Василий Верещагин «Апофеоз войны». Апофеоз картина


Василий Васильевич Верещагин Апофеоз войны: Описание произведения

Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст – он собирался назвать ее «Торжество Тамерлана». Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды.

Склонный к сарказму, Верещагин нередко снабжал свои полотна посвящениями, названиями или аннотациями, которые нервировали записных патриотов сильнее, чем сами полотна. Можно предположить, что картина, живописующая последствия кровопролитного штурма Плевны, была бы встречена царской семьей куда более благосклонно, если бы художник не собирался назвать ее «Царскими именинами». А триптих, изображающий замерзающего часового, не вызвал бы столь бурной реакции, если бы Верещагин не дал ему едкое название «На Шипке все спокойно».

«Апофеоз войны» не стал исключением: чтобы избежать недопонимания, художник сделал на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца, – писал об этой картине критик Владимир Стасов. – Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».

И как художник, и как «судья человечества» Верещагин всегда стремился к объективности, всегда старался показать обе стороны медали. Если он писал картину с названием «После удачи», то непременно уравновешивал ее полотном, которое называл «После неудачи», если рисовал «Победителей», то обязательно находил время для «Побежденных». От большинства «военных» картин Верещагина «Апофеоз войны» отличается определенностью авторской позиции: тут нет ни другого дна, ни обратной стороны. Гора иссеченных саблями черепов, разверстые в немом крике мертвые рты, падальщики, пирующие посреди бесплодной пустыни, – вот суть всякой войны, ее подлинный облик и единственный итог.

«Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мертвая природа», - говорил о своей картине сам Верещагин.

Сегодня «Апофеоз войны» - объект многочисленных подражаний и пародий, визуальный мем, не знающий ни временных, ни географических границ. Родившиеся в СССР помнят его еще по школьным учебникам, те, кто помоложе сталкиваются с его отголосками, например в кинематографе – от «Терминатора» до недавнего «Выжившего».

Впрочем, эффективность Василия Верещагина в качестве «судьи человечества» была понятна уже его современникам. Будучи в США по приглашению Чикагского института искусств, художник писал оттуда в письме: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно». Едва ли Верещагин – первый в истории номинант на Нобелевскую премию мира – мог рассчитывать на лучший комплимент.

Автор: Андрей Зимоглядов

artchive.ru

Апофеоз войны - это... Что такое Апофеоз войны?

«Апофеоз войны» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — это протест Верещагина против войн, насилия и душегубства.

История создания

Картина была написана в 1871 году.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов[1], однако картина не носит конкретно-исторический характер[2]. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов[3].

По другой версии известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане. Россия тогда покоряла Туркестан и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие[2]. В Туркестане и появилась известная Туркестанская серия, где Верещагин, художник--баталист, изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли востание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»[2].

Описание

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких программных произведений Верещагина[3]. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение[1]. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины[2]. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…[2]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

«Апофеоз войны» - центральное полотно Туркестанской серии художника Верещагина :: SYL.ru

«Апофеоз войны» - не просто картина, это приговор милитаристам всех времен и народов. Войны бывают освободительные, святые. Но полотно Василия Васильевича Верещагина обличает войны захватнические: на раме есть надпись о посвящении этой работы завоевателям как бывшим, так нынешним и будущим.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» - картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.апофеоз войны

По первой, женщины двух городов - Дамаска и Багдада - обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

«Ужасы войны»

Картина «Апофеоз войны» действительно имела первоначальное название «Торжество Тамерлана», но планетарный трагизм полотна поднял его над границами и временем. Величайший русский художник не является баталистом в полном смысле слова, у него нет ни стройных рядов наступающих, ни блеска оружия. Он, как Гойя, показывает «ужасы войны» (так называлась серия великого испанца), трагизм, грязь и запредельную жестокость. Не многим гениям удается передать все это в одном произведении. верещагин апофеоз войны

И название «Апофеоз войны» подобрано удивительно точно. Смерть-победительница смотрит с полотна: выжженная земля, деревья, которые никогда не зазеленеют, мертвый город вдали, обезображенные останки жителей и защитников крепости на переднем плане и ее символы и спутники – воронье, которое все еще надеется чем-то поживиться в этом мертвом месте.

Полотно-откровение

Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.  апофеоз войны описание

Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.

Оценка современников

Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.апофеоз войны василий верещагин

Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма – Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.

Значимость полотна

Надо отметить, что Василий Верещагин предъявлял претензии не к каким-то абстрактным завоевателям, он корил и себя конкретно за участие в боевых действиях. Об этом он писал в письме к Стасову. И поэтому не удивляют слова о том, что полотна Туркестанской серии заставляют сердце наполняться гордостью, потому что «Верещагин русский». Так высоко оценил Крамской «Апофеоз войны».

Описание можно закончить тем, что, по словам того же Крамского, художнику удалось в картине достичь единой цветовой гаммы, что холст размером 127 х 197 см является украшением зала Верещагина в Третьяковской галерее. Смерть и война отомстили художнику-обличителю: броненосец, в котором Василий Верещагин отправлялся на русско-японскую войну, подорвался на мине в 1904 году.

www.syl.ru

Апофеоз войны - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 февраля 2016; проверки требуют 5 правок.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 февраля 2016; проверки требуют 5 правок.

«Апофео́з войны́» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

История создания[ | ]

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов[1], однако картина не носит конкретно-исторический характер[2]. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов[3].

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие[2]. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»[2].

Описание[ | ]

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина[3]. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение[1]. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины[2]. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от стрел на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…[2]

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Приняв гору черепов за общий знаменатель русской художественной культуры, мы получаем ответ на все вопросы, которые принято адресовать культуре на перепутье истории. И ответ этот оказывается знаком и ожидаем. Воробей — птица. Россiя — наше отечество. Смерть неизбѣжна. Ну слава богу! А то мы уж начали бояться…

Девочка с апофеозом

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Конец апофеоза

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Витязь на распутье апофеоза

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Всадница апофеоза

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Апофеоз на Волге

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Ходоки у апофеоза

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Иван Грозный со своим апофеозом

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Опять апофеоз!

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Не ждали апофеоза?

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Апофеоз княжны Таракановой

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Видение отроку Апофеозу

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Апофеоз пишет письмо турецкому султану

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Апофеоз в сосновом бору

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Весна апофеоза

В каждом рисунке — апофеоз войны!

Всюду апофеоз

В каждом рисунке — апофеоз войны!

www.maximonline.ru

Апофеоз войны Википедия

«Апофео́з войны́» — картина русского художника Василия Васильевича Верещагина. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

История создания

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов[1], однако картина не носит конкретно-исторический характер[2]. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов[3].

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие[2]. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»[2].

Описание

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина[3]. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение[1]. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины[2]. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от стрел на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…[2]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Василий Верещагин «Апофеоз войны» » Выдающиеся художники

В. Верещагин "Апофеоз войны" (фрагмент)

«Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества» (В. Стасов).

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), русский живописец и литератор, известен как один из наиболее ярких и своеобразных художников-баталистов.

Батальный жанр в живописи

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Таким образом, батальный жанр посвящён военной тематике. Не обязательно при этом на картине должны быть изображены сцены сражений. Это могут быть изображения военных походов, героических подвигов современных или прошлых лет и веков.

Часто в картинах сочетаются батальный и исторический жанр, если художник раскрывает смысл происходящего. Возможно также сочетание батального и бытового жанров, когда автор картины изображает бытовую жизнь военных или моряков.

Батальный жанр в искусстве очень древний: человечество постоянно воевало и, к сожалению, продолжает воевать до сих пор.

Картины батального жанра создавали Леонардо да Винчи, Тинторетто, Д. Веласкес, М. Ломоносов, Ф. Рубо́, Б. Виллевальде, М.Ю. Лермонтов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Греков, многие современные художники.

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?

Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.

Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины

Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?

Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».

Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.

Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Об авторе картины

В.В. Верещагин

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в Череповце (ныне Вологодской области) в дворянской семье. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения: младшие стали профессиональными военными; старший – общественным деятелем, а Василий – художником. В возрасте 9 лет он поступил в Морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы, вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России» из 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Наполеон и маршал Лористон» («Мир во что бы то ни стало!»). Из серии «Наполеон в России»

www.palitra.co


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта