Купчихи картина


Загадка самой известной картины Кустодиева

Кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе

Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914

Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В. Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Б. Кустодиев. Провинция, 1919

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Б. Кустодиев. Троицын день, 1920

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Б. Кустодиев. Купчиха и домовой, 1922

Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.

[link]

otevalm.livejournal.com

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчихи» Картины художников

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчихи»

К образу простых женщин Кустодиев обращался не раз. Его словно магнитом привлекали дышащие здоровьем предприимчивые женщины. Поэтому в коллекции художника насчитывается приличное количество картин на эту тему. Среди всего массива полотен, качественным образом выделяется картина «Купчихи», где Кустодиев попытался передать атмосферу средневекового рынка. Полотно появилось в 1912 году и сразу получило положительную оценку общества.

В центре картины стоят четыре пышные дамы и о чем-то разговаривают. Создаётся впечатление, что они решают какие-то важные вопросы или что-то обсуждают. Причём одна из них, та, которая в жёлтом платье, демонстрирует свою не заинтересованность в разговоре – её внимание привлекает добрый молодец, стоящий где-то вдали. На лице молодой девушки ясно прослеживается улыбка кокетки.

Три женщины, явно постарше, обсуждают важные дела.

Их одеяние и причёски свидетельствуют о том, что они давно замужем. Стоит отметить, что художник в точности попытался передать моду тех времён и по картине можно установить столетие, о котором рассказывает Кустодиев.

На заднем фоне художник не упустил ни одной детали. На картине гармоничным образом сочетаются различные яства, случайные прохожие и даже нелепым образом висячие часы на витрине одного из магазинов. Даже такой незаметный элемент, как трава, проросшая сквозь каменную дорогу, не скрылась от пристального взгляда художника.

Полотно переносит ценителя искусства в эпоху средневековья, на знаменитые ярмарки, собиравшиеся в больших городах – в Харькове, Новгороде и Киеве. Картина просто пропитана духом этой эпохи. Отдельную похвалу художнику стоит сказать за умелое использование красок, каждый элемент дополняет другой и формирует целостную картину. Одним словом, не картина, а загляденье.

Прислал: Волкова Александра . 2017-10-08 22:00:59

opisanie-kartin.iusite.ru

Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”

В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.

День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.

Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.

Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.

А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?

Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой. Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком.

Картина написана с использованием малого количества колористических инструментов. Фактура письма очень гладкая и ровная, чем-то напоминающая эмаль. В картине проявляется своеобразный метод художника Кустодиева. Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания. Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.

Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.

school-essay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 |

Карта сайта