Изучение и популяризация наследия. Мозаичные картины Ломоносова. Мозаичные картины ломоносова


Изучение и популяризация наследия - Мозаичные картины Ломоносова

С этим файлом связано 220 файл(ов). Среди них: 0-0-0-3-20, 0-0-0-2-20, 0-0-0-1-20, zadacha_o_zakalke_slitka.ppt, zadacha_o_vytaskivanii_gvozdja-zabitogo_v_derevo.ppt, zadacha_o_voblere.ppt, zadacha_o_reshjotke_dlja_proseivanija_peska.ppt, zadacha_o_regulirovanii_podachi_shhepy_v_bunkery.ppt, zadacha_o_razrushenii_verkhnej_chasti_svai_pri_ee_.ppt, zadacha_o_raskrutke_koles_samoljota.ppt и ещё 210 файл(а).Показать все связанные файлы Мозаичные картины Ломоносова.

Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику.

В 1755 г. ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала  «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г.

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и здесь достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.Мозаика М.В. Ломоносова

«Полтавская битва»

27 июня 1709 года между шведами и русскими произошла Полтавская битва. Шведскими войсками (их тогда называли еще и готфскими) командовал король Карл XII, а русскими - царь Петр I.

Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр I на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке - сабля. За ним - его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и  А.Д. Меншикова. В самом центре композиции, перед Петром I на коне, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он как бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Ломоносов выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ, роль которого - по мысли художника - столь же значительна, как и самого Петра I, то есть проводит идею единства народа и героя. Язык мозаики лаконичный и чёткий. Цвета насыщенные, построенные на контрастных сопоставлениях. Красные и зелёные смальты глубоких оттенков - цвета мундиров русского воина - противопоставлены синим и жёлтым - одеждам шведских солдат. При яркости и сочности этих цветов небо и поле боя, изображённые на картине справа, как бы затянуты дымкой от залпов орудий, которая объединяет все цвета картины.

перейти в каталог файлов

trig.zodorov.ru

Мозаичные картины Ломоносова

Мозаичные картины Ломоносова.

Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику.

В 1755 г. ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала  «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г.

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна. За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и здесь достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

litceymos.ru

Мозаичные картины Ломоносова

Мозаичные картины Ломоносова.

Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику.

В 1755 г. ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала  «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г.

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна. За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и здесь достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

www.litceymos.ru

Проект "Мозаичное искусство Ломоносова" | Социальная сеть работников образования

Подписи к слайдам:

Учебный проект.Тема: «Мозаичное искусство М.В.Ломоносова» Автор проекта: Илюшин Павел. учащийся 7а класса МОУ «СОШ ст.Тарханы»Руководитель: Шинкаренко Ю.В.учитель ИЗО. Цель проекта: «Познакомиться с историей мозаики и проанализировать наследие великого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества. Гипотеза: Мозаичные картины, выполненные М.В.Ломоносовым и другими художниками в его мастерской под его руководством, стали яркой страницей в истории русского искусства. Задачи: 1.Познакомиться с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт. 2.Составить представление о вкладе М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства, познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова. 3.Попытаться спроектировать и создать собственную мозаичную работу. Содержание: 1. Вступление2. История мозаики -античность. -ранние христиане и Византия -древнерусские мозаики3. Возрождение мозаичного искусства в России 4. Мозаики М.В.Ломоносова5. Заключение6. Список использованной литературы и другие источники.7. Приложение. Презентация изготовления сувенира к юбилею М.В.Ломоносова. Вступление Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России. В данном исследовании дается краткое описание и историческая справка по истории стекла, мозаики и смальты. Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время. История мозаики «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика». Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной. Античность. Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл и дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Из чего делали мозаику? Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта- непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов. Древнерусские мозаики На Руси смальта появилась в XI веке - с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова. Возрождение мозаичного искусства в России Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла, известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине.Ломоносов решает сам заняться производством смальты. Мозаики М.В Ломоносова К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов сделано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах Петр Великий. Мозаика работы М. В. Ломоносова (1754 год) Апостол Петр - одна из последних работ мастерской М.В. Ломонсова Полтавская баталия «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Заключение Всего в мастерских Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных неизвестна.      За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук в 1764 г. избрала Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Цанотти. Таким образом,можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. Заключение "МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ" - этот единственный мозаичный портрет М.В.Ломоносова был выполнен только в XXI веке эмальером – мозаичистом Андреем Манджосом. Список использованной литературы и приложения 1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г. 2. Белявский М.Т Все испытал и все проник. М., 1990. 3. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961. 4. Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX–XIX веков. 5. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985. 6. Кирилин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986 7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990. 8. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000 10. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 11. Приложение.12.Источник-http://ru.wikipedia.org/wiki«http://ru.wikipedia.org/w/index.php?titleКатегории:Михаил Васильевич ЛомоносовМонументальное искусствоДекоративно-прикладное искусство Приложение Изготовление сувенира к юбилеюМ.В.ЛомоносоваТехника выполнения: смешанная Используемые материалы Керамическая тарелкаИзолентаЛакГуашьКисти Изготовление сувенира

nsportal.ru

Мозаики М. Ломоносова Выполнила ученица 9 «В» класса моу «Лицей №47» Ленинского района г. Саратова

МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Исследовательская работа:Мозаики М. Ломоносова

Выполнила ученица 9 «В» класса

МОУ «Лицей № 47»

Ленинского района г. Саратова

Соколова Елена

Руководитель работы -

учитель изобразительного искусства

Кушнерева Ольга Валентиновна

Саратов 2012 

СодержаниеВведение………………………………..…………………………………с.3Основная часть Глава I. Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

(1711 – 1765 гг.)…………………………………………………………….……….…….с.4 - 5Глава II. Мозаики Ломоносова………………….........................….с. 6 - 11Заключение………………………………………………….………….с. 12Список литературы…………………………………….….…...….……c. 13Приложение…………………………………………………………….с. 14

ВведениеКратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие.

Россия славится многими выдающимися людьми. Чудесные слова сказал о нем Белинский: «Ломоносов был Петром Великим нашей литературы ... Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор ... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, мелькает иногда поэтическое чувство - отблеск его поэтической души ... » Многие поэты и вообще великие люди говорили о нем много слов и каждое ему соответствовало. На свете не так уж и много таких людей. А всегда хочется, чтобы их было намного больше. Итак, сегодня мы поговорим о великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Объектом исследования является русская культура XVIII века.Его предмет развитие декоративно – монументального искусства в России.Цель исследования познакомиться с мозаичным творчеством М. ЛомоносоваЗадачи:

  • выяснить какие мозаики М. Ломоносова сохранились до наших дней;
  • проанализировать творчество мозаичного искусства этого ученого;
  • дать характеристику мозаикам Ломоносова и мозаикам, выполненных в его мастерской, после смерти ученого.

Основная частьГлава IЖизнь и творчествоМихаила Васильевича Ломоносова(1711 – 1765 гг.)Ломоносов родился в деревне Денисовке близ Холмогор на Двине. О его раннем детстве до нас дошло очень мало сведений. Когда его мать умерла, отец женился вторично. Михаил Васильевич не любил мачеху называл ее злой и завистливой, потому-то она всячески пыталась настроить отца против сына.

Лишь только Мише минуло десять лет, отец стал брать его на рыбную ловлю. Далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, которые далее успешно проявлялись.

Первый учитель Ломоносова был Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин позже стал великим скульптором. Учение пошло легко, мальчик стал лучшим чтецом в приходской церкви. Юный Ломоносов с жаром тянулся к знаниям и выучил наизусть книги «Грамматика» и «Арифметика», Смотрицкого и Магницкого.

Отец хотел женить подраставшего сына, пусть даже против его воли. Но Ломоносов предпочел бежать.

Бегство Ломоносова свершилось 7 декабря 173 О года. Юноше тайком удалось достать паспорт с помощью управляющего Ивана Васильевича Милюкова. Михаил добрался до Москвы на караване с мерзлой рыбой. Вскоре Михаил поступил в Петербургскую академию. В 1735 г Корф начал искать химика для путешествия по Сибири. Он выбрал трех юношей в числе которых был и Ломоносов.

Затем Академия решила перевести их во Фрейбург к Генкелю, который обучал их горному делу и металлу. Ломоносов усердно занимался металлургией.

Вернувшись в Петербург, Михаил Васильевич засел за работу. В это время ко дню Рождения императора Иоанна Антоновича, Ломоносов написал оду. Вскоре после 23 августа, дня победы над Вильманстранде, он напечатал хвалебное стихотворение под названием «Первые трофеи Его величества Иоанна 6». Но 25 ноября 1741 г на престол взошла императрица Елизавета. Ломоносов написал новое стихотворение которое произвело впечатление не только на королеву, но и на все общество.

С 1746 года Ломоносов начинает выступать как общественный деятель. Он затрагивает вопрос о распространении просвещения в России.

Вскоре Ломоносов подал прошение что бы построить химическую лабораторию. Пока строилась лаборатория, он составлял пособия, но его

занятия литературой не прекращались. Он писал оду за одой. Стихотворение за стихотворением. Вот один отрывок из стихотворения: «ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ»

... Лице свое скрывает день; Поля покрыла влажна ночь; Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна ...Переводные работы и оды вскоре создали ему репутацию знатока русского языка. Но с 1749 г в деятельности Ломоносова начинаются крупные перемены.

В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов. Охваченный идеей распространения мозаичного дела, Ломоносов просит сенат дать ему средства и землю, но получает отказ. Тогда он обращается к императрице. Она соглашается. Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. Одну из картин, на которой изображен Полтавский бой, нашему академику удалось окончить. Его интерес к наукам не утих. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о явлении воздушных, от электрической силы происходящих» . Во время опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией. Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи.

В 1754 году Ломоносов принимал участие в осуществлении плодотворной мысли - учредить в Москве первый университет. Сомнению не подлежит, что это высшее учебное заведение своим возникновением обязано Михаилу Васильевичу. Императрица Елизавета утвердила проект университета 12 января 1755 года.

26 мая 1761 года Ломоносов наблюдал прохождение Венеры через Солнечный диск. Эти наблюдения привели ученого к тому, что вокруг планеты Земля существует атмосфера.

Михаил Васильевич Ломоносов являлся душой задуманного предприятия: все его предложения и советы принимались беспрекословно. Последние два года великий ученый все чаще стал недомогать. Иногда он не выходил из дома по несколько недель подряд. 7 июля 1764 года императрица посетила Ломоносова на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми придворными.

Но надолго влить бодрость и энергию в душу Михаила императрице не удалось.

В конце марта 1765 г академик простудился и слег окончательно. Он умер 4 апреля 1765 года, на второй день Пасхи, около пяти часов полудня, встретив смерть со спокойствием истинного философа. Глава IIМозаики Ломоносова«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник»

А.С.Пушкин

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие.

Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине.К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.«Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где теперь изготовлялись окрашенные стекла. Управление химической лабораторией М. В. Ломоносов передал химику У. Сальхову, приехавшему из Германии. В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Проект Ломоносова предполагал украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.

Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами:  ее длина — 6,4 м, высота — 4,8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Когда в 1829 г. опытному  итальянскому мозаичисту Дольфини, в совершенстве знавшему римскую мозаику, было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину Ломоносова, то итальянский мастер не смог изготовить выпавшие элементы мозаики. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде.

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.        

  Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны - "...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй". Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику.

Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа. Императрица Елизавета Петровна. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.
       

"...Но такого мажорного звучания смело сопоставленных, вплоть до известной пестроты, горящих, ликующих оттенков смальты в масляной живописи Рокотова нет и быть не могло. Это Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны почти народный лубок по яркости и даже пестроте красок, такой, видимо, она мыслилась Ломоносовым - весёлой, русской, не очень далёкой..."

         "...Работая над произведениями молодого Рокотова, Ломоносов переводит и его портреты в иной строй живописной речи, более приподнятый и величавый, отвечающий задачам монументального искусства... живопись Ломоносова ставила себе целью прославление "Геройских славных дел, что долг Отечеству изобразить велел..."

 

   

П.И.Шувалов. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея. П.И.Шувалов. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа.
      

Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру.

 

Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.
       

Несколько "вялый", как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато - коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным.

 

Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея.
         "...Грабарь считал, что мозаичный портрет Екатерины "очень гармоничен в цветах и деликатен в обработке..." "...Даже когда Ломоносов пробует передавать мозаике объём и воздушность, фиксирует цветные рефлексы и блики, блеск алмазов и прозрачность кружев, как в портрете Екатерины II, эти детали не заслоняют у него общего целостного впечатления и нигде не переходят в мелочную деталировку и копирование иной живописной техники..."

         "...Ведь Ломоносов всегда учитывал специфические требования той техники, которую он один пытался возродить в России XVIII столетия. В мозаике он совершенно справедливо считал основным необходимым качеством яркое живописное решение четкого и содержательного художественного замысла - первое условие декоративного и монументального украшения "больших публичных строений..."

         "...Отсюда принципиальное отличие всех выполненных при жизни Ломоносова в его мастерской мозаик от их живописных оригиналов в масле, преднамеренная их транспортировка на язык другой, более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на обозрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно..."

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург) Итак, Ломоносов ценил в своём материале - в цветном стекле - именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одарённый от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над "новой теорией цветов", проделавший многие тысячи опытов для получения красителей нужных оттенков и сам создавший изумительную палитру смальт, непревзойдённую до сих пор.

ЗаключениеСегодня, мы рассказали вам о Михаиле Васильевиче Ломоносове. О человеке, который посвятил свою жизнь науке и литературе. О человеке, который старался не для себя, а для России. И Россия всегда будет помнить и гордиться этим человеком.

Итак, современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Михаил Васильевич Ломоносов ценил в своем материале именно прочность, чистоту и светосилу красок, а великолепные картины это всего лишь дело рук мастера. Действительно, в русской мозаике XVIII в. всё было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, творческим, безошибочным художественным чутьём. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Во главу угла в своей работе он ставил условие декоративного и монументального украшения «больших публичных строений», рассчитанной на обозрение издалека, что в России на тот момент было новым.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до где достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

Список литературы
  1. Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова
Павленков Флорентий Федорович. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с., ил.
  1. Глухов, А. Михайло Ломоносов (1711-1765) «Все испытал и все проник» [Текст] / А. Глухов // Университетская книга. – 2000. - № 10. – С. 23-39
  1. Потапова, Н.М. М.В. Ломоносов: культура и образование [Текст] / Н.М. Потапова // Родина Ломоносова: посвящается 280-летию М.В. Ломоносова. Ч. 2 – Архангельск, 1991. – С. 47-52
  1. www.lomonosov.lit-info.ru
  1. www. biography.5litra.ru
  1. arkhangelsk.russiaregionpress.ru

Приложение

  1. Презентация
  1. Иллюстрации…………………………………………………….с. 15

Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набораЛомоносова. Начало 1750–х.

Ломоносов демонстрирует

Екатерине II мозаику

Петр I. Мозаика собственноручного

набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Полтавская баталия. Ломоносов

ohimii.ru

Мозаичные картины М.В.Ломоносова

Орловский Государственный  Университет  

                    РЕФЕРАТ

                      Предмет: Физика и психология восприятия цвета

                Тема: Мозаичные картины М.В.Ломоносова

                                                 

                                                             М.В.Ломоносов 

 Выполнил: ст. 1-го курса з/о Конеев А.В.

Проверил:  Амелина О.Ю.  

г.Орел  2011г.     

                                      Содержание

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ

          

ВВЕДЕНИЕ

 

Оранта - Древняя мозаика Киевского собора Святой Софии

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим  и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как  художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел  уровень творческих поисков своих  современников. Этому великому человеку, с его глубокой проникновенностью  во все окружающее, открылся мир  искусства — мозаичное монументальное художество, древнее и, вместе с тем, вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной  силы. Древняя мозаика Киевского  собора Святой Софии поразила воображение  молодого Ломоносова.

Современники  нередко называли Ломоносова изобретателем  мозаики в России. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись  химической лабораторией, он обратил  внимание на мозаику — древнее  искусство составлять из цветных  стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие  картины. Русскому учёному принадлежит  заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей  стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного это  было отмечено в тогдашней Мекке  мозаичного искусства - в Италии.

В данном исследовании дается краткое описание и историческая справка по истории стекла, мозаики и смальты. Основной задачей представленной работы является освещение вклада М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России.

Выбранная тема интересна и  актуальна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время.

ИСТОРИЯ МОЗАИКИ 

Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид  изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.

 

Апостол Петр - одна из последних  работ мастерской М.В.Ломонсова

Мозаика – монументальный вид искусства. Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу. Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.

 Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта - непрозрачное и очень плотное  стекло разнообразных цветов и оттенков. Именно с появлением смальты мозаику  стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э. Ее уникальные свойства - загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение. В Византии убранство  храмов отличалось обилием золотистой и синей смальты, служившей фоном  для изображения святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием можно  и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в Константинополе. На Руси смальта появилась в XI веке - с началом строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII века, храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков. Смальта позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Смальта по сути - это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль красителей. Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам; не истирается и не выцветает. Интерес к этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями М.В. Ломоносова.     

ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В. ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ

Ещё в  период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов  систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную  основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном  искусстве. М.В. Ломоносов обладал  незаурядными художественными способностями. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

Ломоносов обратил внимание на мозаику - древнее  искусство составлять из цветных  стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие  картины и портреты. Несколько  мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую "палитру" до нескольких тысяч оттенков, что позволяло  им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика  была известна еще Киевской Руси, и  он воодушевляется мыслью не только возродить  это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным  материалом.

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне  итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать  рецептуру для получения смальт. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.

Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы  света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных.

ПЕРВЫЕ  ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

 

Портрет Петра1

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный  образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся»  

ПОЛТАВСКАЯ  БАТАЛИЯ 

Мозаичное панно "Полтавская баталия"

В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь  Петра I, который предлагал воздвигнуть  в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра. В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена раму. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же серии — "Азовское взятие" остался неосуществлённым. В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Запаса созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная мастерская формально продолжала существовать еще два десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23     

stud24.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта