«В гостях у сказки»: сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина. Сказки васнецова картины
Картины Васнецова на сказочные сюжеты. Как познакомить детей с творчеством художника
Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.
Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.
С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.
Встречи с жанром сказок и былин
Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…
Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.
Картина «Аленушка»
Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.
Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.
В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.
Это интересно:
Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:
«Аленушка, сестрица моя.Огни горят горючие,Котлы кипят кипучие,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезати».
А она ему отвечала:«Ах, братец мой Иванушка.Тяжел камень ко дну тянет,Шелкова трава ноги спутала,Люта змея сердце высосала».
Рекомендации для родителей
Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.
Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.
«То ли ветер ветку клонит,Не дубравушка шумит.То мое, мое сердечко стонет,Как осенний лист дрожит».
Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.
- Почему она убежала в лес?
- Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
- Как относится к ней художник?
- По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).
После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.
Картина «Три царевны подземного царства»
Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.
Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.
Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.
Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.
Рекомендации для родителей
- Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
- Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
- Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
- Что охраняет самая младшая царевна?
- Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
- Как относится художник к младшей царевне?
- Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)
Картина «Иван-Царевич и Серый волк»
В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.
Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…
Рекомендации для родителей
- Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
- Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
- Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
- Кто сидит на Сером Волке?
- Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
- Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
- Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
- Почему распустилась яблоня?
- Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
- Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
- Понравилась ли эта картина? Чему она учит?
Картина «Богатыри»
На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.
В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
- «Илья Муромец и Калин-царь»,
- «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
- «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…
Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.
Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.
О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.
Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».
Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.
В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.
Рекомендации для родителей
Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.
Объясните различия былины от сказки.
Задайте ребенку следующие вопросы:
- Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
- Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
- Какими были наши защитники?
- Как звали самого старшего богатыря?
- Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
- Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
- Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
- Какой богатырь понравился больше и почему?
Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».
Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.
Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.
mymelnica.ru
Васнецов: иллюстрации к сказкам, картины
Когда говорят о Викторе Михайловиче Васнецове, в памяти возникает увлекательный мир русских народных сказок и былин: образы мужественных и сильных витязей, тоскующей Аленушки, злого и коварного Кащея Бессмертного, мудрой и доброй Царевны-лягушки.
Васнецов — художник сказок
Васнецов известен, прежде всего, как художник, проиллюстрировавший сюжеты известных русских народных сказок. Но первые произведения художника отображали современную ему народную жизнь. В этих картинах чувствуется глубокое сочувствие страданиям простых люден. «С квартиры на квартиру» — печальный рассказ о судьбах петербургской бедноты. Старик-чиновник и его жалкая старенькая жена бродят по городу в поисках пристанища.
В произведении «Преферанс» Васнецов предстает как враг мещанства и обывательщины.
Большие исторические события современности также находят отражение в начальном периоде творчества художника («Военная телеграмма»).
Всегда творческое воображение Васнецова привлекали народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с жизнью народа, его историей, не оставлял художника на протяжении всей жизни. Он зачитывался «Историей России» Соловьева и народными преданиями, воспевавшими героические дела русских людей.
Картины Васнецова по мотивам сказок
Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли, и огнем сверкает пойманная им Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.
На картине «Сказка о Спящей царевне» все погружено в мертвый сон. Спит золотоволосая красавица царевна, спят девушки-подружки, заскули веселые гусляры и седой старик-сказочник. Но придет прекрасный принц, поцелует царевну — и все оживет. Светлая любовь вернет всех к жизни.
Картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Бой скифов со славянами» полны горячей веры в богатырскую силу, несокрушимость доброго и мужественного русского народа.
Полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» передает смысл «Слова о полку Игореве». Это гимн воинам, павшим в борьбе за свободу и честь земли русской.
…Перед мрачным камнем, поросшим мхом, остановился витязь. На камне зловещая надпись: «Как прямо ехати живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему…»
Но не повернет назад витязь, не свернет с дороги. В его фигуре мужество и сила. Он олицетворяет весь народ. Никакие трудности и преграды не пугают русских.
Всматриваешься в картину «Богатыри» — и видишь, что это уже не три богатыря на заставе, а весь русский народ стоит на защите своей Родины, своей мирной жизни. И не сломить его, не запугать.
Т. Шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, иллюстрации к сказкам Васнецова и описание картин
Похожие статьи:
mamotvet.ru
сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина – Ярмарка Мастеров
Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
www.livemaster.ru
В. Бианки"Хвосты"Серия Для маленькихРисунки Ю, ВаснецоваДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ1939 год, 14 х 11 см16 стр. с иллюстрациями | "Котенька - коток"Русские народные песенкидля маленькихРисунки Ю, ВаснецоваДЕТГИЗ1959 год, 20 х 14,5 см16 стр. с иллюстрациями |
Русская народная сказка"Кот Котофеевич"Рисунки Ю, ВаснецоваДЕТГИЗ1959 год, 27,5 х 22 см20 стр. с иллюстрациями | "Песенки - потешки"Иллюстрации Ю. ВаснецоваДЕТГИЗ1959 год, 27,5 х 21,5 см12 стр. с иллюстрациями |
Народные песенки и потешки"Гусли - самогуды"Иллюстрации Ю. ВаснецоваИздательствоДетская литература12 страниц с иллюстрациями1964 год, 27,5 х 22 см | Русская народная сказка"Сорока - белобока"Иллюстрации Ю. ВаснецоваИздательствоДетская литература12 страниц с иллюстрациями1964 год, 28,5 х 22 см |
Русские народные сказки,песенки и потешки"Ладушки"Иллюстрации Ю, ВаснецоваВ твердом переплетеИздательствоДетская литература80 страниц с иллюстрациями1964 год, 29 х 22 см | В. Бианки "Лис и мышонок"Иллюстрации Ю. ВаснецоваИздательствоДетская литература12 страниц с иллюстрациями1964 год, 27 х 21,5 см |
"Скок - поскок"Русские народные песенкиРисунки Ю. ВаснецоваИздательствоДетская литература12 страниц с иллюстрациями1965 год, 28,5 х 21,5 см | Русская народная сказка"Колобок"Рисунки Ю. ВаснецоваИздательствоДетская литература12 страниц с иллюстрациями1968 год, 27,5 х 21 см |
Русские народные песенки и потешки"Чики-чики-чикалочки"Иллюстрации Ю, ВаснецоваИздательствоДетская литература16 страниц с иллюстрациями1971 год, 27,5 х 21 см | В. Бианки"Лис и мышонок"Серия Для маленькихРисунки Ю, ВаснецоваИзд-во Детская литература1972 год, 13,5 х 10,5 см16 стр. с иллюстрациями |
"Полон двор"Русская народная песняРисунки Ю, ВаснецоваСОЮЗПОЛИГРАФПРОМ1973 год, 22 х 18 см16 стр. с иллюстрация | Русские сказкиИллюстрации Ю. ВаснецоваВ твердом переплетеИзд-во Детская литература1974 год, 29 х 22 см88 стр. с иллюстрациями |
К. Чуковский"Краденое солнце"Рисунки Ю. ВаснецоваПерерисовала Е.ВаснецоваИзд-во Детская литература1975 год, 28 х 21,5 см16 стр. с иллюстрациями | "Собака, кот и курочка"Русская народная песенкаРисунки Ю. ВаснецоваИзд-во Детская литература1977 год, 28 х 21,5 см8 стр. с иллюстрациями |
Русские народные сказки"Мальчик с пальчик"Картинки Ю. и Е. ВаснецовыхВ твердом переплетеИзд-во Детская литература1978 год, 24,5 х 17 см96 стр. с иллюстрациями
|
Русская народная сказка"Лиса и заяц"Иллюстрации Ю, ВаснецоваИздательство ЛенинградХудожник РСФСР16 страниц с иллюстрациями1982 год, 27 х 22 см |
"Шутки - прибаутки"Иллюстрации Ю, ВаснецоваИздательство ЛенинградХудожник РСФСР16 страниц с иллюстрациями1983 год, 28 х 21,5 см | |
Русская народная сказка"Волк и козлята" в обработке А. ТолстогоИллюстрации Ю, ВаснецоваИзд-во Детская литература1984 год, 13,5 х 10,5 см12 стр. с иллюстрациямиСерия Для маленьких | "Гуси-лебеди"Сборник русских народныхсказок, песенок, загадок искороговорок"Рисунки Ю. Васнецова и К. КузнецоваВ твердом переплете1986 год, 26,5 х 20,5 см216 стр. с иллюстрациями |
Детские народные песенки"Пятьдесят поросят" Иллюстрации Ю, ВаснецоваИзд-во Детская литература1987 год, 27,5 х 21,5 см32 стр. с иллюстрациями | Русские народные сказки"Дружба зверей"Иллюстрации Ю, ВаснецоваИздательствоДетская литература16 страниц с иллюстрациями1989 год, 27,5 х 21,5 см |
Народные песенки и потешки "Ерши малыши" Рисунки Ю, ВаснецоваИзд-во Детская литература1991 год, 13,5 х 10,5 см12 стр. с иллюстрациямиСерия Для маленьких | С, Маршак"Кошкин дом"Рисунки Ю. ВаснецоваВ твердом переплетеИзд-во Детская литература1992 год, 28 х 22 см48 стр. с иллюстрациями |
www.book-illustration.ru
«Поэма семи сказок» Виктор Васнецов
В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru
Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.
В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru
Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.
В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru
В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru
Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.
В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru
К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.
В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru
Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».
В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru
Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.
Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru
«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.
В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru
В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: travel.rambler.ru
maxpark.com
Иллюстрации Виктора Васнецова к русским народным сказкам
Приехав на выходные в гости к тестю и теще, я обнаружил заботливо подготовленную стопку детских книг для Дмитрия Сергеевича. Одна из них – “Русские народные сказки” с иллюстрациями Виктора Васнецова. С первого класса привыкший к канонической “Аленушке” или “Ивану Царевичу на сером волке” думал скучно зевнуть,но не тут-то было.
Тут-то было вот это!
Кому понравилась – в большом разрешении, 3401 x 2448
К сожалению весь разворот с этой потрясающей иллюстрацией в сканер не поместился, а посредством гугла, я был удивлен, именно этой картины найти не удалось. Часто встречается (да я и сам ее вспомнил) более известная, распространенная и, как мне кажется, скучная вариация на эту тему. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
UPD: Все же нашел, правда размера маленькогоБой со змеемЧем дальше я листал страницы, тем больше восхищался и наслаждался картинами, столь легкомысленно недооцененными в детстве. Поэтому приглашаю и вас повосхищаться вместе со мной.Иван Царевич на сером волке
Три Богатыря/Богатыри
Ковер самолет
Алёнушка
Витязь на распутьи
Сирин и Алканост. Птица радости и птица печали
Царевна Лягушка
Спящая царевна
Царевна Несмеяна
Кащей Безсмертный/Кащей Бессмертный
Иван Царевич и лебедь
Снегурочка
Встреча Олега со старцем
Еще один – Ковер-самолёт
Ну а закончу я эту подборку вот этими красавицами.
Три царевны подземного царства
This entry was posted in Без рубрики and tagged story. Bookmark the permalink.happybookyear.ru
альбом «Русская сказка в творчестве Ю.А. Васнецова»: vnu4ka
Одной из моих запланированных покупок в Питере был альбом Юрия Алексеевича Васнецова. Книги с иллюстрациями Васнецова я стала собирать систематически после прочтения книги Э. Кузнецова «Медведь летит, хвостом вертит». Прочла – влюбилась – и стала вдруг видеть вокруг сплошного Васнецова :) Этот альбом упоминался в книге, на алибе сразу нашлись даже два экземпляра. Но цена – полторы штуки – немного смущала. Не чтобы это дорого за альбом, но не видя ни разу, за такие деньги покупать было боязно. Но тут мне повезло – в Национальной библиотеке в Иерусалиме такой альбом выдавался в читальном зале. И как только я его взяла в руки – то сразу подумала, что надо брать. Точнее, не брать, а хватать – пока не опередили. Вот он, мой красавец:«Русская сказка в творчестве Ю.А. Васнецова»Издательство «Художник РСФСР», Ленинград Составитель альбома и автор текста В.Н. Петров
Огромного формата, больше, чем обычные альбомы по искусству – где-то 30 на 40 см, в картонной коробке, в суперобложке и в тканевом переплете, с ляссе. Бумага плотная, белая – делался явно на экспорт. В альбоме 113 иллюстраций. В качестве вступления – текст, а точнее - прямо слышится голос самого Юрия Алексеевича:
Я так благодарен Вятке – своей родине, детству – красоту повидал!... Народные праздники, старинные русские обычаи, базары, ярмарки... А девичники, кадриль в деревнях, пляска, частушки, гармонь. Неповторимо красиво! Зимы в Вятке очень снежные, сугробы на улицах, на крышах. Снег возят, да возят на реку в огромных корзинах на лошадях, а обратно, в пустых, мы, ребята — одни головы торчат! На масленице катание! Лошадь за лошадью... квартала два. Все напоказ — ковры, сани с бархатом. Ездят какие красавцы — с усами! Военные! Кучерские шапки вроде цилиндров. Попоны с цветами. Метелочки у лошадей в головах. …А птичек как ловил! Снегирей, синичек, чечеток. Мороз! Ветки заиндевевшие, все кругом заснежено. На дерево залезешь, притаишься... Красавцы такие прилетят снегири! Незабываемая красота! Весной — «свистунья» — ярмарка игрушек. Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гусь, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет. Бабы сидят, продают в ведрах, кадочках пареные груши, чернослив, пряники всякие крашеные — узор розовым плетешком... Дудочки, флейты, рожки, шарманки, играют, свистят, поют — шумит все это... Летом к дедушке в село. На лошадях, как цыгане, всей семьей. Жара такая, солнце печет... полями, лесами глухими... птица, зверек пробежит. Деревни уютные, все в зелени... березы, черемуха, рябина. У дедушки в лужке зайцы бегали! Все так помню, видимо, не просто так смотрел — проникал все, а не просто так... Как сейчас вижу тополя в селе у дяди. Весна — прилетают грачи... много грачей! Сад вспоминаю... ивы спускаются, цветут, запах такой, пчелы жужжат... Вспоминается какой-то камешек, цветочек, кустик... Лошадка вятская, мохнатенькая, черненькая, на снегу зимой... добрая, милая такая лошадка... Конька-горбунка делал — все ее вспоминал! С детства я мазал красками, комнату свою расписал. На всех стенах пейзажи: утро, вечер, деревья, на полатях голубые облака. В баньке нашей — ставни, знакомым печи расписывал — оленя большого, пейзажи с утками, сороками... Очень я сорок любил. Когда пишу, рисую, иллюстрирую книги, — где я только не перебываю! И все еще живу всем, что запомнил и видел в детстве. Но жалею, очень жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было больше смотреть. Надо было смотреть больше…Ю. Васнецов
Сканировать обложку и иллюстрации нереально – они не ложатся на сканер. Так что прошу прощения за немного кривые фотографии разворотов.
Слева – «Гусли-самогуды», цветная автолитография, 1969 г., а справа - знаменитый эстамп «Котик» (1938). Не могу удержаться и не процитировать Э. Кузнецова:
«Это именно "Котик" — уже не совсем котёнок, но всё-таки и не взрослый заматерелый кот. Он сидит за столом, высунув язычок от удовольствия и глядя прямо на нас, как бы делясь с нами полнотой своих чувств. Перед ним тарелка с молочной кашкой, в одной лапе он сжимает ложку, а другой придерживает вазочку с фруктами. Не обошлось и тут без забавных деталей, Правда, их немного, и часть из них человеку непосвящённому не будет понятна. Спинка детского стульчика украшена резными мышками — это смешно и со смыслом. А незамысловатые обои на стене позади — это обои из детской комнаты в доме Васнецовых. И ложка в лапе Котика необычная. Она — не его, на ней инициалы "Л.В." — это значит, что она принадлежит Лизе Васнецовой. Эстамп в первую очередь предназначался ей, а уж потом всем остальным. У кого-то другого этот Котик с его ложкой и высунутым язычком оказался бы слащавым до омерзения. Но у Васнецова в нём выразились полнота жизненного счастья и немного комическая серьёзность: так блестят его живые глазки и топорщатся усы, так важно держит он ложку (как скипетр) и вазочку с фруктами (как державу), так в упор, чистосердечно и истово смотрит он на нас. Скольким ребятам из не очень счастливого предвоенного поколения успел согреть он душу и запомниться навсегда».
Обложка и иллюстрация к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя», 1935. И снова – Э.Кузнецов:
«Дома ждала новая работа, и работа на зависть — "Три медведя" Льва Толстого. Обложку он сделал уверенно и легко: уже научился. Провёл по красивому золотистому цвету волнистую толстую рамку — как провелось, не заботясь о её ровности; всё, что нужно было, написал всё тем же неуклюжим и пухловатым шрифтом, украсив обводкой — где белой, а где и белой и чёрной. Внизу, под словом "медведя", гостеприимно изогнувшимся, как арка ворот, нарисовал всё семейство медведей. Конечно, не реальных, а похожих на тех, которых лепили или резали из дерева народные мастера, и ещё шутливо обряженных. Глава семейства в жилетке и галстуке-бабочкой; в одной лапе держит клюку, в другой — корзину с цветами. Его жена в юбочке и под зонтиком. Сын в штанишках и в жилетке; он держит мухомор и букетик. Этакая весёлая семейная компания, вышедшая на прогулку. Они напоминают мирных городских обывателей, позирующих провинциальному фотографу. А ещё — те фигуры, которые принято было изображать на вывесках портных. Они позируют — с большой серьёзностью и оттого выглядят особенно забавно».
Эти иллюстрации, наверное, знакомы всем – у кого в детстве не было «Ладушек» с рисунками Васнецова? :) Иллюстрации к песенкам-потешкам «Ладушки» и «Кисанька».
Завершает книгу статья В.Н. Петрова «Художник русской сказки», а перед ней – чудесный, в полную страницу портрет Ю.А. Васнецова. После статьи – список иллюстраций. Статья и список дублированы на английский.
Дома у нас достаточно много альбомов по искусству, самых разных, все без исключения – тщательно выбранные, с чудесными иллюстрациями и репродукциями, все – отличного качества. Но этот теперь стал «альбомом номер 1». Так здорово его рассматривать втроем – на больших картинках, превосходно напечатанных, видны все мельчайшие детали и оттенки. К каждой иллюстрации, кстати, приведен маленький фрагмент текста. В общем, подарок, а не альбом. Если кто-то надумает покупать – не сомневайтесь :) Он стоит любых денег и любых усилий, чтобы его разыскать.
vnu4ka.livejournal.com