Картина Тропинина портрет сына Арсения. 1818 г. Картина тропинина
Василий Андреевич Тропинин. К 225-летию
Мир образов, созданный кистью В.А. Тропинина, покоряет своей удивительной человечностью, душевной тонкостью, лиризмом.Судьба художника была нелегкой: Тропинин родился в семье крепостного и до 43 лет жизни оставался крепостным. Заметив увлечение юноши живописью, его отправили в Петербургскую Академию художеств, где он 7 лет учился у известного художника С.С. Щукина.
Вернувшись на Украину, в имение графов Морковых, которым он принадлежал, Тропинин стал домашним живописцем, продолжая выполнять обязанности дворового человека. Несмотря на долгие годы подневольной жизни, художник сумел сохранить чувство собственного достоинства и доброжелательное отношение к людям.
В коллекции Национального Художественного музея Республики Беларусь творчество Тропинина представлено 9 произведениями.
«Мальчик с топориком» (конец 1810-х гг.)Вариант картины под названием «Крестьянский мальчик с топориком» находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Холст, масло. 44,8 х 36. Приобр. в 1955 г. в частном собрании. РЖ-446.
Тропинин любил и умел писать детей. Если в искусстве 18 века их обычно изображали «маленькими взрослыми», то Тропинин понимал и ценил детство как самостоятельный момент развития человеческой личности. Ребенок для художника – маленький человек с чистой, мечтательной душой, доверчивым отношением к жизни. Таков его «Мальчик с топориком».
«Портрет мальчика» (1820-е гг.)Картина неоднократно варьировалась.
Холст, масло. 51 х 40. Приобр. в 1955 г. в частном собрании. РЖ-605.
В «Портрете мальчика» замечательно передано непосредственное душевное движение. В этих картинах В.А. Тропинин выступает как последователь идей сентиментализма с его призывом к «естественности нравов и поведения».
Сентиментализм, утверждающий внесословную ценность человеческой личности, внимательный к миру чувств, настроений, переживаний, был близок самой натуре художника. Тропинина прежде всего привлекает конкретный человек в частной жизни, в домашней обстановке.
Портрет В.И. Ершовой с дочерью (1831 г.)Холст, масло. 99,8 х 80,8. Слева посредине: В. Тропининъ. 1831. Приобр. в 1966 г. в частном собрании. РЖ-1427.
Собранию Национального Художественного музея Республики Беларусь принадлежит одно из лучших произведений В.А. Тропинина – портрет В.И. Ершовой с дочерью (1831 г.). Изображена Варвара Ивановна Ершова (1797-1847), урожденная Барышникова, жена статского советника Гаврилы Петровича Ершова (1772-1852), с дочерью Екатериной Гавриловной Ершовой (1826-1845) в детстве.
Как большинство тропининских портретов, он несложен по композиции: сидящая в кресле женщина ласково обнимает маленькую девочку, прильнувшую к ее коленям. Удивительно переданы очень естественный, любящий жест матери, ее мягкая улыбка. Образ девочки трогательно-нежен, в белом платьице с розовыми бантами она похожа на легкокрылую бабочку, готовую в любой миг вспорхнуть и улететь. Пейзаж за окном, – старый парк, освещенный закатным солнцем, – вносит в картину чувство умиротворенности, душевной гармонии, царящей в доме. С любовью выписанные детали – кружева, ткани, украшения, изысканная гамма коричневых, черных, темно-серых, белых, розовых тонов свидетельствуют о большом живописном мастерстве В.А. Тропинина.
Портрет Л.Н. Кожиной (1834 г.)Холст, масло. 98 х 76,8. Слева на корешке книги: В. Тропининъ. 1834. РЖ-603.
Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. Этими чертами отмечен портрет Л.Н. Кожиной (1834 г.). Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881), урожденная Всеволжская, во втором браке Де-Жюльвекур.
В портрете Л.Н. Кожиной отражен духовный облик женщины того времени – умной, начитанной, живущей богатой внутренней жизнью. Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Поза изящно-непринужденна, внимательный взгляд устремлен прямо на зрителя. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чем мне пишут?» В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж.Ж. Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции.
«Портрет купчихи в синем повойнике» (1830-е гг.)Холст, масло. 101,5 х 79,7. Приобр. в 1963 г. в частном собрании. РЖ-604.
В 1823 году, получив «вольную», В.А. Тропинин поселился в Москве, которая привлекала его своей патриархальностью, спокойствием, тишиной. Эта атмосфера как будто оживает в «Портрете купчихи в синем повойнике» (1830-е гг.). В нем чувствуется неторопливое течение жизни купеческого Замоскворечья, с размеренным укладом, вековыми, «домостроевскими» традициями. В отдыхающей позе купчихи, уютном жесте рук, – достоинство и покой зрелых лет. Тропинин мастерски передает фактуру бархатного платья, тонкий узор кружев, синий шелк повойника, мягкое мерцание жемчужного ожерелья. Купчиха сидит у окна, из которого открывается вид на московский Кремль. Этот пейзажный мотив наполняет картину поэтическим чувством и воспринимается как символ древней столицы, пережившей нашествие французов и страшный пожар.
«Старуха, обрезающая себе ногти» (1840 г.)Повторение картины под названием «Старуха, стригущая ногти» 1850 г. находится в ГРМ.Холст, масло. 83,1 х 69,3. Слева внизу: В. Тропининъ. 1840. РЖ-1510.
В.А. Тропинин создал тип картины, в которой соединились черты интимного портрета и жанра. «Старуха, обрезающая себе ногти» (1840 г.) – одно из лучших произведений такого рода. Облик старой женщины благороден, значителен, овеян лирическим чувством. Жест очень естествен, пластически выразителен. Черты лица выписаны с удивительной теплотой и нежностью (возможно, художнику позировала жена – Анна Ивановна). Картина написана в сдержанной гамме красно-коричневых тонов. Гуманизм Тропинина, его уважение к простому человеку отразился в ней ярко и убедительно.
Женский портрет. Конец 1830 – нач. 1840-хХолст на картоне. 35 х 27,8. Слева посредине: В. Тропининъ. Приобр. в 1957 г. в частном собрании. РЖ-151.
«Бандит». (Портрет М.А. (?) Оболенского) 1840-е гг.Холст, масло. 120,6 х 95,7. Приобр. в 1962 г. в частном собрании. РЖ-1250.
Очень интересен портрет кн. Оболенского в костюме итальянского разбойника («Бандит», 1840-е гг.). Возможно, изображен князь Михаил Андреевич Оболенский (1805-1873), археолог, писатель, археограф, директор Главного архива Министерства иностранных дел в Москве (1840-1873). Издавал «Сборники князя Оболенского» (1838-1859), в которых публиковал древнерусские исторические документы и памятники письменности.
В эпоху Николая I тема маскарада приобрела особое звучание. В 30-40-е годы 19 века балы-маскарады вошли в моду и стали необычайно популярны. И этому можно найти объяснение. Император столь ревностно старался превратить страну в огромную казарму, где должен царить строгий порядок, что балы-маскарады были едва ли единственным местом, где человек мог ненадолго освободиться от тесного мундира и дать волю своим чувствам.
Кн. Оболенский одет в костюм итальянского разбойника. Его поза, горящий взор, – эффектно-театральны. В этом романтическом образе как будто таится жажда подлинной жизни с ее бурями и кипением страстей. Их отзвук слышится в великолепном красном цвете плаща и пера на шляпе. В портрете как будто живет мятежный дух итальянских карбонариев: Италия в те годы была символом свободы и романтической мечты. Но благородный разбойник кн. Оболенского существует в воображаемом мире, он – романтический герой всего лишь бала-маскарада. В 40-е годы 19 века идеалы романтизма потускнели, на портрете лежит лишь их отблеск.
Портрет Н.И. Бера с женой (1850 г.)
Холст, масло. 242,5 х 153,7. Слева внизу: В. Тропининъ. 1850. Приобр. в 1960 г. в частном собрании. РЖ-606.
К числу редких в творчестве В.А. Тропинина парадных портретов относится портрет Н.И. Бера с женой (1850 г.). Изображен Николай Иванович Бер (1803 – после 1854), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урожденной Протасьевой.
Огромный размер, написанные в рост фигуры, эффектный фон с декоративной зеленью, мраморной скульптурой, большой вазой цветов придают ему торжественный, импозантный вид. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту. Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. И в парадном портрете В.А. Тропинин прежде всего с поразительным мастерством передает то глубокое, сердечное чувство, которое соединяет этих людей.
Уважение к человеку, умение открыть в нем истинные достоинства ума и сердца, красоту души – черты, отличающие замечательный талант В.А. Тропинина.
Авторы проекта: Идея – зав. отделом русского искусства Резник Т.А.Текст – Заведующая сектором экскурсионной и лекционной работы НХМ РБ Щербакова М.А.Иллюстративный ряд (фотографирование) – Козлов Д.Н.Размещение на сайте – Заведующая сектором мультимедийных технологий НХМ РБ Яницкая П.А.
Вернуться >>
www.artmuseum.by
О лучших портретах Тропинина и его непростой судьбе.
Автопортрет.
Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей.
Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.
Семья графа Моркова.
В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств.Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали.
В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.
Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.
Сын Арсений.
Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку.
Портрет жены художника.
В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его.С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина.Он выбрал Москву ещё и потому,что жена и сын были по прежнему крепостными в семье Морковых,которая жила в это время в Москве.Только через 5 лет после сметри графа,по завещанию,они были освобождены.
Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. Среди этих работ можно встретить официальные портреты, холодные, написанные художником с закрытой душой. Но лучшие полотна мастера выделяются особой задушевностью: в их числе портреты жены, сына и великолепный портрет А.С. Пушкина.
Портрет, написанный в 1827 г., был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С.А. Соболевского, которому, по свидетельству современника, «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще».
За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин - портретов, жанров. Их около 3 тысяч.Многие были утеряны,некоторые сгорели во время пожара1812 года.Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева...
Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них - свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.
Кружевница .
Его „Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова. И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.
Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.
Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».
Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью.
Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.
Золошвейка.1826г. Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.
В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.
ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ ХУДОЖНИКА:
Константин Георгиевич Равич.1923
Карл Брюллов.1836г
Устим Кармелюк 1820г
Мальчик с топориком 1910г.
Старик с тростью.
Портрет Е.В.Киреевской. 1839г.
Старый ямщик,опирающийся на кнутовище.1820г
Старуха с курицей.1856г
Портрет композитора Алябьева.1840г
Портрет сына художника за мольбертом.1820г
Портрет Карамзина.
Портрет писательницы Лидии Николаевны Кожиной.
На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека.
«Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной»1826 г.
“Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил он.
Тропинин.Автопортрет.
Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.
Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
maxpark.com
Тропинин В.А.
Для увеличения - нажмите на изображение
Автопортрет
Тропинин Василий Андреевич родился в крестьянской семье 30.03.1776 г. в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии. Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И.И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.
В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера. Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика недюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств Санкт-Петербурга в 1798 году. Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет "Мальчик тоскующий о погибшей птичке", картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в украинской деревне с интересным названием Кукавка. В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. Склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году, его избранницей стала Катина А.Н., вскоре у них родился сын названный Арсением. В 1809 написан "Портрет жены Анны". В 1810 написана картина с романтическими акцентами "Мальчик со свирелью", в этом же году он пишет портрет своего сына Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными
Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.
После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина "Кружевница" отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников. Также на выставке были выставлены картины: "Нищий старик", "Портрет художника Скотникова Е.О.". За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.
1830-е годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.
За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать: Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую, но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.
* * *
Галерея (81 изображение)
* * *
gorenka.org
КАРТИНА ВАСИЛИЯ АНДРЕЕВИЧА ТРОПИНИНА КРУЖЕВНИЦА: Биография, картины художника
Биография В. А. Тропинина. Кружевница» — картина Тропинина, которая по праву занимает место в истории русского искусства. Тропинин родился в семье крепостных графа А.С. Миниха. Тогда В. Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств (на соискание звания художника) три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница».
Он предоставил на рассмотрение комиссии три картины, одна из них была «Кружевница» — портрет безвестной мастерицы, молодой, красивой, скромной девушки. Рабочая часть станка приподнята и обращена к мастерице, потому зритель практически не видит результатов ее труда, зато можно хорошо рассмотреть инструмент, который она держит в руке. Этот коклюшки.
Сочинение: описание картины В. А. Тропинина «Кружевница»
Знатоки и специалисты высоко оценивают свет в картине. По передаче дневного светового потока Тропинин может сравниться с голландским художником Вермеером. Немного озорной и загадочный взгляд кружевницы, подсвеченный лучом, придает картине радостное, романтическое настроение.
Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820—1830-х годов. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).
На дворе 1823 год. В подарок на Пасху 47-летний художник получает долгожданную вольную. Тропинин переезжает в Петербург, желая получить диплом художника в академии, где ранее получал образование. Несмотря на наличие ошибок в других картинах, «Кружевница» оставляет у членов комиссии неизгладимое впечатление. Тропинину с почетом вручают диплом, удостоив его звания академика живописи. Он расхваливает цветовую гамму, освещение, и характер, легко прослеживающийся в картине.
Кружевница» — картина Тропинина, в которой художник сумел идеально совместить мягкую кисть, правильное освещение, и главное – душу, характер героини. В особенности, художника корят, говоря, что он идеализирует простую работницу. Но, эта критика теряется в общей массе похвальбы, и выглядит скорее как завистливые попытки очернить творца. Этой картиной Тропинин хочет показать, что даже простая крестьянка может выглядеть в стократ лучше знатной дворянки.
С кружевницей так и хочется заговорить, можно по взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Сейчас увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее, размер картины – 75 на 59 сантиметров.
Этим портретом Тропинин показал, что и крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива, не менее, чем знатная дворянка. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».
Тропинин В. Кружевница
Василий Андреевич Тропинин от рождения был крепостным графа Миниха. Именно последний разглядел в юноше талант художника и отправил его в Петербург, где Тропинин в возрасте 21 года стал «посторонним учеником» Академии художеств. Лишь в 47 лет художник получил вольную грамоту. Вместе с крепостным художником Тропининым в русское искусство вошли образы людей, которые, по убеждению представителей официального искусства, не могли служить «пленительной моделью».
Эти и многие другие картины являются свидетельством того, что трудящийся человек представляет собой воистину «пленительную модель». Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась.
Сама кружевница одета в скромное платьице, на плечах ее бедная косынка. Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. В.А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии.
Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели. В 1823 году в жизни В. Тропинина произошло событие огромной важности: крепостной графа Моркова, он наконец получил освобождение от рабской зависимости.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной. Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться… Нет, в Москву», — часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.
Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. Картину «Кружевница» Василия Андреевича Тропинина можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Все необходимые для кружевоплетения атрибуты мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». В.А. Тропинин создал в этом произведении определенный тип жанрового портрета-картины. Именно в 1823 г., в год, когда он стал свободен, Тропинин создал одну из лучших своих картин – «Кружевница».
Что еще написала Аманта:
- Способ применения и дозы При хроническом тонзиллите детям от 3 до 12 лет назначают по 1 таблетке 3 раза в сутки, взрослым и детям старше 12 лет - по 1-2 таблетке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. В этом случае […]
- Отравление нитратами: симптомы и лечение Замачивая овощи и зелень в воде, вы снижаете риск отравления. Диета после отравления ребёнка подразумевает отказ от конфет и шоколада, поэтому сухофрукты вполне можно давать вместо […]
- Мазь Дермозолон – инструкция по применению, показания, аналоги Перед применением лекарственного препарата Дермозолон обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом. Внимание!Описание препарата "Дермозолон" на данной странице является упрощённой и […]
amanfertul.ru
Картина Тропинина портрет сына Арсения. 1818 г. Описание картины
В своем творчестве многие художники уделяли внимание в написании детских образов. Одной из лучших работ считается картина Тропинина портрет сына Арсения или ее еще называют Голова мальчика созданная в 1818 году Детей художник любил писать и им было создано более двадцати образов подростков.
Если кратко Василий Тропинин - мастер романтического и реалистического портрета. Практически все работы художника изысканы, неярки и написаны в золотистой цветовой гамме, напоминающей валерную живопись XVIII века. Изображение ребенка было для него особо привлекательным. Многие детские портреты написаны в виде жанровой сценки. Рядом с детьми или подростками художник рисует собачку, птичку, игрушку или музыкальный инструмент.
Возможно, поэтому портреты Тропинина близки традициям XVIII в, когда в искусстве царила сентиментальность. Философы называли ум малыша "белой доской", считая, что пороки общества возникают только от плохого воспитания. Они признавали уникальный мир ребенка, напряжение его духовной жизни.
Именно таким и представлен хрупкий внутренний мир Арсения, портрет был заслуженно признан одним из наиболее поэтичных произведений живописи I пол. XIX в. Полотно поражает искренностью и эмоциональностью, хотя его колорит практически ограничивается песочно-коричневыми тонами. Через краску и лессировку можно заметить розоватый тон грунта.
Арсений практически не позирует, он смотрит немного в сторону, мальчик одет опрятно, но несколько небрежно. Возможно, отец оторвал его от интересных занятий или игры, так как у него распахнут ворот, да и мысли его вероятно еще блуждают там, где он был совсем недавно. В изображении отсутствует репрезентативность, которая выражена в некоторой фрагментарности композиции. Голова мальчика нарисована на всей поверхности холста, но таким образом, она становится ближе к нам.
Несомненно, что Тропинин писал портрет сына Арсения, находясь в состоянии необычного творческого озарения. Лицо подростка освещено приглушенным светом и выражает детскую удивительную легкость. Художник использует теплые золотисто-коричневые тона. Вьющиеся волосы немного взлохмачены. Внимание ребенка что-то отвлекло, он повернул голову, вздернул брови и стал сосредоточен. Особо поражает не по-детски задумчивый взгляд Арсения. Может быть, его еще привлекает игра, но он не хочет ослушаться отца и поэтому сидит спокойно. В его облике мы видим благородство и внутреннюю красоту.
Вся картина наполнена гармонией и отражает отцовскую нежность. Тропинин сумел с огромной любовью передать внутренний мир мальчика, поэтому портрет получился полный очарования.
В настоящее время картина «Портрет сына» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер 40,4 на 32 см масло, холст
www.art-portrets.ru
ТРОПИНИН Василий - Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818
вот это сочинение) Картина В. А. Тропинина “Портрет сына” один из лучших в творчестве мастера. Изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную живопись XVIII в. Однако по сравнению с типичным детским портретом в романтизме XVIII в. здесь бросается в глаза непредвзятость замысла – этот ребенок позирует в очень малой мере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Отсутствие репрезентативности – в необычайной фрагментарности композиции: голова заполняет почти всю поверхность холста, изображение срезано по самые ключицы, и тем самым лицо мальчика машинально придвинуто к зрителю. Необычайно интересна история создания “Портрета Пушкина”. По обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом Соболевского на собачьей площадке, где тогда жил поэт. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он “наиболее передает его черты… голубые глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, – добавляет Щекотов, – почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта”. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных “околичностей”. И Пушкин здесь не народный “вития” не “гений”, а прежде всего человек. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина, вылепленной советским скульптором А. Матвеевым. Но не эту задачу поставил перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде. В оценке художника Пушкин был “царь-поэт”. Но он был также народным поэтом, он был своим и близким каждому. “Сходство портрета с подлинником поразительное”, –писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал недостаточную “быстроту взгляда“ и “живость выражения лица”, изменяющегося и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении. В портрете все до мельчайшей детали продумано и выверено, и в то же время ничего нарочистого, ничего привнесенного художником. Даже перстни, украшающие пальцы поэта, выделены настолько, насколько придавал им значение в жизни сам Пушкин. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина поражает звучностью своей гаммы. «Голова мальчика» – портрет сына художника, написанный в 1818 году. Кажется, что это полотно написано в часы высшего озарения – столько в нем чистоты, легкости, нерастраченных сил, раскованности и свежести. Картина Тропинина «Голова мальчика» написан в теплых и изысканных коричневато – золотистых тонах. Перед нами на полотне – лицо мальчика, освещенное неярким светом. Воротник рубашки расстегнут, кудрявые волосы взлохмачены, голова чуть повернута влево, а взгляд направлен куда-то очень далеко. Кажется, что только что мальчик был занят какой-то детской забавой, но вот его внимание привлекло что-то серьезное – и брови его беспокойно вздернулись, а взгляд стал сосредоточенным. Столько в облике этого ребенка благородства, вдохновения и внутренней красоты! Какой гармонией проникнуто все полотно! И сколько отцовской нежности в этом портрете, в каждой его черточке! С бесконечной любовью передает художник хрупкий и тонкий внутренний мир ребенка. Портрет подкупает чистотой эмоций, искренностью, простодушием в сочетании с многоплановостью. В. А. Тропинин написал после него еще великое множество портретов, но портрет сына остался, пожалуй, непревзойденным по своему живописному очарованию.
Детские образы занимают особое место в творчестве знаменитого русского живописца В. А. Тропинина. Среди всех детских портретов художника самым известным является «Голова мальчика» – портрет сына художника, написанный в 1818 году. Кажется, что это полотно написано в часы высшего озарения – столько в нем чистоты, легкости, нерастраченных сил, раскованности и свежести.
Картина Тропинина «Голова мальчика» написан в теплых и изысканных коричневато-золотистых тонах. Перед нами на полотне – лицо мальчика, освещенное неярким светом. Воротник рубашки расстегнут, кудрявые волосы взлохмачены, голова чуть повернута влево, а взгляд направлен куда-то очень далеко.
Кажется, что только что мальчик был занят какой-то детской забавой, но вот его внимание привлекло что-то серьезное – и брови его беспокойно вздернулись, а взгляд стал сосредоточенным.
Столько в облике этого ребенка благородства, вдохновения и внутренней красоты! Какой гармонией проникнуто все полотно! И сколько отцовской нежности в этом портрете, в каждой его черточке!
С бесконечной любовью передает художник хрупкий и тонкий внутренний мир ребенка. Портрет подкупает чистотой эмоций, искренностью, простодушием в сочетании с многоплановостью. В. А. Тропинин написал после него еще великое множество портретов, но портрет сына остался, пожалуй, непревзойденным по своему живописному очарованию. вот вам сочинение :
Тропинин очень известный художник за всю свою жизнь он написал много картин. Моя самая любимая его картина – “Портрет сына”. На этой картине мы видим сына тропинина Арсения. Он позирует в очень малой мере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот распахнут. Голова мальчика заполняет почти всю поверхность холста, изображение срезано по самые ключицы, и тем самым лицо придвинуто к зрителю. Эта картина изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную живопись в романтизме 18 века. Мне картина очень понравилась.
gallerix.ru
Русская живопись. Художник Тропинин Василий Андреевич. Биография. Картины
Крепостной, впоследствии получивший вольную. Один из известных русских портретистов своего времени. Обучался в Академии Художеств вольноприходящим учеником. Жил в имении графа Моркова в Украине, выполняя обязанности лакея и кондитера. Затем перебрался в Москву, где на заказ писал портреты известных людей. Академик. Просмотреть картины Тропинина
Биография и творческая деятельность
Русский художник Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был крепостным, принадлежал графу А.С. Миниху, работал у него в имении управляющим. За долгую и верную службу он получил вольную, однако дети остались в крепостной зависимости. Позже, в качестве приданого графской дочери Натальи, Василий перешел во владение графа И.И. Моркова.
Способности к рисованию у Тропинина проявились еще в детстве, но Морков не обратил на это внимание и отдал мальчика учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.
В Петербурге Василий втайне от своего барина стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Окончив обучение в рисовальных классах, Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи возглавляемую С.С. Щукиным. Василий в период ученичества жил в доме учителя, выполнял подготовительную работу для рисования: растирал краски, натягивал и грунтовал холсты, поэтому и наблюдалось некоторое сходство палитр художников.
За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
Василий Андреевич показывал блестящие успехи в учебе и вскоре получил серебряную и золотую медали. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Чтобы не потерять слугу, Морков отозвал Тропинина из Академии и отправил на Украину в Подолье — новое имение Морковых. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Также Тропинин выполнял копии с картин известных западноевропейских и русских художников, расписывал местную церковь, писал для нее иконы. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи».
В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви. В ней художник был обвенчан с Анной Ивановной Катиной.
Первые пять лет после Отечественной войны 1812 года оказались очень плодотворными для художника: ему позировал издатель П.П. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей; поэт И.И. Дмитриев, герои Отечественной войны — генералы А.П. Урусов, И.И. Алексеев, П.И. Багратион, Ф.И. Талызин.
Примечательна картина Тропинина «Голова мальчика» («Портрет Арсения Васильевича Тропинина»). Это один из самых удивительных по одухотворенности детских образов русской портретной живописи XIX века. В этой картине поражает ощущение эмоциональной раскованности и чистоты.
В картине «Кружевница» Василию Андреевичу удалось найти редкую гармонию физической и нравственной красоты, социальной определенности типа девушки из народа и поэтичности образа. «Кружевница» характерна для русской живописи предпередвижнической поры: сентименталистские традиции XVIII века переплетаются здесь с приметами новой эпохи.
В 1821 году Тропинин перебирается в Москву. В 1823 году Василий Андреевич получает вольную, его однако жена и сын Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
В 1823 году художник Советом Академии художеств был удостоен звания «назначенного в академики» за картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет гравера Е.О. Скотникова».
В 1824 году за картину «Портрет медальера К.А. Леберехта» Тропинин получает звание академика портретной живописи. В Академии художеств ему предлагали должность профессора, однако Василий Андреевич отказался остаться в Петербурге: в Москве жила семья графа И. Моркова, в крепостной зависимости которого оставались жена и сын художника. Кроме того, в Москве, выполняя частные заказы, он мог обеспечить себе независимое финансовое и профессиональное положение.
В Москве в 1827 году Тропинин создает портрет А.С. Пушкина. Этот портрет известен тем, что с него было сделано несколько копий; сам же оригинал пропал и появился лишь много лет спустя — его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский. Когда Василия Андреевича попросили подтвердить подлинность портрета и подновить его, художник отказался, сказав, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой», и только почистил его.
В 1830-40-е годы Тропинин пишет огромное количество портретов. Среди его заказчиков были первые лица в городской иерархии: государственные чиновники, дворяне, купцы, актеры, писатели, художники. Наиболее известные произведения этого периода «Портрет С.С. Кушникова» (1828), «Портрет С.М. Голицына» (после 1828). Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М.С. Щепкина, П.С. Мочалова, актера петербургской «Александринки» В.А. Каратыгина.
В декабре 1835 года в Москву приезжает Карл Павлович Брюллов. Побывав в мастерской Тропинина, он был поражен «необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство» уже пожилого художника. И Тропинин был в восторге от Брюллова. Знакомство с ним наложило отпечаток на творчество художника: после общения с Брюлловым у Василия Андреевича появляются произведения большого размера со всеми приемами и аксессуарами большого парадного портрета.
Во второй половине 1830-х — 1840-е годы Тропинин создает несколько групповых портретов. Самые известные среди них «Портрет Ф.С. Мосолова со служащими конного завода» (конец 1830-х) и «Портрет Д.П. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» (1842).
В поздний период творчества художник больше внимания уделяет передаче сложности и глубины образа, к постижению личности человека. Именно этой особенностью отличается «Портрет А.А. Тучкова», написанный в 1843 году. Одно из лучших произведений этого периода - «Портрет неизвестного с трубкой». В нем живописец точно передал возрастные особенности, незаурядный ум и мощный темперамент образа.
В 1850-е годы среди картин Тропинина все чаще появляются изображения старых женщин: «Старуха, стригущая ногти» (1850), «За починкой белья» (1852), «Старуха с курицей» (1856). Как считает большинство биографов, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Художник очень тяжело переживал ее смерть в 1855 году: из квартиры на Ленивке, где они прожили вместе больше тридцати лет, он переехал в Замоскворечье.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Умер художник 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Картины Тропинина art19.info