Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора». Картина сватовство


описание, история, жанр :: SYL.ru

К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.

Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни. история картины сватовство майора

Одним из самых известных художников стал Федотов. "Сватовство майора" – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне. картина сватовство майора

Сюжет картины

Картина "Сватовство майора" показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.

Описание картины "Сватовство майора" было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.

Невеста

В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться. федотов сватовство майора картина

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Купчиха

Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв. описание картины сватовство майора

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.знаменитая картина сватовство майора

Остальные персонажи

Знаменитая картина "Сватовство майора" выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.

Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.

Вся картина "Сватовство майора" пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.

Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.

Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.

Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Как создавалась картина

История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.

А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.

Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. "Сватовство майора" – картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени. жанр картины сватовство майора

В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

www.syl.ru

Картина "Сватовство майора": описание картины

Обычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанровую живопись, собственную наблюдательность и остроумие.

Картина «Сватовство майора» принесла ему звание академика, общественное признание и любовь публики. Федотов был поставлен в ряд с такими социальными портретистами, как Иван Крылов, Николай Гоголь и Александр Островский. Современники и искусствоведы называли его стиль не просто бытовой живописью, а критическим романтизмом или комическим реализмом.

картина сватовство майора

Бытовой жанр в живописи

Бытовые зарисовки – это жанр живописи, изображающий ежедневные, рутинные действия или моменты жизни, характеризующие определенный класс людей и их культурную принадлежность.

Первыми бытовыми зарисовками можно считать элементы наскальной живописи, в которых были изображены сцены охоты или повседневной жизни древних людей. Позже последовали изображения на египетских папирусах и древнегреческие фрески, на которых запечатлевался быт этих народов. Однако как отдельный жанр живописи бытовые зарисовки стали оформляться в эпоху позднего феодализма и Нового времени.

С ростом демократических ценностей и улучшением уровня жизни бытовой жанр стал набирать все большее распространение среди художников. Еще в Европе эпохи Возрождения картины на бытовую тему стали выходить из-под кисти Джиотто, Ван Эйка и Эль Греко, затем тенденцию продолжили Брейгель, Вермеер, Рубенс и Веласкес.

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Бытовой жанр в России получил широкое распространение в середине XIX века. Художники акцентировали внимание на быте крестьян и их жестокой опрессии. Быт купечества и дворянства гораздо реже становился предметом изображения. Особенно важным периодом в развитии жанровой русской живописи стала эра передвижников.

В российском искусстве яркие представители бытового жанра – Репин, Серов, Верещагин и Венецианов. Павел Федотов открыл для себя новый стиль не только в русской живописи в целом, но и в бытовом жанре в честности. Его комедийный подход к бытовым зарисовкам сделал Федотова любимцем публики, а картина «Сватовство майора» стала жемчужиной академической выставки 1848 года.

Биография автора

Павел Федотов происходил из обедневшей семьи титулярного советника. Рисовать он начал еще в кадетском корпусе, а во время военной службы в лейб-гвардии стал брать уроки живописи в Академии художеств.

картина п федотова сватовство майора

У Федотова был острый глаз, который примечал тонкие характерные черты людей и особенности их поведения, поэтому его портреты обладали не только высокой схожестью, но и уникальным характером. Во время службы живопись для Федотова оставалась любимым времяпрепровождением, однако в силу стесненных финансовых обстоятельств он не мог бросить службу и посвятить себя искусству.

Поворотным этапом в жизни художника стала встреча с великим князем Михаилом и впоследствии с его братом, императором Николаем I, который был поражен талантом молодого офицера и пожаловал ему право добровольного увольнения со службы и содержание, для того чтобы Федотов мог серьезно заниматься живописью.

История картины

Новоиспеченный художник думал стать баталистом, поскольку во времена Николая I батальные сцены имели огромный коммерческий успех. Первые полотна Федотова изображали сцены битв, набегов и казарменной жизни.

Несмотря на сделанный выбор, художник продолжал зарисовывать свои бытовые наблюдения и писать комические портреты. Некоторые из этих набросков были написаны по мотивам басен Ивана Крылова. Увидев их, баснописец посоветовал Федотову заниматься именно жанровой живописью, уделив особое внимание наблюдательности, остроумию и технической точности художника. После хвалебных слов Крылова Федотов написал два бытовых сюжета – «Разборчивая невеста» (на мотив басни Крылова) и «Свежий кавалер».

Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора». Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.

сватовство майора картина

Увидев уже готовые картины, Карл Брюллов убедил совет Академии выдвинуть Федотова на звание академика и выделить ему содержание. На выставке 1848 года художник выставил свое новое полотно. «Сватовство майора» – картина, которая произвела неожиданный фурор и встряхнула чопорную Петербургскую публику, заставив покатываться от смеха. По результатам выставки совет единогласно присудил Федотову звание академика.

Полотно «Сватовство майора» с удивительной точностью изображает и высмеивает купеческие амбиции и неумелую показуху. Со свойственным ему тонким остроумием Федотов изображает типичных для действия персонажей и наделяет их точными характеристиками, при этом ничуть не гиперболизируя.

В итоге зритель видит стоп-кадр из жизни купечества – проходная комната, наспех собранный стол, разодетые не к месту дамы и смущенный новым сюртуком хозяин дома, а за дверью флегматично покручивает ус виновник торжества – жених.

сватовство майора описание картины

Перед выставкой Федотов написал шутливое стихотворение о сюжете работы «Сватовство майора». Описание картины в стихотворной форме называет всех героев полотна и объясняет их настроение и поведение. Исходя из написанного Федотовым, дослужившийся до дворянского звания и ушедший в отставку майор ищет выгодную женитьбу, поскольку пенсион маловат.

Семья невесты – яркие представители обеспеченного купечества, которые стремятся всеми силами попасть в дворянское общество. Казалось бы, комизма в этой ситуации немного, однако автор сумел преподать типажи персонажей так, что картина наполнена юмором и незлобным высмеиванием.

Элементы комедии

Публике полюбилась картина «Сватовство майора» за тонкое остроумие и четко подмеченные мелкие недоразумения, среди них:

  1. Неподготовленность жениха и его явное незнание дворянских норм.
  2. Чрезмерная подготовка купеческой семьи и их неумелые потуги соответствия этим нормам.

картина федотова сватовство майора

Описание картины Федотова «Сватовство майора» знакомит зрителя с майором в отставке, который получил звание дворянина и ищет себе невесту побогаче, но сам простых кровей, что сказывается на его подготовке к смотринам невесты:

  • сватовство происходит в постный день, судя по накрытому столу и блюду с кулебякой;
  • майор явился без букета для невесты;
  • сваху майор выбрал из простонародья, судя по ее парадной душегрейке.

Стремление попасть в дворянское общество было свойственно многим богатым и влиятельным купцам, именно этим объясняется неумелое подражание нормам поведения при дворе. Картина «Сватовство майора» изображает купеческую семью, пытающуюся выдать дочь замуж за дворянина, при этом и комната и сами купцы выглядят чрезвычайно комично:

  • комната, в которой происходит действие – передняя, а не гостиная или столовая, что не соответствует этикету;
  • скатерть, которой застелен стол, не предназначена для приема пищи, а должна выполнять декоративную функцию в кабинетах или будуарах;
  • накрытый стол слишком мал для такого количества закусок;
  • в передней присутствует множество лишних персонажей – кухарка, спешно накрывающая стол, сиделец и приживалка, которым не место в комнате;
  • вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни оказии, ни времени дня;
  • аксессуары к платьям матери и дочери (платки) подобраны не по этикету.

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Скорее наоборот – она убеждает зрителей принять героев такими, какие они есть.

описание картины федотова сватовство майора

Картина П. Федотова «Сватовство майора»: анализ с исторической точки зрения

Процесс подготовки картины занял очень много времени. Павел Федотов долго искал правильную комнату и правильных персонажей. Многие современники и критики отметили историческую точность картины и ее принадлежность к своему времени.

Федотов провел много недель в поисках комнаты, напрашиваясь в купеческие дома, пока не нашел идеально подходящую переднюю в одном из трактиров. Затем прошли трудоемкие поиски правильных сидельцев и приживалок. На роль майора художник пригласил одного из своих сослуживцев, а фигуру отца он переписывал несколько раз, чтобы показать непривычность сюртука по сравнению с армяком.

«Сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Сама комната, персонажи, аксессуары, даже картины и портреты на стенах подлинны, исторически верны и наиболее полно раскрывают характер купечества и действо сватовства.

fb.ru

Картина Федотова Сватовство майора. 1848 г. Описание картины

Федотов Павел Андреевич

В середине 19 века, когда публика пресытилась воспеванием красоты и благородства, на горизонте отечественной культуры появился художник Федотов Павел Андреевич. Его порой миниатюрные полотна были далеки от классики, а герои – от идеалов. Излюбленным сюжетом художника стала обыденная жизнь русских людей со своими недостатками и достоинствами.

Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. Но этого стоило ожидать, на одном полотне художнику удалось показать столько различных колоритных характеров! В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

На полотне отражен интересный сюжет, предшествующий сватовству, в котором происходят последние моменты подготовки купеческой семьи к встрече жениха. Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать вынуждает ее остаться в комнате. Практически сразу к выходу картины в свет художником были написаны стихотворные строки, озвучивающие «Сватовство майора», благодаря которым более подробно можно понять эту наигранную роль каждого из этих наших героев полотна.

Скромная невеста майора Так, намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, истолковывается автором как напускная скромность девушки, жеманность ее характера, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она подготовлена наилучшим образом. В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса. Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!Мама невестыСваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим пресловутого казанову жениха-майора, покручивающего свой ус. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Завершают череду колоритных образов глуховатая старуха-приживалкаЖених майор готовится к встрече невесты, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарка, держащая поднос с пирогом. Все эти люди – неприемлемые атрибуты того общества, дополняющие образ купеческого дома, без них картина утратила бы свою колоритность. Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Федотов высмеивал в своих работах не конкретные случаи невежества и расчетливости людей, а черты российского общества в целом. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане? Вот и получается, что все герои картины просто заложники ситуации, поэтому и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны, а лишь со снисходительно-добродушной иронией.

История создания полотна по-своему примечательна. Павел Андреевич перед написанием картины долго не мог найти подходящее помещение, обойдя для этой цели несколько десятков купеческих домов, искомое сходство он случайно нашел в одном из российских трактиров. Поиски персонажей также заняли не одну неделю, прототипом майора стал один из знакомых художника.

Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они? Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином? Подобных вопросов возникает множество. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал.

В данный момент картина Федотова «Сватовство майора» хранится в Третьяковской галерее.

www.art-portrets.ru

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

Подобную картинку из жизни мы видим у Федотова. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. На центральном фоне испуганная и жеманная невеста, одетая в богатое розово-белое платье (являющаяся, возможно, единственным положительным персонажем этой картины), пытается убежать от матери, которая авторитарно удерживает дочь.

Рядом стоит отец девушки, торопливо застегивающий кафтан сюртука и также продумывающий свою выгоду от предстоящей свадьбы. Сваха обращена лицом к отцу семейства и пытается скрыть волнение невесты. Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь. Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени.

opisanie-kartin.com

Георгиевская лента и Сватовство майора: gorbutovich

На картине "Сватовство майора" Павла Федотова есть такая деталь:

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Это из Google Art Project – изображение здесь немного подрезано

На столе лежит большая просфора и священная книга: Библия или Псалтырь, заложенная георгиевской лентой. А рядом, прямо на просфору, бежит таракан. Возможно, закладка вложена между страницами, с которых надо будет прочесть текст при столь радостном событии. Рядом – бутылка шампанского и четыре бокала: для родителей невесты, свахи и жениха.

Не знаю описывал ли кто-либо из искусствоведов значение этой детали-закладки – мне не встречалось, но однозначно, что все мелочи в картинах Федотова важны. И таракан тоже.

Полотно "Сватовство майора" принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Это случилось в 1848 году, через 4 года после увольнения из гвардии, когда высочайшее повеление дозволило: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. серебром, что немного, так как еще дорогостоящую амуницию надо самому покупать – одни эполеты 160 руб. стоили. Пенсион, предложенный Николаем I, был очень мал, но Павел Андреевич все-таки решился и в результате стал достойной частью истории русского искусства, заплатив за место тяжелую плату.

На подлиннике край картины выглядит так:

2.Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Здесь и далее – изображение кликабельно, откроется в том же окне: можно рассмотреть таракана

Сейчас картина находится не на постоянном месте в Третьяковской галерее, а на выставке "Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения", поэтому и детали бросаются в глаза, но зато фотографировать нельзя.

К визиту жениха-дворянина купцы выставили напоказ всё самое лучшее и ценное в доме, в том числе, видимо, и ленту. Дочери предстоит через этот брак повысить свой статус – стать дворянкой, и дети ее будут дворянами. Шутка ли – ответственный момент!

Откуда в купеческом доме георгиевская лента? Почему она выполняет роль закладки? Что этим говорит нам художник?

Лента была в свободной продаже? Кто знает ответ – напишите, пожалуйста.

Хозяин-купец причастен к производству или поставкам георгиевской ленты?

Или к награде? Очень сомнительно, так как лица, не состоявшие на государственной службе, само собой, не имели права получить награду, учрежденную исключительно для поощрения чинов армии.

Но все-таки, а вдруг? Тогда лента здесь – принадлежность солдатского Георгия – Знака отличия Военного ордена.

Из Манифеста 1807 года Императора Александра I об учреждении "Особенного знака отличия Военного ордена":

«Сей знак отличия имеет причислен быть к Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия и оный именоваться будет знаком отличия Военного ордена.

Сей знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Он дается тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках Наших, действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростию.»

Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Георгиевским крестом он стал официально называться только в 1913 году.

Знак отличия Военного ордена полагалось носить на ленте тех же цветов, что и аристократический орден Святого Георгия. Крест должен был носиться его обладателем всегда и при всех обстоятельствах. А тут лента в книге, пусть и священной.

Случалось, что во время Отечественной войны солдатским Георгием награждали командиров партизанских отрядов из числа купцов, крестьян и мещан. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (?). Люди свободных состояний в 1812 году могли добровольно поступить на службу в ополчение, или внести свою долю пожертвований, либо совершить тот и другой патриотические шаги.

Известно, что на фронте бывали случаи, когда не хватало наград, и отличившимся бойцам раздавали только ленты, чтобы потом награжденные могли получить по ним кресты. При Николае I (1825-1856), чье царствование ближе ко времени написания картины, нижних чинов русской армии стали чаще награждать Георгиевским знаком, но вряд ли это имеет какое-либо отношение к купеческой семье, встречающей майора.

Георгиевская лента также была элементом Георгиевских знамен, под навершием которых она повязывалась. Этот факт от купеческого дома совсем далек, если только купец не производитель ленты.

Учитывая, что в доме картины на стенах про Отечественную войну, то и лента, скорее, про нее или про купеческие поставки для нужд армии.

С 1845 года потомственное дворянство давалось, в числе прочего, за выслугу чина майора и за награждение орденом Святого Георгия. Возможно, георгиевская лента намекает на это – выступает символом "социального лифта", так как является принадлежностью как ордена для благородного сословия, так и креста для низших чинов.

3-4.

Быть может, закладка в виде георгиевской ленты выполняет примерно ту же роль, что подтяжки в картине "Свежий кавалер".

Чиновник получил первую в своей жизни награду – Орден Святого Станислава IV степени. Этот орден – самый младший по старшинству в иерархии государственных наград Российской империи.

5.Найдите здесь таракана. Павел Федотов (1815-1852). Свежий кавалер. 1846. 42.5 x 48.2 см. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov "The fresh cavalier." The 'morning after' of an official who has received his first state order. Google Art Project. Source+zoom

Новоиспеченный кавалер нацепил своего Святослава на халат. Орденская лента у Святослава – белая с красной. А на стуле лежат подтяжки с точно такими же бело-красными полосками. Из-за этих подтяжек и ордена на полосатом халате цензура не разрешила картину к литографированию.

6.

То есть, георгиевская лента, использованная не по назначению, в "Сватовстве майора" может служить подобной карикатурой на орденскую ленту. Может быть ленты в георгиевских цветах в середине 19 века свободно изготавливались и служили для чего-то помимо ношения государственных наград? В частности, как видим, закладкой.

Таким образом, получились гипотезы о происхождении предмета:

1. Просто лента или какое-либо изделие в георгиевских цветах. 2. Купец – изготовитель, поставщик, продавец георгиевской ленты.3. Кто-либо из купеческой семьи заслужил Георгиевскую награду в (?)1812 году.

Предположения о поучительном значении детали:

1. Карикатура на георгиевскую награду.2. Символ перехода в дворянское сословие.3. Дополнительное высмеивание купеческих нравов – у них атрибут высшей награды государства становится закладкой. Относятся с уважением – лежит в Священном Писании, но назначение-то ленты совсем другое.

Иными словами, требуются комментарии специалистов. Всё что тут написано – мои дилетантские измышления.

Мое мнение: в дом георгиевская лента попала простым путем – куплена в лавке. Иначе Федотов, при его страсти всё подробно разъяснять, объяснил бы. А морализаторский смысл детали примерно такой: то что для бравого военного, кутилы и гуляки, знак высшей ратной доблести; для купцов тоже свято, но в своем, прямом смысле – лежит в священной книге. Т.е. – это дополнительная иллюстрация, что в купеческом жилище "толку нет ни в чем".

7.

Интересно, что на варианте "Сватовства" 1851 года Священной Книги с закладкой нет. Вместо этого – блюдо с фруктами.

8.Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Холст, масло. 56 х 76. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Pavel Fedotov. The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant's House). Oil on canvas. Height: 560 mm. Width: 760 mm. State Russian Museum. Source+zoom

"Сватовство майора" дошло до нас в двух вариантах: "академическом" 1848 года, хранящемся в Третьяковской галерее и в переработанном повторении 1851 года из Русского музея. "Сватовство" 1848 года традиционно принято считать центральным произведением зрелого периода в творчестве Федотова.

Сюжет картины можно выразить первой фразой из описания, сделанного самим художником: "В купеческий дом сваха приводит жениха-майора". Пространство построено по театральным законам, действия героев "отрежессированы" мастером. Важным героем картины является купеческий быт. Впрочем, сложно рассказать о произведении лучше, чем сам автор.

9.Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov. Matchmaking of the major. 1848. The State Tretyakov Gallery. Source+zoom

Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение "Рацея". Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.

Слово – художнику. Выделено мной.

Павел Федотов. Рацея (Объяснение картины "Сватовство майора")

Честные господа,Пожалуйте сюда!Милости просим,Денег не спросим:Даром смотри,Только хорошенько очки протри.

Начинается,ПочинаетсяО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.

Вот извольте-ко посмотреть:Вот купецкий дом, -Всего вдоволь в нем,Только толку нет ни в чем:Одно пахнет деревней,А другое харчевней.

Тут зато один толк,Что всё взято не в долг,Как у вас иногда,Честные господа!

10.

А вот извольте посмотреть:Вот сам хозяин-купец,Денег полон ларец;Есть что пить и что есть…

Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь"Не хочу, вишь, зятька с бородою!И своя борода -Мне лихая беда.

На улице всякий толкает,А чуть-чуть под хмельком,Да пойди-ка пешком вечерком,Глядь! - очутишься в будке,Прометешь потом улицу сутки.

А в густых-то будь зять -Не посмеют нас взять...Мне, по крайности, дай хоть майора,Без того никому не отдам свою дочь!.."А жених - тут как тут, и по чину - точь-в-точь.

11.

А вот извольте посмотреть,Как жениха ждут,Кулебяку несутИ заморские вина первейших сортовК столу подают.А вот и самое панское,Сиречь шампанское,На подносе на стуле стоит.

12.

А вот извольте посмотреть,Как в параде весь дом:Всё с иголочки в нем;Только хозяйка купцаНе нашла, знать, по головке чепца.По-старинному - в сизом платочке.

Остальной же нарядУ француженки взятЛишь вечор для самой и для дочки.Дочка в жизнь в первый раз,Как боярышня у нас,Ни простуды не боясь,Ни мужчин не страшась,Плечи выставила напоказ. -Шейка чиста,Да без креста.

13.

Вот извольте посмотреть,Как в левом углу старуха,Тугая на ухо,Хозяйкина сватья, беззубый рот,К сидельцу пристает:Для чего, дескать, столько бутылок несет,В доме ей до всего!Ей скажи: отчего,Для чего, кто идет, -Любопытный народ!

14.

А вот извольте посмотреть,Как, справа, отставная деревенская пряха,Панкратьевна-сваха,Бессовестная привираха,В парчовом шугае, толстая складом,Пришла с докладом:Жених, мол, изволил пожаловать.

И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком больше с армяком;Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:Нараспашку принять - неучтиво.

15.

А извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:"Мужчина чужой!Ой, срам-то какой!Никогда с ними я не бывала,Коль и придут, бывало, -Мать тотчас на ушко:

"Тебе, девушке, здесь не пристало!"Век в светличке своей я высокойПрожила, проспала одинокой;Кружева лишь плела к полотенцам,И все в доме меня чтут младенцем!

Гость замолвит, чай, речь...Ай, ай, ай! - стыд какой!..А тут нечем скрыть плеч:Шарф сквозистый такой -Всё насквозь, на виду!..Нет, в светлицу уйду!"

И вот извольте посмотреть,Как наша пташка сбирается улететь;А умная матьЗа платье ее хвать!

И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице, -Как майор толстый, бравый,Карман дырявый,Крутит свой ус:"Я, дескать, до денежек доберусь!"

16.

И вот извольте посмотреть:По сторонам митрополита - двоеНаши знаменитые герои:Один - батюшка Кутузов,Что первый открыл пятки у французов,А Европа сначалаИх не замечала.

ДругойГерой -Кульнев, которому в славу и честьДаже у немцев крест железный есть.

И вот извольте посмотреть:Там же, на правой стороне, -Елавайский на коне,Казацкий хлопчикФранцузов топчет.

17.

А на правой стене хозяйский портретВ золоченую раму вдет;Хоть не его рожа,Да книжка похожа:Значит - грамотный!

18.

И вот извольте посмотреть:Внизу картины,Около середины,Сидит сибирская кошка.

У нее бы не худо немножкоДеревенским барышням поучитьсяПочаще мыться:Кошка рыльце умывает,Гостя в дом зазывает.

А что, господа, чай устали глаза?А вот, налево, - святые образа...Извольте перекреститьсяДа по домам расходиться.

1849

"Рацея" имитировала народные балаганные "раёшные стихи" и подписи под лубочными картинками.

Кроме "Рацеи" перу Федотова принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора" (1848-1850).

В списках стихотворение "Рацея" часто публиковалось вместе с поэмой "Сватовство майора" после нее, нередко - под заголовком "Объяснение самой картины. Рассказ простонародный протяжным напевом". Датируется на основании сведений о первом публичном чтении "Рацеи" самим автором; чтение состоялось осенью 1849 г. в Академии художеств на трехгодичной Академической выставке, где экспонировалась картина "Сватовство майора".

Очевидец так вспоминает об этом: "…Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору!" Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раёшник: "Честные господа..." Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота..." [Л. М. Жемчужников, Мои воспоминания из прошлого, Л., 1971, с.109-110; ср. Сомов, с. 12].

Чтением "Рацеи" Федотов сопровождал показ своей картины на вечерах в различных домах Москвы в 1850 г. Порой на одних с ним вечерах Островский читал свою новую комедию "Банкрут" [см.: И. М. Снегирев, Дневник, М., 1904, с. 452, 454, 459].

Закончил жизнь Федотов трагически: в 37 лет, в 1852 году, в сумасшествии – это отдельная история.

Роль георгиевской ленты в Сватовстве майора осталась невыясненной, только гипотезы. Кто что знает или предполагает – пишите.

Источники:

в тесте +Павел Федотов. Рацея (Объяснение картины "Сватовство майора") // Поэты 1840-1850-х годов. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. Л., "Советский писатель", 1972. Вступительная статья и общая редакция Б. Я. Бухштаба. Составление, подготовка текста, биографические справки и примечания Э. М. ШнейдерманаИсточник изображений: Google Art Projecthttps://ru.wikipedia.org/wiki/Георгиевский_крест

Дополнительные материалы:

О Георгиевских наградах и ленте:https://ru.wikipedia.org/wiki/Орден_Святого_ГеоргияИстория Георгиевской ленты - инфографика «РИА Новости»Огонь и порох // Вокруг Светаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Георгиевская_лента

О Федотове:https://ru.wikipedia.org/wiki/Федотов,_Павел_АндреевичСватовство майора на портале Культура РоссииЭ.Кузнецов "Павел Федотов"- выдержкиФедотов П. «Сватовство майора» // "Сто великих картин" Н.А. Иoнина, издательство "Вече", 2002

Смотрите также о художниках:Ян Стен. Веселье. Голландия, 17 векПредтеча экспрессионизма и сюрреализма Джеймс ЭнсорГустав Климт на озере АттерзееИлья Репин в КуоккалеО пользе горилки. Украинская открытка 1910-х. Художник Василь Гулак

gorbutovich.livejournal.com

Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения

«Сватовство майора» Павла Федотова – картина столь же знаменитая, сколь и мало понятная современному зрителю. Федотов, как известно, был родоначальником русской жанровой живописи. А именно жанр, в отличие от «вневременных» пейзажа, натюрморта или портрета, сильнее всего завязан на современность и её бытовые реалии. Времена меняются, и всё казавшееся современникам художника самоочевидным становится для зрителя в лучшем случае экзотическим, в худшем – проблематичным.

Понять, что происходит на картине Федотова, значит понять, кто есть кто из восьми (не считая кошки) персонажей, чем он в данный момент занят и какие у его действий мотивы.

Федотов вводит нас в купеческий дом. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. А картины! А росписи на потолке! А переливчатые ткани на платьях! К этому многообещающему приданому и собирается посвататься, как извещает нас название картины, некий майор. Вот, кстати, и он – в смежной комнате. Еще не вошёл в залу. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук.

Почему же майор так заинтересован, если невесту он, скорее всего, через минуту увидит впервые и, значит, дело не в любовном томлении?

Нетрудно предположить типичнейший для своего времени сюжет: пора выходить в отставку, здоровье пошаливает, имение промотал, с чего жить-то? А тут оказия – богатейшее патриархальное семейство и дочка на выданье, в самом, если верить живописной правдивости Федотова, цвету.

Семейство, конечно, тоже отнюдь не против. У него от предполагаемого брака – свои выгоды и резоны. Дворянин, да еще служивый, это и защита купцу от произвола и самоуправства чиновников и, главное, – фамилия, престиж. Но чтобы всё сладилось, разумеется, нужен посредник – без этого никак. Сваха! Её на холсте легко узнать по тому, что она, как и всякий медиатор, зависает в услужливой позе на границе двух миров – прихожей и залы. Или, если брать социальный аспект, мира купцов и мира дворянства.

Что еще мы видим на картине? Какие допущения логично сделать из любовно выписанных Федотовым подробностей? На дальнем плане в левом углу кто-то шепчется – то ли приживалки, то ли слуги. Видимо, до их слуха весть о сватовстве только-только дошла. Кухарка выставляет на стол кулебяку – патриархальное русское угощение. А шампанское и бокалы еще стоят на стуле – видно, что все спешат, все предвкушают и суетятся.

Больше всех, как и положено, волнуется невеста. Она тщательнейше одета и, возможно, даже надушена. Но больше не имеет сил терпеть и в последний момент срывается удрать из парадных покоев. Её отец с окладистой бородой слушает прибаутки свахи, а вот мать проявляет волю и сноровку: хватает чуть не сбежавшую невесту за фижмы. В выражении её лица красноречиво читается «Стоять, дурёха!» Сразу видно, на ком тут держится дом. Несмотря на декларируемый патриархат.

Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. Возникнет (или не возникнет) новая семья. Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает. Словом, жанровая сцена «Сватовство майора» – это не что иное как «Свадебный переполох» или «Сбежавшая невеста» по-русски. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит.

Федотов повторил картину "Сватовство майора" в 1851 году - этот вариант хранится в Русском музее.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картина "Сватовство майора": описание картины

Искусство и развлечения 27 июня 2015

Обычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанровую живопись, собственную наблюдательность и остроумие.

Картина «Сватовство майора» принесла ему звание академика, общественное признание и любовь публики. Федотов был поставлен в ряд с такими социальными портретистами, как Иван Крылов, Николай Гоголь и Александр Островский. Современники и искусствоведы называли его стиль не просто бытовой живописью, а критическим романтизмом или комическим реализмом.

картина сватовство майора

Бытовой жанр в живописи

Бытовые зарисовки – это жанр живописи, изображающий ежедневные, рутинные действия или моменты жизни, характеризующие определенный класс людей и их культурную принадлежность.

Первыми бытовыми зарисовками можно считать элементы наскальной живописи, в которых были изображены сцены охоты или повседневной жизни древних людей. Позже последовали изображения на египетских папирусах и древнегреческие фрески, на которых запечатлевался быт этих народов. Однако как отдельный жанр живописи бытовые зарисовки стали оформляться в эпоху позднего феодализма и Нового времени.

С ростом демократических ценностей и улучшением уровня жизни бытовой жанр стал набирать все большее распространение среди художников. Еще в Европе эпохи Возрождения картины на бытовую тему стали выходить из-под кисти Джиотто, Ван Эйка и Эль Греко, затем тенденцию продолжили Брейгель, Вермеер, Рубенс и Веласкес.

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Бытовой жанр в России получил широкое распространение в середине XIX века. Художники акцентировали внимание на быте крестьян и их жестокой опрессии. Быт купечества и дворянства гораздо реже становился предметом изображения. Особенно важным периодом в развитии жанровой русской живописи стала эра передвижников.

В российском искусстве яркие представители бытового жанра – Репин, Серов, Верещагин и Венецианов. Павел Федотов открыл для себя новый стиль не только в русской живописи в целом, но и в бытовом жанре в честности. Его комедийный подход к бытовым зарисовкам сделал Федотова любимцем публики, а картина «Сватовство майора» стала жемчужиной академической выставки 1848 года.

Видео по теме

Биография автора

Павел Федотов происходил из обедневшей семьи титулярного советника. Рисовать он начал еще в кадетском корпусе, а во время военной службы в лейб-гвардии стал брать уроки живописи в Академии художеств.

картина п федотова сватовство майора

У Федотова был острый глаз, который примечал тонкие характерные черты людей и особенности их поведения, поэтому его портреты обладали не только высокой схожестью, но и уникальным характером. Во время службы живопись для Федотова оставалась любимым времяпрепровождением, однако в силу стесненных финансовых обстоятельств он не мог бросить службу и посвятить себя искусству.

Поворотным этапом в жизни художника стала встреча с великим князем Михаилом и впоследствии с его братом, императором Николаем I, который был поражен талантом молодого офицера и пожаловал ему право добровольного увольнения со службы и содержание, для того чтобы Федотов мог серьезно заниматься живописью.

История картины

Новоиспеченный художник думал стать баталистом, поскольку во времена Николая I батальные сцены имели огромный коммерческий успех. Первые полотна Федотова изображали сцены битв, набегов и казарменной жизни.

Несмотря на сделанный выбор, художник продолжал зарисовывать свои бытовые наблюдения и писать комические портреты. Некоторые из этих набросков были написаны по мотивам басен Ивана Крылова. Увидев их, баснописец посоветовал Федотову заниматься именно жанровой живописью, уделив особое внимание наблюдательности, остроумию и технической точности художника. После хвалебных слов Крылова Федотов написал два бытовых сюжета – «Разборчивая невеста» (на мотив басни Крылова) и «Свежий кавалер».

Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора». Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.

сватовство майора картина

Увидев уже готовые картины, Карл Брюллов убедил совет Академии выдвинуть Федотова на звание академика и выделить ему содержание. На выставке 1848 года художник выставил свое новое полотно. «Сватовство майора» – картина, которая произвела неожиданный фурор и встряхнула чопорную Петербургскую публику, заставив покатываться от смеха. По результатам выставки совет единогласно присудил Федотову звание академика.

Описание картины П. Федотова «Сватовство майора»

Полотно «Сватовство майора» с удивительной точностью изображает и высмеивает купеческие амбиции и неумелую показуху. Со свойственным ему тонким остроумием Федотов изображает типичных для действия персонажей и наделяет их точными характеристиками, при этом ничуть не гиперболизируя.

В итоге зритель видит стоп-кадр из жизни купечества – проходная комната, наспех собранный стол, разодетые не к месту дамы и смущенный новым сюртуком хозяин дома, а за дверью флегматично покручивает ус виновник торжества – жених.

сватовство майора описание картины

Перед выставкой Федотов написал шутливое стихотворение о сюжете работы «Сватовство майора». Описание картины в стихотворной форме называет всех героев полотна и объясняет их настроение и поведение. Исходя из написанного Федотовым, дослужившийся до дворянского звания и ушедший в отставку майор ищет выгодную женитьбу, поскольку пенсион маловат.

Семья невесты – яркие представители обеспеченного купечества, которые стремятся всеми силами попасть в дворянское общество. Казалось бы, комизма в этой ситуации немного, однако автор сумел преподать типажи персонажей так, что картина наполнена юмором и незлобным высмеиванием.

Элементы комедии

Публике полюбилась картина «Сватовство майора» за тонкое остроумие и четко подмеченные мелкие недоразумения, среди них:

  1. Неподготовленность жениха и его явное незнание дворянских норм.
  2. Чрезмерная подготовка купеческой семьи и их неумелые потуги соответствия этим нормам.

картина федотова сватовство майора

Описание картины Федотова «Сватовство майора» знакомит зрителя с майором в отставке, который получил звание дворянина и ищет себе невесту побогаче, но сам простых кровей, что сказывается на его подготовке к смотринам невесты:

  • сватовство происходит в постный день, судя по накрытому столу и блюду с кулебякой;
  • майор явился без букета для невесты;
  • сваху майор выбрал из простонародья, судя по ее парадной душегрейке.

Стремление попасть в дворянское общество было свойственно многим богатым и влиятельным купцам, именно этим объясняется неумелое подражание нормам поведения при дворе. Картина «Сватовство майора» изображает купеческую семью, пытающуюся выдать дочь замуж за дворянина, при этом и комната и сами купцы выглядят чрезвычайно комично:

  • комната, в которой происходит действие – передняя, а не гостиная или столовая, что не соответствует этикету;
  • скатерть, которой застелен стол, не предназначена для приема пищи, а должна выполнять декоративную функцию в кабинетах или будуарах;
  • накрытый стол слишком мал для такого количества закусок;
  • в передней присутствует множество лишних персонажей – кухарка, спешно накрывающая стол, сиделец и приживалка, которым не место в комнате;
  • вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни оказии, ни времени дня;
  • аксессуары к платьям матери и дочери (платки) подобраны не по этикету.

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Скорее наоборот – она убеждает зрителей принять героев такими, какие они есть.

описание картины федотова сватовство майора

Картина П. Федотова «Сватовство майора»: анализ с исторической точки зрения

Процесс подготовки картины занял очень много времени. Павел Федотов долго искал правильную комнату и правильных персонажей. Многие современники и критики отметили историческую точность картины и ее принадлежность к своему времени.

Федотов провел много недель в поисках комнаты, напрашиваясь в купеческие дома, пока не нашел идеально подходящую переднюю в одном из трактиров. Затем прошли трудоемкие поиски правильных сидельцев и приживалок. На роль майора художник пригласил одного из своих сослуживцев, а фигуру отца он переписывал несколько раз, чтобы показать непривычность сюртука по сравнению с армяком.

«Сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Сама комната, персонажи, аксессуары, даже картины и портреты на стенах подлинны, исторически верны и наиболее полно раскрывают характер купечества и действо сватовства.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Характеристика и описание картины Брюллова Искусство и развлечения Характеристика и описание картины Брюллова "Последний день Помпеи"

В Италии написал грандиозное полотно великий живописец Брюллов - «Последний день Помпеи». Описание картины будет представлено в нашей статье. Современники дали работе самые восторженные отзывы, а самого ху...

Название картин Васнецова и их описаниеИскусство и развлечения Название картин Васнецова и их описание

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к былинно-историческому жанру. Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного обра...

Жак Луи Давид, картины: описание и фотоИскусство и развлечения Жак Луи Давид, картины: описание и фото

Художник, который в своих произведениях отражал все этапы политической жизни Франции, являлся и ярким общественным деятелем, активно участвующим в революционном движении. Основоположник неоклассицизма чутко реагировал...

Картина Искусство и развлечения Картина "Святая Цецилия", Рафаэль Санти: описание

Простая христианка Цецилия, жившая в Риме примерно в 200 – 230 годах, пострадала за веру, умерла мученической смертью и была причислена к лику святых.

«Белое распятие»: подробное описание картины Марка ШагалаИскусство и развлечения «Белое распятие»: подробное описание картины Марка Шагала

Сегодня мы поговорим о картине «Белое распятие». Марк Шагал – автор этого полотна. Картина была создана художником в 1938 г. Случилось это спустя две недели после Хрустальной ночи. В то время художни...

Описание картины Ван Гога Искусство и развлечения Описание картины Ван Гога "Едоки картофеля"

Ван Гог считал картину "Едоки картофеля" лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.Год написания и обстоятельстваКартина "Едоки картофеля" стала финальным ...

«Венеция» - картина Айвазовского: описание и краткая характеристикаИскусство и развлечения «Венеция» - картина Айвазовского: описание и краткая характеристика

«Венеция» - картина И. Айвазовского, который посетил этот город в начале 1840-х годов. Эта поездка оказалась знаковой в его творчестве, поскольку впоследствии венецианские мотивы так или иначе находили отк...

Искусство и развлечения "Лунная ночь" (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевра

Талантливый художник Иван Крамской создал большое количество прекрасных полотен. Одной из его шедевральных работ по праву считается картина, написанная в романтическом стиле под названием «Лунная ночь». Ка...

Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описаниеИскусство и развлечения Картины Богданова-Бельского Николая Петровича: названия, описание

Художник со звучной фамилией Богданов-Бельский был выходцем из самых низов общества. Казалось бы, среда, в которой он рос, должна была неизбежно перемолоть его и поглотить, но нет. Художник получил образование и извес...

Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывыИскусство и развлечения Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывы

Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – испанский художник греческого происхождения. В Испании он получил прозвище Эль Греко, то есть грек. Не сохранилось ни одного портрета, о котором с уверенностью можно сказать,...

monateka.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта