В. Волков. Минск 3 июля 1944 года. Картины валентин волков


О картине Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года»

Мы верим талантливому произведению искусства больше, чем свидетельствам очевидцев, и даже больше, чем фотографии. Так устроен человек.

Белорусам повезло! У нас есть легендарная картина Валентина Волкова “Минск 3 июля 1944 года”. Именно она красноречивее документов и воспоминаний очевидцев рассказывает и показывает день освобождения Минска, приближая его к нам, делая каждого зрителя как участником, так и свидетелем грандиозного события.

Я помню эту картину со школьного детства. Она была напечатана в каком-то учебнике. Сидя за партой, поцарапанной и испещренной надписями, мы с приятелем рассматривали мутную репродукцию сквозь увеличительное стекло, пытаясь приблизить изображение. Смотрели как завороженные на советский танк, оружие, лица солдат на броне, развалины, людей... Нам очень нравился мотоциклист и босоногий мальчишка, бегущий навстречу освободителям. Картина вызывала восторг и бурю эмоций. Может быть, она была единственной в учебнике, испортить которую, дорисовывая всякую всячину, рука не поднималась.

Потом, в 1978 году, через много лет я встретился с огромным охристым полотном на выставке, и оно меня снова, как в детстве, удивило и потрясло. Только теперь я уже повзрослел и кое-что понимал в живописи, так как учился в художественном институте.

История создания

Тридцать лет огромный холст (3х5 м), написанный по всем правилам академической живописи, пролежал в запасниках нашего художественного музея, накрученный на фанерный барабан. Добивался возвращения легендарной картины в постоянную экспозицию музея Сергей Волков — внук автора, свидетель ее создания. Во многом благодаря ему мы знаем, как она создавалась.

“...Когда картину в 2005 году сняли с барабана, она оказалась в идеальном состоянии. Ведь дед самым скрупулезным образом соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств”, — вспоминает Сергей Волков события тех дней.

Писалась картина для одного из залов Дома Правительства, но потом от этой затеи отказались. Сегодня уже не известно по чьей вине — то ли чиновники передумали, то ли художник. Работа над грандиозным полотном началась сразу после окончания войны, а закончена была через десять лет. В 1955 году картину показали в Москве, на декаде белорусского искусства.

И сам Валентин Волков в письмах отмечал, что работал над полотном более десяти лет. Правительство было недовольно тем, как медленно продвигается работа. Есть воспоминания, что даже сам Пантелеймон Пономаренко (первый секретарь ЦК КПБ) приезжал в мастерскую, чтобы поторопить художника. Но Волков, указывая на холст, настаивал на увеличении сроков, отказываясь показывать незаконченную, по его мнению, картину.

Мне повезло. Я встречался с очевидцами освобождения Минска. Рассказывали минские подпольщики, пережившие оккупацию, рядовые партизаны и их командиры, те, что потом участвовали в знаменитом партизанском параде, танкисты и пехотинцы, входившие в разрушенный город. Саперы, которым пришлось разминировать здания и мосты... Из всех этих воспоминаний очевидцев и непосредственных участников складывается не совсем такая картина...

Но! Сила искусства такова, что мы верим Валентину Волкову. Верим, что именно так все и было 3 июля 1944 года.

[email protected]

Фото представлено НХМ Беларуси

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

В. Волков. Минск 3 июля 1944 года

К декаде белорусского искусства в Москве (1955 год) Валентин Викторович Волков (1881–1964) закончил большую картину, ставшую «визитной карточкой» художника – «Минск 3 июля 1944 года».

Известно, что еще в марте 1945 года Волков заключил соглашение на создание полотна для фойе зала заседаний Дома Советов, что во многом обусловило размеры и формат произведения.

Художник работал над картиной около 10 лет, создал более 220 подготовительных рисунков, 11 эскизов композиции, около 50 этюдов.

Для произведения позировали соседи мастера (район современного живописцу пересечения Логойского тракта и 6-й линии), солдаты Белорусской военной округи, родственники (в том числе жена Валентина Волкова и его сын Анатолий, тоже художник). Каждое действующее лицо наделено выразительной характеристикой и отвечает общей цели.

На полотне показан один из эпизодов освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, основанный на впечатлениях живописца − Волков сам видел, как жители города встречали советские войска.

При создании картины он придал происходящему черты триумфальности, изобразил современное ему событие, используя приемы классической живописи, что неслучайно для воспитанника петербургской академической школы. Композиция полотна построена на основе классического принципа врастания малых треугольников в основной треугольник, в который вписывается все действие.

Особую смысловую нагрузку несет городской пейзаж, конкретизируя время и место действия (район от улицы Ленина до площади Свободы).

Художник точно передал ощущение счастья, которым были охвачены жители Минска в то солнечное июльское утро, приветствуя солдат-освободителей.

Картина «Минск 3 июля 1944 года» является одним из самых совершенных творений Валентина Волкова. Работа занимает особое место в искусстве Беларуси, являясь своего рода эмблемой Победы и радости освобождения родного города и страны.

Вернуться >>

www.artmuseum.by

Юрий Волков - Искусcтво на тему войны .

Юрий Васильевич Волков (1921-1991). Ученик Н.С.Самокиша. С первых дней войны на фронте, был ранен, попал вместе с госпиталем в плен. Дважды бежал из немецкого плена. Был свидетелем гибели евпаторийского десанта в январе 1942 года. Арест, плен и снова побег. С 1943 года в действующей армии. Штрафная рота, ранение. Был награждён орденом «Красной Звезды» и медалями. В феврале 1945 получает разрешение командования на фронтовые зарисовки, которые впоследствии становятся подготовительным материалом к его картинам.

Ещё на фронте Ю.В. Волков стал собирать военный реквизит. Этот фронтовой реквизит, пропахший солдатским потом и дымом пожарищ войны, художник привез домой. Без него написать батальное полотно, в котором каждая деталь должна раскрывать историческую правду, было бы невозможно.

Это была большая и редкая коллекция различных предметов одежды и оснащения немецкой армии времён Великой Отечественной войны. В неё входили обезвреженные гранаты, патроны и обоймы с патронами, несколько различных видов кобуры, немецкие ремни с пряжками, каски, фляги, сапёрные лопатки, противогазы, рюкзак, сумка, очки, сапоги, офицерские шинели, плащ, эсэсовская фуражка с эмблемой...

Сохранилось письмо художника к матери, в котором он пишет: «Высылаю немецкую и румынские шинели. Они не очень целые. Мама, не выбрасывай их. Они ещё нужны будут для работы над картинами». Интересное свидетельство о мастерской Волкова и его реквизите оставил журналист Б. Случанко, который побывал у него в 1956 году. «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, черные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата...»

более подробно о биографии художника - здесь и здесь.

«Не уйти» (1947)

фрагмент

«Подвиг пяти черноморцев» (1948)

фрагмент

«Красная горка» (1950—1960)

фотоснимок, с которого художник рисовал немца с пистолетом в руке

«Херсонесский тупик» (1951)

фрагмент

этюды к картине «Херсонесский тупик»

этюд манекена

Создание манекена стало для Волкова целой школой по изучению строения человека. Чтобы самому создать манекен, необходимо было хорошо изучить пластическую анатомию. У брата-хирурга Волков взял «Анатомию человека». По этой книге он штудировал мышцы и кости, а затем, с полным знанием дела, сам сшил из подручного материала копии мышц, выточил копии костей, и вскоре манекен в натуральную величину был готов. Он был выполнен с соблюдением всех пропорций человеческого тела, так искусно, что художник мог воспроизвести почти любое движение.«Расплата» (1956-1957)

«Красные каски» (1960-1962)

этюды

art-war-ru.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта