О знаменитой картине "Сватовство майора". Сватовство картина


Свадебная тема. Федотов Сватовство майора

"Начинается, начинается рассказО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся."

Специально к этой картине П.Федотов сочинил поэму"Майор". Использовала отдельные отрывки поэмы.

         Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.

     Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. 

              Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.

НЕВЕСТА

          Обратим внимание на взволнованную невесту.Она засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.

         Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»

                Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку,скореевсего от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!Ой, стыд-то какой!

СВАХА

         На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки

 ЖЕНИХ

   Скорее всего женитьбой он решил поправить свое материальное положение.Предположительно герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. 

Майор толстый, бравый,Карман дырявый.Крутит свой ус:«Я, дескать, до денежекДоберусь...»

МАМЕНЬКА

              К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она

По-старинному, в сизом платочке,

Остальной же наряд

 У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

КУПЕЦ

      Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться, нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались  на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки. 

Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком;Он знаком больше с армяком.Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:«Нараспашку принять — неучтиво!»

КУХАРКА

Она вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму. 

СТАРУХА-ПРИЖИВАЛКА

    Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.

Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.

Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених.

ОБСТАНОВКА

    Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...

     Подробнее рассмотрим стол.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и слабосоленую икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни. 

   На картине можно увидеть люстру и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня. 

КАРТИНЫ НА СТЕНАХ

            Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского. 

КОШКА

        По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей. Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.

О  ВОСПРИЯТИИ КАРТИНЫ

     Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

          Знакомый П. Федотову офицер сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

             С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

             Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность. Все это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.

         Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.

               Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...                «Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

    Про картины Федотова говорили, что они на вид веселые, но в них "глубокая горечь, негодование и сдерживаемые рыдания". "Моего труда в мастерской только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах",- объяснял Федотов.

Источники.

http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/821

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/271-svatovstvo-mayora-pavel-andreevich-fedotov.html

http://www.detskiysad.ru/art/kartina028.htm

maxpark.com

Описание картины Сватовство майора.

Картина «Сватовство майора» написана художником П. А. Федотовым в 1848 году.

Сюжет картины касается одной из важных сторон социальной жизни – стремления к обогащению, к наживе, нравственного растления дворянства и купечества. Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое.

Так они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, разорившийся дворянин решил поправить свои денежные дела женитьбой на богатой купчихе. Этот брак выгоден для обеих сторон. Браков, которые по сути дела являли собой торговую сделку, было очень много в тогдашней жизни...

svatovstvomaiora

Художник в картине показал момент появления жениха в купеческом доме, что вызвало переполох в семействе. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог.

Центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать властно удерживает ее и вынуждает остаться в комнате. Очевидно такой открытый наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным, она принимает основные решения в этой семье. .

Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Он очень доволен очередной сделкой, ведь его внуки уже будут дворянами Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!

Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим жениха-майора, покручивающего свой ус. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы.

Майор явился без положенных букетов для невесты и ее матери, значит ни о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Здесь же мы глуховатую старуху-приживалку, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарку, держащую поднос с пирогом.

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж.

Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане?

Похожие записи

design-kmv.ru

К 8 марта про свадьбу, конечно. Сватовство майора: kartina_ru

Осенью 1849 г., после первого показа этой картины на выставке Императорской Академии художеств, Павел Федотов проснулся знаменитым.  К картине было не протолкнуться! Женщины толпились и ... смеялись.

А ведь свадьба для каждой женщины практически главное событие в жизни. Отчего же созерцание знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора» вызвало ажитацию? В честь 8 марта и я поговорю о ней...

А ажитация была проста! Дамы, ходившие по выставкам, все были из высшего общества. И жизнь купечества была как для нас жизнь папуасов! Боязно, но интересно и непонятно... И потом они радовались, что родились дворянками из высшего общества.

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так.

Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен?

Будь жених «из благородных» – он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов.

А вот зять штаб-офицер – это по всем статьям решение проблем! Теперь никто не посмеет третировать родню почтенного человека. И внуки уже родятся «благородными».

«Сватовство майора» – рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди с помощью посредницы-свахи (она тоже на картине) ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Папаша-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери.

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта! А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка! Ах, уж эта кулебяка! Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом)А седобородый батюшка-купец?Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее... Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий. И кошка в углу на месте - уют в этом доме, майору повезло.

Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Публика смеялась от души.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят), и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги!) – селёдка, кулебяка…Кто-то скажет – мелочи, условности. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Федотов хотел стать баталистом, но случайно его комические бытовые зарисовки увидел Иван Крылов и убедил художника работать именно в этом жанре.

Его работы случайно увидел Карл Брюллов и был так восхищен, что предложил Федотову написать картину на соискание звания академика. Вместе они долго обсуждали сюжет. Так возникла комическая картина «Сватовство майора» (Третьяковская галерея), на которой зритель впервые смог увидеть купеческую жизнь, на тот момент почти неизвестную аристократической публике.Картину выставили в Петербурге в 1849 году на ежегодной выставке Академии художеств. Успех был ошеломляющим. Все покатывались со смеху. Так в одночасье Федотов стал знаменит и встал в один ряд с такими бытописателями-комиками, как Гоголь и особенно Островский, который тоже интересовался жизнью купцов. По словам художника, он был абсолютно счастлив.

kartina-ru.livejournal.com

О знаменитой картине "Сватовство майора" :: NoNaMe

О знаменитой картине "Сватовство майора" Любая женщина мечтает о достойном спутнике жизни, и день, когда будущий муж появляется на пороге, – один из главных в судьбе. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». Кто-то скажет, что перед 8 Марта уместнее разговор о произведении, где героини, например, возвышенны, романтичны. Но «Сватовство» может немало рассказать и о русской женской доле в XIX веке, и о многом другом в нашей истории. Так что вглядимся в федотовских героев – благо впереди 200-летие со дня рождения художника, и этому юбилею посвящена выставка, недавно открывшаяся в Третьяковской галерее.

----------------------<cut>----------------------

Проснуться знаменитым

Осенью 1849 г., после первого показа «Сватовства» на выставке Императорской Академии художеств, Павел Федотов проснулся знаменитым. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться!

Она оставалась «хитом» ещё очень долго. Есть воспоминания о первом представлении публике «Осады Пскова» прославленного Карла Брюллова (через одиннадцать лет, в 1860-м). Монументальное произведение, возвышенная патриотическая тема, кисть мастера – и никакого успеха! А у маленького «Сватовства» по-прежнему толпились улыбающиеся зрители.

…В купеческий дом пришёл «с серьёзными намерениями» немолодой, но бравый офицер. Крутит ус у дверей, а испуганная невеста убегает в соседнюю комнату. Домашние решают, как быть. Всё? Не всё. «Сватовство» для современного зрителя как бы зашифровано, нам непонятны намёки, так потешавшие современников художника.

О знаменитой картине "Сватовство майора" «Бурбоны»

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так.

Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен?

Будь жених «из благородных» – он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами… И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Только наверняка он «происхождения тёмного». А дальше можно предполагать. В юности «забрили лоб». Муштра, унижения, зуботычины… Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Для большего не хватало грамотности, связей.

И здесь – важный момент. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т.д.). Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное, и вообще грубейшее нарушение служебной этики.

О знаменитой картине "Сватовство майора" Купеческая сделка

У майоров-«бурбонов» доступа к «безгрешным доходам» не было. Соответственно – ни денег, ни влиятельных покровителей (иначе в майорах не застрял бы). И зачем такой зять богатому купцу?

Не скажите. Майор – это уже «густые» штаб-офицерские эполеты, все права потомственного дворянства.

Деньги не защищали человека купеческого звания от чиновничьего произвола. Его могли штрафовать за что угодно, могли в участок забрать, а там и бока намять, и на позор перед соседями отправить улицы мести. Какой-никакой статус давала принадлежность к гильдии (купец первой гильдии, второй, третьей – помните по классике такое выражение?). Но её надо было регулярно подтверждать, внося немалый взнос.

А вот зять штаб-офицер – это по всем статьям решение проблем! Теперь никто не посмеет третировать родню почтенного человека. И внуки уже родятся «благородными».

«Сватовство майора» – рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди с помощью посредницы-свахи (она тоже на картине) ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Папаша-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери.

А кстати – что же она?

О знаменитой картине "Сватовство майора" Женская доля

Дочь-невеста – конечно, «существо страдательное». Никто её не спрашивал, без неё решили её судьбу. Сейчас ей представят незнакомого пожилого мужчину. Наверняка – не предмет мечтаний! Но понравится, не понравится – с ним дальше жить, спать, зависеть во всём. В последний момент у девушки сдали нервы – растерялась, убегает из комнаты.

Впрочем, давайте чуть спокойнее. Не стоит преувеличивать ни степень терзаний подобных барышень, ни вообще ширину их кругозора.

В те времена не было ни Интернета, ни телевидения, ни просто электричества. Даже чтение (если федотовская героиня вообще грамотна) – развлечение относительное: темнеет в России рано, и в купеческом доме наверняка свечи зазря не жгли. Девице надлежало не всякими умствованиями голову захламлять, а расти благонравной, в положенный срок выйти замуж – таково её назначение, и иного купеческие дочки себе не представляли. Конечно, жених мог бы пригласить будущую супругу в театр, как-то поухаживать, но федотовские герои, похоже, люди конкретные: договорились, решили – чего тратиться и время терять?

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен! Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар! Однако Александра Осиповна – фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. А купеческая дочка… Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Благо майор наш ещё крепок, пара-тройка детишек родится быстро, будет она их растить, дом держать. Стерпится – слюбится. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

О знаменитой картине "Сватовство майора" Событие

И всё же – торжественное событие. Ради которого в доме нарушено привычное существование. И вот здесь начинаются детали, так потешавшие тогдашнюю публику.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят), и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги!) – селёдка, кулебяка… Кто-то скажет – мелочи, условности. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Впрочем, похоже, и гость, и хозяева плохо разбираются в подобных нюансах.

О знаменитой картине "Сватовство майора" Из легенд

Жениха отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Федотов рисовал с одного из бывших сослуживцев. Купца подходящей наружности искал почти год, встретил случайно, нашёл повод познакомиться. Купец уже стал подумывать, что художник и впрямь неплохая партия для его дочери, – и для закрепления отношений согласился попозировать.

А вскоре после выставки на дом к Федотову заявился незнакомый седой майор:– Батюшка! – вскричал он. – Только что видел вашу картину! Понять не могу, как вам удалось так правдиво всё отобразить. Ведь это я, чтобы поправить дела, женился на купеческой дочке. И живём счастливо!

Далее в комнату была внесена корзина с шампанским, дорогими закусками – и хозяин с гостем замечательно отпраздновали знакомство.

«Человеческая комедия»

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) сам был сыном «бурбона». Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Сын был гордостью и надеждой семьи. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Он пел, играл на гитаре, сочинял песни и романсы.

Занявшись всерьёз живописью, сначала готовился в баталисты, но известный баснописец И. Крылов и поддерживавший молодого коллегу К. Брюллов убедили заняться бытовыми сюжетами. Что ж… «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840‑х.

Увы, напряжённая работа, вечная тревога за семью (после отставки отца она впала в нужду), постоянная бедность спровоцировали обострение душевной болезни. Федотов умер в психлечебнице, забытый почти всеми, на руках старого верного денщика.

О знаменитой картине "Сватовство майора"

txapela.ru

Описание картины Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

артина «Сватовство майора» написана художником П. А. Федотовым в 1848 году.

Сюжет картины касается одной из важных сторон социальной жизни — стремления к обогащению, к наживе, нравственного растления дворянства и купечества. Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое.

Так они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, разорившийся дворянин решил поправить свои денежные дела женитьбой на богатой купчихе. Этот брак выгоден для обеих сторон. Браков, которые по сути дела являли собой торговую сделку, было очень много в тогдашней жизни…

 

Художник в картине показал момент появления жениха в купеческом доме, что вызвало переполох в семействе. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог.

Центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать властно удерживает ее и вынуждает остаться в комнате. Очевидно такой открытый наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи — властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным, она принимает основные решения в этой семье. .

Рядом с ней мы видим и самого купца — добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Он очень доволен очередной сделкой, ведь его внуки уже будут дворянами Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!

Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим жениха-майора, покручивающего свой ус. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы.

Майор явился без положенных букетов для невесты и ее матери, значит ни о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Здесь же мы глуховатую старуху-приживалку, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарку, держащую поднос с пирогом.

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж.

Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту — в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане?

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

О знаменитой картине "Сватовство майора": picturehistory

Проснуться знаменитым

Осенью 1849 г., после первого показа «Сватовства» на выставке Императорской Академии художеств, Павел Федотов проснулся знаменитым. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться!

Она оставалась «хитом» ещё очень долго. Есть воспоминания о первом представлении публике «Осады Пскова» прославленного Карла Брюллова (через одиннадцать лет, в 1860-м). Монументальное произведение, возвышенная патриотическая тема, кисть мастера – и никакого успеха! А у маленького «Сватовства» по-прежнему толпились улыбающиеся зрители.

…В купеческий дом пришёл «с серьёзными намерениями» немолодой, но бравый офицер. Крутит ус у дверей, а испуганная невеста убегает в соседнюю комнату. Домашние решают, как быть. Всё? Не всё. «Сватовство» для современного зрителя как бы зашифровано, нам непонятны намёки, так потешавшие современников художника.

Автопортрет«Бурбоны»

Простой вопрос: почему к купеческой дочери сватается именно майор? Не молодой поручик, не полковник… Иногда пишут, что вот, мол, обедневший дворянин решил женитьбой поправить дела. Не совсем так.

Обратите внимание: майор пришёл без букета. Цветы при подобных визитах полагаются и сейчас. Тем более тогда, в эпоху подчёркнутого внимания к этикету. Пожадничал? Или просто о букете не подумал? Поскольку к таким тонкостям не приучен?

Будь жених «из благородных» – он наверняка невесту искал бы из своей среды, не купеческую дочку. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами… И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Только наверняка он «происхождения тёмного». А дальше можно предполагать. В юности «забрили лоб». Муштра, унижения, зуботычины… Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Для большего не хватало грамотности, связей.

И здесь – важный момент. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т.д.). Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное, и вообще грубейшее нарушение служебной этики.

Свежий кавалерКупеческая сделка

У майоров-«бурбонов» доступа к «безгрешным доходам» не было. Соответственно – ни денег, ни влиятельных покровителей (иначе в майорах не застрял бы). И зачем такой зять богатому купцу?

Не скажите. Майор – это уже «густые» штаб-офицерские эполеты, все права потомственного дворянства.

Деньги не защищали человека купеческого звания от чиновничьего произвола. Его могли штрафовать за что угодно, могли в участок забрать, а там и бока намять, и на позор перед соседями отправить улицы мести. Какой-никакой статус давала принадлежность к гильдии (купец первой гильдии, второй, третьей – помните по классике такое выражение?). Но её надо было регулярно подтверждать, внося немалый взнос.

А вот зять штаб-офицер – это по всем статьям решение проблем! Теперь никто не посмеет третировать родню почтенного человека. И внуки уже родятся «благородными».

«Сватовство майора» – рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди с помощью посредницы-свахи (она тоже на картине) ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Папаша-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери.

А кстати – что же она?

Разборчивая невестаЖенская доля

Дочь-невеста – конечно, «существо страдательное». Никто её не спрашивал, без неё решили её судьбу. Сейчас ей представят незнакомого пожилого мужчину. Наверняка – не предмет мечтаний! Но понравится, не понравится – с ним дальше жить, спать, зависеть во всём. В последний момент у девушки сдали нервы – растерялась, убегает из комнаты.

Впрочем, давайте чуть спокойнее. Не стоит преувеличивать ни степень терзаний подобных барышень, ни вообще ширину их кругозора.

В те времена не было ни Интернета, ни телевидения, ни просто электричества. Даже чтение (если федотовская героиня вообще грамотна) – развлечение относительное: темнеет в России рано, и в купеческом доме наверняка свечи зазря не жгли. Девице надлежало не всякими умствованиями голову захламлять, а расти благонравной, в положенный срок выйти замуж – таково её назначение, и иного купеческие дочки себе не представляли. Конечно, жених мог бы пригласить будущую супругу в театр, как-то поухаживать, но федотовские герои, похоже, люди конкретные: договорились, решили – чего тратиться и время терять?

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен! Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар! Однако Александра Осиповна – фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. А купеческая дочка… Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Благо майор наш ещё крепок, пара-тройка детишек родится быстро, будет она их растить, дом держать. Стерпится – слюбится. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

Завтрак аристократаСобытие

И всё же – торжественное событие. Ради которого в доме нарушено привычное существование. И вот здесь начинаются детали, так потешавшие тогдашнюю публику.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят), и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги!) – селёдка, кулебяка… Кто-то скажет – мелочи, условности. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Впрочем, похоже, и гость, и хозяева плохо разбираются в подобных нюансах.

ВдовушкаИз легенд

Жениха отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Федотов рисовал с одного из бывших сослуживцев. Купца подходящей наружности искал почти год, встретил случайно, нашёл повод познакомиться. Купец уже стал подумывать, что художник и впрямь неплохая партия для его дочери, – и для закрепления отношений согласился попозировать.

А вскоре после выставки на дом к Федотову заявился незнакомый седой майор:

– Батюшка! – вскричал он. – Только что видел вашу картину! Понять не могу, как вам удалось так правдиво всё отобразить. Ведь это я, чтобы поправить дела, женился на купеческой дочке. И живём счастливо!

Далее в комнату была внесена корзина с шампанским, дорогими закусками – и хозяин с гостем замечательно отпраздновали знакомство.

«Человеческая комедия»

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) сам был сыном «бурбона». Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Сын был гордостью и надеждой семьи. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Он пел, играл на гитаре, сочинял песни и романсы.

Занявшись всерьёз живописью, сначала готовился в баталисты, но известный баснописец И. Крылов и поддерживавший молодого коллегу К. Брюллов убедили заняться бытовыми сюжетами. Что ж… «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840‑х.

Увы, напряжённая работа, вечная тревога за семью (после отставки отца она впала в нужду), постоянная бедность спровоцировали обострение душевной болезни. Федотов умер в психлечебнице, забытый почти всеми, на руках старого верного денщика.

Автопортрет

См.также:

Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине

На что тратили деньги миллионеры XIX века

Путешествие американки Проктор по России в 1867 году

Звездные браки времен СССР

В Париже находится самая сексуальная могила в мире

picturehistory.livejournal.com

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ ("СВАТОВСТВО МАЙОРА". ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ.)

Увы, журнал "Вокруг света" редко печатает статьи о живописи и художниках, но те материалы, которые публикуются, всегда очень интересны и познавательны. В июле прошлого года в журнале появилась статья Павла Синичкина "Майор на фейсконтроле", посвященная известной картине Павла Андреевича Федотова (1815-1852) «Сватовство майора».

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Сватовство майора. 1848 г. Третьяковская галерея

Автор статьи пишет, что на первом показе картины публика смеялась от души. Вместе с ведущим научным сотрудником Института искусствознания, искусствоведом Раисой Кирсановой, Павел Синичкин объясняет "шутки" живописца, из-за которых картину принято считать "сатирой на общество", а не отображением драматической истории в среде мещанства XIX века. С радостью цитирую статью, предварительно поместив еще раз иллюстрацию с "подсказками".

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу - постные дни. 2. СВЕТИЛЬНИКИ. На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня. 3 МАЙОР. Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. 4. СВАХА. На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки. 5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. 6. ПЛАТОК. Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете. 7. СЮРТУК.Купец впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки. 8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье. 9. КОМНАТА. Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла». 10. КУЛЕБЯКА.Кухарка вносит кулебяку - продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму. 11. СКАТЕРТЬ. По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна». 12. СИДЕЛЕЦ несет вино. Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире. 13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах. Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин». 14. КАРТИНЫ. Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

В жизни Павла Федотова огромную роль играл случай. В 1843 году, когда он служил в гвардии, его картину «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара» случайно увидел Николай I и предложил художнику-любителю уйти в отставку с военной службы, чтобы взяться за живопись профессионально. Монарх положил Федотову содержание, чтобы тот мог заниматься творчеством, — 100 рублей в месяц (около 100 000 на современные деньги).

Федотов хотел стать баталистом, но случайно его комические бытовые зарисовки увидел Иван Крылов и убедил художника работать именно в этом жанре. Так появились картины «Свежий кавалер» (1846) и «Разборчивая невеста» (1847).

Их, в свою очередь, случайно увидел Карл Брюллов и был так восхищен, что предложил Федотову написать картину на соискание звания академика. Вместе они долго обсуждали сюжет. Так возникла комическая картина «Сватовство майора» (Третьяковская галерея), на которой зритель впервые смог увидеть купеческую жизнь, на тот момент почти неизвестную аристократической публике.

Картину выставили в Петербурге в 1849 году на ежегодной выставке Академии художеств. Успех был ошеломляющим. Все покатывались со смеху. Так в одночасье Федотов стал знаменит и встал в один ряд с такими бытописателями-комиками, как Гоголь и особенно Островский, который тоже интересовался жизнью купцов. По словам художника, он был абсолютно счастлив.

Источник

Сам художник своей работе посвятил целую стихотворную поэму, которую назвал "Рацея". Первое публичное чтении "Рацеи" самим автором состоялось осенью 1849 года в Академии художеств на трехгодичной Академической выставке, где экспонировалась картина. Л. М. Жемчужников в книге "Мои воспоминания из прошлого" писал: "...Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору!" Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: "Честные господа..." Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота..." А вот и сама поэма, которая лучше всего описывает картину и показывает, что хотел изобразить художник!

Рацея(Объяснение картины "Сватовство майора")

Честные господа,Пожалуйте сюда!Милости просим,Денег не спросим:Даром смотри,Только хорошенько очки протри.

Начинается,ПочинаетсяО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.

Вот извольте-ко посмотреть:Вот купецкий дом, –Всего вдоволь в нем,Только толку нет ни в чем:Одно пахнет деревней,А другое харчевней.Тут зато один толк,Что всё взято не в долг,Как у вас иногда,Честные господа!

А вот извольте посмотреть:Вот сам хозяин-купец,Денег полон ларец;Есть что пить и что есть...Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь"Не хочу, вишь, зятька с бородою!И своя борода –Мне лихая беда.На улице всякий толкает,А чуть-чуть под хмельком,Да пойди-ка пешком вечерком,Глядь! – очутишься в будке,Прометешь потом улицу сутки.А в густых-то будь зять –Не посмеют нас взять...Мне, по крайности, дай хоть майора,Без того никому не отдам свою дочь!.."А жених – тут как тут, и по чину – точь-в-точь.

А вот извольте посмотреть,Как жениха ждут,Кулебяку несутИ заморские вина первейших сортовК столу подают.А вот и самое панское,Сиречь шампанское,На подносе на стуле стоит.

А вот извольте посмотреть,Как в параде весь дом:Всё с иголочки в нем;Только хозяйка купцаНе нашла, знать, по головке чепца.По-старинному – в сизом платочке.Остальной же нарядУ француженки взятЛишь вечор для самой и для дочки.Дочка в жизнь в первый раз,Как боярышня у нас,Ни простуды не боясь,Ни мужчин не страшась,Плечи выставила напоказ. –Шейка чиста,Да без креста.

Вот извольте посмотреть,Как в левом углу старуха,Тугая на ухо,Хозяйкина сватья, беззубый рот,К сидельцу пристает:Для чего, дескать, столько бутылок несет,В доме ей до всего!Ей скажи: отчего,Для чего, кто идет, –Любопытный народ!

А вот извольте посмотреть,Как, справа, отставная деревенская пряха,Панкратьевна-сваха,Бессовестная привираха,В парчовом шугае, толстая складом,Пришла с докладом:Жених, мол, изволил пожаловать.И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком больше с армяком;Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:Нараспашку принять – неучтиво.

А извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:"Мужчина чужой!Ой, срам-то какой!Никогда с ними я не бывала,Коль и придут, бывало, –Мать тотчас на ушко:"Тебе, девушке, здесь не пристало!"Век в светличке своей я высокойПрожила, проспала одинокой;Кружева лишь плела к полотенцам,И все в доме меня чтут младенцем!Гость замолвит, чай, речь...Ай, ай, ай! – стыд какой!..А тут нечем скрыть плеч:Шарф сквозистый такой –Всё насквозь, на виду!..Нет, в светлицу уйду!"

И вот извольте посмотреть,Как наша пташка сбирается улететь;А умная матьЗа платье ее хвать!

И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице, –Как майор толстый, бравый,Карман дырявый,Крутит свой ус:"Я, дескать, до денежек доберусь!"

Теперь извольте посмотреть:Разные висят по стенам картины.Начинаем с середины:На средине виситВысокопреосвященный митрополит;Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.Налево – Угрешская обительИ во облацех над нею – святитель...Православные, извольте перекреститься,А немцы,Иноземцы,На нашу святыню не глумиться;Не то – русский народСилой рот вам зажмет.

И вот извольте посмотреть:По сторонам митрополита – двоеНаши знаменитые герои:Один – батюшка Кутузов,Что первый открыл пятки у французов,А Европа сначалаИх не замечала.ДругойГерой –Кульнев, которому в славу и честьДаже у немцев крест железный есть.

И вот извольте посмотреть:Там же, на правой стороне, –Елавайский на коне,Казацкий хлопчикФранцузов топчет.А на правой стене хозяйский портретВ золоченую раму вдет;Хоть не его рожа,Да книжка похожа:Значит – грамотный!

И вот извольте посмотреть:Внизу картины,Около середины,Сидит сибирская кошка.У нее бы не худо немножкоДеревенским барышням поучитьсяПочаще мыться:Кошка рыльце умывает,Гостя в дом зазывает.

А что, господа, чай устали глаза?А вот, налево, – святые образа...Извольте перекреститьсяДа по домам расходиться.

1849 г.

Источник

Искусствоведческий анализ картины можно еще почитать здесь и здесь.

Стиль Арлекино GIF

parashutov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта