Андре Массон: жизнь и творчество художника. Андре массон картины


Андре Массон: жизнь и творчество художника

Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза — 28 октября 1987, Париж) — французский живописец и график.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Андре Массона

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе.

В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств.

В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора.

Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству. В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном.

Portrait of André Breton, 1941

Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов (Битва рыб, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934–1936) и иллюстраций к Песням Мальдорора Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался (Лабиринт, 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930–1940-х годов (серия «картин с Минотавром»). После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях.

Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953–1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью.

В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».

Умер Массон в Париже 28 октября 1987.

ТВОРЧЕСТВО

В юные годы Массон увлекается импрессионизмом и символизмом, ар-нуво, модными идеями Ницше и Вагнера.

В апреле 1919 года он отправился в город Сере на юго-западе Франции, где зародился кубизм. Там с 1905 года работали Андре Дерен, Пабло Пикассо, Хуан Грис и многие другие художники. В пейзажах, которые написаны Массоном в этот период, сильно чувствуется влияние Сезанна и Ван Гога. В других работах – влияние пост-кубизма.

В Париже Массон быстро знакомится с молодыми писателями и художниками. В 1921-22 году его мастерская на улице Blomet, 45, находящаяся по соседству с мастерской Жоана Миро, становится местом притяжения группы художников, в которую входили Лейрис, Салакру, Лимбур и Арто. В этот же период состоялось знакомство с американскими писателями – Эрнестом Хемингуэем и покровительницей молодых художников Гертрудой Стайн. Они стали одними из первых покупателей произведений Массона. Так, в 1922 году Хемингуэй приобрел из мастерской художника знаковую картину «Бросок игральных костей», на которой изображены художники круга Массона.

Ранние работы Массона, в особенности, 1922-1923 гг. на тему леса, отражают влияние Андре Дерена, к концу 1923 года в работах проявляется влияние аналитического кубизма.

Под влиянием идей сюрреалистов и Массон и Миро начали экспериментировать с «автоматическим» рисованием. Две такие работы были воспроизведены в первом выпуске альманаха «Революции сюрреалистов» (La Révolution surréaliste) в декабре 1924 года. Идеи «автоматизма» нашли развитие в песчаных картинах – «автоматический» рисунок наносился на холст клеем, затем на клей насыпался цветной песок. Наиболее характерной работой этого периода творчества Массона является песчаная картина «Борьба рыб» (1927).

«Борьба рыб» 1927

По совету Джакометти в 1927 году Массон начинает заниматься скульптурой из гипса.

В 1928-29 гг. Массон решил, что «автоматизм» ограничивает его возможности, он видел развитие своих творческих поисков в области биоморфических абстракций. На этой почве произошли разногласия с Андре Бретоном, который занимал авторитарную позицию по отношению к членам группы и декларативно исключил Массона из состава сюрреалистов. В период 1931-34 гг. в творчестве Массона преобладают темы насилия и эротики (серия рисунков с линиатурами «Резня», серия «Летние развлечения»), его интересуют мифологические сюжеты древней Греции.

В 1937 году начинается второй сюрреалистический период творчества Массона. В январе 1938 года Массон принимает участие в Международной Выставке Сюрреализма в Париже. Увлечение античной мифологией воплотилось в картинах с Минотавром, в «Лабиринте».

В 1931 году на французский язык был переведен очерк Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена», который оказал сильное влияние на сюрреалистов. Сюрреалисты приняли откровения Фрейда по спасению от любви к женщине как свою программу и Градиву как свою Идеальную Женщину. Градива примиряла реалистическое и сюрреалистическое, созидание и разрушение, жизнь и смерть. В 1939 году Массон создает полотно «Градива», изображающее наполовину женщину, наполовину мраморное изваяние из музеев Ватикана. Тема Градивы присутствовала в произведениях и других сюрреалистов, в эссе Бретона, в работах Фрейда как миф о метаморфозах и возрождении жизни.

Gradiva 1939

И в наши дни образ Идеальной Женщины занимает воображение интеллектуалов. Сильное впечатление производит фильм знаменитого французского писателя Роба-Грийе «Это Градива зовет вас» (2006г.). В творчестве Массона эта тема получила развитие в работе «Сон Ариадны» (1941), которая олицетворяет тайну женских органов, также как и раковина-вульва в «Градиве» ассоциируется с водой и Венерой, источниками плодородия и символами возрождения одного поколения из смерти предыдущего.

Полна философского смысла также работа «Гете и метаморфозы растений» (1940). Массона интересовал прежде всего Гете как ученый, изучавший минералогию, анатомию, ботанику и теорию цвета. Как и Массон, Гете знал, что ощущение цвета передается мозгу на психологическом и чувственном уровне, свою «теорию цвета» он рассматривал как доказательство против ньютоновской оптики.

Goethe or the metamorphosis of plants 1940

Американский критик Клемент Гринберг констатировал, что приезд Массона в США сыграл ключевую роль в развитии абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке. Влияние Массона чувствуется в творчестве Джексона Поллока и Аршиля Горького. Сам Массон в Америке увлекся китайским искусством, широко представленным в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в музее Бостона, Массачусетс.

В 1951 году Массон посещает Венецию. В результате серии поездок в Италию появился альбом цветных литографий «Путешествие в Венецию» (1952) и и прекрасная серия итальянских пейзажей.

В середине 1950-х годов в творчестве Массона проявляется влияние китайского и японского искусства, он начинает увлекаться философией дзен-буддизма. Удивительным образом в сюрреализме и дзен-буддизме соединилось мощное проникновение в человеческий характер. Этот период считается «азиатским» в творчестве мастера. В этот же период Массон увлекается импрессионизмом, проявляя интерес к Тёрнеру и Клоду Моне.

В 1964 году по заказу Министерства культуры Франции Массон выполнил роспись потолков в парижском театре Одеон. В последующие годы Массон занимался книжной иллюстрацией и театральными костюмами и декорациями.

В начале 1987 года в Лондоне в галерее Хейвуд прошла большая выставка рисунков Андре Массона, на которой художник присутствовал лично.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В апреле 1917 года он тяжело раненый лежал всю ночь посреди кровопролитной битвы при Эсне на Дороге Дам, пока на следующий день до него смогли добраться санитары. Ранение в грудь было настолько серьезным, что Массону пришлось провести в госпиталях два года, а последствия контузии привели его даже в психиатрическую лечебницу. Всю жизнь Массона продолжали мучить физические боли, ночные кошмары и бессонница. Доктор, который лечил Массона, настоятельно рекомендовал ему избегать больших городов и стараться соблюдать покой. Массон следовал этим рекомендациям с переменным успехом – он довольно часто жил в Париже, периодически отправляясь в провинцию или за границу. По легенде, его мать–найденыш была цыганского рода, чем друзья и объясняли его частые передвижения и смены адресов.

В 1941 году   Андре Массон с семьей был переправлен в США. На границе таможенники прямо на его глазах разорвали пять рисунков, приняв их за порнографию.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006
  • Лесли Р. Сюрреализм. Минск, 1997
  • Carmine Benincasa «André Masson – L’universo della pittura» – Ed. Mondatori, Milano 1989
  • René Passeron « André Masson et les puissances de signe », Denoël 1975
  • Stephan Moebius « Die Zauberlehrlinge. Soziologiegeschichte des Collège de Sociologie », Konstanz, 2006
  • Jean-Clarence Lambert,« André Masson », Paris, éd. Filipacchi, 1979
  • Daniel Guérin « Eux et Lui. suivi de commentaires, ornés de cinq dessins originaux d’André Masson ». Lille, 2000

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, krugosvet.ru, artclassic.edu.ru, modernartconsulting.ru, en.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андре Массон: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андре Массон: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Андре Массон: картины, биография французского сюрреалиста

Андре Массон

Андре Массон (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма.

Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия. В 1922 вернулся в Париж. В 1924, познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования — извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх (Гроза, 1924, Париж, частное собрание; Битва рыб, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927 Массон приступил к созданию "песчаных картин". Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий — землей (Картина <Фигура>, 1926—1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мертвые лошади, 1927, Париж, Нац. музей современного искусства). В нач. 1930-х Массон создал графические серии Избиения и Жертвоприношения, в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы (Резня в поле, 1933, Бремен, частное собрание; Вакханалия, 1933, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1934—1936 Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды (Ibdes de Aragon, 1935, Лондон, галерея Тейт). В живописи и графике 2-й пол. 1930-х (серии Метаморфозы, 1937—1943; Мифология природы, 1938—1940) нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков. В 1941—1945 художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд — фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство (Нет законченного мира, 1942, Балтимор, Художественный музей; Антильские острова; Пасифая, обе — 1943, Чикаго, частные собрания). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии. Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные "психографии" оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма. Вернувшись во Францию в 1945, Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его "азиатский" период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков (Июль, 1948, Париж, частное собрание). В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1933 занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей.

Галерея картин Андре Массона

 

Iconic views of Toledo

Goethe or the metamorphosis of plants

Gradiva

Portrait of the poet Kleist

Removal

Returning from the execution

The Andalusian Reapers

There is no world ended

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info

Основатели сюрреализма... - Всё в шоколаде

Profile

Name: sergej_manit

Entry Tags

1000 псто :), 1917, hopper, livejournal, livre d'artiste, nemgosisdat, pin-up, А, Абрамцево, Аверин, Аврора, Австралия, Австрия, Азбука, Аземша, Айвазовский, Алексеев, Алелекова, Алиса, Алиса в стране чудес, Алтай, Алфеевский, Алые паруса, Алянский, Америка, Англия, Андерсен, Андреев, Андриевич, Анисфельд, Антарктида, Антоненков, Аралова, Аржекаев, Артюшенко, Архипов, Арцеулов, Астафьев, Астрель, Афанасьев, Афанасьева Е., Африка, Б, БУМ, Бабиков, Бажов, Байкал, Бакст, Барбье, Барвинок, Барто, Басманова, Басов, Баумволь, Бах, Башмаков, Беломлинский, Бем, Бенвенути, Бенуа, Бергамаско, Берестов, Бернар, Библиотека приключений, Библия, Билибин, Битный, Блок, Блюм, Богаевская, Богдеско, Боим, Бордзиловский, Брак, Брей, Брейгель, Брехт, Бриллиант, Бродский, Брок, Брукс, Бруни, Брюханов, Бубнов, Будный, Булатов, Булгаков, Булла, Бунин, Бурдель, Бушен, Быков, Быльев, Бычков, Бёклин, ВК, Васенко, Василенко, Васильковский, Васин, Васнецов, Васнецов В., Ватагин, Ваулин, Венеция, Венкова, Вергилий, Верейский, Верещагин, Веркин, Вертинский, Веселов, Веселье, Византия, Винокур, Вита Нова, Владимиров, Владимирский, Вламинк, Власов, Власова, Волков, Волкова, Воллар, Вологда, Волошин, Волянская-Уханова, Воробьёв, Врубель, Выборг, Высоцкий, Вятка, ГМИИ, ГРМ, ГТГ, Галей, Галич, Галле, Гальба, Гальдяев, Ганф, Гауди, Гейслер, Герасимова, Герман, Германия, Гершкович, Гнедич, Гоголь, Голландия, Головинская, Гольц, Гончарова, Горбатов, Гориславцев, Горлов, Горький, Горяев, Горячева, Греция, Григорьев, Григорьевы, Гудзенко, Гумилев, Гуревич, Гурченко, Гусев, Гюго, ДДТ, ДЕТГИЗ, Давыдова А, Дали, Данько, Дейнека, Декамерон, Демидов, Демурова, Дени, День Победы, Депардье, Дерен, Детмольд, Детский мир, Дехтерев, Диво Остров, Диккенс, Динотопия, Диньимо, Диодоров, Дмитрюк, Добужинский, Доре, Достоевский, Дошо, Драгунский, Дрезден, Дубинский, Дувидов, Дулево, Дюлак, Дюфи, Евган, Евдокименко, Езучевский, Елагин, Елинсон, Елисеев, Емельянов, Епишин, Ермолаев, Ерёмина, Ефимов, Ефремов, ЖЖ, Жозефина, Жуков, Журнал, Забила, Загадка, Зайчик, Закржевская, Заходер, Зверев, Златоуст, Зусман, ИДМ, Иванов, Ильинский, Инбер, Индия, Испания, Италия, Иткин, Кабаков, Кабинет книги художника, Кавказ, Кайботт, Калаушин, Калевала, Календарь, Калинина, Калиновский, Калинычева, Калмаков, Кандинский, Каневский, Капустина, Караффа-Корбут, Карлов, Касаткин, Катаев, Квитко, Кедрин, Кемпион, Кеш, Кибрик, Киев, Ким, Кино, Киселев, Киселева, Китаев, Клаве, Климт, Клодель, Клузо, Клушанцев, Кнебель, Книга знаний, Книжка-игрушка, Ковенчук, Ковчег, Кокорин, Колобок, Колокол, Коломенское, Кольцова, Комильфо, Компас Гид, КомпасГид, Конашевич, Кононов, Конёк-горбунок, Копейко, Копылков, Корж-Радько, Коровин, Костер, Костров, Котовский, Кочергин, Кранах, Красаускас, Крейн, Крейцер, Криммер, Крокодил, Кронштадт, Круглый год, Крылов, Кубашта, Кудашева, Кузнецов, Кузьмин, Культура, Купка, Куприянов, Курдов, Курёхин, Кусково, Кустодиев, ЛФЗ, Лабас, Лаврова, Лаврухин, Лагерлёф, Ладонщиков, Лазаревская, Ланской, Лаптев, Лебедев, Левитан, Левицкий, Лейхтенбергская, Лемкуль, Ленинград, Лермонтов, Лесков, Лизочек, Литвиненко, Лифшиц, Ломаев, Лондон, Лоренс, Лосин, Луганский, Лурье, Любарский, Маврина, Магомаев, Мазрухо, Мазурин, Майоль, Майорова, Макаревич, Малевич, Малютин, Манизер, Марайя, Маримба, Маркарян, Марсо, Маршак, Массон, Мастрояни, Матисс, Матюх, Маугли, Маяковский, Медведев, Межелайтис, Мейсен, Мелик-Пашаев, Мешков, Мигунов, Мир искусства, Митрофанов, Митрохин, Митурич, Михалков, Михаэлис, Моне, Монин, Моро, Москва, Москвоведение, Мочалов, Мошковская, Мук, Мунц, Мурзилка, Муха, Набоков, Наполеон, Нарбут, Неаполь, Незнайка, Некрасов, Немгосиздат, Нестеров, Нивинский, Нигма, Николаев, Николаенко, Никольский, Нобель, Новая школа, Новгород, Новожилов, Новый год, Норнштейн, Носкович, Носов, О, О Коннелль, Облака, Озон, Окуджава, Олег Попов, Олимпиада, Орлова, Островой, Остроумова, Открытки, Оцуп, П, Павлишин, Павловск, Пажу, Пан пресс, Панов, Париж, Пахомов, Первая мировая, Перцов, Петербург, Петергоф, Петров, Петров-Водкин, Петрова, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Пиаф, Пикар, Пикассо, Пилецкая, Пименов, Пиранези, Питер, Пластов, Погани, Погодин, Пожарский, Покровский, Поленова, Полетика, Полунин, Попов, Порет, Порхов, Почтовая карточка, Прагер, Приозерск, Прокудин-Горский, Проспект, Прутков, Псков, Пух, Пушкин, Р, РГДБ, РОСМЭН, Радаков, Радиге, Радлов, Рафаэль, Рачёв, Рейпольский, Рекхем, Рембрандт, Ренуар, Репин, Репкин, Рерих, Речь, Рига, Рид, Рим, Рипол, Робинзон, Родари, Роден, Родченко, Рожанковский, Роквел, Роскин, Россия, Россия жжет, Ротов, Рубинштейн, Рублев, Рудаков, Румянцев, Руо, Рыбченкова, Рябушкин, С. Петербург, СССР, Савченко, Салиенко, Салтыков, Самокат, Самокиш, Самохвалов, Сандлер, Сапгир, Сахарнов, Сверстники, Свирин, Свое издательство, Семенов, Семёнова, Серебрякова, Серов, Сибирь, Синани, Сингапур, Слепков, Слуцкая, Смеляков, Смирнов, Смольников, Сморгон, Снежная королева, Солнечный луч, Сомов, Сотников, Союз художников, Старасте, Старое фото, Стацинский, Стивенсон, Стругацкие, Стыка, Суворов, Суриков, Сутеев, Талашкино, Тамби, Тарасенко, Таубер, Твардовский, Тиссо, Токмаков, Толкин, Толстой, Траугот, Тризна, Троице-Сергиева лавра, Трофимов, Трухина жжет, Туве Янссон, Турция, Тырса, Уайет, Узбяков, Украина, Уорхол, Успенская, Устинов, Фаберже, Фаворский, Фарджон, Фейерабенд, Фейнберг, Фелиш, Филипповский, Фини, Фитингоф, Флинт, Форд, Фордевинд, Фраерман, Франция, Фролов, Хайкин, Хармс, Хоббит, Хогард, Ходлер, Холин, Холмс, Храпковский, Художники детской книги СССР, Царицыно,

sergej-manit.livejournal.com

«Артгит» :: Художники :: Андре Массон

Андре МассонАндре Массон родился 4 января 1896 года в Баланьи-сюр-Терен, Уаза. В возрасте восьми лет Массон вместе с семьей переезжает в Брюссель, где учится рисунку. Здесь же он испытал первое художественное потрясение от произведений Энсора. В 1912 он знакомится с Верхарном, который убеждает его родителей отправить юношу в Париж, где Массон вскоре поступает в Школу изящных искусств. В 1914, получив стипендию, он совершает путешествие в Тоскану. Мобилизованный на фронт в 1917, Массон получает тяжелое ранение. Он поселяется на юге и в Сере знакомится с Хаимом Сутиным.

В 1922 году в Париже молодого художника замечает Канвейлер. Теперь Массон может наконец целиком посвятить себя искусству. Он навещает Гриса и Дерена. Для его ранних работ характерен умеренный кубизм («Дорога в Пикардии», 1924; «Крыло», 1925). Затем художник поселяется на улице Бломе, по соседству с Миро. Он дружит с Арагоном, Арто, Лейрисом, а Бретон покупает его «Четыре элемента» (1923–1924). С момента возникновения группы сюрреалистов Массон становится на путь графического автоматизма и участвует в выставках группы. Свобода его рисунка находит свое выражение и в живописи: в 1927 году он создает «песчаные картины»: на плоской, иногда раскрашенной поверхности разбрызгивается клей, на который потом кладется песок. Когда картину поднимают, песок соскальзывает и остается лишь в тех местах, где его удерживает клей («Ланцелот», «Титан»).

В 1928 после путешествия в Голландию и Германию вместе с другими сюрреалистами создает иллюстрации к «Жюстине» де Сада. Однако его имя было исключено из «Второго Манифеста сюрреализма» (1929). Множество произведений художник посвящает судьбе животных. В его творчестве появляются новые темы «Избиения» (1931–1932), «Похищения» (1931, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Преследования» (1931). В Грассе в 1932 году Массон знакомится с Матиссом. В 1933 — создает свои первые театральные декорации, а через год — путешествует по Испании и поселяется в Каталонии. Сотрудничая с журналом Minotaur, Массон во время войны в Испании встречает Андре Бретона и участвует в международных выставках сюрреализма в Лондоне (1936) и Париже (1938). Он знакомится с Жаном-Луи Барро, и в 1937 они много работают вместе.

Уехав вместе с другими сюрреалистами в Америку в 1941 году. Массон поддерживает хорошие отношения с Бретоном и даже подготавливает иллюстрации к его книге, но в 1943 ссорится с ним. В произведениях Андре тех лет, например в «Эмблематическом виде Толедо» (1943–1944),стиль скорее экспрессионистический, чем сюрреалистический, а его пластика набирает силу.

Во время американского периода в творчестве художника пишет самые известные полотна, например, «Ирокезский пейзаж» (1942), которые сильно повлияли на целое поколение молодых американских художников.

В 1945 Массон возвращается во Францию, где работает для театра Мариньи («Гамлет», 1946). Он поселяется в Оверни, а затем в Провансе и создает множество гравюр — иллюстраций к произведениям Малларме, Кольриджа и Мальро. В 1951–1954 годах Андре отправляется в Венецию и Рим, 1954 получает национальную премия в области искусства. Его работы («Прояснение», 1956, Гренобль, Музей изящных искусств; «Чета», 1958, Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду) свидетельствуют об открытии художником искусства Востока и в то же время — о возвращении к «автоматизму» («Церемония у Сада», «Экорше и женщины в доспехах», 1963). Его рисунок нервно царапает поверхность, линии остаются неровными, а цвет доведен до чрезмерной яркости. Несмотря на то, что Массон восхищался восточным спокойствием и ясностью, он оставался трагическим художником, а его картины — западными. Однин из шедевров Массона — роспись плафона в театре Одеон в Париже (1965), где слегка намеченные на полотне формы сталкиваются в вихреподобном движении.

Ретроспективная выставка работ Массона прошла в 1976 в Нью-Йорке (Музей современного искусства) и Париже (Гран Пале). Массон опубликовал сборник статей «Наслаждение писать», в который вошли его послевоенные публикации в журнале Les Temps modemes. В 1954 году он стал лауреатом Национальной художественной премии. Ему посвящен документальный фильм Жана Гремийона «Андре Массон и четыре стихии» (1958).

Художник скончался в Париже 28 октября 1987 года.

www.artgit.ru

Массон, Андре — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Массон.

Массон Андре (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза — 28 октября 1987, Париж) — французский живописец и график.

Биография

Вырос в Бельгии, учился живописи в Брюсселе, с 1912 обосновался в Париже, познакомился с Максом Жакобом. Участвовал в Первой мировой войне, был тяжело ранен (1917). В 1922 у него приобрели несколько работ Гертруда Стайн и Э.Хемингуэй. В 1923 познакомился с Миро, Арто, Мишелем Лейрисом, вошел в круг сюрреалистов (в 1929 порвал отношения с Бретоном). В 1924 подружился с Жоржем Батаем, в дальнейшем иллюстрировал его книги, сотрудничал в журнале «Ацефал», глубоко воспринял его философию эроса и насилия. В 1934—1936 жил в Испании, с 1940 по 1945 — в США.

Творчество

Массон глубоко повлиял на становление абстрактного экспрессионизма в Америке. После возвращения во Францию он работал в театре, в книжной иллюстрации, расписал плафон парижского театра Одеон (1964). Лауреат Национальной художественной премии (1954). Ему посвящён документальный фильм Жана Гремийона «Андре Массон и четыре стихии» (1958).

Семья

Его сын Диего Массон (род. 1935), дирижер, перкуссионист, его второй сын - Луи Массон - актёр.[1] Его дочь Лили Массон (род 1920) - художница.

Массон о живописи и о себе

  • Entretiens avec Georges Charbonnier. Paris: Julliard, 1958.
  • Les années surréalistes: Correspondance 1916—1942. Paris: La Manufacture, 1990.
  • Le rebelle du surréalisme: écrits. Paris: Hermann, 1994.
  • Отблески воспоминаний [об Антонене Арто]// Иностранная литература, 1997, № 4, с.235
  • Müller-Yao M.H. Der Einfluß der Kunst der chinesischen Kalligraphie auf die westliche informelle Malerei. Bonn; Köln 1985.
  • Ades D. André Masson. New York: Rizzoli, 1994.
  • [ec-dejavu.ru/a-2/Acephale.html С. Зенкин. Конструирование пустоты: миф об Ацефале] // Предельный Батай: Сб. статей. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006, с. 118—131

О художнике

  • Limbour G., Leiris M. André Masson et son univers. Lausanne: Les Trois collines, 1947.
  • Limbour G. André Masson, dessins. Paris: Editions Braun, 1951.
  • Passeron R. André Masson et les puissances de signe. Paris: Editions Denoël, 1975.

Напишите отзыв о статье "Массон, Андре"

Примечания

Ссылки

  • [www.surrealism-artlinks.com/Artist/Andre-Masson Andre Masson]  (англ.)
  • [www.artcyclopedia.com/artists/masson_andre.html Работы М. в музеях мира]
  • [www.tate.org.uk/servlet/ArtistWorks?cgroupid=999999961&artistid=1590&page=1 Живопись on line]
  • [www.connectotel.com/masson Краткая биография.]

Отрывок, характеризующий Массон, Андре

– La bonte divine est inepuisable. C'est la ceremonie de l'extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.] Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо. Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча. Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

wiki-org.ru

Андре Массон о живописи Клоссовского. Бафомет

Андре Массон о живописи Клоссовского

 «Я сказал однажды Пьеру Клоссовскому: ваше графическое творчество не поддается классификации; как и у Фюсли, оно не может выступать ни под каким флагом. Все связано в первую очередь с упорядочением глубин; у обоих, визионеров, в основе образа — фантазмов — лежит мысль.

Никакого диктата школы или подчинения моде. Себя навязывает пришедшее изнутри видение. Своеособое никогда не идет на уступки.

Отношение с сочинениями существует, но никогда не иллюстративно: точнее было бы говорить об изводе.

Следствием этих изображенных в натуральную величину, да еще с какой-то чуть ли не садовской церемониальностью, «живых картин» является экстаз.

Использование одного только заброшенного со времен Энгра и Дега графитного карандаша насыщает эти рисунки ртутным свечением, особенно поразительным в графических изводах из «Бафомета». Призрачный, лучезарный свет. Достигаемое здесь чрезвычайно необременительное согласие между тем, что внушает письмо, и его графическим эквивалентом — из самых редкостных.

Редкостно и отчаянно индивидуально, как и все, что доходит до нас от Пьера Клоссовского».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

МАССОН, АНДРЕ | Энциклопедия Кругосвет

МАССОН, АНДРЕ (Masson, André) (1896–1987), французский художник, соединивший в своем творчестве черты сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Родился в Баланьи-сюр-Терен (Бельгия) 4 января 1896 в семье директора школы. Детство его прошло в Брюсселе. В 1908 окончил курсы рисования при Брюссельской школе художественной вышивки и поступил в местную Академию художеств. В 1912 продолжил учебу в парижской Школе изящных искусств. В начале Первой мировой войны пошел на фронт добровольцем и был тяжело ранен (1917). Жил преимущественно в Париже, первоначально зарабатывая на жизнь в качестве керамиста и газетного корректора. Заключив контракт с известным галеристом Д.-А.Канвейлером, смог с середины 1920-х годов целиком посвятить себя искусству.

В ранних его вещах проявляется сильное влияние красочно-символистской манеры Дж.Энсора. Прошел также через период кубизма. Нашел себя в русле сюрреализма, познакомившись после первой своей персональной выставки (1924) с А.Бретоном. Сюрреалистически развивал кубистские формы, затем (с 1926) работал в технике «автоматической живописи», создавая живописные и графические композиции (графика всегда играла в его творчестве полноправно-параллельную роль), где отдельные фигуры и символы во все большей степени подчинялись спонтанной игре ритмов, красок и штрихов (Битва рыб, 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк). К 1929 временно прервал связи с сюрреалистами, но по-прежнему следовал их мифологии насилия и эротизма, характерной для его вещей испанского периода (1934–1936) и иллюстраций к Песням Мальдорора Лотреамона (1937). Антично-мифологические мотивы, к которым он часто обращался (Лабиринт, 1930, Национальный музей современного искусства, Париж), получили центральное звучание в его искусстве рубежа 1930–1940-х годов (серия «картин с Минотавром»).

После начала немецкой оккупации Парижа уехал на юг Франции (1940), а в 1941 – в США. Здесь его творчество послужило непосредственным импульсом к формированию абстрактного экспрессионизма, сам же Массон испытал глубокое впечатление от произведений классической китайской живописи в американских коллекциях. Вернувшись во Францию (1945), провел два года в Экс-ан-Прованс, где писал импрессионистические местные пейзажи. Его работы 1953–1959 относят к «азиатскому периоду» в силу доминирующих в них перекличек с дальневосточной живописью тушью. В 1964 по заказу Министерства культуры исполнил плафоны для украшения парижского театра «Одеон».

Умер Массон в Париже 28 октября 1987.

 IGDA АНДРЕ МАССОН. МЕТАМОРФОЗЫ РАСТЕНИЙ (1940)

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

www.krugosvet.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта