Внутренняя картина болезни. Больной картина
Внутренняя картина болезни
Углубление знаний о психологической стороне заболеваний в отечественной теории и практике медицины привело к появлению к настоящему времени множества различных концептуальных схем, раскрывающих структуру внутреннего мира больного человека. Многообразие терминов, в которых описывается субъективная сторона болезни, характерно и для зарубежных исследователей. Однако в большинстве современных психологических исследований внутренней картины заболевания при различных нозологических формах болезней в ее структуре выделяется несколько взаимосвязанных сторон (уровней):
болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) - локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;
эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;
интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;
волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» и поведение в целом.
Между истинным положением дел со здоровьем и «моделью болезни» больного часто нет знака равенства. Значение болезни в восприятии больного может как преувеличиваться, так и приуменьшаться.
При адекватном типе реагирования (нормонозогнозия) больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.
При гипернозогнозии больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом, а при гипонозогнозии - склонны их недооценивать.
При диснозогнозии у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.Анизогнозия - полное отрицание болезни как таковой, типична для больных с алкоголизмом и онкологическими заболеваниями.
Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анизогнозиях). Даже при психических заболеваниях больной не может не давать естественных, психологически понятных и характерных для его личности реакций на свое заболевание. Причем при этом у некоторых больных имеется иногда смутное и неотчетливое осознание своей болезни, но бывает и так, что отчетливое осознание болезни может сочетаться с безразличным, тупым отношением к ней.
Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когнитивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).
Задача врача - коррекция модели болезни, коррекция "масштаба переживаний". Однако при коррекции внутренней картины болезни следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анизогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет.
studfiles.net
"Пациенты" на картинах русских художников0
Культура
Семён Талейсник, Семь искусств, №2 • 28.02.2015Галерея картин русских художников отличается их реалистической направленностью, приближающей образы больных людей к истинному их состоянию. Эти картины так же тщательно прорисованы, как и у пейзажистов русской школы, уделявших много внимания деталям фона, природы, ландшафта. Их авторы старались показать реальные черты больного человека с его страданиями и деталями облика, окружающей обстановки, предметами быта или атрибутами профессии. Бережное отношение к каждому изображаемому на полотне персонажу, желание показать его состояние, физическое и нравственное, подобно отношению внимательного врача к больному, обратившемуся за помощью. Следовательно, каждый нарисованный больной человек может рассматриваться художником, как его пациент. Это я и хотел отразить в названии своего описания выбранных картин. Все картины расположены и рассматриваются в хронологическом порядке с редкими отступлениями. Михаил Петрович Клодт Перед нами две картины русского художника барона Михаила Петровича Клодта (Клодт фон Юргенсбург), (1835-1914). Их автор - живописец, акварелист, рисовальщик, писал жанровые и исторические сцены. Сын скульптора П.К.Клодта. Обе его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее. «Больной музыкант». 1859. М.П.Клодт. Каких либо явных атрибутов музыканта, бросающихся в глаза, на даже увеличенной репродукции мне обнаружить не удалось. Возможно, что некая фигурка на прикроватном столике принадлежит композитору или исполнителю. Лицо больного, лежащего с закрытыми глазами бледное с землистым оттенком. Нельзя даже предположить в сознании ли он. Судя по пышной шевелюре чёрных волос без залысин и таким же чёрным усам и бородке, это человек ещё молодой, но сломленный тяжким недугом. Руки сложены на груди и у него нет сил изменить их положение, да и вообще совершать излишние движения. Сон ли его обуял, либо нездоровая дремота охватила всё его существо. Человек страдает. Жена, возможно, на последних сроках беременности, безвольно опустив руки и, склонив голову, тревожно дремлет, просиживая часы у постели больного. Картина вызывает сочувствие, скорбь и печаль... «Последняя весна», 1861. М.П.Клодт В 1861 году за картину «Последняя весна» Михаил Клодт получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. Считают, что картина написана в элегическом ключе. На ней изображена тяжело и неизлечимо больная умирающая, по-видимому, от чахотки, нередко поражавшей молодых людей даже не бедного сословия, что видно по богато обставленной комнате. Девушка полулежит в кресле с подложенной под спину и голову подушкой. Тело больной кажется настолько вялым и обмякшим, что повторяет форму ложа, как бы стелется по постели, будучи ватным и податливым. Больная не имеет сил двигаться, даже повернуться, изменить положение. Руки безвольно опущены вдоль её истощённого тела. Лицо бледное с желтушным оттенком. Взгляд грустный, обречённый. Сестра больной печально смотрит в окно, думая о страдающей недугом, а мать беспомощно переживает трагедию любимой дочери, сидя в ногах больной... Картина навевает грусть и обречённость. Фёдор Андреевич Бронников «Больной художник», 1861. Бронников Ф.А. (1827-1902). Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Больной художник нарисован собратом по искусству. На картине пожилая женщина (мать или сиделка) помогает больному то ли встать на ноги, то ли усадить в кресло с уже приготовленной подушкой под спину. Лицо и кисти рук резко бледны. Яремная ямка настолько запала, что выглядит чёрной дырой на фоне бледной кожи шеи и груди. Он страдает и его уже не столь беспокоит, что он не полностью одет, в исподнем, в тапочках на босу ногу и в жакетке. Перед ним - натянутый на мольберте холст, возможно с неоконченной картиной, к которой обращён его взгляд, выражающий немощь и сожаление. Мне кажется, что на его бледном лице можно заметить ощущение обречённости и несправедливого ощущения своей вины перед незавершённым эскизом или картиной. Только сочувствующий и понимающий его страдания, коллега - художник, смог изобразить такую реальную правду о состоянии больного, не будучи врачом. Василий Максимович Максимов Крестьянский сын из деревни Лопино, что близ Новой Ладоги, Василий Максимович Максимов, вопреки воле отца становится художником, женится на генеральской дочери, награждается золотой и серебряной медалями, заслуживает звания классного художника и умирает в нищете... Не одна из его картин украшают Третьяковку... Оставшееся тяжкое впечатление после незабываемой им трагической картины скоропостижной смерти его десятилетней племянницы было неизгладимым. Это произошло на его глазах во время летних каникул 1863 года и послужило поводом к написанию одной из своих первых картин - «Больное дитя». «За экспрессию» сюжета и его воплощение молодой художник был удостоен золотой медали Академии Художеств Санкт Петербурга. «Больное Дитя», 1865. Максимов В.М. Картина известна лишь по офорту. Масляный цветной этюд к картине мне найти не удалось. Если он вообще существует, так как ссылок на него тоже нет. Интерьер избы, как и предметы крестьянского быта, а также лица крестьян написаны с натуры. Непокрытое светло-серое тельце умирающего ребёнка на сундуке либо на ящике. Черты лица условны и чётко не прописаны, либо он повёрнут к нам спиной. Другой ребёнок спит на постели, на полу. Перед больным ребёнком в горестной позе сидит мать со скорбным выражением от своей беспомощности, а позади неё стоит растерянный отец. Очень тяжкое впечатление остаётся от всего изображённого на черно-белом офорте к не нарисованной, возможно, картине. После изображения больного дитя художник ещё раз вернулся к этой теме и нарисовал картину «Больной муж». «Больной муж», 1881. Максимов В.М. (1844-1911). Государственная Третьяковская галерея. Бородатый, большой, сломленный болезнью, мужик лежит на широкой деревянной скамье, застеленной соломой и тёмной ветхой тканью, накрытый двумя одеялами. Кожа лица с красноватым оттенком. Возможно, что его лихорадит от тяжёлой простуды, и он испытывает озноб. Черты лица заострены, на нём можно заметить признаки страдания. Глаза закрыты, возможно от светобоязни при высокой температуре, которую вряд ли измеряли, да и термометра, по-видимому, в избе нет. А врача или фельдшера, скорее всего, тоже… Да и где им взяться в том селе? Жена больного стоит на коленях перед иконами в убогой избе и молит Бога о помощи... Автор картины не погрешил против изображенной правды и беспомощности, царящих в крестьянской избе. Василий Григорьевич Перов Художник нарисовал три картины со слепыми персонажами: «Слепой музыкант», «Приезд институтки к слепому отцу» и «Слепой». Две первые - это жанровые сцены, где акцент поставлен не на болезненном состоянии слепых людей, а на изображённых ситуациях. (Поэтому я их выделил и отнёс к другому предстоящему описанию слепых музыкантов). На представленном портрете слепого человека, как бы застывшего в разговоре или внимая собеседнику с поднятой левой рукой и внимательным выражением лица с невидящим «взглядом» больных глаз, изображён пациент, нуждающийся в лечении. "Слепой", 1878. В.Г.Перов (1833-1882). Рязанский областной художественный музей им. И.П.Пожалостина. Художник тщательно обрисовал нездоровый вид глазных яблок, поражённых патологическим процессом, как причиной слепоты, а не отсутствие зрения при здоровых глазных яблоках. Художник, возможно, писал портрет с натуры или после детального знакомства с прототипом, ибо на рисунок смог нанести анатомические признаки или симптомы поражения глазных яблок и век. Поэтому и не закрыты веками глаза. Выбор неярких красок в этом скромно окрашенном портрете автор, по-видимому, тактично предпочёл, чтобы не поддаться искушению натуралистического показа некоторых патологических симптомов болезни глаз. Что могло оттолкнуть зрителя, но не врача. Реализм этой картины вызывает сочувствие больному и слабую надежду на возможное выздоровление или улучшения. Хотя и сомнительное, ибо человек слеп уже давно и вынужденно свыкся со своим недугом. Алексей Аввакумович Наумов За нижеследующие две картины — русский жанровый живописец, «благодаря интересности их содержания и добросовестности исполнения», был удостоен наград в виде малой серебряной медалью Императорской Академии художеств и премией Императорского Общества поощрения художников. «Н.А.Некрасов и И.И.Панаев у больного В.Г.Белинского» или «Белинский перед смертью», 1881 год. Художник А.Наумов (1840–1895). Подлинник находится в мемориальном музее-квартире Н. А. Некрасова (С.-Петербург). Больной Белинский сидит в постели, одетый в запахнутый халат и покрытый одеялом до пояса с удивлённым выражением лица, по-видимому, в связи с приходом жандарма, разговаривающего с прислугой перед наполовину прикрытой дверью из другой комнаты. Жандарм явился с приглашением критика в 3-е Отделение, чём сообщила жена и вызвала внимание Некрасова и Панаева, также повернувшихся лицами к ней. Рядом играет четырёхлетняя дочь Ольга. Некрасов, сидящий на стуле у ног Белинского, по привычке пощипывает правой рукой свою бородку, что было известно художнику по фотографиям. Белинский был болен туберкулёзом. Чахотка быстро прогрессировала. Это дало основание к названию картины «Белинской перед смертью», что не вполне укладывается в изображённую на холсте сцену посещения. Визит его в жандармерию так и не состоялся в связи с быстро наступившей кончиной. За время болезни чиновники 3-го Отделения неоднократно навещали критика «справляясь его состоянии»... Картина, по некоторым статьям того времени, была приговорена к гражданской смертной казни. (Сообщение С. А. Рейсера.) "Последняя дуэль Пушкина"», 1884. А.А.Наумов. Пушкинский музей, раннее находившийся при Императорском Александровском лицее. Последняя (из 21) дуэль Пушкина с Дантесом состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года в районе Чёрной речки, у Коломяжской дороги, недалеко от Комендантской дачи (С‑Петербург). Сюжет дуэли поэта воспроизводился не раз разными художниками (А. Волков, Коверзнев, К. Чичагов, П. Соколов, В. А. Фёдоров и др.). А. А. Наумов стал одним из них и изобразил своё видение случившегося сразу же после окончания дуэли. Раненый, бледный, со страданием на лице Пушкин смотрит вслед стоящему спиной Дантесу с укором и, возможно, жаждой мести, сожалея о неточном выстреле. На картине А. А. Наумова Данзас и д’Аршиак (секундант Дантеса) подняли и, поддерживая раненого Пушкина, ведут его к саням. Полотно было приобретено великим князем Николаем Михайловичем и подарено императорскому Александровскому лицею. Сейчас оно в доме-музее А. С. Пушкина. Абрам Ефимович Архипов Русскому художнику Абраму Ефимовичу Архипову в 1887 г. в Московском училище живописи и зодчества была вручена большая серебряная медаль и присуждено звание классного художника за картину «Посещение больной» или «Подруги». «Посещение больной», («Подруги»), 1885. А.Е.Архипов(1862-1930). Государственная Третьяковская галерея. Если следовать второму названию картины, то автор показал посещение больной её подругой, соседкой из той же либо соседней деревни, примерно одного с ней возраста, причём в лице посетительницы моделью послужила мать художника. Нерадостной была их встреча, ибо подруга пришла к больной. А это видно из облика и позы сидящей на бедной постели, где матрасом служил солома, а постельное бельё всё тёмное, не свежее, ветхое. Лицо больной нездорового, бледного, цвета, грустное, безрадостное. Взгляд потухший, обречённый. Плечи опущены, руками она тяжело опирается на колени босых ног, на которых видны подкожные венозные извитые сосуды - признак тяжёлой крестьянской работы. Выражение лица посетительницы участливое, вопрошающее и сочувствующее подруге. Цвет лица естественный явно контрастирует с бледностью лица больной. Жест рук, прикоснувшейся к губам типичен для естественногщ чувства переживания простой женщины.Автор не поскупился показать безрадостную картину и отразить глубокую скорбь этой, возможно, их последней встречи... Иван Николаевич Крамской «Выздоравливающая»,1885. Иван Николаевич Крамской. Государственный Русский Музей, С-П. На пороге дома или террасы стоит выздоравливающая молодая женщина, поддерживаемая матерью. Пока ещё печальное лицо после длительной и мучительной болезни не выражает положительных эмоций. Первый шаг, первый глоток свежего воздуха - это ли не радость! Но её ещё беспокоит ощущение не вполне хорошего самочувствия. Слабость сдерживает её радость. Она ещё не верит в то, что здоровье вернулось и насколько оно будет надёжным и длительным. Ведь сколько сомнений, тревоги и страха приносит болезнь, вызывая тревожное смятение, неуверенность в благополучном выздоровлении... И вот пора выздоровления на пороге. Хочется надеяться, что появившийся румянец и гордая, прямая стать здорового тела станут залогом полного выздоровления... Наиболее известная картина И. Н. Крамского связана с болезнью поэта Н. А. Некрасова, протекавшей фактически на его глазах. «Н.А.Некрасов в период «последних песен», 1877-78. Крамской И.Н. Государственная Третьяковская Галерея. Немногие художники-живописцы посвящали свои полотна изображению больного или травмированного человека, пациента больницы или находящегося в домашней обстановке с его согласия. Становиться объектом натуры вряд ли кто из нездоровых людей желает, а уж просить об этом как бы неловко, невежливо или некорректно. Правда, есть ещё возможность изобразить того или иного больного по его желанию, либо при беспомощности пациента, находящегося без сознания, написать портрет по просьбе родственников. Либо, наконец, создать образ больного по памяти, вдохновению, представлению о нём, к чему чаще всего и прибегают художники. Врач, оценивающий реальность изображения пациента на полотне художника, конечно, может распознать признаки болезни в красках, мимике, позе больного, приближающиеся к соответствующему медицинскому профессиональному взгляду либо пониманию врача. Но вряд ли это возможно досконально. Всё же остаётся какая-то условность, подобие, аналогия. Во-первых, сами пациенты при том или ином заболевании могут выглядеть по-разному в силу индивидуальных проявлений и реакции их организма. Даже при одном и том же заболевании. Во-вторых, сам художник рисует так, как понимает или видел, знал. И в-третьих, картина ведь не фотография, которая тоже может быть более или менее удачной... В 1977 году художник И. Н. Крамской по заказу П. М. Третьякова пишет портрет поэта «Н. А. Некрасов в период его "Последних песен"», примерно за год до его смерти в 1878 году. Причём портрет написан с ведома его друзей и согласия поэта, который уже был неизлечимо болен. Он решил изобразить не лежащего на кровати больного, а показать поэта в творческом состоянии, полусидя, за работой. На портрете видно, что пациент Некрасов тяжело болен, но его взгляд больше озабочен создаваемым им в эти минуты новом произведении. 3 марта 1877 года в стихотворении «Баюшки-баю», как бы на прощание, он писал: «Непобедимое страданье, Неумолимая тоска... Влечет, как жертву на закланье, Недуга черная рука. Где ты, о муза! Пой, как прежде! "Нет больше песен, мрак в очах; Сказать: умрем! конец надежде! Я прибрела на костылях!" * Не бойся горького забвенья: Уж я держу в руке моей Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой, Баю-баю-баю-баю!.." Художник не скрывал, что Некрасов тяжело болен. Черты его лица заострены. Слизистая оболочка губ бледна. Сухая бледная с желтушным оттенком кожа лица. Кисть и предплечье истончены из-за атрофии их мышц. Сквозь кожные покровы просматривается контур кости. Острое колено исхудалой ноги четко обрисовывается под простыней. Болезнь довела Некрасова почти до крайнего истощения физических, но, отнюдь, не духовных сил. Но не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести до зрителя художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта, его творческое вдохновение... В стихотворении поэта Всеволода Рождественского «Некрасов» есть такие два четверостишия: «Иссохшим в подушках под бременем муки, Ты, муза, России его передашь. Крамской нарисует прозрачные руки, И плотно прижатый к губам карандаш. А слава пошлет похоронные ленты, Венки катафалка, нежданный покой, Да песню, которую хором студенты Подхватят над Волгой в глуши костромской...» А. Н. Некрасову было всего 57 лет... София Ивановна Юнкер-Крамская Пусть вас, уважаемый читатель, не удивит это имя, если с ним вы мало знакомы, либо не знакомы вовсе. Хочу представить одну из картин талантливой дочери великого русского живописца Софии. Отец не раз её рисовал, да и она оставила после себя несколько весьма интересных полотен. И.Н.Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884. Судьба молодой художницы в советские времена оказалась трагичной. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года. Органами ОГПУ она обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялась и связь с императорским домом, и помощь потомкам бывшего дворянского сословия, разрушенного революцией. Она была репрессирована и осуждена, вплоть до угрозы расстрела. В тюрьмах и лагерях она тяжело заболела и от присоединившихся осложнений осталась парализованной. Только вмешательство жены А. М. Горького, Екатерины Павловны Пешковой, помогло её освобождению. Умерла от сепсиса в Ленинграде в 1933 г, а реабилитирована только в 1989... «Визит», 1890-1900-е гг. Софья Ивановна Юнкер-Крамская (1867-1933). Перед нами картина «Визит», на которой богатая и модно одетая дама пришла проведать свою больную приятельницу или подругу, полусидящую в кресле-коляске. Болезненное выражение бледного лица слегка оживлено слабой улыбкой благодарности за визит. Возможно, больная парализована, как была художница. Тогда это может быть и автопортретом... Николай Александрович Ярошенко «В тёплых краях», 1890. Николай Ярошенко(1864-1898). Русский музей, С-П. Тепло одетая молодая женщина с нездоровым румянцем на щеках принимает курс климатотерапии на Северном Кавказе. Это некая Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова) часто гостившая у Ярошенко в Кисловодске и, как он, болевшая туберкулёзом. Она и послужила моделью для картины... Красивая моложавая дама выглядит выздоравливающей со спокойным выражением лица, слегка подрумяненного свежим воздухом Крыма. Однако о её ещё не прошедшей слабости свидетельствую подушки, поддерживающие неокрепший стан и создающие удобства, чтобы расслабиться и подремать. Эту картину Крамской причислял ко всем картинам русских художников о больных. Он и сам исповедовал иной подход к вопросу о болезнях и провозглашал триумф выздоровления, чему и посвящено уже просмотренное нами выше его полотно «Выздоравливающая». Как и картина о болезни Некрасова... Василий Дмитриевич Поленов «Больная", 1886. В.Д.Поленов (1844-1927). Государственная Третьяковская галерея. "Странные эти законы природы, - написал художник после окончания картины, - сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожат. К чему все это? Кому они так необходимы, эти страдания?" Эти слова стали лейтмотивом картины, ставшей исключением в его творчестве, ибо после неё жанровых картин на современные сюжеты он уже не писал. Эта картина имеет и другое название - «Элегия», по-видимому, в значении «грусть»... В ней нашло отражение настроение художника, его протест и разочарование в несправедливости жизненных ситуаций и явлений. И всему виной были последовательное сочетание наступавших одна за другой смертей двух любимых женщин (Елизаветы Богуславской, русской студентки в Риме, умершей от туберкулёза, а позднее и юной Маруси Оболенской, тоже умершей в Риме). Затем смерть сестры - близнеца Веры, и своего сына - первенца. Начиная с 1973 года, после каждой из смертей художник писал эскизы, которые вошли затем в рассматриваемую нами картину, законченную в 1886 году. Не надо быть даже самым равнодушным или чёрствым человеком, чтобы не понять трагедию художника, его переживания с его непростой чувствительной натурой, выразившейся в создании этой мрачной в своей реальности картине больной или умирающей девочки. Даже свет от великолепно нарисованного натюрморта не переходит на постель. А в постели Василий Поленов изобразил само приближение смерти в лице, позе, во всём облике страдающей и уже вконец ослабевшей девочке-подростке. Осунувшееся, бледное, измученное лицо с выразительными, беззащитно глядящими большими, молящими о помощи, наполненными мукой глазами. Ослабевшее тело погружёно в подушки, безжизненно свисает с постели кисть исхудавшей руки... Трагизм сцены усугубляется слабо просматриваемым силуэтом скорбящей женщины, стоящей за изголовьем с опущенными в бессилии «подложить руки» чтобы помочь, а также коричневато-пепельным фоном всего холста. Считают, что именно на этой картине проявилось настоящее чувство и мироощущение художника. Алексей Михайлович Корин «Больной художник», 1892. А.М.Корин. (1865-1923). Государственная Третьяковская галерея. На картине, претендующей на некоторый драматический эффект, к несчастью явилась неким предзнаменованием тяжёлой болезни самого автора, изображён больной человек. На холсте показана поза явно уставшего от болезни человека, сидящего в кресле с подоткнутой под спину подушкой. Бледное, осунувшееся лицо. Безвольно свисающая кисть с тонкими худыми пальцами, смятая в пальцах второй руки белая салфетка с кажущимися пятнышками крови. Возможно, художник страдал от чахотки. Его взгляд с сожалением или отчуждённо смотрит на рядом лежащую палитру с подсыхающими на ней красками и думает с тоской о блекнущей палитре его незавершённой картины. (Здесь нет тавтологии, а совпадение значений слова). В соседней комнате из-за портьеры можно увидеть женщину, сидящую за столом и поддерживающую голову рукой в горестных мыслях о болезни мужа ... Николай Петрович Богданов- Бельский «У больного учителя», 1897. Н.П.Богданов-Бельский (1986-1945). Государственная Третьяковская галерея. Старший мальчик смотрит с сочувствием на больного, бледного осунувшегося учителя, а младший отвлечён чем-то другим. Его болезненное лицо озарено хоть слабой, но всё же улыбкой. Глаза несколько запавшие и в них отражен лихорадочный блеск, как описывают врачи у пациентов с чахоткой. Учителю это посещение приятно и он присел в постели, опираясь спиной на подложенную дополнительную подушку. Понимая, что визит непоседливых мальчиков продлиться недолго, учитель заложил читаемую страницу толстой книги пальцем и беседует с посетителями. Непритязательная реальная жанровая сцена. Ничто не ускользает от внимания художника. Василий Иванович Суриков Художник Василий Суриков, не слывший портретистом, написал, однако, ряд блестящих портретов, которые отличаются простотой композиции, лаконичностью изображения персонажей. Они все преимущественно темные по тону и наполнены внутренним драматизмом. Таковым, для примера, и является следующий потрет: "Человек с больной рукой" или "Мужской портрет". 1913. В.И.Суриков (1848‑1916). Третьяковская галерея. Оба наименования этого портрета правомочны. На холсте суровый мужественный облик с несколько отрешённым взглядом умных глаз, пожившего и повидавшего на своём веку множество перипетий и невзгод мужчины солидного возраста. Если присмотреться повнимательней, что не бросается сразу в глаза, то можно заметить, что его больная левая рука в повязке, видимая из-под рукава, бережно поддерживаемая здоровой. Под повязкой мог быть зафиксированный перелом предплечья или вывих в лучезапястном суставе, а то и просто ранение или же проявление артроза. Возможно, что предположенная мною патология причиняет ему страдания, видимые в скрываемом им спокойном выражении лица. Художник всё подметил на портрете нездорового человека и реально нарисовал. Таков результат моих поисков, находок и экскурса глазами врача на живопись русских художников с изображением на их холстах больных людей, которых я позволил себе назвать "пациентами" живописцев. Напечатано в журнале «Семь искусств» #8-9(55)август-сентябрь2014 7iskusstv.com/nomer.php?srce=55 Адрес оригинальной публикации — 7iskusstv.com/2014/Nomer55/Talejsnik1.php
Рейтинг:
Отдав голос за данное произведение, Вы оказываете влияние на его общий рейтинг, а также на рейтинг автора и журнала опубликовавшего этот текст.Только зарегистрированные пользователи могут голосовать
litbook.ru
Больной Вакх. Описание картины Караваджо
Картина Меризи да Караваджо «Маленький больной Вакх» относится к раннему периоду творчества художника. Размер картины 67 x 53 см, холст, масло.
Первые признаки драматизма, которым была отмечена зрелая живопись Караваджо, проявились в этой картине, написанной после его пребывания в больнице. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.
Но пока тему бренности бытия молодой Караваджо обыграл с юмором: себя, еще не оправившегося от тяжелого недуга, что видно по бледной коже, зеленоватому оттенку лица, слабости руки, держащей гроздь винограда, он представил в образе Вакха. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него — наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.
Жизнь как она есть, с ее страданиями, слабостью человека и его попытками сохранить себя — вот тема, которая со временем стала ведущей в творчестве Караваджо. Настоящая драма развернулась тогда на его полотнах. Пока же он шутил над земной природой человека и тем самым пытался хоть немного возвыситься над ней.
Источник: http://muzei-mira.com/kartini_italia/630-bolnoy-vakh-mikelandzhelo.html
Караваджо «Маленький больной Вакх»
Караваджо «Маленький больной Вакх» (фрагмент)
Похожие записи
design-kmv.ru
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
LiveJournal.com |
pheonae.livejournal.com