Художник Абрам Ефимович Архипов. Творческий путь. Архипов картины


Русский художник Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович (1862 - 1930).

. Это цитата

Русский художник Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович (1862 - 1930).

В гостях.1915

Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) вошел в историю русского искусства конца XIX-начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Он родился 15 (27) августа 1862 года в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с ним в то время занимались Андрей Рябушкин, Николай Касаткин, Михаил Нестеров. Душой Училища и любимым педагогом был Василий Перов, преподавали также Владимир Маковский, Василий Поленов, Алексей Саврасов.Далее... "></span>

Радоница (Перед обедней)

Радоница (Перед обедней)  (деталь)

Обратный Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получают награды на выставках.Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает свой творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.

 Деревенский иконописец 

В мастерской масок 

В 1883 году после семи лет учебы в Училище Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Однако академическая система преподавания его разочаровала. Несмотря на то, что живописный этюд "Натурщик, падающий с седла" и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова.Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина "Подруги, или Посещение больной" (1885, ГТГ).

Здесь изображена мать художника. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой. Рядом с ней, с таким же горестным потухшим взором примостилась соседка, пришедшая проведать больную. Позы обеих женщин, их усталые, скорбные лица - все говорит о покорности, безнадежности и безотрадности. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. В этом произведении - тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.

Зима 

 Зима. Задворки 

В 1888 году Архипов вместе со своими друзьями по Училищу отправился в путешествие по Волге. Они останавливались в деревнях, много рисовали, писали этюды. Там же родился замысел небольшой картины "На Волге" (1889, ГРМ), в которой художник впервые пытался достичь органического сочетания жанровой сцены и лирического пейзажа.

 По реке Оке. 

Через два года Архипов был принят в действительные члены Товарищества передвижных выставок. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен "По реке Оке" (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Оно шире, глубже, значительнее. Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. Изменилась живописная манера Архипова. От тщательности и выписанности ранних работ художник приходит к широкому, свободному, темпераментному письму. "Вся картина писана прямо на солнце, - сообщал о полотне В. В. Стасов, - это чувствуется сразу по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы - просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках".

Лед прошел.

В 1890-е годы Архипов писал картины преимущественно на воздухе, он вывел своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на широкие просторы Волги, на открытые, залитые солнцем площади, золеные лужайки и дороги. Весенней бодростью веет от полотна "Лед прошел" (1895, Рязанский областной художественный музей). Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень - старики, бабы, детвора. Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. Их мысли и чувства передаются как бы отраженно, через пейзаж, в котором, как и в русских былинах, народных песнях, есть эпическая широта и размах, лирическая задушевность и тонкая поэзия.

В картине "Поденщицы на чугунолитейном заводе" (1896, ГТГ) художник затронул одну из важных тем XIX века - горькую судьбу русской женщины. Изображая отдыхающих от изнурительного труда женщин, Архипов большое внимание уделяет передаче окружающего. Стелющийся черный дым, выжженная солнцем земля, низкие деревянные корпуса помогают представить ужасные условия, в которых от зари до зари трудятся работницы.

Прачки.

  В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина "Прачки", существующая в двух вариантах .К работе над картиной Абрам Ефимович Архипов приступает в конце 1890-х годов, продолжая наметившуюся в его творчестве тему женского труда. Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале».Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ). Он написан с большим мастерством, в широкой живописной манере и хорошо передает напитанное влагой и испарениями полутемное помещение прачечной, в которой трудятся до полного изнеможения сил женщины. Тема изнуряющего труда выражена главным образом в фигуре старухи у корыта с бельем, изображенной на первом плане. Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Художник превосходно передает их усталые, но все еще быстрые движения, подчеркивая динамику всей этой группы эффектными рефлексами света на мокрых от воды фигурах.В картине социальный мотив переплетается с живописными исканиями. Сам сюжет дал повод для реализации новой художественной манеры, в которой появляется стремление к обобщенности формы, к освобождению от детализации при изображении предметов и фигур, к свободному и широкому письму Применяя в размещении четырех женских фигур на полотне принцип кольцевой композиции, Архипов сдвигает всю эту группу вправо и акцентирует на ней внимание зрителя сочно взятыми, широко положенными пятнами освещенных солнцем одежд.Те же цветовые удары – от бледно-розового и сиреневого до карминного, желтого, белого и зеленого, что звучат в фигурах крестьянок, художник дает и в натюрморте левой части холста, создавая ощущение праздничности и какой-то неуемной жизнерадостности.   Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Когда картина была почти окончена, художник в одной из прачечных на Смоленском рынке обратил внимание на сидящую старуху-прачку. Сгорбленная спина, опущенная голова, бессильно поникшая рука - все говорило о предельной усталости, глубокой душевной апатии, безнадежности. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом.

Прачки.

Картина "Прачки" - свидетельство новых колористических исканий художника. В отличие от других полотен, она содержит и явно обличительные тенденции и в этом смысле связана с лучшими традициями искусства критического реализма второй половины XIX века.

Северная деревня1900   

 Северная деревня  

Северное море.

На Волге.

В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря. Он с огромным увлечением работает над картинами "Северная деревня" (1902, ГТГ), "Лодочная пристань на Севере" (1903, ГТГ), "На Севере" (1912, ГТГ). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое богатство. Колорит их торжественен и звучен.

На Белом море 

 На Белом море 

Утро в деревне. Мост 

Лодки.

В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: "Крестьянин Рязанской губернии" (1925), "Девушка с кувшином" (1927), "Крестьянка в зеленом фартуке" (1927). В этих портретах нашла продолжение традиция, сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета - все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу . Все они - в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты, написанные широко, обобщенно, темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона.

Крестьянская девушка.

Баба.

Крестьянка.

Крестьянка в розовом 

Молодая крестьянка в красной кофте 

Архиповские «крестьянки в красном»  продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Его крестьянские портреты-типы  стали еще более мажорными.  

Женщина в красном 

Девушка с кувшином 

Крестьянки на берегу Волги 

Молодая женщина.

"Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь - то ли красного солнышка, то ли страшного пожара... От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого..." (Стоцкий Ш.И.) 

Весенний праздник 

Крестьянка  

На рынке.

Рязанская пригородная девица. 1928 

Много сил и времени отдает художник и преподавательской деятельности. Начав ее в 1894 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Архипов и после Октябрьской революции продолжает преподавать. В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики.

Орсе, Париж 

Московские дворы.

Зима.

Купола.

Муром 

После дождя. 1910. 

Рыбаки.

Приход священника.

 Октябрь в деревне.1920-е.

Портрет Архипова А.Е, работы И.Репина. 

Архипов умер в Москве 25 сентября 1930. Он не был женат и не имел детей, однако, художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина  . 

kolybanov.livejournal.com

Абрам Архипов, картины, биография

Абрам Ефимович Архипов (27 августа 1862, деревня Егорово Рязанской губернии — 25 сентября 1930, Москва) — русский живописец, с 1916 года действительный член Академии художеств. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством художников Перова, Поленова, Прянишникова, Саврасова и Маковского. С 1884 по 1886 годы продолжил обучение в Академии художеств Петербурга в мастерской баталиста Виллевальде. Был одним из учредителей «Союза русских художников» и входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя нередко его работы шли вразрез с идейными принципами передвижников. Архипову были чужды присущие им гипертрофированный реализм и пафосный трагизм, которым он предпочитал по-импрессионистски «легкомысленное» и восторженное видение бытия.

Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.

Известные картины Архипова: «Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница», «На Волге».

Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».

Упорство и труд все перетрут

Подобно многим другим товарищам по ремеслу, рисованием Абрам увлекся в очень юном возрасте, во время обучения в четырехлетней школе одной из глухих деревушек Рязанской губернии. Какой необычайной удачей было для него, рисовавшего «везде, всегда, всюду, где только можно», попасть в помощники к заезжим иконописцам, что трудились в их селении летом. А уж настоящим везением оказалось знакомство с одним из них, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайковым, который и подвиг юного мечтателя на отчаянный шаг — поступление в заветное художественное училище.

Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» — начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.

С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси — от Поволжья до дальнего Севера.

Народный художник

А первым оценил юное дарование коллекционер Третьяков — в эквиваленте 200 рублей, которые он отдал в 1883 году за первую проданную картину Архипова, живописующую занимательную сценку из жизни рядового деревенского пьяницы. А вот за работу «Посещение больной», написанную 4 года спустя, после попытки продолжить обучение в Академии художеств Петербурга (выдержал два курса и вернулся в родные пенаты), он получает серебряную медаль и звание «классного художника» — одну из квалификационных степеней в Российской империи того времени.

Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни — воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.

Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.

Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Автор: Наталья Азаренко

artchive.ru

АРХИПОВ Абрам Ефимович – Галерея произведений (81 изображение).

Открыть доступ

А.Е.АРХИПОВ

(1862 – 1930)

Солнечный колорит, самозабвенное любование праздничностью бытия характерны для творчества питомца знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества Абрама Архипова. Это особенно видно в произведения его зрелого периода, но эти черты заметны и в его ранних работах. 

В период становления Абрам Архипов испытал большое влияние своего учителя Василия Перова; впрочем выбор крестьянской тематики был для него органичен. Он родился в рязанской деревне и всю жизнь тянулся к сельской жизни, вновь и вновь возвращаясь в родные края.

Архипов – несравненный мастер солнечного света, в его полотнах в ослепительном потоке солнечного света выцветают краски и воздух становится тягучим, размывая очертания фигур. И в портретах он избегал конкретики, стремясь как можно полнее выразить определенный тип или настроение.

Это особенно характерно для его поздник портретов – знаменитых «красных баб». Эти произведения позднего периода – настоящий праздничный гимн молодости, здоровьб, жизненной силе, торжествующей, несмотря ни на что.

Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) родился 15 (27) августа в деревне Егорово Рязанской губернии в семье мещанина. Учился в МУЖВЗ (1877-1884, 1886-1887) у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского и в ИАХ (1884-1886) у Б.П.Виллевальде, К.Б.Венинга и П.П.Чистякова. За время учебы был неоднократно награжден малыми и большой серебряными медалями.

Жил в Москве, неоднократно путешествовал по Поволжью, приокским городам, с 1902 по 1912 ежегодно ездил на Север к Белому морю. Был в Германии, Франции, Италии, Австрии. В 1909 за этюды был награжден второй золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

Действительный член ИАХ (с 1916), член объединения Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891), Союза Русских Художников (с 1903, член-учредитель), АХРР (С 1922). Народный художник РСФСР (1927). Преподавал в МУЖВЗ (1894-1918), ВХУТЕМАСе (1922-1924).

 

1. Архипов Абрам "В лавке старьевщика" 1882 Холст, масло 49,2х40,2 Государственная Третьяковская галерея 1. Архипов Абрам «В лавке старьевщика» 1882 Холст, масло 49,2х40,2 Государственная Третьяковская галерея2. Архипов Абрам "Слепой старик. Этюд" 1883 Холст, масло 43,5х31,8 Государственная Третьяковская галерея 2. Архипов Абрам «Слепой старик. Этюд» 1883 Холст, масло 43,5х31,8 Государственная Третьяковская галерея 3. Архипов Абрам "Деревенский иконописец" 1889 Холст, масло 29х36,4 Государственная Третьяковская галерея 3. Архипов Абрам «Деревенский иконописец» 1889 Холст, масло 29х36,4 Государственная Третьяковская галерея4. Архипов Абрам "Женщины и дети" 1880-е Холст, масло 34х54 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 4. Архипов Абрам «Женщины и дети» 1880-е Холст, масло 34х54 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 5. Архипов Абрам "Ратник" Холст, масло 72х60 Таганрогская картинная галерея 5. Архипов Абрам «Ратник» Холст, масло 72х60 Таганрогская картинная галерея6. Архипов Абрам "Старушка на берегу Оки. Этюд для картины "По реке Оке" 1889 Холст, масло 23,4х35,7 Государственная Третьяковская галерея 6. Архипов Абрам «Старушка на берегу Оки. Этюд для картины «По реке Оке» 1889 Холст, масло 23,4х35,7 Государственная Третьяковская галерея 7. Архипов Абрам "Старушка, сидящая на берегу. Этюд для картины "По реке Оке" 1889 Холст, масло 16,5х14 Государственная Третьяковская галерея 7. Архипов Абрам «Старушка, сидящая на берегу. Этюд для картины «По реке Оке» 1889 Холст, масло 16,5х14 Государственная Третьяковская галерея8. Архипов Абрам "По реке Оке" 1889 Холст, масло 40,8х76,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Архипов Абрам «По реке Оке» 1889 Холст, масло 40,8х76,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Архипов Абрам "На Волге" 1889 Холст, масло 36х58 Государственный Русский музей 9. Архипов Абрам «На Волге» 1889 Холст, масло 36х58 Государственный Русский музей10. Архипов Абрам "Келейник" 1891 Холст, масло 65,4х61,5 Государственная Третьяковская галерея 10. Архипов Абрам «Келейник» 1891 Холст, масло 65,4х61,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Архипов Абрам "Соседки" 1890-е Холст, масло Кировский областной художественный музей 11. Архипов Абрам «Соседки» 1890-е Холст, масло Кировский областной художественный музей12. Архипов Абрам "Радоница. Перед обедней" 1892 Холст, масло 58х114 Государственный Русский музей 12. Архипов Абрам «Радоница. Перед обедней» 1892 Холст, масло 58х114 Государственный Русский музей 13. Архипов Абрам "По этапам. Эскиз" 1892 Холст, масло 56х38 Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова 13. Архипов Абрам «По этапам. Эскиз» 1892 Холст, масло 56х38 Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова14. Архипов Абрам "Мужик" Холст, масло 38х28,5 Ульяновский художественный музей 14. Архипов Абрам «Мужик» Холст, масло 38х28,5 Ульяновский художественный музей 15. Архипов Абрам "Лёд прошел" 1895 Холст, масло 70х136 Рязанский областной художественный музей 15. Архипов Абрам «Лёд прошел» 1895 Холст, масло 70х136 Рязанский областной художественный музей16. Архипов Абрам "Птицелов" 1895 Холст, масло 55,5х48 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 16. Архипов Абрам «Птицелов» 1895 Холст, масло 55,5х48 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург 17. Архипов Абрам "Обратный" 1896 Холст, масло 35х69 Государственная Третьяковская галерея 17. Архипов Абрам «Обратный» 1896 Холст, масло 35х69 Государственная Третьяковская галерея18. Архипов Абрам "Поденщицы на чугунолитейном заводе. Эскиз" 1895 Холст, масло 19х28,9 Государственная Третьяковская галерея 18. Архипов Абрам «Поденщицы на чугунолитейном заводе. Эскиз» 1895 Холст, масло 19х28,9 Государственная Третьяковская галерея 19. Архипов Абрам "Поденщицы на чугунолитейном заводе. Первоначальный вариант" 1895 Холст, масло 45х87 Государственная Третьяковская галерея 19. Архипов Абрам «Поденщицы на чугунолитейном заводе. Первоначальный вариант» 1895 Холст, масло 45х87 Государственная Третьяковская галерея20. Архипов Абрам "Прачки" Конец 1890-х Холст, масло 91,7х71,6 Государственная Третьяковская галерея 20. Архипов Абрам «Прачки» Конец 1890-х Холст, масло 91,7х71,6 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru

Архипов Абрам Ефимович Картины биография Arhipov Abram

Архипов Абрам Ефимович — русский художник, живописец бытового жанра. Яркий представитель живописной традиции позднего импрессионизма с характерным для "Союза русских художников" доминирующим интересом к сельской, "почвенно"-бытовой теме.

Архипов Прачки Прачки, 1901 год,Третьяковская галерея Архипов Радоница Радоница (Перед обедней),1892, Русский музей Архипов По реке По реке Оке, 1899,Русский музей Архипов Лед прошел Лед прошел, 1895,Русский музей

Родился в 1862 году в крестьянской семье в деревне Егорово Рязанской области. В 1877-1883 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и в 1886-1888 у Василия Дмитриевича Поленова, а также в петербургской Академии художеств в 1884-1886 годах. Жил и работал Абрам Архипов преимущественно в Москве.

С 1902 года Архипов неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества передвижников с 1891 года и Союза русских художников с 1904 года. Ранние произведения Архипова ("Пьяница", 1883; "Деревенский иконописец", 1889; обе в Третьяковской галерее) — типичные передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста.

Усваивая попутно и опыт импрессионизма, молодой Архипов учится проникновенно передавать цветом атмосферу, глубинный дух сюжета. Цветовая экспрессия достигает предельной остроты в его знаменитой картине "Прачки" (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей и Третьяковская галерея). Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах "Радоница" ("Перед обедней", 1892), Русский музей; "Северная деревня", 1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.

Архипов Крестьянская девушка Крестьянская девушка, 1917,историко-архитектурный музей, Новгород Архипов Женщина Женщина в красном, 1919,Нижегородский художественный музей Архипов Крестьянка Крестьянка в розовом, 1910-е,Самарский художественный музей

После 1917 года манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений. Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе особо популярная "Девушка с кувшином", 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России, героически принявшей революцию.

Архипов На Волге На Волге, 1889,Русский музей Архипов Пейзаж Пейзаж (Этюд со срубом), 1910-е, музей изобразительных искусств, Татарстан Архипов Крестьянки Крестьянки на берегу Волги,1910-е годы

Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (Архипов был профессором МУЖВЗ с 1892, имея среди учеников А.М. Герасимова и С.В. Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной "вольницы", которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы. К тому же тесная связь с сельской "почвой", поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой "деревенской" линии русской живописи, лидером которой позднее стал А.А. Пластов. Архипов Абрам Ефимович скончался 25 сентября 1930 года в Москве.

smallbay.ru

Абрам Архипов. Биография и картины. Художники импрессионисты

Абрам Архипов. Биография и картиныРусский художник Абрам Ефимович Архипов. 1862 — 1930 гг. Биография и картины.

С раннего детства, жизнь известного русского живописца Абрама Ефимовича Архипова (Пырикова), протекала в крайне тяжелых условиях крестьянского быта, но мальчик не только безропотно переносил нужду, а кажется, находил в этой безотрадной среде свое очарование. В скором времени, полотна одаренного юноши, дадут возможность зрителю почти физически ощутить всю атмосферу крестьянской действительности; верность этой теме Архипов будет хранить до конца своей жизни.

Малая родина художника – деревня Егорово Рязанской области, где он появился на свет 15 августа 1862. Способности к рисованию проявились у мальчика довольно рано, и в 1877 родители отпустили его на учебу в Москву. В МУЖВЗ Архипова зачислили сразу в головной класс.

Талант ученика развивался динамично, и это было заметно по его картине «Игра в свайку», представленной в 1879 на ученической выставке, а демонстрировавшиеся в 1882-1883 гг. композиции «В лавке старьевщика» и «Пьяница» («Шинок»), явно принадлежали кисти зрелого художника. Несмотря на то, что его работы нравились наставникам, Абрам не был удовлетворен своими творческими опытами, и в 1884-1886 гг. продолжает учебу в Академии художеств в Петербурге.

В Москву Архипов возвращался с тем же чувством, что и уезжал, но с заметно возросшим уровнем мастерства, и уже в 1887 г. в его активе появляется картина «Посещение больной» – произведение, в котором художник переосмыслил приемы своих именитых учителей. Работу отметили Большой серебряной медалью, а автор получил звание классного художника.

После 1890 г. творчество Архипова стало меняться, полотна наполнилась яркими красками, свежестью, свободой письма, хотя с творчеством импрессионистов он еще не был знаком, если не считать живописи А. Цорна. Наряду с бытовой тематикой, в картинах остро зазвучали социальные вопросы, достигшие апогея в произведении «Прачки», которое автор создал в двух вариантах.

Посещение Европы в 1896, и в 1912 годах, обогатили живописную палитру Архипова, но более плодотворными, оказались поездки по Поволжью и Северу России, ежегодно совершаемые в период 1902-1912 гг. События 1917 г. не привнесли «революционности» в творчество художника, за исключением ярко-красного цвета, темпераментно зазвучавшего в картинах.

Крестьянский быт менялся не в лучшую сторону, но в архиповской деревне по-прежнему властвовал оптимизм, дышащий свободой, и лишенный всяческой идеологии; сочные импрессионистские краски, с отчетливо выраженным индивидуальным почерком, удачно создавали мажорное настроение.

Так и не растратив свой талант на прославление идеалов новой власти, Архипов ушел из жизни 25 сентября 1930.

www.hudojnik-impressionist.ru

Художник Абрам Ефимович Архипов. Творческий путь

В этом материале ознакомим с жизнью и творчеством знаменитого русского художника Архипова Абрама Ефимовича. Биография художника, интересные факты из его жизни, описание стиля работы, годы учебы и признание его таланта, вера в себя и в свой народ – все эти моменты описаны в данном материале.

Абрам Ефимович Архипов

Юные годы художника

Абрам Ефимович Архипов родился в крестьянской семье, с детских лет он ощутил все тяготы жизни. Этот факт оставил неизгладимый след в жизни знаменитого мастера, весь его творческий путь посвящен описанию традиционного уклада крестьян, в полотнах зритель сможет воочию увидеть быт, жизнь и тяжелый труд простого народа. Этой тематике Архипов останется верен всю свою жизнь. Знаменитый художник родился 15 августа 1862 года в деревне Егорово Рязанской области. С малых лет проявился его талант в живописи. Родители его поощряли, и в 1877 года, накопив необходимую сумму денег, отправили его в Москву на учебу.

художник архипов абрам ефимович

Период учебы и становление художника

Талантливый юноша быстро и успешно учился. Этот факт подтверждают картины, написанные им в период учебы. К таким полотнам Абрама Ефимовича Архипова относят такие работы: «Игра в свайку», «В лавке старьёвщика», «Пьяница». Несмотря на молодой возраст, уже угадывалась зрелость автора в профессиональном плане. Но Архипов не был удовлетворен своим творческим опытом, его охватывало желание развиваться далее, и поэтому в 1882 году художник продолжает свою учёбу в Академии художеств города Петербурга. В биографии Архипова Абрама Ефимовича появился новый важный виток. Обучение молодого таланта продолжалось до 1883 года. Результат не заставил себя долго ждать, написанная картина «Посещение больной», выставленная в 1887 году, была отмечена Большой серебряной медалью. Показ был проведен в Москве. После этого Архипов был удостоен звания классного художника.

Социальные вопросы в картинах мастера

С 1890 года творческие задумки Архипова Абрама Ефимовича стали заметно меняться: полотна заполнились яркими сочными красками, стали свежими, живописными. Наряду с изображением быта крестьян автор остро показывал социальные вопросы. Особенно четко они были выражены в картине «Прачки», которую художник воплотил в двух вариантах. Зритель физически ощущает всю ту усталость, весь этот бесконечный тяжелый труд, который ежедневно сопровождал жизнь простого народа. Предреволюционный период обогащает цветовую палитру художника. Поездки, которые совершил мастер в период с 1896 года и вплоть до 1917 по Поволжью и Северу России, оказались более чем плодотворными. Но события 1917 года не внесли изменения в тематику мастера, лишь только появился яркий красный цвет на полотнах знаменитого творца. Жизнь крестьян по-прежнему оставалась трудной и тяжелой, но в картинах всегда присутствовал оптимизм, все дышало свободой, появился индивидуальный стиль.

архипов абрам ефимович биография

Импрессионистские мотивы

Если не считать творчество Цорна, то с работами импрессионистов Абрам Ефимович Архипов не был знаком. В своих произведениях Архипов использовал яркие краски с переходами в промежуточные тона. Художнику удалось живо и естественно передать картины реального мира, запечатлеть всю его подвижность, изменчивость, передать через полотна свои собственные ощущения и мысли. В картинах Архипова отсутствует четкий контур, художник заменил его мелкими контрастными мазками, причем цвета на полотнах разделены на первичные и производные. Цель художника – уловить те мимолетные впечатления, полученные им в период странствий по стране.

архипов абрам ефимович

Галерея художника

В Русском музее и в Третьяковской галерее сегодня можно увидеть такие знаменитые полотна Абрама Ефимовича Архипова, как «Крестьянская девушка», написанная в 1917 году, «Женщина в красном» (1919 год), «Крестьянка в розовом» (1910 год), в том числе особо популярные работы, такие как «Девушка с кувшином», «Северная деревня» (1902 год), есть и знаменитая картина «Прачки», которая была написана в 1890–х годах, а второй вариант художник воссоздал в 1901 году. Картина «Девушка с кувшином» критикой и самой публикой была воспринята как само воплощение России, страны героически принявшей события революции 1917 года.

В 1892 году Архипову был присвоен титул профессора, он имел немало учеников и последователей, занимался преподавательской деятельностью. В 1898 году получил звание академика. Был действительным членом Академии художеств с 1916 года. Архипов считается основоположником так называемой деревенской линии. Способствовал закреплению свободной, красочной атмосферы, которая была в те суровые годы стеснённой, но сохранила яркие оттенки и позитивное настроение. В 1904 году является одним из основателей знаменитого Союза русских художников. Репродукции картин и фото Архипова Абрама Ефимов представлены в этой статье. Семьи и детей русский живописец не имел. Но его дело, его художественные традиции продолжила его племянница Алла Бедина. Скончался художник в Москве 25 сентября 1930 года. Талантливый и неповторимый - вот таким он останется в нашей памяти!

fb.ru

Художник Абрам Архипов: картины, факты биографии

Живописец Абрам Архипов

Обратный, 1896

Абрам Архипов [15(27).8.1862, дер. Егорово Рязанской губернии, — 25.9.1930, Москва], –русский художник, народный художник РСФСР (1927), действительный член Академии художеств (с 1916).

Абрам Архипов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—83 и 1886—88) у Василия Перова и Василия Поленова и в петербургской Академии Художест (1884—86). Абрам Архипов - член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891), Союза русских художников (с 1904). Картины Архипова 1880-х гг. — жанровые сцены (главным образом из жизни крестьян). В 1890-х гг. Абрам Архипов создаёт ряд лирических жанрово-пейзажных полотен, в которых т. н. "пейзажное настроение" органически сочетается с эмоциональным состоянием изображаемых людей. В этот период Архипов придаёт особое значение проблеме пленэра. Социально-обличительные тенденции искусства художника Архипова наиболее ярко проявились в картине "Прачки" (1890-е гг., Русский музей, Ленинград; 1901, Третьяковская галерея) — одной из лучших в творчестве художника и по своим живописным качествам. В 1900—10-е гг. художник пишет в основном пейзажи русского Севера. С 10-х гг. работал также над портретами, главным образом крестьянок. Применяя широкий, густой мазок, контрастное сопоставление тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета, Абрам Архипов создаёт образы людей, полных здоровья и радости. Член АХРР (1924). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894—1918), Государственных свободных художественных мастерских (1918—20) и Вхутемасе (1922—24) в Москве. Ученики: Александр Герасимов, Б. В. Иогансон. Картины Архипова (кроме названных выше): "По реке Оке" (1890), "Обратный" (1896), "Девушка с кувшином" (1927) — все в Третьяковской галерее; "Лёд прошёл" (1895, Рязанский художественный музей).

 

Галерея картин Абрама Архипова

Крестьянка. Деревенский иконописец

 

В программе "Третьяковская галерея. История одного шедевра" рассказывается о картине "Прачки"  Абрама Архипова

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта