Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком. Пушкинский музей картины


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Коллекция живописи России в ГМИИ им. А.С. Пушкина находится на хранении Отдела Старых мастеров, Отдела личных коллекций, Галереи искусства стран Европы и Америки и в Мемориальной квартире С. Рихтера. Собрание Отдела личных коллекций включает произведения русской живописи с конца XV до конца ХХ в и художников "русского зарубежья". С этой частью живописи России Вы можете ознакомиться на сайте Отдела личных коллекций, раздел "Страны | Россия"

Русская живопись в собрании отдела Личных коллекций

Древнерусская живопись представлена иконами из собраний Т.А. Мавриной и М.И. Чуванова. Замечательный график и художник детской книги Т.А. Маврина собрала коллекцию икон XVI в. московской, новгородской школ, а также «северных писем». Жемчужина этого собрания – небольшая по размеру икона «Битва суздальцев с новгородцами» XVI в. Собрание старообрядческих икон М.И. Чуванова складывалось на протяжении многих лет, когда владелец был старостой старообрядческого Рогожского прихода в Москве. Время создания этих икон, отличающихся особой иконографией, охватывает широкий период – с конца XV до XIX века. Среди них есть иконы, исполненные на высоком художественном уровне – «Спас в Силах» конца XV в., «История Тихвинской иконы Богоматери» конца XVI – начала XVII в., «Воскрешение Лазаря» и минейные иконы XVII в., «Благовещение у кладезя» XIX в.

Обширное собрание И.С. Зильберштейна, включающее около ста картин русских художников конца XVIII – начала XX в., занимает центральное место в экспозиции отдела. Живопись конца XVIII в. представлена произведениями В.Л. Боровиковского «Портрет графа П.А. Толстого» и С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях озера Неми», живопись первой половины XIX в. – работами В.А. Тропинина, братьев Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, А.В. Тыранова, А.Г. Венецианова и редкого художника для музейных и частных собраний И.З. Летунова. К середине и второй половине XIX в. относятся произведения Л.И. Соломаткина, И.И. Шишкина, значительное место в коллекции занимают картины А.П. Боголюбова – морские пейзажи и вид улицы Волхонки. И.С. Зильберштейн высоко ценил и любил творчество И.Е. Репина, собрав большую коллекцию его живописных и графических работ. В экспозиции музея представлены картины, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества художника – «Украинка», «Вид села Варварина», «Летний пейзаж», «На охоте». Живописные работы мастеров «Мира искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Б.М. Кустодиева дополняют одну из лучших в России коллекций графики художников этого объединения.

Собрание русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX в., созданное С.В. Соловьевым, включает в себя, главным образом, поздние работы ряда крупнейших художников середины – второй половины XIX в.: В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, Н.Н. Дубовского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, а также произведения участников объединения «Союз русских художников» – С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева. В собрании находятся редкие для частной коллекции крупноформатные произведения. Среди них – полотно «Дуэль», относящееся к позднему периоду творчества И.Е. Репина, один из вариантов картины В.Д. Поленова «Христос», морской пейзаж Н.Н. Дубовского. Представляет интерес «Портрет Н.Ф. Юсупова» кисти Н.П. Богданова-Бельского.

Небольшая по количеству, но чрезвычайно значительная по качеству произведений коллекция работ русских художников начала ХХ в. из собрания И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского дает емкое представление об искусстве этого периода, называемого «серебряным веком». В собрании представлены произведения художников, связанных с символистским направлением в русской живописи — Н.К. Рериха, А.Я. Головина, К.Ф. Богаевского, Н.П. Ульянова, мастеров круга «Голубой розы» — П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С. Сарьяна.

Работы русских художников, созданные в первой половины ХХ в., составляют коллекцию А.Н. Рамма, - произведения В.А. Серова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, П.П. Переплетчикова, С.Ю. Жуковского, О.Э. Браза, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой. Значительное место в собрании занимают женские портреты и натюрморты В.В. Лебедева, пейзажи и натюрморты французского периода Р.Р. Фалька, ленинградские пейзажи и портреты Н.И. Альтмана.

Произведения Р.Р. Фалька и В.И. Шухаева представлены в мемориальном собрании С.Т. Рихтера.

Отдел обладает крупнейшим в мире собранием работ художников А.М. Родченко и В.Ф. Степановой – лидеров русского художественного авангарда первой трети 20 века, широкий диапазон деятельности которых включает живопись, оригинальную и печатную графику, коллажи, работы для театра, пространственные конструкции, рекламные плакаты, производственный дизайн, экспериментальную фотографию. Художественное наследие этих мастеров, представленное в музее, отражает основные периоды и эволюцию их творчества – от стилистики символизма через абстрактно-геометрическую живопись, графику и скульптуру к конструктивизму.

В экспозиции Отдела находится и наследие русских художников середины – второй половины ХХ в.: Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера, В.Г. Вейсберга и Д.М. Краснопевцева.

Д.П. Штеренберг – художник русского авангарда 1910-1930-х гг., один из лидеров художественной жизни России первых лет советской власти. В своем творчестве отдавал предпочтение натюрморту как жанру, в котором сложно и своеобразно переплелись кубистические и декоративные тенденции («Печка», «Натюрморт с лампой», «Натюрморт с черным подносом», «Натюрморт с капустой»).

Живописные произведения А.Г. Тышлера являются основой его творческого наследия. Самая ранняя живописная работа — "Цветодинамическое напряжение" (1924), редкая беспредметная композиция в творчестве художника. В экспозиции находятся картины из серии «Лирический цикл», созданные в середине 1920-х гг. Искусство Тышлера насыщено поэтическими метафорами, символами, аллегориями, иносказаниями. Одним из любимых образов Тышлера, начиная с 1940-х годов, становится вымышленный женский портрет.

В.Г. Вейсберг и Д.М. Краснопевцев – художники-«шестидесятники», чье искусство развивалось независимо от официального искусства социалистического реализма, оба являлись представителями «метафизического направления» в живописи. В экспозиции представлены как работы раннего периода творчества В.Г. Вейсберга («Семья Щегловых», «Куст»), так и позднего этапа, когда художник создавал «невидимую живопись» («Архитектура», «Венера и геометрия», «Колонны и кубы», «Хаос»).

Экспозиция зала наследия Д.М. Краснопевцева передает атмосферу мастерской художника, которая была особым пространством, предназначенным для творчества и созерцания. В мастерской на равных соседствовали античные сосуды, икона XVI века «Спас мокрая борода», медные образки, посеребренный шандал, ржавая корабельная цепь, морские раковины, глиняные сосуды, книги, сухие букеты, собственные картины. В своих выдуманных натюрмортах-метафорах художник всегда изображал предметы из своего необычного собрания.

Художники русского зарубежья

Отдел личных коллекций располагает обширным собранием работ художников «русского зарубежья». В фондах музея находятся произведения многих живописцев и графиков первой волны эмиграции. Художники русской эмиграции принадлежали различным творческим направлениям, зародившимся в искусстве Серебряного века, и раннеавангардистским течениям. В составе различных коллекций, переданных в дар музею, представлены работы таких известных художников конца XIX и первой половины XX века как Б.И. Анисфельд, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, О.Э. Браз, К.И. Горбатов, М.В. Добужинский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, С.В. Чехонин, Я.Ф. Шапшал, С.И. Шаршун, В.И. Шухаев, А.А. Экстер, А.Е. Яковлев.

Большое количество работ происходит из коллекции И.С. Зильберштейна. Собрание Зильберштейна включает графику многих известных мастеров объединения «Мир искусства», покинувших Россию – А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, З.Е. Серебряковой, К.А. Сомова – а также Б.И. Анисфельда, Ю.П. Анненкова, Н.Л. Аронсона, Д.Д. Бушена, А.М. Ремизова и других. Отдельные произведения были получены Зильберштейном во время его поездок за границу и в процессе поддерживаемого исследователем общения со многими представителями русской эмигрантской среды.

Творчество одного из крупнейших мастеров театрально-декорационной, станковой графики, и книжной иллюстрации А.Н. Бенуа представлено, как в коллекции И.С. Зильберштейна, так и в составе других собраний. В 1989–1990 гг. фонды музея пополнились работами А.Н. Бенуа, переданными в дар зарубежным коллекционером С.В. Папковым, вместе с родителями эмигрировавшим из России в 1917 г. Среди этих 26 графических листов, созданных в 1920-е – 1950-е гг., значительную часть составляют эскизы театральных декораций и костюмов, отличающиеся изысканностью и точностью в передаче исторических деталей. В 1920-е гг. были написаны и большие акварельные пейзажи Бретани и Нормандии, свидетельствующие об особом таланте А.Н. Бенуа как акварелиста и позволяющие ощутить очарование природы этих уголков Франции.

Эскизы костюмов для различных спектаклей, выполненные сыном А.Н. Бенуа Николаем Александровичем, создавшим оформление многих оперных постановок в различных театрах мира, были подарены музею одновременно с целым рядом других произведений русской театрально-декорационной графики Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими. Эти известные коллекционеры с начала 1960-х гг. приобретали предметы русского искусства, которые составили одно из значительных зарубежных собраний.

Особое место среди работ, переданных ими в музей, занимает серия пошуаров А.А. Экстер «Театральные декорации» (1930). Композиции этой серии выполнены темперой в технике трафарета, в период 1910–1930-х гг. завоевавшей популярность среди многих художников. К ней прибегали, в частности, и такие известные мастера как А. Матисс, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов. Проекты декораций из альбома А.А. Экстер отражают ее незаурядный талант художника театра. В этих работах возникает особое, отражающее специфику той или иной сцены, динамическое пространство, созданное посредством ритмически организованных чистых геометрических форм и насыщенного цвета.

Еще один значительный дар – творческое наследие Я.Ф. Шапшала, переданное в музей в 1989 г. его сыном через советское посольство в Берне. Получивший образование в Петербурге и Париже, живописец участвовал в выставках Московского товарищества художников, экспонировал свои работы на парижских Салонах, а в 1924 году эмигрировал в Нидерланды, жил в Гааге. Работы Я.Ф. Шапшала свидетельствуют о его близости к французской живописи начала XX в. и традициям русского сезаннизма. Однако он остается в стороне от радикальных поисков авангарда.

Скульптура мастеров «русского зарубежья» представлена в собрании Отдела личных коллекций пятью работами из терракоты и гипса Г.В. Дерюжинского, произведения которого в российских собраниях встречаются редко.

В 2008 году фонды музея пополнились произведениями художников – представителей третьей волны русской эмиграции. Это живопись и графика известных участников Лианозовской группы: одного из классиков нонконформизма О.Я. Рабина и его жены В.Е. Кропивницкой. Художники передали эти работы в дар после своей первой большой выставки в Москве, которая прошла годом раньше в Отделе личных коллекций. Портрет писателя Василия Аксенова кисти Б.Г. Биргера был получен в дар от его вдовы Н.Ю. Биргер.

www.arts-museum.ru

Всероссийский музей А. С. Пушкина

Живописное собрание музея хронологически охватывает период с конца XVIII до начала XXI в. и включает не только работы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина, среди которых прижизненный портрет поэта работы В. А. Тропинина, семейные портреты Пушкиных и Гончаровых, портреты современников Пушкина, писателей, государственных деятелей XIХ в. Большую часть собрания составляет пушкиниана XIX–XX вв. — образ поэта, к которому возвращаются художники разных поколений; события его жизни; места, связанные с его именем. Сюжеты произведений Пушкина вдохновляли не только мастеров, как И. К. Айвазовский, И. Е. Репин, К. П. Брюллов, но и менее именитых авторов, чьи работы не менее ценны, так как дают необычный взгляд на хорошо известный материал.

Гавриил Романович Державин Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин

В. Л. Боровиковский. 1811Холст, масло. 80,7 × 64,5. КП-12826.Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Александр Сергеевич Пушкин

В. А. Тропинин. Этюд к портрету. 1827. МоскваДерево, масло. 18,6 × 15,6. КП-6564Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

 

Александр I Александр I

Александр I

Дж. Доу (George Dawe). 1823Холст, масло. 89,5 × 72,2. КП-18830От А. Н. Семеновой в 1960 г.

 

 

Императрица Александра Федоровна Императрица Александра Федоровна

Императрица Александра Федоровна

Х. Робертсон (Robertson Christina). Автоповторение. После 1844 г. Холст, масло. 92,5 × 64. КП-18072.От Е. П. Мазовой в 1959 г.

 

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская Наталья Николаевна Пушкина-Ланская

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская

И. К. Макаров. 1849Картон, масло. 40,5 × 34. КП-14707Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

 

Наталия Александровна Пушкина Наталия Александровна Пушкина

Наталия Александровна Пушкина

И. К. Макаров. 1849Холст, масло. 52,5 × 44,3, овал. КП-7969.Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!») Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!»)

Пушкин на берегу Черного моря («Прощай, свободная стихия!»)

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. 1887Холст, масло. 232 × 162. КП-6558.Из Государственного Ленинградского Академического театра им. А. С. Пушкина в 1940 г.

Пушкин и няня Пушкин и няня

Пушкин и няня

Ю. М. Непринцев. 1938–1958 Холст, масло. 84 × 108. КП-18305.От автора в 1959 г.

 

Пушкин-лицеист Пушкин-лицеист

Пушкин-лицеист

Е. Л. Орлова-Афиногенова. 1990-е гг.Оргалит, масло. 120 × 90. КП-32745.От автора в 2000 г.

 

Москва. Лубянская площадь. (Вид от М. Лубянки на Владимирские ворота) Москва. Лубянская площадь. (Вид от М. Лубянки на Владимирские ворота)

Москва. Лубянская площадь. (Вид от М. Лубянки на Владимирские ворота)

Ф. Я. Алексеев. Начало 1800-х гг. Холст, масло. 82 × 111,5. КП-1984.Из Государственного Исторического музея в 1938 г.

Царское Село. Екатерининский парк со стороны пандуса и рамповой аллеи Царское Село. Екатерининский парк со стороны пандуса и рамповой аллеи

Царское Село. Екатерининский парк со стороны пандуса и рамповой аллеи

А. Е. Мартынов. 1815Холст, масло. 5,3 × 81,1. КП-6583.Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

Москва. Вид с Воробьевых гор Москва. Вид с Воробьевых гор

Москва. Вид с Воробьевых гор

И.-Н. Раух (Rauch Iohann-Nepomuk) 1837Холст, масло. 108 × 145. КП-6578.Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

Петербург. Лунная ночь Петербург. Лунная ночь

Петербург. Лунная ночь

М. Н. Воробьев. 1835Холст, масло. 81,8 × 129,7. КП-6600.Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

Крым. Вид на Ай-Петри. Эскиз Крым. Вид на Ай-Петри. Эскиз

Крым. Вид на Ай-Петри. Эскиз

М. И. Бочаров. 1850-е гг. Картон, масло. 67 × 58,2. КП-17839.От А. П. Чаровой в 1959 г.

Пушкинские Горы. Озеро Тоболенец Пушкинские Горы. Озеро Тоболенец

Пушкинские Горы. Озеро Тоболенец

М. М. Гохштейн. 1935Холст, наклеенный на картон, масло. 6,9 × 32 (изображение), 28,6 × 32,3 (картонная подложка). КП-13993.Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

«Бахчисарайский фонтан». Жены Гирея у фонтана «Бахчисарайский фонтан». Жены Гирея у фонтана

«Бахчисарайский фонтан». Жены Гирея у фонтана

К. П. Брюллов. 1849Холст, масло. 87,5 × 108,5. КП-6584.Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

«Каменный гость». Дон Жуан и донна Анна «Каменный гость». Дон Жуан и донна Анна

«Каменный гость». Дон Жуан и донна Анна

И. Е. Репин. 1888–1889Холст, масло. 221 × 124,3. КП-550.Из Саратовского областного музея в 1938 г.

«Евгений Онегин». Зима «Евгений Онегин». Зима

«Евгений Онегин». Зима

Ю. Ю. Клевер.1909Холст, масло. 61,7 × 119. КП-5992.От Г. Э. Чугуриной в 1939 г.

www.museumpushkin.ru

Каталоги коллекций - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

В 1994 году Ученым советом ГМИИ им. А.С.Пушкина было принято решение о подготовке и издании полного свода научных каталогов (каталогов-резоне).

Над полным сводом каталогов-резоне работают ведущие научные сотрудники музея, специализирующиеся в различных областях западноевропейского искусства. Каталоги выходят под общим научным руководством директора музея И.А. Антоновой как многотомное, продолжающееся издание, в котором с исчерпывающей полнотой публикуются главные коллекции музея.

Осуществление столь масштабного научно-исследовательского и издательского проекта в области западноевропейского искусства в настоящее время является приоритетным направлением научной деятельности музея.

Первой частью этого многосложного проекта стала публикация живописного собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. В продолжение программы осуществляется интенсивная и сложная работа по изданию каталогов собраний рисунков, которая содержит как опыт предшествующих исследований, так и новые научные подходы, и современные издательские технологии.

В основу издания положено несколько фундаментальных научных установок. Важнейшая из них – историко-монографическая подача материала. Каждый из свода каталогов представляет определенную европейскую школу живописи или рисунка, которая преподносится в хронологической последовательности развития данного вида искусства вплоть до ХХ века. Аннотации о художниках в каждом томе выстроены в алфавитном порядке, фамилия, имя и прозвище художника даются также и в оригинальной транскрипции; названия произведения даются на русском и английском языках. Описания произведений строятся по принципу академического каталога, они содержат самый полный набор сведений, имеющихся в настоящее время о каждом памятнике. Помимо скрупулезного инвентарно-технического паспорта, фиксирующего название на русском и иностранном языках, размеры, технику исполнения, наличие подписей, надписей, печатей, ярлыков и т.д., год и источник поступления, приводится самый полный провенанс произведения, его выставочная история, сведения о корреспондирующих работах, находящихся в музейных и частных собраниях. В научном комментарии первостепенное внимание уделяется вопросам атрибуции и датировки: приводятся результаты новейших исследований, в том числе экспертиз с применением технических и технологических анализов. Каждый том издания снабжен досконально разработанным справочным аппаратом, приложением, включающим целую систему указателей: результаты исследований красочного слоя, перечень выставок, архивные материалы, библиографии на русском и иностранном языках, изменение атрибуции, указатель имен на русском и иностранном языках.

Принимая во внимание достижения современного искусствознания, свод научных каталогов собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина является значительным вкладом в науку об искусстве, имеет большое культурологическое и гуманитарное значение, вводя в научный обиход множество новых сведений, касающихся истории отдельных произведений в контексте творчества художников. Каждый из томов содержит новые материалы и открытия, которые привносят неоспоримый высокий вклад в дело сохранения культурных ценностей, как в нашей стране, так и за рубежом. Это, прежде всего, научные и творческие связи с зарубежными коллегами и музеями-партнерами, выставочная деятельность, художественное образование и научный обмен опытом, история коллекционирования и судьбы художественных собраний. Весь этот широкий спектр информации в сочетании с идеально структурированным справочным аппаратом придает научным каталогам ГМИИ им. А.С.Пушкина неоспоримое достоинство глубокого научного исследования, обращенного как к отечественным, так и к зарубежным специалистам.

В настоящее время вышли в свет следующие научные каталоги:

www.arts-museum.ru

«Голубые танцовщицы» и «Мадонна с младенцем». 7 шедевров Пушкинского музея | Искусство | Культура

Чтобы увидеть шедевры мирового уровня многие стремятся попасть в заграничные музеи. При этом не всем известно, что за Винсентом Ван Гогом не обязательно ехать в далёкий Амстердам, а за Эдгаром Дега — в Париж. Наоборот, любители живописи из разных стран специально прилетают в Москву, чтобы в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства. Сегодня в коллекции ГМИИ находится около 700 тысяч произведений разных эпох — АиФ.ru рассказывает о самых знаменитых шедеврах постоянной экспозиции.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур» Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

В Пушкинском музее хранится сразу 7 картин Ван Гога, в том числе одно из его самых известных произведений — «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Долгое время считалось, что это единственная работа, которую знаменитому постимпрессионисту удалось продать при жизни. На самом же деле, их было больше, а пейзаж «Красные виноградники в Арле» за приличные по тем временам 350 франков приобрела бельгийская художница Анна Бош. После этого Ван Гог с восторгом писал своему брату Тео, что его картины, наконец-то, начали покупать.

Впервые «Красные виноградинки» были выставлены на экспозиции символистов в Брюсселе, где привлекли внимание своими яркими красками и тревожным эмоциональным состоянием. Если внимательно присмотреться к картине, можно увидеть, что солнце будто вылеплено из мазков. Очевидно, нидерландский художник выдавливал краски прямо на холст.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Пабло Пикассо «Девочка на шаре» Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Пабло Пикассо сегодня считается одним из самых дорогих художников мира, а его знаменитая картина «Девочка на шаре» — ещё один предмет гордости Пушкинского музея.

На картине испанского мастера изображена бродячая группа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка, балансирующая на шаре, и мощный атлет, — благодаря которым художник обыгрывает контраст движения и неподвижности.

Ещё в 1913 году картину приобрёл в Париже московский предприниматель Иван Морозов, а в 1948-ом она попала в коллекцию Пушкинского музея. Примечательно, что из-за своей ценности «Девочка на шаре» очень редко покидает пределы нашей страны. Например, Пикассо лично обращался в музей с просьбой временно вывезти картину, чтобы представить на одной из своих последних персональных выставок, но советские чиновники отказали автору. Только в 2011 году, когда проходил год Испании в России, картина была вывезена в музей Прадо в Мадриде.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари» Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Одной из самых любимых моделей знаменитого француза Пьера Огюста Ренуара в 1870-е годы была Жанна Самари. Молодую актрису театра «Комеди Франсез» Ренуар писал четырежды, но портрет, который хранится в ГМИИ, искусствоведы единогласно называют лучшим (хотя он считается подготовительным этюдом к её большому парадному портрету, хранящемуся сегодня в Эрмитаже).

«Её радостный смех, её очаровательный детский характер, её милые шутки, всё в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот», — вспоминал друг Ренуара Жорж Ривьер.

Известно, что оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зелёное платье Жанны становится синим.

Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)»

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина — зал № 8.

Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)» Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)»

«Мадонна с младенцем» — один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее. Картина была написана ещё в 20-е годы XVI века и дошла до нас повреждённой (утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом).

Знаменитый немецкий мастер написал Мадонну в образе самой обычной земной женщины. Но в картине всё равно были сохранены общехристианские символы: виноградная лоза — истинная церковь, кисть винограда, которой касается младенец — его будущая жертвенная смерть, струя воды, выбивающаяся из скалы — источник новой жизни.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Знаменитого француза Эдгара Дега не занимали пейзажи, он рисовал сюжеты из обычной жизни, а одной из его излюбленных тем стал балет.

Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея. Впервые увидев полотно так близко, зрители отмечают, что движения танцовщиц создают ощущение танца, поэтому трудно сказать, изображены на картине четыре балерины или это фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее. Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна.

Клод Моне «Завтрак на траве»

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков».

Клод Моне «Завтрак на траве» Клод Моне «Завтрак на траве»

В постоянной коллекции Пушкинского музея можно увидеть более 10 работ одного из основоположников импрессионизма Клода Моне. Но среди них есть одна, которую не случайно путают с одноимённой картиной Эдуарда Мане — «Завтрак на траве».

Моне задумал огромное полотно (шириной более шести метров) для участия в Салоне 1866 года на ту же тему, с которой его коллега за пару лет до этого произвёл настоящий фурор. Но если Мане изобразил пикник с участием одетых джентльменов и обнажённых дам, Моне запланировал скандал иного рода — создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне. Героями своего полотна он сделал друзей (один из них даже изображён дважды), а женские модели, в основном, взял с обложек модных журналов.

Однако накануне выставки художник, неудовлетворённый своей работой, забросил почти оконченное монументальное полотно и разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Позже мастер вернулся к этой теме и написал уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина — зал № 10.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандт Харменс ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — самая «многострадальная» картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, после чего её переносили на новый холст и реставрировали целых четыре раза.

В Пушкинский музей картина крупнейшего представителя золотого века голландской живописи попала в 1924 голу, а создавалась она в последнее десятилетие жизни мастера. В её основе лежит библейский сюжет: жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет во время пира любимца царя царедворца Амана в желании истребить её народ. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.

www.aif.ru

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором  стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции.  В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Главный корпус Пушкинского музея

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона.

Древнеегипетский деревянный саркофаг

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона.

Статуэтки жреца и жрицы

Косметическая ложечка из слоновой кости.

Косметическая ложечка из слоновой кости

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки.

Мумия в саркофаге, мумия кошки

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Зал Древнего Ближнего Востока

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Статуэтка из Северной Месопотамии

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Экспонаты из Древней Италии

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны.

Медуза Горгона

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора.

Искусство Северного Причерноморья

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Скульптуры Греческого дворика

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Спящая Ариадна в Греческом зале

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Конная статуя в Итальянском дворике

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Статуя Давида в Пушкинском музее

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Зал Рембрандта и художников его школы

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Рембрандт. Портрет старушкиПортрет пожилой женщины кисти Рембрандта

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Картины фламандских живописцев

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

Портрет работы Ван ДейкаПортрет дамы с веером

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Картина катание на коньках

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Пространства ГМИИ им. Пушкина

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Скульптура Микеланджело

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Раннее Возрождение

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Надгробие кардинала Португальского

Европейское искусство Средних веков.

Предметы европейского средневековья

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Древнеримские скульптуры

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Фарнезский бык

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Ника СамофракийскаяЗритель в ГМИИ им. Пушкина

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час. Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам. С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

Ежедневно с 11-00 до 20-00, по четвергам – с 11-00 до 21-00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов в Главное здание

Взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

Копирование текста и фотографий запрещено! Материалы охраняются законом об авторских правах.

pro-stranstva.ru

Пушкинский музей детям. О 5 картинах доступным языком

Ходили ли вы в детстве в музей? Думаю, что вы там были со своим школьным классом. Толпились у каждой картины. Слушали экскурсовода вполуха. А то и вовсе не слушали. Какие-то там Моне, Рембрандты и Серовы. Скучные портреты. Скучные пейзажи.

Вот вы выросли. И думаете, а стоит ли своё чадо вести в музей? Понимаете, что поход со своим классом вряд ли привьёт ему любовь к искусству. Что же тогда делать?

Идите вместе! Например, в Пушкинский музей. И воспользуйтесь для этой прогулки моей статьей.

В ней я рассказываю о 5 шедеврах музея. Без заумных терминов. Без сухих биографий художников.

Статья написана с учётом особенностей познавательных способностей ребёнка. Легкий, простой текст. И только интересные факты.

1. Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Зал 10.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва.

Это картина «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Он очень любил рисовать балерин.

Что необычного ты видишь на этой картине? Платья танцовщиц очень красивого синего цвета. Кажется, что если выключить свет, они будут мерцать в темноте.

Дега написал картину пастелью. Это что-то вроде восковых разноцветных мелков. Они очень яркие. Но у них есть один недостаток. Пастель может со временем осыпаться. Поэтому ее нужно фиксировать специальным раствором. Можно даже обычным лаком для волос. Но от этого цвет пастели тускнеет.

У Дега был друг, итальянский художник. Он разработал ему секретный раствор, от которого пастель не тускнела. Но он так и остался в секрете. Художник никому не выдал состав раствора. Зато картины Дега дошли до нас такими яркими.

Кажется, что балерины на картине танцуют. Но это не совсем так. Изображённая девушка внизу картины нагнулась, чтобы поправить пуант, балетную туфельку. Две другие – поправляет лямки платья. А четвёртая держится за декорации и осматривает платье.

Как думаешь, это четыре разные девушки? Или одна девушка в разных поворотах?

В архиве Дега нашли несколько фотографий одной и той же девушки, запечатленной в разные моменты движения. По этим фотографиям художник и написал свой шедевр.

Дега очень увлекался фотографией. Поэтому его картины похожи на снимки. Посмотри, чем картина похожа на фотографию? Возникает ощущение, будто снимок сделан быстро, на ходу. Поэтому две девушки «не уместились» полностью в картину.

Дега ходил рисовать танцовщиц в Парижскую Оперу. Именно на сцену этого театра танцовщица с картины готовится выйти. С этим театром связана одна невероятная легенда, о которой знали и эта танцовщица, и Дега.

Она гласит, что под зданием Оперы есть озеро! В нем даже водятся сомы. И что самое интересное, это правда. Но только это не озеро, а большой резервуар с водой. Он был построен на случай пожара. И сомы действительно там живут. Их подкармливают сотрудники театра.

2. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. Зал 11.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Эта картина Ренуара – скорее впечатление художника о Жанне Самари, нежели портрет реальной девушки. В жизни она была не так красива. Но была обаятельна и смешлива. Ренуару она очень нравилась, и он приукрасил её черты.

Эту картину нужно рассматривать издалека. Если к ней подойти слишком близко, то вместо девушки мы увидим набор разноцветных мазков.

Когда Ренуар создал этот портрет, не все люди поняли такую технику рисования. Ведь тогда портреты были вместо фотографий. Поэтому ценились детали и четкие линии.

Когда картину показали на выставке, некоторым она не понравилась. «Ее руки словно покрыты рыбьей чешуей!», говорили они.

Другие, наоборот, называли картину вкусной: «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

Жанне Самари на этом портрете 20 лет. Она уже добилась успеха в театре. Сам Ренуар не любил театр. Поэтому на портрете нет никаких театральных атрибутов.

Зато он использовал на картине необычное сочетание розового и зеленого цветов. Такое сочетание во времена Ренуара не использовали.

Это сейчас таких цветов полно в глянцевых журналах. А в 19 веке это было слишком красочно для портрета.

Уже после создания этого портрета в Жанну Самари влюбился молодой человек из богатой семьи. Его отец был против брака с актрисой.

Это в наше время взять в жены знаменитую актрису -престижно. А тогда профессия актера или актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл. У них родилось 2 дочери. Они пошли по стопам матери. Обе стали актрисами.

Жанна Самари умерла рано, в 32 года. Она заболела брюшным тифом. Тогда ещё не было антибиотиков и девушку не смогли спасти.

Этот портрет остался у её мужа и провисел всю жизнь в его доме. После его смерти картину купил русский коллекционер. Так картина и попала в Россию.

3. Клод Моне. Бульвар Капуцинок. Зал 14.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Это картина “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Он жил во Франции более 100 лет назад. Поэтому на картине вместо разноцветных машин – чёрные экипажи с запряженнымилошадьми. А мужчины носили цилиндры – высокие шляпы. Тожечёрные.

Ты видишь толпы людей на картине?

Если отойти от картины достаточно далеко, на 5-7 шагов, то мы видим много людей. Они гуляют по бульвару.

Если же подойти близко к картине, то окажется, что это не люди, а мазки краской. Короткие-длинные. Синие-серые-красные.

Так рисуют импрессионисты. Чтобы запечатлеть происходящее, художнику нужно работать быстро. Поэтому детали уже не важны.

Картина написана в 1873 году. Прошло всего 34 года, как быласделана первая в мире фотография. Поэтому фотоснимки сильно интересовали художников – импрессионистов.

Некоторые особенности фотосъёмки они переносили на свои картины.

Посмотри, чем картина похожа на фото?

Справа нарисованы двое мужчин на балконе. Они смотрят на бульвар. Они полностью не умещаются в картину. Их фигуры“срезаны”, как на фотографии. Будто кто-то сфотографировал бульвар из окна. А эти мужчины случайно попали в кадр.

Бульвар Капуцинок – это одна из самых известных улиц Парижа.Пройдёт 22 года, и именно на этой улице покажут первое в мире кино!

Первые кинозрители увидели 10 коротких двухминутных фильмов. В том числе – первую комедию “Политый поливальщик”. Эти фильмы сняли и показали братьяЛюмьер. Они – первые в мире режиссеры.

Сейчас этот бульвар тоже является излюбленным местом для прогулок. Здесь можно встретить и кинозвёзд, и знаменитых моделей.

На картине виден Гранд Отель. В нем любил останавливаться в Париже русский коллекционер Иван Морозов. Он и приобрёл эту картину в Париже. Так она попала в Россию.

4. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Марди-Гра). Зал 15.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Это картина Поля Сезанна “Пьеро и Арлекин”. Другое название картины – “Марди-Гра”.

Марди-Гра – это очень популярный праздник в Европе и Америке. Наподобие нашей Масленицы. Он тоже посвящён встрече весны.

Праздник проходит в виде карнавала. Художник нарисовал двухлюдей, которые переоделись в Пьеро и Арлекина для выступления на карнавале.

Пьеро и Арлекин – самые популярные карнавальные персонажи.Придумали их в Италии много лет назад. Ещё когда не существовало театров. А были лишь бродячие актёры и уличные представления.

Ещё с тех времен и Пьеро, и Арлекин имеют свои характеры. Пьеро – чувствителен и печален. К тому же он неловкий – все у него валится из рук. Этим он часто вызывает насмешки у его вечного соперника, Арлекина. Тот, наоборот, ловкий, удачливый и высокомерный.

Их костюмы также подчёркивают их характеры. Пьеро всегда носит мешковатый, белый костюм с большими пуговицами и чрезмерно длинными рукавами.

Арлекин же одет в яркий костюм с красно-черными ромбами. Он очень идёт его бойкому характеру.

Именно такими Пьеро и Арлекина изобразил художник Сезанн. Пьеро неуклюже переступает позади. А Арлекин горделиво вышагивает впереди.

Какого цвета костюм Пьеро на картине?

Если отойти достаточно далеко от картины, то кажется, что белый. Но если подойти ближе, то ты увидишь, что Сезанн использовал далеко не только белую краску. Складки прорисованы синим и зеленым цветом.

Видишь что-нибудь необычное в позе Пьеро?

Он вытянул руку и кулаком тычет в спину Арлекина. Возможно,он в очередной раз выслушал от него колкое замечание. Но побоялся показать кулак прямо в лицо Арлекину. Ведь он слишком труслив. Поэтому показывает кулак ему в спину, исподтишка.

Кстати, Сезанн не любил театров и карнавалов. Он был угрюмым и молчаливым человеком. Но написал карнавальных героев, так как театром увлекался его сын.

В костюме Арлекино ему и позировал его сын. А в костюме Пьеро – друг сына.

5.Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Зал 16.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Арль – это небольшой городок во Франции. Это южный город, поэтому здесь много солнца и зелени. Поэтому Ван Гог сюда приехал, чтобы найти яркие краски. Ему это удалось. Посмотри, какая красочная картина.

Картины называется “Красные виноградники”. Но на самом деле листья винограда обычные, зеленые. Просто в лучах заходящего солнца Ван Гог наблюдал оптический эффект. Листья как будто стали красными.

Происходило это осенью, во время сбора урожая винограда. Поэтому мы видим на картине и его сборщиц. Это женщины ближайших окрестностей.

Эта картина написана техникой импасто. Посмотри, как густо нанесена краска. Все мазки отчетливо видно. Особенно при написании солнца и неба вокруг него. Такая густая краска выглядит еще ярче. Кажется, что солнце раскалено. Как будто обожжешься, если до него дотронешься.

Картина известна тем, что это единственная работа, которая была продана Ван Гогом за приличные деньги. Картину купила бельгийская художница Анна Бош. Она тетя того самого Лютвина фон Боша, который создал компанию по производству бытовой техники Бош (Bosch).

Купила она её за 350 франков. Если переводить на наши деньги, то получается где-то 300 тыс. рублей. Это как 30 самых дорогих наборов Лего “Звездные воины” или 100 Барби!

Тогда для Ван Гога это были огромные деньги. Ведь до этого ему удалось продать всего лишь 20 своих картин за более скромные деньги.

Сейчас картину оценивают гораздо дороже: в 90 миллионов долларов. Это как 10 частных самолетов. Картины Ван Гога – самые дорогие в мире картины.

Анна Бош продала через какое-время картину. Её купил русский коллекционер и увёз в Россию.

***

О шедеврах Пушкинского музея также читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Если же вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья о менее раскрученных шедеврах Пушкинского музея: “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

чью коллекцию покажет Пушкинский музей :: Впечатления :: РБК.Стиль

Рембрандт и Вермеер в Москве: чью коллекцию покажет Пушкинский музей

© theleidencollection.com

Автор Анастасия Новикова

28 марта 2018

28 марта в Пушкинском музее открывается выставка, которой под силу собрать длинные очереди зрителей. В Москву привезли шедевры Лейденской коллекции, работы из которой раньше ни разу не выставлялись в России. Рассказываем, что нужно знать об экспозиции.

Из чего состоит Лейденская коллекция?

Лейденская коллекция получила название в честь голландского города Лейдена, где в 1606 году родился Рембрандт. Собрание составили картины голландских мастеров. Лейденская коллекция стала складываться недавно — в 2003 году. И относительно за короткий срок, всего 15 лет, превратилась в одно из крупнейших в мире собраний нидерландского искусства XVII столетия. Это время называют золотым веком голландской живописи. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники. Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ — живопись и графика. Часть собрания можно исследовать виртуально — 175 произведений оцифрованы и выложены на специально созданном сайте.

Ян Ливенс. «Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)»

© theleidencollection.com

Питер ван Лар. «Автопортрет с атрибутами занятий магией»

© theleidencollection.com

Габриель Метсю. «Женщина, торгующая битой дичью в ларьке»

© theleidencollection.com

Рембрандт. «Портрет Антони Копала»

© theleidencollection.com

Ян Ливенс. «Игроки в карты»

© theleidencollection.com

Кто стал собирать Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция — частное собрание. В начале XXI века произведения голландского искусства стали собирать американский миллиардер Томас Каплан и его жена Дафна. Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Например, когда ему было семь лет, он попросил родителей отвезти его в Голландию, в те города, где жил художник. Каплан интересовался голландской живописью золотого века, но даже не думал, что работы его любимых художников можно обнаружить на арт-рынке. Говорят, идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. Затем обратили внимание на произведения мастеров Лейденской школы, а после стали покупать картины и рисунки художников из других голландских городов — Делфта и Утрехта.

Томас Каплан

© Валерий Шарифулин/ТАСС

На сегодняшний день в мире всего по одной работе Яна Вермеера и Карела Фабрициуса находится в частных руках, и обе — в коллекции Томаса Каплана. Также в собрании миллиардера свыше десятка работ Рембрандта. Одна из недавних покупок — полотно «Пациент, упавший в обморок». Картина была выставлена на небольшом аукционе в Нью-Джерси в 2015 году. Стартовая цена — всего $ 800. Устроители торгов думали, что продают произведение неизвестного автора XIX века, однако оказалось, это работа 18-летнего Рембрандта, считавшаяся утерянной. 

Чьи картины привезли в Пушкинский музей?

Впервые работы из Лейденской коллекции были выставлены в Лувре в 2017 году. А затем успели побывать в Пекине — в Национальном музее Китая. Московская выставка будет масштабнее. Если в Лувр привозили всего 30 картин, а в Пекин — 65, то в российской столице покажут 82 произведения собрания. Причем ни одна из работ, вошедших в экспозицию, до этого не выставлялась в России.

Выставка в Пушкинском музее разбита на три раздела. Первый посвящен Рембрандту и его окружению. Второй — Лейденской школе. Третий — знаковым голландским живописцам XVII века. Еще одна работа выставки не относится к нидерландскому искусству. Это один из шедевров коллекции — рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя».

Леонардо да Винчи. «Голова медведя»

© arts-museum.ru

В Москве покажут 12 работ Рембрандта, относящихся ко всем периодам его творчества. Ранний проиллюстрирует тот самый «Пациент, упавший в обморок». Полотно является частью цикла картин «Пять органов чувств». А зрелый период творчества отметит «Минерва», написанная в 1635 году. Она была создана вскоре после женитьбы художника на Саскии Ойленбург. И, предположительно, именно супруга позировала Рембрандту для картины.

Рембрандт. «Минерва»

© arts-museum.ru

В Пушкинский музей приехали и те самые, единственные частные произведения Вермеера и Фабрициуса. Работа художника из Делфта — «Девушка за верджинелом». Эта поздняя картина Вермеера, по предположению исследователей, была написана на холсте из того же рулона, что и знаменитая «Кружевница», хранящаяся в Лувре. Творчество Карела Фабрициуса будет представлено полотном «Явление ангела Агари» — одним из шестнадцати, сохранившихся до наших дней. 

Ян Вермеер. «Девушка за верджинелом»

© theleidencollection.com

Франц ван Мирис. «Молодая женщина кормит попугая»

© theleidencollection.com

Карел Фабрициус. «Явление ангела Агари»

© theleidencollection.com

Ян Вермеер. «Кружевница»

© theleidencollection.com

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Пушкинском музее продлится до 22 июля.

style.rbc.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта