Описание картины Андрея Рябушкина «Микула Селянинович». Микула селянинович картина
комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
«Неизвестные» русские богатыри
Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.
Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.
Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Микула Селянинович
Микула Селянинович. А. П. Рябушкин. 1895 г.
Микула Селянинович — богатырь-пахарь в былинах новгородского цикла. Его необычное имя чаще всего связывают с просторечным вариантом, образованным от Николая. Впрочем, не исключено и нечто среднее между именами Николай и Михаил.
Родила Микулу сама Мать Сыра Земля, оттого и главный его дар — поднимать «тягость земную», а более такой подвиг не по силам ни одному из богатырей. От славного пахаря идет и целый род богатырский: дочь его Василиса — супруга Ставра Годиновича, а вторая дочь Настасья — жена Добрыни Никитича. Впрочем, знамениты красны девицы не только своими героическими мужьями, но и собственными подвигами.
БОГАТЫРЬ-ПАХАРЬ
Микула Селянинович — символ крестьянской силы, и мощь сия неистощима. Его родила сама Земля. Он исправно сеет и пашет. Биться с ним нет никакой возможности, потому как «любит Матушка Сыра Земля весь род Микулов». Когда богатырь Святогор не может взять суму, в которой заключена «тягость земная», именно Микула с легкостью поднимает ее одной рукой.
БОГАТЫРЬ-СВЯТОЙ
Некоторые исследователи русских былин связывают образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Например, считается, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем.
Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия. Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая. Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.
ДЕЛА СЛАВНЫЕ
Микула Селянинович. Н. М. Маторин. Начало XX в.
Все былины о Микуле Селяниновиче подчеркивают его взаимосвязь с твердыней русской. Любимый сын Матери Сырой Земли, которого в сказаниях называют «оратаюшко», наделен родительницей неистощимой силою. А посему и одолеть Микулушку никто не может.
Микула и Святогор. Согласно одной из былин о Святогоре, могучий богатырь не смог поднять суму именно Микулы Селяниновича. В ней лежала «тягость земная», которую сам могучий крестьянин одной рукой поднимал.
Микула и Вольга. В ту пору, когда правили Русской землей князья киевские, отправляли они своих слуг доверенных собирать дань по городам и весям. Одним из посланников выбран был Вольга Святославович. Встретил он по дороге молодца силы небывалой: вспахивая поле своей сохой, он и пни из земли выворачивал, и камни огромные в кучу сваливал.
А как начали разговор, так предупредил пахарь Вольгу: «Неспокойный путь впереди, полна дорога лихими людьми да разбойниками». И решил Вольга взять могучего молодца себе в спутники. Да едва они отъехали, вспомнил пахарь, что оставил на поле соху свою. Послал Вольга за ней дружину, да все воины его разом не смогли соху из земли выдернуть. Пахарь вернулся сам и одной рукой соху поднял. А после признался, что он Микула Селянинович:
Простой крестьянин я, князь. Землю пашу. Хлебом Русь кормлю.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Характеристика Микулы Селяниновича из былины "Вольга и Микула Селянинович"
Сюжет
Былины по своему содержанию очень напоминают сказку. В них мы находим вымышленные автором события, однако нельзя утверждать, что сам главный герой никогда не существовал. Если вдуматься в этимологию данного слова, то мы найдем общий корень со словом «быль». Это означает, что данный персонаж некогда действительно поражал своей силой и мощью своих современников. Таковым являлся и Микула.
Но зачин в былине сообщает нам совсем не о нем: первый, с кем знакомится читатель - князь Вольга. Он силен, мудр, имеет огромное войско. Дядюшка Владимир отдает в его распоряжение три города. Теперь князь едет со своей дружиной проверять свои новые владения. По дороге они встречают пахаря. Вольга очень хочет познакомиться с ним, но три дня и три ночи они не могут до него добраться. Настолько огромен этот былинный герой, что виден издалека, но довольно трудно досягаем. Характеристика Микулы Селяниновича должна включать в себя этот момент. Народ гиперболизирует своего героя, намеренно выделяя его среди обычных людей.
Первое знакомство
Наконец, князь со своим войском подъезжает к этому богатырю. Удивлению его нет предела: оратай (так на Руси называли пахаря) возделывает землю. Но обладает он недюжей силой: с легкостью выкорчевывает пни от деревьев, а огромные камни кидает в борозду. Читатель сразу понимает, что перед ним не простой человек, а богатырь. Ему это дается с легкостью, он посвистывает себе под нос, не чувствуя усталости.
Не может не удивить и орудие труда Микулы. У него не обычная сошка, которой пашут землю. Она украшена дорогими металлами: желтым и красным золотом. Омешки на ней выполнены из булата, крепкого и надежного металла. Кобылка, которая помогает пахарю выполнять земельные работы, с шелковыми гужами, что являлось на тот момент очень дорогой тканью.
Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»
Несомненно, князя поразило и одеяние богатыря. Самый обычный пахарь выглядит богато. У него шикарные кудри, которые народ сравнивает с жемчугом. Глаза богатыря словно соколиные. Как известно, сокол – птица, которая обладает отличным зрением и силой. Брови Микулы черные, будто соболиные. Читатель сразу представляет себе серьезного и сильного мужа.
Одежда пошита из дорогих тканей. К примеру, кафтан выполнен из дорогого и шикарного материала – черного бархата. Не каждый богач мог себе это позволить. Но ведь богатырь и не может быть одет иначе. Сапоги у него на каблуке, что считалось очень модным и престижным в то время. Материал, из которого они выполнены – сафьян. Это очень качественная и дорогостоящая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины является очень важной в описании образа данного героя. Неспроста он так красив и шикарен: народ представляет богатыря идеальным во всех планах.
Подвиг богатыря
Вольга заговорил с оратаем, рассказал, куда держит путь. В ответ Микула рассказывает ему о своих подвигах, предостерегает его от опасности. Однако никакого хвастовства мы не наблюдаем. Характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович» обязательно содержит информацию о том, что богатырь не замечает свою силу, считая свои подвиги обычным делом.
Оратай поведал князю историю о том, как ездил в город за покупками. Купил он три мешка по сто пудов соли. Нехитрый подсчет покажет нам, что в совокупности масса его товара составляет более пяти тонн! Разумеется, здесь использован прием так называемой гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает его способности, чтобы отразить богатырскую мощь.
Когда Микула собирается домой, к нему подходят разбойники и требуют денег. Но пахарь не вступает с ними в склоку, он дает им «грошики». Однако мужики не отступают, просят еще и еще. Микуле приходится расправиться с ними с помощью кулаков. Выясняется, что богатырь уложил более тысячи бандитов. Эта история впечатлила Вольгу. Он хочет видеть такого сильного мужа среди своей дружины.
Сила и мощь
Анализом богатырских возможностей Микулы продолжается характеристика Микулы Селяниновича. Краткая справка об этом герое дает нам представление обо всех простых крестьянах того времени. Именно на них держалась земля Русская.
Пахарь соглашается поехать с князем «за получкою». Однако ему жалко свою сошку.
Характеристика Микулы Селяниновича с цитатами отражает его речь: он оставляет свое орудие труда «не для прохожего-проезжего», а для обычного «мужичка-деревенщины». Эти слова отражают отношение богатыря к своим братьям-крестьянам.
Для того чтобы спрятать сошку «за ракитов куст», посылает Вольга пятерых своих самых сильных воинов. Но эти сильные ребята не могут справиться с этой задачей, не получается «сошку поднять из земли». Тогда, по принципу троичности, Вольга еще дважды посылает своих ребят, но даже несметное их количество не смогло сделать того, на что способен русский крестьянин.
Микула сошку «брал одной рукой» да вытянул ее без труда.
Особые черты
Характеристика Микулы Селяниновича будет неполной, если не рассказать о его коне. Как и у всякого богатыря, лошадь – первый помощник в труде. Как мы узнаем в самом начале, кобылка у нашего героя «соловая». Этот эпитет обозначает светлый ее цвет. Она такая же сильная, как и ее хозяин. Автор намеренно сравнивает лошадей Вольги и Микулы. У богатыря лошадь уже «быстрой ступью» идет, а у князя еле поспевает за ней. Первая уже разогналась да «грудью» пошла, вторая же отстает. Вольга и здесь не перестает удивляться. Он оценивает лошадь Микулы в пятьсот рублей, только при условии, что это была бы не кобыла, а конь. На что простодушный крестьянин отвечает, что сам выкормил и вырастил ее, а потому цены ей нет.
Характеристика Микулы Селяниновича отражает данного героя как очень добродушного, простого и отзывчивого человека. Он никогда не хвалится своими подвигами, будто не замечая их.
Он обещает угостить всех мужичков ржаным пивом собственного приготовления, что говорит о его щедрости.
В заключение Вольга настолько проникся удалью и простодушием этого человека, что решает сделать его наместником в подаренных дядей городах. Разбойники же, побитые им три дня назад, усовестились и пришли к богатырю с извинениями.
Заключение
Нами была представлена полная характеристика Микулы Селяниновича. 7 класс, который изучает это произведение согласно школьной программе, сможет воспользоваться нашими советами и описать собственное впечатление, которое произвел этот былинный герой.
fb.ru
Микула Селянинович - magaeva
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь.
Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Андрей Рябушкин.Микула Селянинович. 1895.
Микула Селянинович -пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса. Известный писатель и ученый-этнограф Д.М.Балашов пишет: "Образ Микулы Селяниновича, как он дошел до нас"... Седатый-седой (устар ) смыт, полузабыт в отдалении веков. Это гигантский осколок некогда бывшего цикла сказаний".В настоящее время известно лишь два былинных сюжета о Микуле Селяниновиче.В одном из них Микула противостоит Вольге Святославичу, князю-кудеснику, обученному "хитростям-мудростям", понимающему язык птиц и зверей, умеющему превращаться в различных животных. Однажды князь Вольга поехал со своей дружиной собирать дань с подвластных ему городов. В чистом поле он услышал, как вдалеке "орет" (то есть пашет) "ратай" (пахарь):
Как орет в поле оратай, посвистывает,Сошка у оратая поскрипывает,Омешики по камешкам почиркивают.Ехали-то день ведь с утра до вечера,Не могли до оратая доехатиОни ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,Не могли до оратая доехати.Как орет в поле оратай, посвистывает,А омешики по камешкам почиркивают.Тут ехали они третий день,А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.Как орет в поле оратай, посвистывает,А бороздочки он да помётывает,А пенье-коренья вывёртывает,А большие-то каменья в борозду валит.
Его взору предстало величественное зрелище богатырской пахоты:
У оратая кобыла соловая,Гужики у нее да шелковые,Сошка у оратая кленовая,Омешики на сошке булатные,Присошечек у сошки серебряный,А рогачик-то у сошки красна золота.
Между князем и пахарем завязывается разговор, и пахарь (еще не названный по имени) предупреждает Вольгу, что дорога, по которой тот собирается ехать, небезопасна, поскольку на ней засели разбойники, рассказывает, как сам недавно отбил разбойничье нападение.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:- Ай же ты, Вольга Святославович!Там живут-то мужички да все разбойнички,Они подрубят-то сляги калиновыДа потопят тебя в речке да во Смородине!....................................................................................................................
Положил тут их я ведь до тысячи:Который стоя стоит, тот сидя сидит,Который сидя сидит, тот лежа лежит.-Тут проговорил ведь Вольга Святославович:- Ай же ты, оратай-оратаюшко,Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Константин Алексеевич ВасильевВольга и Микула.олст, 1974.
Пахарь согласился
А тут ли оратай-оратаюшкоГужики шелковые повыстегнул,Кобылу из сошки повывернул.Они сели на добрых коней, поехали.Как хвост-то у ней расстилается,А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,А Вольгин конь да ведь поскакивает.У оратая кобыла грудью пошла,А Вольгин конь да оставается.Говорит оратай таковы слова:- Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:Маломощный-то наедет - взять нечего,А богатый-то наедет - не позарится,-А для-ради мужичка да деревенщиныКак бы сошку из земельки повыдернути,Из омешиков бы земельку повытряхнутиДа бросить сошку за ракитов куст.
Тут ведь Вольга СвятославовичПосылает он дружинушку хоробрую,Пять молодцов да ведь могучиих,Как бы сошку из земли да повыдернули,Из омешиков земельку повытряхнули,Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,Пять молодцов да ведь могучиих,Ко той ли ко сошке кленовенькой.Они сошку за обжи вокруг вертят,А не могут сошки из земли поднять,Из омешиков земельки повытряхнуть,Бросить сошку за ракитов куст.
Тут молодой Вольга СвятославовичПосылает-от дружинушку хоробруюЦелым он ведь десяточком.Они сошку за обжи вокруг вертят,А не могут сошки из земли выдернуть,Из омешиков земельки повытряхнуть,Бросить сошку за ракитов куст.
И тут ведь Вольга СвятославовичПосылает всю свою дружинушку хоробрую,Чтобы сошку из земли повыдернули,Из омешиков земельку повытряхнули,Бросили бы сошку за ракитов куст.Они сошку за обжи вокруг вертят,А не могут сошки из земли повыдернуть,Из омешиков земельки повытряхнуть,Бросить сошку за ракитов куст.
Так никто и не смог сдвинуть сошку.
Тут оратай-оратаюшкоНа своей ли кобыле соловенькойПриехал ко сошке кленовенькой.Он брал-то ведь сошку одной рукой,Сошку из земли он повыдернул,Из омешиков земельку повытряхнул,Бросил сошку за ракитов куст.....................................................................................................................
Тут проговорил Вольга Святославович:- Ай же ты, оратай-оратаюшко,Как-то тебя да именем зовут,Нарекают тебя да по отечеству?-
Тут проговорил оратай-оратаюшко:- Ай же ты, Вольга Святославович!Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,Я во скирды сложу да домой выволочу,Домой выволочу да дома вымолочу,А я пива наварю да мужичков напою,А тут станут мужички меня похваливати:"Молодой Микула Селянинович!"...
В некоторых вариантах былины рассказ продолжается дальше: на княжий отряд нападают разбойники, Микула обращает их в бегство, и Вольга награждает Микулу "тремя городами со крестьянами".Но чаще былина заканчивается тем, что Микула Селянинович называет свое имя.
Это свидетельствует об особой значительности и изначальной общеизвестности этого образа. По мнению многих исследователей, он принадлежит к древнейшему пласту русского эпоса и первоначально был не просто земледельцем, а богом земледелия.Не случайно противопоставление Микулы Вольге и явное первого над вторым превосходство. Дело в том, что Вольгу обычно отождествляют с богом охоты. В древнейшие времена охота была для человека основным источником существования, а затем, в конце каменного века, ее сменило земледелие. Таким образом то, что в былине Микула оказывается сильнее Вольга и всей его дружины, верно отражает процесс исторического развития.Однако со временем образ Микулы стал восприниматься иначе - как олицетворение русского крестьянина-труженика.
Васнецов В.М. "Микула Селянинович". 1917.
В другой былине Микула Селянинович противопоставляется богатырю Святогору. Святогор - также один из древнейших мифологических персонажей русского эпоса. Он олицетворяет абсолютную вселенскую силу. Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его "не держит мать сыра земля", и он ездит на своем богатырском коне по горам. В этой былине образ Микулы приобретает космическое звучание.Однажды Святогор увидел идущего впереди "добра молодца пешего". Святогор пустил своего коня "во всю силу лошадиную", но не смог догнать пешехода.Проговорит богатырь таковы слова:"А и же ты, прохожий человек!
Иллюстрации о Древней Руси
Приостановись немножечко,Не могу тебя догнать на добром коне".
Прохожий остановился, снял с плеч свою суму и положил ее на землю. Святогор спросил:
"А что у тебя в сумочке?"Прохожий ответил: "А вот подыми с земли, так увидишь!" Стал Святогор ее поднимать, Да не смог даже позволить, А сам по колена угряз в землю".
Говорит богатырь таковы слова:
"Что это у тебя в сумочку накладено?Силы мне не занимать стать,А я сдвигуть сумочку не могу"."В сумочке у меня тяга земная"."Да кто же ты есть,И как тебя именем зовут,Величают как по отчине?""Я есть Микулушка Селянинович".
Илья МуромецЯн УсмошвецСвятогорАника-воинВольга Святославич
magaeva.livejournal.com
Описание картины Андрея Рябушкина «Микула Селянинович»
Андрей Рябушкин особенно любил славянскую мифологию. Он много путешествовал и изучал былины народа русского и стремился нарисовать достоверно некоторых персонажей. В 1895 году он нарисовал портрет вымышленного персонажа – Микулу Селяниновича.
В былинах новгородского цикла очень много упоминалось историй с участием этого знаменитого богатыря, любившего пахать земли. Рисуя его, автор хотел передать простоту народа и его безграничную силу.
По фольклорным рассказам у него имеется две дочери и безмерная любовь к русской земле. Одел Рябушкин героя в совершенно простую рубаху и штаны шаровары. Рисуя этого статного мужчину, художник стремился передать спокойствие всего народа.
Известно, что тягот всегда хватало, но силу духа сломить не удалось ни одному врагу.
Микула на полотне смотрит вдаль, словно осматривает просторы и убеждается, что враг не бежит из дальних холмов. На заднем плане мирно пасется лошадь, отдыхая от пашни. Это доказательство того, что русский народ живет только своим трудом. Обрабатывая поля, выращивают зерно и получают ароматный хлеб. Вот и герой не боится этой работы, он смело запрягает своего боевого коня и пашет черную землю. Возделывая ее, он чувствует умиротворение. Это явно видно на его широком лице.
В волосах героя играет легкий ветер, на макушке лежит привычная для всех мужиков того времени шапка. Рубаха немного оголяет его мощную грудную клетку, а на подоле красуется ручная вышивка. Руки сильные, способные поднять непомерную тягу земную.
Рябушкин Андрей изобразил истинного былинного героя, эта зарисовка стала обложкой к книге об известных русских богатырях. Народу понравился этот образ, который так был приближен к обычному рабочему мужику. Так выглядели народные герои, которые ничем не отличались от простых селян.
Описание картины Андрея Рябушкина «Микула Селянинович» | источник
sochinenie-o.ru
Описание картины Михаила Врубеля «Микула Селянинович»
13.01.2015Данный шедевр искусства воплотился в жизнь в 1896 году, а мастером произведения стал Михаил Врубель. Изначально это полотно хотели показать на индустриальной выставке. Такая картина полностью пришлась по душе тогдашнему самодержцу. Но комиссии не понравилась данное творение, так как она посчитала ее выполненной не в художественном стиле. Некий Мамонтов взял в аренду комнату напротив экспозиции и выставил там Эрмитаж для данной картины. Такой поступок вызвал необыкновенный ажиотаж. Врубелю сильно нравились творения русских людей. Он знал о разных сказаниях и былях русского творчества. Именно были и сказания создавали образ простого русского человека, иногда лирический, но, в то же время, сильный. Много раз художник воссоздавал в своих работах образы силачей, персонажей замечательных русских преданий.
Произведение искусства «Микула Селянинович» показывает персонажа Микулу. Об этом герое, простом земледельце, сложено много былин и сказаний. Одна быль гласит о том, что Микула однажды оставил орало, а персонаж Вольга не смог его поднять. Герой Святогор не может догнать Микулу, хотя Микула просто идет, а Святогор скачет на лошади. Образ Микулы олицетворяет мечту людей о труде, ведь труд – это истинное счастье. Микула на картине Врубеля – простой фермер. Художник стремился показать, что персонаж Микулы является воплощением силы и добра. Любая картина живописца имеет содержательный смысл. Он старался красиво и грамотно отобразить проблемы нынешнего времени. Человек, рассматривающий творения этого мастера, никогда не останется равнодушным. Художнику свойственен романтизм, его работы наполнены теплом и добротой. Вся творческая деятельность этого мастера иногда наполнена некоей взволнованностью, но, в то же время, его картины просто радуют глаз.
8-poster.ru
Микула Селянинович — собирательный образ русского земледельца.
Микула Селянинович — собирательный образ русского земледельца.
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович — особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула — сельский житель. Он оратай — так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу — силу русского народа. О нём сложено много сказаний. В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю. Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка. Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы: А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа — праздник. Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом. Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича. В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств? Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне: Сошка у оратая поскрипывает, Омешики по камешкам почирикивают. Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи — вот каким могучим богатырём был этот оратай! Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд — обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев. Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь. Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой — может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу. О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях». Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи. Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича. С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря. Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные: А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. Скачен жемчуг — значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель — много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл! Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна — из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом — они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая — он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений. В былине дано описание работы оратая в поле. Как орёт в поле оратай — посвистывает, А бороздочки он да помётывает, А пенья-коренья вывёртывает, А болъшие-то каменья в борозду валит. Мы находим подробное описание каждой детали: Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик то у сошки красна золота. Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла — из булата; при сохе есть серебряный присошечек — лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается! И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы — очень сильное, умное, выносливое и преданное животное. У оратая кобыла соловая, Гужики у неё да шелковые. Соловая кобыла — это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай — любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
gdzplus.com