Художник Васнецов А.М. Художник васнецов картины


Художник Васнецов А.М. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа 1856 года в селе Рябово в Кировской области. Интерес к рисованию Аполлинарий проявил еще в раннем детстве. Первые уроки живописи он брал у своего старшего брата Василия. Сложное материальное положение семьи не позволяло ему получить систематическое образование в живописи. Обучаясь в Вятском духовном училище, Аполлинарий берет уроки у Михала Эльвиро Андриолли, польского художника.

Окончив училище в 1872 году, Васнецов, по примеру своего старшего брата отправляется в Петербург. Именно в это время происходит значительный прорыв в развитии Васнецова как художника. Он работает под руководством брата, знакомится с В.М. Максимовым, И.Е. Репиным, другими известными художниками. В этот период юноша поглощен самообразованием, причем преимущественно разносторонним. В скором времени Васнецов, увлекшись идеями народнического движения, становится сельским учителем в селе Быстрица Орловской области. По прошествии трех лет Аполлинарий понимает, что идеи народничества несовершенны. Он разочаровывается в этом течении и отправляется в Москву.

С этого момента начинается полноценное развитие личности Васнецова именно как живописца. Определяется и одна из ведущих тем творчества художника – архитектурные красоты Москвы. В творчестве Васнецова появляются и картины, связанные с вятской природой («Вятский пейзаж», «Пасека», «Старая дорога»). Эти работы тесно связаны с ранним творчеством художника: детали выписаны очень тщательно, цвет остается глухим, манера письма несколько однообразной.

Необходимость получать средства к существованию вынуждает Васнецова сотрудничать с некоторыми московскими журналами, выполняя для них рисунки. Также Васнецов пробует свои силы в писательском деле, отправляя в журналы свои рассказы.

С 1882 года Аполлинарий Васнецов становится частым гостем на даче у своего брата. Дача располагалась недалеко от имения Саввы Мамонтова Абрамцево. Васнецов общался со многими представителями абрамцевского кружка.

Начиная с 1883 года, Аполлинарий Васнецов постоянно участвует в выставках, проводимых Товариществом Передвижных Художественных Выставок. С 1885 года художник много путешествует, посещает Украину, Германию, Италию, Францию. В 1900 году ему присваивают звание академика за заслуги в мастерстве художника. Около семнадцати лет Васнецов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Аполллинарий Васнецов скончался 23 января 1933 года в Москве.

 

Лучшие картины Васнецова А.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

В. Васнецов: картины » Выдающиеся художники

В.М.Васнецов. "С квартиры на квартиру"

В.М.Васнецов "С квартиры на квартиру"

Кто из великих русских художников более велик и известен, можно выяснять бесконечно. Но кто из них самый сказочный и любимый даже детьми, спорить не придется – это Виктор Михайлович Васнецов.

Начав учиться живописи у Андриоли, юный Васнецов помогает мастеру расписывать Вятский собор. Эта работа так его захватила, что он, не окончив духовной семинарии, о чем мечтал его отец, поступает в Академию Художеств. Там он знакомиться с Ильей Репиным и некоторыми из художников-передвижников. Под их влиянием начинает писать картины социальной направленности: «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру». На них изображены типичные представители бедноты: давно не чиненые армяки, стоптанные лапти.

В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Картина «С квартиры на квартиру» сравнивалась по эмоциональности написания с творчеством Ф.М.Достоевского. Казалось бы, типичная картина: дряхлые муж и жена с нехитрыми пожитками перебираются из одной трущобы в другую. Все их вещи поместились в один небольшой тюк. Они сгорбились не только от промозглого ветра, но и от безысходности, которая навалилась на них. А за их спинами величаво возвышается шпиль Петропавловской крепости, на фоне которого они выглядят еще более жалкими и потерянными.

Васнецова считали превосходным жанристом, он мог настолько точно предать характер изображаемых им людей, что без лишних слов становится понятен не только их социальный статус, но и внутренний мир. Так было с картиной «Преферанс». С первого взгляда понятно, кто из игроков безнадежно проигрывает, залез в долги, а кому удалось сегодня сорвать банк (судя по всему, не совсем честной игрой). Несмотря на то, что критики и общественность благосклонно отнеслись к творчеству художника, картиной «Преферанс» Васнецов закончил жанровую живопись.

В.М.Васнецов. "Богатыри"

В.М.Васнецов "Богатыри"

В 1880 году на выставке коллег-передвижников Виктор Васнецов выставляет картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Сразу же в газетах появились недоброжелательные отзывы, картина была названа мрачной, «воспевающей трупы». Лишь друзья и некоторые из критиков оценили картину как «самобытную, наполненную русским духом». Так же считал и меценат С.И.Мамонтов, который предложил Васнецову написать картины для украшения зала заседаний Донецкой железной дороги. Васнецов с радостью соглашается, и темой своих полотен выбирает русские сказки и былины. «Ковер‑самолет», «Битва славян со скифами», «Три царевны подземного царства» – эти три панно становятся первыми в новом направлении творчества художника. Сказки, мифы, легенды и былины завладевают кистью Васнецова.

В.М.Васнецов. "Аленушка"

В.М.Васнецов "Аленушка"

В 1881 году В.М.Васнецов пишет картину «Аленушка». Она считается самой поэтичной не только в творчестве художника-сказочника, но и во всей русской живописи. Печальная девочка олицетворяет собой сиротскую долю, все тяготы, связанные с ней. Но она грустит не одна: к ней, сочувствуя ее горю, склонились осока и березка. И даже речка замедлила свое течение, проникшись нелегкой судьбой сироты.

Позже было написано полотно «Богатыри». Вот где русского духа в избытке! От картины просто веет мощью Руси, ведь рубежи ее охраняют чудо-богатыри, которые и близко не подпустят неприятеля. Эта картина открыла первую персональную выставку В.М.Васнецова, которая состоялась в 1899 году. Критики были очарованы и «Богатырями», и «Иваном-Царевичем на Сером Волке», и «Встречей Олега с волхвом». Никому из них в голову не приходит называть полотна мрачными и унылыми, каждая из них удостаивается лишь превосходных эпитетов. После такой реакции у художника появляется огромное количество подражателей: русская былинная тема становится очень популярной.

В.М.Васнецов. "Спящая царевна"

В.М.Васнецов "Спящая царевна"

Революция 1917 года была воспринята Васнецовым спокойно, без надрыва, он считал ее «волей народа». На его творчестве изменение строя в стране не повлияло: он по-прежнему занимается любимым делом. Васнецов иллюстрирует сказки А.С.Пушкина, рисует картины «Змей Горыныч»,«Спящая царевна», «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Бой Ивана-царевича со змием».

По некоторым данным, новая власть предлагала Виктору Михайловичу сменить направление творчества, занявшись воспеванием «революционного рабочего класса», но художник отказался, сославшись на преклонный возраст. До последних дней он остался верен сказочной теме.

www.palitra.co

Русская живопись. Художник Васнецов Виктор Михайлович. Биография. Картины

Васнецов Виктор Михайлович

Художник-передвижник. Учился в духовной семинарии, Академии художеств. На начальном этапе творчества отметился как автор нескольких жанровых картин. Начиная с 1880-х писал монументальные полотна на темы русского эпоса и народных сказок, наполняя их мыслями и чувствами, живущими в народном творчестве. Известен также как портретист, автор архитектурных проектов в «русском стиле». Просмотреть картины Васнецова

Биография и творческая деятельность

Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. В семье Васнецовых было шестеро сыновей, из которых Виктор был вторым. Детство Виктора Михайловича прошло в селе Рябово, той же Вятской губернии. Отец будущего художника, Михаил Васильевич Васнецов был священником, разносторонне образованным человеком, детям также старался дать разностороннее образование. В семье читали научные журналы, рисовали. С детства мальчик увлекся рисованием.

В 1858 году Васнецов, следуя по стопам отца, едет в Вятку, где сначала поступает в духовное училище, а затем и в духовную семинарию. В семинарии будущий художник увлекся изучением летописных сводов, древнерусской литературы, русской старины. Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью: он много рисовал с натуры, копировал музейные оригиналы, иногда писал картины масляными красками. Через несколько лет его успехи в живописи стали настолько очевидны, что он был приглашен польским художником Э. Андриоллив помощником для декорирования вятского кафедрального собора. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Однако эти рисунки были опубликованы только в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова».

В августе 1867 года Васнецов уезжает в Петербург поступать в Академию художеств. Молодой человек успешно сдал экзамены, однако в силу своей застенчивости не узнал, что был принят. Поэтому зиму 1867-1868 годов Васнецов занимался в школе при Обществе поощрения художеств, где одним из преподавателей у него был И.Н. Крамской. В следующем учебном году Васнецов наконец начинает учебу в Академии художеств. Здесь Васнецов знакомится с будущими передвижниками Репиным, А. Куинджи, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым.

Проучившись в Академии немногим более года, Васнецов удостаивается двух Малых серебряных медалей за картину «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры. Через два года художник получает большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».

Однако вскоре Васнецов потерял интерес к учебе в Академии. Причиной тому стала тяга художника к писанию картин на темы из русских былин и сказок. Вообще этот период в жизни художника выдался очень тяжелым. Умирает его отец, к Виктору из Вятки приезжает брат Аполлинарий. Чтобы обеспечить себя и своего брата и себя, Васнецов много работает. Художник выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпяпского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова, к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица».

В 1874 году за картины «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. В этот же год художник экспонирует свою картину «Чаепитие в трактире» на Третьей выставке Товарищества передвижников. Вообще все картины этого периода творчества художника носят жанровый характер. Среди наиболее известных «Нищие певцы», «Книжная лавка», «С квартиры на квартиру».

В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке, и «Акробаты». В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Художник хотел подарить этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после окончания работы над большим полотном.

После возвращения в Россию, Васнецовым овладело стремление посвятить свое творчество сказочно-былинным сюжетам. Однако художник все еще продолжал писать жанровые произведения. Одним из последних таких произведений стала картина «Преферанс», написанная в 1879 году.

В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Картина была экспонирована на VIII Выставке Товарищества передвижников и приобретена Третьяковым. В этом же году живописец работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Эти картины были приобретены известным в России промышленником и меценатом Мамонтовым и его братом. Сами произведения выставлялись на VIII и IX выставках Товарищества передвижников в 1880 и 1881 годах.

Также Васнецов проявил себя как художник-портретист. Живописец писал только лишь близких или интересных ему людей. Среди портретных работ художника следует отметить картины «В костюме скомороха» (1882), портрет Н. Мамонтовой (1883), Т. Мамонтовой (1884), Б. Васнецова, сына художника (1889), Е. Праховой (1894), В. Мамонтовой (1896), Т. Васнецовой, дочери художника (1897).

В 1881 г. Васнецов пишет знаменитую картину «Аленушка». Художник продолжает посвящать свое творчество эпическим темам: в 1881-82 годах создаются полотна «Битва славян с кочевниками» (1881), «Витязь на распутье» (1882).

В 1885 году Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник работал над росписью Собора более десяти лет. За это время он выполнил около 400 эскизов, при участии своих помощников расписал свыше 2000 кв. м стен. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. При подготовке к росписи, Васнецов проделал огромную работу: художник ознакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Работая в соборе, Васнецов постоянно проверял, соответствуют ли его росписи церковным каноном. После окончания росписи киевского Владимирского собора художник получил заказы на оформление храмов в Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Петербурге, Варшаве.

Около двадцати лет Васнецов работал над монументальным полотном «Богатыри» (1881-98). Эту картину приобрел П. Третьяков для своей галереи. Это было одно из последних приобретений Третьякова. Также следует отметить картину «Иван-Царевич на сером волке», которая была экспонирована в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге.

В марте-апреле 1899 года в Академии художеств в Петербурге прошла персональная выставка Васнецова, на которой художник представил тридцать восемь своих полотен. Центральное место в экспозиции заняла картина «Богатыри», вершина былинно-сказочного творчества Васнецова.

Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года. В Москве, в доме, где жил художник, открыт музей Васнецова.

Картины Васнецова  

art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта