Кузьма Петров-Водкин. Петров картина водкин
Кузьма Петров-Водкин – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть
Кузьма Петров-Водкин: биография
Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее. А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков. Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.
Детство
Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.
Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.
Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.
Фото Кузьмы Петрова-ВодкинаВторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.
Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.
Портрет матери Кузьмы Петрова-ВодкинаУчился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.
В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.
Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.
Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.
Живопись
В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.
С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.
Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.
В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.
В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.
Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям Иоанна Богослова. По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.
Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.
Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.
За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.
Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.
Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.
Личная жизнь
В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию.
Кузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России - Мария Федоровна)Смерть
В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.
Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.
Могила Кузьмы Петрова-ВодкинаХудожник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.
Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.
Картины
- 1907 – «Африканский мальчик»
- 1910 – «Сон»
- 1912 – «Купание красного коня»
- 1915 – «Жаждущий воин»
- 1915 – «Девушки на Волге»
- 1916 – «На линии огня»
- 1917 – «Утро. Купальщицы»
- 1918 – «Селедка»
- 1918 – «Автопортрет»
- 1918 – «Утренний натюрморт»
- 1920 – «1918 год в Петрограде»
- 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
- 1928 – «Смерть комиссара»
- 1934 – «1919 год. Тревога»
- 1934 – «Портрет В. И. Ленина»
Фото
24smi.org
Красный художник К.С. ПЕТРОВ - ВОДКИН и парижанка ЙОВАНОВИЧ.
Это было похоже на страшный сон. Тяжелым оценивающим взглядом он секунду смотрел на еще сохнувшую картину. Два мальчика, одетые в распахивающиеся на ветру туники, расчесывали после купания гриву гнедого коня. Аккуратно вонзив нож в основание холста, Кузьма вздохнул.Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939)Что-что, а резать Петров-Водкин умел, недаром родился в семье сапожника. Отец с детства учил его своему ремеслу. Кузьме же хотелось чего-то необыкновенного, и вот этого-то он никак не мог найти в изделиях Сергея Федоровича Водкина. Отец был далеко не последним мастером в своей профессии и славился на весь родной Хвалынск — небольшой пыльный городок, затерявшийся где-то на пути из Самары в Саратов.
Особым спросом пользовались его «сапоги с форсом», скрипевшие на всю улицу. Девки млели от восторга. Даже их мамаши благосклонно принимали женихов в обувке от Водкина — несмотря на фамилию, он был уважаемым человеком. Это дед его — Петр, от которого и пошла фамилия, слыл некогда первым городским пьяницей. Сам же Сергей Федорович, к удивлению окружающих, был трезвенником. И даже фамилию решил подправить: стал называть себя Петровым-Водкиным.
Правда, его сына Кузьму, родившегося 24 октября 1878 года, в метрической книге Крестовоздвиженской церкви Хвалынска все равно записали Водкиным. Но отец не уставал наставлять отпрыска: «Ты прежде Петров, а потом уж Водкин». Так что свои первые рисунки юный Кузьма подписывал «Петров». Ну а уж как собрался уезжать из родного города, бумаги на Петрова-Водкина выправил.
С благословения матери, Анны Пантелеевны, Кузьма познакомился с хвалынскими иконописцами. Пару лет у них проучился, да все зря. Не принимали они его работ: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет. Сущее непотребство!»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Богоматерь. Умиление злых сердец» 1915
Отец тоже ругался: «Не хочешь быть сапожником — другим делом займись!» Но какие дела в захолустном Хвалынске? Парни, окончившие с Кузьмой четырехклассное городское училище, пили напропалую. А захмелев, шли поразмяться в кулачном бою. Возвращались в разорванной одежде с кровоподтеками. Вот и все развлечения. Не жизнь — маета и зверство! Но Кузьме повезло...дом, купленный Кузьмой для матери, в котором в настоящее время размещается музей
Стоят кузен Ваня и Козьма, сидят мать Анна Пантелеевна и отец Сергей Фёдорович 1892 год
Ему вообще часто везло. Еще мальцом заплыл на середину Волги и обомлел — вокруг только вода и небо, и нет никакого суетного мира! Вздохнул поглубже и погрузился в эту вечную прохладность воды. Дурачок был, не понимал, что тонет. На его счастье, на берегу оказался лучший пловец Хвалынска — перевозчик Захаров, он и вытащил.
Но какое тогда было ощущение вселенского покоя! Да и темно-голубая вода — совсем не эта грязная лужица, изображенная на холсте. На нее и смотреть противно! Кузьма выругался и с треском проткнул лужу ножом.
А небо? Разве таким должно быть небо? Однажды в драке огромный мужик заехал Кузьме кулачищем прямо в лицо. Мальчишка упал на землю и почувствовал нечто странное: вместо боли — восторг. Он увидел, как земля закругляется по краям, ощутил планету как огромный живой шар и себя как часть этого шара. Тогда решил — наваждение. Теперь-то понимает: еще одна удача — озарение. Именно тогда он воочию увидел сферическую перспективу, о которой другие художники только робко толковали. Именно так и надо нарисовать небесный свод на новой картине — огромной круглой линией далекого горизонта.
Художник отодрал от подрамника последнюю полоску холста и бросил нож в таз с водой. Вода обагрилась. Как будто кого зарезал — пронеслось в мозгу. Может, и так. Но сам зарезал — сам и воскресит. В мастерской он — бог, способный на холсте создать свою Вселенную. «Купание коня» должно происходить не в какой-то тихой заводи, как ему поначалу казалось, а прямо-таки на планете Земля. Надо, наконец, написать такое полотно, чтобы все поняли, что он — настоящий художник!
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Купание красного коня» 1912
Петров-Водкин натянул на подрамник новый холст. Прочь всякую бытовщину — его полотно будет символическим! Он и раньше мечтал об этом, только не знал, какими художественными средствами воспользоваться. Но сегодня утром зашел на выставку палехских икон, увидел юного Георгия Победоносца на резвом коне и понял: на полотне должен быть не гнедой, а написанный киноварью алый конь — символ обновления всего сущего. И нагой отрок на нем — образ человечества, хрупкого, но гибкого, готового к переменам.
На выставке объединения «Мир искусства», открывшейся в Москве 10 ноября 1912 года, «Купание красного коня» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Хвалили все. Сам корифей русской живописи Илья Репин, который раньше картины Петрова-Водкина называл не иначе как «возмутительным безобразием неуча», а его самого «рабьей душой», долго стоял у полотна и наконец вынес вердикт: «Талантище!» А Александр Бенуа восторженно прокомментировал: «Как все абсолютно новое, это образец гениальности!» Кузьме оставалось только чесать затылок: конечно, что может быть «новее» иконописи, которую он взял за образец?
Картина стала культовой. Ей посвящались стихи и поэмы. Мелодекламацию модного поэта Рюрика Ивнева даже положили на музыку:
Кроваво-красный конь,К волнам морским стремящийся,С истомным юношей на выпуклой спине...Кузьма слушал этот бред в Петербургской филармонии, куда его чуть ли не под конвоем привела жена Мария. Смотрел на сцену и злился: вечер поэзии Пушкина уже третий месяц откладывают, а всякие модные декламации в чести. В антракте к нему протиснулся поэт — высокий юноша в темной бархатной блузе с шелковым бантом. Ну и мода пошла! «Бархатный» Рюрик окинул Кузьму томным взглядом и проворковал:
— Сколь прекрасен ваш алый конь и юноша-мессия!
Художник опешил. Он вообще тяжело сходился с людьми. Несуразный, большеголовый, грубовато скроенный природой, он так и не овладел искусством светского разговора. Вот и теперь брякнул:
— Конь хорош, не спорю. А вот мессия-то с голым задом!
«Бархатный» поэт в недоумении воззрился на «культовую фигуру живописи», но тут, как всегда вовремя, подоспела Мария и начала разводить политес:
— Мы необычайно ценим ваше творчество, месье Рюрик!
Надо же — «месье Рюрик», с ударением на последнем слоге! — Кузьма старался не расхохотаться. Да, ловка Мария, лопочет, словно графиня. Не то что он — вечный сын сапожника...
во время приезда в Хвалынск 28 августа 1910 года
А ведь когда Кузьма впервые встретил свою будущую жену, она всего лишь разносила еду постояльцам дешевого пансионата, который держала ее мать. Пансионат находился в местечке Фонте -не-о-Роз под Парижем и охотно принимал небогатых путешественников из России — отец Марии, носивший фамилию Йованович, был сербом по происхождению, и его жена с дочкой вполне сносно освоили разговорную русскую речь. Ну а уж как попал за границу Кузьма Петров-Водкин — это отдельная история...
Случилось это еще в годы московского учения. На каникулы было принято выезжать на этюды. И почти все соученики Кузьмы отправлялись за границу. Ему же приходилось тащиться к родителям в Хвалынск: на заграничные разъезды денег не было. Да и откуда им взяться, если он учился на «благодетельские средства»?
В 1895 году мать, работавшая прислугой в богатых купеческих домах, показала его работы сестре своей хозяйки — Юлии Ивановне Казариной. Та была замужем за богатым купцом-хлеботорговцем и приняла участие в жизни талантливого мальчика. С тех пор каждый месяц она посылала Кузьме двадцать пять рублей. Конечно, с голоду не умрешь, но и по заграницам не поездишь. Но Кузьма — парень ушлый: нашел выход.
Одна из московских газет пообещала оплатить поездку в Европу тому, кто отважится добраться из Москвы до Парижа на новом модном средстве передвижения — двухколесном велосипеде. Вот Кузьма с приятелем Владимиром Сорохтиным и отважились.
От Москвы до Варшавы добрались за двенадцать дней — это по сто верст в день. Стерли руки-ноги, а Кузьма еще и зад. У Владимира к тому же и велосипед сломался. Дальнейший путь друзья проделали порознь: один — на поезде, другой — на велосипеде. В Бреславле поменялись транспортом. Из Бреславля Владимир покатил на велосипеде, а Кузьма поехал поездом в Мюнхен. Там в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много русских: Билибин, Грабарь, Кандинский... Словом, Кузьме опять повезло: товарищи собрали для него немного средств по подписке — хватило на пару месяцев занятий и обратный билет в Москву.
В долгожданный Париж Кузьма сумел попасть только через пять лет. К тому времени он уже окончил Московское училище, немного подрабатывал сам и все еще получал свои благотворительные двадцать пять рубликов. Да много ли ему надо? Словом, двадцатисемилетний художник на несколько месяцев махнул сначала в Италию, а в мае 1906 года наконец оказался в Париже. И почему он так стремился в этот город? Словно знал, что найдет там свою любовь...
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Вид музея Клюни в Париже»
Вообще-то с любовью у застенчивого и грубоватого Кузьмы не ладилось. Ну не нравился он девушкам! Единственный раз в жизни на него обратила внимание сестра одного его знакомого гимназиста — темноволосая странная девочка Леля. Кузьма ходил за ней по пятам, и когда она улыбалась, сапожникову сыну казалось, что земной шар шатается вместе с ним. Но однажды на Покров, когда все играли в предсказания судьбы, он взял в свою большую ладонь худенькую руку девушки и вдруг проговорил, как в некоем странном озарении: «Зиму вы не переживете!» Леля ахнула, наговорила всяких колкостей, ее родители выставили неудавшегося поклонника вон. А через несколько месяцев Кузьма узнал, что в январе девушка подхватила скарлатину и умерла...
Ох, уж эти его вечные «озарения» — то хорошие, то плохие. Они случались часто. Однажды Кузьма написал матери: «Мне кажется, я не увижу больше бабушку Арину». И оказался прав: когда он учился на первом курсе Московского училища, его бабушка умерла. А как-то сказал своему доброму другу художнику Борисову-Мусатову: «Следующей весной Елена Александрова станет вашей женой». В 1903 году так и произошло.
Добравшись до Парижа и поселившись в пансионате Фонтене-о-Роз, Петров-Водкин сразу же объявил хорошенькой девушке, приносившей ему еду: «Я на вас женюсь!» Мадемуазель только хихикнула, не восприняв слов всерьез. Но через пару дней Кузьма взялся писать ее портрет и совершенно серьезно осведомился:— Ну как, мадемуазель, вы согласны стать моей женой? Я буду звать вас не Мари-Маргарита, а просто Мара. А поскольку ваш папаша — Теодор, в России вы будете Марией Федоровной.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной» 1906
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной (1885-1960)» 1907
Будущая Мария Федоровна покраснела и подумала: не влепить ли нахалу пощечину? Но внимательно посмотрев на странного поклонника, произнесла:— Это самое необычное предложение руки и сердца, месье! Вы хорошо подумали?И тут молодой русский сказал совершенно неожиданное:— Я не думал, меня озарило. Я увидел вас и себя в Петербурге у Исаакиевского собора!Мари вскочила:— А что еще вы увидели?Кузьма почесал затылок и выпалил:— Нашу дочь Ленушку...Хозяйка пансионата восприняла новоиспеченного зятя в штыки. Но что поделаешь, молодежь нынче совсем от рук отбилась — дочь даже не попросила у родителей благословения! Чтобы не раздражать мать, Мари посоветовала Кузьме уехать на этюды. Тот согласился, но отправился... в Алжир. А Мара каждый день стала получать письма. И какие!
Кузьма и раньше любил рассказывать романтические истории. «Конечно, в моей жизни их не было, — признавался он. — Но так хотелось! Еще когда я был мальцом, подружился с одним гимназистом. Представляешь, он — мытенький, чистенький, тужурочка с золотыми пуговочками, и я — полено деревянное, вечно кожей воняющее. Ну чем мне его было взять? Я и выдумал, что у меня есть сестра Леония. Пусть я некрасивый, зато она — раскрасавица. И так убедительно про нее рассказывал, что мой гимназистик влюбился. Стал умолять: познакомь. А где я ее возьму? Пришлось выдумать, что сестру турецкие пираты похитили».
Ну и фантазии у Кузьмы! Ладно, пусть фантазирует. Зато в конце письма удивительные строки: «Какие дивные вещи есть на земле! Целые леса платанов, бамбуковых пальм, кокосовых, завитых лианами и филодендронами. Какая красота! Но ты первая заполнила одиночество моей жизни. Мара, можешь гордиться, что у Петрова-Водкина в мозгу засела женщина, и эта женщина — ты! Скоро мы поедем в Петербург — вместе и навсегда!»
Так и вышло: в ноябре 1908 года супруги Петровы-Водкины приехали в Петербург.
Кузьма раздал картины на выставки, которые устраивали «Союз русских художников», «Золотое руно» и «Мир искусства». Да только мало кто признал живописца своим — для многих он так и оставался «сапожником Кузькой Водкиным»!
Средств на жизнь не хватало. Благодетельница купчиха Казарина, семнадцать лет посылавшая по двадцать пять рублей в месяц, скончалась... Верная Мара стала мастерить шляпки. Но в Петербурге и своих модисток хватало.
Кузьма Сергеевич и Мария Фёдоровна 1908 год
Еще несколько лет назад Кузьма увлекался литературой, сам пробовал писать. Его пьесу «Жертвенные» даже поставили в Передвижном театре Гайдебурова в Петербурге. Собрав свои рассказы, отнес в газету, редактируемую Горьким: казалось, что выходец из народа поймет сапожникова сына. Но Горький даже читать не стал, только скривился: «Почему все без образования лезут в литературу?» (Можно подумать, что у пролетарского писателя оно было...) Так и ушел Кузьма ни с чем. Пресса с подачи лидера пролетарской литературы невзлюбила «недоучку» Петрова-Водкина.
А потом Кузьме вновь повезло. Грянули революции — сначала Февральская, потом Октябрьская. Новые власти вспомнили о его происхождении. Вначале он стал членом Совета по делам искусств, затем — профессором — руководителем мастерской при Академии художеств.
Мара пугалась. Ночами вскакивала от любого шума: а ну как идут уплотнять или того хуже — реквизировать «неправильно нажитое» добро?! Но беда обходила Петровых-Водкиных. В художественных кругах говорили разное: одни шептались, что когда-то «Купание красного коня» произвело неизгладимое впечатление на наркома Луначарского, другие — что Горький решил привлечь «самобытного Кузьму» на сторону большевиков.
Что ж, теперь все газеты и критики в голос восхваляли самобытность Петрова-Водкина. Он, которого раньше не принимали всерьез, начал читать философские лекции, более того, войдя во вкус менторства, Петров-Водкин развил перед учениками Академии целую живописную систему — он утверждал, что истинно русский художник должен пользоваться только тремя основными цветами — красным, желтым и синим. Именно в этих цветах он создал своего легендарного «Красного коня» и теперь хотел, чтобы все живописцы шли по его пути. Дошло до того, что коллеги, возненавидев «систему трехцветки», назвали ее «трехплеткой».
с учениками Высшего художественного училища при Академии художеств
Плевал Петров-Водкин на все суждения! Он и до того поступал, как считал нужным, теперь же, неожиданно обласканный властью, и вовсе счел себя истинно достойным. И только Мара, как всегда, пугалась: муж становился жестким и своенравным. Однако живописи это только помогало. Он писал как видел и все время гнул свою «вселенскую иконописность». На его полотне юная мать держала на руках младенца. Картина официально именовалась «1918 год в Петрограде», но Кузьма, теперь уже не смущаясь, называл ее «Петроградской мадонной». Никто не посмел и слова сказать. А что скажешь — самобытнейший красный художник...
Его снова и снова посещали «озарения». В первые годы советской власти, когда и холст добротный было негде достать, Петров-Водкин выпросил у жены клеенку и на обратной стороне нарисовал скудный революционный паек ржавую селедку, четвертушку грубого черного хлеба и две картофелины.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Сельдь» 1918
Коллеги подняли его на смех: «Водкин рисует селедку!» Кузьма ответил, как всегда, несуразное: «Это паек блокадного времени!» Как будто мысленным взором он уже увидел Ленинградскую блокаду...
В 1934 году он написал картину «1919. Тревога». На полотне глава семьи со страхом вглядывается в ночную тьму, а мать в спешке одевает дочку. Мара, рассмотрев, не поняла: «Про какую это тревогу? В девятнадцатом году обыски «награбленного» проводили засветло...» Кузьма вздохнул: «А я вижу обыски по ночам...» И вновь художник оказался пророком: с 1937-го начнутся ночные обыски и аресты...
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «1919 год. Тревога» первый эскиз 1925
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «1919 год. Тревога»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «1919 год. Тревога» 1934
1 сентября 1922 года на свет появилась долгожданная дочь Ленушка. Новоявленный отец растрогался: «Я был наполовину человек, не испытав этого!» Впрочем, отцовские хлопоты оказались непростыми. Маре уже тридцать семь лет, она страдает тромбофлебитом и ожирением. Два месяца после родов она лежит не вставая и кормит дочку со слезами на глазах от боли в груди. Басом ругает своего нерасторопного Кузьму и каждые четверть часа требует жидкий чай, который, путая слова, называет то малокровным, то малокрепким. Кузьма терпит все. «Теперь мне есть для чего жить!» — патетически говорит он.
Чуть не каждый день рисует свою ненаглядную дочку.Он вообще теперь не может жить без Ленушки.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «В детской» 1925
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Дочь художника»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Ленушка в кровати» 1926
Мария Фёдоровна Петрова-Водкина, жена живописца, с дочерью Леночкой в Париже
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Портрет дочери на фоне натюрморта»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Дочь художника»
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью)» 1933
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Портрет дочери» 1935
Кузьма решил изменить жизнь: ради будущего Ленушки он готов на «осмысленный роман с советской властью». Большевикам нужно восхваление героев Гражданской войны — пожалуйста: «После боя», «Смерть комиссара». Требуются пролетарии и пролетарки — получите «Первую демонстрацию» («Семья рабочего в первую годовщину Октября») и «Девушку в красном платке». Он готов рисовать Ленина (даже в гробу), лишь бы у его девочки была комфортная и счастливая жизнь!
Его ретивость оценили: в 1930 году присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Да, видно, Небеса не благословили «романа с властью»: у художника обнаружился застарелый туберкулез, а потом и вовсе невозможное — аллергия на... краски.
Это был удар! Пришлось отложить этюдники и холсты и осесть «на воздухе» в Детском Селе под Ленинградом.
В Детском селе под Ленинградом 1938 год
Правда, там собралась неплохая компания: Алексей Толстой писал «Петра I», Федин — «Братьев», Шишков — «Угрюм-реку». И, как ни странно, Кузьма, малообщительный с собратьями-художниками, легко сошелся с писателями. Они даже выпивали по маленькой — тайком, чтобы не проведала Мара. Петров-Водкин тоже взялся за перо — решил написать автобиографические сочинения: «Хвалынск» и «Пространство Эвклида». Мара, став первой читательницей, посмеивалась:
— Может, не надо столько романтики?
И тут Кузьма взорвался:
— Надо! У нас теперь одно бытописательство пошло. Детали, детали — а где главное? Недавно был на заседании в Академии. Там Исаака Бродского чествовали. Как же — директор Академии. А что он написал? Ленин в кресле? Не спорю, кресло добротное, большое, в чехле до пола. А Ленин сидит как сирота казанская... И все восхваляют. Меня тоже просили высказаться. Ну я и выдал: много у Бродского заслуг, но об одной не сказал никто. Раньше в туалетах Академии были грязь и вонь. Но с тех пор как директором стал Бродский, все изменилось. Чистый унитаз — вот его главная заслуга!
Кузьма захохотал и тут же закашлялся. Мара кинулась к мужу: «Ох, наговоришь ты на свою голову!»
Но Кузьма уже ничего не боялся. Может, он и «недоучка», но не идиот. И все понимает. Не эпохой перемен стал XX век, а эпохой крови. Войны, революции, партийные чистки, аресты, расстрелы... А он-то, дурень, мечтал о «веке красного коня»!.. Даже пытался повторить мотив: нарисовал «Фантазию», где всадник на алом коне пролетает над городами и весями.
Но теперь Кузьме все чаще видится, что этот всадник улетает куда-то далеко-далеко, оборачиваясь к зрителю, словно прощаясь...
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (Россия, 1878-1939) «Фантазия» 1925
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался в Ленинграде 15 февраля 1939 года,и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
«Купание красного коня» почти треть века висела в городском музее шведского города Мальме. Лишь в 1950 году по настоянию Мары картина была возвращена на родину. Но здесь о полотне уже почти не помнили и потому отдали в частное собрание. И только в 1961 году оно попало в Третьяковку...
to-priz.livejournal.com
Петров-Водкин: биография художника :: SYL.ru
Как много известных художников может вспомнить человек, жизнь которого не связана с искусством? Пять, может быть даже восемь или двенадцать. Все мы знакомы с искусством художников с мировым именем: К. Малевича, С. Дали, В. Ван-Гога, П. Пикассо и т. д. Но вот отечественные живописцы известны немногим, а ведь наша страна богата на талантливых людей. Биография Петрова-Водкина, своеобразного художника советского периода, будет рассказана в этой статье.
Ранние годы
Художник Петров-Водкин, биография которого интересна современному поколению, стал одним из самых популярных творцов в советский период. Сложно ли было ему пробиться через социальный барьер? На удивление легко. Вырос Кузьма Сергеевич в бедной семье. Его отец был лучшим сапожником на деревне, но, как известно, труд ремесленников всегда плохо оплачивался. Мать художника работала домработницей у богатых соседей. Так как ее занятость требовала постоянного присутствия, семье пришлось перебраться жить во флигель купеческого дома.
Кузьма Петров-Водкин, биография которого насыщена всякими знаками судьбы, был, видимо, рожден под счастливой звездой. Именно поэтому, несмотря на финансовые неурядицы родителей, будущий художник мало в чем нуждался. Его опекали родственники, которые и поспособствовали тому, чтобы у ребенка было счастливое детство.
Обучение
Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.
Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.
Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова. Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования. Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.
Творчество
Самостоятельная жизнь художника началась с поездки за границу. Биография Петрова-Водкина в этот период недостаточно достоверна, даже несмотря на то, что художник писал ее сам. Талант писателя-фантаста Кузьма выражал, как мог, поэтому свои мемуары дополнял забавными эпизодами, которые явно были преувеличены. Например, художник писал, что в Сахаре он сражался с кочевниками, а в Риме был похищен. Его подъем на действующий Везувий также вызывает сомнения. Но все же читать такие заметки интересней, чем скудный на события мемуарник.
Вернувшись в Россию, художник решил поделиться с согражданами впечатлениями от поездки, которые он изобразил на холстах. Так, в 1909 году была открыта его первая персональная выставка.
Нужно сказать, что она имела большой успех. В следующем году Кузьма пишет картину «Сон». Вокруг этого полотна разразилось много споров, которые только подожгли интерес общества к живописцу. В 1912 году Петров-Водкин написал самую свою известную картину «Купание красного коня».
Послереволюционная жизнь самобытного художника сложилась как нельзя лучше. Он стал профессором Академии художеств, а также председателем Ленинградского союза художников. Многие коллеги не понимали стиля Кузьмы и поэтому не одобряли его работы. Действительно, художник часто перегибал палку, заставлял своих учеников идти по своим стопам и рисовать всего в трех цветах.
Семейная жизнь
Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.
Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.
Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.
Закат творчества
В свои последние годы художник не мог брать в руки кисть. Врачи поставили ему диагноз «туберкулез», когда Кузьме было 30 лет. Но молодой человек никак не хотел лечить свою болезнь и продолжал жить в средней полосе России, где погода иногда бывает слишком сурова.
Художник Петров-Водкин, краткая биография которого очень насыщенна событиями, последние годы своей жизни провел довольно плодотворно. Ему пришлось оставить полюбившиеся столицы и переехать в Крым. Писать маслом он не мог, так как болезнь обострялась от резких запахов. Поэтому живописец решил заняться полюбившейся ему с детства литературой. Он писал рассказы и даже пьесы. Современники не оценили его литературных начинаний, но художник и не собирался переквалифицироваться в писателя. Перед самой смертью опять взял в руки кисть, так как знал, что дни его сочтены.
Умер Кузьма Сергеевич в 1939 году в Ленинграде.
Лучшие произведения
Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.
- «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
- «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
- «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.
Вклад в искусство
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, биография которого сполна насыщена событиями, внес огромный вклад в российское искусство. Удивительным фактом является то, что после смерти художника его работы больше не экспонировались, а значит, не привлекали к себе внимание общественности. Конечно, можно сказать, что это делалось с целью освободить место для молодых талантов, но все же такая теория маловероятна. Только в 1960-х годах о художнике вспомнили и начали повторно восхищаться его творениями, ведь Кузьме Петрову-Водкину удалось выработать свой стиль, который соединял в себе тематику советского периода, иконописную стилистику и насыщенность цвета. Прямых последователей у художника не было, но в его творчестве черпали вдохновение многочисленные талантливые люди.
Биография и интересные сведения о художнике
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.
- Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
- Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
- Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
- В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
- Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.
www.syl.ru