Описание картины Ивана Крамского «Автопортрет». Ивана крамского картины


Мистические картины Ивана Крамского: falyosa

Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены современниками и вызвали немало слухов о своем мистическом влиянии на зрителя.

Иван Крамской, "Русалки" (1871 год)

Картина "Русалки" была написана по мотивам повести Николая Гоголя "Майская ночь или утопленница". На картине изображены девушки-утопленницы, которые по славянскому поверью после гибели стали русалками.

Работая над полотном, художник поставил для себя задачу - передать неповторимую красоту лунного света. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...» - писал Крамской.

Суеверные современники опасались, что гоголевский сюжет сведет художника с ума. На его картине в лунном свете оживает мир призраков. Гости иного мира - русалки предстают перед зрителем у пруда. Крамскому удалось создать фантастическую картину.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» - отмечал художник.

«Крайнее правдоподобие фантастического сна» - восторженно писали критики.

Публика, уставшая от модного сатирического реализма, с интересом приняла работу Крамского.«Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление»

Вскоре у загадочной лунной картины появились свои легенды. Говорили, что на выставке рядом с "Русалками" висела картина Саврасова "Грачи", которая ночью вдруг упала со стены.

По ночам в зале галереи Третьякова, который выкупил картину, слышалось печальное загробное пение, чувствовалась внезапная прохлада как от ночного пруда. Рассказывали, будто барышни, которые долго смотрели на картину, сходили с ума и бросались в реку.

Старая служанка посоветовала барину повесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее не падал свет. Старушка утверждала, что тогда русалки перестанут пугать живых. Удивительно, но как только картину убрали в темноту, загробное пение прекратилось.

"Незнакомка" или "Неизвестная", (1883 год)

Картина вызвала бурное обсуждение - кто эта таинственная особа, свысока смотрящая на публику? Аристократка или дама полусвета?

«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»

Предполагают, что Крамского на написание картины вдохновила история крестьянки Матрены Савишны, в которую влюбился дворянин Бестужев. Молодой господин приехал в деревню в гости к тетушке и был очарован молодой служанкой Матреной, которую взяли из деревни. Бестужев решил жениться на Матрене несмотря на осуждение общества. Его родня в Петербурге обучила простую девицу этикету и танцам. Бывшая барыня однажды встретила Матрену в Петербурге, но служанка, ставшая благородной дамой, гордо проехала мимо своей госпожи.

Этот рассказ художник услышал от Матрены, когда гостил у Бестуживых. "Ах, какая встреча сейчас была у меня!" - хвасталась Матрена, рассказывая о том, как проехала мимо барыни.

Портрет Ивана Крамского работы Ильи Репина

Художник решил изобразить на картине эпизод , когда бывшая служанка встречает свою госпожу и дарит ей высокомерный взгляд.

Рассказывали, что любовь к "незнакомке" не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги, и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.

Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. "Незнакомка" вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась.

Роковая слава нарисованной "незнакомки" создала репутацию проклятой картины.

Говорили, что покупателей картины преследовали несчастья - разорение, внезапная смерть близких, безумие. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Даже меценат Третьяков отказался покупать картину, опасаясь проклятья. В собрание Третьяковской галереи полотно поступило в 1925 году.

По одной из легенд Крамскому для "Незнакомки" позировала содержанка промышленника Саввы Морозова, которая погибла под колесами кареты, и теперь призрак ее бродит по улочкам Москвы.

Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания "Незнакомки". Старшие сыновья: Николай (1863—1938) и Анатолий (1865—1941) пережили отца.

"Неутешное горе" (1884 год)

В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину "Неутешное горе", на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский.

Эскиз картины

Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.

Эскиз картины

«Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.

Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

"Лунная ночь" (1880 год)

Лунный свет привлекал художника, который стремился "поймать луну". Интересно, что для картины позировали две дамы. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова).

Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.

В заключение хочу добавить, Иван Крамской создавал портреты царской семьи.

Портрет императора Александра III

Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III

Портрет императрицы Марии Александровны, мать Александра III

Оглавление блогаМой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagrame_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще - Мои мистико-приключенческие детективы

falyosa.livejournal.com

Описание картины Ивана Крамского «За чтением» (1863)

Описание картины Ивана Крамского «За чтением» (1863)

Полотно принадлежит к раннему этапу творчества художника, но уже в нем проявились многие присущие ему отличительные особенности, определившие стиль живописца в будущем. На портрете изображена жена мастера, брак с которой был благополучным и гармоничным. Крамской на многие годы сохранил чувство любви, уважения и ласки к своей супруге и нередко писал ее портреты.

На полотне изображена юная обворожительная женщина, одетая в прелестное модное платье. Она сосредоточенно склонена над довольно большой книгой, выражение лица ее серьезно, поза свободна. Героиня поддерживает голову одной рукой, изящно опершись на перила. Зрителям не видно ее взгляда, порой характеризующего человека, но можно определить ее характер. Крамской на портрете посредством выразительного колорита и светотени показывает ее нежность, чувственность, мягкость – все те качества, которые он в ней ценил. Однако образ не утрачивает собственного достоинства и душевной силы.

Композиция портрета решена довольно пластично: главная героиня расположилась в саду либо парке на скамейке из камня на фоне темнеющей зелени деревьев. Портретист словно подсмотрел за ней втайне от нее. Ее восхитительное белое платье словно сияет, контрастируя с этим фоном, отбрасывая самые глубокие блики на ее спокойное одухотворенное лицо. Художник старательно отрабатывает все детали: реалистично выписаны темные блестящие вьющиеся волосы, уложенные в элегантную прическу, дорогая брошь на платье, изысканная шаль, спущенная с плеч.

Свою любимую мастер изобразил пастельными карандашами, с помощью этой техники картине придается легкость, изящество, грация. Характер портрета можно назвать камерным и приватным. Удивляет в картине ее настроение, позволяющее художнику раскрыть глубину душевной жизни героини. Весь облик жены проникнут неповторимой рафинированной аристократичностью, усиливающий впечатление от портрета.

opisanie-kartin.com

Описание картины Ивана Крамского «Автопортрет»

Описание картины Ивана Крамского «Автопортрет»

И. Н. Крамской – это русский художник, известный тем, что в 1863 году стал руководителем известного «бунта 14-ти», когда 14 молодых художников демонстративно покинули художественную школу, отказавшись рисовать то, что им было положено. В 1870 году он организовал Товарищество передвижных художественных выставок, тем самым еще больше укрепив веру в силу искусства, а точнее – в его способность преобразовывать все, к чему оно прикасается. Эти личностные характеристики, а также эмоциональное состояние художника, было передано им же самим в «Автопортрете», написанном в 1867 году.

Хватает одного взгляда, чтобы увидеть, что Крамской был целеустремленным, несгибаемый человеком, который смог превратиться из самоучки в кумира и лидера целого поколения художников.

Картина выполнена в реалистичном стиле, здесь нет лишних штрихов, теней или контуров. Все передано максимально натурально и точно. Этого и добивался художник. Худое лицо с аскетичными чертами, немного взъерошенные, длинноватые волосы, рыжая бородка дополняют натуру творца.

Отдельно свое внимание следует обратить именно на глаза, а точнее – на взгляд. Несмотря на то, что он холоден и внимателен, ему удалось передать на энергетическом уровне ту страсть к живописи, которая кипела в его душе.

Данный «Автопортрет» Крамского удостоен особого внимания, так как это первая его работа, где нет ни единого намека на богемный артистизм, если сравнивать данную картину с ранними творениями живописца. Иными словами, ему удалось за десятилетие проделать огромнейшую работу, и научится передавать черты лица и характера через портрет максимально точно и лаконично. 1867 год стал для Крамского действительно переломным, так как он вышел на совершенно новый уровень.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта