Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем». Богородица картина


Богородичные образы

Культ почитания Богородицы вырос из почитания праматери в доисторические и, далее, во  времена античности. Богородица почиталась как Приснодева, Пречистая и Непорочная до рождения Христа, в Рождестве и после Рождества.

В Благовещенском соборе Кремля, на «Золочёных вратах» есть изображение Богоматери, где она написана в манере «Неопалимой Купины», это одно из ранних иконографических образов.Самая почитаемая икона Богородицы «Владимирская» по легенде была написана евангелистом Лукой на крышке от стола Святого семейства.Во многих Богородичных соборах, в том числе и в Кремле (Успенский, церковь Ризоположения) на стенах изображён Акафист. Акафист — церковные песнопения в прославляющие Пресвятую Деву. С первого по 12 акафисты описывают земную жизнь Богородицы и Христа. Другие — их 24, прославляют Деву Марию.На одном из Вселенских соборов Патриарх  Несторий говорил, что Христос родился человеком, а божество снизошло на него после рождения. Поэтому Несторий настаивал, чтобы Деву Марию называли человекородицей. Но на соборе такое отношение признали ересью.До VIII века Пречистую Деву изображали без каких-либо канонов, каждый мастер рисовал её по своему усмотрению. Затем последовало время иконоборчества, когда много изображений ликов святых уничтожили, фрески в храмах замазывали извёсткой. В 843 году на Константинопольском Вселенском соборе победили иконопочитатели. Кажется тогда (могу ошибаться) установили первые каноны — строгие правила изображения святых.После крещения Руси в 988 году Богородицу особо почитали, строили храмы в Её честь, писали изображения. На одной из картин Лицевого Летописного свода показано, как иконописец создаёт икону.

Изображали Богородицу обычно одетой в тёмно-красный и голубой хитон. Красный цвет символизировал человеческое начало Христа, его страдания, страдания Девы Марии. Синий, голубой цвета — цвета неба, божественный цвет.В настоящее время существует около 700 различных вариантов икон (Тихвинская, Смоленская, Коренная, Неупиваемая чаша, Семистрельная и пр.). Тогда как в иконографическом изображении Богородицы разделяется только пять типов. Иконографию каждой иконы опишем позже,  здесь — кратко.— Умиление. К этому типу относятся иконы Владимирская и Донская и многие другие. Эта иконография — символ души, находящейся в духовном общении с Богом.

— Оранта, или нерушимая стена. Изображена в рост или по пояс с поднятыми вверх руками. Поза её статична и величественна. Символизирует христианскую душу, после смерти находящуюся в царствии небесном и молящуюся за людей. Второе толкование образа появилось позже — это символ Вселенской церкви. (Мозаика из Софийского собора в Киеве).

Как разновидность Оранты — Знамение, знак людского спасения посредством рождения Иисуса Христа.  К этому же типу относится Панагия — по гречески Всесвятая.— Одигитрия. В иконографию вложена идея Богородицы — путеводительницы, она ведёт людей ко Христу.

— Богоматерь, сидящая на троне — Панахранта, Всецарица. Верховная представительница всех людей перед Христом. К ней относятся Толгская, Киево-Печерская, Державная, Псковская иконы. (На снимке — Толгская, ГТГ).

— Моление. (Боголюбская). Часто изображается, как часть Деисуса. Вечное моление Богоматери о спасении человеческих душ и заступницы, предстоятельницы.

Первым образом Богородицы в Кремле стала Владимирская. Первоначально она была выносная, двухсторонняя  Фрагмент из Лицевого Летописного Свода иллюстрирует историю о том, как Андрей Боголюбский перенёс Владимирскую из Киева во Владимир. (На иллюстрации — перенесение иконы)

Позже во Владимире он заложил Богородичный собор (Успенский).  Князь Андрей Боголюбский брал Владимирскую в свои военные походы. В Лицевом Летописном Своде присутствует и это изображение.

Во время Татаро-монгольского ига икону неоднократно привозили в Москву. В 1480 году её оставили в столице навсегда.

С тех пор и до революции она находилась в специальном киоте слева от царских врат Успенского собора Московского Кремля. Поэтому Успенский собор стали называть домом Пречистой. Ею умоляли Бориса Годунова принять царство, молились перед войнами. Она выбирала Патриарха.  В Успенском соборе Кремля перед избранием нового Патриарха молились образу Божией Матери Владимирская. Перед киотом ставили ящик и в него опускали небольшие свитки с именами претендентов на Патриаший престол. После литургии и молебна из ящика вытаскивали один из свитков, на нём было написано имя вновь избранного Патриарха. Таким образом икона Божией Матери Владимирская выбирала святителя.

Государей на царство благословляли тоже образом Богоматери Владимирская.Долгое время  икона выставлялась в залах ГТГ. Несколько лет тому назад её перенесли в домовый Никольский храм ГТГ, где она находится по сей день.Интересна ещё одна икона Симона Ушакова, в настоящее время находящаяся на экспозиции в ГТГ — «Древо государства московского», где древо русской государственности насаждается Митрополитом Петром и Великим Князем Иваном Калитой. Рядом помогают взращивать это древо государь Алексей Михайлович и его первая супруга Мария Ильинична (Милославская).

В 1514 году для крестных ходов мастер круга Дионисия выполнил список иконы «Владимирская». Его поместили в Благовещенский собор.  В клеймах изображены 12 евангельских чинов.

Почитается в Кремле Одигитрия Пименовская. В конце XIV века её принёс в Москву митрополит Пимен. С ней совершали крестные ходы, носили по домам для излечения больных. Икона была мироточива, об этом говорят многие свидетельства. Сейчас икона находится в экспозиции в ГТГ.

Интересен Влахернский образ  Богородицы. В краску, которой писали икону подмешали частицы мощей, пепел мучеников (Севастийских?). Она находится на экспозиции в Успенском соборе.

Икону Одигитрия часто называют Смоленской. Икону принесла в Киев Анна Мономаховна из Константинополя, когда вышла замуж за Владимира Ярославовича. Потом её перенесли в Смоленск, в Успенский собор.

Долгое время она хранилась в Москве, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Этот образ привезла с собой дочь литовского князя Витовта, София Витовтовна, когда вышла замуж за князя Василия Дмитриевича. Потом смоляне умолили московского князя «отпустить» образ в Смоленск. Пропала икона в 1943 году, после освобождения Смоленска, её не оказалось в Успенском соборе города. Сейчас и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, и в Смоленске, и в Успенском соборе Кремля хранятся её списки. Вот так она хранится в Смоленске.

Одна из них — на экспозиции в ГОП. С золотым окладом и двунадесятыми праздниками в клеймах.

Стоит обратить внимание на житийную икону Митрополита Петра на южной стене Успенского собора Кремля.

Святитель сам писал иконы, написал он и образ Богородицы, именуемый Петровская. В житийной иконе митрополита, в одном из клейм изображена написанная Петром икона Пречистой Девы.

Известно, что когда будущий митрополит ехал морем в Византию на поставление Константинопольским Патриархом на митрополичий престол, вместе с ним ехал и его «конкурент», начавший путешествие даже раньше Петра. Во время плавания Петру во сне явилась Дева Мария, успокоила его и обещала своё заступничество в поставлении на митрополию.

Так и вышло. Святой Пётр-митрополит благополучно добрался до византийских берегов, тогда как его соперника задержала буря.Петровский образ взяли выборные в Кострому, когда умоляли инокиню Марфу отпустить своего 16-ти летнего сына Михаила на царство. Оригинал иконы утрачен. Ранний список хранится в Успенском соборе.К иконографическому типу «умиление», как и Владимирская, относится образ Девы Марии  Донской. Обратите внимание, одной рукой она поддерживает младенца Христа, в другой держит плат. Этим платом Богородица осушает слёзы всех, кто к ней прибегает в горе.

Лицо Девы Марии выражает мягкую доброту, сочувствие, безмерную любовь. Фон иконы золотой, божественный.Обратите внимание, под нижним обрезом росписи находятся два полукруга. Это ковчеги — мощевики. Раньше в них находились мощи святых, каких — неизвестно. Сейчас ковчежцы закрыты воском.Молился образу Дмитрий Донской, Иван Грозный перед Казанским походом. В 1563 году её перенесли в Успенский собор Кремля и находилась она на почётном месте, слева от царских врат. Выносили икону во время крестных ходов, однажды, во время нашествия татарского хана Казы-Гирея (в 1588 году) иконой обнесли стены Кремля по периметру. Победу над ханом приписали заступничеству Пречистой иконе Богородицы Донская.Икона двухсторонняя, на её оборотной стороне написано Успение Богородицы.

В настоящее время икона находится на экспозиции в ГТГ.

В Благовещенком соборе Кремля хранится образ Богородицы Одигитрии с клеймами — ликами праведниц. Это Смоленско-Шуйская икона. В верхнем клейме в центре — изображение — Евы. Она начинает цикл праведниц. Напротив Евы внизу — святая Сусанна, ею заканчивается цикл праведных жён.

Знаменитый образ Богородицы Одигитрия находится в Успенском соборе Кремля. Изображение Девы Марии крупное, почти полностью закрывает всё поле иконы.

 На обороте образ святого Георгия.

Изображение именно этого святого связывают с посвящением Новгородского Храма, откуда её перенесли в Кремль — Георгиевского собора Юрьева монастыря.Особом образом почитали в Москве образ Тихвинской Божией Матери. Она чудесным образом по воздуху перенеслась в Тихвин, во время шествия являлась местным жителям.  Фото Тихвинского монастыря.

Перенесение иконы в Тихвинский монастырь — из Лицевого Летописного свода.

Церковь, где находился этот образ, трижды горела, но икона оставалась невредимой.Явился образ Тихвинской Ивану Грозному во время похода на Казань и укрепил в царе веру в победу.Иконография образа Тихвинской — Одигитрия. От Смоленской Тихвинская икона отличается положением ног младенца Христа — видна его стопа, «пяточка».В Кремлёвских соборах хранится два образа Тихвинской. На одном, в Благовещенском — 16 клейм. Находится эта икона в местном ряду иконостаса Благовещенского собора слева, рядом с северной стеной.

В одном из них (внизу) — изображение князя Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича (Грозного), первый царь виден молящимся справа, в царском венце.

Это икона тоже участвовала в крестном ходе в Кострому во время призвания Михаила на царство.Вторая икона Богоматери Тихвинская расположена на северной стене Успенского собора. В иконе 104 клейма. Она очень большая по размеру — 2.14/1.96.

Отдельные клейма в этой иконе — Крестовоздвижение

и Покров Пресвятой Богородицы

связаны с важными государственными событиями — снятием шведской осады с Тихвина (Покров) и принятием Украины в состав России.В деисусном чине Благовещенского собора хранится греческий образ Божией Матери. Он признан шедевром византийской школы иконописи. В нём заложено высокое духовное содержание.

 Храмовая икона Успенского собора написана в 1479 году, к освящению собора. Раньше считалось, что этот образ написан митрополитом Петром.В Благовещенском соборе храмовая икона Благовещения написана с входящим в лоно Божией Матери Иисусом. Это копия XVII века, оригинал находится в ГТГ. Вот оригинал (ГТГ).

Называется эта икона «Воплощение». Копия в Благовещенском соборе — с клеймами, в них изображён акафист.

В Ризоположенском храме хранится необычная икона 1626 года Назария Истомина.

Необычность её в том, что Одигитрия изображена в рост. Возможно, Назарий вдохновился работой отца, написавшего складень. Отец знаменитого мастера изобразил подобный образ Богоматери (правая часть складня).

«Что тя наречён» или Благодатное небо, такая икона 1678 года хранится в иконостасе Архангельского собора Кремля.

В этой иконографии заметно западноевропейское, польское в частности, влияние. В Польше существует образ жены, облачённой в солнце.

Есть предание, что по молитвам одной гувернантки, перешедшей в православие лютеранки, излечилась её подопечная, тоже не православная и после выздоровления перешла в православие.Многие сведения о кремлёвских иконах содержаться в работе Буслаева «Общее понятие о русской живописи». Много работали над исследованием русских икон учёные Кондаков и Солнцев.

Материл написан на основе лекции кремлёвского лектория «Богородичные образы в Кремлёвских храмах». Прошу прощение за качество некоторых снимков — переснято мыльницей со слайдов на экране, считаю лучше так, чем никак.

Статьи по теме:Икона «Александр Свирский в житии» в Успенском соборе Московского КремляЧетырёхчастная икона в Благовещенском соборе КремляПоклонение волхвов

Статьи не по теме:Экскурсовод в МосквеЭкскурсии по Москве и ПодмосковьюПешеходные экскурсии по МосквеЭкскурсия по Красной площади и Александровскому садуЭкскурсия в Новодевичий монастырьЭкскурсия во дворец Алексея МихайловичаЧастный гид-переводчик в Москве

kraeved1147.ru

Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обителиПокровский храм Марфо-Мариинской обители

Покров Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.Государственная Третьяковская галерея, МоскваПоступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова изсобрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва

Богоматерь.Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7Копия иконы Гроота, 1749 г.Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богородица.Вишняков Иван Яковлевич. Икона Андреевской церкви в Киеве

Богоматерь с младенцем.Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.

Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал

Богоматерь.Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144x71.Икона на сюжет из Апокалипсиса.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35x25,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3x36.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дева Мария.Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Варнек Александр ГригорьевичГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Виги Антон Карлович. Около 1822 г.Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92x62,8.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем.Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба.Бруни Федор Антонович. 1837 г.Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем.Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем в розах.Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь Корсунская. Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893). Масло. Роспись церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге

Богоматерь с младенцем.Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь.Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.Дальневосточный художественный музей

Христос и Богоматерь у житейского моря. Перов, Василий Григорьевич. 1867 г. Холст, масло, 155х103.Государственная Третьяковская галерея

Богоматерь с младенцем.Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем.Врубель Михаил Александрович. 1885 г.Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Мадонна с младенцем. Сычков Ф.В. 1890-е.

Богоматерь с Младенцем.Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле.Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Васнецов Виктор Михайлович.Фрагмент росписи Владимирского собора в КиевеВладимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.Виктор Михайлович Васнецов.Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия.Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем.Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5Витебский художественный музей

Богоматерь.Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем.Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.Частное собрание

Богоматерь.Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн.Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем.Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.Частное собрание

Богоматерь.Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5Частное собрание

Богоматерь «Умиление».М. В. Нестеров. 1906 г.Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Богоматерь «Умиление».Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Знамение».Нестеров Михаил Васильевич.Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы. Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец».Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем.Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургМузеи России

Петроградская Мадонна. 1918Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

ros-vos.net

в горе и в радости

Икона Скорбящая Пресвятая Богородица драгоценный образ, почитаемый в различных местах планеты: Греции, России, Румынии, Украины, Израиля. Празднование иконы установлено 6 ноября. В отличие от других изображений здесь Пречистая Дева Мария предстает одна. Это мать, оплакивающая мертвое тело своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Но это еще не полное значение святого образа.

Скорбь как путь к очищению

Скорбь – это переполняющее душу человека чувство глубокой печали. Божественный Промысел, скорбью наказывая человека за грехи, таким образом воспитывает, совершенствует его грешную душу. Но это совсем не значит, что Всевышний желает видеть детей своих не счастливыми, а скорбящими. Совсем нет. Божественное Откровение гласит, что каждый рожден для счастья. Во времена Нового Завета Благовестник Гавриил призвал земную женщину Деву Марию, ставшую Пресвятой Богородицей: «радуйся».

Но скорбь способна благотворно подействовать на состояние человеческой души, как болезнь, ограничивая возможность грешить, служит лекарством испытания духа, вразумления, духовной закалки. Некоторые люди, к сожалению, обращаются к Богу только тогда, когда испытывают скорбь. Грешная природа человека не позволяет ему стать лучше, не очистившись, а значит, не испытав скорби. Ведь сказано, что благодаря многим пережитым скорбям надлежит нам войти в Царствие Божие.

Но и Пресвятой Марии довелось испытать многие скорби. Не за свои грехи, а за прегрешения людей, которых так любил Ее Сын, что принес Крестную Жертву во имя их спасения. Поэтому скорбь Богородицы на иконе, это боль не только за страдания Иисуса Христа, но и за человеческое несовершенство.

Крымская святыня «Скорбящая Богоматерь»

История обретения этой чудотворной иконы произошла сравнительно недавно (1998). Одна православная прихожанка Иоанно-Предтеченского храма селения Первомайское по имени Феодосия Денисенко принесла церкви пожертвование. Это была икона Богородицы. Изображение на доске без оклада было настолько темное, тусклое, что его черты слабо различались. Священник взял подаренный от чистого сердца образ, поставил его в алтарь.

Скорбящая Богородица

По прошествии двух недель настал церковный праздник Успения Пресвятой Божьей Матери. Когда пришло время Божественной Литургии, открылись Царские Врата. Присутствующая в храме женщина (бывшая хозяйка образа) вдруг обратила внимание на икону, но совершенно не узнала ее. Изображение стало ярким, выразительным. Сдерживая умиление и удивление, прихожанка дождалась конца праздничного богослужения, направилась к настоятелю. На вопрос батюшке о том, когда и где успели за такое короткое время качественно реставрировать старую икону, священник искренне удивился, ведь ни он, ни кто-то другой совершенно не прикасались к образу.

В специально собранную комиссию пригласили уважаемых священнослужителей, а также мирян, людей, которые профессионально могли оценить изменения, произошедшие с иконой «Скорбящая Божия Матерь». В их число вошли ученые, художники, краеведы. После внимательного изучения они пришли к выводу, что с иконописным изображением никакие реставрационные работы не проводились. Причем на некоторых участках доски слой краски полностью стерт, местами основание повреждено шашелем. Но при всем этом оставшиеся краски сочные, яркие, лик сияет. Комиссия сделала вывод, что икона «Скорбящая Богородица» обновилась.

Композиционно икона представляет собой поясное изображение Богоматери. Кроме нее на образе более никого нет (без Богомладенца). Пречистая Дева сложила руки в молитве, Ее большие открытые глаза наполняет печаль, скорбь. На лице – нежный румянец. Живопись иконы достаточно проста, безыскусна. При этом изображение вызывает умиление, оно проникновенно, трогательно. Небольшой размер образа равен 20 сантиметрам в высоту и 16 в ширину. Рисунок сделан на деревянной доске в стиле провинциальной живописи. Высказано предположение, что манера письма напоминает представителей киевской школы, работающих в начале ХХ века. На сегодняшний день неизвестны аналоги данной иконы. На фоне образа чётко проступает надпись, которая гласит: «Образ Пресвятой Богоматери Скорбящая».

Обновление удивительного чудотворного образа Царицы Небесной, Матери Спасителя Иисуса Христа имеет особое значение. После обновления иконы «Скорбящая» 1998 года были явлены чудеса благоухания, мироточения. Благодаря этому и искренним молитвам перед святою иконою много верующих уже получили и продолжают получать Божественную помощь, защиту, утешение.

2012 года в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя, где хранится обретенная крымская святыня, были проведены духовные торжества. Празднование иконы возглавил Архиерей Симферопольский и Крымский Лазарь. В рамках празднования 5 ноября совершили Всенощное бдение. После состоялась Божественная литургия. Затем духовные лица с большим числом верующих, прихожан трижды сотворили Крестный ход вокруг святого монастыря.

Иконы Скорбящей Богородицы

Среди иконографических изображений Пресвятой Богородицы важное место занимают образы, которые, по сути, являются разными трактовками пророчества Симеона о том, что Ей самой оружие пройдет душу. Действительно Мария всегда осознавала, что должна принять и пронести вместе с Мессией все Его боли, поругания, пережить Его мученическую смерть. Видя страдания Спасителя, Мария испытала сильнейшую боль, возможно, равную по силе с ударами кинжала в самое сердце. Предречение Симеона является эмоционально ярким моментом жизнеописания Приснодевы, поэтому этот сюжет нашел отражение в нескольких типах икон с различными преданиями, историями обретения, чудотворения, днями церковных празднований.

Такими иконописными типами, трактующими слова Симеона, представляются «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение». Типу «Семистрельной» специалисты относят Жиздринскую икону, еще известную под именем «Страстная» или, по словам Симеона, «И Тебе самой душу пройдет оружие». Память этого образа Православная Церковь отмечает 26 августа (по старому стилю – 13 августа). В отличие от других «Страстных» икон, на этой мы видим Богородицу не одну, на коленях Пречистой Матери лежит тело умершего Иисуса.

Некоторые исследователи говорят о схожести икон Скорбящей Богоматери с католическими образами, западноевропейскими Мадоннами. Например, привлекают внимание иконописные изображения, которые больше напоминают образцы религиозной живописи. Говорят, что католические корни икон «Скорбящая» тяготеют к юго-западным традициям Руси, как района, близкого к католическому миру.

Икона «Богоматерь Скорбящая» была написана монахом на горе Афон в XIII веке. Образ был куплен Петром Севастьяновым во время первой экспедиции на Афон, а затем вывезен в Россию, где долго находился в личном собрании икон.

Иерусалимское чудо

Возле церкви города Иерусалим, посвященной Воскресению Христову, стоит часовня, которую называют «Темница Христова». Здесь в затемненной нише долгие годы находилась старинная, уже потемневшая от пожара и времени, икона «Скорбящая». На святом образе изображена Богоматерь с печально склоненным ликом и закрытыми глазами. На праздник Вербного воскресенья 1986 года Пресвятая Богородица, написанная на иконе, внезапно приоткрыла глаза, по лицу Ее потекли слёзы. Чудотворное знамение время от времени происходит до сегодняшнего дня: Дева Мария открывает глаза и снова опускает их, а по лику текут слёзы вместе с благовонным миро. Большое множество паломников устремляются в дорогу, чтобы лично увидеть это явление, но не каждому дано.

Скорбящая Богоматерь

Скорбящая утешительница

Именно скорбь объединяет тип Скорбящей Божией Матери с еще одним образом, имеющим совершенно другое значение. Это икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Центральную часть образа занимает Пресвятая Небесная Царица, она стоит во весь рост, окруженная ореолом сияния. По обе стороны от Приснодевы находятся люди, каждый из них мучим своей скорбью: голодом, холодом, болезнью, бедностью, несчастьем, пр. Здесь же написаны ангелы, которые совершают благие дела от имени Богородицы. Кто же может лучше понять, утолить скорбь христиан, как не Матерь Божия, которая сама испытала наибольшую меру всей возможной скорби.

Прославление образа «Всех Скорбящих Радость»

Богородичный образ «Всех Скорбящих Радость» первый раз стал широко известным своими чудесами 1688 года в Московском Преображенском храме, что на Ордынке. Сегодня сложно выяснить, каким образом эта икона попала в храм. Существует предположение, что в 1685 году, когда здание церкви заново выстроили из камня благодаря щедрым пожертвованиям от Е. В. Акинфовой. В далеком 1688 году образ «Всех Скорбящих Радость» настолько обветшал, что его были вынуждены укрепить кусками из кипарисового дерева.

Икону прославило событие, которое, по преданию, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Запись, сделанная в церковной книге, сообщает, что Евфимия долгое время терпела муки из-за образования на боку язвы, которая не заживала. Лекари никак не могли помочь страдалице. Отчаявшись, женщина взывала ко всем высшим силам. И вдруг услышала голос, призывающий ее прибегнуть к помощи настоящей Целительницы. А спросив, кто же эта чудесная целительница, услышала, что ей надлежит сделать. Евфимии следовало пойти к настоятелю церкви Преображения Господа Бога на Большую Ордынку, чтобы тот отслужил молебен с водосвятием перед иконой «Всех Скорбящих Радость». После исполнения наказа пришло долгожданное исцеление.

Это было первое чудо, совершенное от Богородичного образа. С тех пор храм получил новое название Скорбященского, которое сохраняется до сих пор. Чудотворная икона продолжает исцелять страждущие тела и души. Последние годы дар исцеления Матерь Божия особенно являет свою благодать пораженным алкоголем, наркотиками.

Кроме этой московской иконы существует еще около 25 местночтимых изводов и икон, уже доказавших свою целительную силу. Списку иконы «Всех Скорбящих Радость» можно помолиться в Москве, Санкт-Петербурге, в Абхазии, Киеве, Тобольске, Нижнем Новгороде, Вологде, пр. Православные люди близко воспринимают заботу Богородицы о них, как о своих детях. Ведь Пречистая всегда поспешит помочь, утешить, накормить, обогреть, даровать исцеление.

obikonah.ru

фото и описание и значение

иконы Божьей Матери фото и описание значениеЕсли вы хотите в своих бедах-проблемах получить скорое утешение – прибегайте с верою к Царице Небесной, и она по вашим молитвам сердечным пошлет вам помощь скорую. Давайте рассмотрим, какие есть иконы Божьей Матери, фото посмотрим и описание почитаем, и узнаем, к какому образу прибегать в каких проблемах.

«Владимирская»

Одной из самых популярных в России икон Пречистой Богородицы является «Владимирская». Издревле народ прибегал к ней, ища спасения от врагов, веры от расколов, укрепления в православии, о сохранении страны нашей. И часто Богородица была милостлива и внимала молитвам народа, особо если со всей искренностью и сердечностью обращались к ней.

Предание гласит, что образ этот евангелист Лука при жизни Богоматери написал, используя для этого доску стола, за которой апостолы со Спасителем трапезничали. До 450г. хранилась она в Иерусалиме, затем копия ее (список) был послан Юрию Долгорукому. Его сын, отправляясь в поход, икону с собой взял. А как через Владимир прошел - кони, что везли телегу, где икона лежала, остановились и никаким образом их нельзя было заставить идти.. А когда князь Долгорукий стал молиться, явилась ему Пречистая и сказала - во Владимире ей быть! Вернулся князь и храм в честь Нее выстроил, и икона там осталась. А в 15 веке икону перевезли в Успенский Собор Москвы.

Впереди Пасха – вам пригодится: покраска яиц луковой шелухой.

«Всех скорбящих радость»

всех скорбящих радость

При обидах тяжких, туберкулезе тяжелолечимом, припадках, болезнях неизлечимых, молятся пред этой иконой и частые исцеления и поныне получают. Также особо милостлива Богородица, когда Ей о помощи сиротам и убогим молятся пред образом этим.

Некая Евфимия, бывшая сродницею Патриарха, долго от какой-то болезни, сказывают, мучительно-неизлечимой, страдала. На молитве как-то голос ею был услышан, что звал ее на Ордынку, посетить храм Преображения Господня, там к иконе стать, что называется «Всех скорбящих радость». Евфимия, пришла к иконе, помолилась, затем еще водосвятный молебен заказала, и чудо свершилось, исцелилась полностью она. С тех пор не останавливается поток верующих к иконе, и многие исцеление получают. Затем царской семьей копия с нее сделана была и перевезена в Петербург. На месте, где ранее возвышался храм Преображения Господня, в 18 веке было возведено храм, и икона та доныне хранится.

«Всецарица»

Всецарица

Особо мощная икона, даже раковые заболевания излечиваются у тех, кто с верою сильною к ней прибегает, ища помощи. Написали ее в 17 веке и находится она на Афоне.

История проявления ее чудесной силы тоже интересна. Однажды, когда паломники прибыли в монастырь, к иконе подошел один странный человек, что-то невнятно бормоча. И вдруг воссиял лик Богородицы, и кинуло с силою парня на земь.

Все были шокированы, а парень на колени упал, и стал молиться, слезами обливаясь. Он признался, что магией занимается, и пришел специально проведать, сможет ли на иконы воздействовать. И такой урок получил силы Небесной, что раскаялся, и даже иноком того монастыря стал.

Посмотрите, чем красить яйца на Пасху.

«Достойно есть»

Достойно есть

Кто душевными болезнями страдает, болями телесными, к помощи иконы этой прибегает.

Была икона Богородицы, которая носила название «Милующая». И вот в 10-ом веке к одному послушнику Карейского монастыря, что расположен на Афоне, ночью во время молитвы Богородице явился странник какой-то. В келью напросился, и стал петь с ним вместе молитвы. А потом пальцем на каменной глыбе, что мягче воска стала, написать песнь «Достойно есть…» и сказал, Гавриилом его зовут. И исчез.

Потом каменную глыбу исследовали, и подтвердили, что написанное могло быть архангелом Гавриилом, и песнь эту стали исполнять в молитвах полностью, как небесным гостем написано было. А икона еще одно название получила.

«Казанская»

Казанская

Кто в церкви венчается, знает – именно этот образ Богородицы вместе со Спасителем участвует в Священнодействии при венчании. Она покровительницей венчающих пар является, болезни глаз лечит, от иноплеменников избавляет.

Обретение иконы в Казани произошло после сильнейшего пожара, что в 1589г. произошел. На пожарище дома одного стрельца его дочери сон приснился, что нужно в определенном месте завал разобрать, и там икона будет. Так и случилось, под пожарищем сияющую икону откопали, и весть разнеслась тут же по окрестностям. И первым чудом возле иконы было исцеление двух слепых. Много помогала Богородица по молитвам у Казанской иконы - полководцам победу над захватчиками получать, люд простой от болезней исцелять.

«Млекопитательница»

Млекопитательница

Эта икона в радость всем рожающим, кормящим грудью, кто о здоровье малышей молится.

Необычная иконография, где Богородица Богомладенца грудью кормит. Был этот образ близ Иерусалима изначально, в лавре, носящей имя Саввы Освященного. А в 18 веке передан сыну сербского государя, а им уже на Афон привезен. Там поныне образ и находится, в Хиледарском монастыре. В России же образ появился совершенно неожиданно - на верхушке дерева, там и храм построили в честь новообретенной чудом иконы. И много исцелений возле нее получено было в разные времена.

Много еще известных икон Богородицы существует, часто люд русский к ее помощи прибегал и получал просимое. Потому как Пречистая, сама когда-то человеком на земле бывшая, особо нас, людей, понимает, и часто помощь свою благословенную оказывает. И многим в рождении помогает, и в обретении супружества, и в печалях разных утешает, и в болезнях всевозможных. Все-бо Ей по силе, на все Ее просьбы Спаситель милостиво отвечает.

Готовитесь к Пасхе - покраска яиц луковой шелухой.

every-holiday.ru

Коронование Богоматери (18 изображений)

В православии последними эпизодами жития Богоматери являются её успение, погребение и последующее чудо исчезновение её тела из гробницы, после чего Богоматерь является апостолам в окружении ангелов и приветствует их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». При этом последним богородичным праздником в православии является Успение Богородицы, отмечаемое 28 августа.

В католичестве в 1950 году был принят догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо, где она была коронована как Царица Небесная. Вознесение Девы Марии отмечается в Католической церкви 15 августа, а Коронование Девы Марии (которое произошло после Вознесения) отмечается 22 августа.

 Иконография сюжета Коронования Девы Марии различна: корону на голову Богоматери одевает либо Христос, либо Бог-Отец, либо Бог-Отец и Иисус Христос совместно коронуют Деву Марию, при этом сверху в виде парящего голубя изображается Святой Дух. В последнем случае венчание на царство происходит от всех лиц Святой Троицы: Бог-Отец венчает Деву Марию как свою дочь, Иисус Христос венчает её как свою мать, а Святой Дух - как свою невесту.

Якопо ди Мино дель Пелличчайо. Коронование Девы Марии

 Якопо ди Мино дель Пелличчайо. Коронование Девы Марии / Jacopo di Mino del Pellicciaio. Coronation of the Virgin

 Антонио да Корреджо. Коронование Девы Марии 

Антонио да Корреджо. Коронование Девы Марии / Correggio. Coronation of the Virgin

Meister des Imhoff-Altars. Коронование Девы Марии

 Meister des Imhoff-Altars. Коронование Девы Марии / Coronation of the Virgin

 Карло Кривелли. Коронование Девы Марии

Карло Кривелли. Коронование Девы Марии / Carlo Crivelli. Coronation of the Virgin

Андреа ди Бартоло. Коронование Девы Марии 

Андреа ди Бартоло. Коронование Девы Марии / Andrea di Bartolo. Coronation of the Virgin

Михель Зиттов. Коронование Девы Марии 

Михель Зиттов. Коронование Девы Марии / Michel Sittow. Coronation of the Virgin

Паоло Венециано. Коронование Девы Марии

Паоло Венециано. Коронование Девы Марии / Paolo Veneziano. Coronation of the Virgin

Пьетро Перуджино. Коронование Девы Марии

Пьетро Перуджино. Коронование Девы Марии / Pietro Perugino. Coronation of the Virgin

Рафаэль Санти. Коронование Девы Марии 

Рафаэль Санти. Коронование Девы Марии / Raffaello Sanzio. Coronation of the Virgin

Сандро Боттичелли. Коронование Девы Марии 

Сандро Боттичелли. Коронование Девы Марии / Sandro Botticelli. Coronation of the Virgin

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада)

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада)

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада). Деталь

Коронование Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе Архангела Михаила в Торонто (Канада)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (Флориан, США)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (Флориан, США)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Иоанна Крестителя (Лойткирх, Германия)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме Иоанна Крестителя (Лойткирх, Германия)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме святого Николая (Бальтринген, Германия)

Коронование Девы Марии. Витраж в храме святого Николая (Бальтринген, Германия)

В православной иконографии сюжет о короновании Девы Марии также встречается, хотя имеет другой источник: 44-й псалом, в словах которого "Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю", видят указание на коронование Богоматери. Царский деисус, иначе называемый "Предста Царица одесную Тебе", изображает сидящего на троне Христа, слева от него Богоматерь с короной на голове и в царской одежде, а справа - Иоанн Предтеча.

 «Предста Царица» (икона конца XIV века, Успенский собор Московского Кремля)

«Предста Царица» (икона конца XIV века, Успенский собор Московского Кремля)

Встречается в православной иконографии и сюжет с коронованием Богоматери Святой Троицей или ангелами.

Коронование Пресвятой Богородицы. Русский Север, 19 век

Коронование Пресвятой Богородицы. Русский Север, 19 век

Никита Павловец. Вертоград заключенный. 17 век

Никита Павловец. Вертоград заключенный. 17 век

 

top-antropos.com

Иконы Богородицы

 

икона Божьей Матери «Успокоительница»

 

Святая Гора Афон сияет своими чудотворными иконами, как небо звездами, которые светят в ночной мгле. Одним из таких светил, ведущих нас ко спасению, является образ Божией Матери «Успокоительница», который издревле хранится в недрах Святого Афона и сокрыт от глаз праздных туристов. Этот образ открывается только истинным почитателям Божией Матери и ждет своего времени явления миру в последние времена, чтобы успокоить верных.

В уединенной молитве перед этой иконой, паломник невольно забывает об окружающем мире, и обращается к Царице Небесной с упованием, что Она одна не обманет наши ожидания.

На иконе представлен образ Богоматери с Младенцем в редком изводе, когда Христа изобразили спящим на руках Своей Матери. Кроткий лик Богородицы отражает глубокую душевную скорбь. Ее печальный взгляд, устремленный на Сына, говорит о том, что Ей известно о Его предстоящих страданиях и Своем бессилии изменить ход событий. Божия Матерь бережно охраняет спокойный младенческий сон Христа, Спасителя мира, который на самом деле не спит, а ждет нашего покаяния, видя грехи и беззакония, которые творятся в мире. Неизмеримо велико терпение и великодушие Господа, неусыпно заботящегося о благе человека. Как мать бережет покой своего ребенка, так и Божия Матерь успокоит каждого, обращающегося к Ней со словами молитвы в своих душевных и телесных скорбях, и ниспошлет ему Свою небесную помощь и защиту. Возможно, с этим связано и название иконы.

История иконы, которая была написана в конце XVIII– начале ХIXвека, неизвестна. Остается безвестным и иконописец, создавший со изволения Благодати Духа Святаго этот дивный образ. Не смотря на то, что не сохранилось предание об этой иконе, мы имеем еще одну возможность увидеть прекрасные лики Божией Матери и Младенца, и надеемся, что Благодать Божия оставит в душе читателя отрадное ощущение от знакомства с еще одной иконой, составляющей славу Святой Горы Афон.

Обратимся с молитвой к Пречистой Деве Марии. Жизнь того, кто поручает себя покрову Девы Пречистой, обновляется радостями духовными. И как подвижникам афонским Божия Матерь, ступив на святую землю Афона, принесла благодать Христову, заботу и покровительство, так и нам, с верою и благоговением сохраняющим заповеди Ее Сына, Иисуса Христа, мы искренне верим – подарит надежду, благословение и помощь, мир и успокоение душам нашим!

____________________________________________

 

Святая Гора Афон сияет своими чудотворными иконами, как небо звездами, которые светят в ночной мгле. Одним из таких светил, ведущих нас ко спасению, является образ Божией Матери «Успокоительница», который издревле хранится в недрах Святого Афона и сокрыт от глаз праздных туристов.

Этот образ открывается только истинным почитателям Божией Матери и ждет своего времени явления миру в последние времена, чтобы успокоить верных.

В уединенной молитве перед этой иконой, паломник невольно забывает об окружающем мире, и обращается к Царице Небесной с упованием, что Она одна не обманет наши ожидания.На иконе представлен образ Богоматери с Младенцем в редком изводе, когда Христа изобразили спящим на руках Своей Матери. Кроткий лик Богородицы отражает глубокую душевную скорбь. Ее печальный взгляд, устремленный на Сына, говорит о том, что Ей известно о Его предстоящих страданиях и Своем бессилии изменить ход событий. Божия Матерь бережно охраняет спокойный младенческий сон Христа, Спасителя мира, который на самом деле не спит, а ждет нашего покаяния, видя грехи и беззакония, которые творятся в мире. Неизмеримо велико терпение и великодушие Господа, неусыпно заботящегося о благе человека. Как мать бережет покой своего ребенка, так и Божия Матерь успокоит каждого, обращающегося к Ней со словами молитвы в своих душевных и телесных скорбях, и ниспошлет ему Свою небесную помощь и защиту. Возможно, с этим связано и название иконы.

История иконы, которая была написана в конце XVIII– начале ХIXвека, неизвестна. Остается безвестным и иконописец, создавший со изволения Благодати Духа Святаго этот дивный образ. Не смотря на то, что не сохранилось предание об этой иконе, мы имеем еще одну возможность увидеть прекрасные лики Божией Матери и Младенца, и надеемся, что Благодать Божия оставит в душе отрадное ощущение от знакомства с еще одной иконой, составляющей славу Святой Горы Афон.

Обратимся с молитвой к Пречистой Деве Марии. Жизнь того, кто поручает себя покрову Девы Пречистой, обновляется радостями духовными. И как подвижникам афонским Божия Матерь, ступив на святую землю Афона, принесла благодать Христову, заботу и покровительство, так и нам, с верою и благоговением сохраняющим заповеди Ее Сына, Иисуса Христа, мы искренне верим – подарит надежду, благословение и помощь, мир и успокоение душам нашим!

 

 

____________________________________________

 

Также читайте у нас на сайте: 

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные "духовные" практики. 

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

 

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

 

www.deva-maria.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Икона, написанная в далеком 1885 году Врубелем, с одной стороны соответствует всем православным канонам иконографии, которые достаточно строго ограничивают предоставляемое художнику пространство для фантазии, с другой же необычна и оригинальна в этих пределах.

Вместо выдержанных в едином строгом стиле почти неживых ликов смотрят с неё живые человеческие глаза – не страдающие, не всепонимающие, не скорбящие, не заглядывающие в самую душу и прожигающие её до дна, а обычные. Напоминающие о том, что Христос с Богородицей не только Бог и Святая Дева, но и люди – одновременно нечто безмерно большое и безмерно малое. В иконе есть несвойственный обычно иконам реализм, намек на некое знание за лицом Богородицы.

Впрочем, символизм иконы полностью соответствует уставам. Так трон, на котором восседает Божья Матерь, означает величие и царственность (этот образ начали использовать ещё в Византии, в 11-12 веках), алый плащ – страдание, кровь и величие.

Три звезды, золотящиеся на лице Божьей Матери напоминают о том, что Бог триедин – Отец, Сын и Святой Дух, и одновременно о том, что и до, и после, и во время Рождества Богородица оставалась девой. На её нимбе греческие буквы – аббревиатура слов «Божья Матерь», эти буквы можно встретить на любой иконе. На нимбе же Христа – легко узнаваемый крест, напоминающий о том, какая судьба ждет младенца, сидящего на коленях матери. Правая рука его сложена в двуперстие – благословение, прощение и успокоение, левая покоится на свитке, что означает, что Бог всеведущ.

Одновременно икона и картина, в неё вложено больше, чем обычно вкладывают в иконы, а создана она была Врубелем ещё в ту пору, когда он был никому неизвестным студентом и наняли его для росписи только потому что искали кого-нибудь, кому можно будет не платить слишком много.

1200 – для бедного студента-художника, подрабатывающего репетиторством, это были большие деньги. Для руководителя же проекта – слишком маленькая смета, на которую никого, кроме недоучки, не нанять.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта