Отечественная война 1812 года в живописи. Картины 1812
Отечественная война 1812 года в живописи: mil_history
Бородинское сражение 26 августа 1812 г. (сер. XIX в.)Хесс, Петерhttp://gallerix.ru/album/Hermitage-13/pic/glrx-510614013
Битва под Лейпцигом (сер. XIX в.)Зауервейд Александр Ивановичhttp://artcyclopedia.ru/bitva_pod_lejpcigom-zauervejd_aleksandr_ivanovich.htm
Сражение при Париже 17 марта 1814 года (1834)Виллевальде, Богдан Павловичhttp://gallery.reenactor.ru/displayimage.php?album=146&pid=1376#top_display_media
Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении (сер. XIX в.)Коцебу, Александрhttp://www.museum.ru/museum/1812/Painting/Borodino/index.html
Атака лейб-гвардии Литовского полка (1912)Самокиш Николайhttp://www.museum.ru/museum/1812/Painting/Borodino/index.html
Расцвет батальной живописи пришелся на середину - вторую половину XIX в., но и позднее продолжали появляться достойные работы на тему 1812 года
В новейшее время самым ярким автором является Александр Аверьянов, чьи полотна впечатляют и достоверностью и художественностью.Работы Аверьянова в высоком разрешении: http://www.historypainter.ru/category/a/averyanov-aleksandr-yurevichКстати, новые картины Аверьянова появились на обновленной экспозиции Бородинской панорамы.
Псевдогероические сюжеты с лубочно-опереточным антуражем появлялись и раньше, но в середине XX в. отечественные баталисты стали видеть солдат, генералов и сражения в совсем уж странном свете:
Бой под Тарутино. 1812 г.Федоров А.И. Студия военных художников им. М.Б. Грекова
Со всеми творениями официальных (!) военных художников можно ознакомиться на сайте МО:http://stat.mil.ru/et/revived_era/grafic/gallery.htm?id=4923@cmsPhotoGalleryИ если былое мастерство С.Н. Присекина, как говорят, было подорвано поблемами со здоровьем, то изображения за авторством гг. А.М. Ананьева, О.А. Авакимяна, С.Н. Трошина, А.И. Федорова - это самый настоящий позор :( Среди прочего, им можно ввинить неумелое и неуместное перерисовывание фотографий реконструкторов.Риторический вопрос от любителей военной истории - для чего существует специальная и ныне более чем доступная литература по обмундированию и вооружению? Для кого музеи выставляют сохранившиеся мундиры и знамена? :( У художников риторических вопросов по композиции, свету, цвету и рисунку тоже есть.Приятного просмотра старых мастеров!
mil-history.livejournal.com
«Наполеон I в России», «1812 год»
«Наполеон I в России», «1812 год» — известная серия картин Василия Васильевича Верещагина, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Серия была начата ещё в Париже.До конца жизни художник занимался её воплощением, тем не менее, серия осталась незаконченной.
«Осуществляя эту серию полотен, Верещагин отнёсся к задаче с большой ответственностью и проделал огромную исследовательскую работу, изучив массу исторических материалов, воспоминаний современников, написанных на нескольких европейских языках.Он лично обследовал поле Бородинской битвы, ознакомился с многочисленными реликвиями и памятниками эпохи, создал множество этюдов и зарисовок. Он даже написал большую, очень серьезную книгу „Наполеон I в России. 1812. Пожар Москвы. — Казаки. — Великая армия. — Маршалы. — Наполеон“ (1895), основанную на документальных данных. В серии о 1812 годе художник использовал и свои впечатления от Балканской войны, что сообщило новым произведениям большую убедительность».В этом цикле он стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен».
Цикл включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.Сам Верещагин делил её на 2 части. Первая (17 картин), с подзаголовком «Наполеон I в России», изображала основные эпизоды кампании, от Бородина до зимнего перехода французов. Вторая (3 картины), называемая «Старый партизан», рассказывают о партизанской войне.
Картины: «Не замай — дай подойти!», «С оружием в руках — расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне — пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887—1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891—1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе — 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе — 1896—1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897—1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все — 1899—1900 гг.).
Серия впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895—1896 годах. Причём художник сопровождал выставку шумовыми и визуальными эффектами — в зале были разложены дымовые шашки.Желающих приобрести её не нашлось. Наконец, в 1902 году после долгих переговоров правительство купило её и передало в Русский музей. Позже серия была перевезена в Москву, в Исторический музей.
«В Кремле — пожар!»
«Сквозь пожар»
«Маршал Даву в Чудовом монастыре»
«Возвращение из Петровского дворца»
Такие задержки были связаны с восприятием цикла публикой.
«Разве такого Наполеона мы привыкли видеть? — спрашивали художника. Верещагин отвечал, что по свидетельствам современников, Наполеон шел впереди колонны, опираясь на берёзовую палочку, в польском костюме. Такого Наполеона искусство Европы не знало. Это вызвало оторопь, недоумение и неприязнь.
«В Петровском дворце (в ожидании мира)»«Наполеон и маршал Лористон»(«Мир во что бы то ни стало!»)
«На этапе. Дурные вести из Франции»
«В Городне — пробиваться или отступать?»
«Наполеон в зимнем одеянии»
Собственно говоря, осуждению подверглась вся серия „1812 год“.Если бы художник только разрушал миф о бытующем в те времена „рыцарстве“ французской армии и непогрешимости Наполеона! На его картинах нет парадных изображений русских полководцев или царя, зато три самые большие картины он посвятил крестьянским мужикам — партизанам. В то же время российская публика была в полном восторге».
«С оружием в руках — расстрелять!»
«В штыки! Ура! Ура!» («Атака»)
«Ужасный лик войны», испугавший официальных лиц и критиков, потрясал посетителей своей правдивостью и выразительностью, утверждает искусствовед Андрей Рейнер: «Для нас привычно и уже хрестоматийно смотреть на произведения Верещагина. Мы все живем в другом информационном пространстве с очень „жёсткими“ фильмами, „жёсткими“ картинами. А тогда это было откровение, и его картины воспринимались как что-то из ряда вон выходящее. Только ужас войны, без парадных красот».
«На большой дороге. Отступление, бегство…»
«Ночной привал Великой армии»
«Судьба картин о 1812 годе в течение многих лет оставалась неясной. Предназначенные для музеев или больших дворцовых зал, картины не привлекали частных меценатов. Царское же правительство упорно отказывалось от их закупки.
Интересен в этом отношении найденный недавно архивный документ. Это ходатайство перед царем шефа Русского музея в Петербурге великого князя Георгия Михайловича от 25 января 1900 года о приобретении для коллекций музея хотя бы семи картин Верещагина из серии 1812 года. На документе сохранилась характерная собственноручная резолюция Николая II: „Нахожу желательным приобретение одной из картин Верещагина эпохи 1812 г. для музея. H [иколай]“.Ясно, что такое решение царя было абсурдным. Мог ли согласиться художник продать только одну картину из тех двадцати, которые составляли целостную, неделимую серию?! Только в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны царское правительство, под сильным давлением общественного мнения, вынуждено было приобрести серию и отправить её в Москву».
Источник: pro искусство.Отредактировал Сергей Воробьев.
historicaldis.ru
1812 год в живописи
Александр Юрьевич Аверьянов. Сражение за Малоярославец 12 (24) октября 1812 года.1998.
Александр Юрьевич Аверьянов. Дивизионный генерал А. Ж. Дельзон в бою за Малоярославец 12 (24) октября 1812 года. 1999.
Александр Юрьевич Аверьянов. Под Городней. 13 (25) октября 1812 года.
Александр Юрьевич Аверьянов. Дело под Медынью 13 (25) октября 1812 года (Пленение генерала Тышкевича). 2004.
Петер Гесс. Переправа через Березину 16 ноября. Цикл «Сражения 1812 года». 1840-е.
Переправа наполеоновской армии через Березину 14-17 (26-29) ноября 1812 года.Раскрашенная литография по оригиналу П. Гесса. Середина XIX века.
С. Фёдоров. Победа при Копотском монастыре 19 октября 1812 года.
Александр Юрьевич Аверьянов. Тарутино. 1812 год. 2002.
Алексей Фёдоров. Бой под Тарутино, 1812.
Г. Д. Алексеев. Ополчение 1812 года.
Иван Васильевич Лучанинов. Благословение ополченца 1812 года. 1812.
Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина.
Отечественная война 1812 года. Штыковая атака. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Олег Авакимян. 1812 год. 1996.
Алексей Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году. 1882.
Виктор Викентьевич Мазуровский. Кто кого (Эпизод из войны 1812 года).
Виктор Викентьевич Мазуровский. Бивуак отступающей армии Наполеона (война 1812 года).
Виктор Викентьевич Мазуровский. Возвращение Наполеона на Ошмянском тракте, 1812 год.
Илларион Прянишников. В 1812 году.
Оставив разграбленную, сожженную, оскверненную Москву, Великая армия, насчитывающая еще примерно 100 тысяч человек, направляется на юг. Она уже ничем не напоминает блестящую, казавшуюся неодолимой армию, всего несколько месяцев назад форсировавшую Неман. Тепло, дороги раскисли; через равнину тянется нескончаемая колонна пеших, конных, карет, телег. Гражданские вперемешку с военными. У каждого своя повозка, нагруженная отвоеванным у пламени добром. Даже простые солдаты, жертвы собственной алчности, сгибаются под тяжестью набитых награбленными пожитками ранцев. Армейские фургоны катят рядом с элегантными тильбюри. Офицеры, нацепившие женские салопы и меховые шапки, выглядят так, точно вырядились на маскарад. Слышится французская, испанская, немецкая, итальянская речь. Не регулярные полки Великой армии на марше, а «двунадесять» племен кочевников, возвращающиеся из удачного набега с захваченной добычей и сплоченные страхом, который гонит их вперед через бескрайнюю степь.
Сначала Наполеон намеревается идти к Смоленску, двигаясь на юг, к Калуге, чтобы не возвращаться по своему прежнему пути через местность, опустошенную войной, но возле Малоярославца Кутузов преграждает ему дорогу. Завязывается отчаянный бой. Город восемь раз переходит из рук в руки и в конце концов остается за французами, но Наполеон, опасаясь новой, более мощной атаки, поворачивает к северу и вступает на ту самую старую Смоленскую дорогу, которую так хотел обойти и которая, хоть и охраняется многочисленными французскими постами, дотла разорена войной. Он делает то, чего не только желал, но что и предвидел Кутузов. Теперь русская армия двигается параллельно французской, однако не предпринимает никаких серьезных атак. Старый фельдмаршал рассчитывает на усталость, развал дисциплины, лишения, подрывающие боеспособность неприятеля. За исключением нескольких полков императорской гвардии, французское войско походит на банду разбойников, озабоченных лишь добыванием пропитания в окрестных деревнях. Падает первый снег. Казаки Платова преследуют изголодавшихся и замерзающих врагов. Они налетают внезапно, с грозным криком «Ура!», истребляют отстающих, отбивают обозы с припасами и неожиданно исчезают, растворяясь, точно призраки, в мелочно-белом тумане. Вооружившиеся крестьяне помогают регулярным войскам. Французы жестоко страдают от голода. Каждый думает только о том, как бы выжить. Дерутся из-за куска конины. Убивают, как лишние рты, пленных. Раздевают мертвых и забирают одежду. Холод усиливается. «Мы шли вперед, не зная, куда приведет наш путь, – пишет Фабер дю Фор. – Порывы ветра залепляли нам лица снегом, падавшим крупными хлопьями, сметали снег с земли и казалось, желали всеми силами воспрепятствовать нашему движению вперед. Лошади скользили по обледенелой земле и падали от изнеможения; мы бросили обозы и впервые оставили пушки, потому что не хватало лошадей, чтобы их тащить.
Дорога, по которой Великая армия быстро шла к Смоленску, была устлана замерзшими мертвыми телами, но скоро метель, точно саваном, покрывала их белой пеленой, и невысокие холмики, подобно могилам предков, были последним напоминанием о наших товарищах по оружию, погребенных под снегом».
Те, кому удается выжить, мечтают о Смоленске как о земле обетованной, где их ждут кров, пища и тепло, но находят лишь груду обугленных развалин. Приходится идти дальше, брести до самой Вильны. Путь через Витебск, по которому пришли сюда, закрыт – город в руках русских; есть путь через Оршу, но тогда придется переправляться через реку Березину, приток Днепра. После жаркой схватки у Красного французы, окоченевшие, оголодавшие, обессилевшие, собираются на берегу реки. Армии Чичагова, Витгенштейна и Кутузова, тоже жестоко страдающие от холода, готовятся окружить и раздавить противника, прижатого к воде на протяжении пятнадцати квадратных лье. 120 тысяч русских против 30 тысяч французов – ловушка надежная. Но Чичагов, введенный в заблуждение маневренным движением Наполеона, оставляет без наблюдения подходы к деревне Студенка, а именно там саперы, стоя по горло в ледяной воде, спешно, под командованием генерала Ж. Б. Эльбе, наводят понтонные мосты. Едва мосты построены, как толпа бросается к переправе на другой берег. И на этот раз Наполеон ускользает от преследователей. При морозе – 28° орда перешедших через Березину ковыляет к Вильне. Их лица почернели, дыхание замерзает на губах, из носа идет кровь; они падают. На всем пути отступления громоздятся трупы. Волки нападают на раненых, не имеющих сил подняться и остающихся лежать на снегу. Крестьяне берут в плен отставших. Они гонят пленных перед собой ударами дубинок и вил. Они или предают их лютой смерти, или жалеют и дают им хлеба. Такова русская душа, равно способная как на бессмысленную жестокость, так и на бесконечное сострадание. В Сморгони Наполеон покидает войско и с бешеной скоростью мчится во Францию. Жалкие остатки Великой армии, около 20 тысяч человек, под командованием Мюрата еле-еле добираются до Вильны, но не могут там закрепиться и двигаются дальше, к Неману. «Волосы становятся дыбом при мысли о том дне, когда Наполеон предстанет пред судом Божьим, – пишет императрица Елизавета матери. – Говорят, даже его уцелевшие солдаты проклинают его, и, кажется, границу он перешел совсем один… В будущем потомки с трудом поверят в это неслыханное бегство французской армии. Подобное бегство свидетельствует, что великий человек нашего века всего лишь шарлатан, гений которого улетучился, как только он встретил решительное сопротивление». И еще: «Я говорила вам о России: „Горе тому, кто поднимет на нее руку!“ Я могла бы не без самолюбования приписать себе пророческий дар, настолько события подтвердили мое предсказание» (*Письма от декабря 1812 и октября 1813 гг.).
Кутузов вступает в Вильно 30 ноября/12 декабря 1812 года. Чуть позже, 11/23 декабря, Александр лично прибывает в город. Недовольный медлительностью фельдмаршала, он намерен больше не расставаться с армией, вблизи наблюдать за ним и сам отдавать ему распоряжения. Кутузов в полной парадной форме, при всех регалиях встречает императора на пороге дворца. Они обнимаются на глазах всей армии. Царь, после победы у Красного пожаловавший Кутузову титул князя Смоленского, награждает его орденом Святого Георгия I степени. Но на балу, данном в честь генералиссимуса, говорит даме, с которой танцует: «Надо же было доставить удовольствие старику». А когда Кутузов по обычаю, установившемуся со времен Екатерины Великой, приказывает сложить к ногам Его Величества отбитые у врага знамена, Александр хмурится и произносит вполголоса, но так, что слышат стоящие с ним рядом: «Старый комедиант!» Позже, нарушив обычную сдержанность, он признается Вильсону, что не доверяет военным талантам нового князя Смоленского и пожаловал его этим титулом исключительно «в угоду московскому дворянству».
В Вильне Александр познает обратную сторону победы. Всю русскую кампанию он провел над картами в раззолоченных залах Зимнего дворца, а здесь его взору открываются язвы войны, он вдыхает ее запах, видит отталкивающий лик смерти. Насчитывают 430 тысяч мертвецов на пути следования обеих армий от Москвы до Вильны. В одном только Базилианском монастыре свалено 7500 разлагающихся трупов. В домах с выбитыми стеклами зияющие дыры и щели в стенах заткнуты обрубками человеческих тел для защиты от холода живых. Среди развалин, несмотря на порывы ледяного ветра, стоят смрад и зловоние. Александр посещает больницы, переполненные ранеными. Зрелище их страданий потрясает его чувствительную душу, но он крепко держит себя в руках. Он говорит будущей графине Шуазель-Гуффье: «Я много выстрадал, пережил столько тревог… Мне чужда счастливая философия Наполеона, и эта несчастная кампания стоила мне десяти лет жизни».
Подвергнув жестокому испытанию свою впечатлительность, он, казалось бы, должен стремиться к скорейшему окончанию войны. Большинство военачальников торопят его сложить оружие, поскольку враг изгнан с территории России. Особенно настаивает на этом Кутузов, которому претит посылать за пределы России русские войска, поредевшие в сражениях, измотанные переходами. Для Кутузова эта война патриотическая, а не политическая, русская, а не европейская. Он почтительно убеждает в этом царя, но наталкивается на стену. Александр непоколебим: он продолжит борьбу и сокрушит Наполеона. «Прочный и продолжительный мир можно подписать только в Париже», – утверждает он. Барон фон Штейн поддерживает его в этом убеждении. А с ним и все прусские офицеры, одушевленные одной целью – освободить свою родину.
25 декабря 1812 года, в день Рождества Христова, в России во всех церквах служат торжественные молебны в честь освобождения родной земли от опустошительного нашествия «двунадесяти народов». Каковы же истинные причины победы над Наполеоном? Разумеется, не суровость русской зимы, считают современники. Со времени ухода Наполеона из Москвы и до самого Борисова не было сильных холодов. Только у Березины начались настоящие морозы, докончившие уничтожение Великой армии, изнуренной, голодной, раздетой. Русские, лучше обеспеченные провиантом, теплее одетые, более привычные к климату, стойко переносили непогоду. План Кутузова состоял в том, чтобы, искусно маневрируя, завлечь Наполеона в глубь страны, в местности, превращенные в пустыни, довести Великую армию до полного разложения бездействием и разбоями в оставленной Москве, а потом преследовать ее превосходящими силами, вынудив отступать по разоренной Смоленской дороге, удачно атаковав у Малоярославца, Вязьмы, Красного, не давая ей покоя на ночлегах и бивуаках, где на нее неожиданно нападали партизаны. Огромная поддержка народа помогала Кутузову в выполнении его плана. Он рассчитывал на патриотическое воодушевление всех слоев общества и не ошибся. Война стала национальной, а личность государя – олицетворением национального единства. Александр отдает себе отчет в том, что постепенно вырастает в героя легенды. Так вознаграждена его непреклонная решимость довести борьбу до победного конца. Его считают слабохарактерным, а у него хватило мужества и выдержки противостоять тем, кто настойчиво требовал от него заключения мира. Весьма далекий от того, чтобы объяснять успех кампании 1812 года планом войны, выработанным его фельдмаршалом, он по-прежнему недооценивает Кутузова и считает, что победа над Наполеоном была одержана не благодаря Кутузову, а, несмотря на него, всей русской нацией, сплотившейся вокруг своего государя. Теперь, когда вторжение отражено, ему предстоит совершить самое главное: покончить с завоевателем навсегда.
Анри Труайя. «Александр I. Северный сфинкс».
* * *
И. И. Гаянов, Ф. А. Исмагилов. Призыв башкир на войну императором Александром I. Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года». 1998-2004.
И. И. Гаянов, Ф. А. Исмагилов. Утро на площади Сен-Жермен. Из серии «Башкиры в Отечественной войне 1812 года». 1998-2004.
Карл Карлович Гампельн. Сцена из Отечественной войны 1812 года. Конец 1830-х.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). И холодно, и голодно и до дому далеко! 1812 год.
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). Страшен был враг, да милостив Бог. 1812 год.
Евгений Лансере. 1812 год. Трофеи русского оружия.
Музей 1812 года
В связи с подготовкой к 100-летию Отечественной войны 1812 г. общественность, озабоченная тем, что «много драгоценных сокровищ» той эпохи «рассеяно по лицу России… ожидая в неизвестности своей участи», выступила с идеей создания Музея 1812 г., который должен был стать «самым полным и лучшим хранилищем памяти великих событий этого года». В 1908 г. был создан Особый комитет по организации музея. В него вошли известные историки и археологи – С. А. Белокуров, Ю. В. Готье, Д. И. Самоквасов, А. И. Успенский, С. Д. Шереметев, хранитель Оружейной палаты Ю. В. Арсеньев, директор Исторического музея Н. С. Щербатов; московские меценаты – основатель Театрального музея А. А. Бахрушин, создатель Музея русских древностей П. И. Щукин, купец И. А. Колесников, который пожертвовал на строительство музея 50 тыс. руб., и др.Здание музея предполагалось построить в Москве возле храма Христа Спасителя (как главного памятника Отечественной войны 1812 г.) со стороны Лесного проезда. На втором этаже планировалось создать залы, рассказывающие о русской и французской армиях, в том числе «зал Кутузова» и «зал Наполеона». В них должны были разместить картины, портреты военных деятелей и иных лиц, причастных к событиям 1812 г., статуи, манекены, коллекции оружия и снаряжения, трофеи, реликвии и другие предметы той эпохи. На первом этаже устроители музея намечали открыть библиотеку с читальным залом, часть площади использовать под архив. На составление эскизных проектов был объявлен конкурс. При решении вопроса о фасаде здания музея рекомендовалось ориентироваться на образцы классической архитектуры начала XIX в. либо на стиль храма Христа Спасителя. Напротив музея предполагалось построить здание Бородинской панорамы, что придало бы мемориальный характер всему ансамблю.
Музей создавался за счет пожертвований. Особый комитет распространил с этой целью подписные листы, которые возвращались в комитет с указанием собранных денежных сумм (различными учреждениями, воинскими частями, отдельными лицами) или перечнем поступивших экспонатов. Музей собирал «портреты героев, военачальников, русских и иностранных деятелей 1812 г.; картины маслом, акварели, рисунки, эстампы, гравюры, литографии сражений Отечественной войны; бюсты, статуи отдельных лиц, боевые группы и другие скульптурные произведения; военные карты и планы полей сражений и походов; манекены русских и иностранных воинов 1812 г. и модели памятников; боевое оружие (пушки, ружья, пистолеты, сабли, шпаги) и снаряды: ордена и медали; монеты и ассигнации; мундиры и предметы снаряжений; различные воззвания, афиши и объявления; рукописи, мемуары, письма, документы и записки, принадлежавшие участникам эпохи 1812 г.; книги, брошюры, газеты русские и иностранные; атласы и др. печатные издания эпохи; карикатуры, лубочные издания, стекло и фарфор с изображениями лиц 1812 г.». Будущие экспонаты до открытия музея хранились в Арсенале Кремля.Первая выставка по истории Отечественной войны 1812 г. была организована в 1909 г. в здании Потешного дворца в Кремле. К 1912 г. музей так и не был построен, юбилейную экспозицию развернули в Историческом музее. В 1919 г. имущество музея было передано Отделу по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. В 1921 г. оно поступило в Исторический музей.
«Музей 1812 года». «Вопросы истории» №2 1988 год.
* * *
А. Н. Сеславин - герой Отечественной войны 1812 года. Гравюра по рисунку А. Витберга.
Карл Карлович Гампельн. Денис Давыдов. Партизан 1812 года.
А. Смирнов. Герасим Курин - руководитель крестьянского партизанского отряда в 1812 году. 1813.
Евграф Романович Рейтерн. Рядовой Иван Галченко - участник войны 1812 года и походов 1813-1814 годов. 1832.
Егерь Московского ополчения 1812 года. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Ратник Санкт-Петербургского ополчения 1812 года. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Рядовой Донского казачьего войска. 1812 год. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Рядовой Егерского полка. 1812 года. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Рядовой лейб-гренадерского полка. 1812 год.Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Рядовой Новороссийского драгунского полка. 1812-1814 годы.Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Унтер-офицер Егерского полка. 1812 год. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Унтер-офицер Екатеринославского гренадерского полка. 1812 год.Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Стволы артиллерийских орудий 1812 года. Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.
Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Военная галерея 1812 года.
1 ...
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ НА САЙТЕ
aria-art.ru
Отечественная война 1812 г. в картинах русских художников — История России до 1917 года
Война 1812 года 1812, humus.livejournal.com
События Отечественной войны 1812 года оказали воздействие на развитие русской художественной культуры и послужили предвестником появления в России национальной батальной школы, которой до этого не существовало. Художников, писавших картины об Отечественной войне, за отсутствием постоянной поддержки правительственных кругов, было не так много, и работали они часто на свой страх и риск. Сцены сражений, изображение солдат воюющих армий — это выражение не только патриотизма, но и гордости за военную мощь русского народа. Это фундамент, опираясь на который, мы формируем свое видение и отношение к той эпохе. Ведь живопись является наглядным примером военных действий, подвигов и т.д. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX — начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации. Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе ориентирована на военно-историческое раскрытие темы, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и включило достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.
Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. Подобная направленность убедительно проявилась в картинах В.В. Верещагина из серии «Наполеон I в России 1812 года». Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш и др. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально — психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка. Ведь каждый хотел показать свое отношение к данному событию, забывая о фактах. В это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и действия партизанских отрядов, бытовой стороны войны.
Похожие материалы
russiahistory.ru
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ (1962). Худ. В. В. Верещагин, Е. Е. Лансере и др.
К 200-летию Отечественной войны 1812 года....Мчатся кони вороные.Ночь. Зима. Война. Россия.Бородинской битвы год.Вдоль дороги - сосны, ели,Плач юродивой метели.Волки, чёрт бы их подрал!Голод. Страх. Тоска. Бураны.Смерть. Кутузов. Партизаны...Хмурит брови генерал.Всё сугробы да сугробы,никакой тебе Европы!Что за дикая страна!..Виктор Максимов.
Следующий текст – из комплекта открыток.____________________________________________________________Отечественная война 1812 года, как событие огромной важности в истории нашей родины, вызвала самый широкий отклик в умах современников и прогрессивных представителей русского общества XIX века.Талантливейшие писатели и художники XIX века создали многочисленные произведения, прославляющие героический подвиг русского народа, в том числе такой шедевр мирового искусства, как роман "Война и мир" Л. Н. Толстого.События Отечественной войны 1812 года продолжают находить отражение в картинах и рисунках советских художников, в большинстве произведений которых они трактуются исторически точно и правдиво....Июнь 1812 года. Полумиллионная "непобедимая" армия Наполеона вторглась в пределы России, стремясь навязать отступающей русской армии генеральное сражение."При той головокружительной высоте и том непрочном основании, на котором он стоял, Наполеон уже не мог выдерживать медленных походов, – писал Ф. Энгельс. – Ему необходимы были быстрые успехи, блистательные победы, завоёванные с бою мирные трактаты".Русская армии не принимала боя, она отходила на восток, полностью сохраняя свою боеспособность. Под Смоленском, пройдя за 38 дней около 700 километров пути, армии Багратиона и Барклая де Толли объединились, готовя заслон превосходящим силам противника. В это время во главе всей русской армии стал Кутузов, полководец, чрезвычайно точно оценивший ход военных событий. Нужно было высокое мужество русского патриота, чтобы в то время, когда армия Наполеона считалась вдвое превосходящей по силе русскую, решиться на генеральное сражение. 26 августа 1812 года в 120 километрах от Москвы состоялась знаменитая Бородинская битва.В картине С. Герасимова (род. 1885 [–1964]) "Кутузов на Бородинском поле" изображён самый напряжённый момент боя, когда после падения Семёновских флешей под угрозу попала вся вторая армия, и нужно было заставить Наполеона во что бы то ни стало прекратить атаки на главном направлении. Кутузов дал распоряжение кавалерии Платова и Уварова обойти левый фланг французов и в самом разгаре боя сумел под огнём противника сделать сложнейшую перегруппировку, переведя с правого фланга один из корпусов на помощь второй армии. Бородинское сражение не было выиграно Наполеоном. Обе армии остались к концу боя на своих позициях.Бородинское сражение подняло боевой дух русской армии, укрепило моральную твёрдость русского солдата, развеяло миф о непобедимости армии Наполеона. Художнику Е. Лансере в его картине "1812 год" удалось передать настроение русских солдат, когда, собравшись около костра, они рассматривают военные трофеи – знамёна, захваченные у неприятеля.Ввиду больших потерь Кутузов принял решение отходить от Бородина и оставить Москву, стремясь сохранить армию. Первого сентября 1812 года состоялся военный совет, решивший дальнейшую судьбу русской армии и Москвы.Живописец А. Кившенко (1851–1895) рассказывает об этом событии в картине "Военный совет в Филях". В ней с большой исторической точностью воспроизведена сцена совета и с большим мастерством даны портретные характеристики участников события: фельдмаршала Кутузова и генерала Барклая де Толли, Коновницына, Раевского, Уварова, Дохтурова, Ермолова и других.Художник П. Шмельков (1819–1890) в своей небольшой акварели "Наполеон в Москве", развенчивая французского императора, даёт верную историческую оценку его личности. Маленький, одинокий, нахохлившийся человек на фоне брошенного города, окутанного дымом пожарищ, погружён в мрачные думы: чужая, враждебная, непокорённая страна, опустевшая столица. Судьба похода 1812 гола была не похожа на другие кампании Наполеона: Москва не приготовила торжественной встречи, население столицы ушло вслед за армией. Арьергард русских войск вёл бои на улицах и заставах города, обеспечивая отход мирных жителей."Горит Москва, поднялась дубинка гнева народного". Наполеон, испугавшись затянувшейся войны и трудностей зимней кампании, стал просить мира. В ставку Кутузова был послан генерал Лористон, но Кутузов, чувствуя за собой поддержку русского народа, с презрением отверг предложение о переговорах.В картине художника Н. Ульянова (1875–1949) с большой психологической правдой выражена спокойная уверенность Кутузова и мрачное раздумье Лористона.В результате боёв при Тарутине и под Малоярославцем русские войска отрезали французам путь на юг и заставили их отступить на разорённую ими Смоленскую дорогу.В картине В. Верещагина (1842–1904) "В атаку!" отражено событие 31 октября 1812 года, когда на переходе от Смоленска к Красному завязался бой авангарда русской армии с отступающими французскими солдатами.В самом крупном полотне серии, посвящённой событиям Отечественной войны 1812 года, силой художественных средств, точно следуя историческим документам, Верещагин изобразил бесславное отступление французской армии, похожее на бегство.Значительную роль в освобождении России от войск Наполеона сыграло партизанское движение. Многочисленные партизанские отряды вносили большое смятение в ряды отступающих. Тылы французов терпели непоправимый урон от смелых налётов отрядов Дениса Давыдова, Сеславина, Фигнера и других.На борьбу против французских захватчиков поднялся весь русский народ.Крестьяне-партизаны лихими налётами наводили ужас на французов, отбивали обозы, брали в плен целые подразделения. Гравюра И. Теребенёва (1780–1815) "Крестьянин увозит у французов пушку" и картины И. Прянишникова (1840–1894) "В 1812 году" и В. Верещагина (1842–1904) "Не замай! Дай подойти!" посвящены действиям крестьянских партизанских отрядов, возникавших на всём пути следования отступающей армии Наполеона. Особенно примечательна в этом отношении картина Прянишникова. Оборванные, закутанные в женские платки и лохмотья, бредут по заснеженной дороге солдаты французской армии под конвоем крестьян, вооружённых вилами, топорами и кольями. На первом плане изображена фигура крестьянки, прообразом которой, вероятно, послужил исторически достоверный образ старостихи Василисы, организовавшей в своей деревне партизанский отряд.В своих произведениях, посвящённых Отечественной войне 1812 года, с большой исторической достоверностью художники запечатлели силу и мужество русского народа, его патриотизм и несокрушимую волю в борьбе за независимость Родины.Н. Трухтанова.
____________________________________________________________Выходные данные:Отечественная война 1812 года в русском искусстве / Обложка художника А. Михайлова; автор аннотаций Н. Трухтанова; редактор Г. Малянтович. – М.: Изогиз, 1962. – 12 открыток + вкладыш (4 с.) + обложка (конверт). – Формат: ~105Х150 мм. – 28 коп.Открытки и обложка: А08039–62 г. 9–1333. З. 327. Т. 26 000. Ц. 1 или 3 коп. Экспериментальная тип. ВНИИПП.Здесь открытки (сканировал с разрешением 150 dpi)...
Если полностью не видно, используйте клавиши "ctrl" и "-" (или "+")!____________________________________________________________01. С. В. Герасимов (род. 1885 г. [–1964]). Кутузов на Бородинском поле. (1952 г.) Государственный музей "Бородино".
____________________________________________________________02. С. В. Герасимов (род. 1885 г. [–1964]). Кутузов – начальник петербургского ополчения. Акварель.
____________________________________________________________03. Е. Е. Лансере (1875–1946). 1812 год. Из серии "Трофеи русского оружия". Темпера. Государственная Третьяковская галерея.
____________________________________________________________04. А. Д. Кившенко (1851–1895). Военный совет в Филях в 1812 году. (1882 г.) Государственная Третьяковская галерея.
____________________________________________________________05. П. М. Шмельков (1819–1890). Наполеон в Москве. Акварель. Государственная Третьяковская галерея.
____________________________________________________________06. Н. П. Ульянов (1875–1949). Лористон в ставке Кутузова. Государственная Третьяковская галерея.
____________________________________________________________07. В. В. Верещагин (1842–1904). Отступление Наполеона по Смоленской дороге. Государственный Исторический музей.
____________________________________________________________08. В. В. Верещагин (1842–1904). "В атаку!" Государственный Исторический музей.
____________________________________________________________09. В. В. Верещагин (1842–1904). "Не замай! Дай подойти!" Государственный Исторический музей.
____________________________________________________________10. И. М. Прянишников (1840–1894). В 1812 году. (1874 г.) Государственная Третьяковская галерея.
____________________________________________________________11. И. И. Теребенёв (1780–1815). Крестьянин увозит у французов пушку. (1813 г.) Раскрашенный офорт.
____________________________________________________________12. Д. А. Шмаринов (род. 1907 г. [–1999]). Кутузов под Красным. (1954 г.) Рисунок углём и акварелью.
____________________________________________________________На обложке воспроизведён рисунок Д. А. Шмаринова (род. 1907 г. [–1999]).
terentiussk.livejournal.com
200 лет назад началась Отечественная Война 1812 г.
Ровно 200 лет назад, в этот день, войска Великой Армии Наполеона начали наводить понтонные переправы и переправляться через Неман, вторгаясь на территорию Российской Империи.
Собственнно, дата начала тут плавающая - можно вести отчет как с заявления Наполеона от 22 июня, можно вести и с 24 июня, когда Великая Армия полностью переправилась через Неман. Но на мой взгляд, с формальной точки зрения, боевые действия открылись еще 23 июня, когда французские саперы принялись за работу и произошли первые стычки, в которых пролилась первая кровь Отечественной Войны 1812 года.А корпусу Шварценберга, вышедшему на Россию из Лемберга было объявлено состояние войны уже 16 июня 1812 г.
В свете катастрофичной для России Первой мировой войны, вплоть до Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, война 1812 года, считалась самой знаковой из всех, выигранных Россией. Победу в ней активно праздновали в Российской Империи, да и в советский период, она не затерялась, став важным элементом патриотического воспитания.
Лейб-егеря с памятными медалями в честь 100-летия войны 1812 года.
И это не удивительно, ведь эта война привела России в Париж и статусу если и не сверх-державы XIX века, то где-то рядом, заставляя Британскую Империю серьезно нервничать, по поводу колоссального усиления позиций России по итогам этой войны, что собственно сказывалось всю первую половину XIX века, до Крымской войны.
Война даже в советские времена, когда все трактовалось исключительно с классовых позиций, расценивалась исключительно как война справедливая, где русский народ дал отпор завоевателю, который нарушил Тильзитский мир.
"Пакт Наполеона-Александра I - две кровавые империи делят Европу"
Сейчас она находится несколько на обочине общественного сознания и не удивительно, что по опросам http://news.mail.ru/society/9361488/?frommail=1, треть россиян не знают, с кем Россия воевала в 1812 году. Но это еще ничего, вот вспомнишь тут опрос про Ледовое побоище и победу варианта, где Александр Невский разбил не немцев, а шведов (причем организаторы опроса так же уверены, что победили шведов, а не немцев) и понимаешь, что есть еще куда стремиться.Тут собственно проблема не только в деградации образования и той профанации, которую выдают за историю. Так уж сложился для нас XX век, что Отечественную Войны 1812 года, заслонили другие войны, и в первую очередь две мировые, которые оставили очень глубокий след в генетической памяти народа, куда как более глубокий, нежели война 1812 года.Особенно это касается Великой Отечественной Войны. Собственно, приставка Великая как бы символизирует, среди Отечественных войн, которые вела Россия, война 1941-1945 годов более значима в историческом отношении.Но вместе с тем, не стоит забывать и ту войну, которая очень во многом повлияла на исторические пути России в XIX веке, да и в целом, является классическим примером того, что военным путем сокрушить Россию крайне затруднительно, на чем погорели две мировые империи.
Та война, дала множество историко-героических сюжетов, которые и по сей день наглядно живописуют славу русского оружия и силу русского народа, став целой вехой в отечественном и мировом изобразительном искусстве. Стойкость русского солдата в Бородинском сражении и ужасная гибель Великой Армии Наполеона в снегах России, так впечатались в генетический код европейцев, что даже спустя более ста лет, генералы победоносного вермахта с трепетом вчитывались в скупые строки повествующие об ужасах кампании в России, видя в них признаки будущего поражения.
Ну а потомки победителей 1812 года, и по сей день могут наслаждаться красотой и ужасом той далекой войны, которую заслуженно называют Отечественной.
Наполеон Бонапарт
Маршал Ней
Маршал Даву
Понятовский
Мюрат
Кутузов
Барклай де Толли
Багратион
Гренадер
Солдаты польского легко-конного полка Великой Армии.
Подвиг солдат генерала Раевского под Салтыковкой.
Сражение под Миром
Сражение при Клястицах
Смоленское сражение
Артиллеристы.
Сражение у Шевардино
Наполеон возле Бородино
Кутузов Бородинском сражении
Атака лейб-гвардии конного полка
Казаки Платова атакуют каре IV корпуса Евгения Богарнэ
Князь Багратион в Бородинском сражении
Мюрат в Бородинском сражении
Подвиг генерала Костенецкого
Атака саксонцев на батарею Раевского
Бой за Багратионовы флеши
Смертельное ранение Багратиона
Смерть Коленкура в Бородинском сражении. "Граф Коленкур блестяще выполнил свою задачу...пал сраженный пулей...славная и достойная зависти смерть!" (с) Наполеон
Конец Бородинского сражения.
Жозеф Наполеон на Бородинском поле
Совет в Филях. "С потерей Москвы еще не потеряна Россия"
Оставление Москвы
В ожидании депутации бояр.
Пожар Москвы
В Кремле - пожар!
Расстрелы после пожара Москвы
Наполеон и Лористон. "Мне нужен мир, во чтобы то ни стало"
Тарутинское сражение
Наполеон покидает Кремль
Наполеон оставляет Москву
Сражение при Вязьме.
Сражение за Малоярославец
Сражение под Красным
Отступление. Бегство по Большой дороге.
В штыки! Ура! Ура!
Не замай, дай подойти. Партизаны Отечественной Войны.
С оружием в руках - расстрелять!
Отступление маршала Нея
Отступление от Москвы
Ночной привал Великой Армии.
Отступление французов через Березину
Переправа через Березину
Благодарная Россия героям 1812 года
Помните эту войну и передавайте память о ней своим детям. Она этого заслуживает.
art.mirtesen.ru
Музей Отечественной войны 1812 года
Благодаря сообществу mosblog и лично tushinetc я побывала на прекрасной экскурсии в музее Отечественной войны 1812 года. Музей и не большой, но очень-очень интересный. В его собрание входят личные вещи Наполеона и Кутузова, обмундирование и вооружение русских и французских войск, документы и картины, относящиеся к тому периоду.
Панно Генриха Семирадского - единственная уцелевшая фреска храма Христа Спасителя. "Святой благоверный князь Александр Невский принимает папских легатов"
Тронное кресло императора Александра I
Личные вещи Александра I
Завет в золотом переплете - традиционный подарок будущему императору в семье Романовых
Папка для хранения родословной семьи Романовых
Личные вещи Наполеона Бонапарта
Каменный скарабей. В париже 1800-х годов была мода на Древний Египет.
Орден Почетного легиона Наполеона
Дуэльные пистолеты, подаренные Наполеону, в то время, когда он еще был консулом
Парадная сабля Наполеона, подаренная графу Шувалову, который сопровождал Бонапарта при отъезде на Эльбу. Наполеона поразила отвага графа Шувалова, который, зная в возможном готовящемся покушении на Наполеона, предложил ему поменяться мундирами, рискуя своей жизнью
Модель Вандомской колонны. Оригинал в Париже сделан из 250 переплавленных орудийных стволов русских и австрийцев, захваченных в битве при Аустерлице
Русская униформа и оружие
Французская униформа и оружие
Бюсты родственников Наполеона
Верительная грамота, выданная Наполеоном I министру иностранных дел Франции Талейрану на ведение переговоров с князем Куракиным о заключении мира
Личные награды Наполеона, захваченные прусским генерал-фельдмаршалом Блюхером
Знак орден Слона - самая оригинальная награда в мире, единственная имеющая объем - высшая национальная награда Дании
Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного - высшая награда Российской империи до 1917 года
Знак ордена Почетного Легиона (малый крест)
Знак ордена Леопольда
Знак орден Золотого руна
Знак ордена Серафимов
Знак ордена Святого Стефана
Знак ордена Святого Иосифа
Знак ордена Железной Короны
Знак ордена Воссоединения (большого креста)
Артиллерийские орудия Великой Армии
Огромная карта России, которой пользовались французы при наступлении
Зеленым на карте обозначены границы обалстей, красным - дороги. Именно тогда появилась фраза о том, что в России нет дорог, только направления
У французов был план подрыва русской экономики, для этого они изготавливали фальшивые ассигнации. Фальшивки можно было отличить по опечаткам, поскольку французы не видели особой разницы между буквами "Л" и "Д", отпечатанной подписи вместо рукописной. И самое интересное - французские фальшифки были отпечатаны на намного более качественной бумаге, чем русские, а также имели водяные знаки
Интересно и само "здание" музея - фактически это крытый двор между бывшими зданиями городской думы и присутственных мест - встроенный павильон на каркасе из металлических ферм, не портящих исторические стены
Униформа французской пехоты
Портретв маршалов Мюрата и Макдональда
Навершие французского знамени
При подготовке к выставке, посвященной 100-летней годовщине на древко наклеили ярлычок. Теперь он сам стал музейным экспонатом
Французская полевая кухня. Там даже есть кофейник :) Не удивлюсь, если там есть и отделение для выпечки круассанов :)
Спусковой механизм мушкета
Предметы походной церкви Александра I
Михаил Барклай де Толли
Эфесы холодного оружия офицеров российской армии
Макеты пушек. Прежде чем пушечного мастера допускали до изготовления полноразмерного орудия, он должен был подтвердить свою квалификацию, изготовив полностью рабочий макет. Такая крошечная пушка стреляла такими же крошечными ядрами
Бюст Кутузова
Витрина с личными вещами Кутузова
Столовые приборы Кутузова
Подзорная труба Кутузова
Лента ордена Святого Андрея Первозванного
Настольная печать Багратиона
Пуля, ранившая полковника Хлопова в Бородинском сражении
В собрании музея хранится пуля, которой в битве при Бородино был ранен в позвоночник подпоручик лейб-гвардии Егерского полка И.Е. Хлопов. В 1812 году пулю извлекать не стали, Хлопов остался в действующей армии и дослужился до чина полковника. В 1840 году венский профессор Д. Ваттманн прооперировал Хлопова, но, удаляя пулю, вероятно, задел спинной мозг. 4 августа полковник скончался от сильных болей. Его жена вставила пулю в серебряную оправу с чеканным орнаментом, на которой по-французски выгравировали следующую надпись: «Полковник Иван Хлопов. Получена при Бородино 27 августа 1812 года в бою за освобождение Европы. Извлечена после долгих страданий в Вене 3-го августа 1840 профессором доктором Ватманн».Информация с сайта 1812shm.ru
Портрет Кутузова. В отличие от распространенного заблужения, Кутузов не носил повязку на глаз, и глаз не был слепым, хотя Кутузов был дважды ранен в голову и чудом остался жив
Походная кровать Наполеона
Изображение Наполеона в виде чертика, жгущего Москву
Шляпа и маршальский жезл
Содежимое солдатского мешка
Черный краситель для усов. По указу в Русской армии все солдаты должны были иметь черный усы. Если у солдата усов не было, то их рисовали, а если усы были неуставного цвета - красили :)
Кремни для ружей
Приспособление для разрядки ружья, с его помощью извлекали пулю
Личные вещи Дениса Давыдова
Сани, в которых Наполеон бежал из Москвы, при том на сиденье он ютился вместе со своим адьютантом
Участники партизанского движения
Ключи от городов
Полевой набор хирургических инструментов
Железный крест с золотыми лучами ("Блюхенштерн"). За победу при Ватерлоо в 1815 году генерал-фельдмаршал Г.Л. Блюхер получил золотую восьмиконечную звезду с накладным крестом, сделанную в единственном экземпляре
Прядь волос Наполеона. Благодаря этой пряди было установлено, что Наполеон не был отравлен мышьяком, как ранее предполагалось. Хотя в волосах и была повышена концентрация мышьяка, это было связано с употреблением данного яда как лекарственного средства
Серия картин Верещагина, посвященных войне 1812 года
Ларец для хранения жалованой грамоты московскому дворянству
В Польше Наполеону был подарен комплект теплой зимней одежды, которая очень пригодилась ему в России
В таком виде замерзший Наполеон бежал из России. Из 640 тысяч человек, которые составляли его Великую Армию, домой вернулись только 40 тысяч.
photo-grafo.livejournal.com