Ночной дозор (картина). Картина дозор


Ночной дозор (картина) — Википедия

The Nightwatch by Rembrandt.jpg
Рембрандт
Ночной дозор. 1642
Nachtwacht
Холст, масло. 379,5 × 453,5 см
Государственный музей, Амстердам
(инв. SK-C-5[1] и SA 7392[2])
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Ночной дозор (значения).

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

Содержание

  • 1 История картины
  • 2 Загадки картины
  • 3 Персонажи
  • 4 «Ночной дозор» или «Дневной»?
  • 5 В кинематографе
  • 6 В музыке
  • 7 Интересные факты
  • 8 См. также
  • 9 Литература
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

ru.bywiki.com

Картина "Ночной дозор" - Удачи и свободы Вашему Я!

«Ночной дозор» — главный шедевр национального музея Rijksmuseum в Амстердаме.Название "Ночной дозор" "народное". Изначально групповой портрет Рембрандта, написанный в 1642 году назывался «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».И дело происходило днем, а не ночью. Просто картина 200 лет висела над камином и изрядно закоптилась. Поэтому было легче назвать дозор ночным, чем полностью очистить ее от копоти.

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот.

Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

Не все знают, что в XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где за ненадобностью исчезли два стрелка.

На счастье, сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины.

Сравнение оригинала и копии. Цинично спер у pavel_kosenko ТУТ

Картина многострадальная. Она три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

У картины всегда столпотворение... ее детали до сих пор вызывают споры и полностью не расшифрованы. Непонятно что за девочка изображена на картине, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое...

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Все это объясняется на специальных листах, которые можно бесплатно взять в музее и попытаться разгадать тайны картины.

Культурный шок выглядит именно так... а о музее где находится эта картина будет пост сегодня вечером.

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины.

Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов.

pantv.livejournal.com

Ночной дозор (картина) — Туркмения ВиКи

История картины

  Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

  "Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

  Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

tm.ru.net

Ночной дозор (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1642 года

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

История картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсзон Сведенрейк (Elbert Willemszn Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson с альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» с альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[4].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[5].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ночной дозор (картина)"

Примечания

  1. ↑ [www.nationalgallery.org.uk/cgi-bin/WebObjects.dll/CollectionPublisher.woa/wa/largeImage?workNumber=NG289&collectionPublisherSection=work Копия «Ночного дозора» на сайте Национального музея в Лондоне]
  2. ↑ [art.1001chudo.ru/netherland_271.html «Даная»: вечная жизнь и быстрая смерть]
  3. ↑ [www.imdb.com/title/tt0113984/ «Ночной дозор» на imdb]
  4. ↑ [www.tzar.ru/info/info-events/title/?id=3389 сайт ГМЗ "Царское Село"].
  5. ↑ [www.youtube.com/embed/a6W2ZMpsxhg?feature=player_embedded "Ночной дозор" в торговом центре]. Проверено 21 июня 2013.

Ссылки

  • [www.rijksmuseum.nl/aria/aria_assets/SK-C-5?page=2&lang=nl&context_space=&context_id= «Ночной дозор» на сайте Рейксмюзеума]
  • Котов Павел [www.vokrugsveta.ru/vs/article/7090/ «Ночной» позор] // Вокруг света. — 2010. — № 9 (2840).

Отрывок, характеризующий Ночной дозор (картина)

Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви. – Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя. И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия. Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила. – Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку. – Маменька, что вы говорите!.. – Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню. Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни. Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь. Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы. Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе. – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной. – Ты устала – постарайся заснуть. – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит. – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья. Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи. «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная». – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни. Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его. Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно. Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой. Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны. Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее. Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч. Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск. Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск. Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей.

wiki-org.ru

Ночной дозор (картина) — ВиКи

История картины

  Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

  "Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

  Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе

В музыке

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также

Литература

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

"Ночной дозор" - картина Рембрандта

Искусство и развлечения 5 декабря 2014

17 век ознаменовался расцветом голландской школы живописи, что было связано с зарождением среднего класса и отсутствием жесткого диктата церкви. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что вместо полотен на религиозные сюжеты живописцы стали писать картины, изображающие сценки из жизни своих современников, натюрморты и пейзажи. Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. В частности, полотно Рембрандта “Ночной дозор” — картина, написанная по просьбе членов Стрелкового общества Нидерландов. Сегодня она признана одним из шедевров мировой живописи, а некоторые ее фрагменты интерпретируются знатоками и специалистами, изучающими историю искусств, самым разным способами.

Автор картины “Ночной дозор”: биография

Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году в городе Лейдене. Он получил образование в Латинской школе, действующей при местном университете, а параллельно с этим посещал занятия по живописи, которые проводил известный художник Якоб ван Сваненбюрх. В возрасте 17 лет юноша отправился в Амстердам и 4 года брал уроки у Питера Ластмана, на которых он познакомился с Яном Ливенсом. Закончив обучение, молодые люди решили основать мастерскую в Лейдене, и за несколько лет им удалось добиться определенных успехов.

описание картины Рембрандта

В 1631 году Рембрандт вернулся в Амстердам, женился на дочери бургомистра города Леуварден и стал писать портреты состоятельных амстердамцев. Однако счастливая семейная жизнь продлилась всего 10 лет: в 1641-м художник похоронил любимую супругу, оставшись с годовалым сыном на руках.

Заказчики “Ночного дозора”

Спустя год после этой утраты Рембрандт получил крупный заказ от восемнадцати стрелков под командованием Франса Баннинга Кока - написать групповой портрет их роты, за который ему обещали, а впоследствии и уплатили 1600 флоринов. Сегодня это полотно известно как “Ночной дозор” — картина, которая считается предтечей таких направлений живописи, как реализм и импрессионизм. К сожалению, современники, включая заказчиков, не оценили это произведение по достоинству, и оно стало причиной охлаждения публики к художнику, что в конечном итоге привело его к нищете.

картина “Ночной дозор” фото

Видео по теме

“Дневной дозор”

Что же изображено на данном полотне, содержание определенных фрагментов которого уже более века вызывает споры у специалистов и любителей живописи? Прежде всего, нужно сказать, что картина “Ночной дозор”, фото которой можно увидеть практически во всех буклетах, посвященных творчеству Рембрандта, изображает сцену подготовки к параду. Это значит, что действие происходит днем. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки? Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Однако разгадка оказалась очень простой, так как при реставрации стало ясно, что недостаток освещенности — это не художественный прием, а обычная копоть. Кроме того, было установлено, что название “Ночной дозор” полотно получило лишь в 19 веке. Как бы то ни было, сегодня этот шедевр Рембрандта предстает перед посетителями Государственного музея Амстердама в своем изначальном виде и неизменно вызывает восхищение у ценителей изобразительного искусства.

автор картины “Ночной дозор”

Размер полотна

Размеры творения Рембрандта, выполненного по заказу роты стрелков гражданского ополчения, составляет 437 на 363 см. Однако было установлено, что полотно, сегодня известное как “Ночной дозор”, — картина, представляющая лишь большую часть оригинала, изначально имеющего значительно большие параметры. Дело в том, что по неизвестным причинам фрагмент, изображающий Якобса Дирксена де Рой и Яна Брюгмана, впоследствии был вырезан. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения.

“Ночной дозор”: описание картины

На полотне изображена группа мушкетеров под предводительством капитана Кока, который облачен в черный камзол и жестикулирует, отдавая приказ лейтенанту ван Рейтенбюргу. За спиной последнего находится мушкетер Ян Лейдекерс Класен, а на заднем плане в цилиндре изображен копейщик Ян Оккерсен. Еще одна фигура, обращающая на себя внимание, — это облаченный в красный камзол Ян ван дер Хеде, заряжающий мушкет. Всех этих людей окружает множество других персонажей, часть из которых вообще не имеет отношения к стрелкам. Например, и по сей день вызывает споры фигура девочки в роскошном золотистом платье, так как не ясно, с какой целью художник изобразил ребенка среди вооруженных мужчин. Это еще раз подтверждает мнение, что “Ночной дозор” — картина, полная загадок.

Дальнейшая судьба полотна

Когда Рембрандт представил картину стрелкам-членам ополчения, они не могли скрыть своего разочарования, поскольку то, что они увидели, не соответствовало представлениям о групповом портрете, существующим на тот момент. В частности, заказчики надеялись, что они будут изображены примерно так, как сегодня фотографы предлагают расположиться школьникам на традиционных снимках по случаю окончания учебного года. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане, и их фигуры почти не заметны. Таким образом, картина, которая признана шедевром всеми, кто уже около 200 лет изучает творчество Рембрандта, не нашла признания у современников. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее - в плохом состоянии - не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора.

творчество Рембрандта

“Ночной дозор”: легенды и мистификации

Сегодня нередко можно натолкнуться на настолько странное описание картины Рембрандта, что остается только удивляться невежеству людей, которые их выдумывают. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев, изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Более того, они уверяют, что именно эта попытка Рембрандта разоблачить убийц вызвала гнев преступников, и они сделали все, чтобы ввергнуть художника в нищету. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году, и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания “Ночного дозора”.

“Ночной дозор” описание картины

3D-модель “Ночного дозора”

Творчество Рембрандта, который после написания картины, изображающей стрелков ополчения, перестал получать заказы и умер в нищете, вновь заинтересовало любителей живописи лишь в 19 веке. Сегодня работы и даже наброски, выполненные этим художником, продаются на аукционах за баснословные деньги, а его полотна считаются украшением коллекций крупнейших музеев мира.

Несколько лет назад российские скульпторы М. Дронов и А. Таратынов решили создать 3D–модель “Ночного дозора”. Она представляет собой 22 бронзовые фигуры в человеческий рост, повторяющие в мельчайших подробностях облик персонажей знаменитого полотна. Сегодня эта работа украшает площадь Рембрандта в Амстердаме и пользуется огромной популярностью у туристов.

“Ночной дозор” картина

Когда кто-либо желает рассказать про “Ночной дозор”, описание картины, каким бы полным и подробным оно ни было, не может передать то впечатление, которое охватывает всех, кто оказывается перед этим шедевром в зале Государственного музея Амстердама. А всем остальным остается разглядывать фотографии или ждать, когда 3D-модель “Дозора” снова привезут в Россию.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Картина Искусство и развлечения Картина "Ночной дозор" Рембрандта. Описание картины, фото

Картина "Ночной дозор" Рембрандта стала переломной в творчестве художника. А кроме того, она скрывает немало тайн, которые до сих пор пытаются разгадать искусствоведы. Выставлено это произведение в Голландии в государ...

Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развитияЗдоровье Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития

Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу опр...

Искусство и развлечения "Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта

Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. Исторически относясь ко времени расцвета голландской живописи XXVII века, он не позволяет обнаружить явной привязки к ней ни по темам,...

Рембрандт - картины. Картины Рембрандта с названиями. Художник РембрандтИскусство и развлечения Рембрандт - картины. Картины Рембрандта с названиями. Художник Рембрандт

Рембрандт Ван Рейн, картины которого можно увидеть во многих музеях мира, сегодня известен каждому человеку на Земле. Страх и радость, удивление и негодование в его работах отражаются так натурально, что не поверить и...

«Игра Престолов», Ночной Дозор: структура, особенности, клятваИскусство и развлечения «Игра Престолов», Ночной Дозор: структура, особенности, клятва

Братство, оберегающее жителей Семи Королевств от пробудившегося древнего зла, хорошо знакомо каждому поклоннику саги «Игра Престолов». Ночной Дозор стоит на самой кромке мира людей, чтобы уберечь его от дв...

Почему кашель усиливается ночью? Как бороться с ночным кашлем?Здоровье Почему кашель усиливается ночью? Как бороться с ночным кашлем?

Каждый знает, как неприятно болеть, когда поднимается температура, мучает насморк и кашель. Особенно противно, когда он усиливается ночью. Кашель способен лишить человека нормального сна.Утром простудившийся пр...

«Беглец». Актеры картин 1993 и 2015 годов. «Беглецы» (1986 г.)Искусство и развлечения «Беглец». Актеры картин 1993 и 2015 годов. «Беглецы» (1986 г.)

В период с 1963 по 1966 гг. в Америке занимал высшие строки таблоида популярности телефильм «Беглец» (актеры основного состава: Д. Джэнссен, У. Конрад, Б. Морс), который рассказывал историю о несчастном хи...

Искусство и развлечения "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания

В истории живописи есть ряд картин с трагической и одновременно таинственной историей. Полотно «Даная» Рембрандта - одна из них. Сегодня картина демонстрируется любителям искусства в зале голландской и фла...

Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкцияБизнес Как продавать картины через Интернет: пошаговая инструкция

Люди, которые увлекаются творчеством, нередко задаются вопросом о том, как продавать картины через Интернет. Благо, в наше время есть множество возможностей для каждого. Поэтому любители переносить на холсты свои эмоц...

Пхукет: рынок рыбный, вещевой. Ночной рынок на ПхукетеБизнес Пхукет: рынок рыбный, вещевой. Ночной рынок на Пхукете

Пхукет – это южная провинция Таиланда, которая соседствует с Краби, но является отдельным островом и не имеет сухопутных границ. Расположен он у Западного побережья Таиланда и, по сути, является крупнейшим из ег...

monateka.com

Ночной дозор (картина) Вики

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

История картины[ | код]

Копия «Ночного дозора» кисти Геррита Люнденса. Видны первоначально необрезанные части оригинальной картины

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.

В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[3].

Во время Второй мировой войны картина попала в руки нацистов. Она хранилась в свёрнутом виде в хранилище, устроенном в пещерах горы св. Петра[en] в Маастрихте.

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[4]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Загадки картины[ | код]

Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.

Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Баннинг Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.

"Ночной дозор". Фрагмент.

Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.

Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его копья, задающего направление движения.

Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.

Персонажи[ | код]

  • Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
  • Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
  • Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
  • Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
  • Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
  • Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
  • Эльберт Виллемсен Сведенрейк (Elbert Willemsen Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
  • Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.

Копейщики:

  • Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
  • Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
  • Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
  • Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.

Мушкетеры:

  • Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
  • Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.

Меченосцы:

  • каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
  • Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.

Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).

Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:

  • Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
  • Ян Брюгман (Jan Brughman).

Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.

«Ночной дозор» или «Дневной»?[ | код]

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

В кинематографе[ | код]

В музыке[ | код]

  • Песня «The Night Watch» группы King Crimson из альбома Starless and Bible Black (1974) посвящена картине.
  • Песня «The Shooting Company of Captain Frans B. Cocq» из альбома The Dream Sequencer (2000) голландского прогрессив-рок-проекта Ayreon исполняется от лица прапорщика со знаменем и повествует о создании картины.

Интересные факты[ | код]

В Санкт-Петербурге в Александровском парке в Пушкине около Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующих персонажей и композицию картины. Авторы проекта — скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов[6].

Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра[7].

В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.

В собрании Государственного Эрмитажа есть картина «Портрет молодого человека», датируемая 1641 годом, долгое время приписывавшаяся Рембрандту и снабжённая его подписью. Персонаж картины имеет явное портретное сходство с персонажем «Ночного дозора» копейщиком Валихом Схеллингвау. Позднейшие исследования доказали что подпись Рембрандта на этом портрете фальшивая, а автором картины вероятнее всего является его ученик Фердинанд Бол[8].

См. также[ | код]

Литература[ | код]

  • Верцман И. Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Егорова К. Портрет в творчестве Рембрандта. Москва : Искусство, 1975. - 234 с.
  • Тарасов Ю. «Ночной дозор Рембрандта» - кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, 2014, вып. 1, с. 114-122.
  • Шварц Г. Ночной дозор: о картине Рембранта. Амстердам: Гос. музей Ваандерс, 2003. - 48 с.
  • Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
  • Bikker J. The night watch. Amsterdam: Rijksmuseum, 2013. - 62 с.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта