Янко, Марсель. Картины янко марсель


Марсель Янко: жизнь и творчество художника

Марсель Янко (ивр. מרסל ינקו‎ англ. Marcel Janco; 24 мая 1895, Бухарест, Румыния — 21 апреля 1984, Эйн-Ход, Израиль) — израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Марселя Янко

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Марсель Янко родился в Бухаресте 24 мая 1895 года в еврейской семье. Параллельно с обучением в средней школе он брал частные уроки игры на фортепиано, а также уроки рисования у румынского художника Иосифа Изера.

В 1915 году начал изучать архитектуру в Политехнической школе Цюриха. В годы учёбы в Цюрихе Янко принимал активное участие в модернистском движении, центром деятельности которого было «Кабаре Вольтер». Это движение призывало деятелей культуры пересмотреть свои позиции в связи с кровопролитной войной, которая шла в те годы. Вместе с членами этого движения Хуго Баллем, Хансом Арпом, Ричардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцарой Янко основал в 1916 году новое направление в литературе и искусстве — дадаизм или дада.

В 1921 году Янко отправился в Париж, где пытался убедить своих французских коллег в том, что дада это универсальное направление. Однако его доводы были отвергнуты на том основании, что «всё это Каббала», то есть еврейская мистика, несовместимая с ясностью французского ума. В 1922 году вернулся в Бухарест.

В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контимпоранул». Вместе с братом открывает архитектурное бюро и занимается проектированием домов. В свой второй румынский период продолжает увлечённо заниматься живописью и уже в 1922 году открывается его первая выставка в Бухаресте. Как в архитектуре, так и в живописи его творчество находится под влиянием конструктивизма и кубизма. За первой выставкой последовали другие выставки как в Румынии, так и других странах. В настоящее время в Национальном музее искусств Румынии выставлены работы художника.

Согласно книге Давида Гилади, решение о репатриации в Эрец-Исраэль Янко принял ещё в 1936 году. В 1938-м году он впервые побывал в Палестине, а в 1941 году, после первых погромов против евреев в Румынии, перебрался с семьей в Эрец-Исраэль.

Поселился в Тель-Авиве, где работал архитектором в мэрии города и готовил декорации для созданного в 1944 году театра Камери. Он также планировал виллы и участвовал в планировке национальных парков. В 1942 году работы художника были представлены на персональной выставке в Тель-Авиве. В последующие годы участвовал в местных выставках, а также в выставках во всемирно известных музеях Венеции, Парижа, Нью-Йорка и других городов.

Янко был одним из основателей объединения художников «Новые горизонты» и участвовал в его выставках. В объединение входили многие видные художники Израиля того времени, которые отдавали предпочтение абстрактному искусству и оказывали немалое влияние на его развитие в стране.

Возглавляя одно из направлений израильского искусства, Марсель Янко поддерживал тесную связь со своими коллегами, а для многих из них он стал учителем. 17 лет своей жизни он посвятил преподаванию изобразительного искусства в колледже «Семинар Ха-Кибуцим». В 1953 году выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель южнее Хайфы. Янко спланировал место для будущей деревни и поселился там вместе с организованной им группой художников. Со временем в деревне была открыта Центральная художественная галерея, частные мастерские и галереи художников и скульпторов. Янко назвал этот проект «последним действием в духе дада». Позже он участвовал в подготовке музея «Янко Дада», открытого в деревне в 1983 году.Euphoria Dada 1917

Умер Марсель Янко в апреле 1984 года в Эйн-Ходе.

ТВОРЧЕСТВО

Янко – один из основоположников дадаизма. Он был ведущим представителем конструктивизма в Восточной Европе (Eastern Europe).

Trophe 1918

По словам Давида Гилади, динамика работ Янко отражала бушевавшие в нем чувства, однако, в отличие от некоторых своих коллег, художник не намеревался просто «шуметь» при помощи красок, а наполнить работу содержанием.

Bel a Zurich 1917

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи. Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго). В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра.Girl Portrait 1930

С конца 1920-х гг. Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание). В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма. Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается. Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм. В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).

Middle-Eastern Figures 1943
Middle-Eastern Figures 1943 Abuse - Two Nazi Soldiers Mistreating Jews 1942 Abuse — Two Nazi Soldiers Mistreating Jews 1942 Four Figures About to be Executed 1942 Four Figures About to be Executed 1942

В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи). Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

The Three Graces

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Янко является лауреатом Премии имени Дизенгофа (1951 год), Премии Гистадрута (1958 год) и Государственной премии Израиля (1967 год).

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Paul Cernat, Avangarda românească și complexul periferiei: primul val, Cartea Românească, Bucharest, 2007. ISBN 978-973-23-1911-6
  • Ovid Crohmălniceanu, Literatura română între cele două războaie mondiale, Vol. I, Editura Minerva, Bucharest, 1972. OCLC 490001217
  • Vasile Drăguț, Vasile Florea, Dan Grigorescu, Marin Mihalache, Pictura românească în imagini, Editura Meridiane, Bucharest, 1970. OCLC 5717220
  • Dan Grigorescu, Istoria unei generații pierdute: expresioniștii, Editura Eminescu, Bucharest, 1980. OCLC 7463753
  • Susan Valeria Harris Smith, Masks in Modern Drama, University of California Press, Berkeley etc., 1984. ISBN 0-520-05095-9
  • Dalia Manor, «From Rejection to Recognition: Israeli Art and the Holocaust», in Dan Urian, Efraim Karsh (eds.), In Search of Identity: Jewish Aspects in Israeli Culture, Frank Cass, London & Portland, 1999, p. 253-277. ISBN 0-7146-4440-4
  • Barbara Meazzi, «Les marges du Futurisme», in François Livi (ed.), Futurisme et Surréalisme, L’Âge d’Homme, Lausanne, 2008, p. 111-124. ISBN 978-2-8251-3644-7

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, peoples.ru, eleven.co.il, en.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Марсель Янко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Марсель Янко: жизнь и творчество художника

3 (60%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:

Янко, Марсель (Janco, Marcel; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, – 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник.

Биографические сведения

Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в Бухаресте у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена.

Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь.

В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с Т. Тцарой, Х. Баллом, Эми Хеннингс.

Европейский период творчества

Основатель художественного направления «Дада»

Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада».

Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности.

Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина».

В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.

В 1920 г. Янко отправился в Париж. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.

Создатнль нового модернистского движения

В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. Румынская литература) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой.

В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте.

В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других.

Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах.

В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.

Участник парижской группы абстракционистов

В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940».

В Эрец-Исраэль

В 1938 г. Янко впервые побывал в Эрец-Исраэль, а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в Тель-Авиве.

В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки.

В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56).

Основатель деревни художников

В 1953 г. Янко основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн-Ход, назвав это событие «последним действием «Дада».

В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии.

В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).

Участник международных и израильских выставок

Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие).

Особенности творчества

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи.

Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго).

В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг.

Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание).

В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма.

Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается.

Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм.

В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).

В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи).

Влияние на молодое поколение израильских художников

Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

Признание таланта

Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии.

В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией М. Дизенгофа за живопись, в 1958 г. — премией Ѓистадрута, в 1967 г. — Государственной премией Израиля.

См. также

Источники

  • КЕЭ, том 10, кол. 960–962
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯНКО Марсель в ЭЕЭ

www.ejwiki.org

Янко Марсель: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

Я́НКО Марсель (Marcel Janco; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, — 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник.

Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в Бухаресте у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена. Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь. В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с Т. Тцарой, Х. Баллом, Эми Хеннингс. Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада». Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности. Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина». В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.

В 1920 г. Янко отправился в Париж. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.

В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. Румынская литература) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой. В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте. В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других. Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах. В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940». В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.

В 1938 г. Янко впервые побывал в Эрец-Исраэль, а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в Тель-Авиве. В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки. В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56). В 1953 г. Янко основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн-Ход, назвав это событие «последним действием «Дада». В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии. В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).

Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие). Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии. В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией М. Дизенгофа за живопись, в 1958 г. — премией Хистадрута, в 1967 г. — Государственной премией Израиля.

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи. Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго). В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг. Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание). В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма. Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается. Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм. В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив). В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи). Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

eleven.co.il

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:

Янко, Марсель (Janco, Marcel; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, – 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник.

Биографические сведения

Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в Бухаресте у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена.

Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь.

В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с Т. Тцарой, Х. Баллом, Эми Хеннингс.

Европейский период творчества

Основатель художественного направления «Дада»

Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада».

Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности.

Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина».

В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.

В 1920 г. Янко отправился в Париж. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.

Создатнль нового модернистского движения

В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. Румынская литература) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой.

В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте.

В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других.

Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах.

В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.

Участник парижской группы абстракционистов

В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940».

В Эрец-Исраэль

В 1938 г. Янко впервые побывал в Эрец-Исраэль, а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в Тель-Авиве.

В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки.

В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56).

Основатель деревни художников

В 1953 г. Янко основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн-Ход, назвав это событие «последним действием «Дада».

В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии.

В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).

Участник международных и израильских выставок

Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие).

Особенности творчества

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи.

Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго).

В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг.

Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание).

В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма.

Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается.

Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм.

В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).

В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи).

Влияние на молодое поколение израильских художников

Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

Признание таланта

Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии.

В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией М. Дизенгофа за живопись, в 1958 г. — премией Ѓистадрута, в 1967 г. — Государственной премией Израиля.

См. также

Источники

  • КЕЭ, том 10, кол. 960–962
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯНКО Марсель в ЭЕЭ

ejwiki.info

Янко, Марсель — википедия фото

Марсель Янко родился в Бухаресте 24 мая 1895 года в еврейской семье. Параллельно с обучением в средней школе он брал частные уроки игры на фортепиано, а также уроки рисования у румынского художника Иосифа Изера (англ.)русск..

В 1915 году начал изучать архитектуру в Политехнической школе Цюриха. В годы учёбы в Цюрихе Янко принимал активное участие в модернистском движении, центром деятельности которого было «Кабаре Вольтер». Это движение призывало деятелей культуры пересмотреть свои позиции в связи с кровопролитной войной, которая шла в те годы. Вместе с членами этого движения Хуго Баллем, Хансом Арпом, Ричардом Хюльзенбеком и Тристаном Тцарой Янко основал в 1916 году новое направление в литературе и искусстве — дадаизм или дада.

В 1921 году Янко отправился в Париж, где пытался убедить своих французских коллег в том, что дада это универсальное направление. Однако его доводы были отвергнуты на том основании, что «всё это Каббала», то есть еврейская мистика, несовместимая с ясностью французского ума. В 1922 году вернулся в Бухарест.

В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контемпоранул». Вместе с братом открывает архитектурное бюро и занимается проектированием домов. В свой второй румынский период продолжает увлечённо заниматься живописью и уже в 1922 году открывается его первая выставка в Бухаресте. Как в архитектуре, так и в живописи его творчество находится под влиянием конструктивизма и кубизма. За первой выставкой последовали другие выставки как в Румынии, так и других странах. В настоящее время в Национальном музее искусств Румынии выставлены работы художника.

Согласно книге Давида Гилади, решение о репатриации в Эрец-Исраэль Янко принял ещё в 1936 году. В 1938-м году он впервые побывал в Палестине, а в 1941 году, после первых погромов против евреев в Румынии, перебрался с семьей в Эрец-Исраэль.

  Музей Янко Дада в деревне художников Эйн-Ход

Поселился в Тель-Авиве, где работал архитектором в мэрии города и готовил декорации для созданного в 1944 году театра Камери. Он также планировал виллы и участвовал в планировке национальных парков. В 1942 году работы художника были представлены на персональной выставке в Тель-Авиве. В последующие годы участвовал в местных выставках, а также в выставках во всемирно известных музеях Венеции, Парижа, Нью-Йорка и других городов.

Янко был одним из основателей объединения художников «Новые горизонты» и участвовал в его выставках. В объединение входили многие видные художники Израиля того времени, которые отдавали предпочтение абстрактному искусству и оказывали немалое влияние на его развитие в стране. По словам Давида Гилади, динамика работ Янко отражала бушевавшие в нем чувства, однако, в отличие от некоторых своих коллег, художник не намеревался просто «шуметь» при помощи красок, а наполнить работу содержанием. Возглавляя одно из направлений израильского искусства, Марсель Янко поддерживал тесную связь со своими коллегами, а для многих из них он стал учителем. 17 лет своей жизни он посвятил преподаванию изобразительного искусства в колледже «Семинар Ха-Кибуцим».

В 1953 году выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель южнее Хайфы. Янко спланировал место для будущей деревни и поселился там вместе с организованной им группой художников. Со временем в деревне была открыта Центральная художественная галерея, частные мастерские и галереи художников и скульпторов. Янко назвал этот проект «последним действием в духе дада». Позже он участвовал в подготовке музея «Янко Дада», открытого в деревне в 1983 году.

Янко является лауреатом Премии имени Дизенгофа (1951 год), Премии Гистадрута (1958 год) и Государственной премии Израиля (1967 год).

Умер Марсель Янко в апреле 1984 года в Эйн-Ходе.

org-wikipediya.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:

Янко, Марсель (Janco, Marcel; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, – 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник.

Биографические сведения

Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в Бухаресте у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена.

Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь.

В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с Т. Тцарой, Х. Баллом, Эми Хеннингс.

Европейский период творчества

Основатель художественного направления «Дада»

Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада».

Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности.

Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина».

В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.

В 1920 г. Янко отправился в Париж. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.

Создатнль нового модернистского движения

В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. Румынская литература) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой.

В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте.

В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других.

Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах.

В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.

Участник парижской группы абстракционистов

В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940».

В Эрец-Исраэль

В 1938 г. Янко впервые побывал в Эрец-Исраэль, а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в Тель-Авиве.

В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки.

В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56).

Основатель деревни художников

В 1953 г. Янко основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн-Ход, назвав это событие «последним действием «Дада».

В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии.

В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).

Участник международных и израильских выставок

Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие).

Особенности творчества

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи.

Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго).

В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг.

Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание).

В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма.

Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается.

Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм.

В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив).

В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи).

Влияние на молодое поколение израильских художников

Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

Признание таланта

Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии.

В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией М. Дизенгофа за живопись, в 1958 г. — премией Ѓистадрута, в 1967 г. — Государственной премией Израиля.

См. также

Источники

  • КЕЭ, том 10, кол. 960–962
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯНКО Марсель в ЭЕЭ

w3w.ejwiki.org

Записи блогов | Lilia Goyzman | Деревня Эйн-Ход

Деревня Эйн-Ход - осуществленная мечта провозвестника дадаизма Марселя Янко

Деревня Эйн-Ход — осуществленная мечта провозвестника дадаизма Марселя Янко

вот нашла интересную статейку. хочу поделиться с народом

Эйн-Ход была основана в 1950-е гг. художником Марселем Янко, провозвестником дадаизма — художественного направления в искусстве начала XX в. Артистическое сообщество Израиля избрало модель кибуца при создании этого особого поселения для художников, скульпторов, поэтов, представителей всех творческих профессий. И сегодня общественной жизнью в Эйн-Ходе управляют совет и комитет, избираемые жителями. В живописной деревне проживают 150 художников, работающих в различных жанрах изобразительного искусства. Их работы экспонируются в Центральной галерее, где выставлены также произведения известных израильских художников. В пяти залах представлены живопись, скульптура, керамика, видео-арт и т. д. Напротив Центральной галереи находится музей «Янко-Дада», открывшийся в 1983 г., основное место в его экспозиции отведено ретроспективе творчества Марселя Янко. Представлены также работы молодых израильских художников. В музее есть отдел -Дадалаб. Это своеобразная лаборатория для интерактивных занятий, где дети разного возраста могут проявить свои способности в различных видах художественного творчества. Это согласуется с программными задачами дадаизма, предполагавшего полную свободу самовыражения.

Марсель Янко родился в Бухаресте в 1895 г. Живопись и архитектуру он изучал в Цюрихе, где познакомился с поэтом Тристаном Тцарой. Оба мечтали о новом искусстве, объединили вокруг себя группу молодых художников и открыли артистическое кабаре «Вольтер».Марсель Янко стоял у истоков дадаизма, эстетического направления, повлиявшего на развитие искусства XX в. Он много лет прожил во Франции, а в 1941 г. уехал в Палестину. В 1953 г. он основал Эйн-Ход — деревню художников, намереваясь претворить в жизнь идеи дадаизма. В 1967 г. Марсель Янко был удостоен Государственной премии Израиля. Янко умер в 1984 г. Заложенные им традиции находят отражение в сегодняшней жизни артистического сообщества Эйн-Ход. По материалам путеводителя Хадассы Агион «Север Израиля — край чудес» (издательство «Меркур»)

На картинке работа Марселя Янко

а здесь еще о деревне

здесь выставки в музее «Янко-Дада» (правда на англ.)

и еще о музее

ну и википедия

illustrators.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта