Васнецов Виктор Михайлович. Картина васнецова пир
Русская сказка живописи Аполлинария Васнецова
Знаменитый оперный певец Ф. Шаляпин написал о них замечательные слова: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такие именно были братья Васнецовы... Сухая сила древней закваски жила в обоих Васнецовых». Аполлинарий вошёл в художественную жизнь России несколько позже Виктора, но вырос в самостоятельного крупного художника, стал автором многих значительных и интересных произведений.
Аполлинарий Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлёкся рисованием. Когда мальчику исполнилось 10 лет, умерла его мать, а ещё через 4 года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Для их отца этот выбор учебного заведения был единственной возможностью дать детям образование – детей священников туда принимали бесплатно. Но учёба была строгая, формальная и безрадостная.
Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку).
С. Малютин. Портрет Аполлинария Васнецова, 1914 (Третьяковская галерея, Москва) |
Сын А. Васнецова в своей книге «Страницы прошлого» пишет: «Об Андриолли отец всю жизнь вспоминал с любовью и благодарностью не только за его уроки рисования, но и за стремление к честности, свободе и справедливости, которые заложил в нём ещё в ранней юности этот прекрасный человек».
Но всё-таки главную роль в художественном развитии Аполлинария сыграл родной брат Виктор. «Я и художником-то стал только потому, что в детстве видел его рисунки и работы»,– утверждал он впоследствии.
В Петербурге
После окончания в 1872 году духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Виктор надеялся, что Аполлинарий сможет получить там профессиональное художественное образование. Но, к сожалению, это не случилось: не имея диплома о среднем образовании, А. Васнецов не смог поступить в Академию художеств. Тем не менее три года, проведённые им в Петербурге рядом с братом Виктором, дали ему огромный жизненный и художественный опыт.
Это было замечательное время – начало настоящего расцвета русского искусства. Уже было организовано независимое объединение художников – Товарищество передвижных художественных выставок («Передвижники»), устраивались многочисленные выставки, которые вызывали большой интерес публики. Художники встречались, вели бурные дискуссии, проводили домашние вечера. Благодаря Виктору, Аполлинарий имел возможность присутствовать на многих интересных мероприятиях. Он посещал выставки, видел произведения знаменитых художников, часто бывал в их мастерских. Он наблюдал, как И. Репин пишет замечательную монументальную картину «Бурлаки на Волге», как скульптор М. Антокольский лепит голову Петра I для памятника в Кронштадтском порту.
Этот опыт также помог понять, как много недостаёт ему самому, чтобы соответствовать этому уровню, и дело было не только в нехватке художественного опыта и мастерства, но и в недостатке общих знаний. Аполлинарий принял решение заниматься самообразованием. С большим увлечениеми настойчивостью он начал изучать историю, русский язык, физику, математику и географию. Земляки-студенты, друзья Виктора активно помогали ему в этом. Пригодились ему и личные качества, которые были воспитаны ещё отцом: терпение, усидчивость, умение самостоятельно работать.
Другие собрания проходили у самих художников: И. Крамской приглашал на «четверги» в свою «Артель художников». Беседы эти волновали мысли и чувства участников, заставляли думать, по-своему обогащали каждого. На таких встречах художники общались, работали, учились друг у друга.
Любили художники и «субботы» у Н. Ярошенко, любили и самого гостеприимного хозяина, «тонкого, чуткого, всепонимающего, проницательного». Часто собирались на квартире у И. Репина в его огромной мастерской. Там рисовали натурщиков, которыми часто были сами художники. А иногда проходили костюмированные вечера, на которых веселились и плясали.В этот мир погрузился А. Васнецов. «От всего этого часто кружилась моя голова, трепетало сердце, как от густого, насыщенного кислородом, воздуха хвойных лесов моей родины», – вспоминал позднее художник.
Для Аполлинария это было время поисков и колебаний. Устремления молодого человека были разнообразными: его привлекали и изобразительное искусство, и литература, и геология, и астрономия, и преподавание. Тогда победило последнее.
Учительство в Вятке
В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его.
Эта работа не принесла ни реальных результатов, ни удовлетворения, а главное – подорвала моральные и физические силы молодого человека. Он был вынужден писать брату Виктору в Москву. В письме Аполлинарий просил помощи и выразил желание вновь вернуться к искусству. Ответ Виктора был очень краток – он выслал по почте железнодорожный билет до Москвы и пару новых сапог. Именно 1878 г., год своего приезда в Москву (Аполлинарию было в то время 22 года), он впоследствии считал началом своей художественной биографии.
Путь к вершинам (Москва)
Братья Васнецовы поселились недалеко от центра города, около Остоженки, на Кокоревском подворье, выходившим в сторону Кремля. Приехав в Москву, Аполлинарий некоторое время осматривался, помогал брату в бытовых вопросах, много гулял, изучая город. Постепенно у него начал пробуждаться интерес к московской архитектуре. Любимой его прогулкой было «кружение вокруг Кремля».
Но, помимо бытовых и творческих задач, много сил и времени отнимали поиски заработка. Материальное положение братьев было по-прежнему очень затруднительно. Как и многие художники той поры, Аполлинарий начал активно сотрудничать с издательствами: он делал иллюстрации в «Газете А. Гацука», в журналах «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение». В художественном отношении такая работа была ему не интересна, он осознавал недостаточность своего мастерства в рисунке и воспринимал эти задачи как «тяжёлый камень» на сердце.
А. Васнецов «Вид усадьбы. Ахтырка», нач.1880-х (Частное собрание, Москва) |
Савва Иванович Мамонтов был человек не только состоятельный, но и яркий, творческий, хорошо разбирался в искусстве. Он не собирал, подобно П. Третьякову, художественной коллекции, а тратил большие средства на реализацию различных художественных проектов, привлекал к себе талантливых художников, активно помогал им.
А. Васнецов «Ахтырка»,1880 (Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва) |
Дом С. Мамонтова на Садовой в Москве и его подмосковная усадьба Абрамцево заняли важное место в истории развития русского искусства рубежа XIX–XX вв. Они стали настоящим творческим центром, местом, которое способствовало появлению многих выдающихся произведений русского искусства этого периода. «Абрамцевская среда художников, около которой я рос и развивался, блистала звёздами первой величины»,–вспоминал А. Васнецов.
В 1882 г. братья Васнецовы на лето сняли дачу в местечке Ахтырка, недалеко от Абрамцева, где проводили лето Мамонтовы. Каждый вечер они встречались за чайным столом и с самими гостеприимными хозяевами, и с их многочисленными гостями – В. Поленовым, М. Антокольским, И. Репиным и художественной молодёжью. Все вместе принимали участие в домашних спектаклях и весёлых костюмированных представлениях. Ежедневно художники выходили на природу на этюды.
Впоследствии Васнецовы жили и работали летом непосредственно в Абрамцеве, для художников была построена специальная мастерская «Яшкин дом».
Появляются картины, отражающие неповторимый почерк художника: «Ахтырка» (1880), «Вид усадьбы. Ахтырка» (нач.1880-х), «Берег залива. Териоки» (1881), «Серенький день» (1883), «Абрамцевские дали» (1880-е гг.) и др. Постепенно мастерство А. Васнецова возрастало, и он начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
А. Васнецов «Серенький денёк» («Серенький день»), 1883 (Третьяковская галерея, Москва) |
В 1883 г. П. Третьяков приобрёл первую картину А. Васнецова в свою коллекцию – «Серенький день». Это был незатейливый пейзаж, изображавший косогор и уходящую по нему вверх тропинку. Но представлен он был живописно, мягко и поэтично. Покупка П. Третьякова ознаменовала как бы официальное признание таланта и мастерства художника.
А. Васнецов «Родина», 1886 |
Постепенно в его работах всё яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах.
А. Васнецов «Сумерки», 1889 (Киевский музей русского искусства) |
В 1889 году была закончена картина «Сумерки». Аполлинарий Васнецов считал её лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И. Терещенко, который приобрёл это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки считаю всё-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
...Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят вдаль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них – старый могучий дуб – мощно возвышается на среднем плане, чётко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но ещё светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане ещё светло.
Путешествия: Киев, Урал, Крым, Кавказ, Европа
Как человек А. Васнецов был скромный, даже застенчивый, но впечатлительный и любознательный. Он не любил сидеть на одном месте, много путешествовал. Он побывал на Украине (летние поездки к Виктору Васнецову в Киев в 1885-1892), в Крыму (1885-1886 гг., 1924), на Кавказе (1895) и в Европе (Франция, Италия, Германия, Швейцария в 1898-1899 гг. и 1912). Каждая поездка обогащала его как художника. Из них он всегда привозил большое количество этюдов и новых картин.
В 1885 году Аполлинарий отправился в Киев, где Виктор в то время выполнял росписи стен Владимирского собора. Этот город так понравился художнику, что он ещё не раз приезжал, стараясь задержаться там подольше. Особенно его привлекала красота украинской природы: высокие пирамидальные тополя, разливы Днепра, живописные заднепровские дали.
Во время этих поездок художник выполнил множество рисунков, набросков. Наиболее известны этюды «Луг. Бровары» (1885, Московский университет), «На берегу Днепра» (ок. 1885, Третьяковская галерея, Москва), «Дома, освещённые солнцем» (собрание В. Васнецова, Москва).
Южная природа произвела на Васнецова сильное впечатление, которое он выразил с работах «Тополь (Тополь над Днепром)» (1887, музей-усадьба В.Д. Поленова), «Днепр перед бурей» (1888, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск), «Весенняя тишь» (1890, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск). За «Тополь» он был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок, а за «Весеннюю тишь» получил первую премию Московского общества любителей художеств.
А. Васнецов «Днепр перед бурей»,1888 (Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) |
В 1889 году А. Васнецов впервые посетил Крым, Магарач, где прожил 5 месяцев. Он совершал долгие прогулки по побережью и гористой местности, не расставаясь с альбомом и карандашом и постоянно выполняя зарисовки наиболее живописных мест.
А. Васнецов «Утро у Байдарских ворот» (1890, Краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь) |
Известно, что он бывал у Байдарских ворот, на Чатырдаге, Аюдаге, дважды поднимался на Ай-Петри. Он выполнил множество этюдов, однако создал по ним всего 3 картины: «Ифигения в Тавриде» (1889–1890, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва), «Утро у Байдарских ворот» (1890, Краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь) и «Элегия» (1893, собрание В.А. Васнецова, Москва), которую художник в 1900 году послал на Всемирную выставку в Париж.
А. Васнецов «Элегия», 1893 (собрание В.А. Васнецова, Москва) |
stavropollibblind.blogspot.com
Сказка о сказочнике. Васнецов - Журнал обо всём
Виктор Васнецов. Автопортрет, 1873
Жила-была в Москве девочка. Не большая и не маленькая. Было ей пять лет. Звали ее Лиза. Однажды под вечер пошла Лиза со своей мамой гулять, а та встретила подружку, ну и заговорилась с ней. Слушала-слушала Лизуша их разговор, стало ей скучно. И решила она немножко пошутить. Отошла потихоньку за угол, спряталась и ждет, когда же мама хватится дочки да искать начнет.
Вдруг смотрит Лиза — рыжая собака за разноцветной кошкой кинулась. Лиза побежала за ними, посмотреть, что будет. Кошка в подворотню шмыгнула, да и смотрит сверху, будто насмехается. Собака убежала, а Лизуша оглянулась и... не узнала ничего: кругом дома большущие, незнакомые. Испугалась Лизуша! Сколько раз говорила мама: заблудишься одна! Вот и заблудилась. Москва-то огромная, ни за что не найдешь свой дом, если не знаешь адреса и читать не умеешь. Эх, зачем вредничала, читать и писать учиться не хотела!
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации Васнецова к опере «Снегурочка», 1885 г.
Поплакала Лиза и пошла куда глаза глядят. Шла-шла и вдруг застыла, как вкопанная. Даже рот разинула от удивления.
Стоит прямо перед ней сказочный терем-теремок. Из толстых бревен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, точь-в-точь как в книжках, на рисунках к сказкам. Что за чудо расчудесное?
Толкнула Лиза калитку и вошла во двор. Смотрит — нет никого. Постояла немножко, поднялась по ступенькам на высокое крыльцо, потянула за кольцо железное да и попала в дом.
Виктор Васнецов. Картина «Палаты царя Берендея» 1885
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и все как будто в кружевах — в дереве разные узоры вырезаны. Лампы странные, печи, как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных ных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж лесенка ведет, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь.
Взобралась Лиза на второй этаж и очутилась в огро-о-омной комнате. Повернула голову — ой! — прямо на нее Серый Волк скачет. Посмотрела в другую сторону — мамочки! — там Баба-яга в ступе летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит. А под мышкой ребеночка держит! Обернулась назад — еще хуже: там Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит!
Виктор Васнецов. Кащей бессмертный (1920-1926)
Шмыгнула Лизуша в угол за большой аквариум, села на пол и глаза зажмурила. Будь что будет!
Посидела немножко — вроде тихо все. И чуть-чуть один глаз приоткрыла. Да это же... картины! Какие большие! Вон царевна Несмеяна сидит, тоскует; Ковер-самолет летитнад горами, над долами... Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. Ей все эти сказки читали, а теперь все они будто ожили.
А на стенах висят всякие мечи да шлемы, и рубашки какие-то железные, все из маленьких колечек. Подойти бы, потрогать... Но вставать Лизуше не хочется: устала очень. Решила она еше немножко посидеть, отдохнуть...
Васнецов Виктор Михайлович. Несмеяна-царевна.
Вдруг смотрит: открывается дверь, и неслышно входит высокий худой человек. Лицо у него красивое, борода длинная, рыжеватая. Вошел — и сразу все как-то изменилось вокруг. Те картины, что Лиза видела, куда-то пропали, а посередине комнаты появилась вдруг другая — огромная. А на ней три всадника, первый на белой лошади, второй — на громадом черном коне, а у третьего лошадка рыжая, голову пригнула, уши прижала, будто землю нюхает.
Но, главное, все живые на картине этой. Всадники толкуют, да плохо слышно, о чем — ветер в картине свистит и иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок.
Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснется, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает.
Богатыри, 1898
Не выдержала Лиза, подошла поближе посмотреть, как это у него так получается. А один из всадников, самый молодой, на рыжей лошадке, ее заметил и стал какие-то знаки делать.
Тут человек оглянулся. Глаза у него небольшие, яркие, а взгляд острый, пронзительный. — Ты откуда здесь? — говорит.— Я ведь всем запретил приходить в мастерскую, когда я работаю!
И так странно он говорил, что Лиза даже забыла испугаться. Вроде и по-русски, но все время на букву «о» очень сильно напирает, так что ее больше всех других слышно.
— А почему вы так странно разговариваете? — спросила она.
Человек вдруг улыбнулся:
— Это я «окаю» так. Привык в детстве, и теперь уж никак отвыкнуть не могу. У нас на севере все так говорят. Ну, как тебя зовут?
— Меня зовут Лиза. — сказала Лизуша. — А вы кто?
— А я здесь хозяин, — отвечал человек. — И зовут меня Виктор Михайлович.
— Знаю, знаю, — сказала Лиза,— вы художник.
— Правильно, — кивнул Виктор Михайлович.
— А вы только сказки рисуете?
— Я все умею делать — ответил человек,— и портрет написать, и дом придумать. Нравится тебе мой дом? Я сам его построил.
— Все-все сам? — не поверила Лиза.
— Нет, конечно. Тут много строителей было. Но я все нарисовал заранее, чтобы знать, куда каждое бревнышко положить надо. Такого дома ни у кого в Москве нет!
— Вы богатый, наверное, раз у вас такой огромный дом? — спросила Лиза.
— Да уж, богач... — усмехнулся Виктор Михайлович. — Давно я мечтал о своем доме, много лет. Я в деревне вырос, там домов десять всего и стояло. Нас, братьев, былошестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой все больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да темные, и зиме, кажется, конца не будет... Электричества-то тогда не было. Зажжем лучину — палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга. Так и встают они как живые...
Виктор Васнецов. Баба Яга. 1917
— Страшно было? — пожалела его Лиза.
— И страшно, и интересно. А потом надолго забылось все, когда в Петербург поехал.
— Зачем? — удивилась Лиза.
— Как зачем? Учиться хотел. Только в Петербурге, в столице, была Академия, где на художников учили...
— Вот и неправда! Столица — Москва! — невежливо перебила его Лизуша. — Нам в садике говорили.
— Нет, милая, — улыбнулся художник. — Тогда Петербург столицей был. Да-а... И оказался я там один-одинешенек. Голодал, бедствовал. Мне ведь никто помочь немог. И учился, и работал. Все сам ...
— А почему в Москве дом построили? — удивилась девочка.
— Да сказки писать только в Москве и можно! — засмеялся Виктор Михайлович. — Ты Кремльто видела?
— Видела, видела, — закивала Лиза. — Мы там с мамой и папой были.
— Ну вот. В Петербурге такого нет. Там все почти новое, старины — то не чувствуется. То ли дело в Москве — все древностью русской дышит!
— Как это?
— Москве сколько годов-то? И вообще, Москва теплая, нарядная, своевольная. Улицы кривые, узкие, а дома раньше все разные строили: где маленький, где большой, как грибы из лукошка высыпанные! Здесь я и «Богатырей» своих задумал. Нравятся они тебе?
— Нравятся... Только почему они выглядят, как живые...
— Так всегда бывает, пока картину не закончишь. А как сделаешь все, как надо, такими они и остаются навсегда.
— А как их зовут? — спросила Лиза.
— Меня, девонька, зовут Илья Муромец, — улыбнулся самый большой и сильный, что сидел посередине на черном коне.
— А я — Добрыня Никитич, — чуть поклонился строгий богатырь на белой лошади.
А третий вдруг вынул сзади какую-то непонятную штуку со струнами и начал на ней играть веселую песню.
— А что это у него? — шепотом спросила Лиза у Виктора Михайловича.
— Гусли, — так же шепотом ответил он. — Молчи и слушай! Нигде больше такого не услышишь!
Закончил молодой богатырь играть и склонил голову набок, улыбается.
— Алеша Попович я. Слыхала, может?
— Нет, — честно ответила Лиза. — Я еще маленькая. А что вы делаете там?
— Землю русскую охраняем, — ответил Илья Муромец. — На границе стоим, смотрим вокруг. Мимо нас ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит незамеченной.
— А где же у вас ружья? — спросила девочка.
— Это так давно было, что и представить нельзя. — вмешался Виктор Михайлович. — Тогда никаких ружей да пистолетов еще не было. Видишь, у Добрыни — меч. у Ильи Муромца — копье да тяжелая палица булатная, вроде дубинки, только железная. А у Алеши — лук со стрелами закаленными.
Bитязь на распутье, 1878 г.
— А рубашки у них такие же, как на стенах у вас висят, да? — догадалась Лиза.
— Да. они кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечом-то не разрубишь.
— А откуда вы все это узнали?—удивилась Лиза.
— Читал много. В музеи ходил, смотрел. В музеях вся история и хранится. Там много чего можно увидеть.
Лиза раскрыла рот, чтобы еще что-то спросить, но Виктор Михайлович приложил палец к губам:— Все! Молчок! Я должен работать!
Он опять повернулся спиной к Лизе и взял в руки кисти. Лизуше показалось обидным сидеть тут одной, никому не нужной. Она начала хныкать, сначала тихо, потом все громче и... проснулась.
Иван-Царевич на Сером Еолке, 1889 г.
Над ней, широко раскрыв глаза, стояла удивленная тетя в синем халате и со шваброй в руках.
— Откуда ты взялась, девочка? — спросила она Лизу.
— Я заблудилась, — сказала Лиза.
— Я хочу домой.Потом она оглянулась и спросила:— А где тот дядя?— Какой? — удивилась женщина.— Ну, который все эти картины написал. Его Виктор Михайлович зовут, — рассердилась Лиза. — Я же тут с ним только что разговаривала!— Эти картины написал Виктор Михайлович Васнецов! — строго сказала тетя. — Он жил давно. А мы с тобой сейчас в его доме, который стал музеем.— Все равно, я с ним сейчас разговаривала!— Значит, повезло тебе, девочка. — улыбнулась тетя. — Ты побывала в сказке. Пойдем-ка, поищем твою маму.
Аленушка, 1881
Царевна-лягушка 1918
Виктор Васнецов. Спящая царевна (1900-1926)
Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали. 1896
Ковёр-самолёт. 1880
kolybanov.livejournal.com
Васнецов В.М.
Для увеличения - нажмите на изображение
Автопортрет. 1873
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) - русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин. Однажды он сказал: "Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор. Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи - физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло "Словом о полку Игореве".
Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян. Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему. Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.
Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев. Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них - "Жница" и "Молочница" - были замечены и отмечены. В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр. В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: "Солдатская", "Народная", "Русская азбука для детей". В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.
Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.
В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.
В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году. Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году "Нищие певцы", "Чаепитие". В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова "С квартиры на квартиру", которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским. После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину "Балаганы в окрестностях Парижа" ("Акробаты"), сделал много зарисовок.
В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам. А возвратясь домой, часто говорил: "Сколько я чудес видел!" Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова "Витязь на распутье" (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета). Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:
Как прячу ехати, Живу не бывати - Нет пути ни прохожему, Ни проезжему, ни пролетному.
Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:
На праву ехати - женату выти, На леву - богатым быти.
В 1880 году появилось полотно "После побоища", где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте "Слова о полку Игореве".
В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.
В 1881 году появилась картина Васнецова "Аленушка", в 1889 - "Иван-царевич на сером волке". В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном - "Богатыри". Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу. Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова "Аленушка":
Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья, Тихая царевна Несмеяна - Родина неяркая моя! Знаю, что не раз лихая сила У глухой столицы во лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. Только все ты вынесла и снова За раздольем нив, где зреет рожь, На пеньке у омута лесного Песенку Аленушки поешь... Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать, Потому что в детстве песню эту, Знать, и надо мной певала мать!.
Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка". Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах - к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно "Каменный век" для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: "Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить".
Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. "Во время путешествия - вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен..." В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора. Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель. За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.
По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве, а в 1902 году - сделан фасад Третьяковской галереи.
В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины "Гамаюн" и "Сирин и Алконост".
Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину "Гамаюн", написал:
На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар... Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", "Царевну-лягушку", начал работать над "Поэмой семи сказок". Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.
23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
* * *
Галерея (111 изображений)
* * *
Историко-биографический фильм "Виктор Васнецов. "Я только Русью жил" (Из коллекции "Тайники русского музея" видеостудии "Кварт")Год выпуска: 2009Продолжительность: 00:26:12Формат: aviРазмер: 173 Мб
Режиссер: Г. Иванова
«...Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. "В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим" - писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.
Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру "царя"-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.
Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. "Я только Русью жил"
gorenka.org
1867 | - | Молочница | Холст, масло | неизвестно | О существовании известно из письма Васнецова к Стасову. |
1867 | Жница | Холст, масло | Тверская областная картинная галерея | ||
1869 | Портрет художника Архипа Куинджи | Холст на фанере, 46х36 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1872 | Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художника | Холст, масло. 76х56 | Собрание Всеволода Аполлинариевича Васнецова (на 1961 год). Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1873 | Автопортрет | Холст, масло. 71х58 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1873 | Нищие певцы (богомольцы) | Холст, масло. 100,5х163 | Вятский художественный музей В.М и А. М. Васнецовых | ||
1874 | Дети в лесу (Дети разоряют гнезда; Птичьи враги) | Холст, масло | Частная коллекция (Sotheby’s. 2012) | В списке Моргуновых числится как исчезнувшая, по их сведениям, продавалась в комиссионном в Москве в 1930-х годах, в фототеке ГТГ есть снимок. Продан за 284 тыс. долл. | |
1874 | Хороша наша деревня, только славушка худа (Хороши наши ребята, только славушка худа) | Холст, масло 29х46 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1874 | Поймали воришку (эскиз) | Холст, масло. 39,5х57,2 | Собрание М. Г. Кирсанова, Москва (по данным 1961 год) | ||
1874 | Чаепитие в трактире (В харчевне) | Холст, масло. 84х136 | Харьковский художественный музей | ||
1875 | Застрелился (Трагическое происшествие) | Холст, масло. 47,8х75 | Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск) | ||
1875 | Застрелился (Трагическое происшествие или Самоубийца) | Холст, масло. 27,2х23,7 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1875 | Картинная лавочка (Книжная лавочка) | Холст, масло. 84х66,3 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1875 | Картинная лавочка (эскиз) | Холст, масло. 53х45 | Государственный Русский музей | ||
1876 | С квартиры на квартиру | Холст, масло. 53,5х67,2 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1876 | В парке | Холст, масло. 28х42,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1876 | Цветущая изгородь | Холст, масло. 20х28 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1876 | Калитка | Холст, масло. 15х23 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1876 | Богатыри | Холст, масло. 27х41 | Дом-музей В. Д. Поленова | Первый эскиз маслом картины | |
1876 | Сокольничий | Холст, масло. 30,3 х 22,5 | Чувашский государственный художественный музей | ||
1877 | Акробаты (на празднике в окрестностях Парижа), Балаганы в Париже | Холст, масло. 221х136 | Государственный Русский музей. | ||
1877 | Балаганы в Париже | Холст, масло. 159,6х117,8 | Государственная Третьяковская галерея | Первый вариант картины «Акробаты» | |
1877 | Крестьянин с шестом | Холст, масло. | Государственная Третьяковская галерея | ||
1878 | Портрет Александры Владимировны Васнецовой, жены художника | Холст, масло. 100х69 | Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1878 | Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова, брата художника | Холст, масло. 75х56,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1878 | Военная телеграмма | Холст, масло. 62х79,7 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1878 | Карс (Известие о взятии Карса или Победа, Карс взяли) | Холст, масло. 80х66 | Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева | ||
1878 | Развешивание флагов (Развешивание знамени) | Холст, масло. 80х67 | Самарский областной художественный музей | Копия или авторское повторение картины «Карс» | |
1878 | Берег реки Вятки (Пейзаж на реке Вятке) | Картон, масло. 25х46 | Собрание Я. Г. Этингера, Москва (на 1961 год). Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина | ||
1878 | Портрет Татьяны Алексеевны Караваевой, бабушки жены художника | Холст, масло. 43х32 | Государственный художественной музей Эстонии, Таллин | ||
1878 | После побоища Игоря Святославича с половцами (эскиз) | Холст, масло. 14,5х27 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1878 | Витязь на распутье | Холст, масло. 79×147 | Серпуховский историко-художественный музей | ||
1879 | Преферанс | Холст, масло. 84x136 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1879 | Ахтырка | Холст, масло. 33х48,5 | Дом-музей В. Д. Поленова | ||
1879 | Дичок (Этюд. Крестьянская девочка) | Холст, масло. 26,2х14,7 | На 1961 год принадлежал Вл. Ник. Прахову, Ташкент. Музей-заповедник Абрамцево | ||
1879 | Битва русских со скифами (эскиз) | Холст, масло. 27х39,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1879 | Абрамцево | Холст, масло. 19х47,5 | Дом-музей В. Д. Поленова | Этюд для первого плана картины «Богатыри» | |
1879 | Девушка в старинном русском одеянии | Холст на картоне, масло. 32 х 12,5 | Государственная Третьяковская галерея. | Этюд для картины «Три царевны подземного царства». | |
1879-начало 1880-х годов | Березы (Абрамцево) | Холст, масло. 34х26 | Дом-музей В. Д. Поленова | ||
1870-е годы | Вынос иконы (эскиз) | Холст, масло. 22х32 | Собрание П. Н. Крылова, Москва (на 1961 год) | ||
1870-е годы | Избушка на курьих ножках | Холст, масло. 58х38,3 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1870-е годы | В раздумье (Витязь на коне въезжает в дремучий бор) | Картон, масло. 66,5х98,3 | Собрание В. Н. Аралова (на 1961 год) | ||
1870-е годы | Витязь на распутье | Холст, масло. 29,5х54 | Новосибирский государственный художественный музей | В Госкаталоге датирован явно ошибочно 1895 годом, но с пометкой «1-й вариант картины „Витязь на распутье“» | |
1880 | После побоища Игоря Святославича с половцами | Холст, масло. 205х390 | Государственная Третьяковская галерея. | ||
1880 | Девушка с бадейками (За водой) (Ахтырка) | Холст, масло. 38х28 | Собрание В. В. Величко (на 1961 год). Дом-музей В. М. Васнецова. | ||
1880 | Река Воря (Ахтырка) | Холст, масло. 33х23 | Частное собрание (на 1961 год). Музей-заповедник Абрамцево | ||
1880 | Ахтырский дуб, Дуб в Ахтырке | Холст, масло. 33,5х47,6 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1880 | Ковер-самолет | Холст, масло. 165х297 | Нижегородский государственный художественный музей | ||
1880 | Ковер-самолет (эскиз) | Холст, масло. 24,7х39 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1880 | Баян (эскиз) | Холст, масло. 34,5х42,8 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1880 | Песнь о Сальгаре (эскиз) | Холст, масло. 42х32 | Собственность Т. В. Васнецовой (на 1961 год) | ||
1880 | Аленушка (эскиз) | Холст, масло. 26,3х19,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1880 | Пруд в Ахтырке | Холст, масло. 34х22 | Государственная Третьяковская галерея | Этюд к картине «Аленушка» | |
1880 | Мелколесье. Ахтырка | Холст на картоне, масло. 14х48 | Музей-заповедник Абрамцево | Этюд к картине «Богатыри» | |
1880 | Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) | Холст, масло. 15,8х22,55 | Музей-заповедник Абрамцево | Этюд к картине «Богатыри». В музее датируют 1884 годом. | |
1881 | Три царевны подземного царства | Холст, масло. 152,5х165 | Государственная Третьяковская галерея | Первый вариант картины | |
1881 | Битва русских со скифами | Холст, масло. 161,5х295 | Государственный Русский музей | ||
1881 | Аленушка | Холст, масло. 173х121 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Аленушка (этюд) | Холст, масло. 28х19 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Аленушка (этюд) | Холст, масло. 43х33 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Аленушка (этюд) | Холст, масло. 68х48 | Музей-заповедник Абрамцево | Авторское повторение | |
1881 | Осока | Холст на картоне, масло. 48,4х33,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Пруд в Ахтырке | Холст на картоне, масло. 32х23,4 | Собрание В. В. Васнецова, Москва (на 1961 год). Дом-музей В. М. Васнецова | В музее помечен 1880 годом и фигурирует как этюд к картине «Аленушка» | |
1881 | Пруд (Аленушкин пруд) | Холст, масло. 49х33,2 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1881 | Деревья у пруда (Пейзаж. Дубы в Абрамцеве) | Холст, масло. 43х29 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1881 | Опушка елового леса | Холст, масло. 48,5х32,5 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Затишье | Холст, масло. 62,5х16 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1881 | Юный крестьянин (Александр Михайлович Васнецов) (этюд) | Холст, масло. 29,1 х 17 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Витязь на распутье -1882 | Холст, масло. 167, 299 | Государственный Русский музей | ||
1882 | Спящая царевна (эскиз) | Холст на фанере, масло. 32,5х41,5 | Дом-музей В. М. Васнецова | В данном варианте картина не была осуществлена | |
1882 | Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровым в Новгороде в 1478 (эскиз) | Холст, масло. 41,6х46,1 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | В костюме скомороха (этюд) | Холст, масло. 66х52 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1882 | Ворон (Зачем я не птица, не ворон степной) | Холст, масло. 160х98 | Дом-музей В. Д. Поленова | ||
1882 | Богоматерь с младенцем | Холст, масло. 171х98 | Дом-музей В. М. Васнецова | ||
1882 | Богоматерь с младенцем (эскиз) | Холст, масло. 32х17 | Государственная Третьяковская галерея | Эскиз иконы Абрамцевской церкви, послуживший впоследствии эскизом росписи апсиды алтаря Владимирского собора в Киеве. | |
1882 | Богоматерь с младенцем (икона) | Медь, масло. 47,5х35,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Владимир (икона) | Медь, масло. 53,5х15,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Сергий (икона) | Медь, масло. 138х61,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Алексий митрополит (икона) | Медь, масло. 53,5х15,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882 | Пейзаж в Ахтырке | Холст, масло. 22,3х32,5 | Музей-заповедник Абрамцево | Этюд к картине «Богатыри» | |
1882 | Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) | Холст, масло. 34,7х49,3 | Государственная Третьяковская галерея | Очень близок к "Пейзаж в Ахтырке". Дата по Моргуновым, в каталоге ГТГ датирован годом ранее — 1881. Этюд к картине «Богатыри» | |
1882 | Богоматерь (эскиз) | Картон, масло. 51 х 41,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882-1885 | Каменный век (фриз) | Холст, масло. Общая длина 19 м 40 см. | Государственный исторический музей | Две части. Короткая «Пиршество» имеет размер 3,3х2,3 | |
1882-1885 | Мужчина, обтесывающий камень (этюд) | Холст, масло. 26,3х16,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882-1885 | Мужчина на коленях | Холст, масло. 20,5х16,5 | Музей-заповедник Абрамцево | ||
1882-1885 | Пиршество | Холст, масло. 56х80 | Государственная Третьяковская галерея | ||
1883 | Витязь с мечом | Холст, масло. 83,8х58,2 | Государственная Третьяковская галерея | Писано с Петра Михайловича Васнецова, брата художника | |
1883 | Дубы (Дубовая роща в Абрамцеве) | Холст на картоне, масло. 36х60. | Государственная Третьяковская галерея | ||
1883 | Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой (этюд) | Холст, масло. 80х62. | Государственная Третьяковская галерея | Этюд для фигуры Елены Прекрасной в картине «Иван-царевич на Сером волке» | |
1883 | Березки (Осинка и березка) (этюд) | 34х24,5 | Собрание И. И. Дяденко, Москва (на 1961 год) | ||
1883 | Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров | Холст, масло. 87,5х67,5. | Государственная Третьяковская галерея | ||
1884 | Портрет Марка Анатольевича Антокольского | Холст, масло. 73,5х51. | Государственная Третьяковская галерея |
www.renesans.ru
Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. Васнецов показал здесь прекрасный характер того, как можно создавать исторический портрет живо, глубоко, проникновенно, убеждающе. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. В самом деле, исторические народные песни об Иване IV показывают его как царя грозного, но мудрого. Но и впечатления, полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, поразивших его в Москве, особенно от собора Василия Блаженного, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Вот как вспоминает Аполлинарий Васнецов переживания его брата после переезда в Москву и ознакомления с памятниками старинного русского зодчества: "Брат удивил нас всех подлинными слезами умиления перед Кремлевскими стенами, Василием Блаженным и остальными памятниками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, обегая всю Москву. Так могуча была в нем любовь к родному".* О том же писал и Стасов, основываясь на личных высказываниях В.Васнецова: "Всего же более нужна и дорога была Москва Васнецову. Это была натура совсем особенного рода. Это был человек, который всем существом своим дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом..."* Можно с уверенностью сказать, что эти впечатления стали основой творческого замысла и построения композиции картины "Иван Грозный". В ней большое значение принадлежит древнерусской архитектуре как фону картины. Все это обусловило создание того образа Грозного, который величественно выступает перед нами на картине Васнецова. Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобразие личности Грозного, его значительность чувствуется во всем облике царя, в его лице. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим, но, господствуя, царь в то же время неразрывно с ним слит. Колорит картины строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой – в ярко-зеленый тон рукавиц. Освещение личности Грозного русской исторической наукой во второй половине XIX века было односторонним. О нем говорилось главным образом как о тиране, изверге, больном человеке. В искусстве среди предшественников Васнецова всех глубже подошел к пониманию этого выдающегося государственного деятеля М.М.Антокольский. В своей статуе он изобразил его умным, сосредоточенным, волевым человеком, но уже больным и дряхлым. Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, даже рисунка ткани, говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Архитектурный фон картины – создание творческой фантазии Васнецова – передает черты своеобразия старинных наших построек с такой верностью, что к нему приложимы слова поэта: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Несмотря на то, что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, чувствуются ее крутые повороты, ее узость, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого! "Иван Грозный", оконченный в начале 1879 года, был выставлен Васнецовым на XXV Передвижной выставке. Это свидетельствует о том, что художник считал свое произведение удавшимся, т.к. эта выставка была юбилейной в Товариществе, и рядовую вещь Васнецов вряд ли счел бы возможным показывать. Он не дал даже, считая картину еще незавершенной, "Богатырей", которых у него настойчиво просили на ту же выставку. |
literatura5.narod.ru
Картины Васнецова В.М. Репродукции картин в СПб, портреты, живопись
Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в небольшом селе Лопьял, которое находилось на территории Вятской губернии. Его отец, местный православный священник, в десятилетнем возрасте отдал Виктора в духовное училище, где он учился на протяжении 4 лет. Немногим позже будущий художник учился в Вятской духовной семинарии. Но из-за большой любви к искусству, доучившись до четвертого курса, Васнецов, после того, как получил благословение отца, бросил семинарию и отправился в Петербург. Здесь он с 1867 года брал уроки рисования в Художественной школе. В 1868 году Васнецов поступил в Академию художеств и окончил ее в 1873 году.
В 1869 году Васнецов начал выставлять напоказ свои работы. В то время это были картины, написанные преимущественно в серовато-коричневой гамме. Кроме этого, он рисовал для дешевых изданий и журналов.
На раннем этапе профессионального творчества Виктор Васнецов отдавал предпочтение бытовой тематике. Об этом свидетельствуют такие его работы, как «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877) и многие другие. Некоторое время спустя художник переключился на историческую и военную тематику, а также стал изображать истории из русских народных сказок. В частности, в этот период были написаны картины Виктора Васнецова «Аленушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Иван Царевич на сером волке» (1889) и другие. В период с 1881 по 1898 год художник создал самую знаменитую свою картину «Богатыри».
В 1885 году художник был приглашен в Киев для осуществления росписи Владимирского собора. Этой работе он посвятил много лет и закончил ее в 1896 году. Во время выполнения оформления собора Виктор Михайлович сумел внести в привычную церковную живопись некоторую эмоциональность и содержание.
Кроме всего прочего, Васнецов выполнил множество портретов, акварелью нарисовал иллюстрации к произведению Пушкина «Песни о вещем Олеге» (1899). В 1906 году Виктор Михайлович выполнил декорацию фасада Третьяковской галерее, на котором был изображен св. Георгий Победоносец, убивающий дракона.
На самом позднем этапе своего творчества художник был переполнен мрачными переживаниями из-за террора, пришедшего с революцией в стране. Его произведения «Царевна-Лягушка» (1901-1918) и «Бой богатыря Добрыни Никитича против семиглавого Змея Горыныча» имеют в себе некий аллегорический подтекст. После завершения революции Васнецов отошел от художественного творчества и преимущественно занимался портретами, а одной из последних его работ стал портрет художника Михаила Нестерова (1926).
Виктор Васнецов умер в СПб 23 июля 1926 года.
Как сделать заказ?
Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас- понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
- суббота-воскресенье - выходной
или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.
Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:
www.reprodukciikartin.ru
"Слово о полку Игореве" и живопись. Картины В.М. Васнецова
Картина "После побоища Игоря Святославича с половцами". 1880 г. Холст.Масло. ГТГ.
Знакомство Виктора Михайловича Васнецова(1848-1926) с величайшим памятником древнерусской письменности произошло ещё в Вятке. В вятской семинарии Васнецов был знаком с рядом лиц, среди которых находился ссыльный епископ Адам Красинский, известный своим переводом на польский язык "Слова о полку Игореве", опубликованном в 1856 году. Приехав в Петербург в 1867 году, Васнецов вошёл в кружок учеников Академии художеств и студентов университета, в котором встречался со студентом И.Т.Савенковым, любителем древнерусской письменности, нередко с увлечением читавшим русские былины. Значительное влияние имело длительное знакомство Васнецова с М.В.Праховым, который, ещё будучи студентом университета, избрал темой научной работы "Слово о полку Игореве". Всё это не прошло бесследно для Васнецова в ранний период его работы над эскизами картины "После побоища Игоря Святославича с половцами". Мотивы и темы "Слова" встречаются в эти годы в произведениях художников, появляются иллюстрации М.А.Зичи к "Слову" в переводе Гербеля, картина "Плач Ярославны" В.Г.Перова, рисунки Н.Н.Каразина и другие.
Васнецов воспринимал задачу исторической живописи, как её понимали его современники: "Только тот исторический сюжет годится для искусства, который затрагивает настоящее с прошедшим по сродству идей..."(Ф.И.Буслаев "О задачах эстетической критики"). И он откликнулся своей картиной на взволновавшие русское общество военные события 1877-1878 годов. Васнецов показал присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Великий патриотизм пронизывает древнерусскую поэму, и он был созвучен настроениям русских людей в годы русско-турецкой войны.
В тексте "Слова" есть высоко поэтические строки о битве русских с половцами: "Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали знамена Игоря... тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли на землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось".
Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мёртвым телом прикрыть, защитить родную землю.
Васнецов сосредоточил внимание на той части "Слова", в которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Ему созвучно было в "Слове" полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он "скрепил ум силою своею и поострил сердце своё мужеством; исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую...И сказал Игорь-князь дружине своей: "О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленённым". Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига.
Картина "Витязь на распутье". 1882 г. Холст. Масло. ГРМ.
Увлечение Васнецова народным эпосом проявилось в картине "Витязь на распутье". Тема возникла под впечатлением былины "Илья Муромец и разбойники". Во время работы над картиной художник создал множество эскизов, добиваясь былинно-эпической выразительности и красоты образа могучего богатыря, полного напряжённой думы и внутренней сосредоточенности, готовности вынести всё, что обещает выбираемый им путь. Не менее настойчиво искал Васнецов облик вещего, придорожного камня, имеющего в картине чрезвычайно большое значение, искал воплощения в пейзаже былинного настроения.
Главное место в картине занимает образ витязя на великолепном белом коне. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. Внутренне правдива поза витязя, выражающая сосредоточенное размышление, спокойную готовность его быть верным выбранному трудному пути. В картине найдено колористическое единство, нужная цветовая гармония несколько приглушенных тонов. Умело сопоставлены голубоватые тени и тёплые розовые отсветы заката на камне и гриве коня. Всюду разбросаны по необъятным пространствам поля валуны. На тёмной зелени светлеют кости и черепа погибших витязей. Чёрные вороны выражают напряжённую тревогу и вещают об опасности каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне ("Как пряму ехати – живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному"). Пейзаж картины "Витязь на распутье" близок восприятию природы, присущему сказителям народных былин, он органично сливается с образом витязя. Этот пейзаж – первый из ряда тех, которые в дальнейшем Васнецов воплотил в своих историко-былинных произведениях, неразрывно связав их с образами героев.
Тема выбора, стоящего перед героем картины Васнецова, созвучна "Слову о полку Игореве". "И сказал Игорь-князь дружине своей: "О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть; так сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон". Игорь сам определяет для себя проблему выбора. Он выбирает действие, риск, берёт ответственность на себя и вступает в поединок с судьбой. В князе Игоре мы видим начало линии положительного героя русской литературы, с его максимализмом, вечным борением, жаждой действия. Перед Игорем – вечный выбор, точно так же, как перед героями сказок и героем картины "Витязь на распутье". Композиция картины такова, что зрители как бы разделяют раздумья витязя. Он стоит к нам, зрителям, вполоборота, так, что мы находимся вместе с ним лицом к камню, на котором выбиты слова зловещего пророчества. Художник ставит коня и всадника таким образом не случайно. Это принцип иконной живописи – закон обратной перспективы. Но это ещё и принцип русской литературы и философии – свобода выбора и право выбора. И зритель выбирает то же, что и герой, что и князь Игорь. Ясно, что витязь поедет прямо, несмотря на то, а, может быть, именно потому, что впереди – гибель.
(Из книги: Н.Моргунов. Н.Моргунова-Рудницкая. Васнецов. Жизнь и творчество. – М.: Искусство, 1962)
literatura5.narod.ru