parashutov. Николай дубовский картины


ЖЗЛ (НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ. ПЕЙЗАЖИСТ, АКАДЕМИК И "КОНКУРЕНТ" ЛЕВИТАНА)

Продолжаю вас знакомить с героями картины К.К.Костанди "У больного товарища" (1884). И сегодня расскажу о замечательном пейзажисте, имя которого стоит наряду с мэтрами русской пейзажной живописи конца XIX- начала XX веков.

Николай Никанорович Дубовской

5 (17) декабря 1859, Новочеркасск Донской (ныне Ростовской) области – 28 февраля 1918, Петроград

Николай Никанорович Дубовской

Русский художник-пейзажист, один из видных представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, общественный деятель, педагог.

Николай родился в Новочеркасске в семье потомственного казака, войскового старшины войска Донского.

Дом, в котором родился Николай Дубовской, в Новочеркасске (не сохранился).

Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах. Дядя Коли - художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти. Но по настоянию отца его в 1870 году отдали учиться во Владимирский кадетский корпус в Киеве (еще в источниках это заведение именуется, как военная гимназия), в котором преподавал его дядя, полковник Аркадий Андреевич Дубовской. Корпус Николай окончил в 1877 году. Историки пишут, что карьера военного не прельщала юношу, уже в кадетском корпусе он так увлекся живописью, что каждый день вставал на два часа раньше до общего подъёма, чтобы успеть порисовать. Сам директор корпуса посоветовал родителям отдать сына учиться живописи. В результате, семнадцатилетний Дубовской поступил в Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, а затем перевелся в мастерскую пейзажной живописи. В 1878-1881 годах он учился в мастерской профессора пейзажной живописи барона Михаила Константиновича Клодта (фон Юргенсбурга, 11 января 1833 - 29 мая 1902).

Иван Крамской Портрет художника Михаила Константиновича Клодта. 1872 г.

Удивительно, что проучившись четыре года, получив за свои работы четыре Малые серебряные медали, принимая участие в выставках Общества поощрения художников, Николай отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему. В 1882 году Дубовской бросает Академию, не закончив курса и лишив себя пенсионерской поездки за границу. Он остался жить в Санкт-Петербурге, с 1882 года стал постоянно участвовать в выставках Общества поощрения художеств и в этом же году за свои пейзажи получил вторую премию Общества. Как выглядел Николай в годы учебы в Академии, мы можем, опять-таки, благодаря портрету, написанному Кириаком Костанди. Честно говоря, не вижу в этом очкарике выпускника кадетского корпуса…

Кириак Костанди Портрет художника Н. Н. Дубовского. Новочеркасский музей казачества

В 1884 году Дубовской дебютировал на 12 Передвижной выставке, его картины высоко оценил «гуру» художественной критики того времени В.В. Стасов, а П.М. Третьяков приобрел для своей галереи картину художника «Зима», в которой прослеживается влияние его учителя Клодта.

Николай Дубовской Зима. 1884 г. Третьяковская галерея

Кстати, Третьяков внимательно следил за творчеством Дубовского, пополняя свое собрание его работами. Последняя картина – «Тихий вечер», которую критик «Русских ведомостей» Н. Селиванов назвал «Поэмой в золотом», была приобретена в 1898 году.

Николай Дубовской Тихий вечер. 1898 г. Дальневосточный художественный музей

Художник много работал на пленэре, в 1887 году он живёт на даче И. Е. Репина на Сиверской в окрестностях Петербурга, в 1888 году проводит лето в Кисловодске у украинского живописца Николая Александровича Ярошенко (1846-1898), с которым подружился. Вместе они совершили верхом на лошадях четырёхнедельную поездку по Военно-Грузинской дороге через горные перевалы с выходом к Чёрному морю.

Николай Дубовской Красная поляна. Калужский областной художественный музей

Николай Дубовской Ночь на южном берегу.

Интересная история связана с одной из самых известных картин художника – «Притихло» (1890), созданной по этюдам, выполненным на Белом море. Исаак Левитан утверждал, что «Дубовскому в этой картине удалось передать самую стихию, что передать не всякий может».Третьяков, узнав о том, что картину прямо с выставки купил император Александр III для своей галереи в Зимнем дворце, срочно выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, поскольку отныне картина была недоступна широкому зрителю. Таким образом, в Русском музее хранится ныне первый вариант картины, а в Третьяковской галерее – повторение. При этом Третьяков хвастался в письме к Репину: «Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее».

Николай Дубовской Притихло. 1890 г. Третьяковская галерея

Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников и был по убеждению хранителем их традиций. В 1886 году он вступил в члены «Товарищества Передвижных художественных выставок» (ТПХВ), а в 1889 году стал постоянным членом Совета «Товарищества». После смерти в 1898 году председателя ТПХВ Н. А. Ярошенко, Дубовской с 1899 года входил в состав Правления, став идейным руководителем Товарищества. Он пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди художников. Историки пишут, потому что «в отличие от предыдущих руководителей Товарищества – волевых Ивана Николаевича Крамского (8 июня 1837 - 5 апреля 1887) и Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, и очень умело исполнял роль вечного примирителя разных поколений передвижников». Дубовской оставался у руководства Товариществом вплоть до своей смерти.

Иван Крамской Автопортрет. 1874 г. Третьяковская галерея Николай Ярошенко Автопортрет 1895 г.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография 1888 года.

Сам художник много и успешно работал, творчеству отдавался всецело и круглосуточно. Рассказывали историю, что однажды Дубовской так увлекся работой над этюдом с натуры, что опоздал в церковь собственное венчание. Он был женат на художнице, члене Товарищества передвижников Фаине Николаевне Дубовской (в девичестве Терской, 1875—1943) и у них был сын Сергей.

Со второй половины 1880-х годов Дубовской регулярно экспонируется на выставках вместе с нынешними корифеями русской пейзажной живописи А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным, И. Левитаном.

Николай Дубовской Родина. 1892 г. Художественная галерея Фонда поколений Югры, Ханты-Мансийск.

В конце XIX века художник создал такие картины «Ранняя весна» (1886), «Утро в горах», «Зимний вечер», «На Волге» (1892), которые принесли ему широкую известность и выдвинули в первые ряды русских пейзажистов. Причем, историки отмечают, что в обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. А сам Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год - 22 июля (4 августа) 1900) долгое время считался «одним из самых сильных конкурентов Дубовского».

Николай Дубовской Летний день. 1890-е гг. Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева

Николай Дубовской Морозное утро. 1894 г. Пермская художественная галерея

О художнике с восхищением говорят и пишут коллеги. Например, Репин писал Третьякову о передвижной выставке 1892 года: «Картина Дубовского «На Волге» - вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии - это лучшая вещь на выставке». А М.В. Нестеров о выставке 1895 года – «Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но, в общем, нынче тоже не силён».

Николай Дубовской На Волге. 1892 г. Третьяковская галерея

О постоянных сравнениях с Левитаном вслед за многими авторами статей о Дубовском пишу, поскольку семья и наследники художника утверждали, что над ним висел «рок непризнания». Посудите сами – имя его «конкурента» Левитана знает любой школьник, а спроси – кто такой Дубовской – навряд ли ответят даже любители живописи. Как считают историки, в этом забвении кроется одна из загадок творческой судьбы художника. Не подумайте, Левитан в этой судьбе ни в коем случае не играет роль Сальери. Оба художника на равных занимали достойное место в русском искусстве и утверждали в своём творчестве принципы «пейзажа настроения», свойственного «передвижникам». Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Конечно, историки часто находили сравнительные аналогии, мол, и работали в одно и то же время, и некоторые картины названы одинаково.

Николай Дубовской Жатва. 1906 г. Чувашский художественный музей

Николай Дубовской Сумерки. 1909 г. Частная коллекция

Современные исследователи вообще-то считают, что в забвении Дубовского виновата элементарная «практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого». Эту концепцию теоретически обосновал в своей книге «История русской живописи» (1902) Александр Бенуа (1870—1960). Не знаю, что плохого сделал Дубовской Бенуа, либо Александр Николаевич (при всем уважении к его фигуре и его значению для русской живописи) не очень разбирался в пейзажах, но в своей книге он определил живопись Дубовского как «частное, отрывочное творчество», в котором присутствуют « бедность в полутонах, грубость красочного эффекта и что-то дилетантское, вялое в кисти». Эту оценку творчества «подхватили» затем многие историки живописи новой Страны Советов, тот же И.Э. Грабарь (который, кстати, тоже был пейзажистом). Творчество Дубовского стали рассматривать не отдельно, а лишь в сравнении с пейзажами Левитана и его творчеством.

Николай Дубовской Пейзаж с березами.

Николай Дубовской Облачко.

Хотя «послужной список» Дубовского впечатляет сам по себе, посудите сами. О художнике много и доброжелательно писала критика, он регулярно экспонировался на выставках Товарищества. С 1894 года художник участвовал в выставках «Сецессиона» в Мюнхене и даже был членом этого художественного Общества, в 1897 году Дубовского пригласили на VI Всемирную выставку в Мюнхене, а с в 1913 году на ХI Международной выставке в Мюнхене за картину «После грозы» он получил Золотую медаль. Художник принимал также участие в качестве члена жюри на международных выставках в Мюнхене, Дюссельдорфе, Париже и Риме. В 1890-1900-х годах художник много ездит по России, совершает поездки на Волгу и Дон, Азовское море, на Кавказ, летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье.

Николай Дубовской Дача в Силламягах. 1907 г. Национальный художественный музей Республики Саха

Николай Дубовской Вечер на Украине. Днепропетровский художественный музей

В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи. Среди этой пятерки – А.Е. Архипов, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, И.И. Левитан и В.А. Серов.

Николай Дубовской В сумерки. 1897 г. Третьяковская галерея

В 1900 году картина Дубовского «Штиль» на Всемирной выставке в Париже завоевала серебряную медаль (причем, ни Поленов, ни Левитан, тоже участвовавшие в выставке, тогда наград не получили). Смешной факт, но годом раньше в журнале объединения «Мир искусства» (как мы знаем – своеобразных оппонентов «передвижников») некий критик в статье о передвижной выставке 1899 года написал: «Дубовской пошёл назад, и грустно видеть, как этот когда-то обещающий художник опустился до откровенного заигрывания с публикой, до «айвазовщины»». Прошел год – и Дубовской привез из Парижа медаль.

Николай Дубовской Первый снег. 1910 г. Кировский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

В этом же, 1900 году, художник избирается действительным членом Академии художеств. В одной из статей о Дубовском и его «соперничестве» с Левитаном мне понравилась мысль: «Если биографы Левитана участие художника на выставках «Сецессиона» и на Всемирной выставке в Париже рассматривали, «как европейское признание его искусства», то в отношении Дубовского нигде не встречаются даже подобные намеки». Кстати, надо уточнить, что в июне 1900 года, когда на Всемирной выставки в Париже экспонировались картины Левитана, сам художник, уже тяжело больной, находился в Москве. 22 июля 1900 года в 8 часов 35 минут утра Левитан умер.

В 1911 году Дубовской становится профессором Академии художеств и руководителем пейзажной мастерской. В этом же году картина художника «Родина» было представлено на Всемирной выставке в Риме. Сам художник не попал в Италию, зато получил восторженное письмо от Репина: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!»

Николай Дубовской Родина. 1905 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов, много картин и этюдов были написаны во время заграничных поездок. А художник достаточно поездил по свету, побывал в Италии (1892, 1895, 1897, 1898), Греции (1892, 1894), Турции (1893), Швейцарии (1895, 1897, 1903, 1908), Франции (1898), Германии (1912), островах греческого архипелага и на Дунае (1892).

Николай Дубовской Дюны. Бретань. 1898 г. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

Николай Дубовской Неаполь. Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина

Оставил он и замечательные морские пейзажи, поэтому можно о нем говорить и как о художнике-маринисте (теперь понятно, откуда «растут ноги» у пренебрежительного словечка «айвазовщина» в одной из критических статей).

Николай Дубовской Средиземное море. 1893 г.

Николай Дубовской Вид на Палермо (этюд). 1917 г. Музей изо.искусств Республики Карелия

20 декабря 1913 года Дубовской отправил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин из 70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников для создания в его родном городе художественного музея при условии, что для музея будет построено специальное здание. Управа Новочеркасска с благодарностью приняла это предложение и даже выделила участок земли и аванс на строительство. Племянник художника, московский архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской (1877-1931), служивший в то время главным архитектором Новочеркасска, взялся бесплатно составить проект. Но через год началась Первая мировая, потом грянула революция, а за ней гражданская война – понятное дело: не до музея было. В 1930-е годы, уже при Советской власти, вопрос о создании музея с коллекцией Дубовского вновь поднимался, но воплощение планов перечеркнула Великая Отечественная. В феврале 1968 года уже Академия художеств СССР ходатайствовала о создании «Новочеркасского музея изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского», но уже сто лет в городе никак не могут построить музей, который бы носил имя их талантливого земляка. После Отечественной войны коллекция картин Дубовского была передана на временное хранение в Музей истории донского казачества в Новочеркасске. Там она находится и поныне, причем, экспонируется лишь небольшая часть, всё остальное находится в запасниках.

Николай Дубовской Ураган в степи. 1890 г. Новочеркасский музей истории Донского казачества

История с творческим наследием художника – отдельная страница исследования современных историков. Продолжение это теории о «роке забвения» или констатация не логичного использования картин – судить вам.Наиболее полно, повторюсь, представлен художник в музее Новочеркасска.

Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) Бюст Н.Н. Дубовского Музей истории Донского казачества, Новочеркасск

Николай Дубовской Радуга. 1890-е гг. Музей истории Донского казачества, Новочеркасск

Но нечто странное произошло с наследием художника и в Москве, и в Петербурге. Из десяти картин Дубовского, купленных Третьяковым, пяти уже нет в коллекции музея, хотя сам коллекционер в своем завещании просил не разъединять собранную им коллекцию. Картины в советский период были переданы в провинциальные города бывшего СССР: Дальневосточный художественный музей («Тихий вечер» в 1931 году), Туркменский государственный музей изобразительных искусств («Ранняя весна» в 1962 году), Саратовский художественный музей («После грозы» в 1962 году).В собрании питерского Русского музея насчитывается сейчас 27 произведений Дубовского (хотя раньше их было больше), но в экспозиции он представлен картиной «Притихло» и несколькими этюдами. Например, известно, что в 1929 году из Русского музея картина «Штиль» (1899) была передана в Калининскую (ныне Тверскую) картинную галерею. А картины «Родина» (1904) и «Светает» (1913) из коллекции музея Академии художеств попали в Омский музей изобразительных искусств. В настоящее время работы Дубовского представлены более чем в 75 музеях России и зарубежных стран.

Исследователи творчества художника пишут об «очевидном стремлении разбросать наследие Дубовского по всей нашей необъятной стране». Уточняя, что цель вроде бы и благородная: познакомить с творчеством художника зрителей по всей стране. Но таким образом наследие Дубовского оказывается «выключенным из художественного процесса», мол, никто не сможет объездить всю страну (а после развала СССР – и ближайшее зарубежье), чтобы составить цельное представление о творчестве художника. От себя замечу, что ныне, в компьютерный век, это можно сделать, не отходя от монитора.

Николай Дубовской В наводнение (Наводнение на Екатерининском канале). 1903 г. Ярославский художественный музей

Николай Дубовской На Екатерининском канале летом. 1905 г. Русский музей

Сторонники теории «конкурентности» между Дубовским и Левитаном пишут, что с картинами Исаака Ильича всё происходит как раз наоборот. Мол, и в Третьяковской галерее, и в Русском музее у художника отдельные залы. Причем, если Третьяков купил только двадцать картин и этюдов Левитана, то сейчас их в коллекции галереи почти сотня. В Русском музее до 1902 года хранилось только пять картин Левитана, а сейчас их – почти сорок. Отсюда следует вопрос: Почему Дубовской обделён таким вниманием? На мой взгляд, вопрос риторический…

Николай Дубовской В обители. Троице-Сергиева лавра. 1917 г. Ростовский музей изо.искусств

Остается добавить, что Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Святой Ксении Петербургской. Глядя на фотографию заброшенного надгробия живописца, понимаешь, что, что теория «рока забвения» наверное существует… А ведь этот памятник с июля 2001 года входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Могила Н.Н.Дубовского

Что касается мемориальных выставок художника, то большая персональная выставка его картин прошла в Русском музее только в 1938 году, небольшие выставки были проведены в Новочеркасске (1946, 1947), Ростове-на-Дону (1948, 1955) и Москве (2006). Кстати, до сих пор не написана книга о художнике.

Николай Дубовской Церковь Василия Блаженного. 1916-1917 гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На сайте Всеукраинской Ассоциации «Кадетское содружество» я с удивлением обнаружил страничку, посвященную художнику. Там приведены слова Николая Дубовского, сказанные за год до смерти. Они могут послужить эпилогом к моему рассказу.

«Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься».

И напоследок фраза британского философа Джона Локка (1632-1704), вычитанная мной в Википедии. Она звучит, как призыв к действию, и не только в отношении художника Дубовского, но и вообще: «Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом».

Основные источники – Википедия, сайты 1, 2, 3

Замечательные воспоминания о Дубовском, написанные художником Яковом Даниловичем Минченковым (1871—1938) можно прочитать здесь.Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com

ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ДУБОВСКИЙ. ВЕЛИКИЙ И ПОЧТИ ЗАБЫТЫЙ

Николай Никанорович Дубовский – один из крупнейших и талантливейших пейзажистов русской школы, последний руководитель Товарищества передвижных художественных выставок, академик живописи, член Совета Академии художеств, профессор и обладатель самого большого количества серебряных и золотых медалей международных выставок.

За свою жизнь художник написал почти полторы тысячи работ. И сегодня это творческое наследие практически утрачено. При жизни его называли одним из величайших художников-пейзажистов России, а после смерти художника с его работами начали происходить просто необъяснимые вещи… Кажется злой рок (или вполне конкретный человек) приложил свои силы для того, чтобы о художнике забыли.

Впрочем, начать следует с самого начала.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО

Николай Никифорович родился в декабре 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака. С раннего детства увлекся живописью, брал уроки рисования у своего дяди, художника А.В. Пышкина. Однако, отец Николая считал, что его сын должен продолжить семейную традицию – в 1870 году Николай Дубовский был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.

Николай Никанорович Дубовский

Николай Никанорович прилежно изучал военное дело, а в свободное время, которого у кадетов было мало, рисовал. Кадет Дубовский просыпался за два часа до подъема и занимался своим любимым делом. В итоге директор военной гимназии настоятельно рекомендовал Дубовскому-старшему не препятствовать сыну и разрешить учиться живописи.

В 1877 году, после окончания гимназии, Николай отправляется в Петербург и успешно сдаёт вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств, поступает в класс профессора М.К. Клодта.

За четыре года Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, успешно подошел к написанию выпускной работы и демонстративно отказался от написания дипломной работы. Почему он это сделал? Хотел почти двадцать лет спустя поддержать знаменитый «Бунт 14-ти»? Попытался таким скандальным образом создать себе имя?

Сложно сказать. Он не был бунтарем. Его не обязывали писать выпускную работу на библейскую тему. Что двигало молодым человеком?

Впрочем, стены академии он покинул, звания и гарантированной зарубежной командировки не получил, учителей обидел…

Год спустя Николай предложил на академическую выставку две свои картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии картины не принял. Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и получил две премии.

С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвует в выставках «Общества поощрения художников». Его работы обращают на себя внимание критиков и общественности, о молодом художнике уже говорят, его картины уже покупают.

В 1884 году на 12 Передвижной выставке была выставлена картина «Зима», которая стала событием всей выставки. Пейзаж был приобретен П.М. Третьяковым, известный критик В.В. Стасов написал о картине большую благожелательную статью, молодого художника пригласили в общество Передвижников.

Николай Никанорович много работает, пишет в окрестностях Петербурга, едет на Кавказ и в Крым, путешествует по Военно-Грузинской дороге, отправляется к берегам Белого моря. Именно после путешествия к Белому морю была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18 Передвижной художественной выставке.

Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет.

И.И. Левитан

Ещё до открытия выставки картина была приобретена императором Александром III для картинной галереи Зимнего дворца. П.М. Третьяков заказывает художнику повторение картины «Притихло» для своей галереи.

Впоследствии П.М. Третьяков писал И.Е. Репину:

Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее.

А потом была целая серия картин (я не буду перечислять все работы художника, которые были с восхищением, и изумлением, встречены искушенной публикой) на выставках Передвижников. Много лет пейзажи Дубовского принимались публикой с неизменным восхищением. Он принципиально не писал портретов или жанровой живописи. Романтически настроенный художник был убежден, что именно пейзажем можно «зажечь человеческое сердце и направить его к добру».

Именно Дубовского Н.Н. специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения». Для Передвижников основной идеей пейзажа становится не точность воспроизведения природы, а создание особого настроения пейзажа, впечатления, мира переживаний человека. Пейзаж превращается в психологическую картину человеческой души, в которой соединяются все тайны природы, величие и красота.

Дубовский пишет не определенный сюжет, не мотив или отдельные детали. Состояние наблюдаемой природы, которая звучит в унисон с душевным состоянием человека. И всё видимое на картине прекращается в эмоциональное эхо. Может быть тревога или скорбь, умиротворенность  или пылкость.

Нужно сказать, что «пейзаж настроения» стал грандиозным этапом не только в творчестве передвижников. Изменилась вся русская пейзажная живопись, поскольку возник ещё один этап постижения и последующего отображения.

Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н.А. Ярошенко в 1898 году, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества. Николай Никанорович был человеком мягким, интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. И был последним руководителем этого известного творческого объединения, которое прекратило своё существование после смерти Дубовского.

Говоря о Николае Никаноровиче Дубовском нельзя умолчать и о той роли, которую он сыграл в судьбе прославленной Императорской Академии живописи.

С течением времени Товарищество передвижников из скромного объединения молодых художников превратилось в мощный культурный центр, который уже не следовал в фарватере Академии художеств, а самостоятельно определял процесс развития художественной культуры в России.

Выставки Передвижников были необычайно популярны и их посещала вся российская интеллигенция, репродукции картин передвижников регулярно появлялись в журналах – их знала вся Россия.  В прессе возникали жаркие споры о работах художников Товарищества, будущих направлениях и развитии живописи в стране, в мире.

Академия медленно, но достаточно стабильно теряла свой авторитет.

А картины Передвижников хорошо продавались и Товарищество не нуждалось в финансовой поддержке Совета Академии.  А тут ещё в 1889 году разразился финансовый скандал – была обнаружена крупная растрата казенных средств, заслуженные академики были отданы под суд, а Совет Академии был распущен.

В конфликт вмешался император Александр III, который повелел «прекратить раздвоение между художниками». Вновь назначенному конференц-секретарю Академии графу И.И. Толстому было приказано включить в состав профессорского состава академии наиболее авторитетных «передвижников».

Были созданы персональные мастерские под руководством Шишкина, Репина, Куинджи, Маковского, Кузнецова и других.

А что же Николай Дубовский? Он выступил как «примиритель» между Товариществом и Императорской Академией.

Его картины высоко ценят Третьяков, Стасов и Репин. В соответствии с установленным порядком, имя Дубовского ставят за Шишкиным и Поленовым. А Левитана называют только «одним из самых сильных конкурентов».

С 1897 года Дубовского регулярно избирают в самые разные комиссии и комитеты, которые создаются при Академии живописи, он становится известен, как талантливый педагог. В 1898 году Николай Никанорович Дубовский удостаивается звания Академика живописи. А потом был ещё целый букет высоких и почетных званий, и должностных обязанностей.

С началом Первой мировой войны проводимые Передвижниками выставки превращаются в аукционы по распродаже картин. Гнетущее ожидание катастрофы.

Дубовский с большой надеждой встретил Февральскую революцию, но очень быстро надежда превратилась в осознание случившейся катастрофы. Надвигались новые времена.

За год до своей смерти Николай Никанорович писал:

Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.

28 февраля 1918 года Николай Никонорович Дубовский скоропостижно скончался.

А после смерти художника начали происходить не менее трагические события. При жизни он был одним из самых талантливых (без всякого преувеличения) художников.

В советское время творческое наследие было распылено – картины отправляли по союзным республикам, по областным и городским музеям, как работы «художника второго или третьего плана». Его картины невозможно интерпретировать в требуемом идеологическом русле. Он писал «красоту» без идеологического подтекста.

С распадом СССР огромное количество работ осталось в республиках. Более того, лишь малая толика картин экспонируется. Основная масса хранится в запасниках и просто недоступна для заинтересованного зрителя.

В настоящее время наметился некоторый подъем интереса к творчеству художника – его картины появились на международных аукционах. И не просто появились – они продаются за «дорого» и «очень дорого». Право, я не знаю, стоит ли радоваться такому возрождению интереса к творческому наследию Дубовского.

Мне удалось собрать небольшую галерею работ Николая Дубовского. Галерея очень разрозненная и даже пёстрая.

Я очень надеюсь, что из моего «собрания» вы получите если не полное, то хотя бы приближенное представление о творчестве Николая Никаноровича.

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА НИКОЛАЯ ДУБОВСКОГО

Деревня зимой

Первый снег

В обители. Троице-Сергиева лавра

Зима

Санный путь

В начале зимы

Морозное утро

Благовест

Красная площадь

https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-nikolaj-dubovskij-velikij-i-pochti-zabytyj.html

pravoslavnaa.livejournal.com

НИКОЛАЙ ДУБОВСКОЙ. - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

. Это цитата

Продолжаю вас знакомить с героями картины К.К.Костанди "У больного товарища" (1884). И сегодня расскажу о замечательном пейзажисте, имя которого стоит наряду с мэтрами русской пейзажной живописи конца XIX- начала XX веков.

Николай Никанорович Дубовской

5 (17) декабря 1859, Новочеркасск Донской (ныне Ростовской) области – 28 февраля 1918, Петроград

Николай Никанорович Дубовской

Русский художник-пейзажист, один из видных представителей русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, общественный деятель, педагог.

Николай родился в Новочеркасске в семье потомственного казака, войскового старшины войска Донского.

Дом, в котором родился Николай Дубовской, в Новочеркасске (не сохранился).

Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах. Дядя Коли - художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти. Но по настоянию отца его в 1870 году отдали учиться во Владимирский кадетский корпус в Киеве (еще в источниках это заведение именуется, как военная гимназия), в котором преподавал его дядя, полковник Аркадий Андреевич Дубовской. Корпус Николай окончил в 1877 году. Историки пишут, что карьера военного не прельщала юношу, уже в кадетском корпусе он так увлекся живописью, что каждый день вставал на два часа раньше до общего подъёма, чтобы успеть порисовать. Сам директор корпуса посоветовал родителям отдать сына учиться живописи.В результате, семнадцатилетний Дубовской поступил в Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, а затем перевелся в мастерскую пейзажной живописи. В 1878-1881 годах он учился в мастерской профессора пейзажной живописи барона Михаила Константиновича Клодта (фон Юргенсбурга, 11 января 1833 - 29 мая 1902).

Иван Крамской Портрет художника Михаила Константиновича Клодта. 1872 г.

Удивительно, что проучившись четыре года, получив за свои работы четыре Малые серебряные медали, принимая участие в выставках Общества поощрения художников, Николай отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему. В 1882 году Дубовской бросает Академию, не закончив курса и лишив себя пенсионерской поездки за границу. Он остался жить в Санкт-Петербурге, с 1882 года стал постоянно участвовать в выставках Общества поощрения художеств и в этом же году за свои пейзажи получил вторую премию Общества.Как выглядел Николай в годы учебы в Академии, мы можем, опять-таки, благодаря портрету, написанному Кириаком Костанди. Честно говоря, не вижу в этом очкарике выпускника кадетского корпуса…

Кириак Костанди Портрет художника Н. Н. Дубовского. Новочеркасский музей казачества

В 1884 году Дубовской дебютировал на 12 Передвижной выставке, его картины высоко оценил «гуру» художественной критики того времени В.В. Стасов, а П.М. Третьяков приобрел для своей галереи картину художника «Зима», в которой прослеживается влияние его учителя Клодта.

Николай Дубовской Зима. 1884 г. Третьяковская галерея

Кстати, Третьяков внимательно следил за творчеством Дубовского, пополняя свое собрание его работами. Последняя картина – «Тихий вечер», которую критик «Русских ведомостей» Н. Селиванов назвал «Поэмой в золотом», была приобретена в 1898 году.

Николай Дубовской Тихий вечер. 1898 г. Дальневосточный художественный музей

Художник много работал на пленэре, в 1887 году он живёт на даче И. Е. Репина на Сиверской в окрестностях Петербурга, в 1888 году проводит лето в Кисловодске у украинского живописца Николая Александровича Ярошенко (1846-1898), с которым подружился. Вместе они совершили верхом на лошадях четырёхнедельную поездку по Военно-Грузинской дороге через горные перевалы с выходом к Чёрному морю.

Николай Дубовской Красная поляна. Калужский областной художественный музей

Николай Дубовской Ночь на южном берегу.

Интересная история связана с одной из самых известных картин художника – «Притихло» (1890), созданной по этюдам, выполненным на Белом море. Исаак Левитан утверждал, что «Дубовскому в этой картине удалось передать самую стихию, что передать не всякий может».Третьяков, узнав о том, что картину прямо с выставки купил император Александр III для своей галереи в Зимнем дворце, срочно выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, поскольку отныне картина была недоступна широкому зрителю. Таким образом, в Русском музее хранится ныне первый вариант картины, а в Третьяковской галерее – повторение. При этом Третьяков хвастался в письме к Репину: «Повторение по мне вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее».

Николай Дубовской Притихло. 1890 г. Третьяковская галерея

Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников и был по убеждению хранителем их традиций. В 1886 году он вступил в члены «Товарищества Передвижных художественных выставок» (ТПХВ), а в 1889 году стал постоянным членом Совета «Товарищества».После смерти в 1898 году председателя ТПХВ Н. А. Ярошенко, Дубовской с 1899 года входил в состав Правления, став идейным руководителем Товарищества. Он пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди художников. Историки пишут, потому что «в отличие от предыдущих руководителей Товарищества – волевых Ивана Николаевича Крамского (8 июня 1837 - 5 апреля 1887) и Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, и очень умело исполнял роль вечного примирителя разных поколений передвижников». Дубовской оставался у руководства Товариществом вплоть до своей смерти.

Иван Крамской Автопортрет. 1874 г. Третьяковская галереяНиколай Ярошенко Автопортрет 1895 г.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов;сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография 1888 года.

Сам художник много и успешно работал, творчеству отдавался всецело и круглосуточно. Рассказывали историю, что однажды Дубовской так увлекся работой над этюдом с натуры, что опоздал в церковь собственное венчание. Он был женат на художнице, члене Товарищества передвижников Фаине Николаевне Дубовской (в девичестве Терской, 1875—1943) и у них был сын Сергей.

Со второй половины 1880-х годов Дубовской регулярно экспонируется на выставках вместе с нынешними корифеями русской пейзажной живописи А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным, И. Левитаном.

Николай Дубовской Родина. 1892 г. Художественная галерея Фонда поколений Югры, Ханты-Мансийск.

В конце XIX века художник создал такие картины «Ранняя весна» (1886), «Утро в горах», «Зимний вечер», «На Волге» (1892), которые принесли ему широкую известность и выдвинули в первые ряды русских пейзажистов.Причем, историки отмечают, что в обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. А сам Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год - 22 июля (4 августа) 1900) долгое время считался «одним из самых сильных конкурентов Дубовского».

Николай Дубовской Летний день. 1890-е гг. Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева

Николай Дубовской Морозное утро. 1894 г. Пермская художественная галерея

О художнике с восхищением говорят и пишут коллеги. Например, Репин писал Третьякову о передвижной выставке 1892 года: «Картина Дубовского «На Волге» - вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии - это лучшая вещь на выставке». А М.В. Нестеров о выставке 1895 года – «Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но, в общем, нынче тоже не силён».

Николай Дубовской На Волге. 1892 г. Третьяковская галерея

О постоянных сравнениях с Левитаном вслед за многими авторами статей о Дубовском пишу, поскольку семья и наследники художника утверждали, что над ним висел «рок непризнания». Посудите сами – имя его «конкурента» Левитана знает любой школьник, а спроси – кто такой Дубовской – навряд ли ответят даже любители живописи. Как считают историки, в этом забвении кроется одна из загадок творческой судьбы художника.Не подумайте, Левитан в этой судьбе ни в коем случае не играет роль Сальери.Оба художника на равных занимали достойное место в русском искусстве и утверждали в своём творчестве принципы «пейзажа настроения», свойственного «передвижникам». Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Конечно, историки часто находили сравнительные аналогии, мол, и работали в одно и то же время, и некоторые картины названы одинаково.

Николай Дубовской Жатва. 1906 г. Чувашский художественный музей

Николай Дубовской Сумерки. 1909 г. Частная коллекция

Современные исследователи вообще-то считают, что в забвении Дубовского виновата элементарная «практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого». Эту концепцию теоретически обосновал в своей книге «История русской живописи» (1902) Александр Бенуа (1870—1960). Не знаю, что плохого сделал Дубовской Бенуа, либо Александр Николаевич (при всем уважении к его фигуре и его значению для русской живописи) не очень разбирался в пейзажах, но в своей книге он определил живопись Дубовского как «частное, отрывочное творчество», в котором присутствуют « бедность в полутонах, грубость красочного эффекта и что-то дилетантское, вялое в кисти». Эту оценку творчества «подхватили» затем многие историки живописи новой Страны Советов, тот же И.Э. Грабарь (который, кстати, тоже был пейзажистом). Творчество Дубовского стали рассматривать не отдельно, а лишь в сравнении с пейзажами Левитана и его творчеством.

Николай Дубовской Пейзаж с березами.

Николай Дубовской Облачко.

Хотя «послужной список» Дубовского впечатляет сам по себе, посудите сами.О художнике много и доброжелательно писала критика, он регулярно экспонировался на выставках Товарищества. С 1894 года художник участвовал в выставках «Сецессиона» в Мюнхене и даже был членом этого художественного Общества, в 1897 году Дубовского пригласили на VI Всемирную выставку в Мюнхене, а с в 1913 году на ХI Международной выставке в Мюнхене за картину «После грозы» он получил Золотую медаль. Художник принимал также участие в качестве члена жюри на международных выставках в Мюнхене, Дюссельдорфе, Париже и Риме. В 1890-1900-х годах художник много ездит по России, совершает поездки на Волгу и Дон, Азовское море, на Кавказ, летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье.

Николай Дубовской Дача в Силламягах. 1907 г. Национальный художественный музей Республики Саха

Николай Дубовской Вечер на Украине. Днепропетровский художественный музей

В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи. Среди этой пятерки – А.Е. Архипов, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, И.И. Левитан и В.А. Серов.

Николай Дубовской В сумерки. 1897 г. Третьяковская галерея

В 1900 году картина Дубовского «Штиль» на Всемирной выставке в Париже завоевала серебряную медаль (причем, ни Поленов, ни Левитан, тоже участвовавшие в выставке, тогда наград не получили). Смешной факт, но годом раньше в журнале объединения «Мир искусства» (как мы знаем – своеобразных оппонентов «передвижников») некий критик в статье о передвижной выставке 1899 года написал: «Дубовской пошёл назад, и грустно видеть, как этот когда-то обещающий художник опустился до откровенного заигрывания с публикой, до «айвазовщины»».Прошел год – и Дубовской привез из Парижа медаль.

Николай Дубовской Первый снег. 1910 г. Кировский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

В этом же, 1900 году, художник избирается действительным членом Академии художеств. В одной из статей о Дубовском и его «соперничестве» с Левитаном мне понравилась мысль: «Если биографы Левитана участие художника на выставках «Сецессиона» и на Всемирной выставке в Париже рассматривали, «как европейское признание его искусства», то в отношении Дубовского нигде не встречаются даже подобные намеки». Кстати, надо уточнить, что в июне 1900 года, когда на Всемирной выставки в Париже экспонировались картины Левитана, сам художник, уже тяжело больной, находился в Москве. 22 июля 1900 года в 8 часов 35 минут утра Левитан умер.

В 1911 году Дубовской становится профессором Академии художеств и руководителем пейзажной мастерской. В этом же году картина художника «Родина» было представлено на Всемирной выставке в Риме. Сам художник не попал в Италию, зато получил восторженное письмо от Репина: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: ещё никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!»

Николай Дубовской Родина. 1905 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов, много картин и этюдов были написаны во время заграничных поездок. А художник достаточно поездил по свету, побывал в Италии (1892, 1895, 1897, 1898), Греции (1892, 1894), Турции (1893), Швейцарии (1895, 1897, 1903, 1908), Франции (1898), Германии (1912), островах греческого архипелага и на Дунае (1892).

Николай Дубовской Дюны. Бретань. 1898 г. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

Николай Дубовской Неаполь. Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина

Оставил он и замечательные морские пейзажи, поэтому можно о нем говорить и как о художнике-маринисте (теперь понятно, откуда «растут ноги» у пренебрежительного словечка «айвазовщина» в одной из критических статей).

Николай Дубовской Средиземное море. 1893 г.

Николай Дубовской Вид на Палермо (этюд). 1917 г. Музей изо.искусств Республики Карелия

20 декабря 1913 года Дубовской отправил голове Новочеркасской управы заявление, в котором предложил свою коллекцию картин из 70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников для создания в его родном городе художественного музея при условии, что для музея будет построено специальное здание. Управа Новочеркасска с благодарностью приняла это предложение и даже выделила участок земли и аванс на строительство. Племянник художника, московский архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской (1877-1931), служивший в то время главным архитектором Новочеркасска, взялся бесплатно составить проект. Но через год началась Первая мировая, потом грянула революция, а за ней гражданская война – понятное дело: не до музея было. В 1930-е годы, уже при Советской власти, вопрос о создании музея с коллекцией Дубовского вновь поднимался, но воплощение планов перечеркнула Великая Отечественная. В феврале 1968 года уже Академия художеств СССР ходатайствовала о создании «Новочеркасского музея изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского», но уже сто лет в городе никак не могут построить музей, который бы носил имя их талантливого земляка. После Отечественной войны коллекция картин Дубовского была передана на временное хранение в Музей истории донского казачества в Новочеркасске. Там она находится и поныне, причем, экспонируется лишь небольшая часть, всё остальное находится в запасниках.

Николай Дубовской Ураган в степи. 1890 г. Новочеркасский музей истории Донского казачества

История с творческим наследием художника – отдельная страница исследования современных историков. Продолжение это теории о «роке забвения» или констатация не логичного использования картин – судить вам.Наиболее полно, повторюсь, представлен художник в музее Новочеркасска.

Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) Бюст Н.Н. Дубовского Музей истории Донского казачества, Новочеркасск

Николай Дубовской Радуга. 1890-е гг. Музей истории Донского казачества, Новочеркасск

Но нечто странное произошло с наследием художника и в Москве, и в Петербурге. Из десяти картин Дубовского, купленных Третьяковым, пяти уже нет в коллекции музея, хотя сам коллекционер в своем завещании просил не разъединять собранную им коллекцию. Картины в советский период были переданы в провинциальные города бывшего СССР: Дальневосточный художественный музей («Тихий вечер» в 1931 году), Туркменский государственный музей изобразительных искусств («Ранняя весна» в 1962 году), Саратовский художественный музей («После грозы» в 1962 году).В собрании питерского Русского музея насчитывается сейчас 27 произведений Дубовского (хотя раньше их было больше), но в экспозиции он представлен картиной «Притихло» и несколькими этюдами. Например, известно, что в 1929 году из Русского музея картина «Штиль» (1899) была передана в Калининскую (ныне Тверскую) картинную галерею. А картины «Родина» (1904) и «Светает» (1913) из коллекции музея Академии художеств попали в Омский музей изобразительных искусств. В настоящее время работы Дубовского представлены более чем в 75 музеях России и зарубежных стран.

Исследователи творчества художника пишут об «очевидном стремлении разбросать наследие Дубовского по всей нашей необъятной стране». Уточняя, что цель вроде бы и благородная: познакомить с творчеством художника зрителей по всей стране. Но таким образом наследие Дубовского оказывается «выключенным из художественного процесса», мол, никто не сможет объездить всю страну (а после развала СССР – и ближайшее зарубежье), чтобы составить цельное представление о творчестве художника. От себя замечу, что ныне, в компьютерный век, это можно сделать, не отходя от монитора.

Николай Дубовской В наводнение (Наводнение на Екатерининском канале). 1903 г. Ярославский художественный музей

Николай Дубовской На Екатерининском канале летом. 1905 г. Русский музей

Сторонники теории «конкурентности» между Дубовским и Левитаном пишут, что с картинами Исаака Ильича всё происходит как раз наоборот. Мол, и в Третьяковской галерее, и в Русском музее у художника отдельные залы. Причем, если Третьяков купил только двадцать картин и этюдов Левитана, то сейчас их в коллекции галереи почти сотня. В Русском музее до 1902 года хранилось только пять картин Левитана, а сейчас их – почти сорок. Отсюда следует вопрос: Почему Дубовской обделён таким вниманием? На мой взгляд, вопрос риторический…

Николай Дубовской В обители. Троице-Сергиева лавра. 1917 г. Ростовский музей изо.искусств

Остается добавить, что Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Святой Ксении Петербургской. Глядя на фотографию заброшенного надгробия живописца, понимаешь, что, что теория «рока забвения» наверное существует… А ведь этот памятник с июля 2001 года входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Могила Н.Н.Дубовского

Что касается мемориальных выставок художника, то большая персональная выставка его картин прошла в Русском музее только в 1938 году, небольшие выставки были проведены в Новочеркасске (1946, 1947), Ростове-на-Дону (1948, 1955) и Москве (2006). Кстати, до сих пор не написана книга о художнике.

Николай Дубовской Церковь Василия Блаженного. 1916-1917 гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На сайте Всеукраинской Ассоциации «Кадетское содружество» я с удивлением обнаружил страничку, посвященную художнику. Там приведены слова Николая Дубовского, сказанные за год до смерти. Они могут послужить эпилогом к моему рассказу.

«Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься».

И напоследок фраза британского философа Джона Локка (1632-1704), вычитанная мной в Википедии. Она звучит, как призыв к действию, и не только в отношении художника Дубовского, но и вообще:«Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом».

Основные источники – Википедия, сайты 1, 2, 3

Замечательные воспоминания о Дубовском, написанные художником Яковом Даниловичем Минченковым (1871—1938) можно прочитать здесь.

to-priz.livejournal.com

Дубовской Н.Н.

 5 декабря 1859 года в Новочеркасске, в семье донского казачьего старшины, родился будущий пейзажист, художник-передвижник Николай Никанорович Дубовской. В юном возрасте Николай Дубовской был определен на учебу в Киевскую военную гимназию, но любовь к искусству брала верх, и мальчик ежедневно пробуждался на два часа раньше положенного, чтобы иметь возможность заняться рисованием. Заметив это, директор гимназии дал совет родителям Николая отправить сына обучаться живописи. 

В возрасте семнадцати лет будущий художник Дубовской Николай Никанорович отправился в Петербург и успешно поступил в Академию Художеств в класс пейзажной живописи к профессору М.К. Клодту, где обучался с 1877 по 1881 годы.

В 1884 году Дубовской вступил в ряды художников-передвижников, а в 1889 году уже состоял в правлении ТПВХ (товариществе передвижных художественных выставок). В 1898-ом, после кончины лидера этой организации Н. Ярошенко, возглавил её лично. Хотя по характеру Дубовской был довольно мягким человеком, он умело справлялся с ролью вечного миротворца между старшим и младшим поколениями передвижников.

Художник немало путешествовал — побывал во многих европейских странах, а так же в странах Ближнего Востока, отлично разбирался как в классическом искусстве Европы, так и во всех его новейших течениях.

Творчество художника было весьма плодотворным — им написано более четырехсот картин и около тысячи этюдов. Картины Дубовского Николая Никаноровича "Зима", "На Волге", "Ранняя весна", "Закат солнца" написаны в характерной для передвижников реалистичной манере.

Сподвижники Н.Н. Дубовского ценили мощный темперамент, присутствующий в его творчестве, хотя часто упрекали художника в некоторой небрежности написания картин. Но одно из его произведений явственно выделяется среди всех остальных. Именно эта работа принесла Дубовскому общественное признание. Речь идет о пейзаже "Притихло", написанном в 1890 году. Здесь художник положил начало новому для передвижнического реализма мотиву, как он сам говорил "тишины перед грозой", когда воздух бывает так тяжел, что трудно дышать, когда чувствуешь свою ничтожность перед надвигающейся стихией, от которой нет спасения. Для запечатления этого мотива он нашел необычное решение: внезапно озаренные лучами солнца, тяжелые грозовые тучи, медленной вереницей проходят над потемневшей водой, оставляя в ней свое отражение. Вдалеке — сумрачная полоса берега, как бы сжимаемая двумя стихиями — водой и небом. Именно тучи являются главным персонажем этого замечательного пейзажа. Этой работе Дубовского высокую оценку дал И. Левитан, сказав, что художнику отлично удалось передать самую суть стихии.

Многие из картин Н.Н. Дубовского были приобретены Третьяковым. Пейзаж "Притихло" Третьяков заказал автору повторно, так как первый экземпляр был куплен государем для своей галереи, находящейся в Зимнем дворце.

В 1911 году Дубовской получил звание профессора Академии художеств и стал руководителем мастерской художественного пейзажа.

28 февраля 1918 года в Петрограде Н.Н. Дубовской скончался от паралича сердца и был похоронен на православном Смоленском кладбище.

*   *   *

Галерея (42 изображения)

*   *   *

gorenka.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта