Олег Целков: «Почти 60 лет я сам не могу понять, что делаю». Художник целков картины


Олег Целков картины

Олег Николаевич Целков — русский художник, который является одним из самых известных современных художников-авангардистов. Родился в Москве 15 июля 1934 года. Проходил обучение в Минском художественном институте, Академии художеств им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург), а также Институте театра и кино. В настоящее время живёт и работает во Франции.

Его творчество полностью уникально и самобытно. Олег Целков сумел придумать свой собственный стиль, почерк и даже свой собственный мир. Главными героями его работ становятся некие образы, больше похожие на человеческие лица или маски человеческих лиц. Такое искусство можно отнести и к примитивизму, и к какой-то форме экспрессионизма, однако сам Олег Целков говорит, что не следует никаким направлениям и жанрам. Его картины  — это совершенно новый стиль. Без сомнения, только благодаря тому, что таких как этот художник, просто больше нет, данный стиль с аморфными образами, не превратился в отдельный жанр живописи.

Картины Олега Целкова могут показаться несколько однообразными, но в этом ещё одна прелесть творчества замечательного художника. Работа за работой, сюжет за сюжетом, портрет за портретом они открывают целый мир, который с каждым разом становится всё понятнее и ближе. Деформированные человеческие лица, которые, впрочем, человеческими можно назвать только по общим признакам, ни в коем случае не передают индивидуальность какого-то человека. Каждый образ — это отражение прослойки общества, определённой черты  сущности человека, может быть даже выражение его коллективного бессознательного.

Картины Олега Целкова всегда красочные и яркие, фигуры и образы на них всегда крупные и заметные. Они бросаются в глаза, так как в манере примитивизма лишены всяческих сторонних атрибутов. Благодаря этому, человек может полностью сосредоточиться только на главном предмете изображения и попытаться понять, что именно хотел сказать художник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любите знакомиться с новыми именами и открывать для себя талантливых художников? В этом случае вам обязательно понравится серия работ Желание понять гламур художника Филипа Муноса. Потрясающий гиперреализм от британского мастера.

art-assorty.ru

«Почти 60 лет я сам не могу понять, что делаю» • ARTANDHOUSES

«Это гремучая смесь из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженная на русское безумие и мощь варварского духа!» — так о живописи Олега Целкова высказался когда-то другой большой художник Михаил Шемякин.

Корифею нонконформизма восемьдесят два года, он давно живет во Франции и по-прежнему много работает. Почти шестьдесят лет Целков пишет своего бесшабашного персонажа — плосколицего Морда, которого одни называют рожей, другие совком, кто-то в нем видит современную икону, кто-то беса.

В начале декабря в выставочном зале Vladey Space на «Винзаводе» прошла короткая недельная выставка его новых работ, ставшая поводом поговорить с мастером. О том, кем Целков считает своего персонажа, почему уехал во Францию и выбрасывал свои полотна, художник рассказал ARTANDHOUSES.

oleg_tselkov_hidiro

Photo: Nicolas Hidiro Courtesy VLADEY

Недавно по российскому телевидению шел сериал по пьесе Василия Аксенова «Таинственная страсть». Насколько я знаю, многие герои пьесы были вашими друзьями. Действительно ли богема времен оттепели вела столь свободный образ жизни?

Они все были моими друзьями, но жили мы по-разному. Дело в том, что были люди, которые имели контакт с властью, власть разрешала им публиковаться и платила хорошие деньги. А я принадлежал к тем, кто с властью не желал иметь ничего общего, и денег от нее получать не собирался. Я жил как будто в углу и старался, чтобы власть меня не замечала, чтобы она не могла меня уничтожить. Их власть не уничтожала, а поощряла, любила и иногда журила. Хотя они критически ко многому относились, а я отрицал всё. Я скорее принадлежал к разряду людей вроде Иосифа Бродского, которые не имели контактов с властью, и за это власть отправила его в ссылку. Никакой свободы не было, это ошибочно показано.

Тем не менее к вам домой в Тушино приезжали такие талантливые и очень известные в мире люди, как писатель Артур Миллер, художники Давид Сикейрос, Ренато Гуттузо.

Да, но они как раз приезжали с моими друзьями — Евтушенко, Аксеновым. Им было интересно показать меня, а тем было интересно поглядеть. Если бы не друзья, все эти мировые знаменитости вряд ли обо мне узнали.

Даже Анна Ахматова как-то заезжала…

Мой близкий друг Анатолий Найман был ее секретарем.

oleg_tselkov

«Бильярд» 2014 Фото: Николя Идиро Courtesy VLADEY

В одном из интервью вы сказали, что в те годы начинали пить с восьми утра, как Черчилль. А кто был идеальным собутыльником для вас?

Собутыльники были у меня только в пивной. Я был большой любитель выпить. Был один собутыльник, очень известный человек — Ролан Быков. Потому что он любил, и я любил. Вот уже и интересно.

В 1977 году «по предложению» властей вы уехали во Францию. Чего вам больше всего не хватало в эмиграции?

Мне всего хватало, потому что я уехал, чтобы никого не видеть, никого не слышать и не иметь никаких контактов с властями. Франция и вообще Запад представляли полную противоположность Советскому Союзу. На Западе не говорят: «Иди работать! Где ты работаешь?», здесь вообще никому ничего не указывают. Государство не вмешивается в твою личную жизнь, в твою веру, в твои взгляды. Ты можешь и хвалить что угодно и писать что угодно. Гомосексуалисты могут голые по улице ходить. Это большинству не нравится, а они всё равно лезут в бутылку, хотят сказать, что они тоже люди. И между прочим, я с этим согласен.

oleg_tselkov_hidiro2

Photo: Nicolas Hidiro Courtesy VLADEY

Что вас поразило больше всего по приезде в Париж?

В Москве была постоянная толкотня в метро, все торопятся, проходу не дают друг другу. Здесь же люди спокойно стоят, если кто-то забыл выйти, его заботливо пропускают к выходу. Самое главное, что нет крика, хватит ли колбасы в очереди, не хватит. Здесь нет никаких бытовых проблем. Когда я снимал квартиру, спросил владельцев, можно ли поставить в каждой комнате телефон. Они даже удивились такому вопросу. И я еще спросил, а можно ли в коридоре тоже? Да, говорят, можно, хоть два в каждой комнате. Чтобы поставить телефон в Москве, я просил Владимира Высоцкого спеть на нашем телефонном узле. И Высоцкий мне дал согласие, но запил. Так я без телефона и уехал.

О чем-то вы всё же скучаете из русской жизни?

Нет, я вообще ни о чем не скучаю. Я занят своей живописью, своей жизнью очень простой и понятной. Я понимаю разговоры о ностальгии, но, как правило, их ведут совершенно никчемные люди.

oleg_tselkov2

«Пара с иглой» 2014 Фото: Николя Идиро Courtesy VLADEY

Насколько вам важно много работать? Должен ли художник быть плодовитым?

Видите, какая штука, художник никому ничего недолжен. И себе тоже. Всё очень просто. Должен ли человек с кривыми ногами бегать? Или играть в баскетбол? Не должен. Художник — это нечто непонятное. С этим надо родиться. Это нельзя воспитать! Никакие профессора не научат. Это врожденное. От Бога. Есть выражение: «Художник сам по себе ничего не выбирает, если он художник». А если он выбирает, придумывает, поехал туда учиться, потом еще куда, он не художник. Художник ничего не выбирает! Бог заставляет его заниматься своим делом, а не желание заработать. Сейчас же сплошь и рядом лжехудожники.

Давай поговорим про вашего персонажа, которого вы изображаете много лет. Его называют по-разному, пытаясь как-то определить: морда, рожа, совок. Вас не обижает несколько уничижительное отношение к вашему герою?

Я начал писать своего героя в начале 1960-х годов, значит, прошло почти шестьдесят лет. Меня ничто не обижает, и почти шестьдесят лет я сам никак не могу понять, что я делаю. Никак! Не понимаю! Он меняется. Возникает новый образ. Но понять, объяснить я не в силах!

oleg_tselkov3

«С вилами и свечой» 2014 Фото: Николя Идиро Courtesy VLADEY

Он живет помимо вашей воли?

Точно так. Смотрю: «О! Какой новый уродился!» Всё время он меняется у меня в голове. И когда что-то такое говорят, рожа или не рожа… Может, и рожа, я врать не буду, не знаю. Может, и не рожа. Ответить вам не могу.

Как ваш герой меняется с годами?

Он меняется, но это тоже для меня загадка. Он у меня то молодеет, то седеет. А как, я не понимаю. Я не задумываюсь, потому что меня это вообще не задевает. Это вопрос не ко мне. Знаете, как дети получаются? Жена говорит: «А я беременна». Вот так и тут.

Раньше вы безжалостно уничтожали свои работы, выкидывали целые рулоны холстов. Вы всё также беспощадны к своим картинам?

Да, довольно много работ я выбросил. У меня была такая теория, что не надо захламлять землю плохим искусством. Может, что-то было неплохо, но ближе к плохому, а значит, надо уничтожить. А потом я смотрю, как заводы строят, загрязняют природу, и думаю: плевать, хламлю или не хламлю… Пусть потом разбираются после меня, кому это интересно, а кому нет.

oleg_tselkov4

«С запасной головой» 2015 Фото: Николя Идиро Courtesy VLADEY

Если бы была возможность вернуться в прошлое, чтобы вы изменили?

Ничего менять не нужно. Как человек живет, так, видать, на роду ему было написано. И никуда тут не денешься. И я задним числом ни за что не могу предъявить слова обиды. Более того, с возрастом все те обиды, которые у меня были по молодости лет, кажутся глупыми. Обижаться ни на кого не нужно. Ни на себя, ни на людей, ни на Бога.

Вы сейчас живете в гармонии с собой?

Я всегда жил в гармонии с собой, а сейчас особенно.

art-and-houses.ru

Художники - K35

image

Биография:

Родился 15 июля 1934 года в Москве в семье экономистов, работающих на авиационном заводе.

С 1949 по 1953 учился в МСХШ. Один год проучился в Минском художественном институте, ещё год — в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде, был исключён. Был принят в Институт театра и кино, где завершил образование.

В 1956 благодаря усилиям Владимира Слепяна, прошла первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве.

В 1961 году переезжает в Москву.

В 1965 в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве состоялась первая официальная персональная выставка.

С 1970-х годов выставляется в Европе и США.

В 1977 году принял предложение «властей» покинуть СССР. Живет в Париже.

В 2004 году прошли персональные выставки в Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее.

 

Начиная с 1960 года, с картины «Портрет», в течение последующих сорока лет в живописи разрабатывает один единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие зловещие маски или человекоподобного мутанта. Его портреты стали своеобразной реакцией на новые формальные приемы сурового стиля. Особая черта его картин — «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета. На творчество повлияли современные примитивисты и поздний Малевич.

Произведения Олега Целкова – это узнаваемое и невероятно статусное искусство. После вынужденной эмиграции из СССР в 1977 г. художник обосновался во Франции. Там он, ранее не интересовавшийся историей живописи, бросился изучать музейные коллекции, выставки, салоны, литера­туру… Все эти впечатления помогли ему еще больше уверовать в свет своей звезды. «Мой персонаж, родившийся в России, продолжает жить на чужбине, матерея», – высказался автор в одном из своих интервью.

С 2007 года начались многочисленные сенсационные продажи картин Олега Целкова на ведущих аукционах мира.  Самой дорогой вещью нонконформистов оказались жгуче-фиолетовые плакатные «Пять лиц» (223 194 фунта) и работа «Мальчик с воздушными шариками» (238 406 фунтов) – такие данные зарегистриро­ваны на аукционе MacDougall’s в 2007 и 2008 годах. Картины Целкова при видимой простоте практически невозможно подделать – повторение многочисленных тонкостей, нюансы перехода цвета и света, сложная фоновая палитра легко выдали бы чужую руку. Для творчества Олега Целкова специалисты предполагают обычный ценовой «карьерный рост», свойственный произве­дениям признанных художников, – 20–25% в год, а для лучших произведений и шедевров – больше 50% в год  (по материалам ARTinvestment.RU).

 

На выставке «ОЛЕГ ЦЕЛКОВ. XXI ВЕК» в Арт-галерее «К35» (2012) демонстрировались произведения художника 2000-2010-х гг.  

www.k35artgallery.com

«Сталин умер, но сталинщина продолжалась»: philologist

Олег Николаевич Целков (род. 1934) — русский советский художник. Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями Владимира Слепяна. В 1961 году переехал в Москву. Первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. С 1970-х годов выставляется в Европе и США. Текст его воспоминаний приводится по изданию: Феликс Медведев. О Сталине без истерик. - «БХВ-Петербург», 2013.

Олег Целков. Автопортрет с Рембрандтом в наш рождения. 15 июля 1971

Феликс Медведев: Иосиф Бродский назвал Олега Целкова «самым выдающимся русским художником всего послевоенного периода». С 1977 года художник живет во Франции. Я встречался с Олегом Николаевичем в его парижской квартире на улице Святого Мавра и в Москве, когда он приезжал на родину в дни открытия своей выставки в Третьяковке. Интервью с художником, выдержки из которого приведены далее, вошло в мою книгу «После России», вышедшую в 1992 году и посвященную судьбам русской эмиграции. Горжусь тем, что в оформлении этой книги использованы фрагменты его знаменитых масок, ставших лицом неофициальной русской живописи.

– Первые годы моей учебы в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР совпали с последними годами жизни Сталина. Этот изверг окончательно завершил еще начатое до войны уничтожение всего живого, превращая советских людей в послушные «винтики». Зощенко и Ахматова, Прокофьев и Шостакович, актер Михоэлс и врачи – «убийцы в белых халатах» были верхушкой огромного смертного айсберга. Меня – наивного самоучку, не понимавшего, что происходит вокруг, сразу же начали «исправлять» и «образовывать». Удивленный, я стал анализировать происходящее. Глаза стали открываться, тем более что я познакомился с картинами русских художников 1910–1930-х годов – русским авангардом, не принимавшимся официозным государственным искусством. Я начал неумело и робко подражать увиденному, за что осенью 1953 года, после окончания художественной школы, меня не приняли в институт имени Сурикова. Пришлось немедленно ехать в Минск, чтобы сдать экзамены там. Сдал. По окончании учебного года студенческие работы посмотрел какой-то местный партийный «ревизор», и они вызвали у него недоумение. Меня погнали вон.

Еду в Ленинград, сдаю экзамены в Академию художеств имени Репина. Год учусь, и снова меня выгоняют. По требованию студентов-китайцев, которые обратились к ректору с протестом: дескать, работы Целкова оказывают на них вредное буржуазное влияние. После смерти Сталина идеологическая атмосфера чуть-чуть стала меняться, началась «оттепель». Меня принял в Ленинградский институт театра и кино на свой курс режиссер и художник Николай Акимов, чем спас от унижения службы в советской армии. 1956 год. Два моих маленьких натюрморта попадают в Москве на выставку молодых художников. Многие газеты их выругали в своих рецензиях. И снова меня спасает неожиданное – известный поэт Пабло Неруда прислал из Чили ободряющее письмо. Чтобы выжить, я стал продавать кое-какие картины своим друзьям, но милиция и КГБ постоянно напоминали, что в любой момент без труда смогут начать преследование меня как «ведущего паразитический образ жизни». Сталин умер, но сталинщина продолжалась.

– А что же такое для вас сталинщина?

– Это то, что для меня было неотделимо от коммунизма как такового: Сталин и сталинщина, Ленин и ленинщина, Мао Дзэдун и маодзэдуновщина, Пол Пот и полпотовщина, Ким Ир Сен и кимирсеновщина, Чаушеску и чаушесковщина… Хотите, можете продолжить. У этой болезни неизбежные симптомы: на третий день появляется сыпь, на четвертый – болит в горле, на пятый – глаза выходят из орбит. Маленькую разницу можно не принимать всерьез: к примеру, разве Тито насаждал другой коммунизм? Ничего подобного, абсолютно такой же, как у Сталина. А Энвер Ходжа? А Фидель Кастро, которому аплодировал весь Запад. Когда я приехал в Париж, на каждом шагу висели его портреты. Так что не обессудьте, коммунизм по мне – это кошмарная болезнь, наподобие средневековой чумы. Это – язва человеческой психики. …Я оглянулся на прожитую жизнь. В конце концов я доказал себе и другим, что и в условиях тотального коммунистического гнета можно не терять мужества, оставаться личностью, делать дело по собственному выбору и вкусу. И хотя была создана такая система, в которой подобные мне могли бы и не появиться, я не только появился, но и выстоял. И я был не один!

– А если бы вы все-таки не уехали 4 октября 1977 года из России, что бы с вами стало?

– Сейчас я отчетливо понимаю: останься я там – погиб бы. Да, да, скорее всего, так… Говорят, однажды Луи Арагон, посмотрев мои картины, бросил: «Скажите этому парню: ему надо ехать в Париж» (это было, когда я еще жил в СССР). В то время эта фраза означала примерно такое: человеку-дистрофику в Бухенвальде говорят: «Знаете, вам необходимо побольше кушать, напрасно вы, батенька, пренебрегаете сливочным маслом». Арагон сказал это без иронии, но для меня его совет звучал как чудовищная издевка.

– О чем или против чего ваши картины?

– Против диктатуры. Против всего, что унижает человека. Я понимал, что живу в очень страшной системе. Мне знаком из истории такой факт. Во времена Гитлера фашистские врачи пытались найти способ стерилизовать женщин, они понимали, что, захватив чужие территории, должны будут еще и контролировать рождаемость. Для этого так называемые «врачи» в концлагерях отбирали энное количество молодых здоровых женщин, в половые органы которых вводили что-нибудь типа негашеной извести. При этом не применялись никакие обезболивающие средства. Испытуемые в муках умирали, но не все. Выжившие, конечно же, изуродованные, становились материалом для научных диссертаций. Вот эта картинка, этот пример может служить иллюстрацией моего понимания коммунизма. Все действия, которые совершал коммунизм в мире, происходили по такому сценарию. Этот страшный образчик коммунистической идеологии здесь, вне России, я понимаю особенно ярко. Кстати, я никогда не был борцом, демонстрантом, подписантом. Быть борцом значит бороться. А борьба предполагает диалог. Как в тюрьме, где есть заключенный и надзиратель, и между ними существует диалог. Я не мог представить свой диалог с властью. Мне с коммунистами говорить было не о чем. Поэтому я старался по возможности жить тихо.

– А ситуация казалась вам безвыходной?

– Да. Та ситуация была совершенно и абсолютно безвыходной. Казалось, что она будет такой всегда, вечно. И то, что я здесь, для меня спасение. Когда к нам домой приходил милиционер и спрашивал моего отца-коммуниста, который за свой партбилет отдал бы жизнь, обо мне, я понимал эту «игру», этот абсурд. «Ваш сын где-нибудь работает?» – спрашивал он отца. Отец наивно задавал ему свой вопрос: «А что, мой сын обокрал ларек?» Милиционер в ответ: «Нет, не обокрал, но у нас ведь все должны работать!» Отец: «Мой сын работает с утра до вечера». Представитель власти: «Но ведь он должен на что-то есть». Отец: «Я его кормлю, он мой сын». Я чувствовал себя абсолютно чужим в той системе античеловеческих координат, зародившихся при Сталине, для которого все люди были «винтиками» в государственной системе. Их можно было или выстроить в шеренгу, или в случае малейшего неповиновения просто закопать…

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Биография художника Целков Олег Николаевич

15 июля 1934 (Московская область)

Мы потеряли свои лица. А может быть, не имели их никогда.

О. Целков

Живописец, график.

В 1949–1953 учился в Московской средней художественной школе. Позже — в Минском художественном институте (1954), откуда был исключен под стандартным для того времени предлогом, за «формализм». В 1955 поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и снова был отчислен. В 1958 окончил Ленинградский государственный театральный институт имени А. Н. Островского по специальности «художник-технолог сцены», учился у Н. П. Акимова. Продолжил работу в Москве.

В начале 1960-х Целков — активный участник художественной жизни андеграунда. Но, считая любой диалог с властями невозможным, он большей частью отказывался от участия в неофициальных выставках того времени, поэтому он не принимал участия ни в «Бульдозерной выставке», ни в выставке в лесопарке Измайлово.

Первая персональная выставка состоялась в 1965 в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова (Москва). В последующие годы было проведено 17 выставок художника в США, Англии, Франции, в 2004 персональная выставка прошла в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и Государственной Третьяковской галерее (Москва).

«…В 1961 году после многочисленных поисков я нашел персонажа или персонажей моих картин, которые живут в них и поныне. … Этот персонаж представляет собой как бы новую человеческую расу. Он одновременно является гуманистом и антигуманистом, и в нем нельзя разделить эти два начала. Он не добрый и не злой…» (Олег Целков. 1989).

«…Я впервые случайно “стянул” с лица лицо “по образу и подобию” и увидел “ЛИЦО”. Потрясению моему не было предела. Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом…. На лице отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом. И столько же — в непроглядном будущем…» (Олег Целков. Париж. 2001).

С тех пор мотив безликого, лишенного конкретности «лица-маски» разрабатывается художником во множестве вариаций. В его картинах навсегда стирается разница между «маской» и «лицом». Разница между его лицами заключается только в антураже, который эти лица сопровождает: «с орденом», «с ножом», «с английской булавкой», «с ножницами» и др. Бытовой мир на холстах Олега Целкова весьма ограничен и насчитывает не больше десятка предметов, таких как шляпа, ложка, нож, ножницы, веревка, труба, вилка и т. д., живой мир в них представляют кошка, стрекоза или бабочка, цветок, арбуз, груша, яблоко. Но и они лишь знаки — символы того, что дело происходит рядом с нами.

«Происходящее в мире никогда не интересовало меня взахлеб. Ну, скажите, что происходит сегодня? Да то же самое, что мы видели вчера. Льется кровь, люди воруют, дерутся и плачут, разоряют жилища... Послезавтра будет в точности таким же... Сорок лет изо дня в день я вглядываюсь в нарисованные собственной рукой физиономии своих персонажей, спрашивая каждого: “Ты кто?” Смысл их ответа всегда лишен внятности, расползаясь как дым... Ясно мне лишь то, что у них за спиной тысяча лет и впереди вечность!». (Из интервью с О. Целковым. 02. 11. 2004.)

Большое значение в картинах Целкова имеет цвет. Художник удаляет из своей палитры все приглушенные, переходные цвета, используя только насыщенные брутальные краски.

В 1977 художник эмигрировал во Францию, где успешно продолжил свою работу.

«…До отъезда мало интересовался историей живописи — мне был интересен только я сам. Приехал — и бросился, как в пещеру Алладина, смотреть музеи, выставки, салоны, книги... Я во все вникал, но видел: это не по моей мерке... Все эти впечатления помогли мне окончательно уверовать в свет моей звезды. Мой персонаж, родившийся в России, продолжает жить на чужбине, матерея... «(Из интервью с О. Целковым. 02. 11. 2004.)

Работы Целкова находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), музее Циммерли Рутгерского университета (Нью-Джерси, США), в частных собраниях Франции, России, США.

 

Статьи о художнике:

Показать цены на работы художника

artinvestment.ru

Художник Олег Целков и его картины

Олег Николаевич Целков – один из наиболее известных советских и российских художников-нонконформистов, причем известных не столько в России, сколько за ее пределами. Не получивший признания в СССР из-за негативного отношения советских деятелей культуры к нонконформизму, Целков еще в 1970-х годах стал активно выставлять на выставках в Европе. Именно это послужило поводом для советских властей «попросить уйти» Целкова и он в 1977 году смог покинуть СССР и поселиться в Париже, где и продолжил свое творчество.

Стилистика и характер работ Целкова

Верный традициям примитивизма и нонконформизма, Целков является художником одного жанра – портрета. Каждая его работа имеет один сюжет с небольшими отклонениями - образ человеческого лица, намеренно искаженного и деформированного, иногда до жуткого, иногда гротескного. Если учесть необычную цветовую гамму, в которой работает Целков – а это кричащие, яркие до безумия анилиновые цвета – то даже для непрофессионала легко с первого взгляда отличить его работы от остальных.

Сегодня Целков вновь вернулся в Россию и активно выставляется, как дома, так и в Европе. Его первые персональные выставки в России прошли в 2004 году, а в 2014 году фондом «Екатерина» была организована грандиозная юбилейная выставка художника «Бубновый туз», на котором демонстрировались самые известные работы художника.

Самые известные картины Целкова

Самой известной работой художника считается «Пять лиц» - небольшая картина размерами 200х160 мм, написанная Целковым в 1980 году в Париже. Картина создана в традиционной для художника ярко-фиолетовой гамме. В 2007 году торговый дом MacDougall's продал эту картину, до этого находившуюся в коллекции Marie-Therese Cochin за сумму в $440 000 частному коллекционеру из США, пожелавшему остаться неизвестным.

Стилистически с работой «Пять лиц» очень схожа картина «Пять масок». Она имеет сходную сюжетную линию, но выполнена в более теплой пурпурной гамме. Если брать хронологию работ, то «Пять масок» написана раньше, поэтому «Пять лиц» считается ее продолжением и логическим завершением, поэтому по мнению критиков она более удачная и выразительная. Эта работа была куплена у Целкова Георгием Костакисом еще в первые годы переезда художника в Париж. Сейчас она находится в коллекции Костакиса и оценивается в $261 000.

Еще одна картина Целкова, считающаяся одной из самых известных и дорогостоящих работ художника – это «Двое с жуками». Картина в черно-белой гамме с ярким акцентом в виде жуков была написана в 1973 году и долгое время находилась в коллекции Эдуарда Нахамкина. В 2007 году на торгах, организованных домом MacDougall's, работы была продана за $416 000.

Не более 500 символов. Необходимо иметь подтвержденный телефон и E-Mail Написать комментарий Отправить

kallekteka.com

Целков Олег Николаевич

(1934)

Русский художник, представитель русского "неофициального" искусства. Родился в Москве 15 июля 1934 в семье служащих. В 1949-1953 учился в Московской средней художественной школе, затем в Минском театральном институте, откуда был исключен за "формализм". Поступив в 1955 в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, вынужден был прервать свои занятия там по той же причине. В 1958 окончил Ленинградский театральный институт (где посещал курс Н.П.Акимова) по специальности художник-технолог сцены. С той поры жил в Москве.

Увлекался живописно-фактурными поисками в духе "Бубнового валета". В 1960-е годы показывал свои вещи на квартирных и полуофициальных выставках. Тогда окончательно оформилась и его персональная манера, близкая сюрреализму. Его "героями" стали странные круглоголовые существа с глазами-щелочками и лицами наподобие приросших глянцевых масок. Написанные яркими, мерцающими красками (обычно красными тонами на черном фоне), эти "мутанты" порой составляют целые группы, пародирующие картины старых мастеров (Едоки арбуза, 1963, частное собрание, Нью-Йорк). Они зачастую воспринимаются как живописные карикатуры на Homo soveticus, хотя целесообразней было бы видеть в них образы современного человечества как такового. Иной раз художник придавал им и саркастически-автопортретные черты (Автопортрет с Рембрандтом в день рождения 15 июля, 1971, частное собрание, Москва).

В 1977 эмигрировал, обосновавшись в Париже. Особую помощь в деле вхождения в арт-рынок ему оказала галерея Нахамкина (Нью-Йорк), однако и помимо этого его "плакатно" броские образы постоянно становились популярными символами российского художественного "подполья". В 1980-1990-е годы Целков усиливал тональное начало, окутывая фигуры смутной дымкой, часто увеличивал размеры полотен, превращая их в настенные панно.

В 2004 году состоялась персональная выставка в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее. Работы художника находятся в собраниях Музея «Другое искусство» (Москва), Нового музея (Санкт-Петербург), и др. государственных и частных коллекциях.

 

kupitkartinu.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта