Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики. Благовещение картины
Благовещение в русской живописи
Благовещение.И. Я. Вишняков и др. 1756 г.Из Троице-Петровского собораГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Благовещенье.Иконы из царских врат Казанского собора.В. Л. Боровиковский. 1804 г. Прессованный картон, масло, диаметр 73,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1824 г. Дерево, масло, до 177x60.Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1825 г.Из собр. Г. МамаеваГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение
К картине Боровиковского
Кто сей юный? В ризе светаОн небесно возблисталИ, сияющий, предсталКроткой Деве Назарета:
Дышит радостью чело,Веют благовестью речи,Кудри сыплются на плечи,За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейныйОсеняет ясный лик,Долу взор благоговейныйПод ресницами поник;
Скрещены на персех руки,В персех сдержан тихий вздох,Робкий слух приемлет звуки:«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый –Искупления глашатай,Ангел, вестник торжества,Вестник тайны воплощения,
А пред ним – полна смиренья –Дева, Матерь Божества.
Владимир Бенедиктов1856
***
Благовещение. А. А. Иванов. 1850 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Благовещение. Копия с картины С. Мартини. А.А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома
Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.А. А. Иванов. 1850-е
***
***
Благовещение.Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1892 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 30,4х43Государственная Третьяковская галерея
Дева Мария (левая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24 x 15 см Архангел Гавриил (правая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24x 16. Эскиз росписи Царских врат церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15150 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15149
Архангел Гавриил. Из диптиха "Благовещение"Михаил Васильевич Нестеров. Холст, маслоЧастное собраниеhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15082
Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30.Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15081
Дева Мария. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30. Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15080
Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 38x12.Эскиз левой части композиции "Благовещение" для росписи алтарного пилона церкви во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15175
Дева Мария. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28x15. Эскиз правой части композиции "Благовещение" для Царских врат во имя благоверного князя Александра НевскогоГосударственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15169
Благовещение.Эскиз росписи для церкви Александра Невского в Абастумани.М. В. Нестеров. 1898–1900 г. Бумага, картон, гуашь, бронза. 30,8x12,3Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.М. В. Нестеров. 1901 г. Фанера, масло. 38x28,5Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.Верхняя часть композиции Царских врат иконостаса церкви Покрова БогородицыМ. В. Нестеров. 1909 г.Покровский храм Марфо-Мариинской обители
Архангел Гавриил (левая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x13. Дева Мария (правая часть диптиха "Благовещение"). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49x11.М.В. Нестеров. 1908 г. Из диптиха . Эскиз росписи пилона церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15148 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15147
Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария.М. В. Нестеров. 1910-1911Роспись пилона Покровского храма Марфо-Мариинской обители в МосквеПокровский храм Марфо-Мариинской обители
Благовещение.М. В. Нестеров. 1911 г.Марфо-Мариинская обитель, Москва
Архангел Гавриил. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Картон, гуашь. 28x9.Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15124
Благовещение.Образ Царских врат Троицкого собора в СумахМ. В. Нестеров. 1914 г. Медь, масло. 72x47,7Сумский художественный музей
Благовещение. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Бумага, гуашь. 30x18.Эскиз росписи Царских врат Троицкого собора в СумахГосударственная Третьяковская галерея
***
Благовещение.Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206. Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
***
Благовещение Пресвятой Богородицы.Г. Г. Гагарин
***
Благовещение.Створки царских врат. Архангел Гавриил. Богоматерь.А. Я. Головин. 1894 г. Железо, масло. 92x52Костромской государственный объединенный художественный музей
***
Богоматерь (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургАрхангел Гавриил (из Благовещения).Егоров Алексей Егорович. 1810-е?.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.Егоров Алексей Егорович. 1830-е. Картон, масло, диаметр 25.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Благовещение.Виги Антон Карлович. Около 1822 г.Икона из Царских врат церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.Виги Антон Карлович. 1823–1825 гг.Икона из Царских врат домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Благовещение.Н.А. Кошелев. Бумага. Акварель
***
Благовещение Пресвятой Богородицы.Клавдий Васильевич Лебедев.Церковно-археологический кабинет МДА
***
Благовещение.Святослав Воинов. 1916 г. Холст, темпера, 71x98.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.Святослав Воинов (1890-1920). 1916 г. Холст, масло, 143x202.
***
Благовещение.Петр Игнатьевич Бромирский. 1919 г.
***
День Благовещения. Юон Константин Федорович. 1922 г. Холст, масло. 73х101. Государственная Третьяковская галерея
Сайты-источники репродукций:Христианский творческий союзБиблейский сюжетРелигиозные сюжеты в русской живописиetnaaАрт-каталогБиблиотека Якова КротоваНеофит
ros-vos.net
Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, иконография
Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).
Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим
Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.
Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент
Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.
Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан
Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.
Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).
Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва
Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.
Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва
В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.
Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция
Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.
Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент
Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.
Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент
Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.
Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония
Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия
Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент
Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана
Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция
Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция
Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах
Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва
Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей
Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция
Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция
Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж
Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция
Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция
Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо
Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция
www.pravmir.ru
Фотоальбом | ||
Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333 Annunciation with Saints Ansano and Giulitta, Simone Martini, 1333 | Армянская рукопись Армянская рукопись | Annunciation, Fra Angelico Annunciation, Fra Angelico |
Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876 Annunciation, Edward Burne-Jones, 1876 | Gentile da Fabriano | Андрей Северетников Андрей Северетников |
Michael Pacher Annunciation,1465-70 Michael Pacher Annunciation,1465-70 | А. Иванов | Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550 Benvenuto Tisi Garofalo(Benvenuto da Tisi)The Annunciation,1550 |
Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610 Annunciation, Peter Paul Rubens, 1610 | Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды Давид Герард Благовещение 1520 Нидерланды | Annunciation, John Collier Annunciation, John Collier |
Джованни Батиста Питони, 1758 Джованни Батиста Питони, 1758 | Шнорр фон Карольсфельд, 1818 Шнорр фон Карольсфельд, 1818 | |
Фрагмент иконостаса Фрагмент иконостаса | Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581 Бароччи, Федерико, 1535-1612 Благовещение, 1581 | 13 в. Армянское Евангелие 13 в. Армянское Евангелие |
Fra Angelico | Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5 Annunciation, Jean Hey, Master of Moulins, 1490-5 | The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489 The Cestello Annunciation, Sandro Botticelli, 1489 |
Annunciation, stained glass window, origin unknown Annunciation, stained glass window, origin unknown | Китайская икона Китайская икона | Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898 Annunciation, Henry Ossawa Tanner, 1898 |
Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852 Капков Яков Федорович. Благовещение, 1852 | Царские врата 1620 Царские врата 1620 | Annunciation, Fra Angelico, 1438 Annunciation, Fra Angelico, 1438 |
«Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти «Благовещение Марии» Алессо Бальдовинетти | Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565 Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1562-1565 | Царские врата 15-16 в. Царские врата 15-16 в. |
Paolo di Grazia | Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469) Благовещение. Fra Filippo Lippi (1406—1469) | Annunciation, Petrus Christus, 1452 Annunciation, Petrus Christus, 1452 |
Паоло Вернезе 1560 Паоло Вернезе 1560 | Икона 14 в. | Bayerischer Meister The Annunciation, 1500 Bayerischer Meister The Annunciation, 1500 |
Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30 Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30 | Византийская икона Византийская икона | Икона ХХI в. Роман Николайчук Икона ХХI в. Роман Николайчук |
Annunciation, John William Waterhouse, 1914 Annunciation, John William Waterhouse, 1914 | Annunciation, Fra Angelico Annunciation, Fra Angelico | Fra Angelico |
Григорий Гагарин Григорий Гагарин | Annunciation, Titian, 1522 Annunciation, Titian, 1522 | Guido Reni Annunciation |
The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469) The Annunciation with two Kneeling Donors Fra Filippo Lippi (1406—1469) | Михаил Нестеров Михаил Нестеров | Annunciation, Gherardo Stamina, 1482 Annunciation, Gherardo Stamina, 1482 |
Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311 Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311 | Коптская икона Коптская икона | Индийская икона. 18 век Индийская икона. 18 век |
Пинтуриччино | Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535 Тициан Вечеллио да Кадоре. Благовещение, 1535 | Египетская икона Египетская икона |
Annunciation, Antonello da Messina, 1474 Annunciation, Antonello da Messina, 1474 | Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574 Вазари Джорджо. Благовещение. Ареццо, 1512 — Флоренция, 1574 | Болгарская икона Болгарская икона |
Бартоломео Мурильо, 1655 Бартоломео Мурильо, 1655 | El Greco | Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850 Annunciation, Dante Gabriel Rosetti, 1850 |
Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84 Filippino Lippi Gabriel from the annunciation,1483-84 | Ambrogio Lorenzetti | Annunciation, George Hitchcock, 1887 Annunciation, George Hitchcock, 1887 |
Philippe de Champaigne | Андрей Рублев. 1408 Андрей Рублев. 1408 | Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472 Annunciation, Leonardo da Vinci & Andrea del Verrocchio, 1472 |
Коптская икона Коптская икона |
www.bogoslov.ru
Картины западных художников. Благовещение | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Апрель 8th 2010 -
Леонардо да Винчи. 1472—1475. Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи Благовещение. 1492-75.
Бальдовинетти Алессо «Благовещение»...
Вейден Рогир ван Дер. Благовещение.
Вейден Рогир ван Дер. Благовещение. (Annunciation, Rogier van der Weyden, 1400—1464), Oil on panel, 20 x 12 cm )
Гавриил с ветвью в руках. Фрагмент картины Симоне Мартини
Основные атрибуты
* лилия — символ непорочности Девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.* прялка, веретено (с красной пряжей) — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти[28], образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги.* книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис.7:14). Как правило, она лежит на аналое.<* райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.* луч света, в котором спускается Святой Дух.* колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.* кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).* ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).
Дуччо ди Буонинсенья. Благовещение
Караваджо. Благовещение. 1608-09.
Карло Кривели. Благовещение
Скуоло Сан Рокко. Благовещение
Баварский мастер, около 1500 «Благовещение»
Бог-Отец изображен в медальоне в верхнем правом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя. Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Цветочный горшок с лилией разделяет Деву и архангела.
Альбертинелли Мариотто Благовещение.
Алессандро Аллори Благовещение Ок. 1580
Данте Габриэль Россетти Благовещение, 1850.
Станковое светское полотно представителя движения прерафаэлитов выполнено с отступлениями от канона.
Из них главное — настроение Марии: испуг и даже страх, а не счастливое смущение и благодарность
Метки: Благовещение
можно купить в онлайн-магазине santech.ru.
alchevskpravoslavniy.ru