Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, «Гобелен», «Водоем». Картины борисова мусатова


Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Без слов»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Без слов»

Виктор Борисов-Мусатов пришел в искусство на рубеже веков, в период сложный и наполненный творческими открытиями и индивидуальностями. И наряду с ярким и талантливым окружением, будущий художник и один из самых весомых мастеров символизма в русском изобразительном искусстве создает свой неповторимый оригинальный стиль.

В произведениях Виктора Эльпидифоровича изумительно тонко сочеталась природная эфемерность с чувствительностью души поэта, рождающей мягкие нежные образы-миражи и ностальгические грезы. Ведущими мотивами картин становится ощущение тайны и волнующего ожидания. Отражением этого «мира» предстают интерьеры старинных усадьб, парки и сады и, преимущественно, женские образы. Художник любил и превозносил женщин, воссоздавая их чудными идеалистическими видениями.

Грезы и мечты, в которых жил и творил Борисов-Мусатов, проявляются в серии лирических картин. Одна из них – «Мотив без слов», созданная в 1900 году, наиболее близка настроениям Серебряного века. Картина – как иллюстрация к грустным строкам об ушедшей печальной любви. Воздушность и мягкость красок идеально воссоздают атмосферу грусти и задумчивости. Трудно предположить, что представлено глазам зрителей – момент ссоры или интимный неловкий момент свидания.

Девушка отворачивается от своего кавалера, словно отрешаясь и отбрасывая его надежды на взаимность. Лицо спутника неразличимо, главное заключено в его позе – склоненный над бумагой корпус застыл в напряжении, руки закрывают письмо – возможно, последний шанс на объяснение с возлюбленной. Этот нюанс отражает смиренность с потерей. Ведь девушка близко, на расстоянии руки, но мужчина не смеет заговорить, тем самым невольно отрешаясь от неё.

Все произведение выполнено в нежных матовых тонах, без каких-либо ярких акцентов и теней. Изображение блеклое, как и воспоминания героев о минувших днях взаимных чувств. Пара застыла в изысканных образах, погруженных в туманные видения своих былых надежд.

opisanie-kartin.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Куст орешника»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Куст орешника»

Картина написана маслом на холсте в 1905 на последнем году жизни художника.

Полотно относится к постимпрессионизму. Борисов-Мусатов известен своими пейзажами, которые покрыты дымкой нереальности.

Куст орешника – это картина, которая была написана на террасе Таруса, где художник жил и был похоронен. Он очень любил пейзажи тех мест, особенное вдохновляли могущественные воды Оки. Место, откуда был написан куст орешника – это дачный домик, где Борисов-Мусатов написал несколько своих панорам с изображением Оки. Они образовали цикл на осеннюю тематику.

По краскам полотна можно сделать вывод, что осень только начала вступать в свое владение, так как среди растительности есть как желтые, так и зеленые листья. Но погода стояла весьма прохладная, художник запечатлел это в серых тяжелых облаках.

Листья орешника зябко дрожат от осенней прохлады. Все цвета переплетены между собой, создавая общий глубокий сюжет. Холодные воды Оки медленно текут на заднем плане. Где- то вдали на горизонте проходит синяя небесная полоса.

В центре за рекой художник нарисовал желтые поля, отдыхающие после сбора урожая. Но самое главное внимание привлекает куст орешника, который раскинул свои пожелтевшие густые ветви на переднем плане. На нем уже не осталось зелени. Он словно тянет свои ветви к стройным осинам.

Картины Борисова-Мусатова наполнены глубиной красок и любовью автора к русским пейзажам. Сюжет полотна Куст орешника прост, но это не уменьшает любви автора к тем местам. Каждый штрих написан с вложенной в него душой художника.

Он прожил не долгую жизнь всего 35 лет, но это за этот период он создал 77 картин, которые навсегда останутся в наследии нашей страны. Он похоронен рядом с тем местом, где и была написана картина их осеннего цикла.

opisanie-kartin.com

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, «Гобелен», «Водоем»

Живопись XIX в.

Талантливый живописец и график Виктор Борисов-Мусатов родился и вырос в Саратове. В этом же городе он получает свое первое художественное образование, посещая студию общества изящных искусств. В 1890 г. художник отправляется в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1895 г. В период с 1891 по 1893 год. он прерывает обучение в училище, для того чтобы иметь возможность заниматься у П.П. Чистякова в Петербургской академии художеств.

В 1895 г. Борисов-Мусатов едет в Париж. Здесь художник работает под руководством Ф. Кормона в его студии и заканчивает курс своего обучения искусству. Через год после возвращения живописца на родину он становится членом Московского товарищества художников и Союза русских художников. Борисов-Мусатов обосновался и преимущественно жил в своем родном Саратове. Однако после 1903 г. он переезжает сначала в Подольск, а затем в Тарусу, где и завершается его жизненный путь.

Кисти Борисова-Мусатова принадлежит большое количество пейзажей, портретов, сюжетных композиций. В последние годы XIX и первые годы XX столетий художник вырабатывает своеобразную живописную концепцию. Манера его письма основывается на утонченно-приглушенной палитре, в которой все цвета находятся в умиротворенной гармонии. Колориты близки пастельным тонам. Художник сочетает подробную индивидуальную разработку и во многом переосмысление принципов и основных постулатов пленэрной живописи с общим декоративным решением картины. Его произведения приближались по своему строению к композиционному типу живописного панно.

Полотна художника проникнуты элегическим настроением, как бы окутаны невесомой дымкой нереальности. Главенствующую роль в своем творчестве живописец отводит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу. Борисов-Мусатов хотел выразить в картинах романтическую мечту о прекрасном, идеальном мире, в котором бы человек смог существовать в гармоничном единстве с природой.

В задумчивых, спокойных тонах воссоздается мир старых русских дворянских усадеб. В символических композициях Борисова-Мусатова («Гобелен», «Водоем») ставится акцент на благозвучие ритмичности построения.

Картины художника проникнуты печальным раздумьем, умиротворенным спокойствием и тихой скорбью. Они наводят на размышления о современной жизни русских людей, их печалях, заботах и радостях, прошлом и грядущем. Впрочем, эти чувства были присущи многим людям того времени, «когда общество жаждало обновления и очень многие не знали, где его искать».

Творчество лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это жизнь, превращенная в поэтический символ. Художник стремился создать мир, не похожий по своей красоте на реальный. Во многом ему это удалось. Его искусство эволюционировало от импрессионистических световоздушных эффектов до живописно-декоративного варианта постмодернизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. символизм Борисова-Мусатова – одно из самых ярких явлений.

Выдающийся живописец оказал немалое влияние на становление символизма в русском изобразительном искусстве начала XX в., в особенности на творчество художников объединения «Голубая роза».

jivopis.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта