На дне морском: 10 фактов о картине «Садко в подводном царстве». Картина садко васнецова


10 фактов о картине «Садко в подводном царстве»

И. Е. Репин. «Садко в подводном царстве». 1876 год. Холст, масло. 322,5 × 230 сантиметров. Русский музей, Санкт-Петербург

1. Приключения Садко всем более-менее известны. Бедный гусляр из Новгорода пошел к Ильмень-озеру и обратился к царю морскому с просьбой помочь. Быстро обогатившись и став купцом, Садко поплыл за моря, но в этот неподходящий момент царь потребовал вознаграждения за свои услуги. Пришлось гусляру опускаться на дно морское и развлекать там подводных придворных и прочих русалок. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа. Тут Садко не ошибся. Его перст указал на девушку, представляющую нашу страну. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу.

2. Садко фигурирует в нескольких былинах со сходным сюжетом. В конце XIX века, когда в нашей стране поднялся интерес к народному творчеству, многие люди искусства заинтересовались этой историей. Кроме картины Репина существует популярная опера Римского-Корсакова. Кстати, вдохновленная, в том числе, и картиной живописца.

3. Сам Репин задумал эту картину в 1873 году во время путешествия по Франции. Туда он отправился, получив золотую медаль Петербургской академии художеств. В этой прекрасной стране он познакомился с модным течением в живописи – импрессионизмом. Он не был в восторге от нового направления. Его он считал интересным с точки зрения техники, но по смыслу - совершенно пустой. По мнению многих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов.

4. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя», - писал Репин в письме к своему другу критику Стасову.

5. Композиция построена по принципу треугольника. Одна вершина в правом нижнем углу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Там – в левом верхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушки-крестьянки в русском национальном костюме. Она оборачивается через плечо, глядя вглубь, и непонятно, на поверхности она или тоже под водой. Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.

6. Все художественные критики отмечали, с каким мастерством прорисована морская вода. Чтобы добиться такого уровня реалистичности, Репин неустанно посещал берлинский аквариум. Это чудо нового времени только-только открылось в Берлине. Художник сидел там часам, делая зарисовки. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии.

7. Кстати, интересно, что прототипом Садко стал другой художник - Виктор Васнецов. Его Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Васнецов, конечно, не стал отказываться. А вот при изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от европейских салонов.

8. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.

9. При этом, как считал сам мастер, картина «не задалась». Более того, сам он признавался, что по его мнению она получилась пошлой и безвкусной. Пожалуй, Репин был к себе слишком самокритичен. Ведь в «Садко» видны элементы не только импрессионизма, но и символизма. Более того влияние этого образа было столь велико, что в последствии многие сценографы, переносившие на сцену оперу Римского-Корсакова, черпали вдохновение именно в образах Репина, воссоздавая его подводный мир.

10. Сохранилось несколько этюдов и эскизов к картине. Один из них, повторяющий композицию картины, выполнен на картоне и хранится сейчас в Третьяковской галерее. Там же можно найти портрет Виктора Васнецова в образе Садко. Другие этюды, в которых художник набрасывал образы, ставшие потом морскими царевнами, хранятся в Тульском художественном музее и (как ни странно) в музее художника Поленова.

www.yamal.kp.ru

Садко (картина Репина) — википедия орг

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1]. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:

«  Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. » 

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:

«  Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. » 

Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

www-wikipediya.ru

Садко. Описание картины Репина

Илья Репин. Садко. 1876. Холст, масло. 322,5 x 230. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

За эту картину в 1876 году художник удостоен звания академика ИАХ. Затем ее заказал великий князь.

Эта картина открывает путь в живопись русской былине. После «Садко» появятся легенды России в холстах Васнецова, Врубеля, Коровина, Рериха, Юона. Энциклопедист национального искусства, зачинатель самых разных направлений, форм, сюжетов, тем, великий революционер русской культуры Репин и здесь скажет свое слово.

В 1896 композитор Римский-Корсаков сочинил оперу «Садко», в разработке декораций и костюмов к которой участвовали такие известные русские художники как Врубель.

Былина Садко.

..............................

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два.

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. 

Источник: http://www.tanais.info/art/repin5more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Садко (картина Репина) Википедия

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1]. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:

« Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. »

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:

« Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. »

Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

ruwikiorg.ru

Садко (картина Репина) - это... Что такое Садко (картина Репина)?

«Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).

История создания

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1].

«Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:
« Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. »

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:

« Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. »

Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

Галерея

  • Садко в подводном царстве. Эскиз к одноимённой картине. Картон, масло. 22,5×17 см. ГТГ, Москва.

  • Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 73,5×64 см. ГТГ, Москва.

  • Женщина с кинжалом. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 81×64,7 см. Тульский областной художественный музей.

  • Голова индийской красавицы. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 54×46 см. Музей-заповедник Поленово.

Примечания

dik.academic.ru

Садко (картина Репина) - это... Что такое Садко (картина Репина)?

«Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).

История создания

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. С 1873 года Репин путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии.

В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов. Он не понял и не принял нового направления в живописи и назвал выставку интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу[1].

«Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. Художник писал критику В. В. Стасову[2]:
« Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя. »

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал[3]:

« Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства. »

Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции[4]. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

Галерея

  • Садко в подводном царстве. Эскиз к одноимённой картине. Картон, масло. 22,5×17 см. ГТГ, Москва.

  • Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 73,5×64 см. ГТГ, Москва.

  • Женщина с кинжалом. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 81×64,7 см. Тульский областной художественный музей.

  • Голова индийской красавицы. Этюд к картине Садко. Холст, масло. 54×46 см. Музей-заповедник Поленово.

Примечания

biograf.academic.ru

10 фактов о картине «Садко в подводном царстве»

И. Е. Репин. «Садко в подводном царстве». 1876 год. Холст, масло. 322,5 × 230 сантиметров. Русский музей, Санкт-Петербург

1. Приключения Садко всем более-менее известны. Бедный гусляр из Новгорода пошел к Ильмень-озеру и обратился к царю морскому с просьбой помочь. Быстро обогатившись и став купцом, Садко поплыл за моря, но в этот неподходящий момент царь потребовал вознаграждения за свои услуги. Пришлось гусляру опускаться на дно морское и развлекать там подводных придворных и прочих русалок. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа. Тут Садко не ошибся. Его перст указал на девушку, представляющую нашу страну. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу.

2. Садко фигурирует в нескольких былинах со сходным сюжетом. В конце XIX века, когда в нашей стране поднялся интерес к народному творчеству, многие люди искусства заинтересовались этой историей. Кроме картины Репина существует популярная опера Римского-Корсакова. Кстати, вдохновленная, в том числе, и картиной живописца.

3. Сам Репин задумал эту картину в 1873 году во время путешествия по Франции. Туда он отправился, получив золотую медаль Петербургской академии художеств. В этой прекрасной стране он познакомился с модным течением в живописи – импрессионизмом. Он не был в восторге от нового направления. Его он считал интересным с точки зрения техники, но по смыслу - совершенно пустой. По мнению многих специалистов, «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов.

4. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя», - писал Репин в письме к своему другу критику Стасову.

5. Композиция построена по принципу треугольника. Одна вершина в правом нижнем углу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Там – в левом верхнем углу – вторая вершина треугольника – фигура девушки-крестьянки в русском национальном костюме. Она оборачивается через плечо, глядя вглубь, и непонятно, на поверхности она или тоже под водой. Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра.

6. Все художественные критики отмечали, с каким мастерством прорисована морская вода. Чтобы добиться такого уровня реалистичности, Репин неустанно посещал берлинский аквариум. Это чудо нового времени только-только открылось в Берлине. Художник сидел там часам, делая зарисовки. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии.

7. Кстати, интересно, что прототипом Садко стал другой художник - Виктор Васнецов. Его Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Васнецов, конечно, не стал отказываться. А вот при изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от европейских салонов.

8. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.

9. При этом, как считал сам мастер, картина «не задалась». Более того, сам он признавался, что по его мнению она получилась пошлой и безвкусной. Пожалуй, Репин был к себе слишком самокритичен. Ведь в «Садко» видны элементы не только импрессионизма, но и символизма. Более того влияние этого образа было столь велико, что в последствии многие сценографы, переносившие на сцену оперу Римского-Корсакова, черпали вдохновение именно в образах Репина, воссоздавая его подводный мир.

10. Сохранилось несколько этюдов и эскизов к картине. Один из них, повторяющий композицию картины, выполнен на картоне и хранится сейчас в Третьяковской галерее. Там же можно найти портрет Виктора Васнецова в образе Садко. Другие этюды, в которых художник набрасывал образы, ставшие потом морскими царевнами, хранятся в Тульском художественном музее и (как ни странно) в музее художника Поленова.

www.vologda.kp.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта