Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой». Борисова мусатова картины


БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович - Галерея произведений (95 изображений).

admin 08.07.2013 Галерея, Новости, Топ-20 1,811 Показы

Открыть доступ

В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ

(1870 – 1905)

Художник-поэт, «мечтатель», Виктор Борисов-Мусатов вошел в историю отечественного искусства как создатель новой монументально-декоративной живописной системы, отличающейся тонким лиризмом и одухотворенностью, неустанными поисками красоты и гармонии в человеке и окружающем его мире.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля в Саратове в семье железнодорожного служащего. Художественное образование получил в Саратове, Московском училище живописи и ваяния (где учился у Н.Неврева, К.Лебедева, В.Поленова и К.Савицкого), состоял вольнослушателем в Академии художеств, посещал частные школы в Петербурге и Париже.
Многочисленные поездки по России и Европе, влияние новейших течений в искусстве, собственные пытливые поиски сформировали уникальную творческую манеру и тематику произведений Виктора Борисова-Мусатова. Он активно участвовал в художественной жизни, был членом и организатором выставок Московского товарищества художников, участником других объединений. Ранняя смерть прервала его художественный полет в самом зените его неповторимого гения…
1. Борисов-Мусатов Виктор "Автопортрет" 1904-1905 Бумага, прессованный уголь 62,2х45,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Борисов-Мусатов Виктор «Автопортрет» 1904-1905 Бумага, прессованный уголь 62,2х45,5 Государственная Третьяковская галерея 2. Борисов-Мусатов Виктор "Окно" 1886 Холст, масло 62,5х47,2 Государственная Третьяковская галерея 2. Борисов-Мусатов Виктор «Окно» 1886 Холст, масло 62,5х47,2 Государственная Третьяковская галерея 3. Борисов-Мусатов Виктор "Дама у рояля" 1880-е Холст, масло 24х17 Государственная Третьяковская галерея
3. Борисов-Мусатов Виктор «Дама у рояля» 1880-е Холст, масло 24х17 Государственная Третьяковская галерея 4. Борисов-Мусатов Виктор "Лунная ночь. Открытое окно" 1892 Холст, масло 40,5х27 Государственная Третьяковская галерея 4. Борисов-Мусатов Виктор «Лунная ночь. Открытое окно» 1892 Холст, масло 40,5х27 Государственная Третьяковская галерея 5. Борисов-Мусатов Виктор "Поклонение волхвов. Эскиз" 1893 Бумага, масло 88х68 Государственная Третьяковская галерея 5. Борисов-Мусатов Виктор «Поклонение волхвов. Эскиз» 1893 Бумага, масло 88х68 Государственная Третьяковская галерея 6. Борисов-Мусатов Виктор "Суд Париса. Эскиз" 1894 Бумага, масло 65х51 Государственная Третьяковская галерея
6. Борисов-Мусатов Виктор «Суд Париса. Эскиз» 1894 Бумага, масло 65х51 Государственная Третьяковская галерея 7. Борисов-Мусатов Виктор "Девочка на диване. Этюд" 1894 Холст, масло 14х23,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Борисов-Мусатов Виктор «Девочка на диване. Этюд» 1894 Холст, масло 14х23,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Борисов-Мусатов Виктор "Майские цветы" 1894 Холст, масло 51х64 Государственная Третьяковская галерея 8. Борисов-Мусатов Виктор «Майские цветы» 1894 Холст, масло 51х64 Государственная Третьяковская галерея 9. Борисов-Мусатов Виктор "Капуста и ветлы. Этюд" 1894 Холст, масло 51х40 Государственная Третьяковская галерея
9. Борисов-Мусатов Виктор «Капуста и ветлы. Этюд» 1894 Холст, масло 51х40 Государственная Третьяковская галерея 10. Борисов-Мусатов Виктор "Молебен на станции железной дороги" 1894 Бумага, гуашь, тушь, перо 13,5х17,5 Государственная Третьяковская галерея 10. Борисов-Мусатов Виктор «Молебен на станции железной дороги» 1894 Бумага, гуашь, тушь, перо 13,5х17,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Борисов-Мусатов Виктор "В ожидании гостей" 1894 Бумага, гуашь, тушь 11,2х17,2 Государственная Третьяковская галерея
11. Борисов-Мусатов Виктор «В ожидании гостей» 1894 Бумага, гуашь, тушь 11,2х17,2 Государственная Третьяковская галерея 12. Борисов-Мусатов Виктор "Дерево на фоне неба. Этюд" 1894 Холст, масло 15х22,5 Государственная Третьяковская галерея 12. Борисов-Мусатов Виктор «Дерево на фоне неба. Этюд» 1894 Холст, масло 15х22,5 Государственная Третьяковская галерея 13. Борисов-Мусатов Виктор "Ночной пейзаж. Этюд" 1892-1894 Холст, масло 13х24,3 Государственная Третьяковская галерея 13. Борисов-Мусатов Виктор «Ночной пейзаж. Этюд» 1892-1894 Холст, масло 13х24,3 Государственная Третьяковская галерея 14. Борисов-Мусатов Виктор "Крымский этюд" 1895 Бумага, акварель, графитный карандаш 12,6х17,5 Государственная Третьяковская галерея
14. Борисов-Мусатов Виктор «Крымский этюд» 1895 Бумага, акварель, графитный карандаш 12,6х17,5 Государственная Третьяковская галерея 15. Борисов-Мусатов Виктор "Волга. Нижний Новгород" 1894 Бумага, гуашь 9,2х11,2 Государственная Третьяковская галерея 15. Борисов-Мусатов Виктор «Волга. Нижний Новгород» 1894 Бумага, гуашь 9,2х11,2 Государственная Третьяковская галерея 16. Борисов-Мусатов Виктор "Пейзаж" Бумага, акварель, гуашь Смоленский государственный музей-заповедник 16. Борисов-Мусатов Виктор «Пейзаж» Бумага, акварель, гуашь Смоленский государственный музей-заповедник 17. Борисов-Мусатов Виктор "Девочка с куклой. Этюд" 1894 Холст, масло 44х21 Государственная Третьяковская галерея
17. Борисов-Мусатов Виктор «Девочка с куклой. Этюд» 1894 Холст, масло 44х21 Государственная Третьяковская галерея 18. Борисов-Мусатов Виктор "У реки. Этюд" 1894 Холст, масло 51,5х39,5 Курская государственная картинная галерея 18. Борисов-Мусатов Виктор «У реки. Этюд» 1894 Холст, масло 51,5х39,5 Курская государственная картинная галерея 19. Борисов-Мусатов Виктор "В лодке. Неоконченный этюд" 1892-1894 Холст, масло 30,5х24,8 Государственная Третьяковская галерея 19. Борисов-Мусатов Виктор «В лодке. Неоконченный этюд» 1892-1894 Холст, масло 30,5х24,8 Государственная Третьяковская галерея 20. Борисов-Мусатов Виктор "Закатное небо. Этюд" 1892-1894 Холст, масло 25х21 Государственная Третьяковская галерея
20. Борисов-Мусатов Виктор «Закатное небо. Этюд» 1892-1894 Холст, масло 25х21 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5

Check Also

Любовь. Любовь! Любовь? Любовь…

До 25.07.2014 в Галерее Веллум в Арт центре Артефакт

cultobzor.ru

Фотография в творчестве Виктора Борисова-Мусатова

…Спокойствие душу объемлет,И я никуда не иду.Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы,Саратовцы, судя по газетам, мятутся.А я сижу дома и задаю концерты себе одному.В них вместо звуков — все краски,А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы.Я импровизирую на фоне фантазии,А романтизм — мой всесильный капельмейстер,И мне кажется иногда, что я на каком-тонеобитаемом острове.И действительностькак будто не существует,Мечты мои всегда впереди.Они мне создают целые симфонии,Тоска меня мучит, музыкальная тоскапо палитре, быть может.Где я найду моих женщин прекрасных?Чьи женские лица и рукижизнь дадут моим мечтам?И я никуда не иду,Спокойствие душу объемлет…

Читая эти строки Борисова-Мусатова, невольно вспомнилась весьма своеобразная концепция мусатовского творчества, предложенная Максимилианом Волошиным (Лики творчества. Блики. В.Э. Борисов-Мусатов). Он видел в Борисове-Мусатове вовсе не певца водоёмов и цветущих садов и уж никак не пейзажиста. На взгляд Волошина, этот мастер принадлежит к числу художников, "влюблённых в специфическую некрасивость женских лиц, которые силой своей любви создают из "некрасивости" новую Красоту". Среди таких художников Волошин называет Яна Ван Эйка, Сандро Боттичелли, немецких, французских, итальянских мастеров раннего Ренессанса. "Борисова-Мусатова я отношу к той же группе чувственных, сентиментальных и волнующих художников, - писал он. - Мусатов нашёл свою некрасивость и был достаточно убедителен и талантлив, чтобы ему поверили. Он нашёл своё лицо, он просветил, он освятил его".Согласно волошинской версии, художник не нашёл в реальности живого воплощения такого лица, которое раздваивалось для него на два непохожих, но сливающихся в единое на его полотнах."Раздвоение это ещё более усиливает грустную безысходность его искусства". И дальше в том же духе: "Всё, что он ни творил, - всё было для прославления некрасивости, его пронзившей. Это была очень русская, очень национальная некрасивость, и он украшал её всем, чем мог, что было ей к лицу, т.е. тем, что выделяло характер её лица"."Конечно, он хорош как пейзажист, - продолжал Волошин, - но кто выделил бы его из тысяч хороших импрессионистов, если бы его пейзаж не был проникнут присутствием, близостью любимой им женщины, не был бы фоном её фигуры. Как бы ни казались иногда случайны фигуры на его пейзажах, - всегда пейзаж написан для них, а не они для пейзажа. И помещичьи усадьбы, и запущенные сады, и беседки, и платья восемнадцатого века, и розовые облака - всё это он писал лишь потому, что они украшали и определяли любимое им выражение лица, взволновавшую его "некрасивость". Потому-то в нём так много лиризма и единства. Потому-то в нём так много того, что есть в хороших, немного устарелых, очень сентиментальных романсах, которые с таким чувством поются в глухой русской провинции. И, быть может, это даёт ему власть так наивно и смело подходить к нашему сердцу".

Борисов-Мусатов - Девушка с ожерельем, 1904, х.м., частная коллекция

Любопытным и неожиданным открытием для меня оказалось то, что Борисов-Мусатов, в своих творческих исканиях, использовал фотографию, которой занимался весьма серьёзно и даже экспериментировал с цветом.В фотографии Борисов-Мусатов - всё тот же большой мастер, это чувствуется в каждом снимке.

Об этом - интереснейший пост galimatja_44: Фотограф и художник Виктор Борисов-Мусатов

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова, сестра художника

Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса.

Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография

«Девушка с ожерельем». Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея

«Реквием». Акварель. 1905 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке Е.Э. Мусатова

«Автопортрет с сестрой». Холст, масло, темпера. 1898 год. Государственный Русский Музей

Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова

«Портрет сестры. Девушка с розами». Холст, масло. 1902 год. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Спящая девушка». Бумага, пастель. 1901 год. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева

Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова

«Одиночество». Пастель

Фотоэтюд. На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Сидящая девушка» (?)

Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская

«Последний луч». Эскиз. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь. 1901 год. Собрание семьи художника

Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?) Фотография

«Портрет неизвестной». Бумага, пастель. 1902

Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография

«Дама в голубом». Акварель. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович

«Портрет Н.Ю. Станюкович». Холст, масло. 1903 год. Государственный Русский Музей

Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография

«Гобелен». Холст, темпера. 1901 год. Государственная Третьяковская Галерея

Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская

«Изумрудное ожерелье». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография

«Летний день». Акварель

Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография

«Пруд». Холст, темпера. 1902 год. Государственная Третьяковская Галерея

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография

«Прогулка на закате». Холст, темпера. 1903 год. Государственный Русский Музей

Праздник зеленого маскарада. Фотография

Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография

«Дама у гобелена». Портрет Н.Ю. Станюкович. Бумага, пастель. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография

«Фантомы». Холст, темпера. 1903 год. Государственная Третьяковская Галерея

ЗДЕСЬ интересная статья об использовании В.Борисовым-Мусатовым и М.Врубелем фотографии в своих работах…

ОТСЮДА взято

animagemella1.livejournal.com

Художник Борисов-Мусатов. Русская живопись | World of Art

"Весна" 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), - известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников, 1904 - член Союза русских художников. Борисов-Мусатов выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и "Мира искусства".

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый "декоративный пленэризм"). В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу. Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез. Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ). Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: "Майские цветы" (1894), "Агава" (1897), "Гобелен" (темпера, 1901), "Водоём" (1902), "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04), "Куст орешника" (пастель, 1905),"Кавалер, читающий стихи " (1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения "Голубая роза", которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

"Он был трогателен, мил и сердечен", - вспоминает И. Грабарь о своём близком друге

"Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, - писал М. Добужинский, - очень изысканно одевался и носил золотой браслет".

"Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики," - говорил Андрей Белый.

"Тончайшим и нежным горбуном" называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

"Автопортрет с сестрой" 1898

"Гобелен" 1901

"Осенний мотив" 1899

"Водоём" 1902

"Дама у гобелена" (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

"Дама в голубом" 1902

"Окно"

"Натюрморт. Цветы" 1902

Куст орешника

"Колокольчики" 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

"Женщина в голубом" 1905

За вышиванием

"Кавалер, читающий стихи" 1899

Майские цветы

"Парк погружается в тень" 1904

"Прогулка при закате" 1903

"Реквием" 1905

Прогулка

"Осенний мотив" 1901

"На балконе"

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова "Дафнис и Хлоя" 1901

Дама в кресле-качалке

"Призраки" 1903

"Изумрудное ожерелье"

"Агава" 1897

"Мотив без слов" 1900

"Гармония" 1900

"Дама в голубом" 1904

"Розы и сережки" 1901

"Цветы" 1894

Сон божества

worldartdalia.blogspot.com

Живопись Борисова-Мусатова. | Изобразительное искусство

В. Э. Борисов-Мусатов - один из крупнейших мастеров конца XIX - начала XX века.

Начав свою жизнь в Саратове - родина многих известных русских художников, Борисов-Мусатов получил образование в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. В течение нескольких лет он работал и учился в Париже.

Его творчество неразрывно связано с той трудной и одновременно блестящей эпохой русского искусства рубежа веков, которая отмечена напряженными поисками нового. В этом общем движении Борисов-Мусатов смог проложить свой особый путь.

Уже современники замечали, что его искусство свойственно "гипнотизирующее очарование", способность глубоко проникать в душу, "заражать" своим настроением, вовлекать в мир своих образов. Такая активность кажется тайной, чудом искусства. Ведь живопись Борисова-Мусатова лишена той прямой захватывающей силы экстатических порывов, которая определяла действенность творчества его гениального современника Врубеля; в ней нет врубелевского решительного натиска и энергичной устремленности чувств, мощного пафоса необузданной фантазии. Борисову-Мусатову свойственны сдержанность эмоций, мечтательное созерцание. Его живопись вовлекает в свой мир не сразу и не открыто, зачаровывает постепенно, привлекая особой поэтичностью, красотой, тонкой передачей сокровенных человеческих чувств.

Иногда, однако, эти качества заслоняют понимание строгой логичности живописи Борисова-Мусатова. А между тем эмоциональная проникновенность и гармония его созданий, непосредственно ощутимые при восприятии, есть результат точного расчета и математически выверенного построения. Художник лирический и мечтательный, он творил отнюдь не интуитивно. Напротив, вполне сознательно стремился дисциплинировать живопись, дать ей продуманную, закономерно организованную систему. Как отметил К. Петров-Водкин, он придал поэзии "прочную живописную форму".

В искусстве Борисова-Мусатова каждая мельчайшая деталь художественного организма, как и общая его пластическая концепция глубоко продуманы и являются носителями смысловых, содержательных ценностей.

Для Борисова-Мусатова характерна необычайная осмысленность самой живописной структуры. Темы, мотивы, типично мусатовские на протяжении всего творческого пути мастера, но менялся характер соотношений этих образов между собой, менялась структура формы. Особенности строя вещей в разные периоды рождены специфичностью их содержания.

В ранний импрессионистический период тема "человек и природа" разрешается Борисовым-Мусатовым исходя из чувственного восприятия объективной действительности, свойственного импрессионизму. Художника интересует натура как таковая в ее непосредственной, улавливаемой глазом зрительной выразительности. На этой основе возникает взаимосвязь фигуры с пейзажем. Полная нераздельная слиянность человека с природой показывается как интимная близость его к окружающим вещам, как физическое погружение в пространственную, световую, воздушную среду и чувственное растворение в ней. Единение происходит на основе подчинения человека окружающей стихии, в которую он входит как ее естественная частица и покоряется ее законам. Чисто натуральный принцип построения полотна, опирающийся прежде всего на зрительный опыт художника, на видение, смотрение, созерцание, обусловливает и характер образа - чувственно-созерцательный. Живописная настойчивость в передаче солнечного света и приподнято-возбужденная манера письма определяют эмоциональную окраску ранних вещей. Кисть, быстро следующая за наблюдением, передает радостное приятие реальности, восхищение красотой и лучезарностью мира.

В период, ознаменованный созданием "Водоема" (1902), вся система живописных средств направлена на преображение видимой натуры. Реальное пространство не прямо воспроизведено в картине, а пересоздано. Горизонтальная граница воды не фиксирована, две плоскости - отражающая поверхность и отражение - сведены в одну. Эта единая плоскость поднимается отвесно за фигурами и сильно приближена к переднему краю сцены. Все изображение решительно подчинено двухмерным категориям. Цвет натуры так же не зафиксирован буквально, а переосмыслен, заново спланирован на полотне, организован. Ключевой элемент колорита - сине-голубой цвет платья сидящей девушки. Этот яркий и чистый цвет, самый насыщенный и наиболее звонкий по тембру, являясь сильной доминантой, диктует цветовые отношения. По контрасту с крупным монолитным пятном воспринимается дробная мозаичная кладка пятен фона - зеленые, голубые и белые цвета деревьев, неба, облаков. Фиолетовое платье стоящей девушки также включается в общую цветовую структуру, вступая во взаимодействие с синим пятном на первом плане. Оно замыкает подбор цветов, участвующих в картине и образующих в совокупности холодную часть спектра: зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Колорит построен, таким образом, как созвучие близких друг другу холодных цветов. На смену чисто зрительному восприятию здесь вводится их сознательная организация.

Образно-сюжетная сторона также сознательно организована, построена; это "дуэт" двух подруг, погруженных в мир личных чувств и раздумий. В образах картин мы не найдем отражения широкой картины душевной жизни, многообразия оттенков настроения. Внутренний мир девушек сосредоточен на одном переживании: каждая полностью отрешена, ушла в себя, но благодаря общей настроенности между ними воцаряется атмосфера душевной близости, молчаливого взаимного "разговора". Эмоциональный импульс, получая отклик в другом сходном чувстве, обретает в этом дуэте особую значительность. Находя поддержку и отклик в природе, словно эхо воспроизводящей настроение человека, он оказывается уже многократно усиленным. Образная композиция построена, следовательно, как повторы аналогичных чувств, то есть, по существу, ритмически. Не свободное развертывание переживаний, но ясно обозначенное строение эмоций определяет атмосферу картины. Все подчинено своей логике, и образ обретает черты идеального.

Здесь выражено иное, чем в импрессионизме, понимание общности между природой и человеком; не столько растворение в природе, сколько, напротив, подчинение ее переживаниям человека. Полное соответствие настроения пейзажа чувствам девушек делает природу не просто материальным окружением человека, но эмоциональной, духовной средой. Ясная гармония чувственного и духовного выражается и в пластической гармонии живописи. Бытие в подобных мусатовских картинах построено как универсальное соответствие и всеохватная внутренняя согласованность. Пластика человека и природы, пластика вещей и эмоции сходны.

Особый характер формы выражает характер переживаний, эмоциональный колорит произведения. Ничем не разрушаемая статичность композиции, уравновешенные пропорции, неподвижность больших масс цвета, спокойные ритмы линий и форм, медленное письмо - весь живописный строй "Водоема" рождает ощущение тишины и спокойствия. Замкнутость композиции способствует впечатлению отрешенности мусатовских героинь, их погружению в мир созерцательности.

Картина "Изумрудное ожерелье" (1903 - 1904) являет некоторые иные черты. В лирическое настроение задумчивой мечтательности вторгается скрытая тревога. Сочетание яркого возбуждающего изумрудного цвета с более вялым, расслабляющим оливковым и тревожащим сине-зеленым создает ощущение смутного беспокойства; взаимоотношения зеленых осложнены и "омрачены" присутствием сумеречных и беспокоящих густых фиолетовых и лиловых. Спокойный и светлый образ как бы растревожен изнутри, скованное и едва высвобождающееся из неподвижности , медленное проплывающее движение шествия порождает впечатление томления и усталости.

"Изумрудное ожерелье" становится как бы переходом от умиротворенной идилличности "Водоема" к щемящей тоскливости "Призраков" (1903).

В этой картине воплощен условный и странный мир призрачного видения. Художник стремится проникнуть во внутреннюю затаенную жизнь природы, постигнуть поэтическую духовную сущность вещей, скрытую за внешней оболочкой видимого. Предстающие глазу формы он хочет сделать прямым отражением неведомой, скрытой жизни. Фигуры людей и пейзаж как бы дематериализуются. Неодушевленным предметам придается антропоморфный характер, в них подчеркивается живое, одушевленное начало. Легкое парящее движение фигур, "дыхание" всех предметов, взвешенность их в бездушном, лишенном осязаемости пространстве, мерцающий, все время как бы меняющийся на наших глазах, "соскальзывающий" цвет, тончайшая трепетная живописная стихия порождают ощущение таинственности.

Связь природы с человеком понятна здесь прежде всего как универсальная одушевленность всего сущего. От чувственной созерцательности импрессионизма через гармонию чувственного и духовного в "Водоеме" художник приходит к "всеобщей" духовности. Эволюция содержания искусства Мусатова от ликующей радостности к задумчивой созерцательности, а затем - от безмятежного покоя к тревоге была общим для культуры начала XX века выражением предчувствия грядущих потрясений эпохи. Все возрастающая тяга к обостренной эмоциональности и повышенной духовности отражали, в конечном счете, общественные настроения и переживания, мучительную тоску поколений о счастье и красоте.

Поиски Борисовым-Мусатовым новых средств выразительности можно сопоставить с одновременными исканиями в области поэтики раннего русского символизма.

Жизненный путь художника оборвался неожиданно, в 35-летнем возрасте, в самый разгар новых творческих поисков. Борисов-Мусатов успел по существу сделать лишь первые шаги по намеченному пути. Но его достижения были высоко оценены и восприняты следующими за ним поколениями художников П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н. Крымов, М. Сарьян, К. Петров-Водкин и многие другие, разрабатывая свои живописные системы, учились у Борисова-Мусатова, решительно подчиняя натурные впечатления конкретным образным задачам.

О. Кочик. 1975 г.

art.sovfarfor.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Автопортрет с сестрой»

Полотно создано в 1898 году маслом на холсте.

Борисов-Мусатов – это русский художник конца 19 столетия начала 20. Он родился в Саратовской губернии, где им написано много полотен. Прожив всего 30 лет, он оставил нам прекрасные картины, которые вышли в культурное наследие нашей страны.

Автопортрет со своей сестрой художник написал в 1898 году, с того года он уже жил в Саратове. Сам портрет он создал в усадьбе Зубриловка. Это было его любимое место, красота и живописность тех мест, всегда имела особое место в его душе.

На автопортрете художник изобразил себя и свою сестру Елену. Она была совсем юна, ей всего 14 лет. Но образ, созданный автором на полотне, показывает нам не молоденькую, взбалмошную девчонку, а леди, которая глубоко рассуждает о прошедшей эпохе. Она одета в платье, которое носили в сороковых годах 19 столетия.

Свой портрет художник изобразил лишь наполовину. На лицах запечатлена отрешенность. Все произведения Борисова-Мусотова наполнены таинственностью, проникнуть духом и печалью уходящей эпохи. Портрет с сестрой отражает драму в их душах. Молчание, взгляд все показывает нам, как остро герои ощущали близившиеся перемены.

Уходит эпоха символизма, галантности кавалеров и безмятежности дам. Наступает новый век, который уже никогда не будет схож с тем, что было раньше. Брат с сестрой словно прокручивают все события, связанный с ушедшей эпохой, желая остановить временной бег.

Художник создал эту картину за несколько лет до своей кончины. Спустя век, мы можем лицезреть красоту, изящность того времени. Картина написана в летний, солнечный день на террасе любимой усадьбы. По ее мотивам Тютчев написал несколько прекрасных строк. Через пару лет здесь же Борисов-Мусатов создаст еще один шедевр живописи «Призраки», под впечатлением от запущения и увядания любимого места, словно предчувствия скорую кончину.

Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Москва.

opisanie-kartin.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Цветы»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Цветы»

Вот уж кажется совсем незаметное полотно, да и ничего не выражающее. Всего-то часть стола, угол и на какой-то белой черепице выложены цветы. Причём не просто цветы, а именно соцветия, то есть самый верх, стебли убраны. Точно определить какие именно цветы практически невозможно.

Заметна роза, самое яркое пятно. Затем можно предположить, что лежат васильки или веточки сирени. Но это только предположение.

Удивительно построена композиция. Фоном дан нам пол, и он максимально зрительно приближен к нам, потом угол чего-то коричневого – то ли стола, то ли картонки, которая лежит на полу. И только на этом коричневом возлежат цветы.

А вот теперь стоит рассказать немного и об авторе. Всё дело в том, что он вошёл в русскую живописную школу как гениальный художник, имея в багаже всего-то несколько десятков полотен. Ярких полотен, жанровых и просто пейзажных, есть и портреты. Но всё это делалось при весьма печальных обстоятельствах – художник с трёх лет был не здоров и уродлив. Он был горбат.

Но это не помешало пройти учёбу в художественных училищах и академии. И даже учился в одной из художественных студий Парижа. Он рисовал великолепно, так считали многие. Его полотна сейчас практически все находятся в Третьяковской галерее. Но сам художник никогда не был столичным жителем, в основном он прожил в Саратове, а конце своей жизни провёл в Подольске или Тарусе.

Таруса и стала его последним приютом. Художнику было всего тридцать пять лет, когда его не стало. Ничтожно мало и, к сожалению, не успел он полностью проявить свой талант. А может быть это и хорошо, что такой талантливый человек ушёл рано. Он наверняка не смог бы пережить все те события, которые как раз начались в 1905 году. Ведь известно, как ранимы, бывают такие люди. Революцию он бы точно не смог пережить.

opisanie-kartin.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Гобелен»

Описание картины Виктора Борисова Мусатова «Гобелен»

Виктор Борисов-Мусатов появился на свет в Саратове, там он и прожил всю свою юность. Учился он в Московской школе искусств, там его научили безупречно владеть кистью и передавать свое настроение красками. В 1895 году у него, получается, перебраться в Париж. Там он совершенствует свое мастерство и открывает новые грани таланта.

В России о художнике заговорили в 1902 году, именно тогда на свет родилась картина «Гобелен». Выбирал автор пастельные тона для своих работ, но особенно его привлекла необычная техника гобелен. Эту технику Мусатов подробно изучил во Франции, зародилась она еще в XVII в. Картина становится похожей на ткань, за счет того, что краска на холст наносится очень тонким слоем. Текстура проявляется, волокна становятся видны.

На картине изображены две молодые дамы, они прогуливаются по саду. Расположился парк в старинной усадьбе. Темноволосые красавицы вышли прогуляться в солнечный день, на улице немного жарко и они вынуждены взять с собой свои прелестные веера. Одна из дам поправляет свое пышное платье, а вторая кидает на нее равнодушный взгляд. Парк ухоженные, газоны ровные, а деревья пострижены. На заднем плане красуется сама усадьба, виднеется аллея с небольшой лавочкой.

Платья женщин украшено воланами и многочисленными складками на юбке. На шее виднеется жемчужное украшение, указывающее на статус молодой особы. Прическа убрана назад, это придает строгости, нарисованной барышне.

Виктор Борисович передал настоящую атмосферу одного из прогулочных дней двух прекрасных женщин. Он лично наблюдал такие прогулки ежедневно. Ему нравилось рисовать девушек, рисуя их лица в истории своего творчества. Больше всего восхищает умение подбирать такие легкие и естественные оттенки. Солнечный свет передается во всем, а детали нарядов смотрятся скромно, но в то же время богато.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта