Мане “Бар в Фоли-Бержер”. Главная загадка картины. Бар картина


Мане "Бар в Фоли-Бержер". Главная загадка картины.

Мане бар в фоли бержер
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане написал свою картину “Бар в “Фоли-Бержер” под конец своей жизни, будучи уже очень больным человеком. Несмотря на свой недуг, он создал картину, которая отличается от всех предыдущих его работ.

В основном его работы недвусмысленны и лаконичны. “Бар в “Фоли-Бержер”, напротив, заключает в себе ряд загадок, которые не дают покоя неравнодушному наблюдателю.

На картине изображена девушка-продавщица бара в знаменитом до сих пор кафе-варьете “Фоли-Бержер” (Париж, ул. Рише, 32).

Здесь художник любил проводить время, так что обстановка ему была очень знакома. Вот так кафе выглядит в реальности: Кабаре "Фоли-Бержер"

Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дниКабаре Фоли бержер внутренний интерьер
Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дни (внутренний интерьер)

Девушка реальная и зазеркальная

Главная загадка картины заключается в разнице между тем, как выглядит бар и продавщица на переднем плане картины по сравнению с их отображением в заднем зеркале. Бар в Фоли Бержер фрагмент

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Обратите внимание, насколько задумчива и даже грустна девушка-продавщица. Кажется, что у нее даже слезы стоят в глазах. В обстановке варьете ей полагается скорее улыбаться и флиртовать с посетителями.

Это, кстати, и происходит в отражении зеркала. Девушка слегка наклонилась к покупателю-мужчины и судя по незначительной дистанции между ними, их разговор носит интимный характер. Бар в Фоли-Бержер Мане фрагмент

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусств Курто, Лондон.

Необычная подпись картины

Бутылки на барной стойке также отличаются по своему расположению от отображенных в зеркале.

Кстати, дату написания картины и свою подпись Мане поставил прямо на одной из бутылок (самая левая бутылка розового вина): Manet. 1882. Бар в Фоли-Бержер Мане подпись

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Что же Мане хотел нам сказать с помощью этих загадок? Почему девушка перед нами даже фигурой отличается от той, что отображена в зеркале? Почему предметы на барной стойке изменяют свое расположение в отражении?

Кто позировал Мане ?

Художнику позировала реальная продавщица по имени Сьюзон из кафе “Фоли-Бержер”. Девушка была хорошо знакома Мане. За 2 года до написания оригинала картины, он нарисовал её портрет.

Это было обычной практикой для художников: иметь портрет модели на случай её отказа позировать. Чтобы всегда была возможность закончить картину. Мане портрет модели

Эдуард Мане. Модель для картины “Бар в Фоли-Бержер”. 1880 г. Музей искусств во дворце герцогов Бургунских, Дижон, Франция.

Возможно, Сьюзон поделилась с Мане своей жизненной историей, и Мане решил изобразить ее внутреннее состояние и ту роль кокетки, которую она вынуждена играть за барной стойкой?

А может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении – прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?

Если продолжить эту фантазию, можно предположить, что в прошлом девушка слишком сблизилась с изображенным господином. И оказалась в положении. Известно, что продавщиц в подобных варьете называли девушками, которые “подают и напитки, и любовь”.

Господин, конечно, не стал разрывать из-за девицы свой законный брак. И как часто бывает в таких историях, девушка оказалась одна на руках с ребенком.

Она вынуждена работать, чтобы как-то выживать. Отсюда печаль и грусть в ее глазах.

Рентгеновский снимок картины

Бар в Фоли-Бержер Мане рентгенЭдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер (рентгеновский снимок)

Еще одну необычную и скрытую деталь картины мы можем разглядеть благодаря рентгеновскому снимку. Видно, что в изначальной версии картины девушка держит руки скрещенными на животе.

Возможно, Мане хотел тем самым подчеркнуть недавнее положение девушки? Или просто показать ее желание защититься от происходящего? Во всяком случае в финальном варианте картины художник отказался от подобных знаков, оставив нам и без того немало загадок.

Ранняя версия “Бара Фоли-Бержер”

Кстати, также руки держит и девушка на более ранней версии картины, которую Мане написал в 1881 году. Мане бар в фоли бержер этюдЭдуард Мане. Этюд к картине “Бар в Фоли-Бержер”. 1881 г. Частная коллекция.

Кажется, что ранняя версия имеет тот же сюжет. Однако в ней нет тех загадок, которые присутствуют в финальном варианте.

Отражение девушки расположено правильно относительно её фронтального изображения. Причём она смотрит на посетителя, которого мы видим в зеркале.

Этот этюд был продан аукционным домом Сотбис в 2015 году за 17 млн. фунтов.

О шедевре читайте также в статье “Картины Эдуарда Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Эдуар Мане Бар в Фоли-Бержер: Описание произведения

После 20 лет насмешек и травли Эдуар Мане получил в этот год долгожданный Орден Почетного легиона и возможность показывать свои произведения на французском Салоне без одобрения жюри, «вне конкурса». Но даже эти почести не сделали Мане понятным для современников. Художнику оставалось жить всего год, он страдал от мучительных болей, проходил изнуряющие лечебные процедуры и не мог подолгу работать, портреты и натюрморты все чаще рисовал пастелью, забрасывал начатые работы и не в силах был вернуться к ним по несколько месяцев.

В этом состоянии Мане пишет свою самую загадочную картину, новые толкования к которой предлагают арт-критики до сих пор – «Бар в «Фоли-Бержер». Мане редко требует сюжетной и символической трактовки образов – многие элементы на его картинах появлялись лишь потому, что того требовал живописный закон произведения. Мане часто играл с фактурами и цветами, а не рассказывал истории. Но только не в этой картине.

Пространство, созданное Мане в этой картине, совершенная иллюзия, нереальность которой начинаешь осознавать, только когда вглядываешься в нарочитые несоответствия.

Питерский искусствовед Илья Доронченков предлагает начинать список загадок картины прямо с жанра. Портрет? Похоже, но слишком сложно для портрета, хоть на нем и изображен конкретный человек – барменша Сюзонн, которую завсегдатаи «Фоли-Бержер» хорошо знали. Для бытовой сцены здесь тоже слишком много загадок-отражений: зеркало, отражающее толпу, бутылки, отражающиеся в зеркале в неправильном порядке, отражение мужчины, на месте которого по логике стоим именно мы, зрители. Держитесь крепче, мы стоим в воздухе! В зеркале это видно.

Все эти оптические иллюзии заставляют взгляд зацепиться и идти дальше – искать несоответствия психологические. Привлекательная девушка за барной стойкой – это маркетинговый ход подобных увеселительных заведений. Своим видом она должна остановить проходящего и заставить его купить бокал шампанского, но она смотрит сквозь нас, она отрешена и выключена из происходящего. А вот в отражении она же, но совсем с другими очертаниями фигуры, более плотная и округлая, ведет себя так, как должна бы, или так, как вела себя минуту назад – наклоняется к мужчине.

Социальные искусствоведы ищут в ее образе схожесть с товаром, который продается так же, как и выпивка в баре, а в ее грусти находят реакцию на такое положение. Классическое искусствоведение видит в положении ее рук аналогии с древними изображениями Божьей матери и Христа. Но ни одно предположение не подтверждается самим художником и не оказывается очевидным. Он взывает к активности зрительского взгляда, не давая ответов на наши вопросы.

Мане 20 лет только тем и занимается, что меняет глаза зрителя, растит в них новое восприятие живописи. И в конце жизни художник создает произведение, которое запустит новый процесс в отношениях между творцом и зрителем – совместное творчество и создание смыслов.

Кстати, годом ранее Мане набросал этот бар с другой героиней - в 2015-м эскиз был продан за $ 26,6 млн.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР: ЗАЗЕРКАЛЬЕ ЭДУАРДА МАНЕ

Эдуард Мане, Бар в Фоли-Бержер, 1882
Картина «Бар в Фоли-Бержер» была представлена Эдуардом Мане в знаменитом парижском Салоне на выставке 1882 года, всего за один год до его смерти. Эта последняя большая работа стала кульминацией его интереса к сценам городского досуга, и в то же время, она остается самой загадочной картиной французского мастера. Шедевр, написанный более 100 лет назад, до сих пор вызывает споры искусствоведов и вдохновляет художников.
История варьете Фоли-Бержер

Уве­се­ли­тель­ные заве­де­ния, назы­вав­ши­е­ся «фоли» (folies), появи­лись во Фран­ции в кон­це XVIII века. В отли­чие от кафе­шан­та­на, в них нуж­но было пла­тить за вход, а не толь­ко за съе­ден­ное и выпи­тое. Зато, в отли­чие от теат­ра, здесь раз­ре­ша­лось сво­бод­но захо­дить и выхо­дить во вре­мя пред­став­ле­ния, выпи­вать и курить. Обыч­но заве­де­ния полу­ча­ли наиме­но­ва­ние соглас­но назва­нию ули­цы, на кото­рой они рас­по­ла­га­лись. Одна­ко вла­де­лец раз­вле­ка­тель­но­го заве­де­ния, рас­по­ло­жен­но­го на пере­крест­ке улиц Рише и Тре­виз, хотел избе­жать ассо­ци­а­ций с гер­цо­гом Тре­виз­ским (напо­лео­нов­ским мар­ша­лом), и пото­му дал месту имя сосед­ней ули­цы Бер­жер. Так появи­лось уве­се­ли­тель­ное фоли, в буду­щем став­шее зна­ме­ни­тым париж­ским каба­ре «Фоли-Бер­жер» (Fоlies Bеrgère). Рас­по­ло­же­но оно на ули­це Рише 32, 9-й округ Пари­жа. После двух рекон­струк­ций фаса­да, каба­ре внешне сохра­ни­ло свой исто­ри­че­ский вид, раз­ве что выгля­дит посве­жее.

Folies_Bergere_after_renovatation_of_facade_2013

На сцене это­го раз­вле­ка­тель­но­го заве­де­ния, рас­пах­нув­ше­го свои две­ри в 1869 гoду, про­во­ди­лись все­воз­мож­ные пред­став­ле­ния. В пер­вые годы суще­ство­ва­ния здесь высту­па­ли гим­на­сты, ста­ви­лись коми­че­ские опе­ры, песен­ные и тан­це­валь­ные номе­ра. По сути, заве­де­ние боль­ше напо­ми­на­ло цирк. В пери­од 1880–90-х мест­ны­ми сце­ни­че­ски­ми зна­ме­ни­то­стя­ми были: индий­ская закли­на­тель­ни­ца змей Нала Дама­жан­ти (на самом деле – смуг­лая уро­жен­ка Фран­ции Эми­ли Пупон), под псев­до­ни­мом Дель­мо­ни­ко тут высту­пал един­ствен­ный чер­но­ко­жий укро­ти­тель диких две­рей Джо­зеф Леджер. «Фоли-Бер­жер» посе­щал с гастро­ля­ми моло­дой и тогда еще неиз­вест­ный кло­ун-дрес­си­ров­щик из цир­ка на Цвет­ном буль­ва­ре  Вла­ди­мир Дуров. В фоли демон­стри­ро­вал свое мастер­ство «Король револь­ве­ра» — аме­ри­кан­ский стре­лок Айра Пейн, кото­рый испол­нял трюк Виль­гель­ма Тел­ля в паре со сво­ей кра­са­ви­цей-женой.

С помо­щью при­ми­тив­но­го про­ек­то­ра пуб­ли­ке даже пока­зы­ва­ли коро­тень­кие филь­мы: бра­тья-иллю­зи­о­ни­сты Изо­ла в 1895 году одни­ми из пер­вых оце­ни­ли изоб­ре­те­ние бра­тьев Люмьер. Прав­да, пред­при­ни­ма­тель­ство ока­за­лось инте­рес­нее, чем кино: на рубе­же XIX–XX веков они заня­лись куп­лей-про­да­жей недви­жи­мо­сти. (При­ме­ча­тель­но, что в 1901 году бра­тья при­об­ре­ли и поме­ще­ние «Фоли-Бер­жер»).

Афиша «Фоли-Бержер» 1871- Заклинательница змей Нала ДамажантиДельмонико на афише «Фоли-Бержер» 1875 года   Афиша «Фоли-Бержер» 1881 года-стрелок Айра Пейн

«Фоли-Бер­жер» стал одним из попу­ляр­ных ноч­ных клу­бов Пари­жа, где вход сто­ил все­го два фран­ка. (Кста­ти, его не раз «посе­ща­ли» герои рома­на «Милый друг» фран­цуз­ско­го писа­те­ля Ги де Мопас­са­на).

Но истин­ный успех при­шел в 1918 году, когда управ­ля­ю­щим клу­ба стал Поль Дер­валь. Ему при­шла в голо­ву гени­аль­ная идея не толь­ко раз­но­об­ра­зить поста­нов­ки, но и сде­лать их зре­лищ­ны­ми, выпу­стив на сце­ну тан­цов­щиц «без ком­плек­сов». Они-то и ста­ли глав­ны­ми геро­и­ня­ми откро­вен­ных Show Girls со сво­им зажи­га­тель­ным и лег­ко­мыс­лен­ным кан­ка­ном.

варьете Folies_Bergerefolies-bergere

Жозефина БейкерК тому же, здесь высту­па­ли мно­гие зна­ме­ни­тые арти­сты: от Чар­ли Чап­ли­на и Мар­се­ля Мар­со до Эдит Пиаф и Жозе­фи­ны Бей­кер.

Послед­няя не мень­ше тан­цов­щиц кан­ка­на при­тя­ги­ва­ла пуб­ли­ку сво­им эпа­таж­ным обра­зом на сцене, где в нача­ле XX века девуш­ка испол­ня­ла тан­цы в откро­вен­ных и экс­тра­ва­гант­ных наря­дах. Самый зна­ме­ни­тый при­мер – ее юбка из бана­нов, в кото­рой она высту­па­ла на сцене варье­те «Фоли-Бер­жер». (На фото — Жозе­фи­на Бей­кер, каба­ре «Фоли-Бер­жер», 1920-тые годы).

Барменша из варьете «Фоли-Бержер».

Париж обще­при­ня­то счи­тать горо­дом люб­ви. Вот толь­ко «любовь, любовь и любовь» могут пред­став­лять три поня­тия, как гово­рил в одной репри­зе куколь­ный кон­фе­ран­сье теат­ра С. Образ­цо­ва. И это было хоро­шо извест­но пред­ста­ви­те­лям париж­ской боге­мы. Худож­ни­ки ино­гда изоб­ра­жа­ли на сво­их кар­ти­нах «жриц люб­ви» раз­но­го поши­ба, хотя это вызы­ва­ло шквал упре­ков и кри­ти­ки со сто­ро­ны пури­тан­ски настро­ен­ных сооте­че­ствен­ни­ков.

К при­ме­ру, Рену­ар напи­сал чудес­ное полот­но «Трак­тир матуш­ки Анто­ни» (1866), изоб­ра­зив на ней реаль­ную хар­чев­ню, где они с дру­зья­ми сто­ло­ва­лись. На кар­тине вокруг сто­ла сидят Сис­лей, Пис­сар­ро, Сезанн, чуть даль­ше сама хозяй­ка хар­чев­ни (со спи­ны), а обслу­жи­ва­ет их сто­лик слу­жан­ка Нана — деви­ца, щед­ро дарив­шая всем свое тело, под­ра­ба­ты­вая таким обра­зом в ком­на­тах жиль­цов гости­ни­цы, где оста­нав­ли­ва­лись худож­ни­ки. Изоб­ра­же­ние «пад­шей девуш­ки» на кар­тине Огю­ста Рену­а­ра немед­лен­но вызва­ло гнев кри­ти­ков.

Сюже­ты неко­то­рых кар­тин Эду­ар­да Мане тоже вос­при­ни­ма­лись со скан­да­лом. Боль­шой дер­зо­стью пуб­ли­ка сочла его кар­ти­ны «Зав­трак на тра­ве» и «Олим­пия», на кото­рых он исполь­зо­вал обна­жен­ную нату­ру. Совре­мен­ни­ки Мане нашли его кар­ти­ны крайне непри­стой­ны­ми и вуль­гар­ны­ми.

Оче­вид­но, для Эду­ар­да Мане осуж­де­ние обще­ствен­но­сти не игра­ло реша­ю­ще­го зна­че­ния. Ина­че, он не решил­ся бы поста­вить подо­зре­ва­е­мую в амо­раль­но­сти бар­мен­шу из «Фоли-Бер­жер» в центр ком­по­зи­ции послед­не­го в жиз­ни полот­на.

Бар­менш из каба­ре «Фоли-Бер­жер» писа­тель Ги де Мопас­сан как-то назвал «про­дав­щи­ца­ми напит­ков и люб­ви». Все париж­ские лове­ла­сы, посе­щав­шие шоу с пля­шу­щи­ми кан­кан деви­ца­ми, зна­ли о менее пуб­лич­ной, но более доступ­ной, чем доро­гие кур­ти­зан­ки-тан­цов­щи­цы, досто­при­ме­ча­тель­но­сти варье­те. Речь шла о буфетчицах/барменшах — наив­ных про­стуш­ках, набран­ных на рабо­ту из при­го­ро­да Пари­жа.

Под­вы­пив­шие и раз­го­ря­чен­ные зре­ли­щем полу­об­на­жен­ных тел на сцене, фран­то­ва­тые месье частень­ко заиг­ры­ва­ли с ними, соблаз­ня­ли деву­шек или поку­па­ли их любовь. После чего, поза­ба­вив­шись, их бро­са­ли, как ненуж­ные игруш­ки. Уни­жен­ные девуш­ки обыч­но ста­но­ви­лись про­сти­тут­ка­ми с несчаст­ной судь­бой. По мне­нию неко­то­рых искус­ство­ве­дов, имен­но такой момент обще­ния запе­чат­лен на кар­тине «Бар в Фоли-Бер­же», напи­сан­ной Эду­ар­дом Мане в 1882 году.

Бар в «Фоли-Бержер» (A Bar at the Folies-Bergere), 1882

В зер­ка­ле, за спи­ной сто­я­щей девуш­ки-буфет­чи­цы, вид­но, что с ней о чем-то гово­рит некий состо­я­тель­ный, уса­тый гос­по­дин в котел­ке. По рас­те­рян­но­му выра­же­нию ее рас­крас­нев­ше­го­ся лица и груст­но­му взгля­ду мож­но судить, что раз­го­вор не достав­ля­ет ей удо­воль­ствия. Девуш­ка чем-то напо­ми­на­ет без­за­щит­ную жерт­ву. Впро­чем, ее лицо и осан­ка выра­жа­ет досто­ин­ство, не смот­ря на низ­кий соци­аль­ный ста­тус. Похо­же, она в глу­бо­ком раз­ду­мье. Воз­мож­но у нее болен ребе­нок, нечем пла­тить за арен­ду жилья и про­чие житей­ские неуря­ди­цы. Поэто­му она колеб­лет­ся и боит­ся одно­вре­мен­но и того, и дру­го­го. Неко­то­рые искус­ство­ве­ды вооб­ще счи­та­ли, что лицо бар­мен­ши, изоб­ра­жен­ное Эду­ар­дом Мане, более зага­доч­но, чем порт­рет Моны Лизы.

Круп­ный меда­льон на шее бар­мен­ши, окру­жен­ный кру­же­ва­ми ворот­ни­ка, тоже наве­ва­ет раз­мыш­ле­ния о ее сек­ре­тах, о кото­рых зри­тель может лишь пред­по­ла­гать.

Состо­я­ние бар­мен­ши отте­ня­ет­ся шум­ным весе­льем в огром­ном зале, запол­нен­ном кра­си­во оде­ты­ми жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми в шля­пах. Все они осве­ще­ны огня­ми мно­го­ярус­ной люст­ры, доми­ни­ру­ю­щей в верх­ней части кар­ти­ны. Осо­бо выде­ле­ны жен­щи­ны на бал­коне: одна из них в оран­же­вых пер­чат­ках, ее сосед­ка с бинок­лем, и дама в шля­пе и пла­тье с глу­бо­ким деколь­те, сто­я­щая рядом с ними. (Зато, почти никто не заме­ча­ет в самом верх­нем углу кар­ти­ны сле­ва, воз­душ­но­го гим­на­ста на тра­пе­ции, обу­то­го в зеле­ные туфли).

Загадка картины Мане

В допол­не­ние к эмо­ци­о­наль­ной напря­жен­но­сти, кар­ти­на пред­став­ля­ет собой насто­я­щую визу­аль­ную голо­во­лом­ку. Мане, как лов­кий иллю­зи­о­нист, сде­лал зад­ни­ком кар­ти­ны огром­ное зер­ка­ло. Отче­го ком­по­зи­ция обре­ла мно­го­мер­ность. Зер­ка­ло созда­ет иллю­зию объ­е­ма, хотя зри­тель о нем ско­рее дога­ды­ва­ет­ся, чем видит его.

Ком­по­зи­ци­он­но кар­ти­на выстро­е­на так, что буфет­чи­ца смот­рит пря­мо на зри­те­ля, в то вре­мя как зер­ка­ло поза­ди нее отра­жа­ет боль­шой зал и посе­ти­те­лей каба­ре Фоли-Бер­жер. Кажет­ся, что Мане рисо­вал образ бар­мен­ши, нахо­дясь пря­мо напро­тив нее. В отра­же­нии за спи­ной девуш­ки, мы видим яко­бы ее же, раз­го­ва­ри­ва­ю­щей с гос­по­ди­ном в котел­ке. Тем не менее, это­му про­ти­во­ре­чат отра­же­ния объ­ек­тов – ни едва обо­зна­чен­но­го в левом верх­нем углу воз­душ­но­го гим­на­ста, ни уса­то­го собе­сед­ни­ка девуш­ки, исхо­дя из пер­спек­ти­вы не долж­но было быть вид­но из-за их рас­по­ло­же­ния отно­си­тель­но точ­ки зре­ния рисо­валь­щи­ка. Да и фигу­ра бар­мен­ши, что отра­жа­ет­ся в зер­ка­ле, кажет­ся более пол­ной и более ожив­лен­но бесе­ду­ю­щей с уха­же­ром. Это замет­но по накло­ну ее тела в сто­ро­ну уса­то­го кава­ле­ра. Спра­вед­ли­во воз­ни­ка­ет сомне­ние  — одна ли и та же это девуш­ка?

На пер­вый взгляд кажет­ся, что опыт­ный живо­пи­сец допу­стил оче­вид­ные гра­фи­че­ские несо­от­вет­ствия, рисуя кар­ти­ну. Но в это слож­но пове­рить, так как мож­но утвер­ждать, что трюк с зер­каль­ны­ми отоб­ра­же­ни­я­ми Эду­ард Мане тща­тель­но отра­ба­ты­вал дол­гие годы. Наи­бо­лее явно выстро­ен­ное зазер­ка­лье замет­но на кар­тине Мане, изоб­ра­жа­ю­щей его музи­ци­ру­ю­щую жену. Тут мож­но заме­тить исполь­зо­ва­ние эффек­та отзер­ка­ли­ва­ния неви­ди­мо­го пред­ме­та. В зер­ка­ле отра­жа­ет­ся дру­гое зер­ка­ло, вися­щее над ками­ном на про­ти­во­по­лож­ной стене ком­на­ты:

портрет музицирующей жены Мане (1868 год)портрет музицирующей жены Мане (1868 год)-фрагмент

Эле­мен­ты наро­чи­то­го «паро­дий­но­го отзер­ка­ли­ва­ния» мож­но уви­деть на его кар­ти­нах «В кафе» и «Раз­нос­чи­ца пива», где на зад­нем плане арти­сти­че­ских кафе он поме­ща­ет обра­зы тан­цов­щиц Дега. Они так уме­ло встро­е­ны в ком­по­зи­цию, что их лег­ко спу­тать с отра­же­ни­я­ми в зер­ка­ле.

Бар в «Фоли-Бержер» (A Bar at the Folies-Bergere), 1882-фрагмент картиныОдним сло­вом, пред­по­ло­же­ния об оши­боч­ном постро­е­нии кар­ти­ны «Бар в Фоли-Бер­жер» не име­ют силь­ных обос­но­ва­ний. Тем более, что про­чие ее дета­ли нари­со­ва­ны с боль­шим педан­тиз­мом. Напри­мер, эти­кет­ки на бутыл­ках в точ­но­сти соот­вет­ству­ют дей­стви­тель­но­сти. Спра­ва от бутыл­ки крас­но­го вина, кото­рое вин­ные экс­пер­ты опре­де­ля­ют как про­ван­саль­ской Бор­до, мож­но уви­деть корич­не­вую буты­лоч­ку с крас­ным тре­уголь­ни­ком на эти­кет­ке. Это лого­тип Bass Brewery — пер­во­го бри­тан­ско­го запа­тен­то­ван­но­го пива. Ком­па­ния была созда­на в 1777 году и про­из­во­дит свое пиво до сих пор.

Кста­ти, реаль­ны и пер­со­на­жи, изоб­ра­жен­ные на кар­тине. Искус­ство­ве­ды опре­де­ли­ли, что дама в оран­же­вых пер­чат­ках, сидя­щая в пер­вом ряду на бал­коне — это Мери Лоран, содер­жан­ка бога­то­го дан­ти­ста и при­я­тель­ни­ца Пру­ста, Мане и Золя. (Послед­ний вывел ее в обра­зе глав­ной геро­и­ни в романе «Нана»). Чуть сза­ди за ней сто­ит Жан­на де Мар­си — актри­са и модель Рену­а­ра и Мане. А зеле­ные боти­ноч­ки, вид­не­ю­щи­е­ся ввер­ху спра­ва, при­над­ле­жа­ли воз­душ­ной гим­наст­ке, аме­ри­кан­ке Ката­рине Джонс, высту­пав­шей в «Фоли-Бер­жер» в 1881 году.

Искус­ство­ве­ды до сих пор стро­ят все­воз­мож­ные догад­ки о том, что же про­ис­хо­дит на кар­тине Эду­ар­да Мане. «Автор пер­во­на­чаль­но застав­ля­ет нас пове­рить, что мы рас­смат­ри­ва­ем моло­дую бар­мен­шу, сто­я­щую перед сво­им зер­каль­ным отоб­ра­же­ни­ем. Но при­смат­ри­ва­ясь вни­ма­тель­но, выяс­ня­ет­ся, что это не так. Таким обра­зом, с само­го нача­ла мы сби­ты с тол­ку, и вынуж­де­ны искать под­сказ­ки на сто­роне».

Кажет­ся, помочь в запу­тан­ном вопро­се мог бы пер­вый вари­ант той же кар­ти­ны, нари­со­ван­ный Эду­ар­дом Мане годом ранее. Этот вари­ант кар­ти­ны так­же назвал­ся «Бар в Фоли-Бер­жер» и был про­дан на аук­ци­оне 1995 года за сум­му в 26, 7 мил­ли­о­на дол­ла­ров. Но эта кар­ти­на была созда­на совсем в ином духе и настро­е­нии.

Edouard Manet «A Bar at the Folies-Bergere» 1881

Моде­лью для это­го вари­ан­та была совсем дру­гая жен­щи­на. И она, с ее неесте­ствен­но жел­ты­ми воло­са­ми, суту­ло­стью, скре­щен­ны­ми на живо­те рука­ми и с явной уста­ло­стью, выгля­дит реаль­ной пожи­лой бар­мен­шей. В ней нет той тай­ны, кото­рую оли­це­тво­ря­ет девуш­ка с меда­льо­ном и груст­ны­ми гла­за­ми, появив­ша­я­ся на кар­тине годом поз­же.

В общем, как все­гда, мне­ния раз­де­ли­лись. Одни иссле­до­ва­те­ли, опи­ра­ясь на тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти, утвер­жда­ют, что такой ком­по­зи­ции кар­ти­ны не может суще­ство­вать в реаль­ной жиз­ни. Хотя, ана­лиз кар­ти­ны в рент­ге­нов­ских лучах пока­зал, что в финаль­ной вер­сии Мане нароч­но сме­стил отра­же­ние жен­щи­ны в зер­ка­ле чуть бли­же к фигу­ре уха­же­ра.

Искус­ство­ве­ды тоже рабо­та­ли с этой кар­ти­ной, как насто­я­щие сыщи­ки, пыта­ясь най­ти раз­гад­ку, какие-то логич­ные и есте­ствен­ные объ­яс­не­ния. И в кон­це кон­цов реши­ли, что их там нет.

Но иные пола­га­ют, что иска­же­ния допу­ще­ны авто­ром спе­ци­аль­но, яко­бы про­явить две сто­ро­ны харак­те­ра бар­мен­ши. В отра­же­нии она кокет­ни­ча­ет, накло­нив­шись к кли­ен­ту через при­ла­вок. А в обыч­ной пер­спек­ти­ве она погру­же­на в свои мыс­ли и, кажет­ся, ей нет ника­ко­го дела до шум­ной тол­пы.

У каж­дой из сто­рон есть еще десят­ки аргу­мен­тов за и про­тив. Оче­вид­но, груст­ная Мадон­на модер­низ­ма, создан­ная Эду­ар­дом Мане в 1882 году, оста­нет­ся такой же загад­кой, как и улыб­чи­вая Джо­кон­да, напи­сан­ная несколь­ки­ми века­ми ранее.

У зна­ме­ни­той кар­ти­ны име­ет­ся не толь­ко пер­со­наль­ная стра­ни­ца в Вики­пе­дии, о ней напи­са­ны кни­ги, науч­ные тру­ды и ста­тьи, а так­же сня­то несколь­ко филь­мов, раз­би­ра­ю­щих финаль­ную рабо­ту Эду­ар­да Мане по косточ­кам. К при­ме­ру, суще­ству­ет дис­сер­та­ция австра­лий­ско­го искус­ство­ве­да Мал­коль­ма Пар­ка (Malcom Park), напи­сан­ная им на тему “Дву­смыс­лен­ность, или Столк­но­ве­ние про­стран­ствен­ных иллю­зий на поверх­но­сти кар­тин Мане”, в кото­рой про­ве­де­ны тща­тель­ные иссле­до­ва­ния кар­ти­ны по раз­ным аспек­там

анализ перспектив-малколм парк

исследование картины Э.Мане-Малколм Парк

Хотя, возмож­но, доста­точ­но будет посмотреть/послушать 15-тими­нут­ный видео­ро­лик, в кото­ром про­фес­сор-искус­ство­вед Илья Дорон­чен­ков рас­ска­зы­ва­ет о кар­тине «Бар в Фоли-Бер­жер»:

Зна­ме­ни­тая кар­ти­на не мог­ла не при­влечь к себе вни­ма­ние пост­мо­дер­ни­стов, для кото­рых любая при­мет­ная худо­же­ствен­ная фор­ма ста­но­вит­ся «источ­ни­ком строй­ма­те­ри­а­ла». Обле­кая всё в игро­вую, иро­нич­ную фор­му, этот стиль смог ниве­ли­ро­вать рас­сто­я­ние меж­ду мас­со­вым и эли­тар­ным потре­би­те­лем, низ­вел эли­тар­ное искус­ство к поп­куль­ту­ре. Не избе­жа­ла этой уча­сти и зага­доч­ная ком­по­зи­ция кар­ти­ны Эду­ар­да Мане. Вот несколь­ко при­ме­ров ее иро­нич­ных ремей­ков.

пародийный ремейк картины Э.Мане "Бар Фоли-Бержер"- Елфимова Олеся

 

Горский-Чернышев Николай Андреевич (Россия, 1964) «Это было недавно – это было давно» 1990

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988) _Кафе

Дейнеко Ольга Константиновна, «В булочной» 1940-е

Товстик Владимир Антонович (Беларусь, 1949) «Пражское кафе» 2013

Manet-A-Bar-at-the-Folies-Bergere-ремейк-пародия

www.art-eda.info

Мане Эдуард "Бар в Фоли-Бержер" описание картины, анализ

Mane-Eduard-bar-v-foli-berzher

Картина Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер», написанная в 1882 году, является одной из самых знаменитых работ мастера и известнейшим произведением живописного искусства. Бар, изображенный на картине находился на первом этаже одного из самых известных варьете Парижа конца 19 века. Мане очень любил бывать там, шик и блеск ночной жизни всегда привлекал его, в этом помещении он и написал этот шедевр.

Наброски и эскизы будущей картины Мане делал прямо в баре, попросив своего друга и барменшу позировать ему. Первоначальный замысел картины — беседу посетителя и бармена Мане впоследствии изменил: осталась только задумчивая барменша.

Картина очень символична и многозначительна. Висящее за стойкой зеркало неправильно отражает женщину-бармена, словно пытается показать её прошлое. Задумчивый и отрешенный вид барменши и то, что она совершенно безразлична к гостям, тоже добавляет загадочности в произведение.

Резко контрастируют между собой весёлая толпа гостей и одинокая девушка за стойкой бара. Гости — богемное общество художников и эстетов изображена в левой части картины. Этим людям художник придал высокомерие, желание выставиться — многие пороки общества, в котором вращался художник.

Одной из особенностью этой картины Эдуарда Мане является искусная игра чёрного цвета, чего очень трудно достигнуть. Множество скрытых символов, глубокий смысл изображенного действия отличают это произведение художника от многих других.

Год написания картины: 1882.

Размеры картины: 96 x 130 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Институт искусства Курто, Лондон, Великобритания.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли – Бержер»

Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли – Бержер»

Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.

Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.

На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.

Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

opisanie-kartin.com

Картины, описание картин — Бар в "Фоли-Бержер"

Описани е картины Эдуарда Мане: Бар в Фоли – Бержер.Картина Мане, о которой идет речь, стала одной из самых знаменитых художественных произведениях искусства. На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника, побудило его написать один из своих шедевров, изобразил это заведение кистью.Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, нежели дома.Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительн ее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?Первое, отражение барменши должно быть в другом месте. Кроме того, ее поза в отражении отличается. Чем можно это объяснить? Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.На мраморной стойке и в зеркале, даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу.Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, не может, скрасит одиночество и грусть барменши.Игра черных цветов отличает картину Мане, от произведений других художников. Это очень трудно, заставить играть черный цвет на полотне, но у Мане все получилось.Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристикам и. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

www.art-drawing.ru

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер». Описание картины. Художники импрессионисты

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер». Описание картины

Эдуард Мане «Бар в Фолли-Бержер»

«Бар в Фоли-Бержер» (1882) считается неким итогом творческой деятельности Э. Мане, связанного не только с периодом, в котором он известен как художник-импрессионист, но и всего его служения искусству.

Сочетание вечности и сиюминутного бытия, запечатление образов, неподвластных времени, и волшебная игра цвета и света, органично дополняют центральный образ – девушку, во взгляде которой светится непознанная глубина нежной человеческой души; меланхолия, в синтезе с завлекающей жизнью Монмартра, к ней, Мане был привязан довольно длительное время.

После набросков, сделанных в знаменитом в конце XIX века баре «Фоли-Бержер», барменша Сюзон, а также его друг, военный художник Анри-Луи Дюпре, в мастерской позировали художнику, уже передвигавшемуся с трудом.

Трудно не заметить присутствие Провидения: тяжело больной художник, у которого нарушена координация движений, пишет работу, горячо воспринимаемую Парижским салоном, многочисленными недоброжелателями и простой публикой. Приходит успех, долго ожидаемый Мане, а жизнь стремительно катится к закату.

В данный момент работа находится в лондонском Институте искусства Курто.

1882 г. Масло, холст. 96 x 130 см.

gorodkrasota2016-01-12T13:43:42+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта