Константин Дмитриевич Флавицкий, «Княжна Тараканова». Тараканова картина
Княжна Тараканова: кем на самом деле была «внучка Петра»?
Как живописное полотно затмило реальную биографию выскочки
В истории о княжне Таракановой причудливо переплетаются реалии галантного века, дух дворцовых переворотов и талант русского живописца. Все помнят выставленную в Третьяковской галерее картину Константина Флавицкого «Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения». Однако сама княжна не только не тонула в крепости, но даже никогда не называла себя этим именем.
Монахиня царской крови
Этот барельеф считается прижизненным изображением лже-княжныСогласно легенде, фамилию «Тараканов» или «Тараканова» давали детям, рожденным императрицей Елизаветой Петровной, которая хотя и не выходила официально замуж, но фаворитов имела, и с одним из них, Алексеем Разумовским, даже якобы заключила тайный брак 24 ноября 1742 года. От этого брака даже как будто были дети, и одна из дочерей царицы звалась Августа. Она получила фамилию Тараканова и приняла постриг под именем старицы Досифеи в Ивановском монастыре, где и жила с 1775 года. Досифея действительно была странной монахиней – на ее содержание монастырь получал огромные деньги, к ней не допускались посторонние, она то и дело принимала весьма знатных посетителей. Таинственная дама умерла уже во время царствования Александра I, и хоронили ее с пышностью, необычайной не только для монахини, но и для богатой мирянки. И похоронили ее в Новоспасском монастыре, в древней усыпальнице рода Романовых.
Откуда же взялась история о потопе в Петропавловской крепости – и кого изобразил Флавицкий на своем знаменитом полотне?
Загадочная самозванка
В 70-х годах XVIII века в Европе объявляется некая женщина, которая начинает налево и направо распространять слухи, что она и есть та самая дочь Разумовского и Елизаветы. Она даже заявляет о своем неотъемлемом праве на российский престол. Откуда она взялась и кем была на самом деле, неясно до сих пор; то ли дочка немецкого булочника, то ли дочка трактирщика из Праги – в общем, рода незнатного.
Во время своих путешествий по Европе эта искательница приключений представлялась то девицей Франк, то девицей Шель, то вообще персиянкой Али-Эмете. Посетив Париж, называлась принцессой Володимирской. Тогда-то она впервые принялась угрожать Екатерине II, которая еще толком не оправилась после страшного пугачевского бунта. Только расправились с одним самозванцем, претендующим на престол и собравшим огромное войско, с которым два года не справлялась действующая армия, – и тут появляется девица с ее угрозами.
ДосифеяУмна и прекрасна
По всей видимости, самозванка была весьма привлекательной женщиной: с темными роскошными волосами, черными глазами, с небольшим косоглазием, которое, как это часто бывает с умными женщинами, умеющими подать себя, только придавало ей прелести, а также остроумная, свободная в обращении, умеющая вести беседу. От нее потерял голову литовский гетман, ей покровительствовали многие знатные люди.
В 1775 году эта женщина бежала от злых кредиторов в Италию – и там развернула настолько решительную кампанию борьбы за российский престол, что Екатерина взволновалась не на шутку. Императрица приказала Алексею Орлову, который как раз находился с русским флотом на Средиземном море, найти нахалку любой ценой и доставить в Санкт-Петербург.
Роковая встреча
Как только Орлов появляется в Италии, «принцесса Володимирская» сама собирается встретиться с ним – видимо, в надежде, что тот, кто помог взойти на российский престол Екатерине II, способен продвинуть и будущую Елизавету II (да, она называла себя еще и так). О том, с какими целями Орлов ее ищет, она не догадывалась.
Они встретились в Пизе – и начали очень мило общаться: показываться вместе на людях, путешествовать. Пошли слухи, что между ними существует любовная связь. Была ли она, сейчас непонятно; однако Орлов снял «принцессе» дом. А однажды взял и пригласил посетить русский корабль. Там ее, по одной версии, схватили, по другой – Орлов обвенчался с ней прямо на корабле, чтобы спокойно вывезти самозванку из Европы (эту версию использовал Зорин в пьесе «Царская охота»). Венчание, правда, было фальшивым; матроса, принявшего чарку для храбрости, нарядили в попа.
В Петропавловской крепости
По прибытии в Санкт-Петербург лже-принцессу ждал неприятный сюрприз: вместо престола государства Российского ей предложили тесное помещение в Петропавловской крепости. Допрашивал самозванку князь Голицын. Она, однако, не созналась ни в чем. Зато постоянно писала императрице письма, в которых требовала встречи («Сия особа помешалась», – сказала Екатерина, узнав об этом).
Вскоре выяснилось, что женщина, претендующая на престол, во-первых, на сносях, а во-вторых, больна туберкулезом (чахоткой, как тогда называли эту болезнь). Стало ясно, что ее даже не обязательно убивать – вскоре самозванка сама покинет этот мир, не выдержав петербургского климата и петропавловских казематов.
В декабре 1775 года арестантка родила сына и в скором времени действительно умерла. Ее сын вырос под фамилией Чесменский, стал военным – прожил, правда, недолго, но, вопреки негласным законам того времени, не был убит младенцем.
Лже-княжна и лже-наводнение
А кто же тогда погибал в Петропавловской крепости во время наводнения, которое, кстати, было не в 1775 году, а в 1777-м, уже после смерти самозванки? А никто. По крайней мере, ни одна псевдокняжна во время бедствия не пострадала.
Когда Флавицкий в 1864 году выставил свою знаменитую картину, разразился скандал: история с самозванкой не разглашалась, держалась в секрете, а тут полотно, отображающее ее гибель. Было не очень понятно, как представителям правящей династии на эту картину реагировать. Александр II нашел выход – велел считать официальной версию, что картина написана на сюжет некоего не слишком известного романа, то есть история с княжной Таракановой полностью является вымыслом.
Вскоре картину купил Третьяков, в галерее которого она находится по сей день.
teleprogramma.pro
Княжна Тараканова (картина) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1864 года
Сюжет
Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.
Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».
История создания
Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.
Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.
Напишите отзыв о статье "Княжна Тараканова (картина)"
Ссылки
- [http://staratel.com/pictures/ruspaint/659.htm К. Д. Флавицкий — «Княжна Тараканова»]
- [http://sttp.ru/master23.html «Княжна Тараканова» — предыстория и история создания]
- [http://www.memoirs.ru/rarhtml/1185Longonov.htm Лонгинов М. Заметка о княжне Таракановой. По поводу картины г. Флавицкого // Русский архив, 1865. – Изд. 2-е. – М., 1866. – Стб. 651-656.]
Отрывок, характеризующий Княжна Тараканова (картина)
Но жизнь бежала, как всегда, слишком быстро, и у Магдалины всё никак не оставалось времени, дабы осуществить задуманное. А спустя восемь лет после гибели Радомира, пришла беда... Остро чувствуя её приближение, Магдалина страдала, не в состоянии понять причину. Даже являясь сильнейшей Ведуньей, она не могла увидеть свою Судьбу, как бы этого ни хотела. Её Судьба была от неё скрыта, так как она обязана была прожить свою жизнь полностью, какой бы сложной или жестокой она ни являлась... – Как же так, мама, всем Ведунам и Ведуньям закрыта их Судьба? Но почему?.. – возмутилась Анна. – Думаю, это так потому, чтобы мы не пытались менять то, что нам предначертано, милая – не слишком уверенно ответила я. Насколько я могла себя помнить, с ранних лет меня возмущала данная несправедливость! Зачем было нужно нам, Ведающим, такое испытание? Почему мы не могли от него уйти, если умели?.. Но отвечать на это нам, видимо, никто не собирался. Такой была наша Жизнь, и прожить её приходилось такой, какой она была кем-то для нас начертана. А ведь мы могли так просто сделать её счастливой, разреши нам те, что «сверху», видеть свою Судьбу!.. Но такой возможности, к сожалению, у меня (и даже у Магдалины!) не было. – Ещё, Магдалину всё больше и больше тревожили разносившиеся непривычные слухи... – продолжил Север. – Среди её учеников вдруг начали появляться странные «катары», тихо призывающие остальных к «бескровному» и «доброму» учению. Что означало – призывали жить без борьбы и сопротивления. Это было странным, и уж никак не отражало учения Магдалины и Радомира. Она чувствовала в этом подвох, чувствовала опасность, но встретить хотя бы одного из «новых» Катар ей почему-то никак не удавалось... В душе Магдалины росла тревога… Кто-то очень хотел сделать Катар беспомощными!.. Посеять в их смелых сердцах сомнение. Но кому это было нужно? Церкви?.. Она знала и помнила, как быстро гибли даже самые сильные и самые прекрасные державы, стоило им всего на мгновение отказаться от борьбы, понадеявшись на чужое дружелюбие!.. Мир пока ещё был слишком несовершенным... И в нём надо было уметь бороться за свой дом, за свои убеждения, за своих детей и даже за любовь. Вот почему Катары Магдалины с самого начала были воинами, и это полностью соответствовало её учению. Ведь она никогда не создавала сборище смиренных и беспомощных «агнцев», наоборот – Магдалина создавала могучее общество Боевых Магов, предназначение которых было ЗНАТЬ, а также – охранять свою землю и на ней живущих. Поэтому-то настоящие, её Катары, Рыцари Храма, были мужественными и сильными людьми, гордо нёсшими Великое Знание Бессмертных.o-ili-v.ru
Описание картины Флавицкого Княжна Тараканова
Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину Флавицкого «Княжна Тараканова» Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Тараканова. Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
По другой версии в основу сюжета положена легенда о политической авантюристке 18 века, известной под именем княжны Таракановой. В 1774 году она появилась в Риме, где объявила себя дочерью русской императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с А. Г. Разумовским.
Княжна Тараканова
Претендентка вызвала серьезные опасения у Екатерины II, находившейся в это время на русском троне. Предполагаемая внучка Петра I имела не менее веские основания на престол, чем немецкая принцесса из рода Ангальт-Цербтских, из которого происходила Августа-София-Фредерика — российская императрица Екатерина II.
Поэтому в Рим с тайной миссией был направлен фаворит императрицы Алексей Орлов. Выдавая себя за представителя недовольных русских дворян, Орлов познакомился с княжной, изобразил влюбленность и хитростью заманил ее на русский корабль, где объявил Таракановой о ее аресте. После того как княжна была доставлена в Петербург, ее заточили в Петропавловскую крепость. Там она и умерла от чахотки в конце 1755 года.
Несмотря на огромный успех, который картина Флавицкго имела на академической выставке, Совет Академии не решился приобрести ее у художника. Только после смерти Флавицкого Павел Третьяков купил «Княжну Тараканову» для своей галереи в Москве.
Картина «Княжна Тараканова» вобрала в себя сразу несколько тенденций русской живописи: романтическую брюлловскую традицию, принципы академической школы, новые реалистические веяния. Это соединение разнородных черт как нельзя лучше определяет место художника в русском искусстве середины 19 века. Творчество Флавицкого — художественный компромисс, попытка примирить противоположности, найти умеренный, удовлетворяющий всех вариант на стыке борющихся направлений.
Флавицкий Константин Дмитриевич.
Похожие записи
design-kmv.ru
Живопись Флавицкий Константин Дмитриевич, «Княжна Тараканова», описание картины
Живопись XIX в.
Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого. Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.
Художник родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились довольно рано и были сразу замечены; вскоре Константин Фла-вицкий поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф.А. Бруни. В ту пору академия следовала законам классицизма – течения в европейской художественной культуре, которое в свое время имело в искусстве прогрессивное значение, но постепенно утратило его. Классицизм вступил в явное противоречие с зарождающимся реалистическим направлением в искусстве.
Симпатии Флавицкого были целиком на стороне нового демократического искусства, но он должен был следовать канонам, заложенным в академии. Его первая картина была лишена индивидуальности и не имела успеха. Зато появившаяся на свет два года спустя картина «Княжна Тараканова» принесла художнику большую известность.
В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, «в миру» носившая фамилию Тараканова. Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.
Однако героиней произведения Флавицкого явилась не эта женщина, а самозванка, которая во время правления Екатерины II претендовала на русский престол, называя себя дочерью Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г. Разумовским. Долгое время она жила в Италии, выдавая себя за русскую принцессу. По приказу Екатерины граф А.Г. Орлов отправился за самозванкой в Италию. Прикинувшись влюбленным и обещая жениться, он хитростью заманил ее на русский корабль и арестовал. По преданию, Тараканова погибла в заточении в Петропавловской крепости в 1777 г.
О гибели Таракановой ходили легенды. Говорили, что Екатерина заточила ее в камеру, которая затопляется во время разлива Невы. Эту легенду и выбрал Флавицкий в качестве сюжета для своей картины. Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, вот-вот скроется под водой. А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза – все говорит о том, что силы покидают ее.
В Зимнем дворце появление этой картины вызвало настоящий шок: дело было в том, что художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. Следственное дело о самозванке хранилось в строжайшей секретности, люди, причастные к нему, дали «клятвенное обещание вечно молчать под страхом смертной казни», и вдруг фамильный секрет Романовых разглашается, и притом в блистательной художественной форме!
Разразился скандал. История могла окончиться для художника очень печально, если бы не триумф, с которым картина была встречена обществом. Только это и спасло Флавицкого от крупных неприятностей. Александр II, вынужденный считаться с общественностью, издал именной указ: «В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Под «романом», по всей вероятности, имелась в виду полуфантастическая история Михаила Лонгинова, в 1859 г. напечатанная в журнале «Русская беседа». Путано и скучно написанная, эта история осталась незамеченной, но именно она натолкнула Константина Дмитриевича на сюжет будущего полотна.
jivopis.org
Картине Флавицкого "Княжна Тараканова" исполнилось 150 лет / Новости культуры / Tvkultura.ru
Написав эту картину, Флавицкий получил звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Это было большой редкостью. Полотно, которое изначально называлось «Смерть легендарной принцессы Таракановой» очень точно передало дух своего времени – середины XIX века. Пафос протеста, критическое изучение истории и требование реализма. Рассказывают «Новости культуры».
Это полотно Константина Флавицкого впервые экспонировалось в 1864 году на выставке императорской Академии художеств. По специальному распоряжению Александра Второго в каталоге указали – «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Романы и исследования о княжне Таракановой были очень популярны в то время. Их авторы пытались разгадать, кто же она была – мошенница, авантюристка или несчастная принцесса? Флавицкий рассчитал верно: такой сюжет привлечет публику. Картина наделала много шума.
«Он изображает княжну Тараканову, как невинную жертву, как жертву деспотичного режима, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, – кроме того одна из версий гласила, что княжна Тараканова была вдобавок беременна, и это усилило мелодраматический, сентиментальный характер, который складывался вокруг этой работы».
Помимо темы, здесь много и «художественных» приманок. Растерзанная женщина в темной, мрачной камере, утопающая в жутком изумрудном потоке, ужасала современников Флавицкого. Для них это был настоящий хоррор. Ведь триллеров в то время ещё не было.
«Краюха хлеба поломанная, обглоданная не скажу, но поломанная, чарка деревянная с водой, и конечно, эти мышки, крысы, которые изображены на первом плане, поражали современников, потому что это не предмет для изображения исторической картины, безусловно, – говорит Татьяна Юденкова, сотрудник галереи, – образ княжны Таракановой уравнен вот с этими мышками. Эта аллегория, безусловно, интересовала».
Из всех версий о княжне художник выбрал самую романтичную. Меж тем на картине самозванка, настоящее имя которой не известно до сих пор. Красавица-аферистка не раз меняла родословную, титул, место жительства. Её схватили, когда она стала называть себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. Отыскать их настоящую наследницу Екатерина Вторая прикажет через десять лет после смерти этой заточенной лже-Таракановой в Петропавловской крепости. Ту, за которую она себя выдавала, найдут, насильно постригут и запрут в этом Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Её подвигами здесь восхищаются. 25 лет в затворе она воспринимала свою судьбу со смирением. Стала праведной монахиней.
«Хоть она личность очень легендарная, и документов никаких нет – даже в списках монашествующих нет. Но есть такие свидетели её жизни, не верить которым невозможно. Среди них – преподобный Моисей Путилов, – рассказывает инокиня Иоанно-Предтеченского монастыря Илария, – он свидетельствует о том, что именно к ней он обратился в молодости, и она поддерживала его духовно, указала ему на монашеский путь».
Эту историю художник Флавицкий вряд ли мог знать. Но то, что наводнение в Петропавловской крепости случилось лишь через два года после смерти лже-Таракановой, – было известно всем. Умерла она в камере от туберкулеза. Вскоре после написания этой картины 35-летний Флавицкий умирает от чахотки. Но и на этом трагедии и мистика, связанные с фигурой Таракановой, не заканчиваются. Во время съемок немого фильма про неё в 1919 году простужается и умирает актриса, игравшая княжну, – Вера Холодная. Эту сцену гибели во время наводнения уже отсняли.
Новости культуры
tvkultura.ru
Княжна Тараканова (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.
Сюжет
Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.
Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».
История создания
Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.
Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.
Ссылки
www.gpedia.com
Княжна Тараканова (картина) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.
Сюжет[ | ]
Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.
Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».
История создания[ | ]
Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.
Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid