Описание картины Казимира Малевича «Красный квадрат». Картина квадрат
"Чёрный квадрат" Малевича. Почему это шедевр
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.
Ничего проще придумать нельзя. Как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя. Как чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.
Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!
Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?
Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.
1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется.
Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.
Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.
А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”. Потому что не все в этой картине так просто.
Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный
“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ парараллельны друг другу.
К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.
Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость. Вторая – чёрная охра. А третья – ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
То есть Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски.
Существует четыре “Чёрных квадрата”
Если бы это была случайно созданная картина, художник не стал бы создавать ее повторений. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.
Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи.
Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.
Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
Ниже – все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую.
Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930-1932 гг. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.
“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины
На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде картины “Дама у фонарного столба”.
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам
Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.
Почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!
Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут незначимые картины. Или которые художник считает неудачными.
Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.
2. Сильная теория сильной личности
“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. “Supreme” означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.
Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.
Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.
Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.
Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже и возглавить это движение.
Он придумал по сути новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, который вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.
“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.
До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале 14 века. По этой азбуке и существовало все искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.
“Чёрный квадрат” – главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.
Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.
Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые “слова”. Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.
Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграли” в красивую теорию и хватит.
На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея
Так что “Чёрный квадрат” – это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства.
Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.
3. Огромное влияние на жизненное пространство
Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях. А шёл в массы.
Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org
Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.
Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.)
На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них – Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.
Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.
Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.
Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них – один из самых известных архитекторов Заха Хадид (1950-2016 гг.).
[easy-image-collage id=7495]
Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005-2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.
4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение. И почему он все-таки шедевр
Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.
Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично.
Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.
Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее.
А теперь оцените “Чёрный квадрат”, как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.
Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит.
PS.
Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.
Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.
Правда через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезду сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.
Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР может иметь место только соцреализм.
Художник умрет от рака в 1935 году.
О другом ярком представителе модернизма читайте в статье “Пауль Клее. Мастер, рисующий звук и другие миры”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
В чем смысл этого загадочного «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» Казимира Малевича – самая загадочная картина прошлого столетия. Вокруг нее до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым картина вызывает у зрителей весь спектр чувств – от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Черный квадрат»?…С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом титанической внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году.
Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат еще не был черным. Его заполняли характерные для кубизма формы. Похожие формы проглядывают через трещинки верхнего красочного слоя «Черного квадрата». Это доказательство того, что Малевич изначально писал очередную композицию в стиле кубизма, но в какой-то момент все закрасил, изобразив черный квадрат на плоском белом фоне.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины. «Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы.Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Так «Черный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.
А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
Впоследствии, в отличие от Марка Шагала или Василия Кандинского, уехавших в Европу, познавших еще при жизни славу и материальное благополучие, Казимир Малевич прожил полную лишений и трудностей жизнь в России, а имя его на многие годы было забыто.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
Автопортрет - Казимир Малевич.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины…
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем…
russiahousenews.info
Раскрыта тайна "Черного квадрата" Казимира Малевича
КультураЭксперты раскрыли секрет знаменитого произведения искусства, обнаружив две скрытые картины под работой Казимира Малевича "Черный квадрат".
Знаковой картине, написанной в 20-м веке, исполнилось в этом году 100 лет. Во время международной конференции в Москве специалисты представили новые открытия.
"Было известно, что под изображением "Черного квадрата" существует некая другая нижележащая картина. Мы обнаружили не одно изображение, а два", - рассказала Екатерина Воронина, научный сотрудник Третьяковской галереи.
Картина "Черный квадрат" Малевича (фото)
Открытие сделали около месяца назад, что было подтверждено рентгеном и микроскопами, которые показали существование других красочных слоев краски между трещинами в черном квадрате.
Многие десятилетия произведение Малевича восхищала поклонников искусства и посетителей галереи, пытавшихся понять привлекательность картины, которая выглядит так просто.
Читайте также: Самые абсурдные картины, проданные за миллионы долларов
Сам художник был озадачен конечным результатом своей работы. "Я не мог ни спать, ни есть, и пытался понять, что же я сделал – но не мог", - сказал он.
Смысл картины "Черный квадрат" Малевича
Смысл "Черного квадрата" также был раскрыт. Исследователи заявили, что смогли, наконец, расшифровать надпись на картине, которая, как считается, была сделана рукой художника.
Она гласит: "Битва негров в темной пещере". Однако они добавили, что практически уверены в этом, несмотря на то, что остались нерасшифрованными три буквы между "н" и "ов".
Судя по всему, это ссылка на более раннее произведение черного квадрата "Битва негров в темной пещере глубокой ночью" французского писателя и юмориста Альфонса Алле, написанного в 1897 году. Если это так, то картина Малевича является своего рода диалогом с французской картиной.
Казимир Малевич, который являлся основоположником геометрического абстрактного искусства в начале 20-го века, основал направление в искусстве известное, как супрематизм в 1913 году.
Картина "Черный квадрат", которая представлена в Третьяковской галерее, была написана в 1915 году. Позже Малевич создал еще две версии.
Второй "Черный квадрат" является триптихом, в составе которого также есть "Черный круг" и "Черный крест".
Перевод: Филипенко Л. В.
Подписывайтесь на наш канал вwww.infoniac.ru
«Квадрат Малевича». Споры и теории создания знаменитой картины.
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Автопортрет. Художник. 1933
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
Оцени материал:
Загрузка...www.officeplankton.com.ua
Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат»
Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал: «Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».И продолжает:«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом».Томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало следующие результаты:
Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день». Прочитав это сочинение мать Кози, Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко.
В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги.Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской.Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно – черная краска уже подсохла.Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».
Дело в том, что многие художники задолго до Малевича пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры.
Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617 Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882
Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893
Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.
Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».
Однако и этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных «супрематистов», «кубистов», «футуристов», «дадаистов» «концептуалистов» и «минималистов» к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929 году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.
От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.
Итак, первый «Черный супрематический квадрат», о котором здесь и шла речь, датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.Второй «Черный квадрат» Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея.Третий – в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.И четвертый – в 1930 году, специально для Эрмитажа.
В этих музеях хранятся и другие работы Малевича
Каземир Малевич, "Красный супрематический квадрат, 1915Каземир Малевич, "Черный супрематический круг", 1923
Каземир Малевич, "Супрематический крест", 1923
Каземир Малевич, "Черное и белое", 1915
Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется – «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов – «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.Каземир Малевич, автопортрет, 1933,Государственный Русский музей
rigenser.livejournal.com
Описание картины Казимира Малевича «Красный квадрат»
Данное произведение искусства было создано Казимиром Малевичем. Картина была создана художником в ХХ веке, а именно в 1915 году. С обратной стороны можно ознакомиться со вторым наименованием шедевра – «Женщина в двух измерениях». Описывая картину, можно сказать, что она состоит из четырехугольника, окрашенного в красный цвет, который расположен на белом фоне.
Сейчас посмотреть на «Красный квадрат» можно, посетив Русский музей. В 1920 году автор произведения искусства наделил ее вторым значением, которое гласило о приближающейся революции.
Что касается смысла картины, то Ксана Бланк отважилась сравнить супрематизм Казимира Малевича и творчество Льва Толстого. В одном рассказе Толстого присутствует описание комнаты, где главного героя охватывает тоска. Комната выглядит следующим образом. Стены помещения выбелены в белый цвет. Само пространство имело квадратную форму, что очень сильно влияло на человека. Присутствовало лишь одно окно, на котором повесили занавеску красного цвета. Таким образом, считается, что красный квадрат символизирует тоску.
Ранее Малевич объяснял смысл своего первого «Черного квадрата». Он заключался в том, что квадрат был для автора неким чувством, а белый фон выступал в качестве пустоты, скрывающейся за этим чувством. В связи с этим Ксана Бланк пришла к тому, что картина «Красный квадрат» символизирует страх перед приходом неминуемой смерти и боязнь пустоты в жизни человека.
Некоторые ученые считают, что красный квадрат – это символ крови. Неоднократно высказывалось мнение о том, что описываемая картина несет страх перед содеянным и нереализованным.Остается отметить глубину мысли, вложенную в свое творение, автором, которая оказалась более, чем актуальной в период создания всемирно известного шедевра.
opisanie-kartin.com
10 смыслов «Черного квадрата» (4 фото)
10 смыслов «Черного квадрата»
Знаменитое полотно Казимира Малевича — это шарлатанство или зашифрованное философское послание?
5 декабря в Русском музее в Санкт-Петербурге открывается выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата». Знаменитая картина разделила на два отрезка не только жизнь художника, но и все современное искусство.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искуствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Автопортрет. Художник. 1933
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?
Интересные материалы:
Любопытные исторические моменты, запечатлённые на снимках (15 фото) Заброшенный советский шахтёрский посёлок (17 фото)nlo-mir.ru