Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира. Экология картина


Экология и современное искусство — МегаЛекции

 

Экологические проблемы глобального масштаба исследуются современными художниками очень часто. Как было сказано ранее, сегодняшний творец действует иначе, нежели традиционный мастер, связанный догмами определенного стиля и общепринятыми в государстве нормами. В наши дни художнику требуется не только изображать окружающую действительность и документировать происходящее, но и быть философом, мыслителем, теоретиком и проницательным критиком происходящего. Тогда он будет не просто современником, каких много, а по-настоящему актуальным персонажем. К счастью, пространство творческой среды сегодня намного более расширено, чем в прошлые исторические периоды. В мире постмодернизма перед мастером открывается масса возможностей.

Поп-арт во главе с Энди Уорхолом предложил идею механического воспроизведения объекта. Внимание уделялось рекламным образам, этикеткам, упаковкам, повторению и имитации созданных ранее работ. Одновременно авторы делали акцент на проблемах в социальной жизни, наглядно демонстрируя, что человек живет в обществе тотального потребления, не может насытить свои потребности, а где-то в отсталых районах дети умирают от голода и эксплуатации. Это противоречивое искусство, использующее эстетику комиксов и глянцевых журналов, настолько прочно укоренилось в сознании людей, что до сих пор популярно. Американский независимый режиссер Гас Ван Сент пишет: «…товары серийного производства в конце концов становятся более редкими, чем штучные, потому что их используют и сразу выбрасывают23». Теории поп-арта пришлись по душе и бельгийскому художнику Вику Мюнису, который в своих огромных работах цитирует классическую живопись (шедевры Гойи, Караваджо, Матисса, Малевича, Верещагина), сотворяя сюжеты из хлама, гвоздей, коробок, красной и черной икры, солдатиков и бриллиантов. Например, на фотографиях из серии «Сахарные дети» (из сахарного песка) представлены портреты бразильских детей с трагическими судьбами. Многообразие техник говорит о том, что истинное художественное произведение может быть создано из макаронных объедков или шоколада, не нарушая гармонии окружающей среды24. Этот принцип использовали еще в первой половине прошлого века избежавшие «военной мясорубки» дадаисты (Х.Арп, М. Янко, М. Эрнст, Р. Хауссман), составлявшие

коллажи, фотомонтажи, рельефы и ассамбляжи из самых примитивных материалов25.

Вопросы окружающей среды глубоко затрагивают и творчество российских

художников. Фотомонтажи А. Родченко представляли собой визуальное оружие, воздействовавшее на население. Сегодня некоторые представители артсообществ принимают живое участие в социально-политической жизни страны. Павел Пепперштейн, сформировавший свое мировоззрение под влиянием московского концептуализма, пишет открытое письмо президенту с предложением строительства новой столицы в слабоурбанизированном ландшафте между Москвой и Санкт-Петербургом. Этот утопичный проект предусматривает прекращение бесконечной застройки Москвы, неблагоприятно отражающейся на экологии города26.

Русское неофициальное искусство (с 60-х гг.) нередко акцентировало внимание публики на пересечениях советского быта и природы, человеческого подсознания и государственной политики. Например, «застывшие» картины Д. Краснопевцева воскрешают vanitas (память о бренном): черепки, мертвенность, сухость, черный траур, безвоздушное пространство и другие метафизические мотивы являются метафорой общественной жизни 70-х годов. На полотнах Э. Булатова девственные пейзажи соседствуют со зловещими символами и лозунгами.

С начала 20-х гг. ХХв. многие художники интересуются пространственными композициями, сочетающими элементы геометрии, физики, архитектуры, философии и живописи. Идеи Татлина, Родченко и западноевропейских конструктивистов послужили толчком к возникновению кинетизма. В движущемся объекте «Шар» (1965г.) В.Ф. Колейчука имитирован способ сцепления атомов в молекуле, а в своих эскизах Дорохов, используя характерный сине-зеленый колорит, пытается выявить новую космическую структуру27. Идея русского космизма выражена в «Манифесте русских кинетов», в котором чувствуется забота о современном обществе: «Человек сегодня разорван, болен. «Человек, ты не устал от разрушений?28».

Постоянно развивающаяся цивилизация и научно-техническая революция оказывают разрушительное воздействие на сознание человека. Модернизированные компьютеры и виртуальные программы заменяют реальную жизнь. Поэтому возникает совсем иной изобразительный язык, основанный на достижениях новых технологий. Актуальный художник Г.Пузенков, чья работа «Single Mona Lisa 1:1» побывала в космосе, на холсте имитирует монитор компьютера, отчего его картины становятся ближе современному зрителю29.

Известный во всем мире художник из Украины, «человек-собака» Олег Кулик неоднократно привлекал интерес общественности и арткритиков использованием зоологических мотивов в своем неординарном творчестве. Его ранние акции и перформансы при всей кажущейся нелепости полны глубочайшего смысла: Кулик говорит об экологии как окружающей среды, так и человеческой психики. Например, на его гигантских фотографиях, выставленных в одном зале как инсталляция, запечатлены люди в зоопарке, взгляды которых, как и яркий свет музейных ламп, устремлены к зрителю. Таким образом, посетитель экспозиции ощущает неловкость, чувствуя, что за ним

пристально следят. В такой атмосфере человек начинает рефлектировать по поводу угнетения животных, находящихся в подопытном состоянии и жестоко заключенных в клетки30.

Видеоарт

«Видеоарт – это сфера, где поднимаются самые актуальные проблемы31», - сказала Ж.Штошек, куратор программы «40 лет немецкого видеоарта». На мой взгляд, самым эффективным средством воздействия на посетителя музея или галереи современного искусства является видеоарт: в небольшом по продолжительности и недорогом видеоролике художник может выразить больше, чем на фотографии или в кинофильме. Видеоарт и медиаарт стал настолько популярен, что ежегодно проводятся многочисленные фестивали молодого искусства, на которых непременно демонстрируются актуальные работы, затрагивающие самые наболевшие проблемы

сегодняшнего дня. Например, ставший уже традиционным Медиа Форум знакомит

публику с авангардными направлениями, ежегодно представляет видео, касающееся человека и его места в мире. Этим летом московская публика была вовлечена в рассуждения экспериментаторов о нервной системе и чувствительности человека (программы «Психо-быт» и «Техно-аларм»), о физических и психических травмах (видео С. Яхода «Воображение не лжет»), о попытках постижения и преодоления своего тела (Д.А.Родс «Зеркало/Бабочка»)32.

Программа этого года международного фестиваля инновационного медиаарта IMPAKT была практически испещрена мыслями об экологии человека: в работе «Вторая природа» сопоставляются люди и животные, имеющие много общего, разделяющие одно пространство; сюрреалистические «Начала» возвращают к истокам цивилизации; видео «Кто я и что мне надо» говорит о человеческой индивидуальности33.

В короткой работе «Предостерегая нефтяной трубопровод» голландец Ян ван Нейнен акцентирует внимание на загрязнении окружающей среды, используя технику анимации. Пульсирующие на экране черные пятна будто предостерегают человечество об опасности34.

Р. Уилсон в своих видеопортретах старается глубже проникнуть в подсознание героя, представляя его alter ego35. О невозможности физического бытия в прежней форме размышляет лидер группы «Коллективные действия» А.Монастырский в своей ранней работе 1985г., положившей начало российскому видеоарту36.

Группа «АЕС+Ф» в каждом ролике выражает самые актуальные проблемы настоящего периода. Например, в трех фильмах из цикла «Лесной царь» показаны одинокие дети массовой культуры, не понимающие, что их ждет завтра. Особенно сильное впечатление производит видео, снятое в центре мегаполиса, в котором дети ходят из стороны в сторону и не могут найти свое место.

Шуточные и легкомысленные на первый взгляд скетчи группы «Синие носы» говорят о глобализации и переменах в социуме. Актуальность художников из Сибири заключается в том, что несмотря на серьезную проблематику им удается оставаться доступными для

понимания широкому зрителю.

Инсталляция

Термин «тотальная инсталляция» предложил российский концептуалист Илья Кабаков, который создал «Полет в космос» из подручных материалов, превратив свою мастерскую в очаг неземной цивилизации. Впоследствии такой способ самовыражения распространился по всему миру и породил огромное количество разновидностей. Лэнд-арт предусматривает создание произведений в рамках природного ландшафта. Сегодня никого не удивишь выставленной в музейном пространстве вспаханной землей или огромными спиралями из почвы в открытой местности. Инсталляции Дж. Пеноне и де Марии образно говорят о разъединении человека и природы, о стремлении жителей планеты вовсе забыть о своем долге перед биосферой. Паблик-арт рассчитан на городское население. «Мемориальные плиты» Мунтадаса, развешенные в местах, представляющих

угрозу социальной экологии мегаполиса, напоминают людям о насущных конфликтах. Немецкая художница Хессе создает свои инсталляции из антиконсумеристских материалов, что актуально для «общества потребления»37.

В советском нонконформистском искусстве под влиянием абстрактного экспрессионизма возникает течение хлам-арт. «Ящик с мусором» И. Кабакова, инсталляция Г.Виноградова, объекты М.Рогинского, Б.Турецкого и С.Волкова критикуют советский быт 50-60-х гг. и апеллируют к тотальному загрязнению окружающей среды38.

Давать новую жизнь старым, выброшенным вещам, менять их предназначение – любопытно, полезно и практично. Проект «ЭКОlife»39 обращает внимание людей на то, что из мусора можно сделать и нечто эстетическое, а не только помойку.

Инсталляция «Универсальная среда обитания» художника из Словении Стано Фиско40в очередной раз свидетельствует о том, насколько восприимчивы представители артсообщества к серьезным проблемам, с которыми сегодня сталкивается каждый индивид.

megalektsii.ru

Картины Криса МакМахона: «невольное сотрудничество»

Создано 10.01.2012 02:42 Автор: IndigoMan

Christopher McMahon

Художник Кристофер МакМахон (Christopher McMahon) изобрёл поистине неординарный способ превращать не пользующуюся спросом дешёвую масляную живопись с блошиного рынка в произведения искусства с экологичной символикой. Скупая старый хлам, Кристофер оживляет унылые пейзажи забавными, совсем не страшными монстрами. С одной стороны, нелепость их появления на этих картинах заставляет улыбнуться, с другой стороны – призадуматься, к чему бы это?..

МакМахон – человек творческой профессии и мышления, который не следует политике бездумного потребительства хотя бы по причине дороговизны подобного образа жизни. Вот и для выполнения своих заказов художник предпочитал скупать никому не нужные картины буквально на барахолке – графика их «просто ужасна», но большие, качественные холсты можно было запросто покрыть белым гипсом – и начать буквально «с нового листа». Плюс этой идеи в том, что покупка нового холста в специализированном магазине – «жестокое испытание» для кошелька Кристофера.

Christopher McMahon

На своём личном блоге МакМахон рассказывает, как всё начиналось: «Летние месяцы, обещающие большой творческий подъём... сколько угодно времени, которое можно посвятить искусству! Однако, не смотря на это, я тщетно пытался пробить своей головой стену застоя…» Спасение пришло во время бесцельной «миграции» по дешёвой уличной распродаже – «Люди просто пытались побыстрее продать пыльное барахло за любые деньги, чтобы не платить налог за него на местной свалке». И вдруг внимание художника привлек «потенциальный холст» - в куче каких-то плакатов лежала большая картина с наклейкой «$ 1,00».

Christopher McMahon

Принеся покупку в свою мастерскую, Кристофер окинул её критическим взглядом: «Перед моими глазами раскинулся по-настоящему угрюмый и зловещий морской пейзаж. Глядя на него, я интуитивно почувствовал, что чего-то явно не хватает! Впервые художник решил не покрывать гипсом старый холст, - а завершить его. Так на картине появилось морское чудище, которое появляется из воды и крошит один из кораблей в щепки. «Мне всегда нравились большие монстры вроде Годзиллы», - замечает Кристофер.

Christopher McMahon

МакМахон счёл работу интересной – и стал подыскивать другие дешёвые пейзажи «без изюминки», чтобы довести их до ума. «Поначалу я чувствовал себя так, будто убиваю немного истории – одна из картин датировалась 1965 годом. Возможно, это можно назвать проявлением неуважения, а возможно, моей кистью руководили невидимые космические силы. Но, в конце-концов, это же не антикварное аукционное искусство…» МакМахон ставит свой автограф рядом с именами авторов пейзажей. Сам художник по этому поводу шутит: «Я называю это сотрудничеством не по доброй воле – ведь мои напарники понятия о нём не имеют!»

Christopher McMahon

И вот, на блёклых «фонах» стали появляться причудливые, но совершенно не злобные монстры и фантастические звери: «Субарктический нарвал», похожий на большого синего комара, «Болотный монстр», который словно пытается приветствовать зрителя поднятым кулаком и другие оригинальные персонажи. Но если присмотреться, их объединяет настроение и выражение «лица»: кажется, будто чудики растеряны, напуганы или просто заблудились.

Christopher McMahon

Тематика картин, по словам Кристофера, глубоко символична. Все эти монстры – реальные, позитивные силы природы, которыми человечеству удалось хитростью завладеть и обернуть против неё самой. Они символизируют тот экологический ущерб, который люди наносят окружающей среде своей «хозяйственной» деятельностью.

Christopher McMahon

Когда же количество просмотров оцифрованных работ художника перевалило за десятки тысяч, творчеством МакМахона, наконец, заинтересовались сами экологи. Они так же заметили, что помимо художественной пропаганды «зелёного» мышления Кристофер вносит серьёзный вклад в охрану природы, помогая в процессе работы утилизировать ненужные вещи, которые могли бы отправиться на свалку.

www.facepla.net

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность, руководимая учителем, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной, непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.

Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1.Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

2.Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

3.Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

4.Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

5.Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет. Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит, беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.

По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

turboreferat.ru

Диссертация на тему «Экологическая картина мира в культуре современного информационного общества» автореферат по специальности ВАК 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры

1. Анисимов, С. Ф. Введение в аксиологию. М. : Современные тетради, 2001.-128 с.

2. Антипина, О. И. Постэкономическая революция и глобальные проблемы / О. И. Антипина, В. Л. Иноземцев // ОНС. 1998. - № 4.

3. Антология мировой философии : в 4 т. М., 1970. - Т. 1,2.

4. Арнольд, В. И. Теория катастроф. — М., 2005.

5. Афанасьев, В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М. : Политиздат, 1975.

6. Афанасьев, В. Г. Социальная информация. М. : Наука, 1994.

7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия,1999.

8. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 2000. —326 с.

9. Бердяев, Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М. : Наука, 1990.

10. Бердяев, Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

11. Бердяев, Н. А. Смысл истории. М., 1990.

12. Бердяев, Н. А. Собрание сочинений : в 4 т. Paris: YMCA-PRESS,1989.

13. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества: человек, микрокосм и макрокосм. М., 1989.

14. Берталанфи, Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М. : Прогресс, 1969.

15. Бессонов, Б. Н. Цивилизация и философия: необходимость новых ценностей // Философские перспективы человечества. М., 1993.

16. Бестужев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование: педагогическое общество России / И. В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. М., 2002.

17. Битва за планету Земля: экология // Итоги. 2000. - № 19.

18. Блюменфельд, Л. А. Проблемы биологической физики. М., 1977.

19. Борзенков, В. Г. Современная биология в зеркале методологической рефлексии // Современная биология. Новые идеи. Синергетика. Семиотика. Коэволюция. М., 2002.

20. Бройль, Л. Революция в физике. М., 1965.

21. Бурцева, Е. А. Духовное бытие человека в эпоху техногенной цивилизации // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук. Международная научная конференция : в 2 т. / под ред. Е. В. Дегтярёва. Магнитогорск : МаГУ, 2006. - Т. 1.

22. Вебер, А. Б. Быть или не быть. Глобальное управление как глобальная проблема // МЭ и МО. 1993. - № 4.

23. Вебер, М. Избранные произведения. М., 1990.

24. Вернадский, В. И. Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста. М., 1977.

25. Вернадский, В. И. Биосфера // Избранные сочинения : в 5 т. М., 1960.-Т. 5.

26. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление. М.,1991.

27. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная жизнь как планетное явление. М., 1987.

28. Видаль де ля Бланш, П. Принципы географического человека. -Спб, 2000.

29. Виппер, Р. Ю. Гибель европейской культуры : сборник статей и публичных лекций. 1914-1918. -М., 1918.

30. Владимиров, Ю. В. Метафизика. М., 2002.

31. Волкова, В. Н. Основы теории систем и системного анализа. — Спб., 2004. 520 с.

32. Волченко, В. Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете // Сознание и физическая реальность. 1997. - Т. 2, № 4.

33. Волькенштейн, М. В. Энтропия и информация. М., 1986.

34. Гайденко, П. П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. -№ 6.

35. Галатенко, В. А. Основы информационной безопасности. М., 2003.

36. Галимов, Э. М. Феномен жизни. Между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. М., 2001.

37. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения : в 14 т. М., 1999.

38. Гейзенберг, В. Шаги за горизонт. М. : Мысль, 1987.

39. Гиляров, А. М. Популяционная экология. М. : Изд-во МГУ, 1990.

40. Гиренок, Р. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1998.

41. Гирусов, Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма : в 2 ч. М., 2007. - Ч. 1. - 128 с.

42. Гоббс, Т. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1989.

43. Гончаров, В. Н. Общественная информация: социально-философский анализ. М.: Илекса, 2005. - 124 с.

44. Гончаров, В. Н. Социально-философские аспекты исследования информационного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки.-2008.-№5.

45. Горшков, В. И. Глобальные экологические перспективы / В. И. Горшков, К. Я. Кондратьев, К. С. Лосев // Мир науки. 1992. - Т. 36, № 4.

46. Григорьева, JI. И. Обучение экологии это требование времени // Наука и образование. - 1996. - № 4.

47. Гроф, С. За пределами мозга. — М. : Изд-во Трансперсонального института, 1993.

48. Грушин, Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -М., 1987.

49. Гулыга, А. В. Русская идея и её творцы : философские портреты мыслителей от Ф. М. Достоевского до А. Ф. Лосева. М., 1995.

50. Данилов-Данильян, В. И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии. 1998. - № 8.

51. Данилов-Данильян, В. И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты , охраны окружающей среды М., 1995. - Вып. 10.

52. Декарт, Р. Сочинения : в 2 т. М., 1989.

53. Делягин, М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.,2003.

54. Дидро, Д. Сочинения : в 2 т. М., 1986.

55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.

56. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы. Спб, 2003.

57. Древние цивилизации / под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.,1989.

58. Дрейер, О. К. Экология и устойчивое развитие / О. К. Дрейер, В. А. Лось.-М., 1997.

59. Дульнев, Г. Н. Информация фундаментальная сущность природы // Терминатор. - 1996. — № 1.

60. Евин, И. А. Синергетика искусства. -М., 1993.

61. Ефремов, И. А. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Современный писатель, 1993.

62. Жизненный смысл христианства : философский комментарий на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова // Вопросы философии и психологии. -1900.-Кн. IV (54).-624 с.

63. Зобов, Р. А. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. Спб., 1995.

64. Зуба ков, В. А. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса: филос.-прогност. эссе идеи и основа для дискуссии о путях выхода из кризиса. - Спб., 1995.

65. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Спб., 2004. - 174 с.

66. Иванова, С. Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты. — Ставрополь, 2004.

67. Ильенков, Э. В. Современные вопросы образования и воспитания // Вопросы философии. 1974. -№ 2.

68. Иноземцев, В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус Век, 1995. - 336 с.

69. Иноземцев, В. Л. Экономическая общественная формация: границы понятия и значение теории // Полис. 1991. — № 4.

70. Информационный бюллетень Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия М., 2004.

71. Исаков, Н. В. Правовая политика России: теоретические аспекты / под ред. А. В. Малько. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2003.

72. Каган, М. С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. 2001.-№ 6.

73. Каганович, И. 3. Анализ межвременных связей в природосберегающей экономике // Экономика и математические методы. 1989. — Т. 25, вып. 3.

74. Каганович, И. 3. Целенаправленность и фактор времени в природосберегающей экономике (по результатам анализа межвременных связей) // Известия АН ЭССР. Т. 32 ; Общественные науки. - 1983. - № 4.

75. Казначеев, В. П. Экологическая проблема в современной глобалистике / В. П. Казначеев, А. Л. Яншин. М., 1985.

76. Казначеев, В. П. Феномен человека: космические и земные истоки. -Новосибирск, 1991.

77. Кампанелла, Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. М.,1954.

78. Кант, И. Сочинения : в 6 т. М., 1994.

79. Каира, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем : пер. с англ. К.: София, 2002. - 336 с.

80. Капра, Ф. Уроки мудрости. М., 2006.

81. Карасаевская, Т. В. Изменение биологии человека как социально-детерминированный процесс. Человек и природа. М., 1980.

82. Карери, Дж. Порядок и беспорядок в структуре материи. — М.,1980.

83. Картамышева, Н. В. Проблемы экологического образования / Н. В. Картамышева, А. К. Рычков // Философия и экологическая проблема. М., 1990.

84. Картер, Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теория и наблюдения. — М., 1978.

85. Касимов, Н. С. Экологическое образование // Вестник высшей школы. М., 1992. - № 10-12.

86. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

87. Каширин, В. И. Очерки философии планетарного самосознания. -Ставрополь, 1996.-255 с.

88. Каширин, В. И. Социальное времяведение. Философский взгляд на проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования / В. И. Каширин, О. В. Каширина. Ставрополь, 2006. - 64 с.

89. Келасьев, В. Н. Интегративная концепция человека. Спб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992.

90. Кнабе, Г. С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

91. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М., 1994.

92. Кобылянский, В. А. Место «очеловеченной природы» в структуре взаимодействия природы и общества // Философские науки. 1982. -№ 3.

93. Колликот, Б. Природоохранные ценности и этика // Гуманитарный экологический журнал. 1999. - Т. 1, вып. 3.

94. Коммонер, Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.

95. Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» // Зелёный мир. 1999. - № 12.

96. Кондратьев, В. В. Методология науки и высшего профессионального образования. Казань : Казанский государственный технологический университет, 2001. - 152 с.

97. Константинов, Е. Н. Системное мышление и экология / Е. Н. Константинов, Н. В. Михайловская // Зелёный крест. М., 1994. - № 3.

98. Конференция «Философия экологического образования» : обращение участников конференции россиянам, парламенту и правительству РФ // Вопросы философии. М., 1996. -№ 8.

99. Косов, Г. В. Экологическая доминанта социально-политической динамики современного общества // Циклы природы и общества : материалы X Международной конференции. Ставрополь, 2002. - Т. 2.

100. Кочергин, А. Н. Моделирование мышления. — М., 1999.

101. Кочергин, А. Н. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. — Новосибирск, 1987. 88 с.

102. Кочергин, А. Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования.-М., 1996.

103. Кремянский, В. И. Философские проблемы биологии. М.,1993.

104. Круглова, Г. Христианские экологические концепции // Свободная мысль. 2008. — № 1.

105. Кузнецов, Г. А. Экология и будущее. — М. : Изд-во Московского университета, 1988.

106. Культурология / под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д : Феникс,2005.

107. Лагутин, А. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества : автореф. дис. . канд. культурол. наук. Краснодар, 2001.-25 с.

108. Ласло, Э. На пути к планетарному сознанию. М. : Издательство ЛКИ, 2007.-248 с.

109. Левандовский, А. П. Сен-Симон. М. : Молодая гвардия, 1983.

110. Левчук, Л. Т. Идеология, мораль, искусство / Л. Т. Левчук, А. И. Фортова, Т. Г. Аболина. Киев : Лыбидь, 1991.

111. Ленынин, В. Человек природа - технология (безопасность через образование) // Вестник высшей школы - М., 1992. - № 1-2.

112. Леонтьева, М. Экологическое образование шаги вперёд // ЭКОС. ИНФОРМ. - 1995. - № 2.

113. Лесков, Л. В. Нелинейная Вселенная. М., 2003.

114. Лойфман, И. Я. Научная картина мира, её уровни и функции в познании // Анализ системы научного познания. Свердловск, 1984.

115. Лосев, А. Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988. - № 3.

116. Лось, В. А. Экологическое образование: стратегия, методика, опыт // Вестник РАН. М., 1993. - Т. 63, № 8.

117. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека. -М., 2003.

118. Максимова, М. В. XXI век — со старыми и новыми глобальными проблемами // МЭ и МО. 1998. - № 10.

119. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения Спб., 1868. - Т. 1.

120. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию. М. : Прогресс, 1992.

121. Мамардашвили, М. Классические и неклассические варианты рациональности. Тбилиси, 1984.

122. Мамедов, Н. М. Культура, экология, образование. — М., 1996.

123. Мамедов, Н. М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты.-М., 1989.

124. Мамедов, Н. М. Экология и техника. М., 1988.

125. Мамедов, Н. М. Основания концепции устойчивого развития / Н. М. Мамедов, М. Я. Кадыров // Устойчивое развитие будущее цивилизации.-М., 1997.

126. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. — М., 2003.

127. Мансурова, С. Е. Применение современных образовательных программ в обучении экологии // Психологическая наука и образование. -М., 1997.-№ 1.

128. Марков, Ю. Г. Социальная экология. Основные принципы и программные установки. Новосибирск, 1989.

129. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1978.

130. Медоуз, Д. За пределами роста / Д. Медоуз, Д. Медоуз, Р. Йор. -М., 1997.

131. Мельник, Л. Мир, открытый заново. М., 1988.

132. Месарович, М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. М. : Мир, 1973. - 344 с.

133. Мировая энергетика. Прогноз развития до 2000 г. / под ред. Ю. Н. Старшинова. М., 1980.

134. Миронов, В. В. Философия.-М., 2001.-218 с.

135. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера. М. : Молодая гвардия,1990.

136. Моисеев, Н. Н. Алгоритмы развития. — М., 1980.

137. Моисеев, Н. Н. Вернадский и современность // Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. М., 2001.

138. Моисеев, Н. Н. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. 1993. - № 3.

139. Моисеев, Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосфе-рогенеза // Международный независимый эколого-политологический университет. М. : Изд-во МНЭПУ, 2001.

140. Моисеев, Н. Н. Можно ли сегодня говорить о контурах будущего? // Международный независимый эколого-политологический университет. -М. : Изд-во МНЭПУ, 2000.

141. Моисеев, Н. Н. Современный антропогенез и цивилизованные разломы : эколого-политологический анализ //Вопросы философии. 1995. -№ 1.

142. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм. М., 1998.

143. Моисеев, Н. Н. Сочинения : в 3 т. / Международный независимый эколого-политологический университет. — М. : Изд-во МНЭПУ, 2001.

144. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2000.

145. Моисеев, Н. Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь. -1995. -№3.

146. Монтескье, Ш. JI. О духе законов / сост., пер. и коммент. А. В. Ма-тешук. -М.: Мысль, 1999.148. Мор, Т. Утопия. М., 1988.

147. Мотрошилова, Н. В. Бытие // Вопросы философии. 1989. - № 4.

148. Налимов, В. Наше общее будущее // Психологический журнал. -1984.-Т. 5,ч. 6.

149. Николаева, Е. М. Социализация личности как проблема социальной синергетики : дис. . д-ра филос. наук. Казань, 2006.

150. Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. М., 1989.

151. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. JI. Иноземцева. М. : Academia, 1999. - 640 с.

152. Новиков, Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. — JI. : Изд-во ЛГУ, 1979.

153. Одоевский, В. Ф. Сочинения : в 2 т. М. : Художественная литература, 1981.

154. Одум, Ю. Экология : пер. с англ.—М. : Мир, 1986. Т. 1-2.

155. Ожегов, Ю. П. Экологический импульс / Ю. П. Ожегов, Е. В. Нико-норова. -М., 1990.

156. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев, В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев // ЭКОС.-1994.-№7.

157. Оруэлл, Д. Сочинения : в 2 т. М. : Художественная литература,1980.

158. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М., 2000.

159. Павленко, А. Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии. — 2002. № 7.

160. Панарин, А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. — М., 1998.

161. Пауль, Г. Философские идеи прекрасного и научное исследование мозга // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. — М., 1995.

162. Перфильева, Н. А. Человечество на пути к новой информационно-космической цивилизации // Полигнозис. 1998. — № 1.

163. Печчеи, А. Человеческие качества. М., 1986.

164. Платон. Государство // Соч. -М., 1971. -Т. 3, ч. 1.

165. Плеханов, Г. В. История русской общественной мысли. М.,1917.

166. Плеханов, Г. В. Философия истории / подгот. текста и коммент. О. Митрошенкова. М., 1989.

167. Поттер, В. Р. Биоэтика: мост в будущее. — Киев, 2002.

168. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ.; под общ. ред. В. И. Аршино-ва, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачкова- М. : Прогресс, 1986. 432 с.

169. Пригожин, И. Р. От существующего к возникающему. М.,1985.

170. Пригожин, И. Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. -1989.-№8.

171. Пригожин, И. Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991.-№ 6.

172. Пригожин, И. Р. Время, хаос, квант / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс.-М., 1994.

173. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс.-М., 1986.

174. Проблемы экологического образования // Философские проблемы образования. М., 1996.

175. Публичные лекции по философии Г. П. Щедровицкого. — М.,2004.

176. Ракитов, А. И. Регулятивный мир: знание и общество, основанное на знаниях // Вопросы философии. 2005. - № 5.

177. Рассел, Бертран. История западной философии. Ростов н/Д : Феникс, 2002.

178. Режабек, Е. Я. Приоритет общественного интеллекта в цивили-зационном развитии общества // Постижение культуры. 1998. - № 7-8.

179. Реймерс, Н. Ф. На грани исторических эпох // Социальная теория и современность. М., 1992.

180. Реймерс, Н. Ф. Экология. М. : Россия Молодая, 1994. - 218 с.

181. Реймерс, Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М. : Россия Молодая, 1994.

182. Ремизов, И. Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. Краснодар, 1998. - 140 с.

183. Розин, В. М. Техника и социальность // Вопросы философии. -2005.-№5.

184. Романенко, В. Т. Одинокое дерево. М., 1985.

185. Ромашов, В. А. Становление нового экологического сознания : философский анализ. -М., 1989.

186. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.,1998.

187. Русская идея : сборник. -М. : Республика, 1992.

188. Руссо Ж.-Ж. Сочинения. Калининград : Янтар. сказ., 2001.

189. Садовский, В. Н. Парадоксы системного мышления // Системные исследования : ежегодник 1972. -М., 1972.

190. Сахаров, А. Д. Нобелевская лекция // Антология культурологической мысли. М., 1996.

191. Сборник «Русская идея: символ и смысл» // Вопросы философии. -1992.-№8.

192. Семонов, В. Е. Основные менталитета в современном российском обществе и проблема их совместимости // Человек в условиях кризиса :материалы научной сессии НИИ комплексных социальных исследований. -Спб., 1994.

193. Серов, Г. В. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. М. : Изд-во «Ось - 89», 1998.

194. Силин, А. А. Информация как фундаментальная сущность бытия.-М., 1992.

195. Скрипка, А. П. Личность и актуальные проблемы экологического воспитания // Проблемы философии 1990. - Вып. 84.

196. Смирнов, Т. С. Экологизация сознания и её роль в оптимизации взаимодействия общества и природы (экологизация сознания во взаимодействии общества и природы). Иваново, 1984.

197. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. -М., 2001.

198. Сократ, Платон, Аристотель, Юм Д., Шопенгауэр А. : биографические повествования. Челябинск, 1995.

199. Соловьёв, В. С. Сочинения / сост. А. В. Гулыга. М. : Раритет,1994.

200. Соловьёв, В. С. Философские начала цельного знания // Русская идея : сборник. М.: Республика, 1992.

201. Соловьёв, С. М. Избранные труды. Записки. М., 1983.

202. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени. М. : Наука, 1997.

203. Сорокин, П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.

204. Сорокин, П. Долгий путь : автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.

205. Стать зеркало души народа // Вопросы философии. - 1989. - № 6.

206. Столп и утверждение истины. М., 1990.

207. Стрельцов, А. А. Обеспечение информационной безопасности России. М., 2002.

208. Субетто, А. И. Экс-будущее и стратегия выживания мировой цивилизации // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. М., 1995.

209. Сукачёв, В. Н. Основы типологии и биоценологии. Избранные труды. — JL : Наука, 1972. Т. 1.

210. Султанова, М. А. Философия культуры Теодора Роззака. М. : Институт философии РАН, 2005. - 196 с.

211. Суровцев, JI. К. Экономические вопросы реализации концепции устойчивого развития / JI. К. Суровцев, Г. В. Шалабин // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 1995. Сер. 5, вып. 1.

212. Табуркин, В. И. Принцип целостности в философии и естествознании. Новосибирск, 1992. - 134 с.

213. Табуркин, В. И. Философские вопросы сельскохозяйственных наук. — Екатеринбург, 1998.

214. Тарнас, Р. История западного мышления. — М., 1995. 497 с.

215. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. — М., 1987.

216. Теорема о магистрали в задаче управления обратимыми процессами // Кибернетика. 1988. - № 3.

217. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. — М.: Республика, 1991.

218. Томпсон, Дж. М. Т. Неустойчивость и катастрофы в науке и технике.-М., 1985.

219. Тоффлер, Э. Шок будущего : пер. с англ. М. : Изд-во ACT, 2002.-557 с.

220. Тоффлер, Э. Третья волна. М.: Изд-во ACT, 1999.

221. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

222. Уледов, А. К. Перестройка и сознание. М. : Мысль, 1998.

223. Урманцев, Ю. А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. -№ 4.

224. Урманцев, Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии : философские и естественно-научные аспекты. М. : Мысль, 1973.

225. Урманцев, Ю. А. Эволюционика, или общая теория развития систем природы, общества и мышления. М., 1988. - 279 с.

226. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М. : Луч, 1993.

227. Урсул, А. Д. Модель устойчивого развития для России. М.,1994.

228. Урсул, А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития II Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград, 1996.

229. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию. М.,1994.

230. Урсул, А. Д. Перспективы экоразвития. М. : Наука, 1990.

231. Фёдоров, Г. П. Судьба и грехи России.- Спб., 1992. Т. 2.

232. Фёдоров, Н. Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Традиция,2000.

233. Философия современного естествознания / под общ. ред. С. А. Лебедева. -М., 2004.

234. Философская энциклопедия. М. : Мысль, 1992.

235. Философский энциклопедический словарь. М., 2005. - 292 с.

236. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — М., 1993.

237. Флоренский, П. А. Философия, наука, техника. Л., 1989.

238. Франк, С. Л. Душа человека. М., 1917.

239. Франк, С. Л. Реальность и человек. М. : Республика, 2006.

240. Франк, С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6.

241. Франк, Ф. Философия науки. М., 1960.

242. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

243. Фромм, Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 2000.

244. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее. М., 2003.

245. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1993. - Т. 1. - № 4.

246. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М. : Прогресс, 1986.

247. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

248. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985.

249. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. М., 1991.

250. Хантингтон, С. Модель грядущего конфликта // Полис. -1994.-№ 1.

251. Харкевич, А. А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. 1990. -№ 4.

252. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В жизни завтрашнего дня. М., 1991.-267 с.

253. Циолковский, К. Э. Космическая философия. М. : Эдиториал УРСС, 2001.

254. Цырдя, Ф. Н. Информатизация, познание, социальное управление : философские очерки. Кишинёв, 1992.

255. Чанышев, А. Н. Виды мировоззрения и генезис философии // Вестник МГУ. Сер. Философия. 1978. - № 4.

256. Черникова, В. Е. Диалог как форма культурной коммуникации (принципы философской рефлексии) / В. Е. Черникова, Л. Е. Климова // Философия культуры, науки, языка : материалы научной конференции. Ставрополь, 2005.

257. Чижевский, A. JI. Земное эхо солнечных бурь. М. : Мысль,

258. Чумаков, А. Н. К вопросу о статусе глобалистики // Феномены природы и экология человека. Казань : Хэтер, 2008.

259. Шалаев, В. П. Синергетическое описание реальности. Вопросы моделирования и управления социальными системами: возможности и перспективы // Синергетика социальных коммуникаций в современном обществе : сборник материалов. Йошкар-Ола, 2001.

260. Шалаев, В. П. Синергетика социального управления. Йошкар-Ола, 2005.

261. Швейцер, А. Культура и этика. М. : Прогресс, 1973.

262. Шелер., М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии : сборник. — М., 1988.

263. Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике. М.,1963.

264. Шилин, К. И. Живое знание: эколого-философские проблемы. -М., 1993.

265. Шпенглер, О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

266. Экология : юридический энциклопедический словарь / под ред. проф. С. А. Боголюбова. М. : Изд-во НОРМА, 2000.

267. Экология: пути выживания и развития человечества. М., 1988.

268. Ягодин, Г. А. Предисловие к русскому изданию книги Д. Медоуз и Дж. Рандер «За пределами роста». М., 1997.

269. Яковец, Ю. В. История цивилизаций. М., 2003.

270. Яницкий, О. Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного» общества. М., 2002.

271. Яншина, Ф. Т. Мировоззрение В. И. Вернадского и философский контекст учения о биосфере и ноосфере : дис. в виде научного доклада. М., 1999.

272. Ярочкин, В. И. Информационная безопасность. — М., 2000.

273. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

274. Berry, A. The nexten thousand years. N. Y., 2004.

275. Bond, P. People and the environment. Oxford : Blackwell, 1989.128 p.

276. Brown, N. Ecology and world security // World today. L., 1992. -Vol. 48, №3.

277. Brzesinski, Zb. Between Two Ages. — Wash., 1973.

278. Conserving and managing our genetic resources // Impact of science on soc. P., 1990. - Vol. 40, № 2 (158).

279. Meadows, D. The Limits to Growth / D. Meadows, J. Randers, W. Be-hrens.-N. Y., 1972.

280. Development and environment: sustaining people and nature // Development a. change. Beverly Hills ; L., 1994. - Vol. 25, № 1.

281. Dodd Garley, H. Perspectives on Cross — Culture Communication. -Vilson, 1962.

282. Durkhteim, E. La Sociologie // La Science Fracaise. Paris, 1915.1. Vol. I.

283. Ellul, J. Chonger de revolution: I'ineluctable proletariat. P., 1982.

284. Environment man and nature / Ed. by G. Sharma New Delhi: Reliance publ. house, 1989.

285. Faith and science in an Unjust World. Geneve, 1980. - Vol. 1.

286. Feiblman, J. The Theory of Human Culture. N. Y., 2004.

287. Siegwalt, G. Ecologie et theologie //«Revue d'histore et de pheologie religieuses». 1974. — № 3.

288. Gabor, D. Inventing the Future. N. Y., 1964.

289. Global climate change: Hearing before the Subcomm on human rights a. intern, organizations of the Comm. on foreign affairs, House of representatives, 101st Congr., 1st sess., Oct. 26, 1989. Wash.: Gov. print, off., 1990.

290. Global economic co-operation: A guide to agreements a. organizations / B. Colas, ed. Deventer ; Boston : UN Univ. press, 1994.

291. Greenhouse economics: Count before you leap // Economist. L., 1990. - July 7. - Vol. 316, № 7662.

292. Gushee, D. E. Stratospheric ozone depletion: Regulatory issues. Updated Apr. 8, 1991 / Congr. research service. Libr. of Congr. Wash. : CRS, 1991.

293. Helliman, J. The Ecology of World Development. L., 1972.

294. High-level decisions on the environment // Environmental policy a. law. Amsterdam, 1990. - Vol. 20, №1,2.

295. Huber, J. Die Regenbogengesellschaft: Ocologie und Sozialpolitik. -Frankfurt a. M., 1985.

296. International environment: Briefing book on major selected issues : report prep, for the Comm. on foreign affairs, US. House of representatives / Congress. research service, Library of Congress. Wash., 1993.

297. International handbook of pollution control / Ed. by E. J. Kormondy. -Aldershot: Gower, 1989.

298. Lanouette, W. Global warming: How much and why? // Bull of the atomic scientists. Chicago, 1990. - Vol. 46, № 3.

299. Le Roy, Edouard. L'exigence idealiste et le fail d'evolution. Paris : Alcan, 1927.

300. Nayar, K. R. Environment and international worldviews // Econ. a. polit. weekly. Bombay, 1990. - Mar. 3. - Vol. 25, № 9.3 03. Nodes petropilitanal. Pg, 1922.

301. Poniatowski, M. L'avenir n'est ecrit nulle part. P., 1978.

302. Restian, Adrian. Patologia informationala. Buc., 1997.

303. Schler, M. Wissensformen und die Gesellschaft // Probleme einer So-ziclogie des Wissens. Bern, 1960.

304. Shams, R. Environmental policy and interest groups in developing countries // Intereconomics. Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 1.

305. Stonier, Т. Wealth of information profile of a postindustrial Society. -L., 1983.

306. The Centre for Science and Environment statement on global environmental democracy // Alternatives. Delhi; N. Y., 1992. - Vol. 17, № 2.

307. The last, precious drops // Time. N. Y., 1990. - Nov. 5. - Vol. 136,19.

308. The politics of the global environment // J. of intern, affairs. N. Y., 1991.-Vol. 44, №2.

309. The state of the global environment // Our planet. Nairobi, 1992. -Vol. 4, № 2.

310. Tickell, C. Human effects of climate change // Populi. N. Y., 1990. -Vol. 17, №3.

311. Touraine, A. Modernity and Cultural Specificites // International Social Science Journal. P., 1988. - № 118.

312. Untawale, M. G. Global environmental degradation and international organizations // Intern, polit. science rev. Rev. intern, de science polit.: IPSR/RISP. - Guildford, 1990. - Vol. 11, № 3.

313. Wig, D. N. Tecknology, Philosophy and Politiks // Tecknology and Politiks. Daham. -L., 1988.

www.dissercat.com

Экологическая картина мира.

Научная картина мира. Под ней понимают общую систему представлений и понятий в процессе формирования естественно-научных теорий.

С точки зрения классической экологии 1960-х годов экологический мир рассматривался как: 1)стабильный или стремящийся к стабильности,

2)предсказуемый в силу своей детерменированности (определенности биотическими взаимодействиями или условиями среды),

3)находящимся под воздействием в первую очередь конкурентных отношений,

4)дискретным,

5) объективен.

Появились противоположные представления:

1) Представление о субъективности образа экологического мира. Оно связано с тем, что все заключения относительно сообщества зависят от масштаба, в котором его изучают. Если природные системы изучаются на основе биосистемного подхода, то масштаб определяется следующими уровнями организации (биосистемный ряд): органелла, клетка, ткань, орган (система органов), особь, репродуктивная группа, популяция, вид.

Экобиосистемный подход, основывается на ином масштабе (экобиосистемном ряде):

экоморфа,

дем,

морфо-биологическая группа,

экологическая популяция,

трофический уровень пищевой сети, энергетико-пищевая сеть,

трофический комплекс.

В случае биоценотического подхода представления об окружающей среде формируются на основе иных по своим масштабам категорий:

фитоценозов и зооценозов,

синузий,

популяционных консорций,

парцелл,

биоценозов,

биономических типов,

ландшафтной биоты.

Экосистемный подход определяет следующий ряд:

биогеоценоз,

биогеоценотический комплекс,

индивидуальный ландшафт,

ландшафтная провинция,

природный пояс,

биогеографическая область,

экосистемы суши (геобиосфера)

и океана (гидробиосфера)

и литосферы (литобиосфера),

биосфера.

2) Представление о том, что экологический мир становится все менее понятным и объяснимым.

3) Представление о сложности понятия “время” в экологии, т.к. параметр “время” вводится посредством сравнения скоростей каких-либо экологических процессов.

4) Представление о чрезвычайной динамичности экологического мира.

Современные представления о ключевых проблемах геоэкологии, свойства геоэкологических систем.

Современные представления о ключевых проблемах геоэкологии.

1.Субъективность (масштаб понимается не как свойство материальной системы, а как нечто связанное с наблюдениями.)

Уровни системы:

1.Орган

2.Клетка

3.Ткань

4.Орган или система органов

5.Особь

6.Репродуктивная группа

7.Популяция

8.Вид

2.Экосистема

1.Биогеоценоз (взаимообусловленный комплекс живых и косных компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии)

2. Биогеоценотический комплекс (горизонтальное или вертикальное сочетание двух или нескольких биогеоценозов, во взаимодействии составляющих единство экологической системы)

3.Индивидуальный ландшафт

4.Ландшафтная провинция

5.Природный пояс

6.Биогеография

7.Экосистема суши и океанов (геобиосфера,гидробиосфера,литобиосфера)

8.Биосфера

3.Сложность пространства экологического мира

4.Время

5.Динамичность экологического мира

Дата добавления: 2015-10-31; просмотров: 200 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Положение о системообразующих отношениях. | Структура природных систем и их свойства (целостность, устойчивость, изменчивость, саморегулирование, самоорганизация). | Частные потенциалы ландшафтов (биотический, водный, минерально-ресурсный, строительный, рекреационный, потенциал самоочищения). | Критическая допустимая нагрузка на природные системы и три показателя величины нагрузки. | Наиболее существенные антропогенные изменения изменения природных процессов в геосистемах. | Антропогенные изменения состояния и структуры природных систем, зональность антропогенных изменений ландшафтов (пояса, зоны, подзоны влияния). | МОНИТОРИНГ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ | Основные источники энергии в биосфере, тепловой баланс и его антропогенные изменения | Геоэкологические аспекты проблемы биоразнообразия. | Оценка биоразнообразия |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

картина | Экологический дайджест FacePla.net

3D печать помогает слепым людям «увидеть» произведения искусства

Details Created on 09.11.2015 17:24 Written by Natali

3D печать помогает слепым людям «увидеть» искусство. Facepla.net последние новости экологии

Компания 3Dphotoworks из Нью-Йорка стремится сделать двумерный мир искусства доступным для слепых людей, используя для этого процесс 3D-печати, который превращает картины, рисунки и фотографии в 3D напечатанное осязаемое изображение.

Articles tagged

Read more...

"Овощное" высокое искусство Ю Дуоки

Details Created on 04.09.2011 20:14 Written by Ирина Ковалёва

Энди УорхолМонроМонроВот многие говорят «кулинария – это искусство». В какой-то степени это и правда так, но, наверное, мало кто из нас задумывается о высоком и вечном за чисткой картошки, например. Казалось бы, совершенно тривиальное повседневное занятие, особенно если дело касается просто обработки овощей. Но китайская художница-авангардистка Ю Дуоки пошла намного дальше ножа и кухонного комбайна. Она делает картины из вполне обычных овощей: картошки, капусты, моркови. В том числе и копии картин великих мастеров.

Казалось бы, нелепая затея, но, тем не менее, работы художницы сейчас приобрели всемирную известность. Картофель, капуста, репчатый лук, горошины, корень имбиря – вот что заменяет Ю Дуоки традиционные краски. Все эти овощи используются в искусстве в разном виде: в сыром, сушёном и даже жаренном и маринованном, в зависимости от того, какой нужен цвет и текстура. Овощи фотографируются, проходят небольшую цифровую обработку, а потом из них составляется картина.

Ю Дуоки закончила Институт изящных искусств в Сычуане в 1996 году, после чего стала художником-фрилансером, совмещая обычную повседневную жизнь и домашнее хозяйство с искусством. Есть подозрение, что идея создавать картины из овощей посетила художницу именно благодаря домашней работе и приготовлению пищи. Это произошло в 2006 году. Несмотря на всю авангардность, работы художницы приобрели огромную популярность, и сейчас практически любая галерея Китая с удовольствием экспонирует эти оригинальные картины.

Сейчас  творческое наследие Ю Дуоки состоит из двух коллекций: The Vegetable Museum и The Fantasies of Chinese Cabbage.

Articles tagged

«Живая» картина Ван Гога из 8000 растенийЖивые стены, созданные из растений, сами по себе могут считаться предметами искусства, а вот превратить предмет искусства в живую стену удалось впервые. Долгожданной первой ласточкой масштабного зеленого креатива стала известная работа Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с кипарисами», украсившая внешнюю стену Лондонской Национальной галереи, где сберегается и оригинальное полотно. Весьма нестандартный способ пробудить интерес к высокому искусству и привлечь новых посетителей. Вдвойне приятно, что «оживший» шедевр имеет не только культурную ценность, но и позитивно сказывается на экологии города. Спонсором необычного арт-проекта выступила компания General Electric, которая активно поддерживает инициативы, направленные на снижение уровня выбросов в атмосферу углекислого газа.

«Живая» картина была спланирована, выращена и размещена на западной стене музея, выходящей прямо на Трафальгарскую площадь, английской компанией ANS Group Europe, которая прославилась созданием самой большой в Европе живой стены для лондонского отеля Mint. Для воссоздания гениального творения великого мастера дизайнерам понадобилось более 8000 растений и более 26 их разновидностей!

www.facepla.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта