его друга и коллеги Карлоса Касагемаса стало началом «голубого» периода. Большинство картин этого периода посвящено темам смерти, печали, бедности и тяготы жизни простого люда – и похоже, голубой цвет у Пикассо ассоциировался с унынием и горечью. Но поселившись в 1904 году в Париже, художник сумел разглядеть в жизни и другие чувства, поймать совершенно другое настроение – так начинается новый период в его жизни и творчестве, так называемый «розовый». Краски на его работах начинают меняться в позитивную сторону, однако драматичность все еще присутствует в них.

Он один из немногих, кто сумел при жизни насладиться славой и разбогатеть. О нем рассказывают курьезные истории. Например, однажды к нему подошла поклонница с листком бумаги и попросила нарисовать для нее что-нибудь. Пикассо нарисовал и вернул ей листок с улыбкой: «Это будет стоить миллион долларов». Женщина удивилась: ведь он же потратил на этот шедевр каких-то 30 секунд! И Пикассо выдал знаменитую фразу: «Я потратил 30 лет, чтобы нарисовать этот шедевр за 30 секунд». Может, именно благодаря своему неусыпному прагматизму он сумел оставить после себя недвижимость, общая стоимость которой была оценена в несколько сотен миллионов долларов США. А еще Пикассо – это один из самых дорогих и продаваемых художников в мире, а его работы чаще других крадут из музеев.

Он перебрал массу направлений и стилей, испробовал разные техники, но никогда не забывал о насущных проблемах и жизненных позициях. Было подсчитано, что всего Пикассо создал около  20 000 работ и набросков. И его слова как нельзя лучше отображают весь его творческий путь и мировоззрение: «Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Конечно же, многие его картины остаются непонятыми и воспринимаются, скорее, как искаженная в зеркале реальность, но именно так видел жизнь этот художник. Пусть его сюрреалистические фантазии вперемешку с детским лепетом и четкими гранями кубизма порой доходили до абсурда, но плоды этих фантазий все-таки смогли завоевать доверие публики и попасть в историю. Как говорил сам Пикассо: «Я мог рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Может, за этими, порой несмелыми, штрихами, стоит желание перенести окружающий мир на холст по-детски, то есть чуть более искренне, чуть более честно, ведь именно это отличает детей от нас, взрослых.

Пабло Пикассо умер в Мужене во Франции 8 апреля 1973 года на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви и был похоронен недалеко от принадлежавшего ему замка Вовенарг. За его плечами остались два брака, один сын и трое внебрачных детей. Дочь художника Палома (исп. «голубка») известна многим как французский модельер и дизайнер ювелирных украшений Tiffany.

 

Эльнара Мафусова

 

nargismagazine.az


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта