Ночной дозор (картина). Дозор картина


Ночной дозор (картина) — Википедия

К:Картины 1642 года

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

История картины

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Видео по теме

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[4].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[5].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены.

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Ночной дозор (картина) Википедия

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

История картины[ | код]

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины[ | код]

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков друг

ru-wiki.ru

Ночной дозор (картина) — Википедия РУ

История картины

  Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

  "Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

  Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

http-wikipediya.ru

Ночной дозор (картина) — Википедия © ru.wikipedia.org

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик:Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

ru.wikipedia.org.mevn.net

Ночной дозор (картина) — Википедия

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

ru.wikiyy.com

Ночной дозор (картина) Википедия

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

История картины

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Ночной дозор (картина) — википедия фото

История картины

  Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

  "Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

  Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта