Рерих Н. К. — Шатровая гора. Серия «Святые горы». Гора картина


Явление «Горы Ленина»Явление «Горы Ленина». Как картина Н.К.Рериха «Гора Ленина» превратилась в «Явление срока»

Н.К. Рерих Гора Ленина 

Н.К. Рерих «Гора Ленина»

1925-1926 гг.Бумага на доске, темпера. 22,8×29,2Местонахождение картины неизвестно.Изображение  с сайта аукциона Christie's http://www.christies.com/;

 

 

 

 

Явление «Горы Ленина»

 

 Как  картина Н.К.Рериха  «Гора Ленина»

превратилась в «Явление срока»

Картинная галерея 

В Международном Центре Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции экспонируется автограф Николая Константиновича удостоверяющий этот факт[1].  Все картины были созданы   на маршруте экспедиции в Гималаях и Китайском Туркестане.В 1926 году в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рерих посетил Москву  и  передал в дар Советской России девять своих картин, объединенных глубоким символическим содержанием -   сюиту «Майтрейя», имеющую  второе название «Красный всадник», а также картины «Красные кони» и «Гора Ленина».

Подбор картин для дара был глубоко не случаен. Сюита «Майтрейя», состоящая из семи картин («Шамбала идет», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустыни», «Майтрейя победитель») проникнута символикой приближающейся Новой Эпохи.

В основу сюжета «Красных коней» положен старинный буддийский обычай, о котором рассказывает Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи». Во время ненастья ламы поднимаются на высокую  гору и совершают особое действо в помощь терпящим бедствие путникам. Знаком этой помощи являются пускаемые ими  по ветру бумажные фигурки красных  коней.[2]

Символика картины «Гора Ленина» также  далеко выходит за пределы названия. В том, что на ней изображена вполне конкретная горная вершина – сомнений нет. В нижнем левом углу картины, на имеющейся в нашем распоряжении репродукции, отчетливо видна надпись: «ХIII день  Ак-таг  Гора Ленина».  

Фрагмент 

Н.К. Рерих «Гора Ленина», надпись в левом нижнем углу картины

Преодолев последний гималайский хребет,  экспедиция пересекла границу Китая и двинулась далее в направлении Хотана, административного центра южного Синцзяна. Спустя сутки подошли к хребту (горе) Ак-Таг или Патос. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» приведены следующие строки, датированные 2-м октября 1925 г.: 

«В морозном солнце утра перед стоянкой четко вырисовывалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта («Патос» - фонетически, по-местному «Ак-Таг»[3]) Махатма Ак-Дордже, проходя здесь из Тибета. Гора Патос стоит над разветвлением дороги на  Каргалык-Яркент и  Каракаш-Хотан. (…) Гора высится конусом, между двух крыльев белого хребта. Лама услышал и шепчет: «Он (Великий Учитель) не был против истинного буддизма и говорил: «Истинный буддизм – хорошее учение»».[4]

Важно отметить, что картина «Гора Ленина» воспроизводит  реальное место на маршруте экспедиции  и была с особым значением  передана Рерихами Советскому правительству. 

Кроме девяти картин переданы были также Письмо к советскому народу, известное как «Послание Махатм», [5]  ларец с землёй «где ступала нога Будды, этого Великого Учителя и провозвестника общины и надписью на русском и тибетском языках «Махатмы Востока на могилу русскому Махатме», а также  рукопись книги «Община».[6]

Сочетание смыслов всех этих  предметов  имело важнейшее  значение для молодого советского государства – предлагалась помощь и указывался путь. 

Дар был передан Н.К.Рерихом представителям советского  правительства  в лице наркомов Г.В.Чичерина и А.В.Луначарского. Руководителями страны   его символический смысл не был понят и помощь предложенная  - не принята.   Дальнейшая  судьба Дара  нам доподлинно неизвестна. По некоторым неуточнённым данным он был передан   в Институт Ленина. Авторы других публикаций повторяют  версию о том, что картины долгое время пылились в коридорах Совнаркома, но также без ссылок на её первоисточник.   Сам факт посещения Рерихами Москвы в 1926 году в СССР долгие годы замалчивался.

Спустя какое-то время картины Н.К.Рериха  оказались  у А.М. Горького на даче[7], где украсили  его столовую. Об этом рассказывает в своих воспоминаниях художница  В.М. Ходасевич: «В один из приездов в 1935 году в Горки, в столовой я увидела развешенными на стенах восемь картин Н. Рериха».[8] Когда и при каких обстоятельствах они  попали на дачу А.М.Горького – нам  неизвестно. Но  после кончины Алексея Максимовича в 1936 году, по его завещанию, картины  были переданы в дар Горьковскому (ныне Нижегородскому) государственному художественному музею.

 Н.К. Рерих Явление срока

Н.К. Рерих «Явление срока»1927 г.Проект наддверной фрески, холст, темпера. 62×124Нижегородский государственный художественный музей

Сопоставляя список картин, подаренных Рерихом в 1926 году, со списком картин, переданных А.М.Горьким в Нижегородский музей, обнаруживаем исчезновение двух полотен – «Шамбала идет» (первая картина сюиты «Майтрейя») и «Гора Ленина». Но зато   в завещании А.М.Горького  и, соответственно, в Нижегородском музее появилась  картина  «Явление срока», о которой известно, что создана она была  Рерихом уже после посещения Москвы, в 1927 году в Монголии, в Урге как проект наддверной фрески.[9] Когда  она  была привезена из Монголии  в Советский Союз неизвестно. 

Неизвестно также, когда  картины «Шамбала идёт» и «Гора Ленина» были изъяты из комплекта дара Рериха. Вполне возможно,  это произошло до того, как картины  оказались  на даче у А.М. Горького, так как В.М. Ходасевич в своих воспоминаниях определенно пишет, что картин у Алексея Максимовича  было восемь. Нам   сейчас важно  отметить,  что в 1936 году, согласно завещанию А.М. Горького, две картины из подаренных Н.К.Рерихом советскому народу («Шамбала идёт» и «Гора Ленина») уже отсутствовали, но появилась «Явление срока».

Судьба картины «Шамбала идет» неизвестна до сих пор. Но у истории «Горы Ленина» оказалось продолжение, о котором речь пойдет  ниже.

26 ноября 2008 года картина Н.К.Рериха с названием «Гора Ленина» была выставлена на известном международном аукционе предметов искусства  Christie's. На сайте аукциона была размещена репродукция картины,  благодаря чему мы получили возможность ее увидеть. Факт продажи сам по себе более чем прискорбный  – картина, которая должна быть собственностью государства,  оказывается в частных руках и на зарубежном аукционе.  Очень интересно было бы узнать, что было написано в провенансе [10] картины  и кто его предоставил. Ведь сейчас широко известно, что  подделки, подлоги и пр. часто сопровождают  торговлю предметами искусства. 

Но у этой продажи есть и предыстория, связанная с именем  В. Росова.

В  статье «Великий Всадник», имеющей подзаголовок «О Ленине и символике звезды на картинах Николая Рериха» В.Росов пишет:

«Там же, в Хотане (неточность В.Росова, до Хотана ещё 9 переходов - прим. составителя)  5 октября 25-года художник задумал картину «Гора Ленина». Позже он переименовал ее в «Явление срока». Однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием.  В дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина».[11]  (выделено составителем).

Позднее,  в  книге «Николай Рерих. Вестник Звенигорода» В.Росов повторяет эту информацию, также, не утруждая себя никакими доказательствами.[12]

На чем основывал В.Росов свое более чем странное утверждение о переименовании Рерихом своей картины – неизвестно. Обычно он с удовольствием ссылается на редкие архивные документы, чтобы подтвердить свои «гипотезы».

Ложь, напечатанная в журнале «Вестник Ариаварты», начала свое шествие по разным изданиям, Интернет публикациям и каталогам, тиражируемая  доверчивыми составителями и редакторами.

Справедливости ради надо отметить, что путаница с картиной «Явление сроков» началась до Росова. Например, Е.И. Полякова в  монографии «Николай Рерих» писала, что картина «Явление срока» была привезена Рерихом в Москву в 1926 году[13]. Подобную  неточность допустила В.П. Князева в книге  «Николай Рерих. Летопись жизни и творчества».[14] Но они не утверждали, что эта картина и есть  «Гора Ленина».

Для того, чтобы убедиться в том, что речь идет о двух разных картинах – «Гора Ленина» и «Явление сороков» - достаточно заглянуть в материалы, доступные ныне даже  простому любителю творческого наследия Рериха. Это каталог картин Н.К. Рериха, составленный В.В. Соколовским и опубликованный в 1978 г. в сборнике «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество»,   и  альбом «Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея», изданный в Самаре в 1998 году, автор-составитель И.Н. Кузнецова. Оба названных источника были доступны задолго до опубликования статьи Росова.

В каталоге В.В. Соколовского в разделе  картин, написанных в 1925-1926 гг. имеется картина «Гора Ленина», внесенная туда на основе рукописного списка картин, составленного Н.К. Рерихом.

В этом же каталоге в разделе 1927 г. имеется картина «Явление срока», с указанием размеров, техники и местонахождения (Горьковский государственный художественный музей)  и даже инвентарного номера -  649.

В альбоме И.Н. Кузнецовой приводится подробнейший каталог картин Рериха, находящихся в Нижегородском музее, в том числе и «Явления срока». В каталоге  описаны не только размер, техника, выставки, но и надпись на обороте картины «1927 «Явление срока» (Улан Батор Хото): проект наддверной фрески» с монограммой автора.

Даже из этих двух источников видно, что речь идет о двух разных картинах, созданных в разное время и с разными целями.

Зачем же понадобилось В. Росову совершенно бездоказательно утверждать, что речь идет об одной и той же картине?

Возможный ответ подсказала нам статья А.В. Стеценко «Загадка одной картины», опубликованная во 2-м томе  Каталога Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха.[15]

В этой статье рассказывается, как для того, чтобы скрыть пропажу одной из картин Н.К.Рериха,  Государственный Музей Востока объединил названия двух разных картин – «Тангла» (в настоящее время её местонахождение неизвестно)  и «Песнь о Шамбале» (находится в Музее Востока). Таким образом, из двух картин получилась одна – «Тангла. Песнь о Шамбале».

Тот же приём прослеживается в вышеназванных публикациях В.Росова. Он объединяет названия двух разных картин, утверждая, что это одна работа художника. Этим бездоказательным утверждением  снимался  вопрос об исчезновении  «Горы Ленина», которая, якобы,  просто под другим названием находится в Нижнем Новгороде.

А в это время кто-то  готовил необходимые документы для выставления  истинной «Горы Ленина» на торгах солидного аукциона, специализирующегося на предметах искусства. 

Подводим итоги.

Картина «Гора Ленина» была написана Н.К.Рерихом на маршруте экспедиции в Китайском Туркестане. На ней запечатлена самая высокая вершина хребта Ак-Таг (Патос). Об этом свидетельствуют:  запись в дневнике Николая Константиновича от 2 октября 1925 года,  собственноручно составленный им список своих картин за 1925-1926 г.г., в который включена «Гора Ленина», а также  надпись на самой картине «ХIII день Ак-Таг гора Ленина».  

Во время пребывания Рерихов в Москве в июне 1926 года картина была подарена советскому народу вместе с сюитой «Майтрейя». Это подтверждает   автограф Н.К.Рериха о факте дарения, экспонируемый в МЦР в зале Центрально-Азиатской экспедиции. С этого момента нет никаких документальных свидетельств о местонахождение «Горы Ленина».  

Картина «Явление срока» была создана в 1927 году в Монголии как проект наддверной фрески, что подтверждается также списком Н.К. Рериха и имеющимися на картине надписями.

Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах исчезла «Гора Ленина». Принимая во внимание свидетельство В.М. Ходасевич, можно предположить, что это произошло в период годов с 1926 по 1935. Поэтому она не была включена в завещание А.М.Горького о передаче картин Н.К.Рериха Горьковскому художественному музею.

Мы также не знаем, когда и кем «Явление срока» была привезена из Монголии и передана А.М.Горькому.

Спустя десятилетия, с  2002 года информация о «Горе Ленина» появляется в работах В.Росова, в которых он, не приводя никаких доказательств,  утверждает, что «Гора Ленина» и «Явление срока», хранящаяся в Нижегородском музее – одна и та же картина «Явление срока. Гора Ленина». А спустя ещё несколько лет, в 2008 году, «Гора Ленина» выставляется на продажу аукционом Christie's.

Через чьи руки прошла истинная «Гора Ленина» пока  оказалась на солидном аукционе, кем и какие документы на право продажи были предоставлены его организаторам – нам неизвестно. Как неизвестно и её  местонахождение в настоящее время.

А мы лишь констатируем факт, что часть культурного наследия страны, сокровенного дара, принесенного Рерихами от священных Гималайских вершин, оказалась за пределами России и В. Росовым  была сформирована  ложная версия идентичности двух картин Н.К.Рериха, написанных художником в разные годы и с разными целями. 

Л. Глущенко

И. Садовская

Культурный Центр им. Н.К. Рериха, г. Алматы, Казахстан, 2013 

[1] Перечень картин Н.К. Рериха, переданных в дар Советскому правительству в 1926 г. — Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха

 (Москва), зал 9, Центрально-Азиатская  экспедиция.  Автограф, 1 л.

[2] Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи // Рига. Виеда. 1992. С. 74 - 75.

[3] На многих языках тюркской группы «ак» означает белый, светлый и даже святой.

[4] Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 123

[5] П.Беликов. В.Князева. Рерих. Серия ЖЗЛ // Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М. 1972. С. 178-179

[6] Елена Ивановна Рерих. Письма. IX том. 1951-1955 г.г. // Москва. МЦР.  2009. Приложение. Письмо американским сотрудникам от 23.02.

 26, стр.546

[7] А.М. Горький вернулся в Советский Союз в 1932 году. Тогда же ему была выделена дача в Горках.

[8] Непрерывное восхождение. К 90-летию П.Ф.Беликова. Сборник. Т.1 // М. МЦР. 2001. С. 259

[9] Во время пребывания экспедиции в Урге (Монголия) Н.К. Рерих подарил руководителям страны картину «Великий Всадник», второе

 название  «Владыка Шамбалы». В книге «Алтай-Гималаи» об этом написано так: «Приходит уполномоченный от монгольского

 правительства и просит дать рисунок  храма-хранилища, где будет поставлена картина «Владыка Шамбалы» с другими почитаемыми

 предметами» (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. //Рига. Виеда. 1992. С. 293). Можно предположить, что картина «Явление срока»

 предназначалась для этого сооружения.

[10] Провенанс (англ.  Provenance – происхождение, источник) – история владения художественным произведением, предметом

 антиквариата, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов.

[11] Вестник Ариаварты. 2002, № 1. С. 40

[12] «...Художник преподнес в дар советскому народу восемь своих полотен (по другим данным – девять), написанных в ходе экспедиции. Это были, в основном, картины из серии «Майтрейя» (одна из них, «Шамбала идет», затерялась, ее местонахождение до сих пор неизвестно) и две примыкающие к серии – «Красные кони» и «Явление срока». Последняя особенно примечательна. Рерих изобразил огромного размера голову богатыря, парящую в облаках над горами. В этой голове, которая обращена на восток, безошибочно  угадывается Владимир Ильич Ленин, его характерный легкий прищур и устремленный вдаль взгляд. Картина «Явление срока» задумана в  1925 году в Хотане. Самое поразительное, что первоначальное название картины и есть «Гора Ленина».»   (В. Росов  «Николай Рерих.  Вестник Звенигорода». Книга 1 «Великий план»). Цит. по: http://gallery.facets.ru/show.php?id=966 

[13] Е.И. Полякова «Николай Рерих». М. Искусство. 1973. С. 245

[14] «В 1926 году была создана картина «Явление срока». В ней Рерих рисует обращенную на Восток гигантскую голову мудреца, в облике

 которого можно найти некоторые портретные черты Ленина» http://gallery.facets.ru/show.php?id=966&info

 [15] Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Том  2. // МЦР. Мастер-Банк.  М. 2010. С. 394-400

 

www.roerich.kz

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» | aquarells.ru

 

 

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 года. На полотнах Сезанна, созданных мастером в поздний период творчества, часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар, что неподалеку от Экса, родного города художника.

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 г. На полотнах Сезанна позднего периода творчества часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар.

Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар» 1886 г.

 

Сезанн писал ее неоднократно, в разное время года и с разных точек обзора. Рассматриваемое нами полотно размером 67х92 см представляет не только художественный интерес. Картина обладает своей историей. Первый раз она была представлена публике в 1895 г. именно в Эксе. Тогдашние посетители выставки не поняли и не приняли картину. Однако среди них оказался молодой поэт Жоашим Гаске. Он очень положительно оценил пейзаж и… получил его в подарок. Сезанн даже сделал дарственную надпись, что случалось крайне редко. Поэт и художник подружились. Позднее Гаске написал книгу о Сезанне, которую опубликовал в 1921 году. Картину же «Гора Сент-Виктуар» поэт вынужден был продать в 1908 г. и выручил за нее 12000 франков, по тем временам деньги совсем не малые. Это обстоятельство свидетельствует о том, что известность художника в начале ХХ века очень быстро росла.

Обратим внимание на колорит картины «Гора Сент-Виктуар».

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 г. На полотнах Сезанна позднего периода творчества часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар.

Фрагмент неба над левым склоном горы

 

Художник написал небо довольно сложно и насыщенно, как, впрочем, и ландшафт. Помимо естественного для изображения неба синего цвета он добавил коричневые, зеленые и розовые нюансы.

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 г. На полотнах Сезанна позднего периода творчества часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар.

Ветка сосны

 

Находящаяся в верхней части картины ветвь выполнена красными и черными штрихами. Это зрительно позволяет соединить землю с небом.

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 г. На полотнах Сезанна позднего периода творчества часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар.

Маленькое строение в центре нижней части картины

 

Крошечное строение в центре пейзажа выполнено художником быстрым мазком, а красные штрихи усиливают цветовой акцент.

Картина Сезанна «Гора Сент-Виктуар» написана им около 1886 г. На полотнах Сезанна позднего периода творчества часто встречается мотив, связанный с горой Сент-Виктуар.

Фрагмент центральной части картины

 

Трава и земля в долине, написанные зеленым и коричневым, перемежаясь друг с другом и постепенно уходя вдаль, становятся все более бледными и создают глубину пространства.

Картина Поля Сезанна «Гора Сент-Виктуар» находится в собрании Галереи Куртольда в Лондоне

Похожее

aquarells.ru

Поль Сезанн «Гора Сен-Виктуар (Гора Святой Виктории)». Описание картины

Поль Сезанн «Гора Сен-Виктуар (Гора Святой Виктории)». Описание картины

Поль Сезанн «Гора Сен-Виктуар (Гора Святой Виктории)

В творчестве Сезанна следует выделить работу «Гора Святой Виктории» (1897-1898), которая по праву принадлежит к одному из его кульминационных достижений в искусстве позднего периода. Художник часто изображал пейзаж этой горы, расположенной в родном для него Эссексе.

Гора рождается из сочетания мазков красного, синего, пурпурного, а также желтого оттенков, причем эти цвета причудливо перетекают из одного в другой. Мастерство Сезанна проявилось в умелой игре со светом и тенью, когда реального изображения предмета вроде бы не существует, но при этом за счет форм и красок, создана целостная картина материализовавшегося пейзажа.

Настоящий цвет переменился в пользу собственно ощущаемого, – такой стиль стал одним из основных моментов в его дальнейшем творчестве.

Размеры горы огромные, лес и ложбины, подступающие к ней, намного меньше, и хотя сама гора кажется приближающейся к зрителю, явно ощущается, что она находится на недоступном удалении, а сама вершина уходит в запредельные высоты.

Картина является собственностью Государственного Эрмитажа.

1898 г. Масло, холст. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

gorodkrasota2016-01-18T13:35:59+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru

Рерих Н. К. — Шатровая гора. Серия «Святые горы»

Рерих "Шатровая гора"

В 1933 году Николай Константинович Рерих пишет необычную и невероятно красивую живописную серию «Святые горы». Одной из работ данной серии является картина «Шатровая гора». Как и многие произведения Рериха последних двух десятилетий его творческой деятельности написана «Шатровая гора» темперой. В творчестве Рериха всё необычно и особенно: и замыслы, и живописные техники, и художественные образы-символы.

«Шатровая гора» — картина красивых цветовых сочетаний и колористических решений. Перед нами словно бы воплощена тайна прекрасного, красота загадочных гор и небесных просторов. Теневые тёмные плотные стороны гор образуют композиционный ряд контрастов. Чёрная, всепоглощающая, гнетущая тень на переднем плане полотна перекликается с тёмной вершиной Шатровой горы. Всё это поддерживает художественный ритм, выстраивает гармонию цвета, светотеневых соотношений. Границы гор ярко очерчены. Силуэты гор как будто овеяны мягким хрупким светящимся туманом, напоминающим бледно-голубые нежные облака. Бледно-голубые просветы усиливают мотив контраста, добавляя эффект ускользающей призрачной материи. Нас притягивает подобное сочетание воздушных лёгких неосязаемых, почти эфемерных структур и строгих крутых горных вершин. Образы гор напоминают непроницаемые величественные святые вершины, которые можно встретить только в особое время, когда солнечный свет распадается на множество тонких редких оттенков. Каждая горная вершина представляет собой собранный из разрозненных частиц прекрасный живописный мотив. Полотно Рериха «Шатровая гора» изобилует яркими открытыми цветами, разнообразными красочными переходами, напоминающими какой-то сложный футуристический пейзаж. Для картины характерен неперегруженный образный ряд, но сочетание спокойных простых форм при особом светотеневом состоянии, когда одно лишь освещение видоизменяет и переструктурирует окружающие образы. Глубокие сложные дымчатые переходы придают ощущение тайны, полуреальности, сна. Когда весь окружающий мир напоминает скорее иллюзию, настолько мнимыми и полуреальными кажутся все образы.

Небо выписано более тёплыми пастельными красками, что подчёркивает рисунок самого воздуха и солнца. В пространстве неба живут отличные от мира гор и скал краски. Таким образом, в картине происходит сложное переплетение настроений, цветовых пространств и мотивов.

Смотрите также

painteropedia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта