Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Картины пушкинский музей
Знаменитые картины Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандт Харменс ван Рейн
Библейский сюжет, в котором Эсфирь, жена царя Артаксеркса, разоблачает предательство визиря Амана, на полотне Рембрандта превращается в полную драматизма историю о человеческих отношениях, добре и зле. Драматическое воздействие усиливает уникальная живописная манера, присущая позднему Рембрандту – неповторимый эффект мерцания света на полотне.
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» - самая «многострадальная» картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, и ее три раза переносили на новый холст, но не слишком удачно. К счастью, четвертая реставрация увенчалась успехом.
☼ ☼ ☼«Девочка на шаре» Пабло Пикассо
«Девочка на шаре» - одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.
«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность работ этого художника – необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек зрения. «Голубые танцовщицы» - не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.
☼ ☼ ☼«Портрет Жанны Самари» Пьер-Огюст Ренуар
Портреты актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари Ренуар писал несколько раз. Картина, которая экспонируется в Пушкинском музее, считается подготовительным этюдом к парадному портрету актрисы, который можно увидеть в Эрмитаже. Но искусствоведы единогласно сходятся на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов Жанны Самари. Изображение юной актрисы полно грации, непринужденности и одновременно задумчивости. Оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зеленое платье Жанны становится синим.
☼ ☼ ☼«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог
Однажды вечером, проезжая по дороге близ Арле, Винсент Ван Гог стал свидетелем необыкновенного оптического явления: в лучах заходящего солнца ряды виноградников вспыхнули яркими оттенками красного, словно погружаясь в языки пламени. Так появилась картина, которую Ван Гог переосмыслил в глубоком философском, символическом и трагическом ключе. В желто-красном огне солнца, символизирующем течение жизни, работающие на винограднике люди выглядят черными головешками, они словно сгорают и превращаются в дым и прах в процессе ежедневного изнурительного труда. «Красные виноградники» - одна из двух работ, которые Ван Гогу удалось продать при жизни.
«Завтрак на траве» Клод Моне
Картина «Завтрак на траве» Клода Моне названа в честь скандального полотна Эдуарда Мане, на котором изображен пикник с участием одетых джентльменов и обнаженных дам. Моне запланировал скандал иного рода – он поставил цель создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне. Первоначально полотно имело размер 460 x 640 см, и чтобы дотянуться до его верхнего края при работе на пленэре, художнику приходилось опускать нижний в яму. Позже Моне написал вариант меньшего размера, который вышел более цельным.
Особенность картины в том, что Моне не скрывает условности изображенных персонажей. На картине изображены три его друга (один из них – дважды), а женские модели взяты с обложек модных журналов. Впервые в истории живописи персонажи переднего плана изображены спиной к зрителям. Настоящий «герой» этой картины, по замыслу художника – свет, пробивающийся сквозь листву деревьев.
☼ ☼ ☼«Пьеро и Арлекин» Поль Сезанн
Картина «Пьеро и Арлекин» занимает в творчестве Сезанна особое место. Исследователи творчества художника сходятся на том, что на картине изображен ярко выраженный конфликт, но расходятся во мнениях в вопросе его сущности. Что означает противопоставление подтянутой, пружинистой фигуры высокомерного Арлекина, облаченного в пылающее красным трико, и рыхлого, апатичного Пьеро в гипсово-белых одеждах? Почему Пьеро исподтишка толкает Арлекина сзади кулаком? Являются ли герои картины свободными властелинами карнавала красок, в который погружаются люди искусства, или они – просто марионетки на веревочках? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.
«Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо
Анри Руссо, основатель стиля примитивизм, был мечтателем и романтиком. Он любил рассказывать о путешествиях по Мексике и охоте в джунглях, хотя ни разу в жизни не выезжал из Парижа. Моделью для его тропических лесов были растения Ботанического сада, а хищников он изучал по чучелам в Зоологическом музее. «Нападение ягуара на лошадь» погружает зрителя в мир живого и непосредственного детского восприятия, в котором цветы и травы оказываются больше животных, а ягуар скорее играет с лошадью, чем пытается причинить ей вред. Картины Руссо удивительно трогательны, они напоминают нам о том, как мы воспринимали мир в детстве, до того, как примирились с его суетностью и жестокостью.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
kudago.com
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Собрание французской живописи занимает ведущее место в картинной галерее ГМИИ им. А.С.Пушкина. Коллекция старых французских мастеров XVII - начала ХIХ века насчитывает 460 произведений, 300 из которых были созданы в XVII - XVIII вв. Многие картины происходят из старейших русских собраний: Эрмитажа, собраний Юсуповых, Голицыных, Шуваловых, Барятинских. Коллекция Музея с редкой полнотой отражает историю французской живописи данного периода. Многие крупные мастера представлены выдающимися по качеству работами, отражающими эволюцию и разные грани творчества художников.
↓ Показать полный текст
Собрание работ французских художников второй половины XIX-XX веков, представленное в залах Галереи искусства стран Европы и Америки в ГМИИ имени А.С. Пушкина выделяется не только на фоне самой коллекции Музея, но и среди российских и мировых собраний. Оно основывается на базе выдающихся домашних галерей современного искусства, созданных в начале ХХ столетия московскими промышленниками-меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Из этих легендарных коллекций происходят группы произведений крупнейших мастеров «нового» искусства – Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Пьера Боннара, Мориса Дени, Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо, состоящие из всемирно известных шедевров. Деятельности наследника галерей Щукина и Морозова – Государственного музея нового западного искусства – ГМИИ имени А.С.Пушкина обязан представительной подборкой работ французских мастеров 1920-1930-х годов. Отдельного упоминания заслуживает коллекция работ Фернана Леже, многие из которых поступили в Музей от его русской супруги Надежды.
В настоящее время собрание «нового» французского искусства с максимальной полнотой экспонируется в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — новый отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Она открыла двери для публики в августе 2006 года.
Здание на Волхонке, 14 было левым флигелем усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков. Усадьбу строили архитекторы С.И. Чевакинский из Петербурга и И.П. Жеребцов из Москвы. М.Ф. Казаков придал постройкам черты стиля раннего классицизма. Общий план усадьбы с главным домом, боковыми флигелями и парадным двором сохранился до сих пор, хотя все сооружение неоднократно перестраивалось.
До наших дней в своем первоначальном виде дошли лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных. Наибольшие изменения коснулись левого флигеля. В 1890—1892 годах он был переоборудован архитектором В.П. Загорским под меблированные комнаты и получил название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И. Суриков, И.Е. Репин, А.Н. Скрябин, Л.О. Пастернак. После революции в этом здании размещались различные организации.
Перейдя в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина, это здание было полностью реконструировано в 1988–1993 годах. В доме открылся отдел ГМИИ под названием Музей личных коллекций, продолживший традиции этого здания. Ведь именно в этой усадьбе еще в 60-е годы XIX века размещались доступная для обозрения публики картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А. Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков принимает эстафету, ведь история формирования коллекции Галереи неотделима от истории московского собирательства и связана с именами известных московских меценатов, таких как С.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов.
26 залов Галереи, представляющие собрание произведений мастеров XIX–XX веков, посвящены различным течениям европейского искусства или творчеству отдельных художников. В специально отведенном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная произведениями Каспара Давида Фридриха и художников-«назарейцев». Камерные залы позволяют публике по-новому увидеть хорошо знакомые картины Эжена Делакруа и Доменика Энгра. Испанскую школу представляет творчество Франсиско Гойи. Отдельный зал получили работы участников парижского Салона Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе. Произведения французских пейзажистов Камиля Коро и художников барбизонской школы Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Вирджила Диаза де ла Пенья, Шарля Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Оноре Домье дополняют панораму искусства французского реализма.
Гордость Галереи — живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века: Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека, членов группы «Наби», Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также произведения американского искусства. Наряду с полотнами Василия Кандинского, Марка Шагала, Джорджо де Кирико демонстрируются картины Акилле Фуни, Карла Хофера, Феличе Казорати, Xанса Грундига, Фолькера Берингера, Рокуэлла Кента. Представлено творчество крупнейших скульпторов Европы - Антуана Бари, Огюста Родена, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя, Осипа Цадкина, Xанса Арпа.
ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ
Экспозиция в залах Галереи искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина объединяет произведения, некогда входившие в прославленные коллекции, связанные с историей нашей страны. Начало формирования этих собраний относится к середине XIX столетия. В это время во второй столице Российской империи – деловой и активной Москве – возникло новое явление: в среде фабрикантов, богатых купцов и промышленников обсуждалась идея создания общедоступных художественных собраний современного искусства, которые должны были служить благородному делу народного просвещения. В Москве была открыта и стала знаменитой галерея Павла Михайловича Третьякова.
Зал Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых, 1898
Он целенаправленно собирал работы русских живописцев, своих современников, а позднее преподнес коллекцию в дар родному городу. Его младший брат, Сергей Михайлович, также был крупным коллекционером, с 1870-х годов собиравшим западноевропейскую живопись середины и второй половины XIX века. По делам своего торгового предприятия С.М. Третьяков подолгу бывал за границей, особенно в Париже, что дало ему возможность посещать выставки, общаться с художниками и маршанами, приобретать картины. Коллекционер сумел оценить художественную значимость произведений барбизонской школы. Московский особняк Третьякова на Пречистенском бульваре украшали картины его любимых художников Шарля Добиньи и Констана Тройона, а также работы Жана Франсуа Милле, Виржиля Нарцисса Диаза де ла Пенья и Жюля Дюпре. Особый интерес собиратель проявлял к творчеству Камиля Коро. С.М. Третьяков обратил внимание на работы Эжена Делакруа и других мастеров романтического направления, а также на реалистические полотна, завоевавшие популярность у русской публики, в первую очередь на произведения Жюля Бастьен-Лепажа. Картины западных живописцев собирали и даже специально заказывали и другие представители купеческих фамилий, как, например, сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко. Однако новая страница в истории российского коллекционирования открылась на рубеже столетий, когда именно в Москве появились произведения современного искусства мирового уровня. В то время как во Франции еще велись дискуссии о признании живописи импрессионистов и постимпрессионистов, московские купцы начали покупать картины современных мастеров в парижских галереях. Одним из первых был Михаил Абрамович Морозов, еще в конце XIX столетия сделавший смелое по тому времени приобретение – эскизную работу Эдуара Мане «Кабачок» (1879). Одновременно с ним загорелся идеей создать коллекцию современного искусства текстильный магнат Сергей Иванович Щукин. Энергичный и страстный человек, Сергей Иванович буквально «заболел» новым французским искусством. С самого начала он отличался безошибочностью коллекционерского «чутья» и верностью «глаза» – большинство приобретенных им работ представляют собой шедевры. С каждым новым увлечением дом Щукина в Большом Знаменском переулке наполнялся первоклассными произведениями, превращаясь в настоящий музей.
Щукин С.И.
Влюбленность Щукина в живопись импрессионистов обернулась рождением «салона Моне», где можно было проследить эволюцию всего творчества мастера. На смену интереса к импрессионистам пришел бурный период собирания живописи Поля Гогена. На рубеже 1900–1910-х годов Щукин стал серьезным заказчиком и покровителем сразу двух крупнейших мастеров ХХ столетия – Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1910-е годы особняк в Большом Знаменском – место паломничества всех любителей современного искусства и художников русского авангарда, в формировании которых щукинская галерея сыграла важную роль. Заботясь о судьбе своего уникального собрания, Щукин еще до революции принял решение передать его в дар городу Москве.
Особняк С.И. Щукина на Знаменке
Другой владелец текстильных мануфактур и представитель знаменитой семьи – Иван Абрамович Морозов – начал коллекционировать современное искусство с парижских покупок 1903 года и шаг за шагом, украшая свой особняк на Пречистенке предметами искусства, превратил его в подлинный музей, создав целостную коллекцию произведений современных художников. Иван Морозов отдавал предпочтение ранним камерным импрессионистическим пейзажам и величавому ритму композиций Поля Сезанна, а ведущее место в его коллекции занимали работы мастеров группы «Наби». Декоративные панно Мориса Дени украшали парадный зал особняка, а Пьер Боннар царствовал в пространстве главной лестницы. У Морозова был основательный историко-искусствоведческий подход к собирательству. Коллекционер нередко пользовался советами русских критиков и художников, в парижских галереях и мастерских его часто сопровождал живописец Валентин Серов.
Морозов И.А.
Славу Москвы как мирового центра собирательства современного западного искусства укрепляли и другие частные коллекции. Важная роль отводилась этим произведениям в собраниях И.С. Остроухова, З.В. Ратьковой-Рожновой, С.А. Полякова, С.В. Щербатова. После 1917 года все эти частные собрания были национализированы. Ученые занялись систематизацией, описанием и публикацией коллекций. В щукинском доме, ставшем Первым музеем новой западной живописи, работал Яков Александрович Тугендхольд, талантливый критик и искусствовед, посвятивший жизнь изучению современного искусства, близко знавший С.И. Щукина. Морозовское собрание – Второй музей – возглавил Борис Николаевич Терновец, инициативе которого мы обязаны началом глубокого научного исследования коллекций. Особенно активно он работал после объединения в 1928 году двух собраний под крышей морозовского особняка. Здесь открылся первый и крупнейший в мире Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), игравший также роль исследовательского научного центра. Терновец не только популяризировал коллекцию, но и стремился пополнять ее новыми произведениями высокого уровня. В 1920–1930-е годы ему удалось организовать несколько выставок и музейных обменов, в результате которых в ГМНЗИ появились картины французских, итальянских, немецких, бельгийских, чехословацких и польских мастеров.
ГМНЗИ, бывший особняк И.А. Морозова
Эту плодотворную работу прервала Вторая мировая война, а затем сталинская кампания по борьбе с формализмом, жертвой которой пал музей. В 1948 году он был закрыт и расформирован, а собрание распределено между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Ленинграде. Новая глава в истории коллекции оказалась наполненной важными событиями. ГМИИ как преемник Государственного музея нового западного искусства продолжал развивать зарубежные контакты, его гостями и дарителями стали вдова Фернана Леже – Надя Леже, секретарь Анри Матисса – Лидия Делекторская. Много произведений приобреталось с выставок. На рубеже 1990-х годов в собрание вошли работы Василия Кандинского и Марка Шагала, полученные от семей художников.
Искусство XX века. Зал А. Матисса. Главная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1998
Специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении десятилетий изучают коллекцию, публикуют новые исследования, материалы, каталоги, устраивают выставки в России и за рубежом. Итогом этой многолетней работы стало создание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
www.arts-museum.ru
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено название — Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея. Строительные работы начались за месяц до закладки и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.
Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа. Проекты создания подобного музея в Москве неоднократно излагались в печати: кн. З.А. Волконской и С.П. Шевыревым (1831), проф. К.К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В. Исаковым (1864).
Инициатором создания (1893) и первым директором Музея (1911–1913) был заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В. Цветаев (1847–1913). Замысел Цветаева развивал основные идеи предшественников.
Объявленный в конце 1896 года конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Правлением Университета был избран в качестве строителя один из участников конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858–1924). Им был выработан окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. В сооружении участвовал инженер И.И. Рерберг.
www.arts-museum.ru
Главный сайт Порталаwww.arts-museum.ru | Японская гравюра XVIII-XIX вековwww.japaneseprints.ru | Меценаты нового искусстваwww.artmaecenas.ru |
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековwww.newpaintart.ru | Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителяwww.germanprints.ru | Официальный интернет-магазинwww.artsmuseumshop.ru |
Отдел личных коллекцийwww.artprivatecollections.ru | Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУСайт в разработке | Виртуальные прогулки по музеюwww.virtual.arts-museum.ru |
Отдел нумизматикиwww.coins-and-medals.ru | Мемориальная квартира Святослава Рихтераwww.sviatoslav-richter.ru | Технология виртуальной реальности VRwww.vr.arts-museum.ru |
Отдел реставрации и консервации музеяwww.museumconservation.ru | Итальянская живопись VIII-XX вековwww.italian-art.ru | Музей. Пространство вниманияwww.heatmap.arts-museum.ru |
Центр эстетического воспитания «Мусейон»www.museyon.ru | Шедевры античного искусстваwww.antic-art.ru | Человек как птица. Образы путешествийwww.venice.arts-museum.ru |
Британская гравюра XVIII—XIX вековwww.britishprints.ru | Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.www.shroud.arts-museum.ru | Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)www.newestmuseum.ru |
Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетияwww.russianprints.ru | Музейный городокwww.quarter.arts-museum.ru | На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея. |
www.arts-museum.ru
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Сегодня в его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века. К исключительным собраниям Музея можно отнести коллекцию французского искусства XIX–XX веков, являющуюся одной из самых известных в мире.
Началом строительства здания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года, когда состоялась церемония торжественной закладки.
31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.
В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету.В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств.В 1937 году Музею было присвоено имя А.С. Пушкина.В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Основателем и первым директором Музея в 1911–1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), профессор Московского университета.
Директором с 1961 года по июль 2013 года являлась Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования. Сегодня она является президентом Музея, а директором стала Марина Девовна Лошак.
По данным на начало 2016 года Музей насчитывает более 683 тыс. единиц хранения.Ежегодная посещаемость составляет около 1 млн человек.
Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.
При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6).
Для поддержки деятельности Музея создан Фонд развития Музея изобразительных искусств А.С. Пушкина.
www.arts-museum.ru
Главный сайт Порталаwww.arts-museum.ru | Японская гравюра XVIII-XIX вековwww.japaneseprints.ru | Меценаты нового искусстваwww.artmaecenas.ru |
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековwww.newpaintart.ru | Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителяwww.germanprints.ru | Официальный интернет-магазинwww.artsmuseumshop.ru |
Отдел личных коллекцийwww.artprivatecollections.ru | Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУСайт в разработке | Виртуальные прогулки по музеюwww.virtual.arts-museum.ru |
Отдел нумизматикиwww.coins-and-medals.ru | Мемориальная квартира Святослава Рихтераwww.sviatoslav-richter.ru | Технология виртуальной реальности VRwww.vr.arts-museum.ru |
Отдел реставрации и консервации музеяwww.museumconservation.ru | Итальянская живопись VIII-XX вековwww.italian-art.ru | Музей. Пространство вниманияwww.heatmap.arts-museum.ru |
Центр эстетического воспитания «Мусейон»www.museyon.ru | Шедевры античного искусстваwww.antic-art.ru | Человек как птица. Образы путешествийwww.venice.arts-museum.ru |
Британская гравюра XVIII—XIX вековwww.britishprints.ru | Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.www.shroud.arts-museum.ru | Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)www.newestmuseum.ru |
Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетияwww.russianprints.ru | Музейный городокwww.quarter.arts-museum.ru | На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея. |
www.arts-museum.ru