Библейская картина человека (стр. 2 из 6). Картина библейская


Библейская картина человека - часть 2

С другой стороны, в отличие от некоторых индийских учений, согласно которым человек в результате усиленных духовных тренировок достигает состояния нирваны, то есть сливается с Космическим Разумом, Божеством, Библия учит тому, что человек может преодолеть разрыв между своей тварной природой и природой Бога не по естеству, а по благодати. Господь Бог в Библии, поэтому, одновременно и онтологический, и этический идеал, идеал досягаемый, воссоединение с которым в христианской аскетики выражается в понятии "обожение", понимаемом как восстановление образа Божьего в человеке. Библейский этический идеал именно потому выше всех остальных, что он трансцендентен миру и человеку.

Как же тогда грех вошел в человеческую природу? Библейское Откровение дает следующий ответ на этот вопрос: грех был сознательно избран первыми людьми вследствие неповиновения воле и предостережениям Господа. Иначе говоря, грех есть результат работы человеческого сознания, человеческой души, обладающей свободной воле. Не тело, а душа может быть ориентирована либо на добро, либо на зло, либо на добродетель, либо на грех. Тело же может являться лишь инструментом греховной души и потому этически нейтрально. Поэтому в основании библейской аскетики, нравственности лежит не идея борьбы с физическим началом в человеке, а идея борьбы с грехом путем очищения души от греховных помыслов.

Появление принципиально новой этической категории — греха, каковой не было ни в восточных, ни в античных учениях, означало то, что человек, осознавая зло, сознательно творит его. Такая позиция была совершенно невозможна в этической системе Сократа, который учил тому, что "никто не делает зла по своей воле".

Дойдя до категорий греха и грехопадения, мы обнаруживаем факт обратного влияния этической сферы на антропологическую. Несмотря на то, что, как мы увидели, категории зла и греха являются не онтологическими, а этическими, то есть ни зло, ни грех как таковые не могут существовать самостоятельно, вне чьего-либо сознания, само обстоятельство избрания человеком зла, греха меняет природу этого человека. После грехопадения первых людей катастрофически упал их онтологический статус; первоначальный образ Божий был в них искажен.

Поскольку же человек самостоятельно восстановить образ Божий в силу своей слабости и греховности не в состоянии, возникает необходимость в религии (с лат. religare — восстановление связи), возобновлении исконных отношений с Творцом, в обращении к Богу как Первообразу и эталону, как к высшему пределу всякого совершенствования. Поэтому цель библейской этики онтологична, поскольку заключается в восстановление исконного онтологического статуса, данного человеку свыше — утраченного образа Божьего.

2. Счастье как онтологический идеал

Повествование первой книги Ветхого Завета — Книги Бытия, написанной, по преданию, пророком и вождем еврейского народа Моисеем в XIII столетии до Р.Х., включает в себя историю первобытного человечества, отправным пунктом которой было пребывание его в Едемском саду, что означает "сад наслаждения". Первый, райский сад был дан человеку априорно свыше, в качестве огромного благодатного аванса: "И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его".5

Созданный как носитель образа Божьего, человек в Раю был способен к переживанию ощущения полноты бытия, непосредственной сопричастности Абсолютному Началу. Вся природа была отдана во владение человеку со всем тем, что она может произвести, и стала естественной средой обитания человека: "…и сказал им (первым людям) Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над… всею землею… Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу".6 Иными словами, перед человечеством изначально поставлена стратегическая программа возделывания, то есть окультуривания природного бытия.

На основании этого можно предположить, что у первобытного человека были все возможности для достижения счастья, условием обретения которого соблюдение условия завета Бога с Адамом. Завет этот носил устный характер и представлял из себя заповеди послушания. Пока первые люди слушались Бога, у них была перспектива счастливой жизни. Счастье первых людей, будучи незаслуженным и не выстраданным, было утрачено быстро и легко. Человеческая жизнь изначально была поставлена в зависимость от выполнения тех или иных требований или запретов.

Первый запрет (заповедь) ограничивал познавательные устремления человека. Поскольку Господь Бог наделил человека свободной волей и вручил управление всей землей и ее обитателями, то, прежде чем владычествовать над миром, необходимо было его познать, ибо в Ветхом Завете категория власти предполагала категорию познания. Однако Бог справедливо оградил путь человеческого познания конкретными рамками, в которых оно только и может быть допустимо. Пределы эти были поставлены, видимо, для того, чтобы человек в своем врожденном рвении к познанию истины обращался только к единственному жизнеутверждающему ее источнику — к Абсолютной Истине — Господу Богу и не искал вольно или невольно иных путей. Каждому человеку свыше определяется его собственная мера знания — та мера, которую может вынести человек в силу крепости своего духа. Все, что сверх того, может раздавить человека: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду будешь ты есть;а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь".7

В достаточно простой, доступной древним людям форме, уже был сформулирован следующий закон: ваше будущее счастье, благосостояние (или даже жизнь) будет зависеть от того, что вы делаете в настоящем, нарушаете или нет определенные нормы. Нарушив заповедь Создателя и попав под влияние сатаны, первые люди навсегда утратили "врожденное" счастье и бессмертие: "...за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе... проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица будешь есть хлеб твой..."8

Отныне они и все их потомки, наследующие грех родителей, должны были бороться за счастье "в поте лица".

Деформация образа Божьего в человеке тем самым лишила его той первой возможности обретения счастья в Эдеме, которая была дарована первобытным людям. Это означало, что счастье теперь из вполне реальной перспективы превратилось в далекий онтологический идеал, поскольку главным условием возвращения возможности его достижения отныне стала задача восстановления образа Божьего. Вследствие этого путь всех потомков Адама и Евы к счастью теперь неизбежно лежал через трудности, испытания в силу унаследования первородного греха и искаженного образа Божьего.

Подобно тому, как электронный компьютерный вирус переносится с одного носителя на другой и как для уничтожения его необходимо внешнее вмешательство человека — антивирусная программа, так и для уничтожения первородного греха необходимо внешнее вмешательство Духа Святого. Это очищающее вмешательство происходит в момент совершения первого христианского таинства — крещения и закрепляется в таинстве миропомазания.

Факт изгнания Адама и Евы из рая как раз символизировал то, что за отступление от соблюдения данных свыше правил человек лишается райской жизни — счастья. Поэтому вся священная история Ветхого Завета являет собой вечное возвращение к утраченному счастью, стремление человека к восстановлению связи с Творцом.

Более того, история первых людей на Земле наглядно показывает нам человеческую природу: то, что человек получил даром (в данном случае — счастье в дар от Бога), он способен утратить с такой же легкостью, не осознавая ценности дара. Когда же мы утрачиваем этот дар, мы начинаем понимать необходимость его для нас и стремиться к его восстановлению. Неосознанность подаренного счастья сделала его по сути неполноценным. Первым людям не с чем было сравнить это состояние. Только познав несчастье, страдание, люди начинают осознанно стремиться к противоположному. Следовательно, стать по-настоящему счастливым человек может, только пройдя через горнила трудностей, переживаний.

Еще более суровый приговор Господь выносит потомку первой четы — братоубийце Каину: если родителям, хоть и "со скорбией", все же обещано питание от трудов их, то у Каина вовсе отбирается "сила от земли": "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле".9

Тот факт, что грех, совершенный сыном Адама и Евы, несравним по своей тяжести с грехом родителей, свидетельствует о законе "прогрессирования" добра и зла. Человек (и человечество) не стоят на месте в своем духовном развитии. Неизбежны либо рост, либо падение. Здесь перед нами наглядный пример прогрессирующего роста зла, греха.

Действие упомянутого закона мы видим и дальше. По мере размножения людей на Земле их нравы стали портиться, за что Бог сократил срок человеческой жизни с 950 до 120 лет: "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет".10

Этот эпизод подчеркивает тот факт, что наше духовное бытие, уровень нашей нравственности определяет в итоге наше здоровье и, следовательно, продолжительность жизни.

За что же Бог так строго наказал своих созданий? За то, что они стали пренебрегать Духом Святым, то есть стали ставить материальные ценности выше духовных; плоть выше духа. Представление о счастье в ветхозаветном сознании все больше и больше стало связываться с достижением материальных благ. Это привело к всеобщему развращению; сердца людей стали злыми: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время".11

mirznanii.com

Библейский сюжет в русской живописи /Ветхий Завет/

Библия на протяжении многих столетий вдохновляла художников всего мира. Являясь неисчерпаемым источником драматических сюжетов и ярких образов, Книга Книг всегда привлекала художников, писателей и поэтов, побуждая ко всё новым интерпретациям и к новому переосмыслению своих вечных тем.

Давайте вспомним самые значительные шедевры русской живописи, посвященные ветхозаветным сюжетам.

 

А. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г.

В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Бог не допустил жертвоприношения, и в последнюю минуту ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком.

Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Картина мастерски скомпонована. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластичными складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы - бледного тела Исаака, распростертого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость – на лице Авраама, ужас неожиданности - в напряженном жесте его левой руки и - строгий взгляд вестника неба, непреклонность его поведения. Безволие Исаака, его хрупкое тело и поникшая прядь белых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность происходящего над ним.

Рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки тканей по-новому выразительны и рельефны, лица вылеплены уверенно и пластично. Колористическая гамма строится на легких холодных тонах - золотисто-оливковых и голубовато-зеленых. В ней лишь одна яркая деталь - сброшенные одежды Исаака. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма - простота и правда воплощения натуры.

 

П. Басин. Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822 г.

Картина «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» написана Петром Басиным в 1822 году во время пребывания в Италии с целью оттачивания мастерства художника после окончания учебы в Академии художеств. За итальянский период творчества им создано немало произведений на мифологические сюжеты, чего требовало направление академизма.

Согласно преданию, двое еврейских старейшин подсматривали за красавицей-женой Иоакима Сусанной, купающейся в саду своего мужа. Они сторожили ее каждый день, ожидая возможности увидеть.

Улучив момент, когда женщина после купания уже собралась уходить домой, они стали домогаться ее, причем заявляя, что если она не согласится на совокупление с ними, они обвинят ее в прелюбодеянии с любовником помоложе. Сусанна как могла, пыталась защитить себя, совсем не задумавшись о шантаже. Она начала кричать, звать на помощь. Старцы осуществили свою угрозу.

Сусанну арестовали, ей грозила смерть за прелюбодеяние, в котором она была ложно обвинена. На ее клятвы в том, что она не виновата, поначалу никто не обращал внимания, но после вмешательства юноши Даниила, который провел должное расследование и, сравнив показания изолированных друг от друга старцев, встал на защиту женщины, сумел доказать ее невиновность. Старцев осудили как лжесвидетелей. А «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».

С поразительной точностью художнику удалось передать состояние персонажей Ветхого завета. Прекрасная еврейка стыдливо старается спрятать свое обнаженное тело, ее полные ужаса глаза молят пощадить ее, не осквернять ее ни вожделенными взглядами, ни похотливыми прикосновениями, тем более не представляя себе возможным совокупление с развратными старцами.

Ф. Бруни. Медный змий. 1841 г.

В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,( её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.

 

К. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов. 1821 г.

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.

Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

 Автор нашел точку равновесия между созданием человеческого портрета и  пейзажа.

Авраам получился величественным, но немного театрально наигранным. На нем болтается красный балдахин со всевозможными складками. Ангелы, словно уставшие путники, которые присели, перед трудной дорогой. Их образы светлы и чисты, сразу видно, что они небесные существа, не принадлежащие нашему грешному миру.

Самый дальний ангел внимательно слушает мужчину и при этом поправляет свою обувь. Но чтобы изобразить такое естественное поведение, художнику пришлось перерисовывать холст несколько раз. У него было найдено тысячи набросков, он искал идеальные позы для каждого персонажа своей работы.

Ближний ангел утомлен странствиями и даже держит в руках вспомогательный посох. Усталость указывает на, то, что ангелы не отличаются от людей. Они чувствуют боль и могут уставать. За их спинами белеют крылья, но они только добавляют веса и осложняют передвижение. Это живое полотно, которое достойно уважения и восхищения.

 

 

А. Иванов. Иосиф, токующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 г.

В картине воплощена тема столкновения человека с Судьбой. Сюжет взят из Библии (Книга Бытия).Иосиф Прекрасный, проданный братьями в рабство, попал в египетскую темницу, где вместе с ним оказались заключены виночерпий и хлебодар фараона. Оба бывших царедворца видели загадочные сны, которые они и рассказали Иосифу. Юноша предсказал скорое освобождение виночерпию и казнь хлебодару. В подтверждение своего пророчества, Иосиф указывает рукой на стену темницы, где высечен египетский рельеф – казнь четырех человек. Все исполнилось согласно словам Иосифа. Интересно, что и виночерпий, и хлебодар написаны с одного натурщика, но в их облике художник изобразил противоположные чувства.Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств; в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств. В 1827 году за эту картину и за картон "Лаокоон с детьми" Иванов получил от Академии художеств из средств общества поощрения художеств золотую медаль первого достоинства, а в 1828 году – звание художника. Картина экспонировалась на академической выставке в 1827 году.

 

 

И. Айвазовский. Всемирный Потоп. 1864 г. и Сотворение мира. 1864 г.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские, а также исторические сюжеты.

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины "Всемирный потоп"написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою."

 

Ссылки на использованные материалы:

http://art-assorty.ru/3269-losenko-anton-pavlovich.html

https://bigartshop.ru/painters/basin-petr/susanna-zastignutaya-starcami-v-kupalne

http://www.nearyou.ru/100kartin/100_zmei.html

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-karla-bryullova-yavlenie-avraamu-trex-angelov-u-duba-​mamvrijskogo/

http://www.nearyou.ru/ivanov/15iosif.html

 

 

 

maxpark.com

10 картин известных художников на библейские темы (11 фото)

Известные картины на библейские темы.

В библейской тематике в своих картинах обращались многие художники. Мы собрали в одном обзоре интереснейшие полотна, написанные известными художниками в разное время. Каждую из этих картин можно назвать настоящим шедевром.

1. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, Фра Филиппо Липпи, 1457-1465

Юная Лукреция Бути смотрит с картин своего возлюбленного супруга — великого художника Филиппо Липпи. Мадонна, муза и любимая в одном образе.

Юная Лукреция Бути смотрит с картин своего возлюбленного супруга — великого художника Филиппо Липпи. Мадонна, муза и любимая в одном образе.

2. Голова Христа, Ричард Хук

Современное видение Христа.

Современное видение Христа.

3. Мертвый Христос, Андреа Мантенья, 1399

Одна из самых известных картин итальянского художника эпохи Ренессанса.

Одна из самых известных картин итальянского художника эпохи Ренессанса.

4. Сотворение Адама, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Микеланджело, 1508-1512

Четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира. Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.

Четвертая из девяти центральных композиций цикла фресок на тему сотворения мира. Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.

5. Христос Святого Иоанна Креста, Сальвадор Дали, 1951

Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней — зарево и черные бездны космоса. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом.

Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней — зарево и черные бездны космоса. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом.

6. Визит царицы Савской к царю Соломону, Эдвард Пойнтер 1890

Легендарная правительница аравийского царства Саба с визитом в Иерусалим к израильскому царю Соломону.

Легендарная правительница аравийского царства Саба с визитом в Иерусалим к израильскому царю Соломону.

7. Уилтон Диптих, художник неизвестен, 1395-99

Ричард II в Англии со своим святым покровителем Иоанном Крестителеми святыми Эдуард и Эдмунд представлены Богоматери с младенцем.

Ричард II в Англии со своим святым покровителем Иоанном Крестителеми святыми Эдуард и Эдмунд представлены Богоматери с младенцем.

8. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте, Леонардо да Винчи, 1483

В луврской картине художник изобразил только четыре расположенные на первом плане фигуры — деву Марию, ангела, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя.

В луврской картине художник изобразил только четыре расположенные на первом плане фигуры — деву Марию, ангела, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя.

9. Джудит Усекновение Олоферна, Караваджо, 1599

Картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи».

Картина итальянского художника Микеланджело да Караваджо, написанная в 1599 году по мотивам ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи».

10. Благовещение, Фра Анджелико, 1438-1445

Ангел в ярком наряде смиренно преклонил голову, приветствуя Деву, чье синее одеяние символизирует ту небесную роль, которая выпала на ее долю. Ощущение гармонии создается от симметрично скрещенных рук Девы и архангела Гавриила, несмотря на разделяющие ангела и Деву колонны.

Ангел в ярком наряде смиренно преклонил голову, приветствуя Деву, чье синее одеяние символизирует ту небесную роль, которая выпала на ее долю. Ощущение гармонии создается от симметрично скрещенных рук Девы и архангела Гавриила, несмотря на разделяющие ангела и Деву колонны.

Интересные материалы:

Такая разная Алиса: иллюстрации 15 художников, известных и не очень, к книге «Алиса в Стране чудес» (16 фото) Будущее в представлении Леона Таккера (12 фото)

nlo-mir.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта