Описание картины Ильи Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Картины запорожцы
Картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
И. Репин "Запорожцы..." (фрагмент)
Основой этой известной картины послужили подлинные исторические события.
О них мы и расскажем прежде всего, чтобы сюжет полотна стал ясен и по достоинству оценён зрителями.
Историческая основа картины
19-ый османский султан Мехмед IV Охотник (Авджи), правивший в 1648-1687 гг., в 1672 г. начал войну с Польшей. В результате Журавненского мира (1676 г.) Польша уступила Османской империи Подолию (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и частично в Приднестровье) и часть Украины.
Султан Мехмед IV Охотник (Авджи)
Существует легенда, по которой султан, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику Бога на земле.
Запорожцы ответили на это письмом, не стесняясь в выражениях. Они откровенно смеялись над доблестью султана, насмехались над его высоким мнением о себе и над званием «непобедимого рыцаря», которое он присвоил себе сам. Вот поэтому атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, полны веселья и приподнятого настроения.
Текст письма султана Мехмеда IV
Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мехмед IV.
Ответ запорожцев
Ответ Запорожцев Магомету IV
Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой […]
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и […]. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою…
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.
История создания картины
И. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Оригинал этого письма не сохранился, но екатеринославский этнограф-любитель Я. П. Новицкий нашёл копию, сделанную в XVIII в. Он передал её известному историку Д. Яворницкому. Однажды историк, чтобы развлечь своих гостей, зачитал это письмо присутствующим в его доме, среди которых был и художник И. Репин. Художника заинтересовал этот сюжет, и в 1880 г. он начал делать этюды для картины.
Дмитрий Иванович Яворницкий
Яворницкий хорошо знал историю Украины, он много помог художнику в работе над этим полотном, которое было громадным не только по сюжету, но и по размеру: 2,03×3,58 м.
Этюды к картине создавались Репиным в кубанской станице Пашковской (сейчас это микрорайон г. Краснодара), Екатеринодаре (сейчас Краснодар), в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области.
Зарисовки он делал и во время путешествия по Запорожью в 1880-1881 гг.
Эскиз древесным углем (1878). Третьяковская галерея
Прототипами персонажей знаменитого полотна послужили Репину его друзья и знакомые, многие из которых являются известными историческими личностями. Например, в образе писаря изображён Дмитрий Иванович Яворницкий.
Фрагмент картины
А вот другой персонаж «Запорожцев…»
Фрагмент картины
Существует версия, что для этого персонажа позировал известный журналист того времени Владимир Гиляровский, которого называли «Королём репортёров». Вы можете сравнить его изображение на картине Репина с портретом художника С. Малютина (1915).
С. Малютин «Король репортёров» (В. Гиляровский)
Образ высокого казака с повязкой на голове создан с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Н. Д. Кузнецова. По национальности он был греком и на картине символизировал образ старшего сына Тараса Бульбы – Остапа.
Фрагмент картины
А один из центральных персонажей картины, кошевой атаман Иван Дмитриевич Серко, был написан с командующего Киевским военным округом генерала Михаила Ивановича Драгомирова.
Фрагмент картины
Сравните с его портретом.
И. Репин «Портрет М.И. Драгомирова» (1889 г.)
Картину «Запорожцы…» И. Репин писал почти 13 лет.
Описание картины
Группа запорожцев
Фрагмент картины
Группа изображена крупным планом, приближена к зрителю, который как бы оказывается свидетелем происходящего. Связь отдельных фигур группы создает ощущение духовной близости атамана Серко и его соратников.Зритель видит картину последовательно, переходя глазами от одной фигуры к другой.
В процессе работы Репин лепил из глины фигурки запорожцев в различных позах и компоновал их в группы.
Яркий цвет одежды некоторых запорожцев акцентирует наиболее значительные персонажи.
Задний план картины
Фрагмент картины
Сумерки. Дым костров. В поднятых руках как бы колышутся пики, колья; чувствуется, что вся Сечь возбуждена и кипит гневом. На этом фоне изображена центральная группа запорожцев.Максимальная пластическая выразительность каждого образа, его психического состояния.Запорожцы сгрудились вокруг писаря. Письмо сочиняют сообща, каждый из участников добавляет колкие словечки и прибаутки. Удачная шутка вызывает взрыв хохота и одобрение присутствующих. Общий смех подчёркивает презрение запорожцев к угрозе турецкого султана. Репин сумел передать тончайшие нюансы смеха: от едва заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы.«Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха», – писал И. Грабарь.В бурном взрыве смеха и в удалом веселье казаков выражена сила народного духа, презрение к врагу.
Индивидуальные характеры запорожцев переданы художником в момент единого душевного порыва, но каждый по-своему реагирует на происходящее. Весело, задорно, но и ехидно улыбается, смеется, хохочет запорожское войско.
Картина была уже закончена, а художник всё вносил в неё изменения. Справа на холсте, где стоит спиной к зрителю казак в серой бурке, раньше был написан толстый хохочущий запорожец с черными усами. Но Репин посчитал этого персонажа повторяющим казака в белой папахе. Он пожертвовал этой фигурой и записал ее. «Этюд головы смеющегося казака» находится сейчас в частном собрании за границей.
«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины! – писал Репин А. С. Суворину. – Чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся – великолепная фигура, – всё не удовлетворяло , пока я не остановился на этой дюжей простой спине, мне она понравилась, и с ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».
Судьба картины
Хотя некоторые критиковали её за «историческую недостоверность», она имела шумный успех, побывала на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм), а в 1892 г. её купил за 35 тыс. рублей император Александр III.
После революции 1917 г. она поступила в собрание Государственного Русского музея, где и находится до сегодняшнего дня.
Существует и второй вариант картины, который Репин попытался сделать более «исторически достоверным». Он хранится в Харьковском художественном музее. Но этот вариант остался незаконченным.
Второй вариант картины И. Репина "Запорожцы..."
Постскриптум
На пересечении ул. Красной и Горького в г. Краснодаре по мотивам картины И. Репина установлен барельеф, созданный по идее администрации города. Автором композиции является скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Памятник открыт в 2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Надпись на памятнике: «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших – кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Барельеф в г. Краснодаре
www.palitra.co
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану»
Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану.
Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.
В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.
Великолепно прорисованы их оружие, костюмы, трубки и фляги для вина, обращает на себя внимание украинская бандура… И, конечно, такая картина не может обойтись без народного юмора! Храбрые казаки от души хохочут, предвкушая, как султан будет читать их письмо, как впадёт в ярость от их удалой выходки! И что им эти звания султана, если они не раз уже громили его войска.
Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям. Эмоции, испытываемые персонажами картины, словно выплескиваются на зрителя. Кажется, что полотно искрится безудержным весельем. И в каждом из персонажей можно угадать и удаль, и героический дух, и независимость. В этом и состоит великая сплоченность и сила товарищества казаков.
opisanie-kartin.com
Веселые запорожцы. История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Эта картина является самым известным живописным произведением с изображением запорожских казаков. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному. Такое разнообразие русский живописец, родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, подсмотрел в жизни - прототипами рисованных казаков стали реальные люди, современники Репина, достаточно известные в тогдашней Российской империи.
Основой замысла послужил еще один заметный “персонаж” того периода - литературный артефакт, называемый Письмо запорожцев турецкому султану. Этот текст, датированный XVII веком, большинство историков считают позднейшей фальсификацией. Он является якобы ответом казаков Запорожской Сечи на реальный письменный призыв к ним турецкого султана Мухаммада IV, требовавшего покориться ему как “владыке всего мира и наместнику бога на земле”.
Запорожцы во времена Мухаммада славились своими лихими рейдами против Османской империи и призыву не вняли. Но писем ему, скорее всего, не писали. Вместо них это позже сделали неизвестные авторы, создавшие “ответ” султану. Документ, пересыпанный забористыми выражениями в адрес турка а-ля “усього світу й підсвіту блазень”, “самого гаспида онук” и “нашого х… я крюк”, получил известность и подтолкнул Репина изобразить момент его “сочинения” запорожцами.
Но если само Письмо читается легко, то работа художника над “экранизацей” шла невероятно трудно, растянувшись более чем на десять лет. Результатом стали два варианта картины и множество эскизов.
Сам Репин не очень любил, когда его Запорожцев сводили лишь к панораме народного веселья, - он вкладывал в полотно высокую идею. “Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа, - писал художник. - Когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, эта горсть удальцов не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием”.
Действующие лица
Отобразить историческую миссию запорожцев в красках Репину помогли известные историки тех лет Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий. Последний - крупнейший украинский исследователь запорожского казачества и земляк Репина, в 80-е годы позапрошлого века пострадавший за свои научные изыскания.
“В то время эта тема [запорожское казачество] была запрещена, поскольку были указы о запрете всего национального, в том числе и украинского”, - рассказывает Яна Тимошенко, заведующая мемориальным домом-музеем Яворницкого. Историку, по ее словам, руководство Харьковского университета, где он учился, а затем и преподавал, предлагало изменить тему его исследований. Тем не менее Яворницкий отказался, за что его исключили из университета и запретили преподавать “из-за политической неблагонадежности”.
Но нет худа без добра: Яворницкий отправился в Санкт-Петербург, столицу тогдашней Российской империи, где в культурных кругах царили более либеральные взгляды. Там в 1886 году он познакомился с Репиным на так называемых “роковинах”, или днях памяти Тараса Шевченко, которые регулярно проводились в северной столице.
Незадолго до этого ушел из жизни главный исторический консультант художника Костомаров. Его место и занял харьковский специалист по Запорожской Сечи. Яворницкий также помогал художнику в поисках моделей для картины. А Репин увековечил своего нового друга в центральной фигуре полотна - сечевом писаре, который переносит на бумагу плод коллективного творчества казаков.
Историк вспоминал, что поначалу отказывался позировать Репину. Но когда тот все же затащил продрогшего в питерском тумане и оттого мрачного приятеля в свою мастерскую и бросил перед ним на стол юмористический журнал, Яворницкий взглянул на какую-то карикатуру и улыбнулся.
“Стой, стой! - воскликнул Репин. - Вот этот-то взгляд мне и нужен!”. “Не прошло и часа, как на картине я уже сидел у стола - за писаря…”, - описывал те события Яворницкий.
Остальных прототипов для хохочущих запорожцев художник нашел также среди своих друзей или знакомых - случайных или неслучайных. Со многими из них, по иронии судьбы, были связаны различные забавные истории.
Так, для казака, развалившегося у стола спиной к зрителю, Репин подыскивал человека с внушительными затылком и лысиной. Обладателем оных оказался Георгий Алексеев, обер-гофмейстер царского двора, кавалер почти всех российских орденов и почетный гражданин города Екатеринослава (ныне Днепропетровска), страстно увлекавшийся нумизматикой.
На предложение художника выступить в роли затылка Алексеев ответил категорическим отказом: “Что это, на посмешку будущему поколению?! Нет!”. Однако художник и его друзья решили взять упрямца хитростью. Яворницкий, хорошо знавший Алексеева, заманил его в дом к Репину посмотреть коллекцию древних монет. За этим занятием его и запечатлел живописец, незаметно усевшись сзади.
А вот бурсака с прической под макитру слева от писаря художник писал даже не с живого человека, а с его посмертной маски. Правда, это была не обычная маска: молодой художник петербургской Академии художеств Порфирий Мартынович, с которого сделали этот слепок, на тот момент был жив. Просто вместе с однокурсниками он увлекался шуточными упражнениями - снятием гипсовых масок друг с друга. Из-за этого “посмертная” маска Мартыновича улыбалась, что и привлекло в ней Репина.
Попал на картину и еще один студент академии - татарин, имя которого история не сохранила. А вот белозубую улыбку ему “подарил” череп казака, найденный Яворницким при археологических раскопках на территории Запорожской Сечи.
Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев - нависшего над писарем и дьявольски улыбающегося атамана Ивана Сирко. Сам по себе Сирко был личностью легендарной - провел полсотни сражений и из всех выходил победителем. В итоге его прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель - генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже - киевским генерал-губернатором.
В Киеве ходили легенды об остроумии Драгомирова. Так, однажды, забыв поздравить царя Александра III с именинами 30 августа, генерал спохватился лишь 1 сентября и, чтобы исправить оплошность, послал самодержцу такую телеграмму: “Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров”. На что император, также обладавший чувством юмора, ответил: “Пора и кончить. Александр”.
Кстати, именно Александр III стал первым покупателем творения Репина. После невероятного успеха Запорожцев на выставках в России, а также в Мюнхене, Стокгольме, Будапеште и Чикаго, император отвалил за полотно целое состояние - 35 тыс. рублей. Картина оставалась в царской коллекции до революции 1917 года, а затем была помещена в петербургский Русский музей, где находится до сих пор.
Богатая натура
Но то, что хранится сегодня в питерском музее, - лишь часть работы, которую провел Репин. Ведь он вносил в свое полотно, которое создавал десяток лет, бесконечные и бесчисленные изменения. Время от времени художник находил, что уже изображенные персонажи надо “немного тронуть кистью”, как указывает в своих воспоминаниях Яворницкий. “Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины!.. - писал ему Репин. - Чего только тут не было!”
Часто для персонажей полотна художник заимствовал у моделей лишь отдельные черты. “Он рисовал с меня для своей будущей картины Запорожцы целых два часа, - рассказывал в личной переписке известный русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. - Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого - веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос”.
Поэт и военный юрист Александр Жиркевич, который, кстати, тоже позировал для Запорожцев, однажды спросил Репина, когда тот предполагает закончить работу. “Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, а может случиться, что я закончу ее и через месяц, - ответил художник. - Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания Запорожцев”.
Для погружения в атмосферу Запорожской Сечи Репин предпринимал дальние экспедиции. В 1880 году в поисках натуры и исторических материалов он, к примеру, совершил вояж по Украине по маршруту, который составил для художника историк Костомаров.
В таких поездках живописец делал наброски народных типажей. “Понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии. Хотел их писать, ни за что не соглашались, ни за деньги, ни даром… - рассказывал Репин. - Наконец, приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей - молодец к молодцу, лежат все на животах в ожидании найма… Эту группу я взял для этюдов”.
В знаменитой дворянской усадьбе Качановке в Черниговской области, принадлежавшей тогда меценату и коллекционеру древностей Василию Тарновскому, Репин делал наброски с экспонатов казацкой эпохи: сабли гетмана Богдана Хмельницкого, а также личных вещей гетмана Ивана Мазепы. Заодно мастер перенес на полотно и самого владельца усадьбы в виде серьезного казака в высокой черной папахе.
К услугам Репина была и вся коллекция Яворницкого, которую тот перевез из Харькова в Петербург: оружие, жупаны, “сап’янцi” (сафьяновые сапоги), люльки-носогрейки (короткие курительные трубки), люльки-обчиски (так называемые товарищеские трубки с чубуками до двух метров), а также графин с горилкой, выкопанный во время археологической экспедиции в могиле казака.
“Таких бутылок было две, - рассказывает Тимошенко из дома-музея Яворницкого. - Их называли квартами, в каждую из них помещалось 1,2 л. По словам Яворницкого, одну они даже открыли и попробовали с археологами - и упали как мертвые: такая она была крепкая”.
Бутылка красуется на столе, где заседают репинские запорожцы. А ее прототип вместе с отлично сохранившимся содержимым долгие годы лежал в екатеринославском историко-краеведческом музее, директором которого в то время служил Яворницкий.
Некоторые посетители музея, особенно из числа знаменитостей, порой просили у него попробовать древний крепкий напиток, но директор свято хранил раритет, отказав даже последнему российскому императору Николаю II.
И все же однажды Яворницкий расстался с этой горилкой. Когда в 1918 году город захватили махновцы и пытались ограбить музейные фонды, он по требованию Нестора Махно отдал атаману бутылку в обмен на охранную грамоту для своего учреждения.
Вторая версия
Однако не только украинская натура служила основой для репинского шедевра. Все тот же Яворницкий посоветовал художнику отправиться на Кубань и Северный Кавказ, где в то время жили потомки запорожских казаков.
Под впечатлением от поездки в конце 1880-х годов Репин стал писать второй вариант картины. Основные герои на нем в основном остались теми же, но колорит картины, по мнению экспертов, изменился - стал более ярким, эмоциональным. Теперь это полотно хранится в Харьковском художественном музее.
“В отличие от петербургского варианта с его достаточно академической уравновешенной композицией, харьковской картине присуще романтичное звучание. Она написана в более бытовом, раскованном стиле”, - объясняет Ольга Денисенко, специалист музея.
Изначально “вторых” Запорожцев у Репина купил известный русский меценат Павел Третьяков. Из его Третьяковской галереи картину передали в Харьков в 1933 году во время паритетного обмена между музеями Украины и России.
Собирательные образы
Моделями для персонажей знаменитого полотна Казаки пишут письмо турецкому султану послужили Илье Репину его друзья и знакомые, многие из которых являются известными историческими личностями
1.Художник Иван Ционглинский, преподаватель рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств, член петербургского творческого объединения Мир искусства. Поляк по национальности.2.Одесский художник Николай Кузнецов, академик петербургской Академии художеств, руководитель класса батальной живописи, учредитель Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Грек по национальности3.Случайный попутчик Ильи Репина, с которого художник сделал эскиз на пристани города Александровска, нынешнего Запорожья.4.Внучатый племянник русского композитора Михаила Глинки.5.Георгий Алексеев, обер-гофмейстер (придворный чин, управляющий штатом и финансами императорского двора) при Александре III, почетный горожанин Екатеринослава, автор научных трудов по русской нумизматике.6.Василий Тарновский, украинский коллекционер и меценат, владелец известной усадьбы Качановка (ныне - национальный историко-культурный заповедник) в Черниговской области. Раритеты из его коллекции казацкой эпохи, среди которых сабля гетмана Богдана Хмельницкого, а также личные вещи гетмана Ивана Мазепы, послужили моделями для картины, а позже стали основой экспозиции Черниговского исторического музея.7.Художник Порфирий Мартынович, студент петербургской Академии художеств. Репин писал этого персонажа не с живого человека, а с его гипсовой маски, снятой с Мартыновича во время практических упражнений в академии.8.Никишка, кучер Василия Тарновского (позировавшего для персонажа № 5). По замыслу Репина, прототипом этой фигуры является казак Голота - главный герой украинского народного эпоса Дума про козака Голоту.9.Дмитрий Яворницкий, известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина при написании картины.10.Александр Рубец, профессор Петербургской консерватории, родом из города Стародуба, ранее входившего в состав Малороссии, а ныне - Брянской губернии, потомок польского шляхетского рода. Существует также версия, что для персонажа позировал известный русский журналист и писатель Владимир Гиляровский, автор книги Москва и москвичи. 2 вариант - Генерал Драгомиров11.Студент петербургской Академии художеств, по национальности татарин, а для зубов персонажа послужил моделью череп казака-запорожца, найденный во время археологических раскопок на территории Запорожской Сечи. 12.Константин Белоновский, приятель Репина, педагог народной школы в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск). 2 вариант - Марк Кропивницкий, украинский драматург, друг Репина13.Федор Стравинский, солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, отец известного композитора Игоря Стравинского.14.Генерал Михаил Драгомиров, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, на момент позирования Репину - командующий войсками Киевского военного округа, позже - киевский генерал-губернатор. Его персонаж является прототипом знаменитого Ивана Сирко, непобедимого кошевого атамана Запорожской Сечи.* 2, 4 и 10-й герои картины должны были символизировать образы Тараса Бульбы, а также его сыновей Андрия и Остапа из повести Николая Гоголя Тарас Бульба Источник
fun-space.ru
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина. Описание картины
Запорожская Сечь, казацкая вольница, которая веками не покорялась никому: ни царю, ни туркам и татарам, ни черту, ни Богу, без сомнений, не могла не привлечь к себе такого творческого человека, как И. Репина. О выдающемся российском портретисте, авторе бесчисленного количества гениальных картин, сказано и написано многое. Но о Сечи можно говорить бесконечно – она таит в себе величайшее число легенд, начиная со сказаний о характерниках и казацкой изворотливости, и заканчивая письмом запорожцев султану Турции.
Некоторые источники сообщают, что турецкий султан собирался пойти войной на Запорожье, но как истинный правоверный, решил неприятеля о своих намерениях предупредить, отправив им ультиматум с требованием покориться посланнику Аллаха на земле. Казаки его перечитали несколько раз и написали ответ, которому нет равных в истории.
Как только не величали они владыку Оттоманской империи: и вавилонским поваром, и иерусалимским пивоваром, и александрийским козолупом, и дураком всемирного масштаба, и внуком аспида… Дальнейшие эпитеты скрывала цензура, но, если вы обладаете желанием выяснить все до конца, то непременно узнаете, весь запас ненормативной лексики наших предков.
Легенда гласит, что написан ответ запорожцев был в 17 веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и еще многими не то что годами, а целыми веками. Слухи и домыслы так же утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.
Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.
Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий.
А теперь о тех персонажах, которые напрямую перекликаются с гоголевским «Тарасом Бульбой»: красивый молодой человек на заднем плане племянник М. Глинки, его считают прототипом Андрия, а вот одессит Николай Кузнецов, с которого написан раненный в голову казак, считается Остапом. Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.
Если говорить о сюжете картины, то он и представляет собой ответ на ультиматум турков. Процесс данного «мозгового штурма» - поиск «ласкательных» обращений к султану и запечатлел Репин.
Несмотря на внешнюю уравновешенность композиции, произведение динамично, оно просто дышит энергетикой Запорожской вольницы. Передний план полотна – это казаки, собравшиеся за столом. Примечательно, что часть фигур кажется срезанной – так вы можете мысленно передвинуть пропорции и перспективу картины. Совмещение горизонтального и вертикального ритмов, движения в форме круга, сочные оттенки костров и палаточного городка на заднем плане – все это передает возбуждение казаков от своей идеи.
На переднем плане Репин презентует группу запорожцев, достигая при этом максимальной пластичности каждого образа, выразительности его эмоционального состояния. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.
В центральной части картины изображен писарь, вероятно, единственный среди людей в Запорожской Сечи, кто знал грамоту. Его одежда семинариста, очки на носу свидетельствуют о том, что он любит писать саркастические речи, а написание письма доставляет ему несказанное удовольствие. Как ученый человек, писарь сдержан в проявлении эмоций и лишь усмехается в усы.
В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Следующий персонаж – молодой человек, который принимает участие в процессе написания, внося в письмо юношеский креатив.
Однако не все персонажи репинского холста так веселы: запорожец рядом с юношей изображен мрачным, а Остап стоит с перемотанной головой и скептично смотрит на действо. Примечательно, что в картине мастер использует прием антитезы: он противопоставляет человека в красном жупане со взрывным хохотом старшему сыну Тараса Бульбы, во взгляде которого соединились скептицизм и тревога.
Но главное в картине не переживания. Основной ее мотив – побратимство, единый дух вольницы степей, ведь казаки смотрят друг на друга, весело перемигиваясь и выплескивают свое безудержное веселье на всякого, кто хоть раз увидит картину. Каждый персонаж справедливо считается олицетворением удали и независимого героического духа.
Многие искусствоведы замечают, что Репин в своем полотне передал физиологию смеха, а точнее – безудержного хохота. Увидев эту картину, вы понимаете, что перед глазами весь синонимический ряд слова «смех»: тут скалят зубы, хохочут, ухмыляются, покатываются от смеха, веселятся, заливаются, хихикают, усмехаются, пырскают… Смех не дает назвать картину «героическим эпосом», он, напротив, утверждает жизнь. А еще здесь нет границ между историей и нашим временем, ведь каждый человек невольно оказывается в самой гуще событий.
Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.
Запорожская Сечь, казацкая вольница, которая веками не покорялась никому: ни царю, ни туркам и татарам, ни черту, ни Богу, без сомнений, не могла не привлечь к себе такого творческого человека, как И. Репина. О выдающемся российском портретисте, авторе бесчисленного количества гениальных картин, сказано и написано многое. Но о Сечи можно говорить бесконечно – она таит в себе величайшее число легенд, начиная со сказаний о характерниках и казацкой изворотливости, и заканчивая письмом запорожцев султану Турции.
Некоторые источники сообщают, что турецкий султан собирался пойти войной на Запорожье, но как истинный правоверный, решил неприятеля о своих намерениях предупредить, отправив им ультиматум с требованием покориться посланнику Аллаха на земле. Казаки его перечитали несколько раз и написали ответ, которому нет равных в истории.
Как только не величали они владыку Оттоманской империи: и вавилонским поваром, и иерусалимским пивоваром, и александрийским козолупом, и дураком всемирного масштаба, и внуком аспида… Дальнейшие эпитеты скрывала цензура, но, если вы обладаете желанием выяснить все до конца, то непременно узнаете, весь запас ненормативной лексики наших предков.
Легенда гласит, что написан ответ запорожцев был в 17 веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и еще многими не то что годами, а целыми веками. Слухи и домыслы так же утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.
Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.
Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий.
А теперь о тех персонажах, которые напрямую перекликаются с гоголевским «Тарасом Бульбой»: красивый молодой человек на заднем плане племянник М. Глинки, его считают прототипом Андрия, а вот одессит Николай Кузнецов, с которого написан раненный в голову казак, считается Остапом. Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.
Если говорить о сюжете картины, то он и представляет собой ответ на ультиматум турков. Процесс данного «мозгового штурма» - поиск «ласкательных» обращений к султану и запечатлел Репин.
Несмотря на внешнюю уравновешенность композиции, произведение динамично, оно просто дышит энергетикой Запорожской вольницы. Передний план полотна – это казаки, собравшиеся за столом. Примечательно, что часть фигур кажется срезанной – так вы можете мысленно передвинуть пропорции и перспективу картины. Совмещение горизонтального и вертикального ритмов, движения в форме круга, сочные оттенки костров и палаточного городка на заднем плане – все это передает возбуждение казаков от своей идеи.
На переднем плане Репин презентует группу запорожцев, достигая при этом максимальной пластичности каждого образа, выразительности его эмоционального состояния. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.
В центральной части картины изображен писарь, вероятно, единственный среди людей в Запорожской Сечи, кто знал грамоту. Его одежда семинариста, очки на носу свидетельствуют о том, что он любит писать саркастические речи, а написание письма доставляет ему несказанное удовольствие. Как ученый человек, писарь сдержан в проявлении эмоций и лишь усмехается в усы.
В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Следующий персонаж – молодой человек, который принимает участие в процессе написания, внося в письмо юношеский креатив.
Однако не все персонажи репинского холста так веселы: запорожец рядом с юношей изображен мрачным, а Остап стоит с перемотанной головой и скептично смотрит на действо. Примечательно, что в картине мастер использует прием антитезы: он противопоставляет человека в красном жупане со взрывным хохотом старшему сыну Тараса Бульбы, во взгляде которого соединились скептицизм и тревога.
Но главное в картине не переживания. Основной ее мотив – побратимство, единый дух вольницы степей, ведь казаки смотрят друг на друга, весело перемигиваясь и выплескивают свое безудержное веселье на всякого, кто хоть раз увидит картину. Каждый персонаж справедливо считается олицетворением удали и независимого героического духа.
Многие искусствоведы замечают, что Репин в своем полотне передал физиологию смеха, а точнее – безудержного хохота. Увидев эту картину, вы понимаете, что перед глазами весь синонимический ряд слова «смех»: тут скалят зубы, хохочут, ухмыляются, покатываются от смеха, веселятся, заливаются, хихикают, усмехаются, пырскают… Смех не дает назвать картину «героическим эпосом», он, напротив, утверждает жизнь. А еще здесь нет границ между историей и нашим временем, ведь каждый человек невольно оказывается в самой гуще событий.
Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.
5sec.info
Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Описание картины.
1878-1891 г. Масло, холст. 217 x 361 см Русский музей. Санкт-Петербург, Россия
Описание картины Репина И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Сюжет полотна давно стал хрестоматийным: запорожцы пишут ответное послание турецкому султану, который предложил перейти им на свою сторону. Стоит ли говорить, что запорожцы не стесняются в выражениях, составляя текст письма.
В центре композиции «ученый» человек, пожалуй, единственный грамотный среди собравшихся. Вероятно, это семинарист. Почетная должность ему явно приносит удовольствие.
Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Он хмурится, обдумывает очередную бранную фразу, призванную побольнее уколоть и оскорбить османского владыку. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Последние испытывают радость и ликование от того, что принимают участие в таком исторически важном событии. Они не смеются так открыто, как бравые воины, однако всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие.
Однако лишь на первый взгляд все казаки настроены весело. Среди них встречаются фигуры настороженные, настроенные скептически. Они здраво оценивают последствия отправки этого письма, предвидят кровопролитные сражения. Но подобные настроения не являются доминирующими.
Общая атмосфера полотна – это веселье, удаль и отвага, уверенность в своем народе и собственных силах, нежелание подчиняться врагу.
Лучшие картины Репина И.Е.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Запорожцы пишут письмо турецкому султану Репин Картина
Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Холст, масло, 217 × 361 см. Мастер много работал. Вскоре у него появилась задумка новой грандиозной картины, и он начал скрупулезно собирать материал. Как-то в Абрамцево Мамонтов, хорошо знавший и любивший историю, начал разговор о малороссийской и запорожской старине. Среди гостей мецената был историк Николай Костомаров, который прочел письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV в ответ на его дерзкое предложение перейти всей Сечи в турецкое подданство. Письмо было наполнено таким озорством и издевательством, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Репин тут же карандашом набросал эскиз будущей картины, возникшей в его мыслях. И уже весной 1880, взяв с собою любимого ученика Серова, он поехал на Украину. Художник не только зарисовал старинные укрепления, сохранившиеся в том месте, где когда-то находилась Запорожская Сечь, но и создал несколько десятков образов разных местных казаков. Еще ранее он познакомился с профессором Д. И. Яворницким, специалистом по истории Запорожья. Узнав о замысле новой работы Репина, тот стал охотно помогать ему, предоставив в неограниченное пользование собственную коллекцию малороссийского оружия того времени, курительные люльки, разные трубки, чубуки и даже сафьяновые, казацкие сапоги. Над задуманным полотном художник трудился более двенадцати лет.
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - сложная многофигурная композиция, в которой мастер добился впечатления свободы и разухабистой удали. Части картины продуманы и точно сопоставлены друг с другом, благодаря чему в ней нет главных ролей — все персонажи равноправны. Изображая эпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные размером больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению мощи изображенных людей. Так художник выразил сплоченность, равенство и братство запорожцев - важные особенности жизни этого народа. Нужно иметь отвагу и уверенность в собственной правоте, чтобы, потешаясь, вызвать на бой могущественного повелителя целой империи и оскорбить его таким образом, чтобы он захотел смыть эту обиду кровью. Картину приобрел Александр III.
«Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных на исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в области исторической живописи.Далее →
smallbay.ru
ОПИСАНИЕ ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
23 Январь 2016 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 7038Известный русский живописец Илья Репин писал одну из своих самых известных картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» очень долго.Считается, что этим полотном он выразил стремление своего народа к свободе и воле. На мой взгляд, талантливый художник не только воспевал в своей работе стремление к свободе, но и прославленные традиции казачества и несокрушимый народный дух.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
К Запорожской Сечи поступило письмо, в котором турецкий султан обратился к запорожцам с предложением идти к нему на службу. Это письмо очень возмутило вольных казаков и они решили отправить в Турцию гневную отповедь, в которой не поскупились на крепкие слова.
В центральной части полотна И. Е. Репин изобразил писаря, который сидит за крепким большим столом. Скорее всего, писарь очень доволен возложенным на него делом. Он внимательно прислушивается к тому, что говорят ему друзья и едва успевает все записывать. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом.
Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, поэтому положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. По казацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться до пояса. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты. Скорее всего, полуголого казака написание письма так заинтересовало, что он оставил игру в карты и даже забыл одеться.
К большому столу, за которым казаки пишут письмо, кто-то прижал домру, традиционный музыкальный инструмент запорожских казаков. На ней, наверное, кто-то из воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, о храбрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучших представителей — запорожских казаков.
Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.
Фрагменты картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 1
Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 2
Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 3
info-shkola.ru