Виктор Васнецов: краткая биография. Васнецов биография картины


Васнецов Виктор Михайлович — краткая биография и творчество

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

um.mos.ru

биография, семья, творчество :: SYL.ru

Художник Васнецов Виктор Михайлович по-своему близок каждому культурному человеку, ведь все мы родом из детства, а счастливое начало жизни невозможно без сказки.

Волшебные образы, созданные знаменитым русским художником, окружают нас постоянно. Кто не знаком с картинами Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван Царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства»?! Они приглядывают за нами со страниц учебников, томов сказок и даже иногда с конфетных оберток.

Виктор Васнецов

Васнецов проявил себя не только как мастер бытовой и жанровой живописи. Художник занимался росписью православных святынь, создавал иллюстрации к книгам и эскизы архитектурных сооружений. В этой статье речь пойдет о биографии Виктора Васнецова и его творческом наследии.

Начало пути

Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был священником, и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. На развитие прекрасного художественного вкуса повлияла суровая, но живописная природа края, где мальчик рос. Люди здесь свято чтили древние поверья, поэтому былины и сказания в голове у маленького Виктора казались реальностью. Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве, изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы.

"Царевна-лягушка"

Вятское духовное училище и семинария

Как ребенка из семьи священников учиться Васнецова отправили в соответствующие учебные заведения, что было весьма неплохо. Дети священнослужителей получали там образование бесплатно, а преподавали там отлично. В Вятской семинарии кроме богословия студенты изучали древнерусскую литературу, хронографы, летописные своды.

Большую часть свободного от учения времени Васнецов уделял любимому занятию. Уже в семинарии его успехи не остались незамеченными. Парня пригласили помогать в росписи Вятского кафедрального собора. Васнецову также нравилось рисовать иллюстрации к русским народным пословицам и поговоркам. Естественно, художник занимался и станковой живописью.

В духовной семинарии Виктору Михайловичу повезло встретить Эльвиро Андриолли — ссыльного поляка и талантливейшего мастера живописи. Именно он, увидев полотна юного Васнецова, сказал, что у него большое будущее и что он должен развивать свой талант дальше.

С его легкой руки был организован аукцион, на котором за приличные деньги были проданы картины Виктора Михайловича Васнецова «Молочница» и «Жница». На вырученные средства он поехал в Питер покорять Императорскую академию художеств. С этим периодом в его жизни связана показательная история, которая характеризует художника Васнецова как очень скромного человека.

Талантливый и застенчивый

Сыну священника с раннего детства привили мысль о том, что скромность — главная добродетель. Когда мальчик вырос, то она переросла в неуверенность в себе. Скромный парень, успешно сдав экзамены в Императорскую академию художеств, не пришел узнать результаты. Он просто и помыслить не мог, что с первого раза будет туда зачислен! О своем успехе он узнал спустя год, когда отправился снова подавать документы. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что он давно числится среди студентов.

"Ковер-самолет"

Впрочем, этот год он не терял времени даром, а отучился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Ему повезло сидеть в одной аудитории с Ильей Репиным, а преподавал им Иван Николаевич Крамской. Он заразил молодого художника любовью к портретам. Этот жанр живописи впоследствии станет для художника Васнецова чем-то особенным — отдушиной. Ни одного портрета Виктор Михайлович не написал под заказ. Все они были созданы по наитию души, а изображены на них только самые близкие: родные и дети друзей.

Одна любовь на всю жизнь

К легкому сожалению, но к огромному счастью, академию талантливый парень так и не окончил. Весной 1871 года он начал сильно болеть простудными заболеваниями. Сказывались непривычные Питерские туманы и огромные нагрузки. Он решил поправить здоровье в родном доме. Планировал приступить к дальнейшей учебе по осени, но не сложилось. В Витебском музее он познакомился с Сашенькой Рязанцевой, от которой и не смог уехать.

Позже, в 1876 году, по возвращении из Парижа, он сделал любимой предложение, они повенчались, родили пятерых детей. Далее поговорим о том, как художник попал за границу.

Передвижничество и поездка в Париж

В конце XIX века благодаря бунтарскому духу молодых талантливых художников родилось товарищество передвижных художественных выставок. Началось все с того, что 14 выпускников отправили в Совет академии письмо с просьбой изменить правила поступления. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Ребята получили отказ, но не сдались. Так возникло новое течение передвижников. Молодые художники считали, что искусство должно не возвышаться над народом, а иллюстрировать его жизнь.

В товарищество входил весь цвет талантливейших живописцев того времени:

  • Крамской;
  • Репин;
  • Саврасов,
  • Суриков;
  • Шишкин;
  • Перов;
  • Серов;
  • Поленов;
  • Мясоедов.

Виктор Михайлович, впервые попав на выставку передвижников, сразу решил, что ему с ними по пути. Он создал для этого несколько полотен. Самые знаменитые среди них:

  • «С квартиры на квартиру»;
  • «Нищие певцы»;
  • «Книжная лавка».

Вскоре на творчество Виктора Васнецова обратил внимание коллекционер Третьяков.

Полотно "С квартиры на квартиру"

С передвижниками Васнецов попадает в Париж, где живет у Крамского. Здесь он продолжает изображать на полотнах бытность французских бедняков. Выдающиеся картины того периода: «Чаепитие в трактире», «Акробаты».

Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. С Парижем отношения у художника не сложились. Его пафос не прельщал художника. Он скучал по России, и им овладела мысль создания национального стиля. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы.

Полотно "Богатыри"

Дети Виктора Васнецова

У Виктора Михайловича была большая семья. В ней росло пятеро детей: Михаил, Татьяна, Борис, Алексей, Владимир. Семья была очень дружной, но отцу было нелегко достойно ее содержать. Помогали меценаты: Третьяков и Савва Мамонтов. Они старались купить его полотна сразу с выставки, иногда опережая в этом царскую семью.

Роспись Владимирского собора

Главной работой в своей биографии Виктор Васнецов считал роспись Владимирского собора. Это предложение он получил от Адриана Прахова в 1885 году. Контракт был заключен на три года, но в итоге работа растянулась на 11 лет. Перед тем как приступить к росписи, Васнецов изучал фрески в Италии. По окончании к живописцу пришла настоящая слава. О нем заговорили по всему миру.

Михаил — прототип младенца на руках Богородицы

Когда Виктор Михайлович получил заказ на роспись Владимирского собора, то потерял покой на несколько дней. Он никак не мог оформить в голове образ Богоматери с младенцем. В солнечный весенний день жена вынесла во двор Михаила — совсем крошечного тогда. Он заворожено смотрел на пролетавшие по небу облака и вскинул от радости к ним руки. Так и запечатлел художник детскую непосредственность и искреннюю радость на настенной росписи.

Потомок Васнецова сегодня

В Киеве проживает единственный потомок рода Васнецовых — Михаил Викторович. Прадед может гордиться своим внуком, ведь он — профессор и доктор физико-математических наук. Внешне ученый очень похож на своего знаменитого родственника. К сожалению, кроме рассказов родных и собственных детских воспоминаний, у Михаила Викторовича почти ничего не осталось. В доме у потомка о знаменитом прадеде говорит только маленькая авторская литография.

www.syl.ru

Краткая биография Васнецова Виктора для детей, жизнь художника

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы.

Детство и юность

Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н.Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербуржскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И.Н. Крамского.

Начало творческого пути

Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.

Особенности творчества

С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».

На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».

Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И.Е.Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.

Смерть. Памяти художника

Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Апполинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете историю жизни великого художника?

Новая функция! Средняя оценка, которую получили учащиеся в школе за эту биографию. Показать оценку

Спасибо за лайк. Средняя оценка: 4.75 балла. Всего получено оценок: 4.

obrazovaka.ru

Русская живопись. Художник Васнецов Виктор Михайлович. Биография. Картины

Васнецов Виктор Михайлович

Художник-передвижник. Учился в духовной семинарии, Академии художеств. На начальном этапе творчества отметился как автор нескольких жанровых картин. Начиная с 1880-х писал монументальные полотна на темы русского эпоса и народных сказок, наполняя их мыслями и чувствами, живущими в народном творчестве. Известен также как портретист, автор архитектурных проектов в «русском стиле». Просмотреть картины Васнецова

Биография и творческая деятельность

Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. В семье Васнецовых было шестеро сыновей, из которых Виктор был вторым. Детство Виктора Михайловича прошло в селе Рябово, той же Вятской губернии. Отец будущего художника, Михаил Васильевич Васнецов был священником, разносторонне образованным человеком, детям также старался дать разностороннее образование. В семье читали научные журналы, рисовали. С детства мальчик увлекся рисованием.

В 1858 году Васнецов, следуя по стопам отца, едет в Вятку, где сначала поступает в духовное училище, а затем и в духовную семинарию. В семинарии будущий художник увлекся изучением летописных сводов, древнерусской литературы, русской старины. Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью: он много рисовал с натуры, копировал музейные оригиналы, иногда писал картины масляными красками. Через несколько лет его успехи в живописи стали настолько очевидны, что он был приглашен польским художником Э. Андриоллив помощником для декорирования вятского кафедрального собора. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Однако эти рисунки были опубликованы только в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».

В августе 1867 года Васнецов уезжает в Петербург поступать в Академию художеств. Молодой человек успешно сдал экзамены, однако в силу своей застенчивости не узнал, что был принят. Поэтому зиму 1867-1868 годов Васнецов занимался в школе при Обществе поощрения художеств, где одним из преподавателей у него был И.Н. Крамской. В следующем учебном году Васнецов наконец начинает учебу в Академии художеств. Здесь Васнецов знакомится с будущими передвижниками Репиным, А. Куинджи, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым.

Проучившись в Академии немногим более года, Васнецов удостаивается двух Малых серебряных медалей за картину «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры. Через два года художник получает большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».

Однако вскоре Васнецов потерял интерес к учебе в Академии. Причиной тому стала тяга художника к писанию картин на темы из русских былин и сказок. Вообще этот период в жизни художника выдался очень тяжелым. Умирает его отец, к Виктору из Вятки приезжает брат Аполлинарий. Чтобы обеспечить себя и своего брата и себя, Васнецов много работает. Художник выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпяпского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова, к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица».

В 1874 году за картины «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. В этот же год художник экспонирует свою картину «Чаепитие в трактире» на Третьей выставке Товарищества передвижников. Вообще все картины этого периода творчества художника носят жанровый характер. Среди наиболее известных «Нищие певцы», «Книжная лавка», «С квартиры на квартиру».

В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке, и «Акробаты». В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Художник хотел подарить этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после окончания работы над большим полотном.

После возвращения в Россию, Васнецовым овладело стремление посвятить свое творчество сказочно-былинным сюжетам. Однако художник все еще продолжал писать жанровые произведения. Одним из последних таких произведений стала картина «Преферанс», написанная в 1879 году.

В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Картина была экспонирована на VIII Выставке Товарищества передвижников и приобретена Третьяковым. В этом же году живописец работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Эти картины были приобретены известным в России промышленником и меценатом Мамонтовым и его братом. Сами произведения выставлялись на VIII и IX выставках Товарищества передвижников в 1880 и 1881 годах.

Также Васнецов проявил себя как художник-портретист. Живописец писал только лишь близких или интересных ему людей. Среди портретных работ художника следует отметить картины «В костюме скомороха» (1882), портрет Н. Мамонтовой (1883), Т. Мамонтовой (1884), Б. Васнецова, сына художника (1889), Е. Праховой (1894), В. Мамонтовой (1896), Т. Васнецовой, дочери художника (1897).

В 1881 г. Васнецов пишет знаменитую картину «Аленушка». Художник продолжает посвящать свое творчество эпическим темам: в 1881-82 годах создаются полотна «Битва славян с кочевниками» (1881), «Витязь на распутье» (1882).

В 1885 году Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник работал над росписью Собора более десяти лет. За это время он выполнил около 400 эскизов, при участии своих помощников расписал свыше 2000 кв. м стен. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. При подготовке к росписи, Васнецов проделал огромную работу: художник ознакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Работая в соборе, Васнецов постоянно проверял, соответствуют ли его росписи церковным каноном. После окончания росписи киевского Владимирского собора художник получил заказы на оформление храмов в Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Петербурге, Варшаве.

Около двадцати лет Васнецов работал над монументальным полотном «Богатыри» (1881-98). Эту картину приобрел П. Третьяков для своей галереи. Это было одно из последних приобретений Третьякова. Также следует отметить картину «Иван-Царевич на сером волке», которая была экспонирована в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге.

В марте-апреле 1899 года в Академии художеств в Петербурге прошла персональная выставка Васнецова, на которой художник представил тридцать восемь своих полотен. Центральное место в экспозиции заняла картина «Богатыри», вершина былинно-сказочного творчества Васнецова.

Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года. В Москве, в доме, где жил художник, открыт музей Васнецова.

Картины Васнецова  

mail.art19.info

Виктор Васнецов (15 мая 1848 — 23 июля 1926). Некролог и биография

Годы жизни Виктора Васнецова:

родился 15 мая 1848, умер 23 июля 1926

Эпитафия

Кистью своей оживляя былины,Сказы, легенды, преданья старинны,Ты себя обессмертил и в вечность ушел,Там ты покой и смиренье нашел.

Vasnetsov1

Биография

Великий русский живописец Виктор Васнецов с детства был наделен художественным талантом. В зрелом возрасте он утверждался в жанре бытописательства, что прекрасно соответствовало настроениям русских художников-передвижников. Но в историю Васнецов вошел главным образом как основатель принципиально нового направления — былинно-исторического. Черпая вдохновение из бездонных колодцев родного фольклора, живописец воспроизводил на своих полотнах сказочные мотивы из русских легенд и преданий. Так в творческом наследии России появились знаменитые «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» и другие популярные сюжеты. Монументальные росписи Васнецова по сей день можно встретить на сводах Владимирского собора в Киеве, храма-памятника Александра Невского в Софии, храме Воскресения в Санкт-Петербурге. При жизни Виктор Васнецов слыл прекрасным иллюстратором и декоратором, умел проектировать дома, принимал участие в создании театральных костюмов. Словом, Васнецова интересовали различные творческие начинания, что лишь в очередной раз подтверждает искренность его призвания, истинность пути.

Фото Виктора Васнецова авторства Роберта Йохансона (1921 г.)

Фото Виктора Васнецова авторства Роберта Йохансона (1921 г.)

Виктор Васнецов родился в семье приходского священника в селе Лопьял Вятской губернии. По тем временам дети священников могли получать бесплатное образование в духовных семинариях, так что судьба мальчика, казалось бы, была предопределена. Но тяга к искусству преследовала Виктора Михайловича с детства, да и талант его был вполне очевиден, так что с позволения отца на двадцатом году жизни Васнецов отправился в Петербург для поступления в Академию художеств. Уже после года учебы молодой живописец стал принимать участие в экспозициях Академии, а после и в выставках передвижников. В раннем творчестве Васнецова преобладали бытовые сюжеты, и слава о нем, как о новоиспеченном жанровом художнике, быстро разнеслась по всей округе.

Когда же в творчестве Васнецова случился перелом — скачок с бытовых сюжетов на сказочные — прежние его ценители скорее покривились, чем обрадовались. Новаторство в искусстве — это всегда риск, но Васнецов руководствовался исключительным внутренним чутьем, увековечивая на холстах фантастические грезы своего сознания. И художник не ошибся. Его работы создали целый пласт подлинной национальной живописи, воспевающей красоту народного фольклора и величие русской истории.

Символическое изображение витязя на распутье украшает нагробный памятник Васнецова

Символическое изображение витязя на распутье украшает нагробный памятник Васнецова

Великий живописец умер в Москве в своей мастерской, работая над портретом Нестора. Смерть Васнецова пришлась на 23 июля 1926 г., когда художнику шел семьдесят девятый год. Похороны Васнецова состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое оказалось ближайшим к его дому. Однако после упразднения кладбища в 30-х гг. прах живописца перезахоронили на Введенском кладбище. На могиле Васнецова установлен каменный памятник с выгравированным изображением поникшего витязя на распутье.Могила Васнецова (первая слева) на Введенском кладбище, Москва

Могила Васнецова (первая слева) на Введенском кладбище, Москва

Линия жизни

15 мая 1848 г. Дата рождения Виктора Михайловича Васнецова.1858 г. Поступление в духовное училище, а затем в Витебскую семинарию.1867 г. Поступление в петербургскую Рисовальную школу.1868 г. Поступление в петербургскую Академию художеств.1869 г. Начало экспозиционной деятельности.1893 г. Присуждение звания действительного члена Академии художеств.1905 г. Участие в финансировании и оформлении монархических изданий, в т. ч. «Книги русской скорби».1915 г. Участие в учреждении Общества возрождения художественной Руси.23 июля 1926 г. Дата смерти Виктора Васнецова.

Памятные места

1. Село Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), где родился Виктор Васнецов.2. Академия художеств в Петербурге, где учился выдающийся живописец.3. Лазаревское кладбище в Москве (ныне не действующее), где был похоронен Васнецов.4. Введенское кладбище, где перезахоронен прах художника.5. Владимирский собор в Киеве, где содержатся работы Васнецова.6. Храм Спаса на Крови в Петербурге, где содержатся работы Васнецова.7. Храм-памятник Александра Невского, в оформлении которого принимал участие Виктор Васнецов.8. Дом-музей Васнецова в Москве.9. Государственный Русский музей в Петербурге, где хранятся полотна Виктора Васнецова.10. Памятник Васнецову в Кирове.

Эпизоды жизни

Когда молодой Васнецов задумал поездку в Петербург, средств на дорогу у него не оказалось. Художник пытался достать нужную сумму, подрабатывая иллюстратором в одном проекте, но книга так и не вышла в печать, а деньги, соответственно, выплачены не были. Позже друзья Васнецова организовали выставку его картин в Вятках, две из которых тут же были куплены. С тем юный живописец и отправился в Петербург, имея за душой не более десяти рублей.

Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Так, в начале 1900-х гг. по рисункам художника был выполнен фасад Третьяковской галереи, а также ряда частных домов. В Абрамцеве по проектам живописца была возведена небольшая церквушка и сказочная изба на курьих ножках. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. По инициативе искусствоведа все декорации пьесы были перенесены на профессиональную сцену оперы мецената Мамонтова.

Завет

«Я всегда только Русью и жил…»

Сюжет о Викторе Васнецове из цикла передач «Тайники Русского музея»

Соболезнования

«Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».Максим Горький, писатель

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест… И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».Владимир Стасов, художественный критик

Ссылки

Биография Виктора Васнецова в «Википедии»Сайт, посвященный жизни и творчеству ВаснецоваСайт дома-музея ВаснецоваКартины Васнецова на Gallart.by

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Русская слава » Художник Васнецов. Биография

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет

Виктор Васнецов является великим русским жудожником и архитектором, а также мастером живописи на фольклорные мотивы.

Виктор Михайлович Васнецов был рожден 15 мая 1848 года в маленьком селе Лопьял. Он происходил из большой семьи деревенского священника. Затем вся семья переезжает в село Рябово, где и проходит детство будущего художника. Рисовать мальчик начал очень рано, однако в семье существовала традиция: сыновья должны унаследовать профессию отца, и Виктора Васнецова в 1858 году родители отдают в духовное училище, а вскоре переводят в духовную семинарию в Вятской губернии. Вятская губерния имела много местных художников. Здесь мастера занимались вышивкой, резьбой по дереву на дугах и вальках, деревенских избах, разрисовывали ложки и мебель, расписывали глиняные игрушки. Это оказало огромное влияние на развитие таланта будущего художника, а также формирование его мировоззрения. В Вятке проявилось его страстное увлечение искусством и народным эпосом. Находя в семинарии несколько свободных минут, Васнецов с удовольствием рисовал, и это вскоре стало его отдыхом и радостью, а также целью жизни. Виктор не стал, как хотел его отец, священником. Он не закончил последний курс обучения в семинарии, а уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Он ставит на лотерею две свои картины – «Жница» и «Молочница» (1867) – и на полученные деньги уезжает в Петербург, где сначала занимается в школе Общества поощрения художеств, затем поступает в Академию художеств. Чтобы заработать деньги на проживание, Васнецов начинает давать частные уроки, иллюстрируя разнообразные издания. В Академии Васнецов подружился с такими художниками, как Репин, Антокольский, Крамский. Прекрасный преподаватель П. П. Чистяков, сразу увидел талант молодого человека и решил работать с ним, он ободрял Васнецова при неудачах и радовался его победам. С 1868 года по 1875 год Виктор Васнецов учился в Академии. Его первыми картинами были – «Чаепитие», «Нищие», «Старуха кормит кур»,»Рабочий с тачкой», «Дети разоряют гнезда» – их показали на выставке в 1872-1874 годах Общество поощрения художеств. В 1876 году Виктор Васнецов по совету своих друзей уезжает за границу. Он останавливается возле Парижа, здесь он много работает. Как правило, он рисует жизнь рабочих, крестьян. В 1878 году Васнецов возвращается на родину. В 1880 г. в Третьяковской галерее была выставлена его первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». В 1881 году в городе Абрамцево Васнецов создает свое лучшее произведение  »Аленушка» по сюжету русской сказки. В 1885 году Виктора Васнецова приглашают в Киев для работы над созданием декоративных работ для Владимирского собора. Стены собора художник решил покрыть орнаментальными украшениями с фантастическими цветами и невиданными животными.

Иван царевич на сером волке

"Иван- царевич на Сером волке"

В 1889 году Виктор Васнецов создает картину «Иван-царевич на Сером волке». В 1891 году Васнецов возвращается в Москву, поселяется возле Абрамцева. Здесь он строит свою мастерскую.

Богатыри

"Богатыри"

В 1898 году была организована его первая личная выставка, и он презентовал картину, которую рисовал двадцать лет – «Богатыри».

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Эта картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву.

«Не знаю отчего, -рассказывал он, – но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного, слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc».

Царь у Васнецова – умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно.Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе.

Похожие статьи:

  1. В. Васнецов. Исторические картины

www.russlawa.info

Виктор Васнецов: краткая биография

01.Виктор Васнецов: краткая биография

Виктор Васнецов (1848-1926) живописец, рисовальщик и график сыграл большую роль в развитии русского искусства.

Виктор Васнецов: биография

02.Виктор Васнецов: краткая биография

Виктор Васнецов

Талант художника у Виктора Михайловича Васнецова стал проявляться еще с малых лет, но из-за тяжелого финансового положения семьи, был вынужден поступить на учебу в духовное училище.

Сын деревенского священника, Виктор Васнецов готовился было тоже стать служителем церкви, но любовь к искусству привела его в Санкт-Петербург. Так и не закончив обучение в духовной семинарии, 19-летний Васнецов отправился поступать в Академию художеств.

Экзамен по рисованию в Академии художеств был пройден Виктором Михайловичем на отлично. Его сразу же зачислили в Академию, где он познакомился со своим наставником — Иваном Николаевичем Крамским.

Там же, в Академии Виктор Васнецов подружился с Репиным.

В 1876 году Виктор Васнецов едет в Париж, прервав обучение в Академии художеств Санкт-Петербурга. Во Франции Васнецов живет больше года. В то же время во Франции находился и Репин, с которым они поддерживали приятельские отношения.

Приехав в Россию, Виктор Васнецов становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Художник живет в Москве, где обретает новых хороших знакомых – Павла Третьякова и Савву Мамонтова. Именно в Москве по-настоящему раскрылся талант Васнецова как художника. Ему очень нравилась Москва, можно даже сказать, что художник был покорен этим городом. Виктор Васнецов ощущал себя легко и свободно в Москве.

В 1885 году и по 1896 год художник работает над оформлением Владимирского собора в Киеве. В росписи Владимирского собора ему помогает Михаил Нестеров. После почти 11 летней работы над собором Васнецов получает известность как великий русский иконописец.

03.Виктор Васнецов: краткая биография

 

Пиком популярности Виктора Михайловича Васнецова можно назвать 1899 год. Именно в 1899 году проходит персональная выставка картин художника, где он представил знаменитую картину «Богатыри». Кстати, привычное всем нам название «Три богатыря» является неверным. Почти 20 лет Виктор Васнецов писал эту картину.

После революции жизнь Васнецова изменилась, как и название страны, в которой он жил. Произошедшие перемены художник не принимал и был противником революции. Все творчество Васнецова в этот непростой период времени беспощадно уничтожалось, но художник продолжал рисовать, несмотря ни на что.

Умер Виктор Васнецов, так и не закончив портрет своего товарища Михаила Нестерова.

Читайте о других известных художниках: Винсент Ван Гог и Иван Айвазовский

Виктор Васнецов: картины

risovat-legko.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта