Кощей Стоковые векторы и Кощей лицензионные иллюстрации. Картина кощей
Кощей Бессмертный, образ в сказках и мифах
Кощей Бессмертный один из самых известных антигероев в русских сказках. И раз сказка это сильно упрощенный миф, то этот колдун куда как интересней, чем обычно показано в мультфильмах и кино.
За что назвали «Кощеем»?
Слово «кощей» невероятно древнее. Существует предположение, что оно произошло от глагола «кощевать», что значит «колдовать», «ворожить». Так же по некоторым трактовкам это может значить «худой, бледный как кость». Что вполне соответствует представлениям об внешнем облике колдуна. На сербском языке слово «кощей» означает «кость и кожа». На польском – шея. Вероятно именем хотели подчеркнуть худобу персонажа.
В сказках нет четкого представления, как именно выглядит Кощей Бессмертный. Но все они сходятся, что он был худой и очень бледный. У него есть борода, но не пышная и окладистая, а тонкая и жидкая. Но это не обязательный атрибут. Чаще всего в сказках он появляется на коне, причем иногда как царь, а не просто колдун. Конь его часто «горящий». В сказках у таких чудесных коней огонь идет от копыт и гривы, а из ноздрей пар валит. В целом, деталям внешнего облика уделялось мало внимания. Видимо людям древних времен достаточно было сказать »колдун» и все точно представляли, как именно он выглядит.
Сила Кощеева
Виктор ВаснецовКощей Бессмертный1926
Важным моментом для понимания сути Кощея является эпизод с его смертью. Смерть кощея на конце иглы, или просто я яйце. При это игла помещена в несколько сложенных между собой предметов. Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка) . Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».
Сама игла в мифологии славян считалась предметом одновременно отводящих порчу, и одновременно при её помощи можно было магически навредить. Считалось, что ведьмы способны обращаться и в иголку. А если подброшенную с порчей иглу поломать, то колдовство исчезнет. Игла и другие атрибуты кощея связаны с символикой смерти. Поэтому иногда его называют хозяином царства мертвых. К слову, поломать иглу, единственный способ победить колдуна.
Если вспомнить подход к интерпретации мифов А.А.Афанасьева, то Кощей это воплощение грозных сил природы. В первую очередь тьмы и зимы. Сюжет с похищением невесты напоминает сюжет с похищением Персефоны Аидом. Эту идею подал Рыбаков, однако она является спорной.
Кощей Бессмертный является весьма сильным колдуном. Он способен обернуть в камень целое царство, как в сказке «Иван Соснович». В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В другой сказке по его слову царевна становиться змеей.
В искусстве
Георгий Милляр в роли Кощея. 1944 год
Сегодня мы воспринимаем образ Кощея Бессмертного в большей степени по тем образцам искусства, куда он попал. Поэтому отдельно отметим и их. Из высокого это балет игоря Стравинского «Жар-птица». И опера Риского-Корсакого «Кащей Бессмертный». Так же стал персонажем многих книг, одним из ранних стал историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» от 1833 года. И конечно же сказки Александра Пушкина, благодаря которому и сохранилось большое количтсво народного фольклора.
В кино известен фильм Александра Роу 1940 года, где главную роль играет Георгий Милляр. Актер незадолго до съемок перенёс тяжелую болезнь. Он сильно похудел, что с итоге сделало образ харизматичным и запоминающимся. Фильм черно-белый, но в реальности актер носил красный плащ на съемках. Поэтому когда к нему подвели лошадь, она сразу признала в образе Милляра настоящего Кощея, встала на дыбы и не хотела успокаиваться. Пришлось другой лошадь закрывать глаза.
В 1954 году был снят мультфильм «Царевна-лягушка». Не так давно я вспомнила его, и подумала «Да это же настоящий лич!». В последующих экранизациях Кощей обычно предстает комичным персонажем. А нам сейчас сильно не хватает масштабных злодеев и героев, а он смог бы справиться с такой ролью. Но это уже тема для другой статьи.
Автор: Марина Бочарова
mstfn.com
Что нужно знать о Кощее Бессмертном (8 фото)
Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.
Тайна имени
Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).
Кто такой Кощей?
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.
Неуспешный дамский угодник
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Кощей Галантный
Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.
Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
Как убить Кощея
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
Христианская трактовка Кощея
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.
Интересные материалы:
Мандрагора - ведьмина трава (4 фото) Демоны любят вселяться в красивых женщин (2 фото)nlo-mir.ru
Кащей Бессмертный в отечественных киносказках
Кащей Бессмертный. Один из главных злодеев русских народных сказок. Очень могущественный волшебник, победить которого можно было только сломав хорошо припрятанную иголку. Помимо русских сказок его образ можно проследить и в западном фэнтези. Тот же Саурон со смертью в кольце или Лорд Волдеморт со своими крестражами
Но это отдельная тема для разговора. Вернёмся к нашему кино
Первым образ Кащея Бессмертного воплотил на экране Георгий Милляр в одноимённой сказке Александра Роу в 1944 году
По мне, так это один из лучших образов классического злодея, воплощённый на экране мастером по нечистой силе (но Баба Яга у него получалась ещё лучше)
Второе появление на экране было почти незаметным. Евгений Лебедев промелькнул в этой роли в фильме "Римский-Корсаков"
Это была даже скорее не роль Кощея, а роль актёра, сыгравшего Кащея в опере великого композитора
А дальше был снова Георгий Милляр и снова в сказке Александра Роу
В фильме "Огонь, вода и… медные трубы" его Кащей не имел ничего общего с первым злодеем. Он был гораздо более комичен
Следующим Кащеем стал Фёдор Никитин в сказке "Весёлое волшебство"
Это был первый перенос сказки в современность и Кащей в ней скрывался под видом бухгалтера
Ещё один комичный Кащей предстал в новогоднем ревю "Новогодние приключения Маши и Вити"
Роль злодея в этом фильме сыграл Николай Боярский (известный по роли Адама Козлевича в "Золотом телёнке") - родной дядя Михаила Боярского (который в этой сказке тоже играл - кота Матвея)
Далее идёт, по моему мнению, лучший Кащей нашего кино - Александр Филиппенко в сказке "Там, на неведомых дорожках..."
Кащей Олега Табакова в фильме "После дождичка в четверг" более оригинален и далёк от классического образа
Ещё один, более классический Кащей (но тоже осовремененный) появился на экране в сказке "На златом крыльце сидели" и сыграл его Виктор Сергачёв
"Лиловый шар" это не совсем сказка, это вроде как фантастика, снятая по книге Кира Булычева. Но там тоже был Кащей. И сыграл его Игорь Ясулович
Последнего советского Кащея сыграл Валерий Ивченко в "Сказке про влюблённого маляра"
После этого о сказках надолго забыли и вспомнили о Кащее только в 2004 году, когда на экраны вышел фильм "Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства". В нём молодого Кащея сыграл Анатолий Смиранин
а старого Алексей Петренко
К своему стыду признаюсь - я даже не знал о существовании этого фильма. Буду навёрстывать
Ещё одного современного Кащея в том же 2004 году сыграл Нодар Мгалоблишвили в фильме "Чудеса в Решетове"
В 2009 году в первом россйском фильме от Диснея "Книге мастеров" злодеем стал Гоша Куценко
А в лютом треше под названием "Приключения в Тридесятом царстве" его сыграл Евгений Щетинин
Ещё один образ Кащея в нашем времени воплотил Леонид Ярмольник в фильме "Реальная сказка"
Ну а последним на сегодняшний день образом сказочного злодея в кино стал Кащей Константина Лавроненко в новом фильме "Последний богатырь" (опять же от Диснея)
Правда его я ещё не успел посмотреть и ничего об этом образе сказать не могу
Опрос о лучшем Кащее нашего кино проводится здесь - Лучшая нечисть отечественного кино. Опрос
[Источники...]
Использованы кадры из художественных фильмов
"Кащей Бессмертный", реж Александр Роу"Римский-Корсаков", реж Григорий Рошаль, Геннадий Казанский"Огонь, вода и… медные трубы", реж Александр Роу"Весёлое волшебство", реж Борис Рыцарев"Новогодние приключения Маши и Вити", реж Игорь Усов, Геннадий Казанский"Там, на неведомых дорожках...", реж Михаил Юзовский"После дождичка в четверг", реж Михаил Юзовский"На златом крыльце сидели", реж Борис Рыцарев"Лиловый шар", реж Павел Арсенов"Сказка про влюблённого маляра", реж Надежда Кошеверова"Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства", реж Валерий Ткачев"Чудеса в Решетове", реж Михаил Левитин"Книга мастеров", реж Вадим Соколовский"Приключения в Тридесятом царстве", реж Валерия Ивановская"Реальная сказка", реж Андрей Мармонтов"Последний богатырь", реж Дмитрий Дьяченко
Смотрите также:dubikvit.livejournal.com
Стоковые векторные изображения Кощей | Depositphotos®
mountain_inside
2200 x 2181
mountain_inside
5519 x 5475
mountain_inside
6104 x 6114
mountain_inside
6104 x 6114
mountain_inside
11638 x 11638
mountain_inside
5849 x 5849
mountain_inside
7288 x 7288
mountain_inside
5849 x 5849
mountain_inside
5849 x 5849
mountain_inside
5849 x 5849
mountain_inside
5000 x 5000
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5819 x 5819
mountain_inside
5849 x 5849
mountain_inside
2925 x 2925
mountain_inside
2925 x 2925
mountain_inside
5000 x 5000
mountain_inside
5129 x 5087
mountain_inside
5129 x 5087
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
10259 x 10174
mountain_inside
4474 x 4475
mountain_inside
5000 x 5000
mountain_inside
5000 x 5016
mountain_inside
5819 x 5819
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5000 x 5016
mountain_inside
6101 x 6051
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5362 x 5362
mountain_inside
5000 x 4959
mountain_inside
5362 x 5362
mountain_inside
5849 x 5849
ru.depositphotos.com
Образ Кощея Бессмертного в сказках
Цель статьи:
Проанализировать образ Кощея Бессмертного в сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи нашей статьи:
* Узнать из дополнительной литературы о Кощее Бессмертном.
* Провести опрос по теме работы среди учащихся.
* Прочитать русские народные сказки, в которых действует Кощей Бессмертный.
* Проанализировать образ Кощея Бессмертного и сделать выводы.
Объект исследования: Кощей Бессмертный.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Гипотеза:
Предположим, что Кощей Бессмертный - это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования:
Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Тип проекта: групповой.
Общая характеристика Кощея Бессмертного
Происхождение слова >
Слово > в XII веке означало раба, пленника. Это слово от тюркского košči >, которое образовано от koš > (в древнерусском > - стан, обоз; в украинском языке > означает стан, поселение, а > - старшина, начальник коша, а соответственно - и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке > означало раскинуть стан).Кощей Бессмертный - мифологическое существо
Февраль - начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Именно в високосном году 29 февраля празднуется День Кощея.
Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек - Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.
В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества.
В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце.
Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, судьба. Наши слова "кошелек", "кошелка", тоже являются ёмкостями для хранения чего-то (денег, которые очень влияют судьбу).
На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв. )
Ближе всего к образу Кощея Бессмертного подходит определение, в котором говорится, что в слово "кощь" ("кошть") - сухой, тощий, худой телом и, родственное со словом "кость".
До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем:
"Там Царь Кощей над златом чахнет. "
Тверская область - родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.
Памятник Кощею Бессмертному есть в Суздали.
Основные черты образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках
Сначала мы решили провести опрос среди учащихся своих классов, так как нам стало интересно: что думают другие ученики о Кощее Бессмертном? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такой Кощей Бессмертный?
2. Каким вы его себе представляете?
3. Где он живёт?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит?
В опросе участвовало 43 ученика. Варианты их ответов мы записали в таблицу.
Результаты опроса учащихся
1. Кто такой Кощей Бессмертный?
Зловещий сказочный герой русских сказок, царь, колдун, сказочный персонаж, сказочный злодей, отрицательный герой русских народных сказок.
2. Каким вы его себе представляете?
Очень жадный старик, старый и некрасивый, страшный, безжалостный, злой, коварный, хитрый, жестокий, бессмертный, вредный, скупой, беспощадный, злобный старикашка.
3. Где он живёт?
В сказочном каменном дворце, в высоком замке, в тридевятом государстве, в замке на высокой скале, в тридесятом царстве, в пещере, в тёмном царстве, в подземелье, замок на горе, в сказках, в темном лесу в замке, далеко за горой, в каменном замке, в дремучем лесу.
4. Чем занимается?
Похищает чужих невест, колдовством, злом, промышляет похищением принцесс, пугает людей, плохими делами, совершает злодейство против людей, ворует людей, задумывает коварные действия, творит зло, всем вредит, чародейством, губит людей, устраивает гадости, сжигает деревни и забирает людей в плен, наводит страх, считает золото в сундуках, вредительством, обижает и ворует добрых людей, наводит ужас на людей.
5. Как выглядит?
Костлявый, чахлый, высокий, страшный, худой, тощий, старый, скверный, седой, лысый, с кривым носом, злой, в чёрной одежде, некрасивый, похож на скелет, смешной, лицо очень злое, высокий худой старик, хитрый, очень ужасно, с короной на голове.
Далее мы самостоятельно проанализировали образ Кощея Бессмертного. Для этого прочитали русские народные сказки, где говорилось о Кощее Бессмертном.
Результаты своего исследования по сказкам мы записали.
Образ Кощея Бессмертного в сказках
Название сказки
Место обитания Кощея Бессмертного
Внешний вид
Кощея Бессмертного
Волшебные вещи в сказке и другие чудеса
Животные, служащие Кощею Бессмертному
Положительный или отрицательный персонаж (Кощей Бессмертный)
Царевна-Лягушка
За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве, в подсолнечном государстве
Скелет, его ни стрелой, ни пулей не убьешь
Клубок, гриб, палочка, яйцо, игла
Заяц, утка, дракон
Отрицательный
Марья Моревна
За тридевять зе-мель, за тридесять морей, за далеки-ми лесами, в царс-тве темном, в ста-ром замке.
Высокий старик, скупой, злой, сильный и хитрый.
Мертвая и живая вода, огненная река, волшебный платочек. Сокол, орел, филин превраща-лись в добрых молодцев. Перс-тень такой, что если его вниз кам-нем повернуть, так через любую реку мост про-кладывается.
Волшебные кони.
Отрицательный
Иван Богатырь и Кощей Бессмертный
(Сказка об Иване-богатыре)
За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве есть каменная гора выше облаков.
Рос Иван - бога-тырь не по дням; а по часам; недю-жинная сила бо-гатырей; сам с но-готок, борода с локоток, сорок во-зов сена тянет; зо-лотой дворец, се-ребряный дворец, медный дворец; в каком месте яичко с руки на руку перебро сишь, в том месте дворец встанет; волшеб-ная вышивка; жи-вая и мёртвая во-да; ковер - само-лет.
Отрицательный
Кощей Бессмертный
На высокой горе в пещере.
Кощей Бессмертный представлял собой злой персонаж.
Перстень двенад-цати молодцев, волшебные воро-та, камень с над-писью.
Заяц и утка
Отрицательный.
Иван Соснович
В высоких горах, в темном замке
Парень из сосны; сила Ивана Сос-новича; человек гору поднимает; две бутылочки с живой водой и две бутылочки с мертвой.
Отрицательный.
Сила Кощея
Кощей связан со стихией воды:
* Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. (Воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и получали от этого силу).
* Кощей является могущественным чародеем. В сказке > Кощей превращает в камень целое царство. В сказке > превращает Ивана Царевича в орех. В сказке > превращает царевну в змею. В сказке > наказывает царевну, надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу. Также Кощей любитель превращаться в ворона.
Враги Кощея
* Во многих сказках врагом Кощея была Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.
* Также врагами Кощея были богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки Иван Соснович, двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей погибает от рук Ивана Сосновича.
Тайна Кощея Бессмертного
То, что Кощей бессмертен - это знает каждый. А вот почему у него такое прозвище, где находится его смерть, кто может его победить?
Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Вот что говорят об этом сказки.
В русской народной сказке "Кощей Бессмертный":
- У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.
В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:
- Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!
- Что ты, Кощей? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.
Кощей опять и говорит:
- Я что-то не могу!
А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:
- Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
- Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.
Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кощей Бессмертный умер".
А в сказке "Марья Моревна" Иван убивает Кощея совсем другим способом.
После того наклал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.>>
То есть Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня, родственником которого является его собственный конь.
А есть еще один вариант этой сказки, в котором говорится о смерти Кощея так:
Добрался до Марьи Моревны, та ну его целовать-миловать, слезами обливать:
- Я уж и не чаяла тебя увидеть. Но лучше уезжай подобру-поздорову, не то догонит нас Кощей - быть тебе снова изрубленым, а мне это хуже своей смерти.
- Не догонит.
Посадил ее на своего коня - тот полетел быстрее ветра. Ну а Кощей Бессмертный домой воротился, обнаружил пропажу и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохся в полете. Упал в сине море и утонул. А Иван-царевич с Марьей Моревной воротились в свое царство, но не прежде чем заехали к каждой из сестер Ивана-царевича и еще раз поблагодарили Сокола, Орла и Ворона.>>
Кощей хитрый, и в одной сказке, которая тоже называется "Кощей Бессмертный", несколько раз обманывает Ивана и его невесту, называя неправильные места своей смерти.
". за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?" - "На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана".
Но не оказалось его смерти в венике.
Вторая попытка.
"Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана".
И только на третий раз поведал Кощей где смерть его на самом деле.
". говорит он Ненаглядной Красоте: "Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре, та кокора в море плавает".
А когда нашел Иван то яйцо заветное, положил его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному.
"Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: "А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть". - "Ты сам у меня ее отнял! - отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: - А это что?" У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку - Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем - тут Кощей свалился и помер"
А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке "Царевна-Лягушка".
"Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.
Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.>>
Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному. Зло наказано. А если Кощей - олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.
Внешний вид Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный старый, очень худой, тощий и костлявый человек, похожий на скелет, обтянутый кожей. Он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скупой), и он не вежливый, грубый и неблагодарный.
Что сказано в сказках про Кощея?
Кощей ездит на коне и свободно держится в седле, значит он совсем не слабый, не хилый, а достаточно сильный и ловкий.
Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать. А когда возвращается вечером, начинает ругаться, что, мол, русским духом у него в доме пахнет, ревнует, значит. А девица ему и отвечает: "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет". Значит, Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица какая диковинная.
Кощей умеет шутить. Он неправильно говорит Красавице о месте нахождения своей смерти, обманывает, то есть, а потом и говорит: "Глупая баба! То я пошутил. ", а потом другое место называет.
Был и такой случай:
Пас он как-то кобылиц у Бабы-Яги. Да не простые те кобылицы были, ветра сильные, неугомонные. Три дня он пас их, и не одна не убежала от него. За это получил он от Бабы-Яги своего верного Коня. Не помогал Кощею никто в его деле. Сам справился. А Иван, за три дня не смог ни разу их без помощников своих собрать, да и коня, в общем-то, украл он у Яги.
Кощей безжалостен к своим врагам. Иван-царевич оказывается его злейшим недругом, хоть и спас его от жажды, Кощей убивает его и разрубает на куски.
Общие выводы
Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин. Он обладает несметными богатствами. Кощей - высохший костлявый старик с горящими глазами. Он бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров - в безбрежном море. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея. Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик - и вот "сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть"
III. Анализ результатов исследования
На основе связей между предметами, явлениями, действиями Кощея Бессмертного можно в русских народных сказках можно сделать вывод:
Кощей Бессме́ртный - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скупым. А характер у него вредный, злой, грубый и неблагодарный.
Кощей - олицетворяет Зиму, Холод, Смерть. Он является могущественным чародеем. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.
Называют Кощея Бессмертным, потому что Смерть его далеко спрятана.
Таким образом, наше предположение, что Кощей Бессмертный - вымышленный сказочный персонаж, подтвердилось.
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали русские народные сказки, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
ПРО КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО
Там, где скалы, словно зубья,
Небо синее грызут,
Там, где ветры терпеливо
Валуны о камни трут.
В тёмной потайной пещере
Еле теплица огонь.
В ней сидит Кощей при деле;
Сто веков мечтает он.
Грезит он, как мог бы в жизни
Славный подвиг совершить,
Мог добиться бы успеха,
Победить и полюбить.
И мечтает, как бы царством
Правил справедливо он,
Как народ ему подвластный
Благодарный слал б поклон.
Он мечтает, как в ненастье
Мог бы тучи раздвигать,
Как бы в голод и в несчастье
Смог бы помощь оказать.
Он мечтает век за веком,
Но не делает труда,
Встать и взяться бы за дело.
Так пропали все века!
Словарь терминов
КОЩЕЙ (Ожег. ) 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный, 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр. ).
КОЩЕЙ (Ушак. ) - (или кащей), кощея, м. (казак. - бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках - мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг. ). 3. Скупец, скряга (разг. ).
КАЩЕЙ - сказочное лицо, вроде вечного жида, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего.
Толковый словарь Даля, 1863-1866
Кощей (или Кащей) - фантастическое лицо русских сказок и былин, играющее ту же роль скупого хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям.
Биографический словарь
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ - в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Герой побеждает его, добыв яйцо, в котором спрятана кащеева смерть.
Большой энциклопедический словарь
Кащей, кощей бессмертный, герой русск. сказок, худой (кожа да кости) старик-скупец, обладающий тайной долговечной жизни.
www.microanswers.ru
Как нарисовать Кощея | Drawingforall.ru
Всем хорошего дня, добро пожаловать на drawingforall! Сегодня мы расскажем вам о том, как рисовать Кощея Бессмертного, одного из основных героев русских былин и сказок.
Прототипы Кощея существуют в сказаниях почти каждого восточноевропейского народа, и каждый из этих прототипов обязательно является очень худым, злобным стариком, владеющим магией. Часто Кощей предстаёт в виде царя-тирана какого-либо реально существующего народа, либо правителя подземного царства, причём он обязательно должен быть богатым и гротескно — скупым.
Ну а иногда это просто одинокий злобный чародей, живущий в глубоком лесу или в заброшенной пещере и «чахнущий над своим златом» вместе со своим верным драконом. Мы нарисуем знакомого нам по картинам Виктора Васнецова Кощея — сутулого старика, опирающегося на посох и облачённого в мантию, а голову персонажа будет украшать корона. Итак, начинаем урок, посвящённый тому, как нарисовать Кощея!
Шаг 1
Обычно мы начинаем урок с рисованием стикмена, но комплекция нашего сегодняшнего героя такова, что почти стикменом мы и закончим. Обратите внимание на позу Кощея — очень характерной особенностью является его сутулость, которую отлично передаёт голова, втянутая в плечи, а также согнутая линия туловища — это нужно обязательно отобразить в стикмене. В итоге у нас должен получится вот такой стикмен фигуры сгорбленного, пожилого человека.
Шаг 2
Теперь дорисуем Кощею кисти — одна должна свисать, а вторая обхватывать посох. Кругами обозначим суставы, немного прорисуем контуры рук и туловища. Этот этап очень короткий, поэтому есть время для интересного факта — 16 ноября отмечается международный день борьбы с анорексией, утверждённый в 2005 году.
Шаг 3
Теперь набросим силуэт пояса и нижних конечностей. Кругами обозначим коленные суставы, длинными прямоугольниками — бедра и голени. Обозначаем ступни треугольниками и двигаемся далее.
Шаг 4
Облачим нашего Кощея в мантию. Пряжка этого одеяния должна располагаться под головой персонажа и немного сбоку. Не забудьте обозначить складки, которые идут от пряжки, ведь такие мелкие детали делают рисунок более реальным и естественным.
Складки ткани в совсем небольшом количестве находятся и на основной части плаща — чтобы их обозначить, потребуется нарисовать пару длинных вертикальных линий.
Также необходимо нарисовать загнутый край плаща — это добавит реалистичности. С плащом закончили, теперь нанесём разметку на овал лица (вообще это нужно делать в первых шагах, мы это сделать забыли, каемся). Набрасываем вертикальную линию лицевой симметрии и горизонтальную линию глаз, параллельно которой обозначаем короткие штрихи рта и носа. Используйте для этих действий лёгкие, едва заметные линии, практически не нажимая на карандаш.
Шаг 5
Приступаем к детальной прорисовке нашего пожилого анорексика, начиная, как всегда, с головы. Рекомендуем начать с глаз — рисуем их по намеченной в прошлом шаге линии.
Глаза должны быть обычной, миндалевидной формы, а вот брови над ними должны передавать нахмуренный, пристальный взгляд. Затем прорисуем заострённое ухо — оно будет располагаться достаточно высоко относительно глаз и носа для того, чтобы подчеркнуть наклон головы. Опускаемся чуть ниже и также по заранее намеченной линии рисуем нос, он должен быть длинным и крючковатым. Теперь остаётся только рот — длинная изогнутая линия, и можно переходить к короне.
Рисовать корону несложно, ведь она представляет собой обруч, от которого отходят зубцы в разные стороны. Постарайтесь, чтобы передние зубцы располагались на одинаковой расстоянии друг от друга и сохраняли одинаковую высоту. Задние должны быть короче для правильной передачи расстояния.
Шаг 6
Отлично, теперь добавим нашему Кощею возраста в виде глубоких и многочисленных морщин. Самые заметные морщины образуют круги под глазами, а одни из самых длинных проходят в области лба и виска.Также очень глубокие морщины должны обозначать носогубную складку. Этим же этапом прорисуем туловище Кощея -длинными волнистыми линиями обозначим выступающие рёбра, точкой пометим пупок. Теперь стираем все вспомогательные и направляющие линии туловища из прошлых этапов и переходим к следующему.
Шаг 7
Продолжаем рисовать Кощея, а в этом этапе займёмся его руками — обратите внимание, что они не должны быть объёмнее силуэтов из предыдущего шага, мы просто придаём им форму и намечаем еле заметные мышцы плеча и практически атрофированный бицепс.
На предплечьях рисуем по одной полоске, а вот на кисти уйдёт немного больше времени, ведь на левой нужно длинными линями обозначить сухожилия, а тремя короткими штрихами прорисовать костяшки. С правой кистью полегче — там рисуем только длинные тощие пальцы, которые должны буквально обвивать посох. Кстати говоря, не забудьте прорисовать посох и обозначить шар на его верхнем конце.
Шаг 8
Осталось немного, в этом шаге прорисуем нижнюю часть тела Кощея. Начинаем с пояса — рисуем набедренную повязку, которая, возможно, ранее была богатым одеянием, но со временем износилась и порвалась. Да уж, наш сегодняшний персонаж не очень эстетичный — если вы хотите нарисовать что-то красивое, попробуйте нарисовать розу поэтапно.
Однако вернёмся к уроку. Нарисуйте порванные края и дыры на ткани повязки, не забудьте также про складки — буквально несколько плавных линий. Теперь ноги. Стираем лишние линии из предыдущих этапов и рисуем доспехи, которые закрывают всю нижнюю часть ноги, начиная от колена.
Шаг 9
Этот этап будет совсем небольшой, здесь мы нарисуем многочисленные дыры на мантии Кощея, а также вернёмся к складкам ткани. Нанесём несколько плавных горизонтальных линий на часть мантии, которая свисает с правой руки. Обратите внимание, что линии эти в конце загибаются, окутывая плечо Кощея. Наносим пару вертикальных линий на нижнюю часть мантии и переходим к следующему шагу.
Шаг 10
Остаётся последний этап — нанесение теней. В нашем рисунке тени будут лёгкие и не очень контрастные. Основная доля теней должна приходиться на участки мантии, свисающие за руками. Вообще на всех участках плаща, кроме плеч, тени наносятся лёгкой вертикальной штриховкой. Не забудьте заштриховать места вокруг глаз, а также участки на бёдрах, куда ложиться тень от повязки.
С вами были художники сайта Drawingforall, пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии! Всего наилучшего!
Вам также могут быть интересны:
drawingforall.ru
Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов
В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного.Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхождения его образа.
Ключевые слова: Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, мифология, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян.
В високосный год 29 февраля чествуется самое злое божество славянской мифологии Кащей или Чернобог. Казалось, сказочный образ Кощея Бессмертного никак не может быть связан с божеством, пусть и злым.
Кто же стоит за образом Кощея Бессмертного? Почему его связывают с Чернобогом? Есть ли еще прототипы у Кощея? Все эти вопросы подтолкнули нас к исследованию.
Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий [1]. Мы видим Кощея в образе царя и колдуна большой силы, часто на коне. Жилище Кощея всегда находится очень далеко, будь то дворец, замок или большой дом, в котором находятся несметные богатства. Кощей Бессмертный обладает магической силой и является могущественным чародеем. Но все же Кощея можно победить.
Главной особенностью Кощея Бессмертного является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, в нем оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что вызывает быструю смерть Кощея.
В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» — колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить [2].Другие ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Есть предположения, что имя Кощея говорит о его богатстве. В древнерусском слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым» [3].
Всё это есть в сказках. В одних сказках Кощей «гремит костями», в других – «над златом чахнет», оберегая свои богатства, в третьих – он пленник.
Существуют разные версии прототипов Кощея Бессмертного.
Один из прототипов Кощея Бессмертного – Карачун зимнее славянское божество. Карачун-Кощей — это бог смерти от холода [4]. Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней. Пришло время людям покинуть родину, которая покрывалась льдами. Уйти вслед за рыбами, птицами на далекий материк. Грозному Карачуну служили медведи-бураны и метели-волки.
Некоторые исследователи считают, что образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу [7]. Имя этого божества упоминается в ряде летописей после принятия христианства на Руси. Во всех легендах, песнях и сказаниях Чернобог предстаёт как некая тёмная сущность и повелитель всех воинств загробного мира, подземного царства. Чернобога называли также и Черным змеем, и Кощеем. В некоторых мифах говорится о том, что Кощей – сын Чернобога. Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Праздник Чернобога отмечается 29 февраля [5].
В эпоху двоеверия на Руси прототип Кощея – святой Касьян. Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии [8]. Народные русские предания, легенды и поверья, сделали образ Святого Касьяна отрицательным, хотя этот реальный человек жил праведной жизнью. Так как именины святого отмечаются 29 февраля, образ Чернобога и святого Касиана как бы «срослись». В народе его называли Касьяном Завистником, Касьяном Скупым, Касьяном Грозным... Внешность и характер были у него отвратительные. Косящие глаза и мертвящий взгляд. На Руси говорили: «Касьян на траву взглянет – трава вянет, на скот – скот дохнет, на дерево – дерево сохнет. На народ взглянет – народу тяжело» [6]. Поэтому в Касьянов день (Кощий день) боялись выходить из дому, чтобы не попасть под «глаз Касьяна».
В Касьянов день славяне провожали зиму. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно было раздавить в руке сырое куриное яйцо. Считалось, что таким образом Кощею, смерть которого скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой и зиму, то заодно кончается и зима.
Мы провели сравнительный анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов и выяснили, что у Кощея, Чернобога и Карачуна больше общих черт, чем у Касьяна и Кощея. Так, например, внешний вид примерно одинаков у первых трех персонажей, а внешность Касьяна отличается. Местом обитания у Святого Касьяна служил монастырь, т. к. он был монахом, и даже утратив свою «святость» он не ушел в подземелье или темное царство, как Карачун, Чернобог или Кощей. Не прослеживается у Касьяна связь с животными, кроме того, что от его взгляда «скот дохнет».
Сходство у Касьяна с Карачуном и Чернобогом проявляется лишь в злодеяниях, направленных на людей, да празднике «Кощеев день».
Мы видим, что сам народ объединил эти образы, нарекая их общим именем Кощей (Кащей), наделяя страшной внешностью и магической силой разрушения. Мы считаем, что прототипами его в разное время были Карачун (язычество) и Чернобог (о нем упоминается после принятия христианства). Касьян как прототип Кощея менее вероятен. Так зачем же появился Кощей? Ни с Карачуном, ни с Чернобогом никто никогда не осмеливался бороться, выступать против них, наоборот, Чернобогу ставили идолов и приносили жертвы. Создание сказочного образа Кощея, которого может победить герой, необходимо было для того, чтобы уравновесить античеловеческий образ истинного Чернобога.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся вторых классов с целью определить, что знают младшие школьники по данной теме.
Результаты опроса показали, что всем известна версия о происхождении имени Кощея от слова «кость». Чуть меньше половины ребят указали на знание и других версий. А вот о прототипах Кощея практически никто не знает, как и о празднике «Кощеев день». Так что, мне есть о чем рассказать одноклассникам!
Литература:
- Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т — М., 1957.
- Славянская мифология: Энциклопедический словарь/ Науч. ред.: В. Я. Петрухин и др. — М., 1995.
3. Калашников В. Русская демонология. Издательство: Ломоносов, 2014.
- Забытые боги древних славян. Карачун. Режим доступа: http://taynikrus.ru/
- Калейдоскоп праздников. Режим доступа: http://chippfest.blogspot.ru/
- Календарь событий: Режим доступа: http://www.calend.ru/
- «Кощей Бессмертный – символ вечно проигрывающего зла». Режим доступа: http://www.echo.az
- Святой Касьян и Касьянов день. Режим доступа: http://novogodje.ru/svyatoj-kasyan-i-kasyanov-den.html
Ключевые слова: Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, мифология, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян.
Аннотация: В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхождения его образа.
yun.moluch.ru