Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Картина васнецова гамаюн


Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.

Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические сказания.

В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Этот необычный облик привлекает внимание. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.

Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.

opisanie-kartin.com

Васнецов "Гамаюн, птица вещая" описание картины, анализ

Vasnetsov-Viktor-gamayun-ptica-vesshaya

Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности.

Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», написанной в 1897 году. Гамаюн в славянской мифологии – это птица с женским лицом и грудью, вестница бурь, ураганов. Она обладала прекрасным голосом и могла предсказать будущее только особым людям, которые её слышат и понимают даже среди звуков природы: в ливне дождя, в шуме травы, в порыве ветра. Люди считали, что Гамаюн — это посланница бога, связывающая два мира, предсказывающая события.

На полотне изображена птица с тревожным лицом женщины, она сидит на изящном дереве и взирает куда-то вдаль. Сильно контрастируют черные крылья на ярком, сияющем фоне – сильные, пластичные, готовые к полету. Вот-вот взмахнет крылом и взлетит. Очень завораживает в этой картине противоречивое настроение: одновременно спокойные, но и в то же время буйные краски, умиротворенная природа и диссонирующая Гамаюн.

Некоторые искусствоведы считаю, что крылья — это символ возрождения. В дальнейшем творчество Васнецова способствует развитию таких стилей как символизм и модернизм. В том числе и благодаря Виктору Васнецову было возрождено и передано последующим поколениям уникальное творчество и мифология славянских народов.

Год написания картины: 1897.

Размеры картины: 200 х 150 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм, символизм.

Галерея: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Описание картины В. М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая» || Книга || Семья Васнецова || Родовое дерево

Виктор Васнецов. Гамаюн, птица вещая. 1897. Холст, масло. 200×150. Дагестанский художественный музей, Махачкала, Россия.  Гамаюн — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.  Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.  Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.  Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».  Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».  «Ковер-самолет» — самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».  Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.  Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал «Ковер-самолет» — сказочно быстрое средство передвижения.  «Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, — рассказывал впоследствии художник, — Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось». Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам — «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства», а его брат приобрел «Битву скифов со славянами».  «Ковер-самолет» был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи».  Позднее Васнецов вновь обращается к этому сюжету при работе над своей «Поэмой семи сказок». Здесь изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок — Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др.) Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга.  В «Поэмой семи сказок» входят семь картин: Спящая царевна, Баба Яга, Царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, Царевна-Несмеяна, Сивка Бурка, Ковер-самолет. Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.  Ковры-самолёты известны в литературе почти с библейских времён. Хотя идея преобладала в литературе Ближнего Востока, популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла её в западную цивилизацию. В разных вариантах ковер-самолет встречается и в русских сказках.

www.rodovoederevo.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

27.11.2014

описание картины виктора васнецова гамаюн птица вещая

В своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов достаточно часто изображал персонажей старинных русских былин, сказочных героев устного творчества. Художник пытался донести, что картина должна быть достоверна, передавать не только прошлое, но и настоящее. На цикл полотен, посвященных русскому фольклору, его подвигли воспоминания детства. С ранних лет видя неповторимые сельские пейзажи, слушая рассказы стариков, впитал любовь к своему краю.

Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. На заре спускается Гамаюн к людям и поет им свои песни, рассказывая о скором будущем и грядущих событиях. Только не каждый может разобрать ее пение, ибо вместе с ней на земле появляется сильный ветер. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Рассмотрим внимательно это произведение. Что мы видим? В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. На стволе расположилась птица. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Волосы ее развиваются, когтями она крепко держится на извилистом дереве, чтобы сопутствующей ветер не унес ее. Взор очей устремлен вдаль. В глазах застыла тревога. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза. Тело Гамаюна наклонено чуть вперед, это говорит о том, что она не только видит грядущие события, но и старается донести весть богов до людей. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор.

8-poster.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Художник специализировался на мифологических и исторических предметах. Часто рисовал в фольклорном и романтическом стилях живописи. Он считал, что истинное произведение передает прошлое, настоящее и, возможно, даже будущее.

Васнецов заимствовал сюжет картины из русских народных легенд, баллад и сказок. На этот выбор повлияло его детство. Жил художник в сельской местности с холмистыми перелесками и густым лесом, с извилистыми и широкими долинами. С самых ранних лет Васнецов слышал народные легенды и эпические сказания.

В 1897 году Васнецов нарисовал картину «Гамаюн, птица вещая». Согласно мифологии, эта птица – посланник богов. На рассвете она прилетает к людям. А вместе с ней появляются штормовой ветер и яростный ураган. Она поет священные гимны и предвещает будущее тем, кто может услышать ее секреты. А услышать

ее голос среди гула ветра, шелеста листьев и звуков приближающейся грозы не так-то просто. Гамаюн выступает в роли посредника между богами и людьми, ведь крылатый вестник доставляет важные сведения обычным людям.

Птица изображена с мрачно-прекрасным лицом девушки, которая смотрит куда-то вдаль. В ее глазах чувствуется что-то загадочное и мистическое. Птица уже преодолела нелегкий и тернистый путь познания окружающего мира. Этот необычный облик привлекает внимание. Гамаюн же сидит на извилистой ветке. Основным преимуществом является красочный эффект картины. Художник использовал сочные, но в то же время спокойные тона. На ярком фоне заметно выделяются черные крылья, которые символизируют возрождение. Кажется, что она сейчас распахнет их и полетит вверх.

Смотря на картину, возникает чувство безумной тревоги. Васнецов сумел возродить духовное наследие человека. Его живопись оказала огромное влияние на развитие модернизма и символизма в русской живописи и поэзии.

Прислал: Шестакова Мария . 2017-10-08 21:44:44

opisanie-kartin.iusite.ru

Сочинение по картине Васнецова «Гамаюн птица вещая»

Многих ценителей искусства привлекает картина Васнецова о вещей птице. Эта необычная картина полна мифического и мистического. Во- первых, здесь изображена птица с головой девушки. Во – вторых, птица сидит на необычном дереве. Птица, словно, околдована чем- то сказочным. Она имеет необычный облик, что не может не привлечь внимание зрителей. В этом образе есть много символичного.

Известно, что по легенде Гамаюн – это вещая птица, которая сопровождает бога Велеса. Она может предсказывать будущее людям. Она знает о всём, что происходит на земле и небе, о богах, людях, героях, чудовищах, птицах и о зверях. Васнецов был первым художником в России, который обратился к сказкам и мифологии. Он попытался изобразить мистическое существо на своём полотне так, как его описывают. Ведь именно в сказках царят мысли народа.

Картина написана довольно красочно. В центре же мы видим саму птицу Гамаюн. Она сидит на извилистой ветке, которая украшена несколькими цветами и лепестками. Судя по тёмным оттенкам на листьях ветки, можно догадаться, что птица прилетела сюда на закате. Она спокойно сидит на своём месте, крепко держась за ветку своими толстыми и мощными лапами. Птичка с женской головой больше напоминает девушку, нежели птицу. Лицо очень загадочное. Глаза смотрят куда -то вдаль, как будто она кого то там заприметила. Птица не испугалась, а наоборот, в её глазах присутствует храбрость. Она начинает петь свои магические и вещие песни.

Зачастую по мифу Гамаюн изображают не только с человеческой головой, но и ещё и с женской грудью. Здесь же художник предпочёл это скрыть. Птица прикрывает свою грудь крылом. Её перья такие чёрные и длинные, что вдали она похожа на ворона. Хвост же очень велик и красив. В отличие от остальных перьев на теле, он рыжёват с чёрными пёрышками. На голове же у птицы мы видим обычные человеческие волосы, на которых видно цветы. Волосы светлые, что говорит о ясности ума птицы. Крылья расправлены. Птица сидит на ветке не спокойно. Она очень осторожна.

Автор особо внимательно подошёл к такому образу. Изобразить мифическое существо на полотне не просто. Оно должно иметь вид загадочного, смелого и умного существа. Васнецову замысел удался. Некоторые увидели в его картине полёт народа, то есть, данная птица символизирует свободу русского народа и каждого человека в отдельности. Птица – это всегда независимость, а мифическая птица, как эта – ещё и мудрость.

school-essay.ru

Сирин и Алконост

То мне птица ГамаюнНадежду подаёт…

Первое, что пишет по поводу птицы Гамаюн «Википедия» — своим падением эта птица предвещает смерть государственных деятелей.

Интересно, когда Владимир Высоцкий писал свои «Купола» в 1975-м (если не ошибаюсь) году, имел ли он в виду что-либо подобное?

Это я, собственно, к тому, что Третьяковская галерея извлекла из своих запасников и повесила в экспозиции картину Виктора Васнецова «Сирин и Алконост». С обозначением «дар великой княгини Елизаветы Федоровны».

Так что начинать приходится с птицы Гамаюна, да. Да еще с того, что Виктор Васнецов был хорошо знаком (слово «приятельствовал», наверно, не слишком уместно, хотя и напрашивается) с великой княгиней Елизаветой Федоровной. С Елизаветой Александрой Луизой Гессен-Дармштадтской, да.

Обычно говорят о религиозности великой княгини, но гораздо меньше — о ее увлечении историей и фольклором. На чем, собственно, она и познакомилась с художником Васнецовым — вскоре после переезда в начале 1890-х из Петербурга в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора.

По васнецовским эскизам для великокняжеской четы изготавливались киоты для икон, некоторые свои работы художник предоставлял для благотворительных мероприятий. В 1894 году Елизавета приобрела в качестве рождественского подарка мужу написанного Васнецовым «Спаса Нерукотворного» (местонахождение этой работы неизвестно). А еще через некоторое время сама получила в подарок от дам, участвовавших в организации ее благотворительных базаров, вышитую по рисунку Виктора Васнецова хоругвь с изображением птицы из славянского фольклора. И вот изображение пусть не самой хоругви, но этого эскиза отыскать удалось.

Через пару лет Васнецов пишет уже большую картину на эту тему, и ее приобретает Елизавета Федоровна (эта работа уцелела, и сейчас находится в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале — не спрашивайте, как она там оказалась, но надо полагать, уже в советское время).

Работа не оставалась скрытой от публики — ее предоставляли на выставки. Так что изображение быстро стало известным и даже вдохновляло поэтов. Вспомним блоковское:

На гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных.Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запекшиеся кровью!..

И отметим подпись под стихотворением: «23 февраля 1899 (Картина В. Васнецова)».

У других авторов, впрочем, возникали иные ассоциации. Вот Ахматова (1910 год):

"Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я - Гамаюн. Но тебя, сероглазый, не трону, иди. Глаза я закрою, я крылья сложу на груди, Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой нашел..." Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей, Но путник свернул с осиянной дороги своей.

А у Сергея Есенина (в стихотворении «Табун») это вообще синоним певца, без особых аллегорий:

Погасло солнце. Тихо на лужке.Пастух играет песню на рожке.Уставясь лбами, слушает табун,Что им поет вихрастый гамаюн.А эхо резвое, скользнув по их губам,Уносит думы их к неведомым лугам.

Но нам пора к Сирину с Алконостом. Написанным Васнецовым в 1895 году. С добавлением к названию — «птицы радости и печали». Кстати, если само слово «гамаюн» имеет, по мнению лингвистов, персидское происхождение, то уж «сирин» и «алконост» — вполне греческие.

Имя «Сирин» для нас прозрачно — вспомним сирен древнегреческой мифологии. А они ой как двояки. Да, сладкоголосы, да, обещают блаженство и счастье. Но…

Но двояк Сирин — «сирена» — и у Васнецова. Если взглянем на мощные когти, которыми птица оперлась на ветку.

С Алконостом еще интереснее. Само слово — от греческого ἀλκυών, «зимородок». И в русском сначала имело логичную форму «алкион». И мне лично нравится гипотеза, что искажение возникло при переписывании известного на Руси с XI века «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где попросту слились соседние слова во фразе «алкион есть птица морская»… Ну, а дальше без труда еще немного исказилось.

Алконост у Васнецова ничего не обещает, а только печалится. Не ожидание рая, а рыдание об утраченном.

И эта картина, как и предыдущая, вдохновила Блока. Не удержусь, приведу стихотворение полностью (это 1915 год):

Густых кудрей откинув волны,Закинув голову назад,Бросает Сирин счастья полный,Блаженств нездешних полный взгляд.И, затаив в груди дыханье,Перистый стан лучам открыв,Вдыхает всё благоуханье,Весны неведомой прилив…И нега мощного усильяСлезой туманит блеск очей…Вот, вот, сейчас распустит крыльяИ улетит в снопах лучей!Другая — вся печалью мощнойИстощена, изнурена…Тоской вседневной и всенощнойВся грудь высокая полна…Напев звучит глубоким стоном,В груди рыданье залегло,И над ее ветвистым трономНависло черное крыло…Вдали — багровые зарницы,Небес померкла бирюза…И с окровавленной ресницыКатится тяжкая слеза…

Как же оказалась картина в Третьяковке? Это действительно был дар Елизаветы Федоровны. Только уже в 1908 году, когда она, после убийства мужа, создает Марфо-Мариинскую обитель и отходит от светской жизни. Работы же из семейного собрания безвозмездно передает ряду музеев, в том числе Третьяковской галерее.

Добавим, что именно Виктор Васнецов сделал проект поклонного креста, который был установлен в Кремле на месте гибели Сергея Александровича.

В личном архиве Виктора Васнецова сохранилось письмо Елизаветы Федоровны: «Не нахожу слов, достаточных выразить вам, как глубоко и сердечно благодарна вам за ваши труды по составлению проекта рисунка памятника-креста… Вы поработали для того, кто так искренно вас всегда уважал, ценил и восхищался вашим талантом. Искренне уважающая вас, Елизавета».

Крест был снесен в 1918 году. Что описано в целом ряде мемуаров — обратимся, пожалуй, к Бонч-Бруевичу: «1 мая 1918 г. члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались в 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных Установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся… — Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это уже нехорошо, — и указал на памятник… — Я мигом… принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник… Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, Крупская, Дзержинский, Шиваров, Агранов, Эльберт, Маяковский, сестра Ленина и почти все члены ВЦИК и Совнаркома, сколько хватило веревок, впряглись в веревки. Налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжники. Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Ленин В. И.»

Крест в Кремле относительно недавно восстановили. Судить о том, насколько он соответствует прежнему виду, сложно. Да и собственной фотографии у меня нет — памятник находится в закрытой зоне Кремля. Вот официальное фото из открытых источников.

Возвращаясь к картине «Сирин и Алконост». Она находилась когда-то в экспозиции Третьяковки. Потом на каком-то повороте оказалась в запасниках. И вот вновь перенесена в экспозиционный зал. Где сейчас к ней добавлена «мультимедийная презентация».

А закончим все-таки Высоцким:

Птица Сирин мне радостно скалится,Веселит, зазывает из гнёзд,А напротив тоскует-печалится,Травит душу чудной Алконост.Словно семь заветных струнЗазвенели в свой черёд —То мне птица ГамаюнНадежду подаёт!

diletant.media


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта