Картина "Черный квадрат" Малевича: смысл картины, описание. Квадрат картина
Белый квадрат (картина) Википедия
«Белое на белом» («Белый квадрат», «Белый квадрат на белом фоне»[2]) — картина, написанная в 1918 году Казимиром Малевичем, принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному Малевичем супрематизмом. Белый квадрат был одним из трёх супрематических квадратов Малевича, два других — чёрный и красный.
Описание
Картина Малевича написана двумя близкими оттенками белого цвета. Фон картины написан чуть тёплым оттенком, с долей охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком[3]. Он немного повёрнут и находится ближе к правому верхнему углу — такое положение создаёт иллюзию движения[1].
Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». <…> Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве.
— К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. — Витебск: Уновис, 1920.
История создания
К 1918 году Малевич проходит период «белого супрематизма». Картина была написана в 1918 году (по другим данным в 1917[4]) и впервые показана на персональной Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве весной 1919 года[5]. В 1927 году «Белый квадрат» показывался на выставке в Берлине, после которой он так и остался на Западе[6].
Значение
«Белый квадрат» стал вершиной беспредметности, к которой шёл Малевич, так как вряд ли что-либо может быть бессюжетнее и беспредметнее, чем белый квадрат на белом же фоне. Художник признавался в том, что белый цвет притягивает его своей безграничностью и свободой[4]. «Белый квадрат» часто рассматривается как один из первых примеров монохромной живописи[7].
Это одно из немногих полотен Малевича, оказавшихся в собраниях США и легко доступных для американской публики. Возможно, по этой причине в Америке эта картина превосходит по известности другие работы Малевича, не исключая и «Чёрный квадрат»[8][9], и рассматривается как вершина супрематизма в целом[10]. Её репродукция размещена на обложке 3 тома пятитомного собрания сочинений художника. В «Зимней эклоге» Иосиф Бродский писал про ангелов:
Днём, когда небо под стать известке,сам Казимир бы их не заметил,белых на белом.
По мнению Андрея Накова, в бывших советских республиках «Белый квадрат» уступает по известности Чёрному главным образом из-за ассоциаций «белого супрематизма» с Белым движением. Но сам Малевич хотел отмежеваться от политического значения слова «белый» и писал[6]:
Упоминая о белом, не говорю о понятии политическом, установившемся о нём сейчас
— К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. — Витебск: Уновис, 1920.
Произведения «белого супрематизма», показанные на выставке в 1919 году, завершили четырёхлетний период развития живописного супрематизма и художественные средства супрематизма оказались исчерпаны для Малевича, отчего он оказался в состоянии кризиса, которое было запечатлено в одном из самых драматичных текстов Малевича — манифесте «Супрематизм»[5].
См. также
Примечания
Литература
- Андреева Е. Казимир Малевич. Черный квадрат. — СПб.: Арка, 2010. — 28 с. — (Серия «Тысяча и один шедевр»). — ISBN 978-5-91208-068-5
- К. Малевич. Собрание сочинений в 5 томах.
Ссылки
wikiredia.ru
Репродукция картины Малевича "Черный квадрат"
«Черный квадрат» Каземира Малевича, пожалуй,- самая известная во всем мире картина. Более ста лет пытаются разгадать зашифрованную в нем загадку. Каждый смог бы нарисовать черный квадрат на белом фоне, но ведь до Малевича никто этого не сделал. Лишь он своим квадратом сумел поделить и свою жизнь, и историю художественного искусства на две части. Является ли квадрат философским посланием для вас или вы сочтете его шарлатанством?
Многие считают, что «Черный квадрат» имеет форму скорее прямоугольника, чем квадрата, и цвет его просто темный в результате смешения других красок, исключая черную; тем самым автор стремился создать подвижную форму.
Также известны заявления самого Малевича, что квадрат появился под влиянием «космического сознания». Может, поэтому некоторые видят в нем разноцветный куб, утверждая, что и мир только на первый взгляд виден плоским и черно-белым. Люди, которые чувствуют объемность и многоцветье квадрата Малевича, способны кардинально изменить свою жизнь, это, действительно, дано не всем, черный цвет всепоглощающ, совсем непросто разглядеть за ним белый, также как сквозь обман распознать правду, тем более увидеть жизнь после смерти.
Может, в этом и кроется тайна, подсознательно подсказанная автору?
Но как тогда быть с версией неудавшейся картины? Ведь также известен и тот факт, что для футуристической выставки в Петербурге, которая должна была состояться 19 декабря 1915 года, Малевич, не успевал якобы дописать одну из картин…Явно недовольный результатом, в порыве ярости замазал ее черной краской – получился «Черный квадрат», которому художник и придал позднее философский смысл. Этому способствовала фраза одного из друзей, вошедших тогда в мастерскую художника. «Гениально!». Может быть, она была сказана с насмешкой, но оказалась пророческой!
«Черный квадрат» стал началом нового направления в искусстве: «супрематизма», стал ярким его воплощением. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи».
«Черный квадрат» приводят в пример гениального пиара, считая, что Малевич уловил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Малевича называли и тонким стратегом, умеющим подстраиваться под ситуацию в стране, увидев в созданном так или иначе квадрате политический ход: сам факт написания квадрата явился декларацией конца традиционного искусства.
Картина была впервые представлена на той самой футуристической выставке в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте... Критики увидели в нем вызов православию. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны»
Интересно также суждение и ныне живущих критиков-искусствоведов: их мнение о том, что после «Черного квадрата» Малевича ничего выдающегося уже создано не было, сформировало еще одно определение «Черному квадрату»: это тотальная пустота, черная дыра, поглотившая, видимо, все возможные идеи в искусстве.
Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», и многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Так что вопрос о примитивности «Черного квадрата» или о его притягательной тайне остается открытым… Был его автор гением? или шарлатаном, успешно дурившим публику, заставив поверить в то, чего нет?..
Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство? - Концептуал.рф
Концептуал СМИ Самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда
Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?
Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».
Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.
На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».
Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.
Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,
— возмущался художественный критик Александр Бенуа.
Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.
Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.
Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал,
— впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе «прозрением». Написав по наитию «Чёрный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.
Занят вглядыванием в его («Квадрата». — Прим. автора) загадочное чёрное пространство, — писал Малевич и утверждал, что видит в нём — то, что когда-то видели люди в лице Бога.
Однако Бог не вещь, он не имеет образа или лица, что говорит либо об антропоморфизме восприятия Малевичем Бога, либо о недоразвитости правого процессно-образного полушария, либо о желании навести тень на плетень, ну либо всё это вместе.
Спонтанный акт создания «Чёрного квадрата» и последующее мучительные попытки найти смысл сделанного указывают на то, что Малевич написал картину, ведомый неким образом, находившимся у него в глубинах бессознательного. Откуда он там взялся?
Кто же он, создатель скандально известной на весь мир «голой иконы без рамы», неужели убийца традиционного понятия «картина», стремившийся уничтожить «искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Чёрным квадратом»?
/800/600/http/kursklogo.ru/uploads/images/topic/2012/08/17/9727944749_1600.jpg
Казимир Малевич (1878 — 1935) не получил законченного художественного образование. Он — самоучка. В процессе становления его личности преобладали то одни, то другие приоритеты.
Картина Казимира Малевича «Birkenhain» 34,5 x 49,5 см, Холст, масло. 1905 год http://malevich-art.ru/wp-content/uploads/2013/05/birkenhain.jpg
Малевич пережил влияние импрессионистов, фавистов, символистов, кубистов. И, каким бы направлением он ни интересовался, художник внимательно, вдумчиво изучал работы представителей того или иного течения искусства. Теоретические труды Малевича позволяют сделать вывод о том, что он как бы сканировал каждый квадратный сантиметр рассматриваемой картины, а после собирал полученное изображение в целостную работу.
https://artchive.ru/res/media/big/work/1452/145295647f7f71c685f614955fac2a2b.jpg?cf62.jpg
Художник обращал внимание на мельчайшие детали изображения. Тем более странно избранное им направление примитивизации художественных образов.
http://ic.pics.livejournal.com/luiza_drevsholt/45710239/106862/106862_original.jpg
Самым первым увлечением Малевича стали передвижники. В провинции он не мог видеть достаточного количества их работ. Художник изучал передвижников по репродукциям. А репродукции в то время были чёрно-белыми, часто — плохого качества.
Можно допустить, что на глаза Малевичу попалась картина Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», ведь она воспроизводилась даже на почтовых открытках. Сюжет её прост: поэт читает другу свои стихи.
Николай Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»/800/600/http/img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/302/106302827_4497432_2kv_1_.jpg
В комнате находится няня поэта — Арина Родионовна и… чёрный квадрат. Причём на белом фоне — всё так, как на картине Малевича. Это квадратное пространство камина, в котором ещё тлеют угли. Но на чёрно-белой иллюстрации камин кажется плоским, надо действительно прилагать усилия, чтобы разглядеть в нём пространство. Часть камина закрывает фигура Пущина. От этого картина получает дополнительный смысл. Камин у Ге — напоминание об аде (угли — пламя — ад). Пущин — верный друг поэта, он приехал в гости, чтобы уберечь Пушкина от адовых мук одиночества, от адовых мук невостребованности поэта, пишущего в стол.
Воспроизводя фрагмент картины Ге как самостоятельное произведение, Малевич, возможно, испытывал странные чувства. Художник ощущал, что изображает нечто знакомое, но, возможно, так и не вспомнил, где он это видел. Да и «чёрный квадрат» у Николая Ге — не единственный в своём роде. «Квадрат», или даже во множественном числе — «квадраты», присутствуют в произведениях великих художников эпохи Возрождения.
http://cs1.livemaster.ru/storage/0d/26/4ba10d07852c2b2c69a6b163cb.jpg
Считается, что самая загадочная картина Леонардо да Винчи — «Джоконда». Однако не менее загадочна его фреска «Тайная вечеря». На этой фреске Леонардо представил известный евангельский сюжет — последний ужин Иисуса Христа с учениками. Но, помимо трапезы Сына Человеческого и апостолов, на картине изображены чёрные квадраты и прямоугольники. Зачем они здесь?
Малевич понимал свой «Чёрный квадрат» как аллегорию Бога. Совершенно по-другому трактовал суть картины Александр Бенуа, который сказал о «Квадрате»:
Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения.
Бенуа не назвал имени, но и без того понятно, что он имел в виду вовсе не Бога, а того, кто «часть той силы, что вечно желает зла, но совершает благо — по независящим от него обстоятельствам».
Предположим же, что на «Тайной вечере» Леонардо чёрные квадраты — это тёмное воинство. Таким образом художник деперсонифицировал зло. И от подобного акта оно стало ещё ужаснее.
Спокойный вечерний ужин. Люди за столом. Но они уже окружены злом. Злобные сущности — чёрные квадраты — вокруг, за спинами апостолов. Сверху на потолке закрывает небо рать мелких бесов — маленькие чёрные квадратики. И сам князь тьмы, враг рода человеческого, тут, за спиной Христа. Это самый большой на фреске чёрный квадрат. Но он же — и самый ущербный. В нем три бреши — три отверстия, через которые виден залитый солнцем пейзаж.
Леонардо своей картиной объясняет, что это за отверстия и откуда они взялись. Если мысленно поднять руки Иисуса в то положение, в каком они находились на кресте, то ладони попадают как раз на бреши в чёрном квадрате. Третья брешь — на уровне головы Христа.
Ученики Иисуса не чувствуют, что вокруг — зло. Из ловушки им никуда не деться. Только Учитель видит будущее.
Один из вас предаст Меня,
— говорит он. Апостолы в смятении.
Понятно, что такая трактовка неадекватна жизни.
http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/68/67576/img35.jpg
Концепция супрематизма и смысл, который вкладывал Малевич в главные произведения своего стиля — три «Квадрата» — черный, красный и белый, — полно сформулированы и объяснены в теоретических работах художника:
Самое главное в супрематизме — два основания — энергии черного и белого, служащие раскрытию формы действия…
Идея знаменитого «Чёрного квадрата» — образ пластического выражения победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Явление Малевичу его «Чёрного квадрата» вызвало в нём шок, сравнимый с неким мистическим откровением. Какое-то время он не мог ни есть, ни спать. Все его мысли были поглощены этим образом.
На картине квадрат написан исключительно с помощью глазомера. Отклонение от геометрической точности, безусловно, не было ошибкой автора, а стало следствием понимания огромной выразительной силы, заключенной в «запланированной» погрешности. Черный цвет является результатом соединения и смешения разных красок.
Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм
— говорил художник./800/600/http/yt3.ggpht.com/-taSWD1C_AhM/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/8B5pnY88NrM/s900-c-k-no/photo.jpg
«Чёрный квадрат» был воспринят многими как выражение «более высокого сознания», в котором объекты и концепции приобретают чёткую простоту.
Вместе с тем, энергетика картины несла в себе хаос и разрушение, затягивала зрителя в бездну мирового зла. Психически ослабленный человек мог после длительного созерцания «Чёрного квадрата» совершить суицид. Это было отмечено неоднократно. «Чёрный квадрат» до сих пор вызывает горячие споры. Приведем совершенно противоположные высказывания искусствоведов:
Квадрат концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности (Сарабьянов).
Вообще, все ужимки и прыжки вокруг Чёрного квадрата напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля» (Я. Ушаков).
Теперь приведём мнение рядового гражданина, размещенное на одном из форумов в Интернете:
Чёрный квадрат стал символом конца эпохи реализма, романтизма, чего-то возвышенного и неземного. Он поглотил все краски, поглотил все школы, в которых просиживали годами молодые художники. Проглотил сотни и тысячи натюрмортов, зарисовок и пейзажей. Проглотил даже Мону Лизу. Он символизировал собой конец эпохи воспевания стремления к красоте и идиллии. Он показал нечто иное — то, куда всё пришло. Чем всё закончилось.
Больше всего шума наделала на выставке его картина «Чёрный квадрат». По словам одного из критиков (а вслед за ним и художника), «Чёрный квадрат» является «иконой, которую футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». На выставке это полотно висело в особом месте, в углу, — действительно, как икона. Представленная картина оказалась как бы на пограничной полосе — между искусством и не-искусством, между логикой и алогизмом, бытием и небытием, между крайней простотой и беспредельной сложностью». Ионина Н. А., Сто великих картин, М., «Вече», 2000 г., с. 442.
Своё суперматическое творчество К.С. Малевич многократно обосновывал, например, в 1915 году так:
Отсюда вывод такой: Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче её сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства». Казимир Малевич, От кубизма и футуризма к суперматизму / Чёрный квадрат, СПб, «Азбука-классика», 2008 г., с. 29.
В «Кицур Шулхан Арух» сказано:
По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48х48), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме.
Малевич выполнил свой квадрат в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность. Но не все смогли проследить следующую аналогию. Акт разрушения храма превратился в синоним Тьмы. Тьма разрушает и ввергает в хаос храмы и души людей. «Вечная Тьма» назвал свой «Чёрный Квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд.
Малевич — сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов. Имя тебе Казимир. Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная — поток безликих, безоценочных форм.
Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды.
Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её.
Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. Чёрный квадрат признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. Чёрный квадрат обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.
Несложным движением кисти Малевич раз и навсегда провёл непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования…
Гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещённую фигуру запрещённого цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая…
Немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.
В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Чёрный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону…
Малевич сознательно вывесил чёрную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — чёрное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.
А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине:
Чёрный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели…
В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом; он и гордился…
Искусствоведы любовно пишут о Малевиче:
«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины.
Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство…» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается…
Казимир Малевич. Автопортрет http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/
Знаменитая картина поделила на два периода не только жизнь художника, но и историю художественного искусства.
С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Чёрный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже 100 лет прошло с момента её написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.
Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича? Попытаемся разобраться.
1. «Чёрный квадрат» — это тёмный прямоугольник
Начнём с того, что «Черный квадрат» вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/#image14361210
2. «Чёрный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Чёрный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Чёрный круг» и «Чёрный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» /800/600/http/files3.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361260-R3L8T8D-650-3.jpeg
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Квадрат» Малевича.
3. «Чёрный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное — как подать и продать.
Художники экспериментировали с чёрным цветом «сплошь» начиная аж с XVII века.
Роберт Фладд «Великая тьма»/800/600/http/www.tunnel.ru/i/post/350163/3501638236/2063647919/at178580145.jpg
Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)»/800/600/http/cs304704.userapi.com/v304704584/3187/2fWgXYjvowE.jpg
Первым наглухо чёрное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем 200 лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854-м, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882-м, совсем уж плагиат — «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.
/800/600/http/s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/5/3/1504354.jpg
И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Чёрный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусства. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум 4 версии своего «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
4. «Чёрный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстраивался под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные «чёрные квадраты», нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году «Квадрат» Малевича приобрел совершенно новый, актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Марксист от культуры, Малевич пошёл навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода большевика Сталина Малевич занимал почётные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО Наркомпроса.
Малевич у своих работ в Музее художественной культуры 1924 /800/600/http/www.k-malevich.ru/images/akm/1-15.jpg
5. «Чёрный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. «Чёрный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах, согласно православным традициям, вешали иконы. Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны».
Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года. /800/600/http/files7.adme.ru/files/news/part_50/508405/14361860-R3L8T8D-650-4.jpg
6. «Чёрный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют.
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Чёрного квадрата», многие люди оказываются перед необходимостью его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
7. «Чёрный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал её, нарисовав чёрный квадрат. В этот момент в мастерскую зашёл один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Чёрному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась. Это подтверждается и исследованиями. На самом деле, под Черным квадратом Малевича, долгие годы скрывалось другое творение раннего периода творчества. Под несколькими слоями чёрной краски, обнаружен другой квадрат, абрис которого, повторился во всемирно известном полотне. Учёным реставраторам, стоило огромных усилий разделить эти два квадрата сросшихся, как сиамские близнецы. Несколько недель они микрон за микроном удаляли верхний чёрный квадрат Малевича, и…
Огромное удивление вызвала ещё одна случайная находка на этом полотне. Ученик реставратора по неопытности задел своим тупым скальпелем тонкий слой открывшегося первого Черного квадрата Малевича, и, о чудо, все находящиеся сотрудники от удивления раскрыли рты. Сделанный спектральный анализ показал, что под вторым квадратом Малевича, проявился едва заметный, румянец киновари. А когда реставраторы удалили и второй квадрат Малевича, их взору открылся. Внимание! Открылся Красный треугольник Малевича, вписанный всё в тот же, Чёрный квадрат Малевича.
9. «Чёрный квадрат» — это отказ от содержания и кризис идей в искусстве
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».
«Чёрный квадрат» — это тотальная пустота, чёрная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя, и многие критики сходятся во мнении, что после «Чёрного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. И этот окончательный отказ от содержания — венец развития мысли художников конца XIX начала XX веков. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, но почему? Что такого необычного произошло в жизни общества, что их произведения вдруг стали никому не нужны?
Откуда повылезали все эти абстракционисты, импрессионисты, кубисты, авангардисты, суперматисты и прочие уродующие изображение жизни новые направления «искусства»?
А всё очень просто. Всего один факт ставит всё на свои места. Кем был до конца XIX художник и чем он кормился? Тут варианта два:
- либо он рисовал знать, их портреты, сцены из жизни,
- либо рисовал для церкви библейские сюжеты,
- лишь очень редко рисуя «для себя».
Поэтому все музеи мира забиты либо библейщиной, либо «элитой», с редкими вкраплениями изображения быта простых людей, их нравов или сюжетов народных преданий. В России всё же следует признать, что художники чаще обращались к идеям, живущим в народе, к преданиям старины — достаточно сравнить весь прозападный Эрмитаж и Русский музей.
А всё достаточно просто. Как когда-то расцвету сверхреалистичной живописи эпохи Возрождения послужила камера-обскура, с помощью которой «великие живописцы» очень точно копировали изображение на холст (http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/), так и расцвету разнообразных «-истов» послужило техническое изобретение.
Камера обскура http://infosila.ee/uploads/posts/2013-08/1376856596_camera-obscura.jpeg
Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
http://www.google-earth.es/uploads/forums/vista_desde_la_ventana_en_le_gras__joseph_nic__phore_ni__pce.jpg
Ларчик просто открывался. После изобретения фотографии и её распространения функция придворных запечетлевателей жизни «элиты» перешла от художников к фотографам, благо их труд стоил меньше и не надо было подолгу позировать перед живописцем. Церковные художники отчасти сохранились, но интерес к Библии напрямую поутих, да церковь уже не играла такой ощутимой роли в обществе. Вот и пришлось всей этой ораве художников искать новые пути заработка. Одни стали «работать с цветом и формой», остальные — пиарить их «творчество». А «Чёрный квадрат» Малевича (очень надо сказать говорящая фамилия) стал венцом процесса ухода всей этой братии от жизни и содержания.
Пётр Красильникян.
Смотрю я в чёрный мрак квадрата,В нём свет расщеплен до нуля,Понятье времени распятоИ вечность бьётся о края.
Квадрат живой; он словно дышит,Прельщает в бездну за собой.На чёрном фоне — чёрных вспышек…Салют — глумится над душой.
Душой: не знавшей в жизни страха,Перепахавшей рай и ад.Но вводит в ступор, словно плаха —Супрематический квадрат.
xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai
Белый квадрат (картина) Вики
«Белое на белом» («Белый квадрат», «Белый квадрат на белом фоне»[2]) — картина, написанная в 1918 году Казимиром Малевичем, принадлежит к направлению русской беспредметной живописи, названному Малевичем супрематизмом. Белый квадрат был одним из трёх супрематических квадратов Малевича, два других — чёрный и красный.
Описание[ | код]
Картина Малевича написана двумя близкими оттенками белого цвета. Фон картины написан чуть тёплым оттенком, с долей охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком[3]. Он немного повёрнут и находится ближе к правому верхнему углу — такое положение создаёт иллюзию движения[1].
Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». <…> Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве.
— К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. — Витебск: Уновис, 1920.
История создания[ | код]
К 1918 году Малевич проходит период «белого супрематизма». Картина была написана в 1918 году (по другим данным в 1917[4]) и впервые показана на персональной Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве весной 1919 года[5]. В 1927 году «Белый квадрат» показывался на выставке в Берлине, после которой он так и остался на Западе[6].
Значение[ | код]
«Белый квадрат» стал вершиной беспредметности, к которой шёл Малевич, так как вряд ли что-либо может быть бессюжетнее и беспредметнее, чем белый квадрат на белом же фоне. Художник признавался в том, что белый цвет притягивает его своей безграничностью и свободой[4]. «Белый квадрат» часто рассматривается как один из первых примеров монохромной живописи[7].
Это одно из немногих полотен Малевича, оказавшихся в собраниях США и легко доступных для американской публики. Возможно, по этой причине в Америке эта картина превосходит по известности другие работы Малевича, не исключая и «Чёрный квадрат»[8][9], и рассматривается как вершина супрематизма в целом[10]. Её репродукция размещена на обложке 3 тома пятитомного собрания сочинений художника. В «Зимней эклоге» Иосиф Бродский писал про ангелов:
Днём, когда небо под стать известке,сам Казимир бы их не заметил,белых на белом.
По мнению Андрея Накова, в бывших советских республиках «Белый квадрат» уступает по известности Чёрному главным образом из-за ассоциаций «белого супрематизма» с Белым движением. Но сам Малевич хотел отмежеваться от политического значения слова «белый» и писал[6]:
Упоминая о белом, не говорю о понятии политическом, установившемся о нём сейчас
— К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. — Витебск: Уновис, 1920.
Произведения «белого супрематизма», показанные на выставке в 1919 году, завершили четырёхлетний период развития живописного супрематизма и художественные средства супрематизма оказались исчерпаны для Малевича, отчего он оказался в состоянии кризиса, которое было запечатлено в одном из самых драматичных текстов Малевича — манифесте «Супрематизм»[5].
См. также[ | код]
Примечания[ | код]
Литература[ | код]
- Андреева Е. Казимир Малевич. Черный квадрат. — СПб.: Арка, 2010. — 28 с. — (Серия «Тысяча и один шедевр»). — ISBN 978-5-91208-068-5
- К. Малевич. Собрание сочинений в 5 томах.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Описание картины Казимира Малевича «Красный квадрат и черный квадрат»
«Черный квадрат» Малевича – нашумевшая картина, о которой до сих пор судят и толкуют. Кто-то вовсе не понимает, что в этом такого, почему это вообще искусство, кто-то с пеной у рта отстаивает свои убеждения. Говорят, что черный квадрат суть конец всего, то, к чему приведет развитие искусства, и что Малевич просто изобразил конец, минуя промежуточные стадии.
Говорят, что черный квадрат – чувство, страх и тоска, а белая стена вокруг него – пустота, которая символизирует одиночество любого, кто чувствует, и то, что н одно чувство нельзя по-настоящему разделить. Но там, где сочетаются сразу два квадрата – черный и красный, речь идет уже о другом. Не конец времен, а нечто гораздо более близкое.
Революция.
Черный квадрат – есть стремление к переменам, к тому, чтобы жизнь стала иной, к тому, чтобы те страх и тоска, что существуют сейчас, сменились на что-то другое. Он символизирует чувство и стремление изменить его. Символизирует уклад жизни и желание переломить его.
Красный же квадрат – кровь и тоска. То, к чему привело желание менять то, что действовало и так, множество погибших, раненных, перемолотых жестокими колесами судьбы. Он символизирует отчаяние и боль, страх и ужас о содеянном. Если черный квадрат – страх перед тем, что есть сейчас, то красный – страх перед тем, что было сделано и ради чего оно было сделано. То, что относительно черного квадрата он слегка крив, повернут по горизонтали, ещё лучше показывает, что изменения произошли, хоть и страшной ценой.
Белизна же вокруг – одиночество и пустота, сопровождающие любой страх, оттеняющие любое чувство, превращающие каждого в отдельный от других остров.
Хотя, конечно, можно считать и просто что черный квадрат имел успех у людей, страдающих поиском глубинного смысла, а «Красный квадрат и черный квадрат» были написаны просто на волне этого успеха.
opisanie-kartin.com
В чем смысл картины Малевича "Черный квадрат" ?
Многие люди думают, что картина под названием «Черный квадрат» — не произведение искусства, что это просто баловство художника. По моему же мнению, в данном произведение скрыт глубокий смысл, крик души и эмоциональное состояние автора. В картине «Черный квадрат» есть загадка, разгадать которую под силу немногим знатокам художественного дела. В этой статье я попытаюсь понять суть содержания картины.
Я думаю, что для создания картины «Черный квадрат» не использовался черный цвет. Художник мог смешивать яркие цвета, такие как желтый, зеленый, оранжевый, ярко-синий , фиолетовый, но при этом получить черный квадрат.
В этом даже есть смысл, который можно понять недолго размышляя: Автор сравнил черный квадрат с жизнью человека, используя в начале своей работы яркие краски, описывал на холсте радостные события, происходившие в жизни человека с самого рождения, темными красками, например синими или фиолетовыми автор покрасил холст, чтобы показать печальные события.
В итоге получился «Черный квадрат» — этим автор пытается объяснить нам, что человек мертв, он не видит ни темного, ни светлого, его глаза плотно закрыты на века.
Картина была написано во время революционных действий в России, когда Российская империя превращалась в СССР. Может быть, картина была нарисована, для того, чтобы показать, что пришел конец старой эпохе традиционной живописи,на первый план выходит афиша событий современного искусства, Малевич, как будто призывает: «Пора отойти от старого!». Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила.
Есть версия, что картина Малевича-это противоцерковный жест. На одной из выставок «Черный квадрат» висел в углу, на том месте, где обычно в русских домах ставили иконы. Я думаю, что этим художник хотел сказать, что Бога нет и религия не нужна. Одним из доказательств этой версии является, что Малевич был большевиком. Большевики отрицали религию и Бога, закрывали и рушили церкви.
Некоторые знатоки говорят, что «Черный квадрат» — это душевный и творческий кризис художника. Возможно в это время в жизни автора произошло много печальных событий. После окончания работы над этой картиной Малевич не мог ни есть, ни спать.
Возможно «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина, которую художник долго рисовал, ему было жалко уничтожить её, поэтому он решил отправить её на выставку, не заложив в ней никакого смысла, не зная, что поколения веками будут спорить об истинном назначении этого произведения искусства.
Картина «Черный квадрат» очень широко известная по всему миру, вокруг нее не умолкают споры, никто еще не дошел до истины, значит, есть все-таки что-то загадочное. Я думаю, что те люди, которые считают, что картина была создана для пиара или, что это шарлатанство — глубоко неправы, у них просто слабо развита фантазия.
Разные люди по разному воспринимает эту картину, у каждого своя история создания, о которой они догадались с помощью фантазии и размышлений. Попробуйте сами на минуту задуматься о смысле картины и для вас откроется новая истина.
Похожие записи
design-kmv.ru
Картина "Черный квадрат" Малевича: смысл картины, описание
Искусство и развлечения 25 августа 2015Сто лет назад эти два слова обрели смысл, не дающий покоя великому множеству людей. Картина «Черный квадрат» для любого зарубежного любителя искусства – самое известное русское художественное произведение, - символ идеи, надолго опередившей время даже в стремительном XX веке.
Художник эпохи катаклизмов
Казимир Северинович Малевич прожил жизнь, меньше всего похожую на судьбу ловкого шарлатана от искусства, поставившего цель разбогатеть на продаже заумных теорий, символом которых видится многим «знатокам» картина Малевича «Черный квадрат». Он родился в 1879 году в Киеве, в многодетной семье управляющего производством на сахарном заводе. Стремление к рисованию было с детского возраста, но низкий достаток не позволил получить систематическое художественное образование, заставил рано начать трудовую жизнь в качестве чертежника.
В Курске, куда переехала семья Малевичей, он организовал кружок любителей живописи и стал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда безуспешно пытался поступить в 1905 году – ему не хватало формального образования. Хотя Казимир и был уже семейным человеком, он переселяется в Москву, занимается в частном училище выпускника Императорской академии художеств Ф. И. Рерберга и активно участвует в деятельности художественных объединений, иногда самых радикальных, - таких как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник» и т. д.
Время поиска
Новое время отменяло старые ценности. Терялся смысл изобразительной функции живописного искусства, документировать время взялась фотография и рождающееся кино, заставляя художников экспериментировать с формой. Социальные и экономические революции делали неактуальными привычные темы, активно влияя на поиск нового содержания полотен.
Малевич жил в самой гуще художественной жизни, испытал влияние самых передовых веяний: писал импрессионистические пейзажи, участвовал в эпатажных акциях футуристов (например, - гулял по Кузнецкому мосту с деревянными ложками в петлицах), писал картины в стиле кубизма, разработал свой стиль - «заумный реализм», оформлял издания самых авангардных поэтов, таких как А. Кручёных и Велимир Хлебников. Вместе с Маяковским выпускал «Сегодняшний лубок», отражавший события начавшейся Первой мировой войны.
Видео по теме
«Победа над Солнцем»
Еще в 1913 году произошли события, во многом определившие творческую судьбу Малевича. В Петербурге состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», в котором приняли участие три человека: изобретатель нового языка - «зауми» - Алексей Кручёных, сторонник музыкального диссонанса Михаил Матюшин и активный противник фигуративной живописи Казимир Малевич. Итогом вдохновенной работы стали два представления оперы «Победа над Солнцем», вошедшие в историю авангардного искусства. Именно отсюда родом картина Малевича «Черный квадрат», - похожий мотив появился в виде задника в декорациях к 1-му действию оперы.
Главной темой оперы стало рождение нового, машинного будущего, которое может возникнуть только при полном разрушении старого мира. Эта тема воплощалась непрофессиональными актерами в фантастических костюмах по эскизам Малевича, произносивших малопонятную, но экспрессивную «заумь», двигавшихся среди удивительных декораций под резкие атональные звуки, извлекаемые из расстроенного пианино. Спектакли закончились скандалом, т. е. цель была достигнута.
Выставка «0,10»
Современники отмечали способность Малевича объединять вокруг себя художников, генерировать объединяющие идеи. Но даже для его единомышленников была полной неожиданностью экспозиция из 39 картин, подготовленная к выставке, открывшейся 19 декабря 1915 года в галерее Н. Добычиной на Марсовом поле в Петрограде. Название «Ноль, десять» означало ноль предметных форм на картинах и десять участников выставки (хотя их было 14). Именно на ней впервые появилась картина «Черный квадрат», - фото запечатлело её в «красном углу», там, где обычно располагались иконы.Художник сам развешивал картины ночью перед открытием, писал плакаты и подписи, подготовил манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Таким образом он стал во главе нового художественного течения, символом которого стала картина «Черный квадрат». Выставка была обозначена как «Последняя футуристическая», но с определением её как перехода к супрематизму, как предлагал Малевич, его соратники не согласились, - слишком радикальные идеи провозгласил художник.
Супрематизм
Название произошло от латинского supremus – наивысший - и польского supremacja – превосходство, главенство. В теоретических разработках нового стиля Малевич говорил о доминировании беспредметности как определяющего качества истинного изобразительного искусства. Освобожденная от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, подобного божественному, а картина «Черный квадрат» в этом смысле обладает качеством первоклетки, первоэлемента нового мира.Другое значение термина Малевич выводит из важнейшего значения для создаваемой новой реальности главных инструментов, которые он использует – цвета, линии, простой геометрической формы. Первые же супрематические мотивы, в том числе картина Казимира Малевича «Черный квадрат», обладали особой выразительностью, основанной на лаконичных по цвету композициях, не искаженных линейной и воздушной перспективой, имитацией объема и т. д. В дальнейшем развитие основных принципов приняло форму влияния на различные жанры – супрематистскими стали композиции из фигур людей, появились даже трехмерные элементы - «архитектоны», ставшие выражением взглядов Малевича на архитектуру будущего.
Основа нового мира, создаваемого художником имела одно главное выражение - «Черный квадрат». Смысл картины определялся значением атома, из которого строится не отображение существующего мира, а новая, другая реальность, и многогранность этого мира придавала многозначность и «Черному квадрату». В чем она?
Апофеоз беспредметности
Провозглашая независимость истинно чистого искусства от функции документирования окружающей действительности, художник неизбежно приходит к потере любой фигуративности, или к поиску начальной формы, которую невозможно разъять на составляющие элементы. Таков первоэлемент, который нашел Малевич – «Черный квадрат». Смысл картины в том, что впечатление, производимое ею, не зависит от смыслового наполнения, от ассоциаций с объектным миром, от конкретных ссылок и аллюзий. Задача, поставленная мастером, непроста, она требует участия зрителя, напряжения его душевных сил, наличия у него некоего багажа. И чаще всего она не дает явные ответы, а обозначает лишь новый способ получения впечатлений от бытия, а разве не это цель искусства?
Цвет – основа новой живописи
Полное название своей самой знаменитой картины мастер обозначал так: «Черный супрематический квадрат на белом фоне». Для художника и философа здесь было важно каждое слово, ведь главенство цвета, его первичность лежит в основе супрематизма. Можно встретить описание картины «Черный квадрат» Малевича, где цвет краски, нанесенной на холст, представляется сложной смесью различных оттенков, среди которых и нет однозначно черного, а белое обрамление называется мерцанием светло-кремовых оттенков.
Представляется, что это имело смысл для мастера, когда он делал дальнейшие шаги, - в знаменитых сериях «белого на белом», когда выразительность живописи строится на тончайших цветовых взаимоотношениях между плоскостями. Картина «Черный квадрат» - это декларация доминирующего цвета, самого весомого, значительного, контрастного. Хотя понимание черного цвета как результата смешивания всех основных цветов (теплых и холодных, спектральных и дополнительных), усиливает значение этой декларации.
Энергия и свет
Не зря первое упоминание о черном квадрате встречается у Малевича в его работе над оформлением футуристической оперы «Победа над Солнцем». Описание картины «Черный квадрат», объяснение белого фона, на котором размещается непрозрачная плотная фигура, как света, бьющего из-за надвигающейся завесы, встречается и у самого художника, и у зрителей, и особенно органично в контексте событий, происходящих в опере.
Удивительно, как Малевичу удалось предугадать живописные направления, ставшие актуальными спустя полвека. Эд Рейнхардт, Сол Левитт, несомненно, шли по пути, указанному «Черным квадратом». У Марка Ротко энергия цвета и вибрации лаконичной формы приобретает космические масштабы, а средства выражения этой энергии аналогичны супрематическим почти буквально.
Неизвестно, насколько принципиальна была для Малевича рукотворность формы, легкая непараллельность сторон квадрата, пульсация фона и мерцание черного цвета, но что-то заставляет всматриваться в эту картину и с каждой минутой мистическое излучение от нее становится ощутимее.
Кризис идей, конец искусства?
Банально присвоение художественному гению пророческих качеств, но в случае Малевича дар предвидения очевиден. Также были очевидны для современников апокалиптические мотивы, которыми наделил Малевич «Черный квадрат». Смысл картины им виделся в глухом тупике, куда завело искусство и особенно живопись, развитие общественной мысли.
Привычная функция изобразительного искусства объявлялась устаревшей, а квадрат виделся закономерным итогом творческих поисков формалистов. Не зря существует легенда, что, увидев «Черный квадрат», Пикассо охладел к кубизму – дальше двигаться некуда... Не добавляло оптимизма уже наступившее военное время и явное предчувствие будущих революционных потрясений.
И всё же с вершины прошедшего времени в лозунгах, провозглашенных Малевичем, слышится призыв искать новые пути, а отрицание старых методов отображения меняющегося мира не кажется доминантой. Это подтвердилось дальнейшим творчеством мастера и его учеников, жизнестойкостью его идей.
Точка отстчета
Полотно Малевича до сих пор будоражит дремучих комментаторов, которых возбуждает фамилия художника и сумма, заплаченная за оригинал картины, - «критиков», обладающих младенчески девственным интеллектом. Они-то уверены в нулевой значимости такого искусства. Черная дыра, поглощающая светлую материю истинных художественных ценностей, видится и высокообразованным блюстителям духовных традиций и моральных норм.
А между тем фамилия Малевича известна каждому будущему художнику, дизайнеру или архитектору во всем мире, супрематизм оказал влияние на самых знаменитых современных мастеров. Например, автор суперсовременных форм в зданиях и окружении человека – Заха Хадид - особо подчеркивает влияние идей русского художника на всё её творчество.
Что нужно, чтобы написать картину «Черный квадрат»
Можно прожить всю жизнь, не думая о сытой комфортной жизни, смотреть на мир иначе, чем другие. спорить с друзьями и врагами, воспитывать учеников, пытаться убедить в своей правоте государственную власть и оказаться в бедности и изгнании, умереть от мучительной болезни в еще не старом возрасте и превратить собственные похороны в акцию авангардного искусства.
Но зачем усложнять? Холст, чуть-чуть краски и минимум малярных навыков, - готов шедевр мирового значения. А еще лучше – компьютерный графический редактор и качественный принтер – так ровнее, правильнее, красивее… И самое главное – не прилагать лишних умственных усилий, ведь всё так просто…
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция": описаниеКазимир Малевич - величайший художник, которого чтят не только в нашей стране, но и во всем мире. За свою творческую жизнь он создал около 300 шедевров авангарда, не потерявших своей актуальности и по сей день.
Искусство и развлечения Жак Луи Давид, картины: описание и фотоХудожник, который в своих произведениях отражал все этапы политической жизни Франции, являлся и ярким общественным деятелем, активно участвующим в революционном движении. Основоположник неоклассицизма чутко реагировал...
Искусство и развлечения Василий Суриков, "Боярыня Морозова" (картина). Описание картины Сурикова "Боярыня Морозова"Василий Иванович Суриков - известный и талантливый художник, картины которого известны огромному количеству ценителей искусства, родился в 1848 году в Красноярске. Одно из самых известных его полотен – это карти...
Искусство и развлечения Поль Гоген, картины: описание, история создания. Невероятные картины ГогенаПоль Гоген, выдающийся французский художник, родился 7 июня 1848 года. Является крупным представителем постимпрессионизма в искусстве живописи. Считается непревзойденным мастером тонкой декоративной стилизации, с элем...
Искусство и развлечения Казимир Малевич. Черный квадратВ истории мирового искусства встречаются иногда своеобразные вехи, обозначающие поворотные моменты общего движения. В этом смысле изрядно повезло такому художнику, как Казимир Малевич, "Черный квадрат" которого стал и...
Домашний уют Лучшие сорта черной смородины для Подмосковья: отзывы, описание, фотоМногие из вас сейчас поморщатся. То ли дело сладкая малина, для чего нужна эта черная мелкая кислятина! На самом деле вы неправы, современные сорта черной смородины для Подмосковья дают возможность получить очень круп...
Искусство и развлечения Работы Малевича по годам: описание, фотоРаботы Малевича представляют собой одни из наиболее ярких проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Основоположник супрематизма, российский и советский художник вошел в историю мирового искусства с картиной...
Искусство и развлечения Группа «Черный квадрат»: история и творчествоРок-группа «Черный квадрат» создана Игорем Соколовым. Коллектив был сформирован в Белгороде в 1989 г. Именно там Игорь получил музыкальное образование в БГИИК, выбрав класс тубы.Дебют
Искусство и развлечения Государственный Русский музей: произведения "Черный квадрат", "Девятый вал", "Последний день Помпеи" (фото)Государственный Русский музей в Петербурге – крупнейшее собрание живописи русских художников, насчитывающее более 400 тысяч произведений. Подобного собрания русского искусства в мире больше нет.Создание ...
Новости и общество Черный сосновый усач: внешний вид, описание стадий развития и вред, причиняемый насекомымиЧерный сосновый усач (Monochamus galloprovincialis) обитает в лесных и степных борах Европы, Сибири, Малой Азии, Кавказа, а также в северных регионах Африки, Турции, Монголии и Казахстана. Активность насекомого начина...
monateka.com