Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова». Картина крылова


Портрет Крылова в творчестве русских художников. Портрет И. Крылова работы К. Брюллова

Иван Андреевич Крылов – великий баснописец, который всегда актуален. Появляются новые присказки, словечки, цитаты. Они побудут немного на слуху и исчезают, а ворона с сыром, особенно после того как стала пластилиновой, – всегда с нами.

Многие русские художники запечатлели его на своих полотнах. Портрет Крылова Ивана Андреевича работы Карла Брюллова, как и сам великий баснописец (1769-1844), известен почти каждому жителю нашей страны.

портрет крылова

Любимый всеми

Баснописец, поэт, драматург и публицист прожил долгую, спокойную и сытую жизнь, о чем свидетельствует не один портрет Крылова. Он был обласкан и опекаем царской семьей. По некоторым данным, Николай I в 1841 году согласился на преобразование Российской академии наук при условии, что первым академиком будет Крылов. А императрица, обеспокоенная болезнью баснописца, хотела лично присматривать за ним. На пенсию он вышел с пансионом в 6 тыс. рублей, а общий доход его составлял 11 700 руб. ассигнациями в год.

Первые портреты

Собственно, любой портрет Крылова, а их довольно много, как знаменитых, так и малоизвестных авторов, и даже любителей, сохранил для потомков лицо человека умного, думающего, но ничем не встревоженного и не озабоченного, достойного и спокойного.

Волков Роман Максимович, представитель академизма, нарисовал портрет Крылова в 1812 году (холст, масло, размер - 685 х 700 см, хранится в Третьяковской галерее). Полный сорокалетний мужчина, облокотившийся на книги с пером в руке, с гладким лицом без знаменитых бакенбард очень легко узнаваем.

Знаменитый Орест Кипренский тоже рисовал баснописца. Существует портрет Крылова кисти этого художника, датированный 1816 годом, и карандашный рисунок под названием «Крылов и неизвестный».

Не очень известные широкой публике портретисты

портрет ивана крыловаНадо отметить, что шутника и обжору, остроумного насмешника и вообще веселого человека окружающие любили. Шутки его запоминались, осталось очень много анекдотов из его жизни. Следующим в хронологическом порядке идет портрет работы Гиппиуса Густава Фомича (1792-1856), прекрасного художника. Из больших полотен его кисти принадлежит картина о Владимире, выбирающем религию для Руси. И.А. Крылов на портрете еще без бакенбард.

Художник Эггинк Иван Егорович, довольно популярный в то время, в 1834 году тоже нарисовал портрет Крылова. Эта работа хорошо известна, так как публикуется наравне со знаменитыми портретами Карла Брюллова, запечатлевшего академика в 1839-м и в год смерти - в 1844-м.

Портретист И.Е. Эггинк за эту работу, которая долгое время украшала конференц-зал Академии, был удостоен звания академика. Портрет действительно очень хорош: на нем изображен русский барин в лучшем смысле этого слова, живущий в богатстве, любящий достаток, который дает возможность заниматься любимым делом. Глядя на узнаваемое с первого взгляда лицо достойного человека, понимаешь, что он знал цену своему таланту и свое соответствие занимаемому в обществе месту. Ухоженное лицо, обрамленное знаменитыми бакенбардами, шелковая одежда, книга с золотым обрезом и лист в левой руке с басней «Василек», которую Крылов написал в благодарность императрице. И.Е. Эггинк подчеркнул в своем произведении и увековечил симпатию, существующую между великим русским баснописцем и домом Романовых.

Кроме перечисленных довольно известны работы П.А. Оленина 1824 года и Н. Легашева 1840 года.

портрет крылова ивана андреевича

Национальное достояние

Однако самый известный портрет Ивана Крылова создал великий Карл Брюллов, который во время его написания был уже самым маститым и всесильным живописцем России, самым модным и востребованным. Знаменитый баснописец на полотне 1839 года выглядит не таким ухоженным, как на портрете Эггинка. Можно сказать, что чувствуется усталость в лице этого человека, и одежда выглядит более неряшливой, и рука не такая лощеная. Очевидно, великий Брюллов не погрешил против истины: неряхой и обжорой Крылов был отменным, да и не стеснял себя ничем. И на полотне виден и огромный живот, и мятые рукава. Но это самый замечательный портрет великого баснописца, особенно хороши глаза, которые смотрят прямо в душу зрителя. Таким его знают миллионы. Это полотно размером 415 х 500 см относится к общественному достоянию и хранится в Третьяковской галерее.

fb.ru

Фонохрестоматия по литературе: Серов Валентин Александрович

Среди несомненных шедевров, которыми столь богато и разносторонне представлено живописное и графическое наследие Валентина Александровича Серова, серия его иллюстраций к басням И. А. Крылова занимает большое и важное место.

Художник работал над серией в течение шестнадцати лет (с 1895 по 1911 год) и особенно интенсивно — в последние годы жизни.

Результатом этой работы явилось большое количество вполне законченных произведений, которые, являясь превосходными иллюстрациями к басням И. А. Крылова, имеют в то же время большую самостоятельную художественную ценность.

То, что В. А. Серов обратился к басням, не было неожиданностью, его непременно должен был привлечь их острый юмор, который очень ценил художник в жизни. Кроме того, Серов с детства любил животных, в их поведении находил много сходства с характером поведения людей. Художник постоянно наблюдал за ними, рисовал их, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки в альбомах разных лет.

В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни И. А. Крылова с иллюстрациями В. А. Серова. Он любезно предложил художнику сделать несколько рисунков для этого издания. Сначала А. И. Мамонтов предполагал включить в издание все басни, но потом решил ограничиться лишь наиболее популярными.

Издание решено было назвать «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова» и составить его из следующих двенадцати листов: «Обоз», «Ворона и Лисица», «Мельник», «Волк и Журавль», «Тришкин кафтан», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Ворона», «Лев и Волк», «Осел и Мужик», «Мартышка и очки», «Щука».

Работа над рисунками к басням увлекла Серова, и, хотя издание не было осуществлено, художник сделал большое количество великолепных зарисовок и законченных иллюстраций * .

С самого начала перед Серовым встала трудная задача — не только создать вполне определенные художественные образы, но и передать специфику басенного повествования. А для этого необходим был особый художественный язык. Ведь басня — это беглая живая зарисовка действительности, заключающая в себе обычно нравоучительный смысл. Писатель-баснописец подмечает в жизни бытовые курьезы, промахи, смешные стороны жизни, человеческие пороки и недостатки и, выливая в басенную форму, по-своему заостряет их, преувеличивает.

Крылов высмеял отрицательные человеческие качества, перенеся их на животных. При этом он нарочно сгустил краски, чтобы побольнее ударить по человеческому самолюбию, чтобы подчеркнуть, усилить назидательный смысл, вытекающий из той или иной ситуации.

Крылов не случайно избрал именно басню своим оружием в борьбе с человеческими пороками; мудрая простота ее содержания и юмористический прием повествования доступны любому читателю, легко им усваиваются. Язык басни, близкий к народному языку пословиц и поговорок, хорошо запоминается.

Серов, как никто другой, понимал специфику басенного повествования. В результате многолетних упорных и неутомимых поисков он нашел свою простую, меткую форму рассказа, обогащенную юмором и созвучную языку басни.

Не сразу удалось художнику добиться той художественной законченности формы и той смысловой емкости, которые нужны были для басенной иллюстрации. Начиная с 1896 года он упорно стремится найти свой изобразительный «басенный язык», но окончательно находит его лишь в поздних иллюстрациях.

Художник тщательно отбирает в басне главное и передает его скупыми художественными средствами. Так, постепенно, он совсем отказывается от тона, светотени и тех подробностей, какие встречаются в таких начальных листах, как «Волк и Пастухи», «Три мужика», «Вороненок». Позднее он работает только карандашом, акцентируя и заостряя интересующие его детали, выявляя в рисунке наиболее характерные черты нарицательных образов басен.

Однако на первых порах художник еще довольно подробен. Он отказывается пока только от живописных приемов в графике. Это заметно в подходе к басне «Три мужика», рисунок которой носит жанровый характер. Обыкновенная жанровая сценка (изображены три мужика за ужином в деревенской избе) еще и конкретна и многословна. В ней недостаточно подчеркнуто главное, едва заметна ирония. То же самое можно сказать и о рисунке «Вороненок». Он еще громоздкий, сложный, недостаточно лаконичный.

Упомянутые работы передают только лишь содержание басен. Серову же хотелось добиться того, чтобы иллюстрации имели еще и самостоятельную гротесковую выразительность. А для этого рисовать надо было проще, лаконичнее и, вместе с тем, острее. Вот почему большая часть первоначально задуманных композиций много раз перерисовывалась, все более упрощаясь и заостряясь.

Так, постепенно перерабатываясь, в корне изменилась композиция «Квартета». В новой композиции Серов расположил зверей в обратном порядке—справа налево, и такая композиция показалась ему более удачной. Кроме того, художник изменил облик каждого зверя, переработал его позу, движение, ужимки; сделал его более комичным. В результате получилась не просто жанровая сценка, а возникли басенные образы, сквозь которые стал наиболее явственно проступать назидательный смысл. Серов подчеркнул в рисунках самое характерное—то, что вообще свойственно тому или иному зверю. Это — уже новые черты серовского метода, они и определили его дальнейшие поиски.

Работая над баснями, Серов постоянно использовал свои многочисленные альбомы, в которых уже имелись зарисовки нужных ему животных. Он любил и хорошо знал животных, а потому смог дать им довольно меткие характеристики. Изображал ли он волка (лист «Волк и Журавль») или лисицу у виноградной лозы (лист «Лисица и виноград») — в любом конкретном случае заметно, что художник внимательно и долго изучал характер каждого зверя. Вот почему так верно обрисовал он животных в листе «Мор зверей» — льва, выделяющегося среди других зверей своей величественной, гордой осанкой, изворачивающуюся перед львом лисичку, оскалившихся волков и безобидного простодушного вола, которого звери «за грехи» намереваются принести в жертву.

В другом листе («Лев и Волк») изображен рассерженный могучий царь зверей, грозно смотрящий вслед понуро плетущемуся волку, который посмел урвать кусочек от его добычи. Очень скупыми средствами, почти одной линией охарактеризованы лев и волк. Выразительны их позы.

Не менее убедителен и по-своему интересен лист «Лисица и виноград». Хитроумная лисонька, кокетливо изогнувшись, тихо ластится к виноградной лозе. Плутовка выжидательно смотрит на кисть винограда, висящую, увы, слишком высоко.

Образы всех этих зверей удались художнику не сразу. Он бесконечно переносил при помощи тонкой прозрачной бумаги найденный им рисунок с одного листа на другой, оставляя на новом листе, лишь те детали, которые, по его мнению, были наиболее удачны. Он усиливал эти детали, упрощая и обобщая предыдущую композицию, оттачивая линию, работая над объемом.

Несмотря на тщательную проработку каждого рисунка, штрихи и линии его никогда не производили впечатления засушенности. Упорный свой труд художник всегда умел скрыть за кажущейся непринужденностью и свободой рисунка.

Так работал Серов над баснями «Волк и Журавль» (начиная с акварельной заливки и перового рисунка и кончая лаконичным карандашным рисунком), «Лев и Волк» (от раннего тонового акварельного рисунка вплоть до последнего карандашного максимально упрощенного варианта), «Тришкин кафтан» (от натурной зарисовки до предельно утрированного образа).

Такой же основательной переработке подверглась и басня «Ворона» (лист «Ворона в павлиньих перьях»). Художник решает тему предельно скупо, изображая вырядившуюся в павлиньи перья ворону, шагающую комично-важно, высоко подняв голову, и павлинов, смотрящих на нее высокомерно и неприязненно, как на самозванку в их обществе. Здесь бесподобно дана характеристика и вороны и павлинов.

Еще удачнее оказался лист «Мартышка и очки». Кажется, нельзя решить задачу более остро, более экономно. Мартышка, которая так своеобразно «распорядилась» своими очками, — единственная фигура, которая изображена на листе.

Рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова — подлинно выдающиеся произведения, которые, отталкиваясь от литературного таланта Крылова-баснописца, обрели глубоко самостоятельное значение. Они ценны сами по себе. В зрительной форме художник выявил в них то, что хотел сказать писатель словом. Серов передал и глубоко народный юмор крыловских басен, заключающий в себе остроту и меткость видения жизни и особенности крыловского языка, близкого к разговорной речи, — все то, что делает басни Крылова подлинно народными литературными произведениями.

В. Тахтарева

* В настоящем издании открыток воспроизводятся лишь некоторые из этих листов, а также те, что не предназначались для Мамонтовского издания. Эти рисунки были выполнены в разное время, начиная с 1895 года и кончая 1911 годом.

Лисица и виноград. Бумага, графитный карандаш. 22,2х35,5 см. Государственная Третьяковская галереяЛев в старостиЛев и волк. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо. 26,8х 42,5 см. Государственная Третьяковская галереяКвартет. 1895-1898 гг. Бумага, графитный карандаш. 22,1х35,5 см. Государственный литературный музей. Москва.Тришкин кафтан. Бумага, графитный карандаш. 19х30 см. Собрание Н.А. СоколоваК басне "Щука". 1896 г.Мор зверей. Бумага, итальянский карандаш. 26,7х42,5 см. Государственная Третьяковская галерея"Мартышка и очки". Бумага, графитный и чётный карандаш. 26,7х42,5 см. Государственная Третьяковская галерея.Ворона в павлиньих перьях. К басне "Ворона". Бумага, графитный карандаш. 26,6х42,3 см Государственный Русский музей

filologstefa77777.blogspot.com

Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»

Описание картины Карла Брюллова «Портрет И. А. Крылова»

Живописец и представитель классической «акварельной» школы Карл Брюллов, выполнил прекраснейший портрет баснописца И. А. Крылова. С первого взгляда, портрет поражает своим выполнением и глубоким наполнением психологической характеристики и некой поэтичностью, которое присуще не только эпистолярному жанру, но и художественному. Во многой степени, это все стало возможным благодаря самому образу писателя и его лицу.

Как можно заметить, Крылов тут изображен в старческом возрасте или приближенном к этому возрасту, об этом говорит его одутловатое лицо, вместе с прядями волос, которые уже успели посидеть и беспорядочно опускаются на вески и лоб писателя. Нависшие брови только подчеркивают напряжение всего образа, повисшем в нескончаемом потоке человеческих мыслей.

Костюм писателя, по всему не предназначен для выхода, он настолько прост, что, скорее всего, это его домашнее одеяние. Это же можно сказать и о том, как он неуклюже сидит на писателе, явно не форме его грузной фигуры. Можно заметить, что знаки отличия и ордена, которые надеты на шее и груди у Крылова, художник умело прикрыл отворотом сюртука, таким образом, портрет не выглядит напыщенным. Единственное, что видно это серебряный отблеск звезды, которая прикрыта наполовину. Даже красные ленты Анненского и Владимирского крестов, не нарушает положительного впечатления от простоты выполняемого образа, не очерненными сановными атрибутами.

Особенно качественно был передан художником взгляд Крылова, который наполнен мудростью, которая присуще писателю в жизни. Крылов мог очень элегантно высказать острые моменты социального характера, скрыв их под пеленой юмора. Стоит добавить, что портрет является незаконченным, несмотря на всю его однородность и видимую завершенность.

opisanie-kartin.com

Описание картины Никифора Крылова «Русская Зима»

Описание картины Никифора Крылова «Русская Зима»

Н.С.Крылов яркий представитель Сафонковской школы, именно он стоял у истоков этого направления. Картин художника осталось очень мало. Работа «Русская зима» является самой популярной работой мастера. Полотно было написано с натуры, специально в выбранном художником месте была выстроена целая композиция. Такие условия работы могли позволить себе не все живописцы того времени. После произведение произвело сильно впечатление на выставке.

Художник писал работу, ничего не придумывая. Выбрав место на пригорке, ему был виден весь ландшафт. С пригорка дорога ведет к берегам Тосны. Местность поросла кустарником, а вдалеке виднеется лес. Зимний ясный день делает цвета еще ярче. На небе плывут облака, а снег играет причудливыми тенями.

Уснувшая природа оживляет людей, которые спешат по своим делам. Видимо место очень важное для жителей и находится возле проруба. По той дороге ходят и женщины по воду и одинокий путник. Две женщины встретились и разговаривают, а одинокий парень ведет под узды лошадь. Возможно, он водил ее на водопой. Еще одна женская фигура с коромыслом наперевес бредет по воду.

Вдали виднеется деревянный домик, типичный для русской деревни. Одежда женщин демонстрирует самобытность русского народа и его традиции. Длинные пышные юбки и передник являются традиционным одеянием хозяек того времени. Платок на голове не только спасает от холода, но и сигнализирует о статусе женщины. Картина написана аккуратно, все фигуры можно рассмотреть до мелочей.

Художник демонстрирует трудолюбие русских женщин и их физическую закаленность. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Н.С.Крылов реалистично передал атмосферу зимнего дня в деревне. Тени на снегу подчеркивают ясность погоды и придают полотну реализма и естественности. Возможно, из-за этого полотно так популярно и сегодня.

opisanie-kartin.com

"Басни" Крылова с иллюстрациями Альфонса Жаба

Недавно в питерском издательстве "СЗКЭО" вышел вот такой хороший сборник басен Крылова с иллюстрациями Альфонса Константиновича Жаба.В сборнике 73 басни. 48 цветных рисунков и множество чёрно-белых.Под катом содержание и рисунки:

kidpix.livejournal.com

Русская живопись. Художник Крылов Никифор Степанович. Биография. Картины

Крылов Никифор Степанович

Сын мещанина. Произведения художника принадлежат к жанровой, пейзажной, портретной живописи. В юности зарабатывал на жизнь росписью церквей и писанием икон. Затем перебрался в Петербург, где учился у А.Г. Венецианова, посещая при этом натурный класс Академии художеств. В возрасте 29 лет неожиданно умер от холеры. Просмотреть картины Крылова

Биография и творческая деятельность

Никифор Степанович Крылов родился в 1802 году в Калязине на Волге, в семье мещанина. Произведения художника принадлежат к жанровой, пейзажной, портретной живописи. С юности Крылов зарабатывал на жизнь художественными работами, главным образом росписью церквей и писанием икон. В 1823 году в одном из монастырей Тверской губернии его встретил А.Г. Венецианов, который увидев его работы, пригласил к себе погостить и дал ему советы по части живописи. В 1825 году Крылов перебрался в Петербург, где стал обучаться живописи непосредственно под руководством Венецианова, одновременно посещая натурный класс Академии художеств. В произведениях, написанных в этот период, среди которых «Мальчик с метлой», «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», «Смеющийся мальчик», «Внутренность кухни», художник обнаруживает приверженность принципам своего учителя.

С большим увлечением Крылов принялся за написание картины «Зимний пейзаж» (1827), специально для исполнения которой при помощи своих покровителей, купцов Чернятинских, близ села Никольское под Петербургом на берегу реки Тосны построил теплую мастерскую. Это произведение представляло собой первое в русской живописи изображение зимы и имело большой успех. Кроме «Зимнего пейзажа» на академической выставке в 1827 году были представлены несколько не дошедших до настоящего времени портретов, в числе которых был большой портрет одного из купцов Чернятинских. Эти работы, за которые Крылов был удостоен Малой золотой медали, упрочили за художником репутацию портретиста. В 1830 году живописец первым из учеников Венецианова получает звание назначенного и приступает к написанию портрета на соискание звания академика. В тот же год на выставке в Академии художеств он показал семь своих работ. Однако творческая биография мастера внезапно оборвалась: в 1831 году Никофор Степанович Крылов умер от холеры.

Картины Крылова  

art19.info

Крылов в иллюстрациях СЕМЁНОВА - эт-то нечто!!!

Такая здоровская книжечка!!! (ГУСИС! ТИБЕ НАДА !!! ) И.А. Крылов "Басни"

Издательство - Советская РоссияГод - 1978Переплёт – картонный с тканевым корешкомБумага - офсетнаяФормат – увеличенный в высотуСтраниц - 80Тираж - 100 000 экземпляров

Художник - Иван СЕМЁНОВ

Вы таки будете смеяться... я НЕ ВСЁ читала из Крылова до сегодня... в этой книге есть басни, которые я ЕЩЁ НЕ ЧИТАЛА!:-)))

trukhina.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта